Сергей Мазаев: про своё 65-летие, личный моральный кодекс и любовь к Италии

Фото: Александр Белоногов
В эфире Радио «Комсомольская правда» лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев и его итальянские друзья

Александр Анатольевич:

- Дорогие друзья, спешу сообщить следующую информацию. 7 декабря в Москве в концертном зале Барвиха Luxury Village состоится ежегодный большой концерт эстрадного оркестра Сергея Мазаева. На сцене солист группы «Моральный кодекс», заслуженный артист России Сергей Мазаев отметит свое 65-летие. Юбилей у него как раз 7 декабря. Спешите поздравлять. В основе программы произведения на русском, английском и итальянском языках, мировые хиты, известные шлягеры советских композиторов и, конечно, песни из репертуара вокально-инструментального ансамбля «Моральный кодекс». Сегодня Сергей Владимирович пришел к нам, да не один, а в компании, в приятной компании, человека, которого мы представим отдельно. Сергей Владимирович Мазаев, мой старинный друг, ваш любимый исполнитель, собственной персоной в студии радио «Комсомольская правда». Здравствуйте, Сергей Владимирович.

С. Мазаев:

- Здравствуй, дорогой Александр Анатольевич. Сколько лет мы с тобой уже вместе идем по жизни параллельно.

Александр Анатольевич:

- И все не стареем.

С. Мазаев:

- Это приятно.

Александр Анатольевич:

- Все некогда.

С. Мазаев:

- А комсомольца не стареют.

Александр Анатольевич:

- Так точно. Именно поэтому мы в этой студии находимся. И спешу представить. Или вы сами представите?

С. Мазаев:

- Ну да, я хотел представить сегодня моего друга, с которым мы дружим почти двадцать лет. Семь лет назад мы взялись и стали делать с ним музыкальный проект. Это автор песен, автор стихов, сам исполнитель - Андреа Коста, родом из города Лукка, Тоскана. Мы познакомились с ним в Форте-дей-Марми, на курорте. Мы с ним вместе отдыхаем каждое лето на одном и том же пляже. И так завязалась наша дружба, и появился наш проект. Также с нами присутствует не менее известный в литературных кругах литературный переводчик. Он перевел, кстати, «Лед» Владимира Сорокина на итальянский язык, он очень полюбил Россию, остался здесь, он организовал курсы итальянского языка и стал еще и актером. Это сеньор Марко Динелли, это писатель, переводчик и актер сегодня уже. Добро пожаловать, товарищи. Андреа Коста и Марко Динелли. Марко нам поможет понять, что говорит Андреа Коста.

Александр Анатольевич:

- Дорогие сеньоры, приветствую вас. Сергей Владимирович, дорогой, не понимаю, зачем я это спрашиваю, но, тем не менее, должен от имени всей нашей благодарной аудитории. Как вы себя ощущаете накануне такой странной и вроде бы торжественной, а вроде бы такой повседневной цифры 65?

С. Мазаев:

- Конечно, да, это обескураживающая цифра. Я, как рок-музыкант, конечно, не понимаю, как это возможно. Рокеру 65 лет, но с другой стороны, Rolling Stones почти 80 скачет. Поэтому я прислушиваюсь к советам вашей матушки, Александр Анатольевич, и слежу за своим здоровьем последнее время.

Александр Анатольевич:

- Передавала большие приветы. Мы волнуемся.

С. Мазаев:

- Я просто регулярно посещаю тренеров, докторов, массажистов всяких прочих. У меня очень много уходит времени на физическую подготовку к концерту. Потому что возраст не тот. Поменял себе даже тазобедренный сустав недавно, в этом году. И поэтому этот реабилитационный период меня как-то завел, и я начал вообще омолаживаться. Я начал заниматься собой, своим туловищем. Единственным даром Божьим, который нам достался бесплатно и на который мы многие плюем в течение жизни, а надо бы, наоборот, относиться к нему самым бережным образом.

Александр Анатольевич:

- Это да, это правда. Мы за вас волнуемся, но понимаем, что вы в своих надежных руках, и вы следите за собой. Это прекрасно.

С. Мазаев:

- Спасибо.

Александр Анатольевич:

- Дорогие друзья, берите пример с маэстро, и делайте это как можно более тщательно, внимательно и как можно заранее. Не дожидайтесь.

С. Мазаев:

- Береги честь смолоду.

Александр Анатольевич:

- Так точно. Это прекрасная поговорка, которой мы следуем всю свою сознательную и несознательную жизнь. Песни «Морального кодекса» регулярно попадают в наш «Настоящий хит-парад» - наша прекрасная программа, которая несколько лет выходит и с удовольствием крутит ваши пластинки.

С. Мазаев:

- Спасибо.

Александр Анатольевич:

- За последнее время две ваших работы штурмовали вершину нашего чарта. Это «Солнце на стенах домов» и «Ты же знаешь» на стихи нашей любимой исполнительницы и автора Натальи Ветлицкой. Чего ждать от «Морального кодекса» в ближайшее время, спрашивают публика и лично я. Обычно артисты радуют новинками в преддверии больших событий. Как у вас с большими событиями? Мы уже ждем этого концерта, мы знаем. Как у вас в принципе с событиями, то есть со встречей с публикой?

С. Мазаев:

- Мы регулярно встречаемся с публикой. Мы каждую неделю играем концерты разного масштаба. И большие концерты. Недавно мы сыграли три огромных концерта в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и в Москве по случаю 35-летия «Морального кодекса». Более двух часов мы играли, достали очень много старых произведений. В общем, концерты прошли очень успешно. Даже несмотря на сидячие залы, публика была воодушевлена, и в конце все стояли, конечно.

Александр Анатольевич:

- Я не могу поверить, чтобы на вашем выступлении кто-нибудь сидел, это нереально. Пусть в начале, но не в конце, это точно.

С. Мазаев:

- В общем, да.

Александр Анатольевич:

- Кстати, Пока Марко и Андреа здесь, они не дадут соврать, кто написал «До свиданья, мама» на итальянском? Известный автор?

С. Мазаев:

- Да, известный итальянский писатель Марко Динелли перевел эту песню на итальянский язык.

Александр Анатольевич:

- Спасибо, это было великолепно. И не переведены остались только «две копейки».

С. Мазаев:

- Потому что копейка присутствует в итальянском языке, Марко.

М. Динелли:

- Да, это слово еще использовали, когда переводили классику русской литературы, естественно, Толстой Достоевский. Это слово известно итальянскую уху. И поэтому я использовал специально, чтобы оставить это русский колорит.

С. Мазаев:

- Да, единственное, что мы зря оставили «Ci Vediamo», надо было оставить «До свиданья, мама».

Александр Анатольевич:

- Ничего, укладывается, как говорят актеры озвучания, укладывается прекрасно «Ci Vediamo Mamma», могут повторять все. В этом году еще один юбилей – «Моральному кодексу» 35 лет. За 35 лет творческого пути - достойного, красивого, непростого - всякое бывало. Сколько раз вы были на грани распада? Ведь такое наверняка происходило?

С. Мазаев:

- На грани распада мы вообще никогда не были. Сейчас, собственно, ушли на пенсию мои ребята, все мои родные, старые музыканты, по очереди. Первым ушел Коля Девлет-Кильдеев. Он три раза уходил из коллектива в свое время по разным причинам. И мы три раза его ждали обратно, и он приходил обратно. И сейчас тоже у нас в коллективе старое поколение ушло на пенсию отдыхать. Юра Кистенев и Александр Солич. Вместо Юры Кистенева играет Петр Ившин, достаточно известный уже в Москве музыкант. Вместо Александра Солича играет Сергей Гейер. И на гитаре играет Сергей Сухов. Это, можно сказать, воспитанник и ученик Кильдея. Мы не стали брать какого-то суперименитого гитариста в надежде на то, что Кильдей, может быть, еще психанет и вернется поиграть немножко с нами.

Александр Анатольевич:

-Сухов справляется?

С. Мазаев:

- Да, да. Сергей справляется отлично.

Александр Анатольевич:

- А в чем секрет этой вашей прекрасной дружбы? Вы, когда на сцене стоите, мы понимаем, что вы сплоченный коллектив, вы кулак, вы работаете как часы. В чем секрет дружбы?

С. Мазаев:

- Вы знаете, в целесообразности, наверное, в здравом смысле. Потому что всякие временные нервные какие-то стрессы и недопонимания друг друга проходят. А «Моральный кодекс» остается, видите, уже тридцать с лишним лет мы играем.

Александр Анатольевич:

- Опять же, название обязывает.

С. Мазаев:

- Ну да, надо иногда закрыть глаза на некоторые неприятности, на какие-то штуки, ради большого целого какого-то, чтобы коллектив сохранить.

Александр Анатольевич:

- В дни 35-летия коллектива это звучит очень мудро. А как было 35 лет назад? Вы всегда были такие устойчивые, спокойные, мудрые?

С. Мазаев:

- Нет, конечно. Мы были такие же распущенные, разгильдяи, весельчаки. В общем, разные ситуации у нас были. Мы очень хорошую прожили творческую жизнь, веселую, честно сказать.

Александр Анатольевич:

- Я бы не стал говорить в прошедшем времени, 35 лет - не так много, опять же вспоминаемо, что есть коллективы постарше.

С. Мазаев:

- Да, да, есть. «Песняры», например.

Александр Анатольевич:

- Опять же, прекрасные примеры долголетия на сцене.

С. Мазаев:

- Им уже больше 50 лет, по-моему.

Александр Анатольевич:

- Не говоря уже о Rolling Stones.

С. Мазаев:

- После Hackney Diamonds я вообще стал полным фанатом Rolling Stones. Я не ожидал, что на закате самый последний альбом и такой грандиозный просто. Потрясающий альбом просто. И звучит, и песни все.

Александр Анатольевич:

- Согласен абсолютно. Поговорим об оркестре.

С. Мазаев:

- Давайте, да, и про нашего солиста надо.

Александр Анатольевич:

- Конечно. Есть целый оркестр, названный скромно – эстрадный оркестр Сергея Мазаева. Скромнее некуда. С кем комфортнее выступать сейчас – с рок-музыкантами или с этим оркестром?

С. Мазаев:

- Вы знаете, одинаково комфортно. Музыканты «Морального кодекса» играют в оркестре. Это грамотные музыканты, они читают ноты, играют любую музыку.

Александр Анатольевич:

- Сергей Владимирович, вынужден констатировать тот факт, что в наше время «музыканты читают ноты», звучит как гром среди ясного неба. Но так и должно быть.

С. Мазаев:

- Да, музыканты всегда читают ноты. Если люди не читают ноты, это не музыканты.

Александр Анатольевич:

- Сейчас было сказано сильно, крепко, а главное – верно. Можете спорить, можете - нет, но это именно так.

С. Мазаев:

- Я читал биографию Джимми Пейджа, и у него до Led Zeppelin, были какие-то группы, они играли, играли, играли, потом они развалились. И он остался без работы, побежал по всяким студиям, ему поставили ноты, он ничего не смог. Он вынужден был пойти учиться, научился играть по нотам и стал оркестровым музыкантом. Все говорят, что Андрей Макаревич не музыкант, он рокер. У него прекрасные стихи, он владеет немножко аккомпанементом на гитаре, даже может соло сыграть, но его невозможно поставить в оркестр, поставить ноты, чтобы он играл. Для меня музыкант все-таки человек, который может прийти в оркестр, сесть и начать там работать. А все остальное - это рок-н-ролл, это самодеятельность такая, которая превратилась в профессию со временем.

Александр Анатольевич:

- В судьбу.

С. Мазаев:

- И мастерство выросло, да. Потому что играли, когда маленькие были, плохо играли, когда выросли, стали хорошо играть.

Александр Анатольевич:

- Не все, но многие.

С. Мазаев:

- Почему? В основном все хорошо играют. Все старики-то наш научились.

Александр Анатольевич:

- Время-то должно как-то закалять.

С. Мазаев:

- Одно и ту же песню за 20 лет можно уже выучить. Как «До свидания, мама», я наизусть помню. За 30 лет выучил.

Александр Анатольевич:

- Ты всегда был музыкантом? Поскольку образование, воспитание, знание, грамотность, служба, в конце концов, в оркестре. Всегда был музыкантом или были периоды, когда забросил все и стал рокером?

С. Мазаев:

- Нет, я после армии бросил все и поступил в МГУ. Начал учиться на экономическом факультете. Буквально через четыре месяца случайно встретил Игоря Матвиенко в лифте Роспотребсоюза, и мы с ним что-то зацепились друг за друга и сделали джазовый квартет экономического факультета.

Александр Анатольевич:

- Самодеятельность.

С. Мазаев:

- Да, самодеятельность была. А потом мы уже с ним начали делать группы. Я ушел из университета в музыку.

Александр Анатольевич:

- В какой-то момент математика побеждала?

С. Мазаев:

- Не то, чтобы математика. Хотелось какой-то дипломатической карьеры, может быть, поехать за границу, чтобы кока-кола была доступна. Как и все раньше люди хотели разведчиками стать, дипломатами или быть инженерами за границей. Чтобы чеки заработать, потом приехать в «Березку», купить видеомагнитофон. И попросить девчонку: «Выпьем, покурим, посмотрим кино». Как раз о видеомагнитофонах речь идет.

Александр Анатольевич:

- «На две копейки, домой позвони». Знаем, знаем. Поделись секретами, Сергей дорогой, как не растерять рок-н-ролльного запала к шестидесяти пяти?

С. Мазаев:

- Наверное, надо постоянно общаться с людьми, которые лучше себя умеют что-то.

Александр Анатольевич:

- Постоянно учиться?

С. Мазаев:

- Конечно. Это, во-первых, заводит, потом это освежает голову. И это очень успокаивает внутренне, меня, во всяком случае. Мне очень нравится учиться, я люблю. Я даже с Марко несколько лет назад начал учить итальянский язык.

Александр Анатольевич:

- Перейдем к нашим гостям, наконец-то. Чему еще наши итальянские товарищи научили в течение творческой деятельности, кроме перевода, кроме приятных встреч в Форте-дей-Марми, в приятной атмосфере и погоде?

С. Мазаев:

- Вы знаете, я туда езжу как раз учиться этой бытовой культуре. То, чего у нас здесь немножко не хватает, не везде еще все это пришло в порядок.

Александр Анатольевич:

- А чему наши итальянские товарищи могут научиться у наших музыкантов, у наших друзей? Что вы перенимаете в этом постоянном добром, долгом общении?

А. Коста:

- Свою итальянскость ощущаю и в России. Наши народы похожи не только на высоком культурном уровне, но и как мы ощущаем друг друга на более глубоком уровне - эмоциональном чувственном. И через песни Сергея. Я потом начал искать и переводить, естественно, на итальянский язык, чтобы понять, о чем эти песни. И понял как раз, что там тоже лежит эта красота, именно человеческая красота. Когда человек страдает, он пишет песни, и это ощутимо всем на любом языке. Когда люди слушают эти песни, они чувствуют это страдание.

Александр Анатольевич:

- Кому первому пришла идея что-то сделать совместно в музыке, на сцене, в творчестве?

А. Коста:

- Все началось с Сергея. Все началось с того, что мы подружились на основе любви к музыке. Я пишу песни с 15 лет, еще с того времени, когда учился в консерватории. Сергей об этом знает, потому что я ему отправляю каждую неделю по песне. Это манера общения вообще с Сергеем - это музыка.

Александр Анатольевич:

- Какие-то из этих произведений прозвучат?

С. Мазаев:

- Да, у нас уже вышел целый альбом Андреа Коста в сопровождении нашего оркестра. И там есть восемь замечательных песен, которые мы хотим предложить вам.

Александр Анатольевич:

- Это авторские произведения, вами написанные?

С. Мазаев:

- Все произведения написаны Андреа Коста, аранжированы Александром Мясниковым, а организовывался все это дело я.

Александр Анатольевич:

- И это будет представлено на том самом концерте, про который мы сейчас говорим?

С. Мазаев:

- Да, там будут четыре песни.

Александр Анатольевич:

- Это любопытно. Это обязательно нужно узнать, проштудировать, составить впечатление.

С. Мазаев:

- Да, и мы хотим, чтобы наши комсомольцы-интернационалисты, слушатели радио «Комсомольская правда» тоже послушали оценили.

Александр Анатольевич:

- Поддержали товарищей из Италии.

Александр Анатольевич:

- А это будут произведения рок-н-ролльные? Или это будет больше классика, эстрада?

С. Мазаев:

- Да, это, скорее, по стилю классическая итальянская эстрада 80-х. То, что мы слышали в Сан-Ремо. Это такая же музыка, только абсолютно новая, другие песни просто. А звучание мы сделали даже, мне кажется, более интересное. Потому что в то время песни звучали по-разному. В основном это были рок-группы итальянские. Smoky тоже рок-группа на самом деле. Юрий Антонов тоже рок-композитор. Eagles, все это оттуда идет. И здесь тоже это поп-рок. Но он сделан оркестром, с дудками, со скрипками, с подпевками, с хором. Звучит, конечно, очень торжественно и празднично. Мне очень нравится звучание самого оркестра. В итальянской песне всегда есть какое-то ощущение праздника, А оркестр вместе с своими дудками, трубами добавляет еще больше праздника к этому. И получается очень красиво и ярко.

Александр Анатольевич:

- Какой день рождения был самый безумный? Есть такие воспоминания?

С. Мазаев:

- Да, самый безумный день рождения у меня был, когда мне исполнилось 50 лет. Это было в 2009 году. И мы устроили его в Театре оперетты. Это уже антураж, сами понимаете, очень классический. Я пригласил оркестр имени Силантьева. В то время его забыли все. Саша Клевицким руководил. Они скромненько сидели у себя на радио и там репетировали. Мы с Клевицким сошлись. Я заказал 28 аранжировок. И на сцене Театра оперетты, это был второй выход, что ли, оркестра Силантьева опять в бурную концертную жизнь. И там со мной участвовали в этом концерте мои друзья - и Коля Расторгуев, и Коля Носков, Маршал - все ребята, с кем мы вместе параллельно движемся по нашей эстрадной дороге.

Александр Анатольевич:

- Вы слышите имена? Сергей Владимирович говорит: все ребята. Ребята – это какие надо ребята.

С. Мазаев:

- Гарик Сукачев, конечно.

Александр Анатольевич:

- Вы их всех прекрасно знаете в разном амплуа из новостных сводок и в разных хрониках. Но это все ребята. Для Сергея это все просто ребята.

С. Мазаев:

- Не девчата же, конечно.

Александр Анатольевич:

- Понятно, конечно. Веселые, я бы сказал, ребята. Хорошие, дружные. А сейчас задам вопрос абсолютно неожиданный, но очень актуальный. Я услышал про экономический факультет. Не окончил, да?

С. Мазаев:

- Нет, я бросил.

Александр Анатольевич:

- Ну и бог с ним. Может, оно и к лучшему, а то бы мы сейчас разговаривали с экономистом.

С. Мазаев:

- А может, вообще не разговаривали бы.

Александр Анатольевич:

- Или бы не разговаривали. Лучше так, как сейчас.

С. Мазаев:

- Я бы спился где-нибудь в качестве бухгалтера. Или преподавателя политэкономии в железнодорожном техникуме.

Александр Анатольевич:

- Что тоже не самое плохое, что могло бы случиться. Не окончил, и бог с ним. Да, базис-то есть в любом случае. Я не про математику, а про экономику. Что можно сказать про нынешнюю экономическую ситуацию в России? Ведь всех лихорадит. И не знаю, кого больше лихорадит - аудиторию, или доллар, или евро, или рубль. А ведь люди хотят узнать, нам вообще переживать по поводу всего этого, или все устаканится, и все будет нормально?

С. Мазаев:

- Я думаю, что переживать надо за свое здоровье и мастерство, чтобы вы не перестали зарабатывать эти деньги. А экономическая ситуация колеблется во всем мире, все связано, глобальные рынки и прочее - это надо специалистов спрашивать, я не могу сейчас так точно…

Александр Анатольевич:

- Повышение ключевой ставки, эта великая фраза…

С. Мазаев:

- В это можно погрузиться, изучить вопрос и ответить на этот вопрос, но я просто пока некомпетентен, я не могу ничего сказать.

Александр Анатольевич:

- А сам следишь за этим?

С. Мазаев:

- Повышение ключевой ставки, конечно, это для тех, кто берет кредиты, плохо.

Александр Анатольевич:

- Но сам следишь за этим? Волнуешься?

С. Мазаев:

- Я никогда не брал кредитов, к счастью.

Александр Анатольевич:

- А все эти экономические сводки волнуют?

С. Мазаев:

- Что значит – волнуют?

Александр Анатольевич:

- Просто касаются, как любого обывателя.

С. Мазаев:

- Конечно, они всех нас касаются. Понятно, но в большей или меньшей степени. Чем у вас больше капитала, тем больше у вас волнений за его сохранение. Чем меньше денег, тем спокойнее.

Александр Анатольевич:

- Помнишь, как в фильме «В джазе только девушки»: «Люблю мужчин в очках, которые читают маленькие сводки». Маленькие сводки в газетах, там котировки их акций. Этого синдрома экономиста у тебя нет?

С. Мазаев:

- Нет, к сожалению.

Александр Анатольевич:

- Слава богу.

С. Мазаев:

- У меня просто нет такого количества, из-за которого можно было быпереживать.

Александр Анатольевич:

- Объемы не перекачиваешь?

С. Мазаев:

- Нет. У меня деньги карманные. У меня нет капитала.

Александр Анатольевич:

- Так спокойнее. В армии служил. В целых трех парадах на Красной площади принимал участие.

С. Мазаев:

- Да, в двух регулярных парадах, и один парад был на 1 мая. Это был плац-парад, без техники. Просто маршировали.

Александр Анатольевич:

-На твой взгляд, насколько нужны и эффективны «Разговоры о важном», которые сейчас проводится в школах? Знаешь об этом?

С. Мазаев:

- Конечно. Мне кажется, вообще просвещение – это одно из самых главных, чем должна заниматься школа. Она должна просвещать людей, делать их более культурными.

Александр Анатольевич:

- Сейчас Министерство просвещения, образования и так далее, все претерпевают какие-то перемены, в лучшую или в худшую сторону - время покажет. А что такое просвещение для Сергея Владимировича?

С. Мазаев:

- Это дорожка к правде. Надо рассказывать людям о том, как устроен мир на самом деле, как эволюционировал этот мир, как люди превратились в тех, кем мы сейчас стали, из тех первобытных приматов.

Александр Анатольевич:

- Что было - надо изучать?

С. Мазаев:

- Конечно, надо понимать, кто мы. И координировать свои действия. Надо любить друг друга. Это самое главное. А это через знания происходит только.

Александр Анатольевич:

- Через прояснение, через свет.

С. Мазаев:

- Когда ты ничего не знаешь, тебе страшно, а когда тебе страшно, ты, естественно, становишься верующим в чудеса. Это самая большая опасность.

Александр Анатольевич:

- Та самая фраза «пролить свет на что-то» – это и есть просвещение?

С. Мазаев:

- Вера – это интеллектуальная лень.

Александр Анатольевич:

- Что можешь сказать по поводу того, что сейчас в школах все чаще и подробнее говорят о патриотизме, об истории?

С. Мазаев:

- Надо правильно понимать это слово, надо его подавать правильно. Патриотизм – это очень хорошо. Патриот – это человек, который любит свою Родину, любит свой народ, своих друзей, своих родителей. Что называть патриотизмом? Есть псевдопатриотизм, ура-патриотизм, фальшивка, когда люди выдают себя за патриотов, не являясь патриотами, потому что они ничем не облагородили, ни землю, ничего, они только орут об этом. А Григорий Перельман, я считаю, что это один из самых великих патриотов России. Человек еврейского происхождения прославил русскую математическую школу на весь мир так, как никто этого не делал до этого.

Александр Анатольевич:

- Не отпускает математика. Виталий Гинсбург, такие люди - это патриоты, те, кто прославляют нашу Родину. Алексей Немов.

Александр Анатольевич:

- Да, согласен полностью.

С. Мазаев:

- Люди, которые показывают всем миру достоинства нашей родины, что есть потрясающие люди, потрясающие достижения. Это патриотизм. Это патриотизм настоящий. Люди, которые за свою Родину переживают, чтобы она выглядела всегда очень круто.

Александр Анатольевич:

- Спросим нашего итальянского товарища. А что такое патриотизм в вашем понимании, дорогой друг?

А. Коста:

- Как настоящий итальянец, я должен признаться в том, что в Италии патриотизм не такой, как в России. У нас люди чувствуют патриотизм в основном, когда идут футбольные матчи. И там Италия - одна страна. Эта ситуация меняется, когда итальянцы за границей живут. Тогда они ощущают этот недостаток итальянской культуры, и поэтому это чувство патриотизма пробуждается. К слову, я хотел отметить, что в моем альбоме есть такая песня, которая называется «Solo». Как раз это про итальянца за границей.

Александр Анатольевич:

- У всех вызывает и определенный трепет, и рассуждения это слово, но это важно. Я абсолютно согласен. Современная музыка вокруг вас. Не ваш оркестр, не ваша группа, не ваши произведения. Вообще музыка во вселенной привлекает внимание? Какие-то имена, может быть?

А. Коста:

- Например, есть Coldplay, которые, на мой взгляд, охватили вселенную. Хотя я люблю больше Muse. Были Giant раньше. Сейчас, конечно, в Америке встречаются такие проявления как джаз, блюз до сих пор. Но в основном, к сожалению, индустрия требует других стандартов, поэтому качество падает. Но я люблю до сих пор слушать электронный поп.

Александр Анатольевич:

-Сергей, какие группы вызывают отторжение, а какие до сих пор привлекают? Помимо классиков, которых мы уже назвали.

С. Мазаев:

- Трудно сказать. Отторжение - я не помню, чтобы уж совсем отторжение какие-то группы вызывали. Но вообще, вы знаете, само качество продакшна в мире настолько высокого уровня стало, что даже средние какие-то музыканты звучат очень здорово.

Александр Анатольевич:

- Даже не музыканты звучат хорошо.

С. Мазаев:

- Даже не музыканты звучат хорошо, потому что рядом с ними сидят музыканты и делают то, что нужно. Трудно так определить. Я современную мировую эстраду плохо даже знаю. Я остановился Мерилине Мэнсоне, были для меня свежаки когда-то.

Александр Анатольевич:

- У него и сейчас свежак вышел.

С. Мазаев:

- Сейчас мне привезли новый альбом Cure?

Александр Анатольевич:

- Какое мнение?

С. Мазаев:

- Я пока еще не послушал его, я даже не распечатал его. Я не прослушал. Только вчера вечером дали.

Александр Анатольевич:

- Типичный Cure. Тот самый, тот самый - вечный.

С. Мазаев:

- У меня сейчас очень много этих пластинок новых. Я послушал и Дэвида Гилмора - сольный альбом. Прям Pink Floyd такой приятный. Очень хорошо звучит.

Александр Анатольевич:

- А что скажете про Coldplay и Muse?

С. Мазаев:

- Немножко, понимаете, я опоздал. Я был уже слишком взрослый для того, чтобы воспринимать их серьезно, как я воспринимал Deep Purple, например, с Led Zeppelin в свое время, в 16 лет. Я был слишком взрослый. И для меня это все-таки вторичная музыка. Я это все уже слышал из тех же западных рок-групп, только просто раньше. Те же 25-летней давности группы, там такие Sex Pistols, Ramones, прочее, они все это давно играли. Мы однажды выступали с Бьорк на фестивале, разогревали ее. Это было в Риге.

Александр Анатольевич:

- Хорошая компания. Она была одна или вместе с Sugarcubes?

С. Мазаев:

- Солистка была одна.

Александр Анатольевич:

- В феврале выходит трибьют-альбом группе «Любэ». Мы уже вспоминали Николая Расторгуева. Во-первых, услышим ли мы там «Моральный кодекс»?

С. Мазаев:

- Мы пытаемся, пока не получается.

Александр Анатольевич:

- А что препятствует?

С. Мазаев:

- Вы знаете, комичность какая-то. Я никак не могу спеть так, чтобы это было приятно слушать. У меня получается какая-то издевка над песней. Я никак не могу.

Александр Анатольевич:

- Может, это не издевка, просто ирония дружеская?

С. Мазаев:

- Не в иронии дело. Я пытаюсь спеть ее по-настоящему, сделать, но у меня не получается просто.

Александр Анатольевич:

- А какое произведение, если не секрет?

С. Мазаев:

- «Батька Махно». Как-то не лезет вообще. Мы будем другое делать что-то. Раньше мы всегда играли «Дуся-агрегат». «Моральному кодексу» она шла очень хорошо.

Александр Анатольевич:

- Абсолютно.

С. Мазаев:

- Мы и с Колей играли, и без Коли. Но сегодня ее будет на трибьюте исполнять группа «Рондо», а мы пока ничего не будем исполнять.

Александр Анатольевич:

- А «Батька Махно»? Ну, это лихо должно получиться.

С. Мазаев:

- Есть у меня, спета, я посылал Матвиенко и говорил ему, что в Колином исполнении значительно лучше. А зачем делать хуже?

Александр Анатольевич:

- Кавер делать хуже оригинала нельзя.

С. Мазаев:

- Нет смысла. Это не будет кавер. Вообще кавер знаешь откуда появилось, да? Это из журнала Billboard, 80-е годы. Если вы исполняете песню старую, и ваш тираж накрывает предыдущий, тогда получается cover - накрыть. Bananarama сделала песню Shocking Blue, и они продали в десять раз больше экземпляров в пластинках. Это кавер. А просто когда люди исполняют песню, это ремейк обычный.

Александр Анатольевич:

- А теперь я хочу задать такой вопрос. А когда же мы могли бы, а скорее всего,мы увидим рано или поздно трибьют группе «Моральный кодекс».

С. Мазаев:

- Вы знаете, я начал его в прошлом году делать, и уже несколько треков записано, но пока мы остановились, потому что немножко недопонимание со стороны авторов происходит. Я здесь не буду объяснять, мы просто в процессе находимся.

Александр Анатольевич:

- Секретные данные?

С. Мазаев:

- Конечно, секретные данные. Нужно, чтобы были возможности все это публиковать. Для этого нужно разрешение от авторов. Мы над этим работаем. Только это. А так у меня очень многие артисты, мои друзья и знакомые, изъявили желание. Уже Филипп Киркоров согласился.

Александр Анатольевич:

- Типа, Серега, давай мы твои песни споем.

С. Мазаев:

- Да-да, поют Филипп и Коля Басков. И даже Ильдар Абдразаков спел одну песню. Слава Петкун. Там очень многие. Я начал это делать, но сейчас пока приостановил эту работу. Продолжим.

Александр Анатольевич:

- Конечно. Тысячу лет назад Игорь Матвиенко рассматривал тебя, Сергей, на роль вокалиста группы «Любэ». Было такое дело?

С. Мазаев:

- Ну да, мы же с ним вместе начинали и шли параллельно по жизни. Но я как раз ушел от этой эстетики. Мне хотелось Rolling Stones, понимаете. Я был молодой, и мне как-то «дядя Вася съел соленый огурец» - меня это немножко обломало, и я решил.

Александр Анатольевич:

- Хотел быть фирмачом.

С. Мазаев:

- Конечно, хотелось в Америку. Не знаю, в общем, Америка, джинсы, жвачка. Все мы плохие были в то время.

Александр Анатольевич:

- Модную машину купить.

С. Мазаев:

- Я в итоге объездил все страны. Лучше, чем у нас здесь, нигде нет. Для меня.

Александр Анатольевич:

- Не было никогда таких мыслей: а может, стоило попробовать?

С. Мазаев:

- Мы пробовали, у нас не получилось, по разным причинам.

Александр Анатольевич:

- И опять же, «Батька Махно» как-то не поется.

С. Мазаев:

- Это было уже после того, как мы расстались с Игорем. Он просто имел в виду, что мог бы быть. Я потом тогда уже поступил в группу «Автограф» играть прогрессив-рок. И мы уже поехали по заграницам.

Александр Анатольевич:

- Это была огромная разница между тогдашним «Автографом» и тогдашним «Любэ».

С. Мазаев:

- «Любэ» не было еще. «Любэ» в 1989-м появилась, по-моему. Тогда была группа «Час пик», а до этого была группа «Класс».

Александр Анатольевич:

- Да-да, названия были совсем другие. Да и само название «Моральный кодекс» можно расшифровывать долго. Кто не знает, что такое моральный кодекс в том смысле.

С. Мазаев:

- Строителя капитализма, да.

Александр Анатольевич:

- Долго рассказывать. Вы почитайте, ребята, литература всегда под рукой. Три главных пункта в твоем личном моральном кодексе – кодексе Сергея Мазаева?

С. Мазаев:

- Стараться быть самим собой, не врать себе, прежде всего, как бы это ни сложно было. Постараться из себя никого не корежить. Потому что я много раз обжигался, когда брался за не совсем мое дело. И, в общем, я понимаю, что это нельзя делать никогда. Просто быть самим собой – самое главное.

Александр Анатольевич:

- Это первый принцип. Это наиважнейший. Согласен. Еще парочку.

С. Мазаев:

- Уходить красиво, не оставлять хвостов после себя.

Александр Анатольевич:

- Это по-джентменски. Это элегантно.

С. Мазаев:

- А третье – любить. И быть любимым.

Александр Анатольевич:

- Это хороший запрос.

С. Мазаев:

- Ну да, но что делать?

Александр Анатольевич:

- Дай бог, чтобы исполнилось.

С. Мазаев:

- Звездная болезнь требует.

Александр Анатольевич:

- А звездная болезнь разве когда-то была? Я чего-то такого за вами не помню, Сергей Владимирович.

С. Мазаев:

- Она у всех была, есть и будет, просто надо ее в себе распознать и вовремя прищемить. Лень - это рудимент звездной болезни. Когда тебе лень встать и что-то сделать, типа я такой крутой, оно само за себя сделается.

Александр Анатольевич:

- Бывало такое?

С. Мазаев:

- Постоянно. Звездная болезнь - это зараза такая вообще, она хрен отпускает.

Александр Анатольевич:

- От кого-то подцепил, или она…

С. Мазаев:

- Нет-нет, у каждого из нас всех она есть. Надо просто уметь диагноз поставить.

Александр Анатольевич:

- А в какой момент ты понял, что ты звезда и у тебя это ...

С. Мазаев:

- Об этом я вообще понял только, когда… Меня стали узнавать на улице, когда я снялся в «Старых песнях о главном». До этого не было ничего. Это 1997 год. А до этого я был известен только узкому кругу людей, которые ходили в клубы, экспаты всякие, молодежь такая модная, продвинутая. Тогда даже не было ни «2х2», ничего еще.

Александр Анатольевич:

- Ты тогда был широко известен в пределах Бульварного кольца и во всех столичных клубах.

С. Мазаев:

- В Candyman в Питере мы выступали, в «Доменикосе», везде, во всех этих клубах. Мы по ночной жизни специализировались в то время. И плюс мы не умели совладать с большим звуком стадионным. Мы научились работать с небольшим звуком в клубах, мы стали одной из лучших звучащих групп в то время.

Александр Анатольевич:

- Что сложнее – работать на маленькую аудиторию или на огромную?

С. Мазаев:

- На огромную, конечно. Совладать со звуком, чтобы было членораздельно, чтобы все звучало.

Александр Анатольевич:

- В инженерном смысле – да.

С. Мазаев:

- Все в пальцах. Любой звукорежиссер вам скажет, что все зависит от звукоизвлечения, от того, как сам артист извлекает звук. Настолько будет его слышно и понятно.

Александр Анатольевич:

- А психологически стоять на огромной сцене на 80 тысяч человек или в клубе на 200?

С. Мазаев:

- Трудно сказать. Я, когда первый раз вышел на сцену еще юный, когда играл академические вечера, я очень волновался, четыре педагога сидели в зале, меня просто корежило страшно. Эта боязнь выхода на сцену у меня была очень сильная, я с ней боролся долго, надо сказать.

Александр Анатольевич:

- Как она прошла? Переборол?

С. Мазаев:

- Постепенно. Когда ты точно уверен в том, что ты хорошо играешь, точно ты уверен в себе, тогда у тебя ее и нет. Ты тогда радуешься и купаешься в музыке, которую ты исполняешь.

Александр Анатольевич:

- Тот важнейший вопрос – как преодолеть страх публичных выступлений? Работать.

С. Мазаев:

- Надо быть готовым. Это то же самое, что петь по бумажке текст и петь его наизусть. Когда ты уже в образе, занимаешься чисто музыкой и творчеством, или когда ты боишься ошибиться, у тебя контроль, ты эмоционально не до конца дорабатываешь просто.

Александр Анатольевич:

- В день юбилея наверняка наговорят еще кучу приятных слов, будут и сюрпризы, будет и все остальное. Главный подарок, который ты приготовил публике, это, конечно, выступление и вся эмоция, которую хочется вынести в зал и поделиться ею в день рождения. Это все здорово. Будет ли какой-нибудь очень секретный момент во время концерта, который не знает никто? Ни Марко, не Андреа.

С. Мазаев:

- Даже я. Может быть, будет. Может быть, кто-нибудь из моих друзей приедет и неожиданно выйдет на сцену. Пока этого ничего не планируется.

Александр Анатольевич:

- Наша любимая шутка?

С. Мазаев:

- В репертуаре у меня есть песни моих друзей, так что они могут прийти и спеть. Гарик Сукачев, еще кто-то.

Александр Анатольевич:

- Мне кажется, так и будет.

С. Мазаев:

- Не знаю.

Александр Анатольевич:

- Мне кажется, концерт немножко затянется.

С. Мазаев:

- Посмотрим.

Александр Анатольевич:

- Мы узнаем об этом, конечно. Дорогие друзья, с Сергеем Владимировичем Мазаевым можно говорить всегда, о чем угодно, если он, конечно, не очень занят, с тем же пылом, с которым мы всегда говорили в течение огромного количества времени, а мы пересекались такое количество раз, и это всегда приносило огромное удовольствие. Мы никогда не виделись в радиостудии, в телевизионных студиях – да, на концертных площадках – да, на фестивалях – да, в клубах – да, просто так в жизни – да. В радиостудии - никогда. Для меня это была сегодня премьера и приятная премьера.

Вы мотайте на ус и учитесь так же страстно, как это любит делать Сергей Владимирович Мазаев всю свою творческую карьеру. Он любит учиться, я люблю учиться, я уверен, и Андреа любит учиться, и Марко. Мы все чему-то когда-то или друг у друга, или у кого-то учимся. Учитесь и вы у нас.

Напомню, Дорогие друзья, спешу сообщить следующую информацию. 7 декабря в Москве в концертном зале Барвиха Luxury Village состоится ежегодный большой концерт эстрадного оркестра Сергея Мазаева. На сцене солист группы «Моральный кодекс», заслуженный артист России Сергей Мазаев отметит свое 65-летие. Юбилей у него как раз 7 декабря. Приходите с распростертыми объятьями. Аплодируйте, радуйтесь, восторгайтесь, переслушивайте все. Пусть вам нравится, пусть вам не нравится. Главное - никогда не отходите от настоящей музыки, которую делают настоящие музыканты, которые сегодня были в студии.

Сергей Владимирович Мазаев, дорогой, ваше финальное рабочее слово с посланием от имени профкома и прочих организаций.

С. Мазаев:

- От имени трудового коллектива я с большим удовольствием благодарю вас, Александр Анатольевич, за приглашение. Мы давно с тобой не виделись, действительно, очень приятно. Мы начинали с BIZ-ТV. Это было очень давно. Я желаю всем здоровья, хорошей встречи Нового года. И успехов всем в труде и зарплате.

Александр Анатольевич:

- Спасибо, друзья. До встречи. Пока.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью

Сергей Мазаев