Юноше обдумывающему житье: как выбрать вуз, чтобы не было потом мучительно больно
Д. Делинский:
- Один раз Владимир Владимирович однажды написал такие строки: «Юноше, обдумывающему житье...» Имея в виду тот факт, что в какой-то момент, предполагается, в голове, в душе человека, вступающего в более-менее взрослую жизнь, возникает вопрос: собственно, куда я иду? Кто я в этом мире? Зачем я здесь? Каким я буду? Хотя бы в ближайшие пять лет. Предполагается, что нынешние 17-18-летние в состоянии справиться с ответом на этот вопрос. Или нет? Вообще кто решает, куда идти учиться? Подросток? Выпускник школы? Или его родители? Или его окружение? Такое тоже бывает. Меня зовут Дмитрий Делинский. Вместе со мной здесь ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий. Александр Сергеевич, здравствуйте. Итак, кто выбирает вуз?
А. Запесоцкий:
- В каждой семье это бывает по-разному. Это многообразие различных ситуаций. Но есть ситуации нормальные, а есть ситуации ненормальные. Например, мама не имеет высшего образования. Единственная мама в семье, у нее растет ребенок. Она хочет ему как-то помочь, но она не знает - как, потому что она сама вообще не понимает, что это такое - высшее образование. Такие ситуации бывают. Но все-таки это не самая типичная ситуация. Скорее, бывает так, что и дети, и родители имеют какое-то собственное мнение, оно в какой-то степени совпадает, но бывает так, что и вообще не совпадает. Отец, например, хочет, чтобы ребенок был бизнесменом, а ребенок хочет быть врачом. Или наоборот.
Д. Делинский:
- Отлично, Александр Сергеевич. А институт профориентации в нашей стране никто не отменял. Эта штука более-менее худо-бедно работает.
А. Запесоцкий:
- Я бы вам сказал, что этот институт никто и не поддерживал. Наоборот, то, что делает государство уже на протяжении нескольких десятилетий, институт профориентации уничтожило напрочь. Вузы предпринимают какие-то действия, которые в основном сводятся к рекламе. Поступайте к нам, поступайте к нам. А тут ведь совершенно другое нужно. Это с моей точки зрения. Когда меня спрашивают, куда поступать, кто выбирает, прежде всего, кто выбирает, давайте мы на этом сначала остановимся, я думаю, что образование нужно выбирать с точки зрения того, насколько то или иное дело интересно самому абитуриенту. Но родители, безусловно, не должны от этого дела самоустраняться. Они должны помочь ребенку понять, что там в этой профессии внутри происходит. Если он выучится по данной специальности, чем он там заниматься. И чем конкретнее поймут, тем лучше. Ни один вуз не откажет во встрече с какими-то преподавателями кафедры, которые могут рассказать о специальности, с преподавателями-практиками, которые преподают вузах по конкретным специальностям и направлениям подготовки, и так далее. Первичную информацию получить достаточно просто.
Есть и другая сторона. Все ведь знают, что ребенку что-то удается лучше, а что-то удается хуже. Я бы своим детям рекомендовал поступать на то направление подготовки, которым им приятно заниматься. Они получают удовольствие, им это интересно. Есть три основных группы, скажем так, вузов, специальностей, профессий. Это инженерно-техническая, это медицинская, это гуманитарная. И, как правило, родители хорошо видят, что например, математика их ребенку дается легко, или физика, или химия дается легко, а, допустим, литература дается хуже, или русский язык, или, наоборот это происходит. Бывает так, что по ходу жизни это меняется. С моей точки зрения, что родителям противопоказано категорически, это диктовать детям, куда им идти учиться. Такие случаи, как правило, имеют скверное продолжение. Ребенок под давлением родителей куда-то поступает, сдает, между прочим, экзамены ЕГЭ. Иногда и приходится ему заниматься теми государственными экзаменами, которые ему даются очень трудно, он не получает удовольствия. Но он поступает в институт, он начинает учиться, и тут через пару-тройку лет обнаруживается, что это вообще не его.
Д. Делинский:
- А еще хуже, когда человек получает диплом о высшем образовании, об окончании вуза, а потом уходит из профессии, просто потому что он уже взрослый, он сам решает за себя.
А. Запесоцкий:
- А он уже на втором-третьем курсе, если он не хочет учиться…
Д. Делинский:
- Время уже потрачено, деньги государственные или деньги родителей в случае, если это платное образование, вбуханы. Во что? В обогрев атмосферы.
А. Запесоцкий:
- Это не совсем так, на самом деле. Наше правительство рассказывает, что оно очень этим озабочено, озабочено, когда люди работают не по специальности. Но я должен сказать, что настоящее образование, хорошее образование не проходит бесследно. Перед вами один такой человек, который учился в Институте точной механики и оптики, потом закончил факультет Университета марксизма-ленинизма. Факультет назывался партхозактива, хотя я не был членом партии, я был комсомольцем. А потом я учился в аспирантуре, по сути, по педагогической специальности - по педагогике свободного времени. А дальше я занимался и философией, дальше я защитил первую докторскую в стране по культурологии. Я не могу сказать, что хотя бы что-то из этих образований мне помешало. Если занимаешься серьезно, у тебя появляется определенный багаж знаний, который теперь очень мне помогает. И технические дисциплины мне также не мешают. Есть определенная логика мышления, есть возможности анализа, в точных науках все точнее, чем в гуманитарных. Это очень помогает. Я уже не говорю о том, что, например, когда ты работаешь ректором, у тебя есть и финансовая деятельность, есть и юридическая деятельность, и много разных кафедр, которыми надо не то чтобы руководить, а, пожалуй, помогать им работать. Для этого надо понимать, чем они занимаются. В общем, эта история не такая уж простая. Если кто-то получил хорошее высшее образование, не надо расстраиваться этому человеку, если он потом захотел заниматься чем-то другим.
Д. Делинский:
- Принято. Значит, давление родителей – это последнее вообще, что могут родители сделать для того, чтобы их ребенок был счастлив в дальнейшем и построил успешную карьеру.
А. Запесоцкий:
- А первое, что родители должны сделать, это их доброжелательное соучастие, помощь в получении информации, обсуждение происходящего с ребенком. Посещение различных учреждений, посещение ряда вузов. Ребенок должен понять, он придет в какой-то вуз, что там его ждет, к чему ему надо готовиться. И здесь родители тоже могут помочь.
Д. Делинский:
- Это что получается, это выезд на место вместе с ребенком. Это осмотр достопримечательностей. Это знакомство с тем, собственно, как будет жить ребенок в ближайшие пять лет.
А. Запесоцкий:
- Да, и надо посетить общежитие, надо посетить библиотеку, надо посетить столовую. К сожалению, государство очень во многом ориентирует людей на поступления по ЕГЭ. Посылаешь документы, название тебе нравится, почитал в интернете, посмотрел, что на сайте, потом пришел, и все оказалось не так, как ты ожидал. Потому что сайт сделан очень красиво, а в жизни все, мягко говоря, несколько по-другому.
Д. Делинский:
- На что обращать внимание?
А. Запесоцкий:
- Если ты пришел в вуз, вы знаете, есть очень важная вещь. Йоко Оно когда-то удостоилась того, что на пластинке Леннона было написано среди состава музыкантов: «Йоко Оно делает ветер». Это особый дух университета, особое ощущение. Приходишь, ты видишь людей вокруг, ты чувствуешь, что ты хотел бы быть среди них, ты хотел бы сидеть в этой библиотеке, тебя не воротит от этой столовой, ты готов заниматься в этом спортзале. Конечно, очень важна общая атмосфера, этот самый климат, если хотите, ветер, который складывается в учебном заведении. Если человек выбрал только по интернету вуз, он купил кота в мешке.
Д. Делинский:
- А отзывы тех, кто уже учится, учился в недавнем прошлом?
А. Запесоцкий:
- Я думаю, что отзывы, которые, опять-таки, публикуются в том же самом интернете, это материал крайне ненадежный. Например, есть целый ряд вузов, которые все-таки отчисляют студентов, если они не учатся или если они себя безобразно ведут. И тогда, будучи изгнанными, эти студенты начинают писать всякие ужасы. У меня тут журналисты, явстречался в последние дни с журналистами из разных СМИ, и даже так получилось, что с блогерами-пятимиллионниками я встречался. Я посмотрел, вообще, приличные люди совершенно, очень обаятельные. Но когда ты смотришь, о чем мне журналисты говорили, когда они смотрят отзывы, они видят одно и то же. Люди злобно пишут про то, что в вузе плохие учебные программы, плохие лекторы и так далее. Посмотришь иногда по составу лекторов, а там звезды мирового уровня. Поэтому очень часто недовольные, неспособные, люди, которые не смогли учиться в вузах, пишут про них гадости.
Кроме того, конечно, отдельные люди нанимаются для того, чтобы про успешные и сильные вузы писать гадости. Не очень даже зная, что там происходит, они загаживают интернет, ставят там звездочки. Мне очень «понравилось». У нас есть такая карта, и там есть отзывы людей. И там среди этих отзывов есть знатоки города.
Д. Делинский:
- Есть такой статус, если человек много где бывал и много отзывов написал о тех местах, где бывал.
А. Запесоцкий:
- Особенно если он бывал в каких-нибудь пивнушках, в грязных барах, в дискотеках, где продают наркотики.
Д. Делинский:
- А для алгоритмов не важно, где он бывал - в Эрмитаже, в Выборге. Если он написал много отзывов, он считается знатоком города.
А. Запесоцкий:
- Этим люди зарабатывают деньги, потому как там многие-многие публикуются, есть ощущение активности. Из-за этого там размещается реклама, то есть материальная заинтересованность владельца интернет-ресурса побуждает как можно выше поднимать мнение тех людей, которые якобы где-то там побывали и об этом пишут. При этом про многие рестораны, кстати, можно писать гадости, не заходя туда. Это происходит часто. Тоже конкуренты работают. Это информация, которая не проверяется. Пользователь не может ее проверить. Это вещи опасные. Поэтому я бы рекомендовал видеть вуз, беседовать со студентами, беседовать с преподавателями, беседовать с сотрудниками и составлять свое мнение. Но главное - это ощущение человека от места, в которое он пришел. Как он себя почувствовал.
Д. Делинский:
- Больше недели идет приемная кампания в российские вузы. С 20 июня по 25 июля принимаются документы на бюджет. По 20 сентября - на платные отделения. Мы с вами определились - на ребенка давить нельзя. Родители помогают определиться со специальностью и с конкретным вузом. Лучше всего определяться, собственно, на местности, своими глазами, своими руками, ногами пощупать это все. И да, нельзя опираться на сайт и на отзывы в интернете, потому что там много обмана. На что еще нужно обращать внимание? Насколько я понимаю, образование, в том числе, высшее, это не только вкладывание знаний в человека, это еще и воспитание.
А. Запесоцкий:
- Да, безусловно. Ты приходишь в вуз, смотришь, что происходит вокруг, люди должны прилично себя вести.
Д. Делинский:
- А прилично - это как?
А. Запесоцкий:
- Прилично это не сидеть на столах, не курить, не плевать, не сорить. Вы всегда видите, здесь собрались, простите меня, гопники или собрались приличные люди. Я, между прочим попал у нас в 56-ю школу, это знаменитая гимназия. Майя Борисовна Пильдес известна всей стране, директор, которая много там проработала. Там очень интересный педагогический коллектив. Вы знаете, я вошел в школу, там шесть корпусов, и я зашел туда, где самые старшие дети учатся.
Д. Делинский:
- Которые уже не бегают по коридорам.
А. Запесоцкий:
- Они точно не бегают по коридорам. Вы знаете, я увидел то, что я в транспорте городском практически не вижу. Приходит молодой человек, там, видимо, перерыв, он садится в холле, садится в фойе, он вынимает книгу и абсолютно спокойно, как посетитель, как аспирант, который пришел в публичку, допустим, начинает книгу читать.
Д. Делинский:
- Во-первых, это красиво.
А. Запесоцкий:
- Безусловно, бесспорно. У меня это вызвало восторг, потому что я в одном пространстве видел 5-7 людей, которые заняты таким взрослым делом. И они выглядят чрезвычайно прилично. Они не одеты, простите, черт знает во что, там есть школьная форма.
Д. Делинский:
- Воспитание – это один из критериев. Оценка того, способен ли вуз воспитать?
А. Запесоцкий:
- А вы это видите сразу по тому, что там происходит. Конечно, это очень серьезный критерий. Это один из серьезнейших критериев. Потому что воспитание, внешний вид человека - они сопряжены с его внутренним состоянием. Как он оценивает свое место, как он позиционирует себя в обществе, насколько он для себя устанавливает рамки, ограничения какие-то.
Д. Делинский:
- Да, я помню, в какой-то момент Александр Запесоцкий запретил студентам обниматься и целоваться.
А. Запесоцкий:
- Целоваться, это облетело весь мир - от Китая до Канады. Я попросил студентов не целоваться, когда начала пандемия развиваться.
Д. Делинский:
- Это по медицинским показаниям?
А. Запесоцкий:
- Это было по медицинским показаниям. Но начальные элементы сексуальных отношений в университете не рекомендуется практиковать, тем более, глубокие отношения сексуальные в университете, это было бы странно. Для этого есть личная жизнь.
Д. Делинский:
- Следующий критерий оценки, то, на что люди обращаются внимание в первую очередь, - рейтинги вузов. На какие из них стоит обращать внимание?
А. Запесоцкий:
- Ни на какие не стоит обращать внимание, потому что, в отличие, например, от рейтинга теннисистов, где есть объективные показатели, а точнее всего, один показатель, рейтинга шахматистов, где либо ты выиграл партию, либо ты ее проиграл, есть вес турнира, а есть рейтинги вузов, которые никакой объективности не несут.
Д. Делинский:
- Рейтинг цитируемости научной школы, которая существует при вузе. Рейтинг трудоустройства студентов. В конце концов, элементарно средний балл поступающих.
А. Запесоцкий:
- Давайте по порядку. Давайте с любого рейтинга начнем, а я его прокомментирую.
Д. Делинский:
- Средний балл поступающих.
А. Запесоцкий:
- Средний балл поступающих может быть сделан полностью рекламой и совершенно не соответствовать качеству учебного процесса в вузе. Это еще и показатель очень часто того, как человека натаскивают репетиторы в преддверии поступления. И чем больше его натаскивают, тем хуже у него с креативным мышлением. Они тренируются в довольно-таки пустом занятии - в тестировании. Тестирование ничего не дает человеку, но времени отнимает массу.
Д. Делинский:
- Я понял. Троечник лучше круглого отличника.
А. Запесоцкий:
- Вы знаете, это совершенно не обязательно. К сожалению, мои рассуждения на эту тему особого значения не имеют, потому что принимаем мы все равно по баллу ЕГЭ, и все равно он у нас чрезвычайно высокий.
Д. Делинский:
- Хорошо. Следующий рейтинг - рейтинг трудоустройства.
А. Запесоцкий:
- Я вам должен сказать, что у нас, например, за последние 15 лет выпущено без двух человек 18 тысяч.
Д. Делинский:
- Гуманитарный университет профсоюзов.
А. Запесоцкий:
- Да, гуманитарный университет профсоюзов. Из 18 тысяч выпускников у нас оказались не трудоустроены 14 человек.
Д. Делинский:
- А все остальные по специальности?
А. Запесоцкий:
- Все остальные - это по-разному будет. Если человек открывает свою фирму, становится ее директором, например, юридическую фирму или рекламную, он, может быть, работает и по специальности, казалось бы, но занимается он управлением работой, занимается он зарабатыванием денег, занимается он бизнесом, он строит отношения в этой среде, имея о ней некоторое представление. Если он вдруг пришел, закончив экономический или юридический факультет, на работу в районную администрацию, он точно будет считаться работающим не по специальности, потому что его же не учили на управленца. На самом деле, конечно, я думаю, что подавляющее большинство, и наши исследования это показывают, как правило, наш студент, получает работу, которую ему предлагают во время производственной практики.
Д. Делинский:
- И по факту получается, что рейтинг трудоустройства, то есть доля трудоустроенных выпускников, это все-таки немаловажный критерий оценки вуза.
А. Запесоцкий:
- Вы знаете, это так, но государство его тщательно избегает. Более того, государство даже засекречивает цифры, у какого вуза сколько людей пришли на биржу труда.
Д. Делинский:
- Ключевой и самый главный вопрос - частные или государственные, платные или бесплатные? И те и другие, с точки зрения обычного человека, обычного родителя, который не в теме того, как это все устроено. И частные, и государственные вузы выдают дипломы одинакового государственного образца.
А. Запесоцкий:
- Выдают, но не все выдают дипломы государственного образца, а только те, кто имеет государственную аккредитацию. У нас был трагический момент, когда мы отказались один раз в истории нашего вуза от обучения и дачи образования целой группе студентов-актеров. Они пошли вразнос и начали вытворять безобразные вещи. Мы с ними со всеми попрощались. Они ушли в некий частный вуз и закончили его, который не имел права выдачи государственных дипломов. У них формально нет высшего образования. Есть и такие. Поэтому смотреть надо все внимательно. Но я тогда продолжу, отталкиваясь от начала нашего с вами разговора, что надо выбирать вуз, надо смотреть его как следует, не обращая особого внимания на то, государственный он или частный.
Д. Делинский:
- А высокая плата за обучение означает ли автоматом высокое качество образования?
А. Запесоцкий:
- Нет, конечно. Она обозначает раскрученность вуза, желание начальство запихать туда своих детей, потому что люди почему-то думают, что куда начальство стремится пристроить своего ребенка, да еще по блату, это и есть супер. Не может же быть начальник таким дураком, или высокопоставленный чиновник, чтобы своего ребенка отдавать в плохой вуз. Но я знаю сколько угодно случаев, когда детям высокопоставленных родителей ставят в классе, в школе незаслуженные оценки, а потом их запихивают в вузы, где они валяют дурака.
Д. Делинский:
- Александр Сергеевич, насчет привилегированных детей, насчет модных вузов, процесс получения высшего образования - это не только усвоение знаний, развитие навыков, не только воспитание, это еще и строительство горизонтальных связей. Те люди, с которыми ты учишься, они зачастую потом будут с тобой по жизни долгие-долгие годы.
А. Запесоцкий:
- Какие связи лучше выбрать? В том вузе, где реально очень сильное студенчество, где честные, открытые, порядочные отношения, или где собрана так называемое «золотая» молодежь, которая имеет прихлебателей, к которых папа владеет какой-то крупной фирмой, ребенку обеспечен золотой горшок в таком случае.
Д. Делинский:
- С серебряной ложечкой во рту родился.
А. Запесоцкий:
- И ты крутишься вокруг него, а потом оказывается, что этот папа - это генерал Иванов, которого посадили, имущество у него конфисковали, его ребенок выронил эту самую серебряную ложку. И на что ты потратил юность, которая вокруг него крутилась, твоя юность? Это что, и есть те горизонтальные связи, которые нужны? Или ты с блестяще образованным человеком высокой культуры, высокой порядочности поддерживаешь отношения. Он видит в тебе равного человека, потому что ты тянешься за лучшими в этой среде, ты по-настоящему хорошо учишься, ты получаешь правильные взгляды, определенный объем культуры, культуры поведения, общения. Тебя готовы принимать в приличных семьях, в приличных домах и в приличных компаниях молодежных, без этих пальцев, простите, врастопырку. Может быть, в такой компании с горизонтальными связями идти по жизни лучше?
Д. Делинский:
- Безусловно. Прямо сейчас идет вступительная приемная кампания в вузы. В эти выходные в Петербурге выпускные, «Алые паруса». Молодежь, то самое поколение зумеров-снежинок, поступает во взрослую жизнь. В добрый путь, в светлое будущее желаем мы, Дмитрий Делинский и ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкий.
А. Запесоцкий:
- «В добрый путь» в русском языке имеет совершенно особенное значение. Для выпускников школ это путь, полный дисциплины, труда, ответственности и счастья, которое должно быть заслужено упорной работой над собой. Чего я и желаю.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp