Роман Дебелый: Ушел по мобилизации рядовым, а стал капитаном и Героем России
Д. Белецкий:
- В эфире радио «Комсомольская правда». В студии Дмитрий Белецкий. И мы продолжаем серию разговоров с участниками специальной военной операции, с людьми, которые каждый день помогают приблизить нам нашу победу, которые действуют именно делами каждый день, показывают, что такое патриотизм, что такое любовь к Родине. И сегодня в нашей студии капитан Роман Александрович Дебелый, и не просто капитан, но и награжденный Золотой Звездой Герой Российской Федерации, высшей наградой нашей страны, двумя орденами Мужества, медалью «За отвагу», медалью Министерства обороны «За боевое отличие». Роман Александрович, мы, естественно, поговорим о том, как вы получили и Золотую Звезду Героя Российской Федерации, и два ордена Мужества, но для начала мне бы хотелось поговорить о вашем военном, боевом пути. Потому что обычно, когда мы разговариваем с офицерами, это люди, которые окончили военное училище, часто у которых вся семья – военные, которые проходили долго этот путь и вот оказались на специальной военной операции. Я могу ошибаться, но где-то я видел, что вы изначально получили профессию именно гражданскую и оказались на специальной военной операции не потому, что прошли долгий путь, были действующим военнослужащим. Так это или не так?
Р. Дебелый:
- Совершенно верно, я не был никогда военнослужащим. В мирное время я работал на металлургическом заводе в Донецке, и на всем пути я был металлургом. Призван был по мобилизации в 2022 году. 21 февраля прибыл на призывной пункт. Ну, с этого и началась вся моя служба.
Д. Белецкий:
- Как вы восприняли тот момент, когда пришлось отправиться на специальную военную операцию? Вы из Донецка, наверное, уже были готовы к этому?
Р. Дебелый:
- Знаете, мы давным-давно ожидали этой мобилизации, ожидали как бы рывка. Потому что все длится с 2014 года в Донецке, как вы помните. Были и Минские соглашения, но на самом деле со стороны Украины были признаки агрессии, наносились удары как по центру Донецка, так и по окраинам. И всеобщая мобилизация… Ну, как? Общая мобилизация по ДНР (на тот момент ДНР не входила в состав России) для всех послужила как бы: да, наконец-то, это и есть начало. Чтобы что-то закончить, нужно что-то начать. То есть все пришли на призывной пункт – больные, не больные, никто не отказывался от несения воинской службы. Я пошел даже двумя руками за, так как у моя первая жена – медик (мы с ней развелись), имеет двоих детей, и она мне еще вопрос задает: «Ты когда повестку получишь, ты пойдешь?» Я говорю: «Конечно, пойду. Если я не пойду, значит, тебя заберут». Ну, а зачем это надо?
Так, собственно, и получилось. Я уже находился в городе Мариуполе, со связью там было не совсем все хорошо, но время от времени созванивались с семьей, с женой настоящей, с женой первой, с друзьями, товарищами. И вот мне моя первая жена говорит: «Ты не поверишь, пришла повестка на меня». – «И что?» - «Ну, пошла в военкомат, доказала, что ты уже служишь. Всё, отстали от меня, вопросов больше не имели».
Вот так и начался мой боевой путь. Сначала была Волноваха. Ну, в Волноваху мы заходили уже после «Спарты». То есть там еще велись определенные боевые действия, попадали и под минометные обстрелы. Пробыли в Волновахе немного, не такой длительный срок, а 20 марта мы были переброшены в город Мариуполь. На тот момент мы еще находились в составе 51-й общевойсковой армии, 100-я бригада, браво прошли Мариуполь, есть люди отличившиеся, есть люди, которые были ранены, есть те товарищи, который уже с нами нет. И вот после выхода из Мариуполя мы оказались в подчинении 58-й армии, где, собственно, было предложено вступить в ряды российской армии путем подписания контракта. Где нам старшие товарищи пообещали: будете мобильные, обеспечим, оденем, обуем. Собственно, в 2022 году мы подписали контракты, а в 2023 году ДНР вошла в состав России.
На Времьевском выступе мы поработали, сражались с противником, вели наступательные действия, вели оборонительные действия. Вы задали вопрос, где я получил орден Мужества. На Времьевском выступе я получил орден Мужества. После мы были переброшены на Запорожской направление, в район Полог. Там был получен мной второй орден Мужества. А уже перед контрнаступлением готовились позиции…
Д. Белецкий:
- Том самом, о котором очень много говорили и западные СМИ.
Р. Дебелый:
- Да, много кто об этом говорил. Но на самом деле, вы же знаете, не только были бои в моем направлении, противник предпринимал попытки сделать прорыв в различных направлениях. Это и Донецкое, и Луганское направление, это и Херсонское направление, и Запорожское направление. То есть везде парни воевали, служили Родине, никто не отказывался выполнять свой долг. То же самое случилось и у меня. Когда 6-го плюс минус начал наступательные действия противник, попытался сделать это ночью, то есть готовился к ночной атаке, ночная атака у него сорвалась. И вот, как только рассеялась дымка, на меня поехал первый трал. Первый трал начал снимать минные поля, но никто не растерялся, работали и ПТУРисты, работали и гранатометчики. Первый трал остановили, и вся боевая техника, которая шла за ним, осталась на поле боя, ни один не сбежал. Хотя тот населённик, в котором я на тот момент находился… Ну, мы постоянно меняли либо населённики, либо жили в лесополосе, так как все мирные жители, которые улыбались, говорили «Мы за Россию, спасибо, что вы пришли», это все была как пропаганда с той стороны. То есть разведка с той стороны работала хорошо по поводу пропаганды. И вот с момент контрнаступления, в преддверии этого дня все мирные жители открыли свои ворота, повязали там белые, синие повязочки, были рады и довольны, что придут сейчас их братья-украинцы.
На самом деле, когда их первая контратака провалилась, начали очень хорошую артподготовку. Буквально через два дня из этого населенного пункта, в котором я находился, все мирные жители выехали.
Д. Белецкий:
- А в итоге за что вы получили Золотую Звезду Героя России?
Р. Дебелый:
- Мы 2,5 месяца отбивали контратаки, мы сдержали прорыв противника. То есть он не то что до второго эшелона, он первый эшелон не прошел.
Д. Белецкий:
- Я знаю, что там было много хваленой этой техники – «Брэдли», «Леопард», в западных СМИ раздували, что это такая непобедимая техника, но вы лично…
Р. Дебелый:
- Помните, как тогда говорили: кто подобьет первые «Брэдли», «Леопарды», получит определенную премию. И все парни были воодушевленные: где же этот хваленый «Тигр», «Леопард», где же эта «Брэдли»? Все мы их ждали, все готовились. И по перехватам я помню, что сами украинцы не хотели садиться за управление ни «Леопарда», ни «Тигра». То есть делали всевозможные поломки, чтобы свой выезд сократить, то есть минимизировать. Были попытки, ко мне приезжали «Брэдли», но ничем хорошим для них это не заканчивалось. То есть они попадали на минные поля, не знали, как с этих минных полей выйти. Минные поля были смешанные – и противопехотка, и противотанковые поля. А те, как вы говорите, хваленые «Брэдли», «Леопарды», у меня даже картинка осталась, когда я послал своего товарища: пойди, проверь, почему «Тигр» три дня работает. У него были подбиты «гусли», весь был в осколках, но двигатель хороший, три дня работал. Он пошел, проверил и говорит: «Я не знаю, как его заглушить. Хочешь, я его взорву?» Я говорю: «Да и так догорит, не переживай». Так что горело, горит и будет гореть. То есть, если враг попадет на нашу территорию, будем бить, будем отбивать, будем защищать свою Родину.
Д. Белецкий:
- В декабре 2023 года, если я не ошибаюсь, президент России Владимир Путин вручил вам Золотую Звезду Героя России. Каким был этот момент, когда не просто где-то в приказе, а когда уже тебе президент вешает на грудь? Как все это происходило7
Р. Дебелый:
- Переживал. Получать награду от Верховного главнокомандующего – это всегда приятно, это всегда неожиданно. Тем более, знаешь, какой ратный труд был проведен всем коллективом. Захватывало дух на тот момент.
Д. Белецкий:
- А осознание героического поступка как-то поменялось со временем? Понятно, что когда это все происходит, это одно, а потом со временем какое-то осознание, какие-то мысли по этому поводу появляются?
Р. Дебелый:
- Даже та работа, которую ты сделал, и ты думаешь, что сделал ее хорошо, всегда начинаешь продумывать – можно было там еще доработать, там доработать, а можно было бы так сделать. У любого человека всегда идет анализ, как он сделал работу, и как можно было ее доделать. Ну, в данном случае уже никак невозможно ее переделать. Мы сделали то, что должны были сделать. Я повторюсь, никто не сломился, все остались на местах. У меня даже один боевой товарищ был (сейчас я с ним связь потерял), он тоже был представлен и получил высокую награду – Золотую Звезду, стал Героем России. Вот он, будучи раненым, не покидал позиции, то есть бился до последнего. И все мои парни… Ну, не было такого: я не поеду, я боюсь. Бояться – это не то что нехорошо или плохо, все боятся, но есть момент, когда нужно делать что-то, боишься ты, не боишься. Нужно не забывать, что там, впереди, твои боевые товарищи, и если ты не сделаешь какой-то шаг, не пойдешь ему навстречу, ты можешь никогда не увидеть своих боевых товарищей. Ездили, подвозили БК, выезжали, работали на танках, на БМП. Конечно, страшно. Война, я не могу сказать, что это как в кинотеатр сходить. Мы, бывает, смотрим кинофильмы про Вторую мировую войну (Великую Отечественную) – мурашки по коже. А это все было вживую. То есть приходилось командовать, приходилось организовывать. Если это не сделал я, кто бы другой это сделал? То есть без командира нет коллектива, а без коллектива нет командира.
Д. Белецкий:
- Роман Александрович, вы сказали про ваш опыт, как вы пришли на специальную военную операцию, какие у вас мысли были по этому поводу, как развивался ваш путь. Те новобранцы, которые сейчас приходят, с какими мыслями они приходят? Не ваш путь, а тех людей, которые сейчас приходят, подписывают контракт, попадают в ваше подразделение. Что они говорят, почему они приходят, что их мотивирует подписывать контракт и идти туда? Это же не санаторий, это даже не срочная служба в армии, а это действительно боевые действия, это действительно то, где люди умирают, несут все тяготы и решения. Зачем они идут, что они рассказывают?
Р. Дебелый:
- Причина в принципе у каждого своя, но она объективна. То есть события, которые происходили и на данный момент пока еще происходят в Курской области, многих людей подстегнули на то, что если противник пришел в дом моих товарищей, близких, знакомых, значит, может наступить такой момент, что придут ко мне, постучатся в дом. Изначально от некоторых товарищей слышал: да это не моя война, я случайно мобилизован. Не бывает случайностей. Все мы проходим какой-то определенный путь и имеем какое-то предназначение в этой жизни. Я таким товарищам объяснял: когда придут в твой дом, заберут твою жену, увезут твоих детей, ты будешь до последнего утверждать, что это не твоя война? Это наша общая война. То есть мы должны сделать определенные действия. Бездействовать тоже нельзя. И люди, которые приходят, подписывают контракт… Ну, я не могу сказать со стопроцентной уверенностью, что все, скажем так, идеалисты. Кто-то, возможно, хочет заработать денег, кто-то еще не до конца понимает, куда он попал, но многие получили ранения, прошли реабилитацию, и они тоже возвращаются. Они понимают, как там тяжело и страшно было, но при этом вновь мобилизованные или те, кто подписал контракт, они им помогают.
Вот в моем полку, моем батальоне было так. Никакого глумления, а нужна помощь своему младшему товарищу, неважно, старше он тебя или младше, он новобранец, он пришел, еще ничего не знает, не понимает. Он не понимает, откуда летит, как вести оборону, как действовать в той или иной ситуации. И когда боевые товарищи, которые прошли определенный путь, учат и подсказывают, как надо, вот здесь уже намного легче, когда коллектив принимает. Мое подразделение, в котором я проходил службу, всегда помогало, всегда шли навстречу. Не было такого: ты зря сюда приехал. Никто зря не приехал. У каждого есть свой путь, и каждый свой путь пройдет.
Д. Белецкий:
- Наверняка те, кто туда попадает, у них действительно есть свой путь. Я разговаривал с теми, кто еще думает, подписывать контракт, не подписывать. Многих моих знакомых останавливает то, как будет без меня семья. Понятно, что есть хорошие выплаты бойцам специальной военной операции, есть очень серьезная поддержка семьям военнослужащих, начиная от льготных программ, региональные и федеральные льготы, детям участников СВО бюджетные какие-то места. Те, кто приходит, они чувствуют эту поддержку, что они сейчас на передовой, защищают Родину, но Родина не забывает не только их, но и их семьи? Как происходит взаимодействие тех, кто воюет, находится там, с теми, кто остался дома?
Р. Дебелый:
- Я всегда придерживаюсь того принципа, что Родина помогает, и даже если на данный момент где-то кого-то забыли, нельзя сказать, что человека забыли на сто процентов. Есть очень много союзов ветеранов, которые неравнодушные, есть большие программы, которые помогают. Так как у нас сейчас идут боевые действия, специальная военная операция, не все иногда происходит вовремя. Тем не менее, те, кто находится в зоне боевых действий, не забыты семьи, всегда это учитывается. Я был недавно в Общественной палате, в Союзе ветеранов, они помнят еще афганскую войну, чеченскую кампанию, они не забывают то, что сейчас происходит. И таких представителей очень много, так что никто не забыт.
Д. Белецкий:
- Многие говорят: а вдруг не со мной что-то случится, а с моей семьей там, кто им поможет? Как у вас в подразделении устроена эта работа? Есть ли график отпусков, есть ли возможность связаться с семьей? Есть какая-то обратная связь, чтобы боец воевал и не думал о том, что там происходит, и если что, могут помочь, я могу помочь, могу отправиться туда, созвониться?
Р. Дебелый:
- График отпусков никто никогда не отменял, все ходят в отпуск, как и положено. То есть раз в полгода боец может поехать в отпуск. По поводу связи. Связи может и не быть, когда он находится на линии боевого соприкосновения, либо пошел в разведку, либо пошел в дозор, либо находится в боевой охранении. Каждый боец, когда идет на выполнение определенной задачи, он не берет с собой ни телефон, ни паспорт, ни документы никакие. Потому что в случае, если вдруг где-то потеряет он этот телефон, документы, чтобы не было шантажа со стороны противника. Были ведь такие случаи – звонок семье: ваш сын, брат, сват, муж у нас в заложниках, переведите деньги на счет. А на самом деле брат, сват, муж, он где-то в больнице лежит, получил ранение и остался без телефона, с семьей связаться вовремя не может. Это же мошенники, и как их отследить? Время, конечно, обязательно их найдет.
Отпуска есть. Люди, не могу сказать, что голодают. Нет, не голодают. Одеты? Да, одеты. Форму одежды Министерство обороны обеспечивает, плюс еще есть гуманитарная помощь. Так что помимо всего, что Министерство обороны дает, есть еще то, что обычные люди дают, и это на фронт доходит.
Д. Белецкий:
- Если возвращаться к началу нашего разговора, о вашем жизненном пути. Я прочитал в одном из материалов, что некоторые бойцы вас называют «комбат со стальным характером». Тут такая отсылка, возможно, к вашей мирной профессии, вашей металлургической деятельности. Конкретно вам какие качества помогают, помогали во время специальной военной операции? И вообще, что главное, по вашему мнению, какие качества важны у солдат, бойцов, которые там находятся?
Р. Дебелый:
- Самое главное качество в человеке, я считаю (это меня учил командир полка, командующей армией), научиться не врать, говорить правду и принимать ту правду, которая есть. Это первое в командире, что должно быть. Уверенность в себе должна быть. Если даже у тебя что-то не получается, ни в коем случае не показывать вид. То есть ты должен быть стойким, уверенным, мужественным. И после этого, когда будут на тебя смотреть твои подчиненные, весь твой коллектив, и понимать, что ты непоколебим, значит, непоколебим будет весь твой коллектив. В этом и заключается вся работа подразделения. Командир дал приказ – приказ необходимо выполнить.
Д. Белецкий:
- Может быть, громкие слова сейчас скажу, но вы, мне кажется, офицер даже не по образованию, а по призванию. В каком звании вы пришли на специальную военную операцию?
Р. Дебелый:
- Рядовой.
Д. Белецкий:
- Получается, за несколько лет вы уже капитан, Герой России, ордена Мужества. По моему мнению, это как раз показатель того, каким должен быть командир, и какие качества нужны, для того чтобы действительно быть эффективным командиром, быть командиром, за которым идут. Какой бы совет вы дали тем, кто сейчас думает, отправляться на специальную военную операцию или нет, подписывать контракт или нет, у кого есть какие-то сомнения, но кто понимает, что это действительно высшая степень патриотизма, это любовь к Родине, это защита, это самое важное, что сейчас должен сделать практически каждый мужчина или человек, который хочет что-то сделать для своей страны? Какие бы советы вы дали, может быть, практические, может быть, какие-то слова поддержки тем, кто сейчас собирается отправиться туда, где вы были последние годы?
Р. Дебелый:
- Ну, тут какие слова поддержки? Тут решение каждого человека. В начале нашего диалога я привел пример человека, который сказал: да это не моя война. Да тут как посмотреть, твоя или не твоя война. Мы сейчас смотрим на события, которые происходят в Курской области, мы смотрим на события, которые происходят в общем на фронте. Это наша общая война, и тут надо любить Родину. Как говорится, Родины у нас на самом деле три. Это Родина-мать, которая тебя родила, Родина-мать, которая родила тебе детей, и Родина-мать, которую нужно любить и защищать. Тут каждый человек должен прийти к пониманию, для чего он живет, что он хочет оставить, какой след, после себя, и хочет ли он вообще какой-то след после себя оставить. Надо идти и не бояться, то есть сделать и не бояться, а уже когда сделал, не сожалеть, не оборачиваться назад. Это взвешенный, обдуманный шаг каждого человека. Не надо никого слушать: я там был, а ты там не был. Каждый человек должен принять свое мужественное решение, тем самым показать свой настоящий характер.
Д. Белецкий:
- Спасибо вам большое, что пришли к нам и рассказали о том, как всё там. Потому что мы следим, мы волнуемся, переживаем за каждого бойца, который находится на фронте.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp