Майор Никита Желтов: Жёны военных - героини!

Иван Макеев / kpmedia.ru
В эфире Радио «Комсомольская правда» слушатель Военно-инженерной академии, майор Никита Желтов

И. Измайлов:

- В студии Игорь Измайлов. Сегодня с нами майор Никита Желтов, слушатель Военно-инженерной академии. Никита Александрович, приветствую вас.

Н. Желтов:

- Здравствуйте.

И. Измайлов:

- Почему Никита Александрович сегодня с нами? Потому что это тот случай, когда можно общаться бесконечно. Во-первых, это интересно, а во-вторых, это и предельно важно – поговорить с участниками и героями специальной военной операции. Специальная военная операция продолжается до выполнения всех поставленных целей, которые и обеспечивают нашу безопасную жизнь и спокойное небо. Враг виден, за врагом сегодня стоит весь коллективный Запад, и поэтому все те, кто находится на передовой и в зоне специальной военной операции, ездят туда в командировки, все бесконечно важны, и с каждым хочется поговорить, узнать, как их глазами выглядит все, что там происходит.

Никита Александрович, вы удостоены государственных наград. Расскажете?

Н. Желтов:

- Да, удостоен государственных наград. Был награжден орденом Мужества. С начала военной операции, с февраля выполняли задачи.

И. Измайлов:

- Вы с первого дня там?

Н. Желтов:

- Да, с первого дня, с 24 февраля. И при выполнении задач был удостоен государственной награды. Как все произошло? Без конкретных населенных пунктов, фамилий, званий. В одном из населенных пунктов противник, отходя из этого населенного пункта, подорвал мосты. В населенном пункте находилось три моста - два автомобильных, один пешеходный. Автомобильный он подорвал, наша техника не смогла бы пройти на другую сторону. Необходимо было преодолеть водную преграду. Командир дивизии вызвал меня и поставил задачу, что необходимо пройти по пешеходному мосту, он был заминирован в тот момент и прикрывался снайперами, и сапер управлял этим подрывом. Было спланировано действие в один из дней, и в 16 часов под прикрытием, при радиомолчании мы зашли на этот мост, лично разминировал этот мост, заняли небольшой плацдарм. После этого две группы специального назначения зашли и стали выполнять задачи. Это способствовало преодолению данной водной преграды, в дальнейшем была наведена переправа, задача была выполнена, и пропуск техники и личного состава осуществился. И этот населенный пункт был взят. После этого и был награжден орденом Мужества.

И. Измайлов:

- Интереснейшая история. У вас опыт к этому моменту уже большой был накоплен по подобного рода мероприятиям?

Н. Желтов:

- По порядку разминирования?

И. Измайлов:

- То, что вы описываете, это достойно, мне кажется, фильма, книги. Потому что видится большое напряжение в этом. Громадная ответственность на вас. Специфика специальной военной операции связана с дронами, когда просто в любой момент с неба тебя могут, ты не видишь противника, опасно.

Н. Желтов:

- На тот момент, в начале специальной военной операции, не было столько дронов, сколько сейчас, будем смотреть правде глаза. Ии не было у нас таких разведсредств. Невозможно было понять, что там заминировано и каким способом будет управляться подрыв данного моста. Скорее всего, это была классика. Это все по проводам, с пультом управления и так далее. Этому обучали нас в военных училищах, было в принципе все предельно ясно. Только единственное, там уже на месте необходимо было быстро принять решение, дабы сберечь личный состав и выполнить задачу.

И. Измайлов:

- От вас фактически зависели жизнь и людей.

Н. Желтов:

- Да. Я понимал это, и необходимо было не просто выйти туда и выполнить задачу, но необходимо было их направить на выполнение этой задачи, смотивировать, чтобы они поняли, для чего это необходимо, что от них сейчас требуется, и в кратчайшие сроки качественно выполнили задачу. Это получилось, и после выполнения этой задачи весь личный состав был возвращен, и все были живы и здоровы.

И. Измайлов:

- Это все происходило в специальном костюме?

Н. Желтов:

- Нет. Потому что специальные костюмы предназначены для разминирования местности в тыловых районах, уже занятых нашими войсками. И они тяжелые. Да, они защищают, безусловно. Они помогают выполнять задачи по разминированию местности. Но при выполнении задач, где необходима динамика и мобильность, они не подходят.

И. Измайлов:

- Быстро, четко?

Н. Желтов:

- Быстро, четко все должно быть.

И. Измайлов:

- Вы свою работу сделали, разминировали четко, дали команду, что можно идти, ваши коллеги пошли. А вы как?

Н. Желтов:

- На тот момент чувство тревоги было изначально. Наверное, не страх больше, это больше тревога такая была. Выполнили задачу, когда уже личный состав зашел туда, после этого моя задача была вывести людей своих, вернуть своих людей, чтобы они все вернулись живыми. После того, как мы уже вышли, я выходил крайним оттуда, наверное, эмоции зашкаливали. Я дал команду выходить, они начали выходить. Я выбегал один из последних уже, возвращался. И все вернулись живыми, здоровыми, погрузились на бронемашину и убыли в район сосредоточения.

И. Измайлов:

- Эмоции зашкаливали?

Н. Желтов:

- Радость, что задача была выполнена, что получилось, что мы на правильном пути, мы справимся и мы победим.

И. Измайлов:

- А страх есть? Или он до, после?

Н. Желтов:

- Имеете в виду чувство страха? Оно присутствует, конечно, безусловно, потому что страх должен быть, но им надо уметь управлять и понимать. Без страха не бывает. Он должен быть.

И. Измайлов:

- Вы в начале сказали, что изменился характер специальной военной операции, связанный с тем, что поначалу и средства связи, и разведка, и дроны - немножко все это по-другому было. Сейчас дроны висят везде. Сейчас более сложно стало? Вы на передовой работаете, это не разминирование, когда уже освобождены территории, перед заходом сельхозтехники строительной.

Н. Желтов:

- Я скажу так, что характер изменился, безусловно. Но нужно понимать, что, когда мы выполняем задачи по наступлению, ведем наступление, ведем активные действия, нам больше необходимо средств разведки. Если мы обороняемся, то нам необходимы дроны, которые будут выполнять задачи по уничтожению вражеской техники, такие как FPV-дроны, назовем их дроны-камикадзе. Они, безусловно, нужны, мы развиваемся в этом направлении, активно развиваемся. Даже сейчас, смотря на Курскую область, сколько техники врага, сожженной именно дронами. Мы находимся сейчас в обороне, стараемся выдавить противника, блокировать и выполнить задачи по нейтрализации его действий. А вообще в инженерных войсках присутствует весь спектр инженерных задач, осуществление инженерного обеспечения подразделений, начиная от инженерной разведки местности, противника и объектов, заканчивая скрытием и имитацией важных районов и объектов. Есть десять задач инженерного обеспечения, которые выполняются подразделением. Они могут быть выполнены как в тыловых районах, так и на передовых позициях наших подразделений.

И. Измайлов:

- Мы с вами говорим в московской студии. В зону специальной военной операции у вас командировки, а сейчас вы на повышении квалификации, на углублении знаний. Ваши коллеги рассказывают о том, что постоянно противник совершенствует свои технические средства. Речь идет о минировании исключительно западными теперь уже образцами. Каждый раз встречается что-то новое? Вы имеете возможность учиться прямо на поле боя? В чем специфика вашего обучения здесь?

Н. Желтов:

- Здесь мы изучаем основополагающие документы, моменты, которые связываем с практикой, полученной на специальной военной операции. В связи с этим меняется немножко мировоззрение, и задача становится выполнять проще. Но в зоне специальной военной операции мы получаем практику, здесь мы получаем теорию. Когда теория накладывается на практику, это самое главное.

И. Измайлов:

- А после обучения вы возвращаетесь в зону специальной военной операции?

Н. Желтов:

- Да.

И. Измайлов:

- Здесь, в тылу, не только обучение, но у вас есть возможность повидаться с близкими, с родными. Расскажите о себе, откуда вы родом?

Н. Желтов:

- Я родился 23 мая 1991 года, , в Свердловской области, в рабочем городе Тавда. После окончания школы поступил в Тавдинское профессиональное училище по специальности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Проучился там три года, в это время активно занимался спортом - боксом, легкой атлетикой. После окончания профессионального училища задумался о поступлении на военную службу. Либо в военный институт, либо после проведения военной службы по призыву поступить на контракт и продолжить дальше обучение. Что меня подвигло на это? Я думаю, что это какие-то художественные фильмы, где-то литература. Интересно, смотрел, понравилось. Приехал поступать, понравилось, поступил, решил остаться.

И. Измайлов:

- А дома были военные?

Н. Желтов:

- Нет. Никого не было? Нет, в роду военных никого не было. Я из семьи рабочих.

И. Измайлов:

- А фильмы те советские?

Н. Желтов:

- Да, конечно, советские фильмы. В принципе, в нашем городе мало военнослужащих вообще в целом. Это, скорее всего, воспитание, из которого менталитет.

И. Измайлов:

- А как ваша семья? О семье расскажете?

Н. Желтов:

- Да, конечно. Семья относится положительно. Семья гордится тем, что выполняем задачи. Гордится тем, что защищаем нашу Родину.

И. Измайлов:

- Никита Александрович, вы многодетный отец. У вас несколько детей. У людей, у которых несколько детей, всегда напряженно. Потому что много задач нужно решать здесь. Вы фактически находитесь на службе. У вас супруга, несколько детей, это нелегко все. Как все это в вашей семье, кто помогает?

Н. Желтов:

- Это все заслуги супруги. П, потому что для военнослужащего это является главным. В доме порядок - на службе порядок. За все, что она делает, я очень за это ей благодарен, это все на ее плечах. Когда я нахожусь не здесь, все делает она.

И. Измайлов:

- Собственно, вы начали с подвига, и в этот момент думать о том, что дома, может быть, какие-то сложности, просто нельзя.

Н. Желтов:

- Нельзя, да. Надо быть спокойным, хладнокровным и понимать, что, помимо дома, у тебя есть еще здесь люди, за которых ты отвечаешь, у тебя есть задача, которую надо выполнять с холодной головой, с горячим сердцем.

И. Измайлов:

- Мы знаем, что с началом специальной военной операции этапами, как жизнь менялась, так и где-то государство работало на опережение, где-то довольно маневренно, мобильно подстраивалось. Как социальная часть функционирует в семье участника специальной военной операции?

Н. Желтов:

-Один наш ребенок находится в другом регионе, у бабушки. Почему это выбрали? Это наше решение такое, чтобы не мотаться. Пускай человек учится, обучается. Он получает еще среднее образование. Он поступил. И после этого к нему из администрации образовательного учреждения подошли и сказали: у тебя отец - участник специальной военной операции. Буквально несколько документов сказали отправить. Супруга отправила. Это все оформили, передали. Во-первых, он поступил без проблем, во-вторых, он получает сейчас стипендию в этом образовательном учреждении, питается. Есть льготы, про это не стоит забывать. И здесь двое детей, один ходит в школу, в гимназию, приняли без проблем, питание также бесплатно. Младший ребенок занимается спортом. В садик приняли также без проблем, спортивные секции, кружки - это все, бесплатно.

И. Измайлов:

- И супруга, и старший сын в контакте, телефоны даны. Если какая-то проблема возникает, они звонят представителям местных властей, которые эту проблему должны решить, да?

Н. Желтов:

- Да, они с ответственностью подходят к этому вопросу. Они начинают решать.

И. Измайлов:

- Не бюрократически и формально?

Н. Желтов:

- Нет. Бюрократия отсутствует в этих моментах. Буквально пару справок каких-то. И все.

И. Измайлов:

- Вы как отец, как военнослужащий, может быть, что-то предложить бы еще хотели? У всех же по-разному, разные семьи. Где-то жены просто берут семью, едут к тем, кто постоянно передовой, снимают дом, рядом находятся. В тылу детей тоже надо учить, разный возраст. Вы что-то, может быть, порекомендовали, посоветовали? Или вы спокойны, вы на службе, и слава богу, что здесь и сейчас вопрос решается, и у вас об этом голова не болит? Что Родина для вас может сделать, да?

Н. Желтов:

- Все жены - герои по-своему. В текущий момент сохранить семью очень тяжело, потому что муж там, семья здесь, и тяжело это. Жены, действительно, бывает, оставляют все, берут семью, детей, везут ближе, где находится муж. Что бы я смог посоветовать или предложить? Скорее всего, женам помощь какую-то оказать в трудоустройстве. Один из моментов, я думаю. Больше в принципе никаких проблем в этом нет. Потому что военнослужащие сейчас получают денежное довольствие в достаточном количестве, участники специальной военной операции.

И. Измайлов:

- Как ваша супруга? Наверное, специфика любого военнослужащего, который находится в зоне специальной военной операции, что там говорить, опасно. И у вас опасно. Вы в напряжении постоянно находитесь, вы уезжаете с тревогой, со страхом? Или есть долг, есть Родина, дети гордятся, видят папу. Там уже как судьба решит?

Н. Желтов:

- Она, конечно, переживает очень сильно. На момент убытия пару первых дней особенно тяжело. А после этого потихонечку начинает адаптироваться уже к этому, привыкать, свыкаться и со временем, я считаю, что привыкает. Человек ко всему привыкает. И военнослужащий, который убывает после проведения отпуска или какой-то реабилитации после ранения, допустим, ему тоже тяжело. Тем не менее, мы привыкаем и понимаем, что от нас требуется, что мы должны сделать. И собираемся, и делаем.

И. Измайлов:

- Здорово, что обратили внимание, что нужно поддерживать детей, всячески с ними на связи быть. Как вы видите специальную операцию? Где бы она должна была закончиться?

Н. Желтов:

- Во-первых, начнем с того, что цели и задачи у нас были - демилитаризация, денацификация. После службы или после окончания специальной операции как видите дальнейшее, прохождение службы?

Н. Желтов:

- Дальнейшее прохождение службы после СВО, конечно, однозначно, потому что задач будет очень много. На освобожденных территориях необходимо будет производить гуманитарное разминирование местности и всех объектов. На данной территории очень много установлено мин, взрывоопасных предметов различного типа. Поэтому я считаю, что необходимо будет эту задачу выполнять и продолжать служить.

И. Измайлов:

- Никита Александрович, говорим вам спасибо и в вашем лице - всем, кто сейчас находится в зоне специальной операции или здесь временно, в других частях, так или иначе защищают нашу Родину. Что бы хотели сказать коллегам, бойцам, сослуживцам?

Н. Желтов:

- Хочу сказать, во-первых, все, кто выполняет сейчас задачи в зоне специальной военной операции, все на самом деле мужчины. Во-вторых, хочу сказать спасибо от себя лично за то, что они делают на день сегодняшний, защищают Родину. И самое главное, эта победа будет за нами, враг будет разбит, несмотря ни на что. Всем хочу пожелать здоровья, мирного неба над головой в дальнейшем. А пока нужно трудиться.

И. Измайлов:

- Спасибо, Никита Александрович. Низкий поклон вам и вашим сослуживцам. Здоровья и вернуться в свои семьи живыми, невредимыми. Вы нам всем нужны. Не только потому, что идет специальная военная операция, но и потом. Наши герои - это наше настоящее, наше будущее, которое при вашем уже непосредственном участии мы будем все вместе ковать. Спасибо огромное.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью

Никита Желтов