Сергей Мазаев: про своё 65-летие, личный моральный кодекс и любовь к Италии
- Дорогие друзья, спешу сообщить следующую информацию. 7 декабря в Москве в концертном зале Барвиха Luxury Village состоится ежегодный большой концерт эстрадного оркестра Сергея Мазаева. На сцене солист группы «Моральный кодекс», заслуженный артист России Сергей Мазаев отметит свое 65-летие. Юбилей у него как раз 7 декабря. Спешите поздравлять. В основе программы произведения на русском, английском и итальянском языках, мировые хиты, известные шлягеры советских композиторов и, конечно, песни из репертуара вокально-инструментального ансамбля «Моральный кодекс». Сегодня Сергей Владимирович пришел к нам, да не один, а в компании, в приятной компании, человека, которого мы представим отдельно. Сергей Владимирович Мазаев, мой старинный друг, ваш любимый исполнитель, собственной персоной в студии радио «Комсомольская правда». Здравствуйте, Сергей Владимирович.
С. Мазаев:
- Здравствуй, дорогой Александр Анатольевич. Сколько лет мы с тобой уже вместе идем по жизни параллельно.
- И все не стареем.
С. Мазаев:
- Это приятно.
- Все некогда.
С. Мазаев:
- А комсомольца не стареют.
- Так точно. Именно поэтому мы в этой студии находимся. И спешу представить. Или вы сами представите?
С. Мазаев:
- Ну да, я хотел представить сегодня моего друга, с которым мы дружим почти двадцать лет. Семь лет назад мы взялись и стали делать с ним музыкальный проект. Это автор песен, автор стихов, сам исполнитель - Андреа Коста, родом из города Лукка, Тоскана. Мы познакомились с ним в Форте-дей-Марми, на курорте. Мы с ним вместе отдыхаем каждое лето на одном и том же пляже. И так завязалась наша дружба, и появился наш проект. Также с нами присутствует не менее известный в литературных кругах литературный переводчик. Он перевел, кстати, «Лед» Владимира Сорокина на итальянский язык, он очень полюбил Россию, остался здесь, он организовал курсы итальянского языка и стал еще и актером. Это сеньор Марко Динелли, это писатель, переводчик и актер сегодня уже. Добро пожаловать, товарищи. Андреа Коста и Марко Динелли. Марко нам поможет понять, что говорит Андреа Коста.
- Дорогие сеньоры, приветствую вас. Сергей Владимирович, дорогой, не понимаю, зачем я это спрашиваю, но, тем не менее, должен от имени всей нашей благодарной аудитории. Как вы себя ощущаете накануне такой странной и вроде бы торжественной, а вроде бы такой повседневной цифры 65?
С. Мазаев:
- Конечно, да, это обескураживающая цифра. Я, как рок-музыкант, конечно, не понимаю, как это возможно. Рокеру 65 лет, но с другой стороны, Rolling Stones почти 80 скачет. Поэтому я прислушиваюсь к советам вашей матушки, Александр Анатольевич, и слежу за своим здоровьем последнее время.
- Передавала большие приветы. Мы волнуемся.
С. Мазаев:
- Я просто регулярно посещаю тренеров, докторов, массажистов всяких прочих. У меня очень много уходит времени на физическую подготовку к концерту. Потому что возраст не тот. Поменял себе даже тазобедренный сустав недавно, в этом году. И поэтому этот реабилитационный период меня как-то завел, и я начал вообще омолаживаться. Я начал заниматься собой, своим туловищем. Единственным даром Божьим, который нам достался бесплатно и на который мы многие плюем в течение жизни, а надо бы, наоборот, относиться к нему самым бережным образом.
- Это да, это правда. Мы за вас волнуемся, но понимаем, что вы в своих надежных руках, и вы следите за собой. Это прекрасно.
С. Мазаев:
- Спасибо.
- Дорогие друзья, берите пример с маэстро, и делайте это как можно более тщательно, внимательно и как можно заранее. Не дожидайтесь.
С. Мазаев:
- Береги честь смолоду.
- Так точно. Это прекрасная поговорка, которой мы следуем всю свою сознательную и несознательную жизнь. Песни «Морального кодекса» регулярно попадают в наш «Настоящий хит-парад» - наша прекрасная программа, которая несколько лет выходит и с удовольствием крутит ваши пластинки.
С. Мазаев:
- Спасибо.
- За последнее время две ваших работы штурмовали вершину нашего чарта. Это «Солнце на стенах домов» и «Ты же знаешь» на стихи нашей любимой исполнительницы и автора Натальи Ветлицкой. Чего ждать от «Морального кодекса» в ближайшее время, спрашивают публика и лично я. Обычно артисты радуют новинками в преддверии больших событий. Как у вас с большими событиями? Мы уже ждем этого концерта, мы знаем. Как у вас в принципе с событиями, то есть со встречей с публикой?
С. Мазаев:
- Мы регулярно встречаемся с публикой. Мы каждую неделю играем концерты разного масштаба. И большие концерты. Недавно мы сыграли три огромных концерта в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и в Москве по случаю 35-летия «Морального кодекса». Более двух часов мы играли, достали очень много старых произведений. В общем, концерты прошли очень успешно. Даже несмотря на сидячие залы, публика была воодушевлена, и в конце все стояли, конечно.
- Я не могу поверить, чтобы на вашем выступлении кто-нибудь сидел, это нереально. Пусть в начале, но не в конце, это точно.
С. Мазаев:
- В общем, да.
- Кстати, Пока Марко и Андреа здесь, они не дадут соврать, кто написал «До свиданья, мама» на итальянском? Известный автор?
С. Мазаев:
- Да, известный итальянский писатель Марко Динелли перевел эту песню на итальянский язык.
- Спасибо, это было великолепно. И не переведены остались только «две копейки».
С. Мазаев:
- Потому что копейка присутствует в итальянском языке, Марко.
М. Динелли:
- Да, это слово еще использовали, когда переводили классику русской литературы, естественно, Толстой Достоевский. Это слово известно итальянскую уху. И поэтому я использовал специально, чтобы оставить это русский колорит.
С. Мазаев:
- Да, единственное, что мы зря оставили «Ci Vediamo», надо было оставить «До свиданья, мама».
- Ничего, укладывается, как говорят актеры озвучания, укладывается прекрасно «Ci Vediamo Mamma», могут повторять все. В этом году еще один юбилей – «Моральному кодексу» 35 лет. За 35 лет творческого пути - достойного, красивого, непростого - всякое бывало. Сколько раз вы были на грани распада? Ведь такое наверняка происходило?
С. Мазаев:
- На грани распада мы вообще никогда не были. Сейчас, собственно, ушли на пенсию мои ребята, все мои родные, старые музыканты, по очереди. Первым ушел Коля Девлет-Кильдеев. Он три раза уходил из коллектива в свое время по разным причинам. И мы три раза его ждали обратно, и он приходил обратно. И сейчас тоже у нас в коллективе старое поколение ушло на пенсию отдыхать. Юра Кистенев и Александр Солич. Вместо Юры Кистенева играет Петр Ившин, достаточно известный уже в Москве музыкант. Вместо Александра Солича играет Сергей Гейер. И на гитаре играет Сергей Сухов. Это, можно сказать, воспитанник и ученик Кильдея. Мы не стали брать какого-то суперименитого гитариста в надежде на то, что Кильдей, может быть, еще психанет и вернется поиграть немножко с нами.
-Сухов справляется?
С. Мазаев:
- Да, да. Сергей справляется отлично.
- А в чем секрет этой вашей прекрасной дружбы? Вы, когда на сцене стоите, мы понимаем, что вы сплоченный коллектив, вы кулак, вы работаете как часы. В чем секрет дружбы?
С. Мазаев:
- Вы знаете, в целесообразности, наверное, в здравом смысле. Потому что всякие временные нервные какие-то стрессы и недопонимания друг друга проходят. А «Моральный кодекс» остается, видите, уже тридцать с лишним лет мы играем.
- Опять же, название обязывает.
С. Мазаев:
- Ну да, надо иногда закрыть глаза на некоторые неприятности, на какие-то штуки, ради большого целого какого-то, чтобы коллектив сохранить.
- В дни 35-летия коллектива это звучит очень мудро. А как было 35 лет назад? Вы всегда были такие устойчивые, спокойные, мудрые?
С. Мазаев:
- Нет, конечно. Мы были такие же распущенные, разгильдяи, весельчаки. В общем, разные ситуации у нас были. Мы очень хорошую прожили творческую жизнь, веселую, честно сказать.
- Я бы не стал говорить в прошедшем времени, 35 лет - не так много, опять же вспоминаемо, что есть коллективы постарше.
С. Мазаев:
- Да, да, есть. «Песняры», например.
- Опять же, прекрасные примеры долголетия на сцене.
С. Мазаев:
- Им уже больше 50 лет, по-моему.
- Не говоря уже о Rolling Stones.
С. Мазаев:
- После Hackney Diamonds я вообще стал полным фанатом Rolling Stones. Я не ожидал, что на закате самый последний альбом и такой грандиозный просто. Потрясающий альбом просто. И звучит, и песни все.
- Согласен абсолютно. Поговорим об оркестре.
С. Мазаев:
- Давайте, да, и про нашего солиста надо.
- Конечно. Есть целый оркестр, названный скромно – эстрадный оркестр Сергея Мазаева. Скромнее некуда. С кем комфортнее выступать сейчас – с рок-музыкантами или с этим оркестром?
С. Мазаев:
- Вы знаете, одинаково комфортно. Музыканты «Морального кодекса» играют в оркестре. Это грамотные музыканты, они читают ноты, играют любую музыку.
- Сергей Владимирович, вынужден констатировать тот факт, что в наше время «музыканты читают ноты», звучит как гром среди ясного неба. Но так и должно быть.
С. Мазаев:
- Да, музыканты всегда читают ноты. Если люди не читают ноты, это не музыканты.
- Сейчас было сказано сильно, крепко, а главное – верно. Можете спорить, можете - нет, но это именно так.
С. Мазаев:
- Я читал биографию Джимми Пейджа, и у него до Led Zeppelin, были какие-то группы, они играли, играли, играли, потом они развалились. И он остался без работы, побежал по всяким студиям, ему поставили ноты, он ничего не смог. Он вынужден был пойти учиться, научился играть по нотам и стал оркестровым музыкантом. Все говорят, что Андрей Макаревич не музыкант, он рокер. У него прекрасные стихи, он владеет немножко аккомпанементом на гитаре, даже может соло сыграть, но его невозможно поставить в оркестр, поставить ноты, чтобы он играл. Для меня музыкант все-таки человек, который может прийти в оркестр, сесть и начать там работать. А все остальное - это рок-н-ролл, это самодеятельность такая, которая превратилась в профессию со временем.
- В судьбу.
С. Мазаев:
- И мастерство выросло, да. Потому что играли, когда маленькие были, плохо играли, когда выросли, стали хорошо играть.
- Не все, но многие.
С. Мазаев:
- Почему? В основном все хорошо играют. Все старики-то наш научились.
- Время-то должно как-то закалять.
С. Мазаев:
- Одно и ту же песню за 20 лет можно уже выучить. Как «До свидания, мама», я наизусть помню. За 30 лет выучил.
- Ты всегда был музыкантом? Поскольку образование, воспитание, знание, грамотность, служба, в конце концов, в оркестре. Всегда был музыкантом или были периоды, когда забросил все и стал рокером?
С. Мазаев:
- Нет, я после армии бросил все и поступил в МГУ. Начал учиться на экономическом факультете. Буквально через четыре месяца случайно встретил Игоря Матвиенко в лифте Роспотребсоюза, и мы с ним что-то зацепились друг за друга и сделали джазовый квартет экономического факультета.
- Самодеятельность.
С. Мазаев:
- Да, самодеятельность была. А потом мы уже с ним начали делать группы. Я ушел из университета в музыку.
- В какой-то момент математика побеждала?
С. Мазаев:
- Не то, чтобы математика. Хотелось какой-то дипломатической карьеры, может быть, поехать за границу, чтобы кока-кола была доступна. Как и все раньше люди хотели разведчиками стать, дипломатами или быть инженерами за границей. Чтобы чеки заработать, потом приехать в «Березку», купить видеомагнитофон. И попросить девчонку: «Выпьем, покурим, посмотрим кино». Как раз о видеомагнитофонах речь идет.
- «На две копейки, домой позвони». Знаем, знаем. Поделись секретами, Сергей дорогой, как не растерять рок-н-ролльного запала к шестидесяти пяти?
С. Мазаев:
- Наверное, надо постоянно общаться с людьми, которые лучше себя умеют что-то.
- Постоянно учиться?
С. Мазаев:
- Конечно. Это, во-первых, заводит, потом это освежает голову. И это очень успокаивает внутренне, меня, во всяком случае. Мне очень нравится учиться, я люблю. Я даже с Марко несколько лет назад начал учить итальянский язык.
- Перейдем к нашим гостям, наконец-то. Чему еще наши итальянские товарищи научили в течение творческой деятельности, кроме перевода, кроме приятных встреч в Форте-дей-Марми, в приятной атмосфере и погоде?
С. Мазаев:
- Вы знаете, я туда езжу как раз учиться этой бытовой культуре. То, чего у нас здесь немножко не хватает, не везде еще все это пришло в порядок.
- А чему наши итальянские товарищи могут научиться у наших музыкантов, у наших друзей? Что вы перенимаете в этом постоянном добром, долгом общении?
А. Коста:
- Свою итальянскость ощущаю и в России. Наши народы похожи не только на высоком культурном уровне, но и как мы ощущаем друг друга на более глубоком уровне - эмоциональном чувственном. И через песни Сергея. Я потом начал искать и переводить, естественно, на итальянский язык, чтобы понять, о чем эти песни. И понял как раз, что там тоже лежит эта красота, именно человеческая красота. Когда человек страдает, он пишет песни, и это ощутимо всем на любом языке. Когда люди слушают эти песни, они чувствуют это страдание.
- Кому первому пришла идея что-то сделать совместно в музыке, на сцене, в творчестве?
А. Коста:
- Все началось с Сергея. Все началось с того, что мы подружились на основе любви к музыке. Я пишу песни с 15 лет, еще с того времени, когда учился в консерватории. Сергей об этом знает, потому что я ему отправляю каждую неделю по песне. Это манера общения вообще с Сергеем - это музыка.
- Какие-то из этих произведений прозвучат?
С. Мазаев:
- Да, у нас уже вышел целый альбом Андреа Коста в сопровождении нашего оркестра. И там есть восемь замечательных песен, которые мы хотим предложить вам.
- Это авторские произведения, вами написанные?
С. Мазаев:
- Все произведения написаны Андреа Коста, аранжированы Александром Мясниковым, а организовывался все это дело я.
- И это будет представлено на том самом концерте, про который мы сейчас говорим?
С. Мазаев:
- Да, там будут четыре песни.
- Это любопытно. Это обязательно нужно узнать, проштудировать, составить впечатление.
С. Мазаев:
- Да, и мы хотим, чтобы наши комсомольцы-интернационалисты, слушатели радио «Комсомольская правда» тоже послушали оценили.
- Поддержали товарищей из Италии.
- А это будут произведения рок-н-ролльные? Или это будет больше классика, эстрада?
С. Мазаев:
- Да, это, скорее, по стилю классическая итальянская эстрада 80-х. То, что мы слышали в Сан-Ремо. Это такая же музыка, только абсолютно новая, другие песни просто. А звучание мы сделали даже, мне кажется, более интересное. Потому что в то время песни звучали по-разному. В основном это были рок-группы итальянские. Smoky тоже рок-группа на самом деле. Юрий Антонов тоже рок-композитор. Eagles, все это оттуда идет. И здесь тоже это поп-рок. Но он сделан оркестром, с дудками, со скрипками, с подпевками, с хором. Звучит, конечно, очень торжественно и празднично. Мне очень нравится звучание самого оркестра. В итальянской песне всегда есть какое-то ощущение праздника, А оркестр вместе с своими дудками, трубами добавляет еще больше праздника к этому. И получается очень красиво и ярко.
- Какой день рождения был самый безумный? Есть такие воспоминания?
С. Мазаев:
- Да, самый безумный день рождения у меня был, когда мне исполнилось 50 лет. Это было в 2009 году. И мы устроили его в Театре оперетты. Это уже антураж, сами понимаете, очень классический. Я пригласил оркестр имени Силантьева. В то время его забыли все. Саша Клевицким руководил. Они скромненько сидели у себя на радио и там репетировали. Мы с Клевицким сошлись. Я заказал 28 аранжировок. И на сцене Театра оперетты, это был второй выход, что ли, оркестра Силантьева опять в бурную концертную жизнь. И там со мной участвовали в этом концерте мои друзья - и Коля Расторгуев, и Коля Носков, Маршал - все ребята, с кем мы вместе параллельно движемся по нашей эстрадной дороге.
- Вы слышите имена? Сергей Владимирович говорит: все ребята. Ребята – это какие надо ребята.
С. Мазаев:
- Гарик Сукачев, конечно.
- Вы их всех прекрасно знаете в разном амплуа из новостных сводок и в разных хрониках. Но это все ребята. Для Сергея это все просто ребята.
С. Мазаев:
- Не девчата же, конечно.
- Понятно, конечно. Веселые, я бы сказал, ребята. Хорошие, дружные. А сейчас задам вопрос абсолютно неожиданный, но очень актуальный. Я услышал про экономический факультет. Не окончил, да?
С. Мазаев:
- Нет, я бросил.
- Ну и бог с ним. Может, оно и к лучшему, а то бы мы сейчас разговаривали с экономистом.
С. Мазаев:
- А может, вообще не разговаривали бы.
- Или бы не разговаривали. Лучше так, как сейчас.
С. Мазаев:
- Я бы спился где-нибудь в качестве бухгалтера. Или преподавателя политэкономии в железнодорожном техникуме.
- Что тоже не самое плохое, что могло бы случиться. Не окончил, и бог с ним. Да, базис-то есть в любом случае. Я не про математику, а про экономику. Что можно сказать про нынешнюю экономическую ситуацию в России? Ведь всех лихорадит. И не знаю, кого больше лихорадит - аудиторию, или доллар, или евро, или рубль. А ведь люди хотят узнать, нам вообще переживать по поводу всего этого, или все устаканится, и все будет нормально?
С. Мазаев:
- Я думаю, что переживать надо за свое здоровье и мастерство, чтобы вы не перестали зарабатывать эти деньги. А экономическая ситуация колеблется во всем мире, все связано, глобальные рынки и прочее - это надо специалистов спрашивать, я не могу сейчас так точно…
- Повышение ключевой ставки, эта великая фраза…
С. Мазаев:
- В это можно погрузиться, изучить вопрос и ответить на этот вопрос, но я просто пока некомпетентен, я не могу ничего сказать.
- А сам следишь за этим?
С. Мазаев:
- Повышение ключевой ставки, конечно, это для тех, кто берет кредиты, плохо.
- Но сам следишь за этим? Волнуешься?
С. Мазаев:
- Я никогда не брал кредитов, к счастью.
- А все эти экономические сводки волнуют?
С. Мазаев:
- Что значит – волнуют?
- Просто касаются, как любого обывателя.
С. Мазаев:
- Конечно, они всех нас касаются. Понятно, но в большей или меньшей степени. Чем у вас больше капитала, тем больше у вас волнений за его сохранение. Чем меньше денег, тем спокойнее.
- Помнишь, как в фильме «В джазе только девушки»: «Люблю мужчин в очках, которые читают маленькие сводки». Маленькие сводки в газетах, там котировки их акций. Этого синдрома экономиста у тебя нет?
С. Мазаев:
- Нет, к сожалению.
- Слава богу.
С. Мазаев:
- У меня просто нет такого количества, из-за которого можно было быпереживать.
- Объемы не перекачиваешь?
С. Мазаев:
- Нет. У меня деньги карманные. У меня нет капитала.
- Так спокойнее. В армии служил. В целых трех парадах на Красной площади принимал участие.
С. Мазаев:
- Да, в двух регулярных парадах, и один парад был на 1 мая. Это был плац-парад, без техники. Просто маршировали.
-На твой взгляд, насколько нужны и эффективны «Разговоры о важном», которые сейчас проводится в школах? Знаешь об этом?
С. Мазаев:
- Конечно. Мне кажется, вообще просвещение – это одно из самых главных, чем должна заниматься школа. Она должна просвещать людей, делать их более культурными.
- Сейчас Министерство просвещения, образования и так далее, все претерпевают какие-то перемены, в лучшую или в худшую сторону - время покажет. А что такое просвещение для Сергея Владимировича?
С. Мазаев:
- Это дорожка к правде. Надо рассказывать людям о том, как устроен мир на самом деле, как эволюционировал этот мир, как люди превратились в тех, кем мы сейчас стали, из тех первобытных приматов.
- Что было - надо изучать?
С. Мазаев:
- Конечно, надо понимать, кто мы. И координировать свои действия. Надо любить друг друга. Это самое главное. А это через знания происходит только.
- Через прояснение, через свет.
С. Мазаев:
- Когда ты ничего не знаешь, тебе страшно, а когда тебе страшно, ты, естественно, становишься верующим в чудеса. Это самая большая опасность.
- Та самая фраза «пролить свет на что-то» – это и есть просвещение?
С. Мазаев:
- Вера – это интеллектуальная лень.
- Что можешь сказать по поводу того, что сейчас в школах все чаще и подробнее говорят о патриотизме, об истории?
С. Мазаев:
- Надо правильно понимать это слово, надо его подавать правильно. Патриотизм – это очень хорошо. Патриот – это человек, который любит свою Родину, любит свой народ, своих друзей, своих родителей. Что называть патриотизмом? Есть псевдопатриотизм, ура-патриотизм, фальшивка, когда люди выдают себя за патриотов, не являясь патриотами, потому что они ничем не облагородили, ни землю, ничего, они только орут об этом. А Григорий Перельман, я считаю, что это один из самых великих патриотов России. Человек еврейского происхождения прославил русскую математическую школу на весь мир так, как никто этого не делал до этого.
- Не отпускает математика. Виталий Гинсбург, такие люди - это патриоты, те, кто прославляют нашу Родину. Алексей Немов.
- Да, согласен полностью.
С. Мазаев:
- Люди, которые показывают всем миру достоинства нашей родины, что есть потрясающие люди, потрясающие достижения. Это патриотизм. Это патриотизм настоящий. Люди, которые за свою Родину переживают, чтобы она выглядела всегда очень круто.
- Спросим нашего итальянского товарища. А что такое патриотизм в вашем понимании, дорогой друг?
А. Коста:
- Как настоящий итальянец, я должен признаться в том, что в Италии патриотизм не такой, как в России. У нас люди чувствуют патриотизм в основном, когда идут футбольные матчи. И там Италия - одна страна. Эта ситуация меняется, когда итальянцы за границей живут. Тогда они ощущают этот недостаток итальянской культуры, и поэтому это чувство патриотизма пробуждается. К слову, я хотел отметить, что в моем альбоме есть такая песня, которая называется «Solo». Как раз это про итальянца за границей.
- У всех вызывает и определенный трепет, и рассуждения это слово, но это важно. Я абсолютно согласен. Современная музыка вокруг вас. Не ваш оркестр, не ваша группа, не ваши произведения. Вообще музыка во вселенной привлекает внимание? Какие-то имена, может быть?
А. Коста:
- Например, есть Coldplay, которые, на мой взгляд, охватили вселенную. Хотя я люблю больше Muse. Были Giant раньше. Сейчас, конечно, в Америке встречаются такие проявления как джаз, блюз до сих пор. Но в основном, к сожалению, индустрия требует других стандартов, поэтому качество падает. Но я люблю до сих пор слушать электронный поп.
-Сергей, какие группы вызывают отторжение, а какие до сих пор привлекают? Помимо классиков, которых мы уже назвали.
С. Мазаев:
- Трудно сказать. Отторжение - я не помню, чтобы уж совсем отторжение какие-то группы вызывали. Но вообще, вы знаете, само качество продакшна в мире настолько высокого уровня стало, что даже средние какие-то музыканты звучат очень здорово.
- Даже не музыканты звучат хорошо.
С. Мазаев:
- Даже не музыканты звучат хорошо, потому что рядом с ними сидят музыканты и делают то, что нужно. Трудно так определить. Я современную мировую эстраду плохо даже знаю. Я остановился Мерилине Мэнсоне, были для меня свежаки когда-то.
- У него и сейчас свежак вышел.
С. Мазаев:
- Сейчас мне привезли новый альбом Cure?
- Какое мнение?
С. Мазаев:
- Я пока еще не послушал его, я даже не распечатал его. Я не прослушал. Только вчера вечером дали.
- Типичный Cure. Тот самый, тот самый - вечный.
С. Мазаев:
- У меня сейчас очень много этих пластинок новых. Я послушал и Дэвида Гилмора - сольный альбом. Прям Pink Floyd такой приятный. Очень хорошо звучит.
- А что скажете про Coldplay и Muse?
С. Мазаев:
- Немножко, понимаете, я опоздал. Я был уже слишком взрослый для того, чтобы воспринимать их серьезно, как я воспринимал Deep Purple, например, с Led Zeppelin в свое время, в 16 лет. Я был слишком взрослый. И для меня это все-таки вторичная музыка. Я это все уже слышал из тех же западных рок-групп, только просто раньше. Те же 25-летней давности группы, там такие Sex Pistols, Ramones, прочее, они все это давно играли. Мы однажды выступали с Бьорк на фестивале, разогревали ее. Это было в Риге.
- Хорошая компания. Она была одна или вместе с Sugarcubes?
С. Мазаев:
- Солистка была одна.
- В феврале выходит трибьют-альбом группе «Любэ». Мы уже вспоминали Николая Расторгуева. Во-первых, услышим ли мы там «Моральный кодекс»?
С. Мазаев:
- Мы пытаемся, пока не получается.
- А что препятствует?
С. Мазаев:
- Вы знаете, комичность какая-то. Я никак не могу спеть так, чтобы это было приятно слушать. У меня получается какая-то издевка над песней. Я никак не могу.
- Может, это не издевка, просто ирония дружеская?
С. Мазаев:
- Не в иронии дело. Я пытаюсь спеть ее по-настоящему, сделать, но у меня не получается просто.
- А какое произведение, если не секрет?
С. Мазаев:
- «Батька Махно». Как-то не лезет вообще. Мы будем другое делать что-то. Раньше мы всегда играли «Дуся-агрегат». «Моральному кодексу» она шла очень хорошо.
- Абсолютно.
С. Мазаев:
- Мы и с Колей играли, и без Коли. Но сегодня ее будет на трибьюте исполнять группа «Рондо», а мы пока ничего не будем исполнять.
- А «Батька Махно»? Ну, это лихо должно получиться.
С. Мазаев:
- Есть у меня, спета, я посылал Матвиенко и говорил ему, что в Колином исполнении значительно лучше. А зачем делать хуже?
- Кавер делать хуже оригинала нельзя.
С. Мазаев:
- Нет смысла. Это не будет кавер. Вообще кавер знаешь откуда появилось, да? Это из журнала Billboard, 80-е годы. Если вы исполняете песню старую, и ваш тираж накрывает предыдущий, тогда получается cover - накрыть. Bananarama сделала песню Shocking Blue, и они продали в десять раз больше экземпляров в пластинках. Это кавер. А просто когда люди исполняют песню, это ремейк обычный.
- А теперь я хочу задать такой вопрос. А когда же мы могли бы, а скорее всего,мы увидим рано или поздно трибьют группе «Моральный кодекс».
С. Мазаев:
- Вы знаете, я начал его в прошлом году делать, и уже несколько треков записано, но пока мы остановились, потому что немножко недопонимание со стороны авторов происходит. Я здесь не буду объяснять, мы просто в процессе находимся.
- Секретные данные?
С. Мазаев:
- Конечно, секретные данные. Нужно, чтобы были возможности все это публиковать. Для этого нужно разрешение от авторов. Мы над этим работаем. Только это. А так у меня очень многие артисты, мои друзья и знакомые, изъявили желание. Уже Филипп Киркоров согласился.
- Типа, Серега, давай мы твои песни споем.
С. Мазаев:
- Да-да, поют Филипп и Коля Басков. И даже Ильдар Абдразаков спел одну песню. Слава Петкун. Там очень многие. Я начал это делать, но сейчас пока приостановил эту работу. Продолжим.
- Конечно. Тысячу лет назад Игорь Матвиенко рассматривал тебя, Сергей, на роль вокалиста группы «Любэ». Было такое дело?
С. Мазаев:
- Ну да, мы же с ним вместе начинали и шли параллельно по жизни. Но я как раз ушел от этой эстетики. Мне хотелось Rolling Stones, понимаете. Я был молодой, и мне как-то «дядя Вася съел соленый огурец» - меня это немножко обломало, и я решил.
- Хотел быть фирмачом.
С. Мазаев:
- Конечно, хотелось в Америку. Не знаю, в общем, Америка, джинсы, жвачка. Все мы плохие были в то время.
- Модную машину купить.
С. Мазаев:
- Я в итоге объездил все страны. Лучше, чем у нас здесь, нигде нет. Для меня.
- Не было никогда таких мыслей: а может, стоило попробовать?
С. Мазаев:
- Мы пробовали, у нас не получилось, по разным причинам.
- И опять же, «Батька Махно» как-то не поется.
С. Мазаев:
- Это было уже после того, как мы расстались с Игорем. Он просто имел в виду, что мог бы быть. Я потом тогда уже поступил в группу «Автограф» играть прогрессив-рок. И мы уже поехали по заграницам.
- Это была огромная разница между тогдашним «Автографом» и тогдашним «Любэ».
С. Мазаев:
- «Любэ» не было еще. «Любэ» в 1989-м появилась, по-моему. Тогда была группа «Час пик», а до этого была группа «Класс».
- Да-да, названия были совсем другие. Да и само название «Моральный кодекс» можно расшифровывать долго. Кто не знает, что такое моральный кодекс в том смысле.
С. Мазаев:
- Строителя капитализма, да.
- Долго рассказывать. Вы почитайте, ребята, литература всегда под рукой. Три главных пункта в твоем личном моральном кодексе – кодексе Сергея Мазаева?
С. Мазаев:
- Стараться быть самим собой, не врать себе, прежде всего, как бы это ни сложно было. Постараться из себя никого не корежить. Потому что я много раз обжигался, когда брался за не совсем мое дело. И, в общем, я понимаю, что это нельзя делать никогда. Просто быть самим собой – самое главное.
- Это первый принцип. Это наиважнейший. Согласен. Еще парочку.
С. Мазаев:
- Уходить красиво, не оставлять хвостов после себя.
- Это по-джентменски. Это элегантно.
С. Мазаев:
- А третье – любить. И быть любимым.
- Это хороший запрос.
С. Мазаев:
- Ну да, но что делать?
- Дай бог, чтобы исполнилось.
С. Мазаев:
- Звездная болезнь требует.
- А звездная болезнь разве когда-то была? Я чего-то такого за вами не помню, Сергей Владимирович.
С. Мазаев:
- Она у всех была, есть и будет, просто надо ее в себе распознать и вовремя прищемить. Лень - это рудимент звездной болезни. Когда тебе лень встать и что-то сделать, типа я такой крутой, оно само за себя сделается.
- Бывало такое?
С. Мазаев:
- Постоянно. Звездная болезнь - это зараза такая вообще, она хрен отпускает.
- От кого-то подцепил, или она…
С. Мазаев:
- Нет-нет, у каждого из нас всех она есть. Надо просто уметь диагноз поставить.
- А в какой момент ты понял, что ты звезда и у тебя это ...
С. Мазаев:
- Об этом я вообще понял только, когда… Меня стали узнавать на улице, когда я снялся в «Старых песнях о главном». До этого не было ничего. Это 1997 год. А до этого я был известен только узкому кругу людей, которые ходили в клубы, экспаты всякие, молодежь такая модная, продвинутая. Тогда даже не было ни «2х2», ничего еще.
- Ты тогда был широко известен в пределах Бульварного кольца и во всех столичных клубах.
С. Мазаев:
- В Candyman в Питере мы выступали, в «Доменикосе», везде, во всех этих клубах. Мы по ночной жизни специализировались в то время. И плюс мы не умели совладать с большим звуком стадионным. Мы научились работать с небольшим звуком в клубах, мы стали одной из лучших звучащих групп в то время.
- Что сложнее – работать на маленькую аудиторию или на огромную?
С. Мазаев:
- На огромную, конечно. Совладать со звуком, чтобы было членораздельно, чтобы все звучало.
- В инженерном смысле – да.
С. Мазаев:
- Все в пальцах. Любой звукорежиссер вам скажет, что все зависит от звукоизвлечения, от того, как сам артист извлекает звук. Настолько будет его слышно и понятно.
- А психологически стоять на огромной сцене на 80 тысяч человек или в клубе на 200?
С. Мазаев:
- Трудно сказать. Я, когда первый раз вышел на сцену еще юный, когда играл академические вечера, я очень волновался, четыре педагога сидели в зале, меня просто корежило страшно. Эта боязнь выхода на сцену у меня была очень сильная, я с ней боролся долго, надо сказать.
- Как она прошла? Переборол?
С. Мазаев:
- Постепенно. Когда ты точно уверен в том, что ты хорошо играешь, точно ты уверен в себе, тогда у тебя ее и нет. Ты тогда радуешься и купаешься в музыке, которую ты исполняешь.
- Тот важнейший вопрос – как преодолеть страх публичных выступлений? Работать.
С. Мазаев:
- Надо быть готовым. Это то же самое, что петь по бумажке текст и петь его наизусть. Когда ты уже в образе, занимаешься чисто музыкой и творчеством, или когда ты боишься ошибиться, у тебя контроль, ты эмоционально не до конца дорабатываешь просто.
- В день юбилея наверняка наговорят еще кучу приятных слов, будут и сюрпризы, будет и все остальное. Главный подарок, который ты приготовил публике, это, конечно, выступление и вся эмоция, которую хочется вынести в зал и поделиться ею в день рождения. Это все здорово. Будет ли какой-нибудь очень секретный момент во время концерта, который не знает никто? Ни Марко, не Андреа.
С. Мазаев:
- Даже я. Может быть, будет. Может быть, кто-нибудь из моих друзей приедет и неожиданно выйдет на сцену. Пока этого ничего не планируется.
- Наша любимая шутка?
С. Мазаев:
- В репертуаре у меня есть песни моих друзей, так что они могут прийти и спеть. Гарик Сукачев, еще кто-то.
- Мне кажется, так и будет.
С. Мазаев:
- Не знаю.
- Мне кажется, концерт немножко затянется.
С. Мазаев:
- Посмотрим.
- Мы узнаем об этом, конечно. Дорогие друзья, с Сергеем Владимировичем Мазаевым можно говорить всегда, о чем угодно, если он, конечно, не очень занят, с тем же пылом, с которым мы всегда говорили в течение огромного количества времени, а мы пересекались такое количество раз, и это всегда приносило огромное удовольствие. Мы никогда не виделись в радиостудии, в телевизионных студиях – да, на концертных площадках – да, на фестивалях – да, в клубах – да, просто так в жизни – да. В радиостудии - никогда. Для меня это была сегодня премьера и приятная премьера.
Вы мотайте на ус и учитесь так же страстно, как это любит делать Сергей Владимирович Мазаев всю свою творческую карьеру. Он любит учиться, я люблю учиться, я уверен, и Андреа любит учиться, и Марко. Мы все чему-то когда-то или друг у друга, или у кого-то учимся. Учитесь и вы у нас.
Напомню, Дорогие друзья, спешу сообщить следующую информацию. 7 декабря в Москве в концертном зале Барвиха Luxury Village состоится ежегодный большой концерт эстрадного оркестра Сергея Мазаева. На сцене солист группы «Моральный кодекс», заслуженный артист России Сергей Мазаев отметит свое 65-летие. Юбилей у него как раз 7 декабря. Приходите с распростертыми объятьями. Аплодируйте, радуйтесь, восторгайтесь, переслушивайте все. Пусть вам нравится, пусть вам не нравится. Главное - никогда не отходите от настоящей музыки, которую делают настоящие музыканты, которые сегодня были в студии.
Сергей Владимирович Мазаев, дорогой, ваше финальное рабочее слово с посланием от имени профкома и прочих организаций.
С. Мазаев:
- От имени трудового коллектива я с большим удовольствием благодарю вас, Александр Анатольевич, за приглашение. Мы давно с тобой не виделись, действительно, очень приятно. Мы начинали с BIZ-ТV. Это было очень давно. Я желаю всем здоровья, хорошей встречи Нового года. И успехов всем в труде и зарплате.
- Спасибо, друзья. До встречи. Пока.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью