Лейтенант Никита Сахаров: «Оказавшись на Донбассе, я окончательно понял с кем и за что мы воюем»
В. Алфимов:
- Здравствуйте, дорогие друзья. Приветствуем вас в эфире Радио «Комсомольская правда». Я - Валентин Алфимов. Мы продолжаем знакомить вас с героями специальной военной операции. Сегодня у нас в гостях Никита Сахаров, лейтенант, совсем молодой, но уже ветеран боевых действий. Никита, здравствуй.
Н. Сахаров:
- Здравствуйте.
В. Алфимов:
- Никита – старший постоянный корреспондент отдела военных корреспондентов редакционно-издательского центра «Красная звезда». Это центр Минобороны России. Никита, в отличие, например, от меня, он военкор. Он прям настоящий военкор, по образованию военкор. Правильно?
Н. Сахаров:
- В целом все верно. Конечно, надо понимать, что в нашем деле, в журналистском, у военных корреспондентов, конечно, не могу сказать, что все железно определяется образованием. Все-таки основное идет, я думаю, от божьей искры. Да простят меня за высокий слог, и от таланта, и, конечно же, от труда. От того, как ты работаешь, какие ты материалы пишешь. И поэтому здесь образование – это старт, конечно.
В. Алфимов:
- Про образование. Как ты стал военкором? Почему пошел в военный университет, в целом понятно, хотел стать военным. Так же?
Н. Сахаров:
- Не совсем так. Я намеренно классе в девятом для себя решил, что хочу быть военным корреспондентом.
В. Алфимов:
- Ты уже в девятом классе решил, что ты будешь именно военным корреспондентом?
Н. Сахаров:
- Это получилось следующим образом. Да, у меня папа военный, и действительно базис - тоже хочу, как папа, надеть погоны, офицерский корпус и все такое прочее. Но потом так получилось, что возникла у меня тяга к художественному слову, сочинения, творческая составляющая начала пробиваться у меня. Это было, условно, в начальной школе.
В. Алфимов:
- В общем, сочинение в школе ты писал без проблем.
Н. Сахаров:
- Можно так сказать. И появился какой-то запрос: кем хочу быть? И как-то толкало все к мысли, чтобы объединить погоны и творчество. И первым, кто дал мне ответ на этот запрос, был мой дедушка, который сказал: слушай, военные корреспонденты. И очень забавно, что эта мысль была озвучена в то время, когда у нас в России этот институт именно военкоров в погонах был, по сути, ликвидирован. Военных должностей на тот момент не было. Эта мысль просто появилась в воздухе. Дедушка - человек старой закалки, он-то помнит еще советское время, он помнит Симонова, Твардовского. Он говорит: военные корреспонденты. Действительно, как интересно. Девятый класс, это 2016 год, начали возвращать. В моем родном городе Воронеже, в ВГУ, открыли набор на факультет военной журналистики по заказу Министерства обороны.
В. Алфимов:
- И ты уже все понял, что и я туда
Н. Сахаров:
- Дальше тут, как говорится, без судьбы никуда. Наступает 2018 год. Я перехожу в одиннадцатый класс, уже готовлюсь к поступлению напрямую, и появляется информация, что летом 2018 года в Воронежском государственном университете набора на специальность «военная журналистика» не будет.
В. Алфимов:
- Вот облом.
Н. Сахаров:
- Именно так я и подумал. Думал, что вот все и кончилось. Но интернет в помощь, в интернете нашел Военный университет Министерства обороны, факультет, на тот момент он назывался, по-моему, психологического обеспечения деятельности войск. Но сейчас у него название – факультет военно-политической работы и журналистики. Туда я и поступил.
В. Алфимов:
- Он тоже в Воронеже?
Н. Сахаров:
- В Москве.
В. Алфимов:
- Как для тебя началась специальная военная операция? Мы начали с того, что ты ветеран боевых действий. Как вы понимаете, дорогие слушатели, именно за специальную военную операцию Никита получил это почетное звание.
Н. Сахаров:
- Специальная военная операция. 24 февраля 2022 года я встречал в наряде, в Военном университете Министерства обороны, мы были военнослужащие-контрактники. Курсант - это военнослужащий-контрактник, просто хочу пояснить. Мы не только учимся и постигаем азы профессии, азы воинского ремесла, мы и служим, несем службу в нарядах. Мы с моим товарищем, с которым теперь коллеги, служим в одном отделе, стояли в наряде и по радио услышали послания Верховного главнокомандующего, объявления о начале специальной военной операции.
В. Алфимов:
- Что ты в тот момент почувствовал?
Н. Сахаров:
- Во-первых, наверное, много было вопросов и неясностей, потому что, условно, нам рассказывали, что была Чечня, была Южная Осетия. Но это все было когда-то, просто в историях, просто мы с этим не соприкасались. До 2022 года нам преподаватели рассказывали в основном, как ездить и освещать военные учения. Вот был основной боевой упор, с оглядкой на боевой опыт прошлых кампаний. И ты просто в один момент понимаешь, что все началось именно здесь и сейчас. И тебе жить теперь в условиях, теперь не учения освещать, а именно непосредственно в боевые действия. В этом плане эта мысль все-таки вызывала какой-то духовный подъем.
В. Алфимов:
- Как часто говорят: забудьте все, чему вас учили.
Н. Сахаров:
- Да. При этом появилась мысль, появилась в голове надежда, что займемся реальной работой. В общем-то, так и получилось.
В. Алфимов:
- А как это получилось? Понятно, пока ты учился в университете, никуда вас не отправляли.
Н. Сахаров:
- Нас отправляли на войсковые стажировки.
В. Алфимов:
- Не в зону специальной военной операции?
Н. Сахаров:
- Конечно, нет.
В. Алфимов:
- Ты выпустился? Дальше, как ты попал в зону СВО?
Н. Сахаров:
- С ходом специальной военной операции, чем дольше она длилась, тем больше было понятно, на момент 2023 года уже было понятно, что нужно возрождать военную прессу. Военкоры в погонах - их нужно возвращать. И освободились военные должности в центральной газете Вооруженных сил «Красная звезда». На тот момент я уже прошел там три стажировки, результаты были неплохие. И на этом основании я изъявил желание, конечно, потому что все-таки мечта с девятого класса, было бы странно сказать: да нет, не хочу. И меня распределили в газету «Красная Звезда» на должность постоянного корреспондента отдела корреспондентской сети. По сути, на должность корреспондента. И таким образом я приступил к выполнению своих обязанностей в конце июля 2023 года, а уже в конце октября 2-23 года отправился в зону проведения специальной военной операции, в город Донецк, для выполнения заданий редакции.
В. Алфимов:
- Как это было? К тебе подошел начальник и говорит: «Никит, ну все, едешь на СВО». Так?
Н. Сахаров:
- Ну, в целом так. Я уже не помню, но, по-моему, я первый подошел к начальнику. Я понимаю, это не принято - самому проситься. Я не умолял, не божился: прошу, пожалуйста, отправьте меня. Я просто сказал такую формулировку: товарищ полковник, я готов, если что, отправиться в зону проведения специальной военной операции.
В. Алфимов:
- Когда пришло время, к тебе полковник подошел, и говорит.
Н. Сахаров:
- Именно так и было.
В. Алфимов:
- Что почувствовал? Опиши свои эмоции в тот момент.
Н. Сахаров:
- Наверное, радостью это трудно назвать, скорее, осмысленный духоподъем. Что я шел к этому пять лет, и теперь судьба дает шанс показать себя и стать действительно военным корреспондентом, как и хотел.
В. Алфимов:
- В тот момент у тебя была девушка?
Н. Сахаров:
- Да, девушка у меня была уже на тот момент - моя будущая жена.
В. Алфимов:
- Когда ты ей позвонил или пришел домой, сказал, она что тебе ответила?
Н. Сахаров:
- Я пришел домой, сказал. Вряд ли у нее был духоподъем, сомневаюсь я. Но она, конечно, у женщин все-таки эмоции на первом плане, поэтому, конечно, видно было, что она не то чтобы испугалась за меня, но она заволновалась явно из-за меня.
В. Алфимов:
- Но поддержала?
Н. Сахаров:
- Но поддержала, безусловно. У нее тоже папа военный, поэтому в этом плане, конечно, девушка, сейчас уже жена Настя ее зовут.
В. Алфимов:
- Поэтому и супруга.
Н. Сахаров:
- Настя и тогда, и сейчас меня всячески поддерживает. За что ей огромное спасибо.
В. Алфимов:
- Настя - молодец большая. Родители что сказали?
Н. Сахаров:
- В общем-то, то же самое. Поддержали всецело. Папа у меня уже не военнослужащий. Он начал сразу начал какие-то советы давать, у него в голове память жила у него о службе, он начал с практической точки зрения подходить. Это делай это не делай. Мама, конечно, тоже: сынок, давай, мы в тебя верим.
В. Алфимов:
- Как это было? Ты приезжаешь в Донецк, твои первые ощущения, что ты увидел, что ты понял?
Н. Сахаров:
- Перед тем, как приехать в сам Донецк, я, конечно же, ехал по дорогам Донбасса, видел этот многострадальный регион. И только посмотрев на эти военные дороги, мне только тогда абсолютно точно и определенно стали ясны цели специальной военной операции.
В. Алфимов:
- Лучше один раз увидеть, как говорится, да?
Н. Сахаров:
- Конечно. Этот могучий Донбасс, который, к сожалению, раздираем бандеровскими набегами, я понял, как же хорошо, что все-таки сейчас его взяла под крыло Россия. Сейчас мы добьем врага и будем заниматься его восстановление. И уверен, что восстановим. Сам Донецк - я ожидал худшего, я приехал, посмотрел, что город не сломлен, город живой. Видно, что люди там очень мужественные и действительно заслуживают уважения. Такие были впечатления от Донбасса и от Донецка.
В. Алфимов:
- У тебя были две командировки, где ты успел побывать? Находился я в Донецке. И в первой, и во второй командировке мой корреспондентский пункт был в городе Донецк. Из Донецка я выезжал на различные участки фронта, линии боевого соприкосновения. В основном, наверное, все-таки это было Южное направление, на юг и на север.
В. Алфимов:
- О чем ребята говорят в окопах, с которыми ты общался? Как у них настроение? Кто тебе больше всех запомнился?
Н. Сахаров:
- Ребята говорят в окопах, конечно же, о разном. И эту разность, наверное, я в первой командировке особенно, очень остро почувствовал и понял, что должен отражать ее именно в своих публикациях. Мне, например, очень запомнился командир артиллерийской батареи с позывным «Аббат», который родом из Кривого Рога.
В. Алфимов:
- Земляк президента Украины.
Н. Сахаров:
- Не просто земляк, а учился он в университете не вместе, наверное, не в одной группе, не на одном курсе, но на год либо старше, либо младше. И они какой-то Новый год, 1998 или 1999-й, он мне рассказывает, как они с Зеленским встречали в одной компании. И сразу после этого факта он дал оценку: он уже тогда был конченый какой-то. Эта оценка была явно далека от положительной. И мне этот «Аббат» еще чем понравился. Когда мы с ним уже заканчивали встречу, прощались, я спросил: о чем вы мечтаете? Он сказал: а я мечтаю, когда добьем врага и вернем Украину в сознание, я хочу работать учителем истории. Я хочу рассказывать детям в школе о том, как оно все действительно было, чтобы их детское сознание, их мозги больше не принимали эту неонацистскую пропаганду, как они это приняли до 2014 года. Артиллерист, командир батареи, добровольцем приехал из Кривого Рога на Донбасс. Сейчас воюет, кстати, крайне результативно воюет. Он мне рассказал о том, как они западную технику просто пачками подбивают. Я считаю, что все-таки на таких людях дальнейшая мирная жизнь и будет строиться, базироваться.
В. Алфимов:
- Об этом, кстати, и президент говорит. Программа «Время героев» не просто так запущена. У нас сейчас выпускник этой программы стал губернатором Тамбовской области.
Н. Сахаров:
- Да не только Тамбовской, там много областей. Еще об одном герое моей публикации расскажу - это снайпер. Он работал на Южно-Донецком направлении на тот момент. И он пишет стихи в свободное от снайперского дела время. И у меня перед глазами стоит картина, когда мы с ними отработали, они мне все рассказали, и они меня подвозят обратно до точки. Мы едем в пригороде Донецка, я прошу: а прочитайте что-нибудь из своего на запись. И он читает стихотворение «Мужская работа». Настолько ты чувствуешь этот вес каждой строфы, ты чувствуешь просто правду каждой строфы. Ты понимаешь, что человек, который не воевал, такого написать не может. А потом они мне говорят: давайте мы вам покажем «Аллею ангелов». Мне показали не главную, не официальную «Аллею ангелов». Мне показали какую-то местную, но впечатление от этого не смазывается. Ты понимаешь всю боль Донбасса.
В. Алфимов:
- Может быть, от этого становится еще больнее, потому что одно дело – это мемориал, пусть даже там действительно похоронены люди. Но это не одно такое место, их несколько. Это там, где похоронены дети, убитые киевским режимом. Конечно, страшно на это смотреть.
Н. Сахаров:
- И могу еще о третьей встрече рассказать. Мне посчастливилось в моей первой командировке познакомиться с Дмитрием Стешиным. Я, честно, до своей первой командировки не знал, кто такой Дмитрий Стешин. Я просто купил его книгу «Коротко и жутко» перед командировкой - почитать, понять, зарядиться. Я прочитал эту книгу и буквально через несколько дней с ним встретился. Это тоже удивительно. Ему большой привет, долгих лет, это замечательный, талантливый, прекрасный человек и журналист.
В. Алфимов:
- Нам очень приятно слышать такие слова, тем более от профессионального военкора. Я не могу не спросить про социальные условия, потому что всем ветеранам боевых действий сейчас Министерство обороны, государство дает очень хорошую социальную поддержку. Пользуешься ли ты чем-нибудь из этого широкого набора?
Н. Сахаров:
- Да, безусловно, пользуюсь, как ветеран боевых действий, у меня бесплатный проезд на городском транспорте и ежемесячная пенсия чуть больше четырех тысяч рублей. Спасибо огромное нашему государству, серьезно. А так, конечно, спектр гораздо шире.
В. Алфимов:
- Я смотрю, у тебя кольцо на пальце, ты женат.
Н. Сахаров:
- Да, конечно. Настя моя жена. Мы пока только два месяца женаты, мы пока не успели воспользоваться льготами, как семья военнослужащих, как семья ветерана боевых действий, но уверен, когда появятся дети, это не заставит себя долго ждать. А так, чтобы проиллюстрировать, могу рассказать тоже о герое своего репортажа, дроноводе с позывным «Лео». Мы с ним летом буквально познакомились, общались. Вообще тоже человек интересной судьбы. На гражданке был генеральным директором металлообрабатывающего предприятия. По зову сердца пошел на Донбасс и сейчас служит. Так как он военнослужащий, защищает Родину, его дочь воспользовалась льготами в образовательном сегменте, поступила на бюджет в московский вуз, прекрасно учится. Поэтому это все реально работает. Это все не сказки, конечно. Государства о своих воинах, о своих защитниках заботттся. Это прекрасно.
В. Алфимов:
- Я так понимаю, что ты тоже держишь со своей супругой в уме, что, когда у вас появится ребенок, вам будет предоставлено место в детском саду без очереди.
Н. Сахаров:
- Безусловно.
В. Алфимов:
- Потом школа будет необходима. Плюс, насколько я знаю, у тебя даже супруга может пройти курсы переподготовки. Там тоже есть какие-то условия для жен.
Н. Сахаров:
- Да. Именно так.
В. Алфимов:
- Никита, спасибо тебе большое. Мы желаем тебе хороших героев.
Н. Сахаров:
- Это главное.
В. Алфимов:
- Мы желаем тебе хороших командировок. С одним условием – хороших командировок, чтобы ни одной царапины на тебе не было, никаких контузий, никаких царапин. Чтобы из каждой командировки возвращался живым, здоровым, довольным и рассказывал нам о том, что происходит в армии.
В. Алфимов:
- Спасибо большое, что пригласили.
Н. Сахаров:
- У нас в гостях был Никит Сахаров, лейтенант, старший постоянный корреспондент отдела военных корреспондентов редакционно-издательского центра «Красная звезда» Министерства обороны России.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью