Продажи новых машин будут падать, цены - подрастать: что будет с авторынком в 2025 году

Максим Кадаков, главный редактор журнала "За рулем!"
Евгений Сазонов подводит итоги 2024 года в российском автобизнесе и обсуждает прогнозы на будущее вместе с главным редактором журнала «За рулем» Максимом Кадаковым в эфире Радио «Комсомольская правда»

Е. Сазонов:

- В эфире программа «Диалоги», у микрофона ведущий Евгений Сазонов. А в гостях у меня Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Здравствуйте.

М. Кадаков:

- Евгений, рад видеть и слышать.

Е. Сазонов:

- Вы не представляете, как я рад вас видеть. Вопрос, наверное, один, но он большой. С какими итогами мы подходим к концу года в области автомобилей?

М. Кадаков:

- С разными. И на самом деле есть о чем поговорить. Если говорить о рынке, то на самом деле главный, может быть не итог, а примета прошедшего года заключается в том, на мой взгляд, что никто, никто, повторяю, ни один эксперт, ни один аналитик, никто в правительстве или где-то еще не смог предсказать реальные результаты 2024 года по объему продаж. Берем сейчас самую ходовую вещь - это легковые автомобили. Я тоже делал свои прогнозы в ноябре прошлого года, и мне кажется, что мы в этой студии вскользь этого тоже касались. Я предполагал, что в 2024 году при самом позитивном развитии событий, будет продано 1,2 миллиона новых легковых автомобилей. Это была моя верхняя планка. Кто-то называл чуть-чуть меньше, кто-то сильно меньше, но где-то вокруг этого многие эксперты сходились. Посчитано пока одиннадцать месяцев, у нас получается где-то 1,450 млн уже, плюс декабрь. В общем, полтора миллиона плюс.

Е. Сазонов:

- Жить стали лучше, жить стали веселее.

М. Кадаков:

- Это было удивительно еще и тем, что все росло. Цены росли, ключевая ставка росла, ввели повышенный утилизационный сбор, сейчас он еще увеличится. Трудно было предположить, что будет такой рост. Это, на мой взгляд, главные приметы года. Дальше, внутри, можно копаться, кто, что, чего достиг и так далее. Было очевидно, что АвтоВАЗ, наш крупнейший производитель, будет держать 30% рынка. Так оно и оказалось. Плюс по месяцу чуть меньше, чуть больше, но примерно так, никаких секретов в этом смысле нет. Понятно, что остальные 60-68%, опять же, как считать что учитывать, это китайские бренды из официальных поставок. И 7-8% или около того, плюс-минус по году посчитаем, это, как я называю, альтернативный ввоз. Это и параллельный, и частный. Я про новые, я не про бэушные. Усох ручеек альтернативного ввоза, хотя какое-то шевеление есть. Это, на мой взгляд, главный итог рынка.

А вообще, конечно, удивительно, что при таком катастрофическом росте цен наши люди каким-то волшебным образом это все проглотили. Каким? Понятно, что были огромные инвестиции, огромные бюджетные вливания в определенные сферы экономики – раз. Затем - большое, так скажем, количество наших граждан заключило контракты с Министерством обороны. Когда человек получает значительную единовременную выплату, разные люди по разному, наверное, получили, кто-то полтора миллиона, кто-то два, кто-то больше. Согласитесь, человек не будет тратить это на какую-то ерунду.

Е. Сазонов:

- Два варианта - квартира, машина. Машина более доступная.

М. Кадаков:

- Либо улучшить жилищные условия или отремонтировать, или обновить, купить автомобиль, если не было. И многие из этих контрактных денег отливались, конечно же, в покупку автомобиля. Это два таких, на мой взгляд, основных драйвера были на рынке.

А если мы говорим про итоги года промышленные, про производственные, если мы говорим о наших заводах, то, на мой взгляд, они такие переменчивые, что ли. Нет яркого какого-то движения. С одной стороны, АвтоВАЗ увеличил объем производства. В прошлом году он сделал меньше 400 тысяч машин – 375, что-то около того. В этом году уже к середине декабря он вышел на 500 тысяч машин. Он должен был сделать 500 тысяч, он их сделал. И плюсик еще будет до конца года какой-то. Посчитаем, опять же посмотрим. Хорошо это? Да, безусловно, хорошо. Как и обещали, запустили «Ауру» в производство. Хорошо это? Хорошо. Я понимаю, что это не принципиально какая-то новая машина, но чем больше версий, модификаций автомобиля, тем лучше. Есть какое-то движение вперед, есть какие-то худо-бедно успехи у каких-то других производителей.

Но, на мой взгляд, если мы говорим в основном о легковом производстве, какого-то сумасшедшего скачка, какой-то феерии на наших автомобильных заводах по большому счету нет. Мы не слышим, кроме АвтоВАЗа, AGR что-то собирает на бывшем заводе Hyundai, они около 20 тысяч машин собрали, но это все досборка из машинокомплектов. Хотя на самом деле неправильно многие представляют, все считают, что эти машинокомплекты лежат где-то кучкой, из ящичка достают этот машинокомплект, собрали, получился автомобиль. Конечно, это не так. Что-то лежит, комплектующие действительно в огромном количестве были, что-то докупается, что-то в России производится для этих автомобилей. Это не просто из коробочки собирают. Это тоже сложный производственный процесс.

Можно ли считать это успехом? В какой-то степени - да. Без корейцев мы собираем их автомобили, сами сели на эти потоки. Хорошо, будем считать. Но других перезапусков, так, чтобы прям ух! «Москвич» просто был раньше чуть запущен. Опять же «Москвич». Опять же, итоги не подведены, но где-то на 27-28 тысяч они примерно плюс-минус выходят. Растут, но не сумасшедшими темпами. План на следующий год, что только в районе 40 тысяч машин. «Москвич-8» семиместный планировали запустить, немножко сдвинули сроки. Запустят в продажу и в производство в феврале 2025 года.

Возвращаясь к АвтоВАЗу, мы думали, что «Искра» появится в этом году, но пока, я смотрел, недавно был на заводе, полторы недели назад смотрел, как предсерийно собирают эти машины. Все, процесс идет, но это пока только предсерийная сборка. Машины идут для внутреннего употребления - на разборку, на всеобъемлющий контроль качества, на отработку каких-то технологических операций, на внутренние испытания, в том числе на краш-тесты, на сертификацию.

Е. Сазонов:

- Но в следующем году-то смогут они начать?

М. Кадаков:

- Они не смогут, а начнут. Я думаю, что это будет конец февраля, по моим ощущениям, начало марта. Март - железобетонно, просто потому, как я вижу, как это все развивается. Соответственно, в продажу они поступят, я думаю, где-то конец мая - начало июня, в общем, это будет второй квартал, до начала второй половины года, в первой половине появится. Какие-то вещи сдвинулись, от них не отказались. «Нива Спорт» с мотором 122 силы появится, уже начата сборка, появится в продаже тоже, я думаю, где-то февраль-март. Какое-то движение есть.

Но опять же, это заводы, которые уже работали. Возвращаюсь к моей изначальной мысли, те заводы, которые были остановлены, другие, они ничего нам нового, по большому счету, не предъявили. Где-то что-то по чуть-чуть собирают, но это не влияет никак на общую картинку. Поэтому производственные успехи такие относительные.

Е. Сазонов:

- В недавнем интервью министр экономического развития Максим Решетников сделал заявление, которое меня немножко удивило. Либо я его неправильно понял, может быть?

М. Кадаков:

- Правильно, правильно.

Е. Сазонов:

- России хватит двух-трех автомобильных заводов, они справятся со всем. Я, конечно, далек от экономики. Но я что-то не представляю, чтобы двумя заводами мы закрыли потребность.

М. Кадаков:

- Отвечаю. В чем заключается правильность, а с другой стороны, неправильность суждения? Неправильность заключается, наверное, в широком смысле слова, что мы слышим постоянно какие-то новые вводные. То мы говорим об одном – нам надо развивать, надо перезапускать заводы. То мы говорим - нам достаточно двух-трех заводов. Но два-три завода у нас уже есть. Тот же АвтоВАЗ, допустим, «Москвич» и, допустим, бывший завод Hyundai. Мы про три завода говорили. Все остальные надо что?

Е. Сазонов:

- Я не знаю - разобрать на запчасти?

М. Кадаков:

- Или АВТОТОР туда, да? АВТОТОР уже не влезает в эту троицу.

Е. Сазонов:

- Ну да, странно.

М. Кадаков:

- Странно. А в чем мысль в известной степени правильная? Я понимаю, о чем Максим Решетников говорит. Распылять до бесконечности, видимо, государственной деньги невозможно, нужно их как-то концентрировать, чтобы достичь высокой эффективности производства, низкой стоимости комплектующих, низкой себестоимости автомобилей и так далее, условно низкой, пониже чуть-чуть сделать. Нужно концентрировать производство, лучше несколько разных моделей или автомобилей разных брендов собирать на двух-трех больших заводах, много собирать в одном месте, тогда будет дешевле. Я, как инженер и как понимающий в производстве человек, думаю что мысль заключалась именно в этом. Что делать с остальными заводами, Максима Решетникова не спрашивали, а сам он не сказал.

Е. Сазонов:

- Все равно в голове не укладывается. Есть еще такое понятие как конкуренция - двигатель всего остального. Как здесь быть?

Мы затронули тему двух-трех заводов, которые предлагает оставить министр экономического развития Максим Решетников, чтобы не распылять и все делать как можно более дешевым и интересным. Если продолжать тему производства, может быть, надо нам идти другим путем? Может быть, нам надо еще прикупить у китайцев заводов под ключ, поставить и фигачить, фигачить?

М. Кадаков:

- Или пригласить их, чтобы они пришли и сами здесь поставили свои заводы.

Е. Сазонов:

- Или так, потому что есть такая очень полезная вещь как кооперация.

М. Кадаков:

- Безусловно. Очень точное замечание про кооперацию. Сейчас объясню - почему. Мы постоянно в каком-то метании находимся, мечемся то туда, то сюда. И, кстати говоря, буквально уже под занавес года в Совете Федерации состоялся круглый стол, совещание Комитета по экономической политике, посвященное исключительно автомобильному производству. Там были и сенаторы, представители заводов, НАМИ, прочих структур. И как раз звучали те вещи, о которых я уже давно говорил. У нас есть программа развития автомобильной промышленности до 2030 года, написанная аж в 2022 году, прошло уже два года. Понятно, что она писалась в спешке, понятно, что она писалась, чтобы как-то очертить какие-то хотя бы примерно рамки. Но толку от этой программы пока особого нет. И внутри этой программы очень много противоречий, которые нужно решать. Например, в этой программе говорится, что приоритетными у нас являются для развития автомобили с бензиновыми двигателями - с ДВС, электромобили, машины на газовом топливе, газомоторном, гибриды, водородные автомобили.

Е. Сазонов:

- Это все приоритеты?

М. Кадаков:

- Это все перспективное направление развития. Хочется спросить, и я это спрашивал уже в течение этих двух лет в разных эфирах и так далее, писал об этом в нашем издании «За рулем». И наконец-то стали сами уже концептуальщики, тот, кто непосредственно чуть ниже, ближе к земле, это руководители заводов, другие структуры начинают говорить: может быть, мы как-то определимся с этой программой. Потому что распылять средства на то и на то невозможно.

Водород я лично считаю одним из действительно перспективных вариантов топлива, но это уж совсем далекая перспектива.

Е. Сазонов:

- Это фантастика пока еще.

М. Кадаков:

- Если мы говорим о ближайшем каком-то обозримом будущем, ребята, может быть, нам пока этим не заниматься? То есть заниматься нужно, но не нужно, как неким теоретическим направлением, далеким и т.д. Может, нам не надо гибридами заниматься или электромобилями. Давайте как-то сконцентрируемся. Это первый момент.

Второй момент. В этой программе говорится, с одной стороны, о выводе автомобилей и нашей промышленности на некий международный уровень, чтобы они могли на международном уровне конкурировать.

Е. Сазонов:

- Это на каком?

М. Кадаков:

- Вопрос. А с другой стороны, говорится о том самом технологическом суверенитете, о котором мы просто уже из каждого утюга слышим по разным поводам, в том числе и по автопрому. Но это взаимоисключающие вещи. Объясняю почему. Потому что международная конкуренция, точнее, конкуренция на международном рынке, так или иначе, подразумевает международное разделение труда, потому что иначе конкурировать невозможно. Ну, невозможно сейчас в какой-то стране вдруг создать промышленность или, допустим, направление, которое сможет успешно конкурировать с «Росатомом», с нашими атомными технологиями. Невозможно. Когда-то далеко в будущем – наверное, потратив уйму сил, денег, бюджеты многих государств, - да, можно достигнуть. Потому что «Росатом», наша атомная промышленность развивалась понятно, сколько времени, сколько труда, сил всего государства было вложено.

Е. Сазонов:

- С 40-х годов прошлого века.

М. Кадаков:

- И, слава богу, мы это не убили. То же самое с автопромом. Трудно себе представить, что мы к 2030 году вдруг на международной арене, не участвуя в международном разделении труда, сможем какие-то такие машины выпускать, которые будут конкурировать. Если бы мы участвовали в этом разделении труда, тоже всем привожу абсолютно понятный пример. Допустим, пресловутая автоматическая коробка передач, которой у нас нет своей, хорошей коробки. Их вообще-то, хороших, наперечет, а уж наших – тем более. Если бы мы участвовали в этой международной кооперации, разделении труда, мы бы, например, могли бы сделать хороший автомобиль, а у нас коробки нет. Ну, мы купили коробку Zahnradfabrik, JATCO, AISIN, Getrag, неважно, поставили на свой хороший автомобиль, получили прекрасную машину некую нашу (я фантазирую) с хорошей коробкой и продаем на рынке. Если «БМВ» продается с коробкой Zahnradfabrik, почему наша машина не может продаваться? Может. Если японский Sassin продается, «Фольксваген», почему наша не может? Может. Но мы не участвуем в этом разделении труда, поэтому это абсурд.

А если мы говорим о внутренней замкнутости, которая подразумевает технологический суверенитет, тогда надо все это как-то внутри, но внутри у нас тоже нет пока ни своей коробки и много чего еще. Извините, мы хорошие поршневые кольца с трудом можем делать, поршневые пальцы и прочие комплектующие, которые, в общем-то, не являются чем-то прям уж таким ноу-хау XXI или XXII века. Поэтому надо как-то здесь навести тоже порядок и понять, куда мы в принципе идем.

Е. Сазонов:

- По большому счету, куда нам надо идти-то? Сейчас мы в санкциях, сейчас идет специальная военная операция. Когда придет новый глава Белого дома, возможно, он встретится с нашим главой, сядут спокойно, как два мужика в гараже… Но явно, что не закончится этот маховик, даже если они договорятся, все равно санкции будут продолжаться. Вы – мудрый человек, вы много знаете об автомобилях и о том, что вокруг них. Куда нам плыть-то, как нам надо сделать правильно?

М. Кадаков:

- Многие сейчас со мной не согласятся и скажут: ну вот, он опять куда-то там смотрит на сторону. Я считаю, что, во-первых, Россия должна делать то, что ей выгодно.

Е. Сазонов:

- Пример Китая.

М. Кадаков:

- Несмотря на какие-то прошлые договоренности, друзья, не друзья, вот нам выгодно это делать – мы должны делать это, то, что нашей стране выгодно. А выгодно нам следующее. Те компетенции, которых мы достигли на данный момент, их нужно попытаться сохранить. У нас есть определенные достижения в автопроме. В начале 2000-х годов у нас практически не было качественного металла, например, для наружных панелей кузова. Потому что многие компании, которые сюда приходили и строили свои заводы, они металл тащили из-за кордона, потому что наш либо не штамповался нормально, либо не тянулся, не варился и т.д. Но мы научились это делать. И это как один из примеров. У нас хорошие шины есть, которые мы экспортировали с наших заводов (мало кто это знает) в десятки стран мира – в Европу, в Северную Европу (в Скандинавию), в Японию, в Канаду, в Америку в гигантских объемах. У нас есть определенные достижения, и их надо сохранить. Но то, чего у нас нет, и то, на что мы можем потратить 5, 10 или 15 лет с неизвестным результатом, ребята, давайте купим лицензии, научимся хорошо делать чужое и попробуем на этой базе делать что-то свое, что-то новое.

И если сейчас поступит от тебя или от наших слушателей возражение: мы же раньше могли, - что мы раньше могли, и как нам отзеркалить это на сегодняшний день, я расскажу чуть позже.

Е. Сазонов:

- Здесь уже прямой путь Китая. Китай брал лучшее, пытался как-то это делать у себя с разным успехом…

М. Кадаков:

- Он выстраивал свою стратегию, ставил свои условия: хотите на нашем большом рынке работать – будете работать вот так. Они хитрили по полной программе. И благодаря своей хитрости, настойчивости и прямолинейности в достижении цели они достигли того, чему мы сейчас удивляемся и говорим: вот они какие.

Е. Сазонов:

- Китайское чудо.

М. Кадаков:

- Да, китайское чудо.

Е. Сазонов:

- Вспомните, как оно ковалось.

М. Кадаков:

- На самом деле чуда никакого нет.

Е. Сазонов:

- Мы вспомнили пример Китая, который всегда делает так, как выгодно Дракону. Что Медведю делать в этой ситуации?

М. Кадаков:

- Я думаю, плюс-минус то же самое. Медведь, он более неповоротливый, он бьет сильнее, наверное, но не так часто, видимо. Медведь, он в принципе другой (если мы отождествляем этого зверя с нашей страной). Берем Корею. Корея прошла примерно тот же путь, что и Китай, только она на этом пути лет 40, наверное, была. Потому что когда я приезжал в Корею, допустим, в конце 90-х, в общем-то, машинки такие себе были.

Е. Сазонов:

- Не современные KIA.

М. Кадаков:

- Да. Но при этом чего там только не выпускали. Ты знаешь, что там выпускали, например, лицензионный Fiat 124?

Е. Сазонов:

- Нет.

М. Кадаков:

- И много чего еще. Мы просто этого не знаем, поскольку мало кто этим интересуется. Потом, когда они стали покупать технологии, постепенно осваивать, не так быстро, как китайцы этим занимались, не так стремительно, когда они стали модернизировать свои производства… А главное в автопроме, как и в любой другой промышленности, это средства производства – чем ты производишь. У тебя могут быть мозги прекрасные, у тебя могут быть золотые руки, но если у тебя нет молотка, гвоздь ты вряд ли забьешь. Кирпичом или фотоаппаратом забивать можно, но это как-то не очень удобно.

У меня были случаи, когда я приезжал на один и тот же завод (допустим, Hyundai) с разницей в 2-3 года. Приезжаю один раз на ту же самую линию сборочную – всё руками собирают, ну, ставят сиденья, еще что-то. Приезжаю через год – допустим, робот наносит уже герметик на лобовое стекло, но вставляют его два человека. Приезжаю в третий раз – стекло монтируется на следующее поколение этой же модели уже полностью роботизировано, аккумулятор ставят с помощью манипулятора, сиденья – с помощью манипулятора. То есть они быстро эволюционировали.

Е. Сазонов:

- Разрыв между поездками сколько был?

М. Кадаков:

- 2-3 года.

Е. Сазонов:

- Так быстро?

М. Кадаков:

- Да. Ты приезжаешь – прямо видно. И это корейцы. Китайцы прошли этот путь еще быстрее, но они последние где-то 15-20 лет просто с бешеным ускорением шли. Мы разгон не заметили. Все считают, что китайцы совершили чудо в последние 5 лет. Это не так. Первые совместные предприятия были созданы Citroën с Chrysler еще в 80-х годах (1984-1986 год), первые СП появились. Мы выпустили «ВАЗ-2108» и даже не думали здесь какие-то совместные предприятия организовывать с европейцами и американцами, а там они уже появились, какой-то опыт выпуска этих Citroën, джипов и т.д. был, в каждом колхозе пытались делать Jeep Cherokee или Grand Cherokee, колхозные, но пытались. А потом они пошли по корейскому пути. Потому что в какой-то момент корейцы стали покупать дизайнеров. Когда на KIA появился дизайнер Петер Шрайер, стиль начал появляться у корейских машин.

Е. Сазонов:

- Индивидуальность, лицо.

М. Кадаков:

- Машины одинаковые, на одной платформе, а выглядят по-разному - Hyundai Sonata и KIA или Hyundai Tucson и KIA Sportage. Я ему говорю: «Петер, знаешь, каждый новый автомобиль, который появляется под брендом KIA, выглядит круче, чем точно такой же, в общем-то, автомобиль, Hyundai». Ему было приятно это слушать, но это была не похвала, это факт. То есть, приглашая европейских специалистов… Как у Китая, если у тебя не было своего автопрома, ты будешь очень долго идти, и они просто купили специалистов. И до сих пор эти специалисты на них работают. Вот нам нужно идти по этому пути. Мы отчасти по нему пошли…

Е. Сазонов:

- …в петровские времена.

М. Кадаков:

- Да. Стив Маттин, который был дизайнером на «АвтоВАЗе», он создал один из красивых автомобилей – «Лада Веста». Многим не нравятся эти выштамповки. Ради бога. Но он сейчас уже сделал бы другой автомобиль. Но это один из самых популярных автомобилей на рынке.

К чему нам надо идти? Когда нам говорят: вот мы раньше… «ГАЗ» начинался с «Форда», это все знают, «ЗиЛ» начинался с «Фиата» и с американского Аutocar. Ярославский автомобильный завод (потом он стал Ярославским моторным заводом, и существует до сих пор), он начинался с американского White немножко с «Мерседеса». Ну, «АвтоВАЗ» мы знаем, с чего начинался, - с «Фиата», «Москвич» - с «Опеля» и т.д. Что-то никто в 1970 году, когда запустили вазовские конвейеры, не кричал: ой, это же «Фиат», что же это такое, это позор нации. Как-то все по-другому говорили.

Е. Сазонов:

- И только «буханку» мы сделали сами.

М. Кадаков:

- Да. Не надо заниматься этим самоуничижением, давайте возьмем китайский опыт. Еще раз. Сохраним то, что мы научились делать хорошо. На самом деле у нас есть опытные специалисты в разных областях – в химии: производстве синтетических каучуков, том, что используется в автомобильной промышленности, в пластике, шинах и т.д. В производстве шин, как я сказал, в обработке металла мы много чего умеем. У нас есть классные айтишники, которые все эти «мозги» машин сейчас настраивают. А то, что мы не умеем, давайте возьмем у других.

Е. Сазонов:

- То есть, по большому счету, нам нужно прикупить под ключ, наверное, несколько заводов?

М. Кадаков:

- У нас беда со средствами производства. Мы их всегда покупали.

Е. Сазонов:

- То есть не надо этого стесняться?

М. Кадаков:

- Не то что не нужно стесняться, нужно гордиться. Ты сейчас идешь по современному китайскому заводу рядом китайцем, особенно который говорливый, он же кайф ловит, он говорит: слушай, вот это мы купили в Германии, вот это – японское, это – американское, это - тоже японское, это – шведское, а это – тоже Германия. Они хвалятся этим. Потому что (возвращаюсь к «Росатому») если ты купил технологию «Росатома», в Турции построил атомную станцию (мы строим, например, хотя не только там), а чего же не гордиться-то? Тебе лучшая в мире компания по атомной энергии строит самую крутую станцию!

Е. Сазонов:

- И ты не комплексуешь по этому поводу?

М. Кадаков:

- Конечно.

Е. Сазонов:

- Ну, у меня вопрос тогда. Я понимаю говорливого китайца, который идет и говорит – это мы купили в Германии, это мы купили в Японии и т.д. У нас-то, получается, маневр очень маленький, мы можем купить только в Китае?

М. Кадаков:

- Сейчас да. Тем не менее, нужно это делать. Когда мне говорят, что мы восьмерку создали, сами мы же можем? «Восьмерку» нам помогал доводить «Порше», сколько мы купили технологий для «восьмерки»? Кто у нас выпускал стойки «Макферсон»? Мы купили их – полную технологию, производство, линию фактически – у немцев. Мы делали реечно-рулевое управление? Нет. Zahnradfabrik. Мы делали когда-то боковые гнутые стекла сами? И стеклоподъемники для них? Нет. Я могу перечислять вот это все сколько угодно. То есть, для одной «восьмерки» мы купили, по-моему, два десятка принципиальных технологических решений, которых у нас не было. Почему сейчас никто не по этому поводу не говорит – ой, как же я купил эту машину, там столько в ней немецкого! Ничего страшного. Один из лучших советских автомобилей.

Е. Сазонов:

- Хорошо. А людей где нам покупать? Тоже в Китае?

М. Кадаков:

- Людей покупать везде. Я считаю, я просто настаиваю на этом, что для лучших специалистов, которые поедут к нам работать в Россию, должна быть принципиальная гигантская программа. Мы должны обеспечивать лучшие условия, лучшее жилье, лучшие зарплаты, лучшие трудовые условия. Чтобы к нам ехали дизайнеры, конструкторы, технологи – тот, кто будет настраивать. Ты думаешь, что, на автозаводе в Ижевске не работали корейцы?

Е. Сазонов:

- Я знаю, что они работали.

М. Кадаков:

- Работали они, настраивали там прессы и до последнего момента они там работали. И на любом заводе так. К нам должны ехать специалисты. Наши специалисты работают в других странах по тем направлениям, где мы сильны. Зарубежные специалисты должны работать у нас. Если к нам хочет приехать немец, американец, японец или китаец, они должны приезжать на идеальные условия. Они просто должны здесь как сыр в масле быть. А мы будем у них учиться тому, чего мы пока не умеем.

Е. Сазонов:

- То есть, батюшка Петр Первый, да, технология отработана – что не умеем, покупаем за границей. Я имею в виду – людей нанимаем, платим хорошие деньги и учимся у них.

М. Кадаков:

- Да. И это не зазорно.

Е. Сазонов:

- Чего так не делают-то, господи? Ну, так просто.

М. Кадаков:

- А это уже второй вопрос.

Е. Сазонов:

- Почему мы все пытаемся на коленке сделать свое?

М. Кадаков:

- Это уже второй вопрос. Вот это расхожее мнение – мы лучше у себя тут на коленке, независимые и т.д.,, через 30 лет… Согласен. Но хочется качественных товаров уже сегодня. У нас есть хороший пример. В Туле делают шикарные микрофоны, которые используют…

Е. Сазонов:

- Да, и не только в Туле. В Новосибирске делают наушники.

М. Кадаков:

- «Октава», да, называется, которые чуть ли не какие-то мировые рок-группы используют.

Е. Сазонов:

- Которые использовались на Оскаре даже, стояли. Наши.

М. Кадаков:

- Классно! Вот нужно выпускать такие товары, которыми мы можем гордиться, в том числе, и автомобили. Вот тогда будет классно!

Е. Сазонов:

- Да, кстати, всех с наступающим!

М. Кадаков:

- С праздником, друзья!

Е. Сазонов:

- Я думаю, что следующий год будет лучше намного. По продажам.

М. Кадаков:

- Это вопрос, это вопрос. Кстати говоря, мы начали нашу программу с рынка, с полутора миллионов автомобилей, которых мы достигли и, когда мы смотрим вперед, в общем-то, пока не очень понятно, что будет в 2025 году. То есть, с одной стороны, все вводные понятны. В отличие от того, что было год назад. Понятно, что утильсбор высокий будет, еще выше. Понятно, что ключевая ставка вряд ли будет сильно падать. Да, она будет высокой.

Е. Сазонов:

- Кредиты будут дорогими.

М. Кадаков:

- Понятно, что кредиты будут дорогими. Понятно, что рубль/доллар будет… ну, вряд ли рубль укрепится. То есть, вроде все понятно. То есть, вроде все понятно. Тут непонятно, каким будет рынок. В моем прогнозе оптимум, вот идеал, если бы мы сохранились и остались бы на уровне 2024 года. Полтора миллиона. Это было бы всем хорошо. И всем бы хватило места. По факту, я думаю, будет меньше. А цены будут потихонечку подрастать. Я думаю, что рынок наш просядет на сколько-то – трудно сказать, на 5, 10, 15 процентов, но просядет. Я так думаю, исходя из сегодняшнего дня, да. И цены, я думаю, по итогам года, не завтра, там 1 января, 10 января или там какого-то, а постепенно-постепенно будут подрастать и где-то к концу года совокупный такой рост цен будет примерно 10%. Это я так вижу 2025 год.

Е. Сазонов:

- Я хотел спросить, вот если бы сейчас покупать автомобиль, какой брать?

М. Кадаков:

- Хороший вопрос. Времена идут, а мне эти вопросы задавали и 10 лет назад, и 20 лет назад, и 30 лет назад… Когда-то, когда звонили люди в редакцию, очень часто дозванивались, еще были времена, когда можно было дозвониться относительно легко, я искренне принимал близко к сердцу звонок человека и пытался объяснить… И он такой – а, может быть, лучше «Сонату»? И потом выясняется, что он вообще говорит про б/у автомобили. И я такой – елки-палки, я потратил столько времени… Нет какого-то прозрачного ответа для всех, но у меня, мне кажется, есть такой ответ. Есть. Надо покупать автомобиль по средствам. Вот тогда вы не будете огорчены. Потому что любой автомобиль требует содержания. Любой автомобиль требует рано или поздно какого-то ремонта, новых шин (зимних и летних) и т.д. И все это на наш карман ложится. И когда человек покупает бэушный автомобиль… вот недавно у меня коллега с телевидения спрашивает – А5, Ауди, какого-то там 2009 года, 200 тысяч пробег – чего делать, продавать или нет? Я говорю – ребята, вы уже дотащили машину до того момента, когда она вот уже на грани. То есть, еще за какие-то приличные деньги, тысяч за 700-800… а, да, там еще проблемы с впрыском топлива, никто не может найти проблему – то есть, машина уже троит если не двоит. Все, вы уже за нормальные деньги ее не продадите. А машина хорошая сама по себе. Но машина без мотора – это не автомобиль.

Е. Сазонов:

- Так же, как человек без сердца.

М. Кадаков:

- Конечно. Поэтому если у вас деньги на новую «Весту», точнее, по карману, условно, новая «Веста», наверное, не нужно тянуться за бэушным «Лексусом» - мне так кажется. Наверное, можно взять за те же деньги не сильно бэушный «Дастер», например. Вот это хорошая альтернатива. «Веста» относительно недорогая в содержании машина. «Дастер», я считаю, один из лучших вообще автомобилей на рынке, тоже относительно недорогой в содержании. Бэушный «Дастер» и новая «Веста» - это классный выбор, на мой взгляд. Для человека, который не умеет лежать под машиной, у которого нет гаража, у которого нет друга Васи, который постоянно чего-то подкручивает и т.д. Когда у человека выбор – новую «Весту» или 10-15-летний «Прадо»? Да, есть «Прадо» хорошие, 120-й «Прадо» берешь, много лет ездишь и горя не знаешь. Но их хороших, не укатанных, осталось уже не так много. А когда ты покупаешь рухлядь, ну, дружок, тогда ты либо работать будешь на эту рухлядь, либо ты на сервисе сам работаешь и готов там каждый раз что-то подкручивать. Для меня автомобиль – это инструмент – ты сел, завел, поехал. Я на своем автомобиле могу в любой момент сесть и поехать в Петербург, в Сочи. Прямо вот не собираясь вообще. Вот таким должен быть автомобиль.

Е. Сазонов:

- Ну, если бы сейчас вы брали автомобиль, выбирали бы, и не были бы стеснены в средствах, чтобы вы взяли? Видимо, китайца, да?

М. Кадаков:

- Если бы я не был стеснен в средствах, я бы купил какой-нибудь кабриолет…

Е. Сазонов:

- Нет, ну, не настолько не стеснен в средствах!

М. Кадаков:

- Я думаю, что я посмотрел бы что-то, возможно, из параллельного импорта или там альтернативного ввоза, как я называю. Я бы купил, возможно, что-то европейское. Знакомый гаишник недавно терроризировал меня. Он меня про этого китайца спрашивал, он меня про этого китайца спрашивал, еще чего-то. В итоге купил Kodiaq, собранный в Казахстане. И в общем-то я его понимаю. Понятная машина, с понятным ресурсом, удобная, классно управляется.

Е. Сазонов:

- А что, китайцы для нас до сих пор темные лошадки?

М. Кадаков:

- По разному. Как я говорю, у нас же нет матрицы, знаний, бигдаты нет по китайским автомобилям. Вся масса автомобилей новой волны китайской, она же продана когда? Конец 2022-го, 2023-го, 2024-го, они все молодые машины. У нас нет большого количества машин китайских последней волны с пробегом 100, 200 тысяч километров – чтобы можно было точно сказать: вот эти модели так себе. Или – вот эта модель с такой-то коробкой – ничего, а вот эту лучше не брать.

Е. Сазонов:

- То есть, еще пару лет нам ждать?

М. Кадаков:

- Мы пока набираем эту информацию, китайцы на нас, как на мышах, тренируются… какие-то машины уже сгнили наполовину, потому что антикоррозионная обработка плохая. Китайцы на это не обращают внимания. Они не покупают себе автомобиль на 30 лет. У нас огромное количество людей – вот, мне машина служит там… Они не покупают машину на 20 лет. Это абсурд. Поэтому на многие вещи они смотрят очень просто. Сгниет за 15 лет – да и черт с ней. Один раз живем, надо покупать другую машину. Именно поэтому сейчас бэушные машины везти из Китая – такая себе затея. Бэушные китайские автомобили – это не бэушные японские. И японец, как водитель, это не китаец. Это, как говорят в известном приморском городе, две большие разницы.

Е. Сазонов:

- Таки да. А у нас есть понимание, какие автомобили были самыми популярными по продажам в этом году?

М. Кадаков:

- Конечно. Это вполне для всех очевидно. Ну, понятно, что «Веста», «Гранта». Там же где-то в десятке две «Нивы» в сумме, если мы складываем. Понятно, что это тот же Haval Jolion. Когда я первый раз на ней поездил, я не понял эту машину. У меня вопросы к этому, к этому, к этому, но в общем-то выглядит прилично, не очень маленький, но и не огромный, за адекватные деньги – а чего бы не купить-то? Те же Geely Coolray, Chery, я тоже первый раз когда только Tiggo 7 появился, поездил – чего-то мне вот это не нравится, вот это не нравится, вот это. Это еще тогда, когда были все здесь на месте, всякие европейцы, японцы, и ты сравниваешь вот с уровнем. А потом, когда оказалось, что уровень ушел, планка сместилась и – народ покупает, все ездят, и вроде как бы… Поэтому ничего сверхъестественного нет. Кроссовер, среднеразмерный или чуть меньше, между В и С где-то вот сегмент, и по цене от 2 до 3 миллионов рублей, ну, может быть, до 3.5, если мы про крупные промышленные города говорим, вот наш выбор. Ничего другого не выстрелило так, чтобы мы говорили – ах, у нас пошли седаны, как когда-то, помнишь, седан это вообще машина номер один! Или чтобы у нас вдруг выстрелили в каком-то больше объеме там минивены. У нас как их не было, так и нет. Потому что дорогая. Потому что все хотят минивен по цене «Весты» - а такого не бывает. Вот будет ВАЗовский минивен – я вот в последний визит на Автоваз Максима Соколова спрашиваю – Максим Юрьевич, ну, когда вы кроссовер-то покажете нам на базе «Весты»? На Петербургском международном экономическом форуме в июне покажут прототип. А, соответственно, производство где-то уже там 2026 год. А минивен будет? Он такой – будет. Когда? А это, говорит, уже второй вопрос. Я ему дал подсказку – видимо, после кроссовера? Он говорит – спасибо, шикарная подсказка – видимо, после кроссовера.

Я к тому, что, может быть, вазовский минивен, если он все-таки появится, он будет относительно недорогим. Нам такие машины нужны. И это нормальная машина. У нас либо есть какие-то уже большие такие, не совсем семейные автомобили, типа «Соболя», а у нас Год семьи заканчивается, нам нужно вперед идти.

Е. Сазонов:

- Да, и как раз вот на этой оптимистической ноте…

М. Кадаков:

- …будем работать над увеличением нашего населения и расширением автомобильного рынка.

Е. Сазонов:

- Прекрасное пожелание! Друзья мои, напоминаю, что вы слушали программу «Диалоги», у микрофона был Евгений Сазонов и в гостях у меня был один из моих любимейших гостей и собеседников – Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем».

М. Кадаков:

- Друзья, берегите себя! Будьте осторожны на дорогах! С новым годом!

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp