Михаил Закрута: Мы четверо суток держали оборону, страх был, но не за себя, а за близких

- Здравствуйте. Это радио «Комсомольская правда», Игорь Измайлов. Сегодня с нами в студии главные люди нашей страны, герои специальной военной операции, те, благодаря кому мы сегодня с вами спокойно можем и разговаривать, и размышлять, и на кого хотелось бы ориентироваться и самим, и, безусловно, нашему подрастающему поколению. Гвардии старший сержант Михаил Закрута, командир отделения, с нами. Орден Мужества на груди Михаила Юрьевича, медаль «За отвагу», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Михаил Юрьевич, здравия желаю.
- Здравия желаю.
- Мы успели с вами немножко до начала поговорить. Михаил Юрьевич скромно говорит: не помню, не знаю…
- Бывает такое, что в процессе забываешь, а потом какие-то яркие моменты все-таки проявляются, и воспоминания, их никуда не денешь, как ни крути.
- Расскажите о себе на фронтах специальной военной операции, о себе в жизни.
- Родился на хуторе в многодетной семье.
- А какая область?
- Краснодарский край. В семье нас 8 человек, не считая маму и папу, два брата из которых тоже принимают участие в специальной военной операции. Один из них погиб, находясь нам на выполнении своих служебных задач. В 2021 году я принял решение подписать контракт с Вооруженными силами Российской Федерации, и с этого начался путь моей службы. Ну, за время службы много где побывал. То есть выполняли задачи в Нагорном Карабахе, ездили на соревнования в город Владивосток. В принципе жизнедеятельность была бурная, насыщенная – командировки, переезды.
- Вы контракт подписали в 2021 году?
- Да. С 2022 года, когда началась специальная военная операция, я выполнял свои служебные обязанности на территории Украины.
- Уже на территории Российской Федерации.
- Тогда – это еще территория Украины была. А сейчас – на территории Российской Федерации, в зоне выполнения специальной военной операции.
- Многодетная семья. Мы понимаем, что тяжелый труд родителей, школа. Как детство прошло, что любили? Хутор небольшой совсем?
- Да, хутор Красная Поляна, Кущевский район, там я родился. Ну, детство насыщенно прошло, потому что семья большая, скучать не приходилось. Родителям, конечно, тяжеловато было, но по мере того, как мы росли, мы помогали по мере возможности.
- Все-таки с детства закалка уже такая.
- Конечно, с самого детства. В школе были у нас сборы военные, «Зарница». В принципе с автоматом были уже знакомы, на соревнования ездили, сборка-разборка автоматов, всё это проходили, сдача нормативов и т.п.
- А мальчишке это нравилось? Самое большое счастье, мне кажется, для подростка – разобрать, пострелять.
- Конечно, нравилось. Не стреляли, конечно, стреляли из пневматического оружия. Конечно, интересно это все, думаю, как и каждому парню в детстве это интересно. Ни телефон, ничего не отвлекает, вышли, прогулялись, секции, позанимались, пришли домой, уроки – и всё в принципе.
- Мечтали о чем-то, может быть, что-то любили еще делать?
- Да нет, особо мечтаний не было. В принципе, чтобы у родителей все было хорошо, здоровья побольше им хотелось, чтобы семья дружная была. А мечтаний не было особо.
- Военные были в роду?
- Дедушка был.
- В Великую Отечественную?
- Да. Ну, только дедушка.
- Нашему человеку понятно, что такое 9 мая. Для вас все равно дедушка этот…
- Гордость.
- Вы уже на том же уровне сегодня. Есть это понимание, что сегодня и дедушка вами гордится тоже?
- Да.
- Небольшая справка у нас есть. Во время штурма важного населенного пункта ваше подразделение, в котором вы были, четверо суток держало круговую оборону, отражало натиск превосходящих сил противника. Четверо суток! Ураганный артиллерийский обстрел. Морские пехотинцы. Вы сегодня в парадном кителе, но вас шеврон отличает, можно догадаться, что вы имеете отношение к морской пехоте. Четыре дня. И превышающие ваше подразделение по численности диверсионно-разведывательные группы ВСУ. Тем не менее, выстояли, отбили. И, насколько мы понимаем, такие случаи не единичны.
- Конечно, не единичные случаи. Это было самое начало специальной военной операции. Ну, так сложилось, попали в окружение. Это было в Мариуполе. Все знают за Мариуполь в принципе, то, что там и Герой России «Струна» был там. Я находился в его группе. То есть это непосредственно мой командир взвода с позывным «Струна». Мы четверо суток держали натиск противника, потому что были на 4 километра вглубь, то есть, помимо нас, никого там не было.
Как это было? Заехали мы на эту точку, закрепились. Время подходило к отходу, и получилось так, что начался обстрел Вооруженными силами Украины. И так получилось, что мы застряли там на четверо суток. Помимо этого было 60 гражданских у нас в подвале, которым мы тоже обеспечивали безопасность, чтобы противник не подошел, не залез ни в какое окно, чтобы ничего такого трагического не случилось. Потери, конечно, были, но все равно выстояли. Теперь там стоит стела даже морпехам, десантникам, разведчикам. Ну, это было героическое такое время, то, что держались.
- Четверо суток.
- Да, четверо суток.
- Сейчас снимают какие-то фильмы по событиям в Афганистане, по прошлым каким-то войнам. Если бы вы увидели такое, могли бы представить, что можете оказаться в такой же ситуации? Когда вы там были, какие чувства испытывали? День, второй проходит, неизвестно, когда это закончится, как закончится. Страшно просто.
- Ну, чувство страха присутствовало. Все мы люди, все боятся. Боятся не то что за свою жизнь, а что дома родные, близкие, жена, дети. Ну, это переживания все-таки, и ты боишься за то, что не вернешься к ним. Слава богу, все прошло хорошо, успешно, вернулись живы-здоровы и продолжили свой путь, так сказать, в Вооруженных силах, выполнять свои задачи, для того чтобы было мирное небо над головой у всех – у родных, близких и просто у всех людей.
- Глядя на вас, я понимаю, что если у вас сейчас спроси: если бы вы знали, и вам пришлось бы оказаться там опять, - вы бы сказали: Родина сказала «надо», ситуация так сложилась, значит, я пойду и сделаю, несмотря на весь ужас и страх. Вы бы все равно пошли и сделали.
- Так точно. Ну, а как по-другому? Я даже сейчас, на данный момент, не могу представить, как по-другому, зная, что там парни, с которыми ты плечом к плечу стоишь, двигаешься, выполняешь какого-то рода задачи, там находятся. Тоже как-то не по себе становится. Я даже не могу это выразить словами, что это – братство какое-то, соединение. Все зависит от правильно выраженных действий, отданных команд и слаживания. Ты знаешь, что товарищ с тобой идет, значит, и ты должен его прикрывать, не только он тебя.
- Слушая эти слова, и не только от вас (мы разговариваем с военнослужащими, героями специальной военной операции), понимаешь, что что-то главное в наших людях сохранилось. Вы сегодня в форме – торжественной, праздничной, парадной. Вы снимете китель и пойдете, как обычный человек, в куртке. Рядом с нами идет человек, который, когда надо, возьмет за руку близкого и пойдет в бой, несмотря ни на что, всё ненужное отбросит, всю шелуху и сделает главной эту задачу. Это здорово, конечно, что в нашем народе все это сохранилось. Хотелось бы, чтобы это и дальше передавалось, и более молодые, может быть, кто еще подросток, также разбирает автомат, в нужный час встанет, когда Родина в опасности, пойдет и выполнит свой долг.
Ордена и медали на вашей груди – орден Мужества, медаль «За отвагу», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. А здесь…
- «Отличник ВМФ» и значок «Гвардия».
- Какие планы на жизнь у вас дальше? Мы видим, что и ваша военная жизнь развивается. Получается ли как-то учиться, может быть, какие-то курсы повышения проходить? Вообще, о чем мечтаете, что впереди, какой вы свою жизнь видите?
- Я пока не представляю. Ну, живем нынешним временем пока что. Хотелось бы семью создать, то есть детей. Жена есть. Хочется уже быт наладить, потому что жена переживает. Также родители переживают. Когда получается, выходишь на связь, созваниваешься. Радует то, что они ждут и надеются, что скоро это все закончится, и все будет хорошо, будет мирное небо над головой, и просто будем мирно жить. Я также продолжу карьеру военнослужащего. В принципе это пока что мой предел, так как старший сержант сейчас - из сержантского состава это точка, самое высшее воинское звание.
- Ну, потом будет возможность…
- Можно пойти, выучиться на офицера, получить звание офицера и продолжить. Но, опять же, сейчас надо наладить быт в семье, чтобы не было разладов и т.п.
- А давно женаты?
- Расписались год назад. Жену знаю давно уже, встречались до этого более 6 лет, потом приняли решение расписаться. Пошли и расписались тихо-мирно, спокойно, без какого-либо ажиотажа. Теперь жена ждет дома, я защищаю ее.
- Скучает, конечно. Супруга военнослужащего – это тоже то, что мы, может быть, не всегда видим, это остается за кадром, но это много чувств, эмоций. Она тоже в Краснодарском крае?
- Да, в станице Кущевской живет, недалеко от того места, где я родился. Там мы и познакомились. Мы познакомились на соревнованиях по рафтингу в городе Лабинск, там проходили соревнования. И с этого все как-то завязалось.
- Вы спортивным рафтингом увлекались?
- Да. Но это уже давно было, увлекался до этого, когда было время, так сказать. Потом работа. Потом принял решение пойти служить в Вооруженные силы Российской Федерации. И с 1 октября 2021 года выполняю свои должностные обязанности военнослужащего Вооруженных сил.
- Может быть, видите победу, как мы будем ее отмечать, дом, какое-то гнездо свое, где детишки потом будут, и вместе с вашей основной военной службой еще и такое, наверное, представляете тоже?
- Да, конечно. Я думаю, об этом все мечтают в данный момент, чтобы родные и близкие были рядом, и все было хорошо. Не где-то вдали ты там, хотя это тоже нужно, потому что ты защищаешь их. А так, конечно, хотелось бы, как ни крути.
- Еще, может быть, что-то, что любите, увлекаетесь, хобби?
- В свободное от работы время - футбол. Футболом с детства занимаюсь практически. Ну, не профессионально, а обычный дворовый футбол. Баскетболом увлекаюсь, настольный теннис практикуем. Когда свободное время есть, и есть оборудованное место, где можно заняться…
- А получается?
- Да, бывает. Ну, не так же, что мы ушли и всё.
- Ну, в футбол можно поиграть, если мяч есть, а с настольным теннисом все-таки сложнее, ракетки же не будешь с собой возить.
- С собой – нет, конечно. Бывает, перепадает, как говорится. Но футбол в основном, чем увлекаюсь. Когда дома, там рыбалка, тоже увлечение, хобби такое – съездить на природу, рыбалка. Это для души.
- А когда выдается свободное время на службе, по вашим наблюдениям, кто еще что делает?
- Кто чем занимается?
- Да. Может быть, есть кто-то, кто сидит и рисует?
- Книги читают, развиваются, свои навыки… Вот задачи пришли, обсудили недостатки, надо делать по-другому. То есть совершенствовать свои навыки выполнения задач. Всё проходит анализ действий, кто-то что-то привносит, кто-то что-то подсказывает, кто-то говорит, как надо делать. Ну, совершенствуем свои навыки. В принципе отдых, совершенство навыков, ну, и личное время.
- С учетом новых условий, в которых развивается специальная военная операция, конечно, в первую очередь дроны, которые требуют много чего менять в медицине прифронтовой, в передвижении и т.д. Сейчас все больше говорится о том, что через какое-то время не только беспилотники летающие будут, но и такие же, как солдаты, будут роботы, дроны.
- Не могу сказать за это.
- Можете представить, что вместо вас какие-то железные люди что-то делают, а вы ими управляете, может быть, на удалении?
- Сейчас техника такая есть, которая осуществляет подвоз БК, те же дроны, которыми человек управляет, но чтобы там какой-нибудь робот ходил бесчувственный, и ты на пульте просто указывал, куда идти, - да, это удобно, но логики никакой в принципе у этого робота не будет. То есть обстановку в бою он не сможет почувствовать так, как ты чувствуешь. И у него нет страха, он просто идет и всё. А люди боятся, инстинкт самосохранения, выживания, адреналин тот же, поэтому эта чувственность… Нет, думаю, не будет такого, что роботы будут.
- Вы уже сколько времени на передовой, один из первых всё это встречаете. В вас не видно усталости. Вы говорите, что страх есть, адреналин, это понятно, а вот какой-то усталости нет.
- Ну, почему нет усталости? Усталость есть у всех, включая военнослужащих. Это может быть внутренняя усталость какая-то, тяжесть, то, что далеко от дома, скучаешь за близкими, родными, за друзьями теми же, с кем вырос. Чувство потери есть. Ну, просто на людях зачем это показывать? Сильные же люди все. Так и нам надо быть сильными. Если мы покажем, что мы разбиты, какой пример мы подадим нашему поколению, старшему, младшему? Люди будут смотреть и говорить: он уставший, зачем нам идти защищать свою Родину, если там устают так сильно? Нет, этого показывать нельзя.
- Мне кажется, это важно – то, о чем вы говорите. И спасибо вам за это отдельное. Действительно, вы и за себя, и за того парня, как говорят, и за себя, и за нас.
- За товарищей, конечно. Много товарищей, которым хотел бы сказать отдельное спасибо за то, что они много раз выручали, много раз подставляли свое плечо. Соответственно, командование, которое, как ни крути, доставало нас из всяких передряг, перестрелок, принимали мудрые решения, команды не пустые подавали. Им всем огромное спасибо за то, что я сижу здесь, возле вас, и даю вам интервью.
- Мы привыкли слышать: Минобороны, Вооруженные силы России, - а на самом деле это такой организм уже целый, сплоченный, оформившийся, плотно взаимодействующий. К сожалению, несущий потери, но, наверное, только укрепляющийся всё больше. Такое ощущение есть из вашего рассказа. Это тоже нечто незримое, то, что не видно сразу.
Михаил Юрьевич, к сожалению, у нас время заканчивается. Вы говорили о близких. Может быть, что-то хотели бы сказать своей семье, своим близким, военнослужащим?
- Желаю здоровья. Побольше-побольше здоровья. Жене – терпения. Чтобы ждала, любила и радовалась жизни.
- А вам обязательно вернуться и к супруге, и к родителям, к братьям, сестрам, своим близким. И воплотить все ваши планы, чтобы, опять же, было видно, что настоящий военнослужащий, у него всегда все сбывается, и мечты, и возможности для этого есть. Спасибо большое.
- Спасибо.
- Михаил Юрьевич, привет всем вашим коллегам-военнослужащим, низкий поклон от всех нас и большое спасибо.
- Спасибо.
Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить новые крутые интервью.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp