Дмитрий Дюжев - про роль Распутина, исторические параллели и любимую музыку
М. Баченина:
- Друзья, на международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction № 27 в Гостином дворе с аншлагом прошла презентация книги «Романовы: Преданность и предательство», которая вышла в издательстве «Комсомольская правда». Мало того, по данному произведению уже снят фильм. А в гостях у нас люди, благодаря которым мы совсем скоро увидим фильм «Романовы: Преданность и предательство». Актер театра, кино, телевидения, озвучания и дубляжа, певец и кинорежиссер Дмитрий Дюжев. А также актер театра, кино и озвучания Антон Батырев. И юный актер, исполнитель роли цесаревича Алексея Денис Пропалов. Дмитрий Дюжев исполнил роль Григория Распутина в этой картине, Антон Батырев - ротмистра Арсения Орлова. Фильм появился не просто так. Книга «Романовы: Преданность и предательство» представляет собой уникальное сочетание художественного вымысла и документальных материалов. Это увлекательное чтение, выходящая далеко за пределы традиционного исторического учебника книга. Не просто хроники прошлого, а настоящий авантюрный роман-калейдоскоп, который отражает события начала XX века. Смотрим мы на эти события глазами множества героев. Читатель сможет увидеть исторические события также через призму собственных переживаний, которые рождаются у каждого из нас, когда мы читаем литературное произведение. Особое внимание уделено деталям, которые ранее оставались вне поля зрения широкой аудитории. Благодаря этому произведение становится для многих настоящим открытием, даже для искушенных любителей русской истории.
Какие впечатления остались у вас от прочтения одноименной книги перед съемками?
Д. Дюжев:
- Читается очень легко, приятно. Тем более, что очень многие факты вас, уважаемые читатели, удивят. Поэтому предвосхищаю ваш восторг от чтения книги «Романовы: Преданность и предательство».
А. Батырев:
- Прекрасная книга, очень много деталей, очень новых деталей, которые вскрылись совсем недавно. От Дмитрии я сегодня вообще узнал о его персонаже такие вещи, с которыми я не был знаком. Такие вещи, которые разбивают в пух и прах те общепринятые знания об исторических персонажах. Все исторические персонажи будут кто-то в новом, кто-то в дополненном качестве, они будут по-настоящему не теми, кем их привыкли считать.
Д. Пропалов:
- Книгу Сергея Сергеевича Козлова я полностью еще не прочитал, но как только меня выбрали на эту роль цесаревича Алексея, я сразу начал изучать историю семьи Романовых и посмотрела несколько документальных фильмов о цесаревиче Алексее.
М. Баченина:
- Какие эмоции, какие чувства вызвали сюжет романа, судьба персонажей?
А. Батырев:
- После прочтения книги мне стало очень обидно за тех людей, о которых это написано, за тех людей, которые существовали рядом с семьей. Я так грубо, наверное, скажу, но незаконно оболганные, наверное, многие люди. Было принято считать, что Николай Александрович Романов был слабым царем. Это далеко не так. В книге есть факты, это подтверждающее. Это был царь, который был настолько верующий по-настоящему в Бога, его жена, его дети. И отречение от престола вовсе не было слабостью. Это было, наверное, актом некоего самопожертвования во имя того, чтобы как можно меньше людей погибло в этой гражданской войне. Потому что, если бы не отрекся, я думаю, было бы гораздо хуже, и в итоге все пришло бы к тому же самому.
Д. Дюжев:
- Уважаемые читатели, вас ждет наполненная драматургией, перипетиями история. Главные герои встречаются с историческими личностями. Сценарий написан по историческим документам. Сергей Сергеевич Козлов дождался 2017 года, как он рассказывал, открыл документы, которые английская разведка спустя сто лет раскрыла. Он перевел эти тексты и на основе этих текстов написал сценарий. Уважаемые читатели, вас ждут яркие эмоции, удивление и восхищение.
М. Баченина:
- С чего надо начинать знакомство с произведением «Романовы: Преданность и предательство» - с прочтения книги или с просмотра фильма?
Д. Дюжев:
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, мы все люди в науке психологии различаемся на четыре психотипа по восприятию. Для одного типа, который воспринимает более на слух - аудиалы, им прослушивание удобнее всего. Поэтому, я думаю, аудиокнига «Романовы: Преданность и предательство» для этого психотипа будет интереснее. Для визуалов, безусловно, это кино - сильнейшее восприятие действительности. Третий психотип - это кинестетики, люди, которые тактильно воспринимают, а значит, книгу для этого психотипа будет приятнее в руках держать и читать. Психотип четвертый, совмещающий в равной степени все три предыдущих типа, здесь уже будет выбор самих людей, что им больше хочется - прочитать или посмотреть. Безусловно, одно дело, когда пишет человек один, погружаясь в историю и визуализируя во внутренней киноленте видение своих персонажей, они начинают у драматурга общаться, и он начинает за ними записывать. Таким образом рождаются пьесы, сценарии.
А. Батырев:
- Моя точка зрения, кому как удобней и как приятнее, тому так и хорошо.
М. Баченина:
- Бытует мнение, что сначала надо прочитать книгу, а потом смотреть фильм. А я с детства, друзья, не понимала, а почему? Так случается иногда, я смотрю кино, читаю книгу, и у меня уже все образы перед глазами.
Д. Дюжев:
- Я попробую ответить. Дело в том, что досуг интеллигентного человека состоит из обсуждения произведений искусства. И в досуге образованного культурного человека предпочтительнее сначала прочитать, сложить свое мнение. В психологии зрительского восприятия увидеть свою историю. А уже посмотрев фильм, можно сложить свое мнение - все-таки фильм отличается от книги? Чем отличается? Что режиссер внес в свою киноленту что отличалось от книги.
М. Баченина:
- Это любопытно всегда наблюдать, потому что кино – это совершенно другой мир, а не отражение книги. Согласны с этим?
А. Батырев:
- И внутри, и снаружи.
М. Баченина:
- Какой посыл несет фильм «Романовы: Преданность и предательство»?
Д. Дюжев:
- Посыл такой темы - преданность и предательство, как сегодня продюсер Олег Урушев сказал: пусть будет как можно меньше предательства и как можно больше преданности. И в книге эти примеры очень яркие. Они очень перекликаются с сегодняшним днем. Поэтому, прочитав книгу, как будто бы начинаешь видеть сегодняшнюю ситуацию сквозь время. Как будто бы это уже у нас было.
М. Баченина:
- Дмитрий, что вас конкретно привлекло в сценарии и в таком неоднозначном персонаже, которого вы сыграли?
Д. Дюжев:
- Действительно, это был очень интересный путь. Первое знакомство с Василием Чигинским, с режиссером, и, что называется, пробы. Я сразу сказал Василию, что я знаю историю Распутина только из учебников из школы. На что он сразу сказал: Дмитрий, если вы больше не знаете, то тогда давайте я вам расскажу. Это человек-молитвенник. Это человек-ходок. Полторы тысячи километров дойти до Киево-Печерской лавры, святейшее место, наша пуповина православия, где наш любимый Святой князь Владимир крестил Русь. Неоднократно ходил в Киев из села Покровское Тюменской области. Также он посещал Афон, и все больше это пешком. Он писал книги. Вырубова ему помогала в этом. Одна из них - «Вериги любви». Все книги были посвящены любви к Богу. В их деревне – Покровском, я смотрел интервью советского времени, пожилой человек рассказывал о своем прадедушке. Это современник Григорий Ефимовича Распутина. И он говорил о том, что вообще в этом селе люди обладали целительским талантом. Жар от ладоней очень активный. И современное течение медицины - теплотерапия. И этим жаром от ладоней, теплом они лечили. Мало того, была даже способность искать вещи. Действительно, они водили руками по воздуху и говорили направление. И действительно находили. И этот мужчина из интервью рассказывал о том, что о своих способностях в Покровском узнали только со времен, когда появились туристы.
М. Баченина:
- Они думали, что это нормально, что это обычное дело.
Д. Дюжев:
- Абсолютно. Люди стали ездить и говорить: да вы чудотворцы. Они говорят: да что вы, господи, помилуй, мы не имеем права такое говорить. Верующие, очень преданно, искренне, с молитвой это все делали, лечили друг друга и считали это нормальным. Григорий Ефимович силой молитвы и своей способностью, теплом, таким образом, и Алексия лечил. Начинаются нечеловеческие страсти. Григорий Ефимович служит литургию. Священник, который служил при царской семье, был недоволен, начинал жаловаться. Кто-то из царской семьи попросили его где-то послужить в другом месте. Он обиделся, поехал к настоятелю монастыря, откуда был приглашен Распутин. Узнал у настоятеля: что, он святой? Ну, какой же он святой? Тот пошел и написал книгу «Святой черт». Эта книга мгновенно разошлась, особенно по Петербургу, и все стали читать якобы правду про самого ближайшего друга нашего императора Николая II. И что же это за такой император, у которого такой необразованный сибирский мужик, который лезет не в свое дело - и в медицину, и в священнослужение.
Козлов перевел эти данные английской разведки, которые описывают, что пять человек - во главе Кох, один из них Райнер, вступил в отношения с Феликсом Юсуповым, который был направлен для учебы в Лондон. Оттуда Феликс пишет, что это друг невероятный, мамочка, мы приедем вместе. Она пишет: конечно, приезжайте. Но с ним еще друзья. И эти пять человек организовали штаб английской разведки при дворе дома Юсуповых и, что называется, обучали делать Майдан. Обозлили через прессу, через слухи. Они поняли, что их цель – это Распутин, для того, чтобы показать якобы истинное лицо императора. И тогда они нашли больше десяти двойников Распутина. На сегодняшний день в интернете сохранено пять фотографий двойников, но, конечно, в то время их было много больше. Вот одно из действий. Подобного рода мужик-двойник должен был в трактир войти и сказать: «Я – Григорий Распутин, всех угощаю». Давали довольно внушительную пачку денег, и, пока не пропьет, выйти было нельзя. У дверей стояли стражники. Так день ото дня из трактиров звучит: «Я - Григорий, Распутин, гуляем, гуляем!». И у людей действительно пошли такие уже понимания, что это за друг императора, который гуляет еще по кабакам.
Мало того, оппозиционеры того времени организовали интервью. Журналистов пригласили в Госдуму. Интервью якобы с Распутиным. Конечно, они пригласили двойника, и двойник давал какое-то интервью.
М. Баченина:
- Такие политические технологии тогда уже? Даже не верится. Это подтверждает то, о чем вы оба сказали. Повторение.
А. Батырев:
- Разделяй и властвуй.
Д. Дюжев:
- И дочь Распутина пишет, что папа на следующий день, увидев эту газету с интервью с ним, выбежал на улицу и чуть ли не вырывал из рук. газету, говоря: «Не читайте, это не я говорил, это не я, не читайте!» Люди шарахались с мнением, что, мол, сам наговорил, а теперь по городу бегает, говорит: это не я. Истина так и не просочилась.
М. Баченина:
- Это понятно, как белый день, конечно.
А. Батырев:
- Понимаете, это говорит о том, что Россию, когда невозможно, а мы это все знаем, победить на поле боя, - разделяй и властвуй. 1917 год. В 1916 году наметились значительные прорывы в Первой мировой войне. Австро-венгерское направление, Брусиловский прорыв, «атака мертвецов», близилась победа. Как победу нужно убрать из истории России? Таким путем. В 1991 году все то же самое произошло. Начиная с того, как поставили Горбачева, который сделал, на мой взгляд, жизнь в Советском Союзе невыносимой. До него же все было прекрасно. Цены снижались, карточек не было, продовольствие было, все было прекрасно, хорошо. Бесплатная медицина, бесплатное образование. В 1991 году люди уже понимают, что так жить невыносимо, давайте нам демократию. Все, нам дали демократию. Но какой ценой, каким путем?
Еще один плюс таких произведений - и кинопроизведений, и аудиопроизведений, и книг. Опять же, возвращаясь к 1991 году. До 1984 года можно снималось хорошее, качественное, цельное, прекрасное кино. С внутренним содержанием, с какой-то мыслью. Потом все нас пошло по доктрине Даллеса. Наверное, многие читали эти выдержки, о чем он писал: когда мы сделаем из советских детей космополитов, и они будут не любить родину просто потому, что она будет некрасивая. Вот и все. И у нас пошло все. Слава богу, у нас сейчас, спустя 25-30 лет, начали снимать нормальное, хорошее, качественное кино. Мы потихонечку прекращаем, на мой взгляд, оборачиваться на Голливуд, где, в принципе, спецэффекты – это да. Но посмотрев «Робокопа», кто какой сделал вывод, кто о чем подумал, кто для себя решил какие-то жизненные проблемы, кто задался вопросом, для чего все это? Никто. Картинка. Вот и все. А сейчас и Козлов Сергей Сергеевич, автор книги, и мы все, и режиссер Василий Чигинский, и продюсер Урушев, и Первый канал, и все предлагают подумать о том, какие события происходили на самом деле. Тем более, эти события подтверждены документальными фактами.
Никакой у нас не слабый был царь, никакой у нас не алкаш и не бабник был Распутин. Совершенно было другое окружение. И то окружение, которое было вокруг Николая II, все эти Витте и так далее, которые писали, что Николай был настолько слабым. Витте, по-моему, писал: когда к нему пришли с текстом отречения, он сидел, скатывал хлебные шарики и кидался ими. По словам Витте, он такой слабовольный. А что ему оставалось делать? Можно же и по-другому хлебные шарики эти кидать, понимаете?
М. Баченина:
- Да, конечно, понимаю. Дмитрий, ваш глубокий персонаж, драматичный. У вас возникли какие-то трудности в подготовке к роли? Как вы их преодолевали?
Д. Дюжев:
- Да, мне очень посчастливилось, что по рекомендации нашего историка Козлова я познакомился с двумя докторами исторических наук. Это Ольга Уточкина и Нина Кукурузова. Они в течение 25 лет собирали документы о Григории Ефимовиче и выпустили книгу, которая называется «Реквием». Мы познакомились на улице Гороховой, где проживал Григорий Ефимович, квартира, которую снимала ему Александра Федоровна. Это было большое счастье - встретить сегодняшнего целителя. Женщина, доктор неофициальной медицины, которая ставит диагноз по фотографии. И когда по телефону я с ней познакомился, то она сказала: дайте мне небольшое время, я посмотрю фотографии Распутина. Но я сразу предупредил, что среди этих фотографий в подборке могут быть фотографии двойников, поэтому не стоит ошибиться. Она говорит: Дмитрий, я увижу то, что мне нужно видеть. И это абсолютно как чудо. Она сказала: обратите внимание, плечо его одно ниже другого. Во многих воспоминаниях говорится о том, что Григорий Ефимович вошел «медвежьей походкой». Она говорит: ни в коем случае не должно быть медвежьего шатания. Шатуна ни в коем случае не делайте. Почему? Потому что одно плечо ниже другого, значит, чуть ниже крестец, не на месте, а значит, одна нога нормальная, а другая чуть короче. И поэтому вы наступаете нормальной ногой и как бы чуть оступаетесь из-за этого смещенного крестца. Нужно сказать, что Григорий Ефимович был убит, держа в руках крест. Мало того, что он был молитвенником, человеком глубоко верующим, познающим любовь к Богу, пишущим об этом книги, - Распутин был святым, как убиенный во имя Христа, в руках держа крест. Этот выстрел - в руке оставался крест.
Я приближался к самому Григорию Ефимовичу и, собственно, в молитвах просил его благословения. И, как я почувствовал, Григорий Ефимович не создавал никаких трудностей на площадке. Настолько все было сосредоточено, настолько все чувствовали эту ответственность. Все понимают - создатели, кинематографисты, что, когда выйдет картина, возможно, зритель пойдет в осуждение, не сможет принять эту правду. Царство Небесное святейшему Патриарху Алексию II, который сказал, когда к нему пришла инициативная группа о канонизации Распутина: подождите, народ еще не готов услышать истинную правду. И мы очень переживаем, что спустя эти примерно 20 лет, как не стало Святейшего Патриарха, мы боимся, что выход премьеры этого фильма с обнаружением этой истины может произвести очень разную реакцию зрителя. Дорогие зрители, постарайтесь хоть чуточку довериться. Мы очень не хотим вас обмануть. Мы хотим поделиться тем, что нам удалось найти, изучить, разыскать. Посоветовавшись и с историками, и с создателями, все-таки это очерненное время – предреволюционное и сама революция, поэтому черни много, расчищать еще много чего. Будем надеяться, что гуманный XXI век подарит нам эти истинные страницы затемненного периода нашей страны.
М. Баченина:
- Вы только что рассказали, глубокую работу вы проделали, причем даже не работу артиста, актера, а работу над историей. Насколько, на ваш взгляд, важно для актера глубокое понимание исторических событий? Если мы говорим именно о тех, которые будут изображены в данном фильме.
Д. Дюжев:
- Я могу сказать, что я никогда не играю себя. Марк Захаров, мой учитель, всегда держался системы Станиславского, говоря о том, что артист себя оставляет дома. С признанием того, что это не про него написан сценарий. Пьеса не про этого артиста написана. Нужно сразу принять, что я не знаком с автором, это не про меня точно. Пошлость - нести себя в роль. А что нужно? Нужно именно про характер. Это отзывы современников, которые с ним работали, работа над исторической личностью. Это его проявление. Мы не можем играть абсолютно здорового человека. У нас у каждого с детства есть медицинская карта. Поэтому, подходя к персонажу, прежде нужно определить его медицинскую карту. Поняв эту медицинскую карту, ты понимаешь, какие проявления эти, хронические или нет, заболеваний проявляются во внешности этого человека. Поэтому из внутреннего переходят к внешнему.
М. Баченина:
- Вы сейчас сказали про изучение личности, Именно личность, которую вы изображаете, которую вы играете. А если посмотреть на исторические события, насколько это важно - понимать, прежде чем приступать к съемкам в фильме?
Д. Дюжев:
- Потому что ответственность такова, что нельзя обмануть, нельзя наврать. Поэтому каждый, изучая, негласно несет ответственность, что он не допридумывает, не нафантазирует и не перепишет историю.
М. Баченина:
- Антон, что вы можете добавить? Образ вашего героя насколько он близок к исторической действительности?
А. Батырев:
- Что касается внутренних качеств, я уже сказал. Что касается внешних качеств, Дима правильно сказал - от внутреннего к внешнему. Что такое русский офицер? В первую очередь, это человек, который носит оружие на себе. Помимо своих 25 пунктов устава русского офицера, человек, у которого с одной стороны висела всегда шашка, с другой стороны висел пистолет. И одна из рук, которой он шашку придерживал, он ею во время ходьбы не мог размахивать. Он размахивал только одной рукой во время ходьбы. И эта привычка формировалась годами. Так вычисляли уже после 1918 года русских офицеров, которые сорвали с себя погоны и остались в России. Вычисляли в трамваях. «Передайте за билетик». Кто говорил слово «пожалуйста», это уже такой маркер. Интеллигенция, это не пролетарий. Можно пускать в расход. Что касается внешнего, когда ты начинаешь ходить, естественно, это выправка. Естественно, это ремень, который это все собирает.
М. Баченина:
- Выправка. И у дам тоже.
А. Батырев:
- Да, потому что корсет. У нас были шикарные костюмы, точно воссозданные, точно сшитые. Когда ты это все на себя надеваешь и все время заставляешь себя не забывать про левую руку, которая придерживает шашку, образ создается сам собой. Из костюма, из маленьких деталек оно все как-то создается и получается.
М. Баченина:
- Собирает внешнее обратно к внутреннему. Дмитрий, почему тема Романовых остается актуальной, интересной и зрителю, и просто обывателю спустя столько лет?
Д. Дюжев:
- Как будто бы греховное начало все никак не может проститься. Земля то ли не может простить, то ли небо не может простить такого предательства российских народов своего начальника, своего царя. Страшнейшее предательство. Примеры этого предательства - очерни, скажи злое слово своему начальнику, своему царю. Ведь это самое сладкое, наверное, в жизни греховного человека, когда до того, до кого нельзя дотянуться, как только сказали – можно, так со всей силой и ненавистью бегут и уничтожают во что бы то ни стало, не ценя ничего, не имея за собой ничего святого. Нажива и ради себя. Может быть, грех какой-то по России как будто ходит, никак не оставляет. Получается, святые страстотерпцы - царская семья, убиенные, тоже с молитвой, тоже, чуть ли не в руках с крестами, когда расстреливали. Это история еще не простила. Поэтому из поколения в поколение находятся люди, все-таки желающие знать, а что же тогда произошло? Кто же кого обманул? А почему же все так завуалировано? А почему же в обществе нельзя произносить эту тему? Когда даже со священнослужителями мы общались, из ниоткуда появились кричащие женщины, с пеной у рта начали кричать на нас.
М. Баченина:
- Вы на улице где-то стояли? Где это было?
Д. Дюжев:
- Мы у храма стояли и говорили: «Святые страстотерпцы, помилуйте нас, помилуйте грех человечества, который над вами совершили, предков наших греховных помилуйте». И уж они побежали, уж они нас стали оскорблять: вы что, хотите святыми их сделать? И прямо священник говорит: да, Дмитрий, видите, как эта тема на сегодняшний день обществом воспринимается, никак не позволяют по-иному посмотреть. Все кроется в самом человеке. Человеку не нравятся те, кто умнее, кто талантливее, кто имеет талант к жизни. Не нравятся такие люди. Поэтому, чтобы оправдать себя, лучше их всех убить, лучше их всех сослать. История нам же так диктует. Люди, которые не имели образования.
М. Баченина:
- Предки. Сейчас, мне кажется, мы должны быть более цивилизованными.
Д. Дюжев:
- Да, хочется, чтобы гуманный XXI век, чтобы все наши дети стремились к наукам. Ребята, любимые, дорогие детишки, секрет хорошего обучения состоит во влюбленности в науку. Я умоляю вас, не совершайте ошибок предыдущих поколений. Очень любите учиться. Влюбитесь в науку, в одну, выберите. И чем больше вы будете о ней узнавать, вы будете счастливее. Это успех вашей взрослой жизни. Не обращайте внимание на тех, кто несет пример: а, прогуляю, а, не выучу, а, родителям пожалуюсь, в суд на педагога подадут. А этого педагога еще и посадят в тюрьму за то, что мне замечание сделал, что я не выучил домашнее задание. В тюрьме сиди, педагог. Вот чтобы таких примеров мы больше не слышали. Вы сами, детишечки наши любимые, несите ответственность за каждый урок. Я учился в школе одаренных детей. Нас было четыре человека в классе. Не выучить домашнее задание было просто невозможно. Поэтому у нас спрашивали не просто домашнее задание, а спрашивали на уровень, кто лучше ответит из четырех. Поэтому каждодневно, на каждом уроке у нас было соревнование, конкуренция: а я еще что-то узнал! У нас было пять дней в неделю обучение, и только один выходной был - в воскресенье. И уроки нам задавали, иногда мы должны были для домашнего задания пользоваться книгами, это в моей любимой Астрахани, на моей родине, которые были в библиотеке имени Крупской. В воскресенье вместо школы мы все собирались в библиотеке имени Крупской, находили эти книги, которые нам задавали, штудировали, писали работы и, собственно, в понедельник приносили домашнее задание. Мои любимые, не повторяйте ошибок, не ленитесь. Не пропускайте, любимые наши, тогда и надежда будет на вас, умные, образованные. Не по мелочам растраченные, а живущие для общего блага, для общей нашей страны любимой – матушки-России. Для ваших детей, для лучшего будущего.
А. Батырев:
- Вы сказали о том, что сейчас вроде цивилизация, XXI век.
М. Баченина:
-Современная, гуманная.
А. Батырев:
- Сейчас просто способы уничтожения стали немножко гуманнее. Сейчас принято травить, давить и доводить людей. А раньше просто расстреливали, а так все то же самое.
М. Баченина:
- Друзья мои, мне кажется, наш сегодняшний разговор - это очень хороший повод задуматься. Было действительно много сказано и с точки зрения истории, даны советы, рекомендации, и просто мнения звучали. Я вам очень благодарна за то, что вы пришли сегодня. Совсем скоро картина «Романовы: преданность и предательство» выйдет на экраны, так что не пропустите. Мне кажется, даже о, что сегодня прозвучало, неважно, в каком свете мы это с вами восприняли, как слушатели сегодняшних наших гостей, но это не может не пробудить интерес. Я благодарю от всей души наших гостей.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp