«Одиннадцать молчаливых мужчин» Алексея Пиманова: забытые победы советских футболистов

Ведущий программы «Человек и закон» на Первом канале, президент медиахолдинга «Красная звезда», кинорежиссер Алексей Пиманов
В эфире Радио «Комсомольская правда» кинорежиссер - о своем новом фильме про турне «Динамо» в 1945-м по Великобритании и современном футболе

И. Панкин:

- Здравствуйте, друзья. С вами Иван Панкин. В гостях у меня Алексей Пиманов, ведущий программы «Человек и закон» на Первом канале, президент медиа-холдинга «Красная звезда», кинорежиссер. Алексей Викторович, здравствуйте.

А. Пиманов:

- Здравствуйте.

Иван Панкин:

- Говорить будем про ваш фильм новый, который выходит как раз 17 февраля, «Одиннадцать молчаливых мужчин». Фильм про футбол. Рассказывает он про турне московского «Динамо» по городам Великобритании в 1945 году, сразу практически после войны, в ноябре месяце. Четыре игры с лондонским «Челси», «Арсеналом», «Кардифф Сити» и «Глазго Рейнджерс». Две победы, две ничьи. Фантастика?

А. Пиманов:

- 19:9 по мячам. Ну да, это культовая история. И я бы хотел с самого начала сказать, почему она культовая. Потому что Никита Богословский, наш советский композитор известный, в 1946 году писал по результатам этого турне оперетту. Она шла в наших театрах. Гафт писал про это стихи, Евтушенко писал про это поэму. А вообще каждые пять-десять лет в советское время про это турне вспоминали, говорили, делали документальные фильмы, собирали ветеранов и так далее. Вообще была культовая история. Примерно такая же, как в хоккее НХЛ – СССР, 1972 год.

Поэтому было очень странно, кстати, что об этом забыли. Потому что я, когда начал… вот так как мой первый тренер в футболе, я же в футбол сам…

И. Панкин:

- Кандидат в мастера.

А. Пиманов:

- Да. И мой первый тренер в футболе был Николай Дементьев, участник этого турне. И я с шести до девяти лет, я был маленьким, мало чего понимал. Но с того времени в голову это зашло. И я всегда про этот турнир читал, интересовался и так далее. И для меня было очень необычно, что, когда я спрашивал даже людей старшего поколения про это турне, вот совсем когда начинал это кино снимать, я выяснил, что про него просто забыли. Что очень странно.

И. Панкин:

- Ну, а что тут странного? С учетом того, что в принципе у нас сейчас идет отвращение ко всему советскому. И это на уровне повестки сейчас. Или не согласны? Вот вы как руководитель телеканала большого скажите и радиостанции, кстати.

А. Пиманов:

- Да, вы знаете, две тенденции. Первая тенденция – одни говорят, что да, забыли. Вторые, наоборот, говорят, что да, ностальгируют. И одни недовольны, и другие недовольны. Но мне кажется, что, как и в любой системе, когда маятник оттягивают до конца вправо, а потом отпускают, он летит до конца влево, вот это примерно с нами происходило 20-30 лет, а сейчас все как-то очень спокойно начали относиться, в хорошем смысле слова, к Советскому Союзу. Очень большая часть населения. Я сейчас не говорю про тех, кто никогда это не примет, ни Советский Союз, ни систему, ничего. А очень многие люди же там родились, влюбились, в футбол играли, вырастали, на дачи ездили. Песенку про «Солнышко лесное» пели в походе. И так далее. И это очень важно.

И там, правда, времена-то были добрее. И очень многие про это еще вспоминают. Про то, что люди были добрее. Ну, как, знаете, трава зеленее, люди добрее и так далее. Поэтому я, например, к этому периоду отношусь ровно так же, как отношусь к периоду до революции, после революции, до войны, после войны. До 1991-го, после 1991-го, сейчас. Это период истории моей семьи, истории моей страны. И поэтому я к этому отношусь в очень хорошем смысле слова спокойно.

И. Панкин:

- «Одиннадцать молчаливых мужчин». Но выделить-то можно гораздо больше. Там команда, по-моему, из 25 человек была. Делегация вся, если брать. Кого можете выделить из этих футболистов?

А. Пиманов:

- Да вообще всех.

И. Панкин:

- Чем команда была примечательна, раз она разнесла известные английские клубы?

А. Пиманов:

- Ну, во-первых, это был чемпион СССР 1945 года. И понятно, что это были игроки высочайшего уровня. Потому что конкуренция в тот момент была огромная. И ясно, что играли в ЦДК, например, тот же Федотов, Николаев, Демин и так далее. Это были величайшие игроки. Знаменитая команда лейтенантов. Но команда «Динамо», которая стала чемпионом, обыграла их, как известно, опередила их. И стала чемпионом. Поэтому поехала в Великобританию, усилившись двумя игроками из «Динамо» (Ленинград) и Бобровым из ЦДК. Всеволодом Бобровым, нашим величайшим хоккеистом-футболистом всех времен, я считаю, гением просто футбола. Реально гений хоккея, гений футбола.

И поэтому, конечно, он был, если так говорить сейчас про фигуры, которые там играли за «Динамо» в 1945 году, конечно, Бобров, конечно, Бесков, которого все спартаковские болельщики боготворят, и динамовские тоже, потому что он до того, как начал тренировать московский «Спартак» в 1978 году, …в 1977 году, он начал, он до этого же тренировал «Динамо». Понятно, он сам динамовец, и так далее. Да он культовая фигура для тех и для тех. Кстати, в этом или в прошлом году ему было сто лет. А в следующем году Боброву сто лет.

Вот, поэтому, да, игроки они были высочайшего уровня. Ну, и Хомич, вратарь, тоже легенда, абсолютная легенда. «Тигр» его называли в Великобритании. Ну и так далее. понятно, что, когда они приехали, про них же говорили, и чем это примечательно, все это турне, то, что про них говорили, что это слесари, которые между водкой и селедкой играют в футбол по ночам. И что они приедут, мы их поучим играть в футбол. Потому что англичане в тот момент не ездили на чемпионаты мира. Они считали ниже собственного достоинства куда-то ехать.

Поехали они первый раз в 1950 году. И очень во многом их подвигло именно вот это турне. Потому что они поняли, что они очень сильно отстают от передовых футбольных стран, к которым, как оказалось, принадлежит Советский Союз. Потому что наши ребята играли в совершенно другой футбол. Для специалистов можно сказать, что весь мир играл по системе W, и англичане тоже W, а наши играли по будущей системе бразильской 4-4-2. Они просто менялись местами. Так как у них еще не было номеров, они настолько запутали английских защитников, что те кричали своему тренеру: «Коуч, мы не знаем, кого держать! Они меняются местами, у них нет номеров. Мы не понимаем, что делать».

Это такой TikTok-футбол. Тиктокеры, ну знаете, будущий «Спартак», будущая «Барселона» они примерно в этот футбол и играли. Англичане играли совсем по-другому. Поэтому они и проиграли все.

И. Панкин:

- Еще, наверное, туман очень поспособствовал. И не им. Играли, надо сказать, в полном тумане несколько матче.

А. Пиманов:

- Один, с «Арсеналом». Там вообще на самом деле как это происходило. Они приехали, понятно, что про них писали, что они играть не умеют, но по большому счету мы их научим играть, по 10-12 забьем, и бог бы с ними. На первый матч с «Челси» на стадион, где умещалось 70 тысяч, прорвались 120. И до сих пор не побит рекорд посещаемости. Люди прорвались просто к полю, окружили поле и стояли вокруг поля. И даже падали с крыш. Они на крыши залезли на «Стэмфорд Бридж», это знаменитый стадион «Челси». Абрамович его сейчас перестроил. Еще до Абрамовича. И они окружили.

И поэтому начали играть. И динамовцы нервничали немножко. Потому что первый матч, такой ответственный. Они проигрывали 2:0. Сделали потом 3:3, когда успокоились. Сыграли 3:3. И второй матч был для них такой как бы ключевой. Да, их после первого матча за тот футбол, который они показали, унесли на руках с поля. Это известная история. Их реально унесли зрители. Англичане же очень хорошо футбол понимают. Они сразу поняли, с футболистами какого уровня они имеют дело. Плюс к этому они еще очень хорошо относились к Советскому Союзу. Они понимали, кто в войне выиграл, что это представители того самого народа, который их союзник, что мы потеряли 27 миллионов. Все это в тот момент англичане понимали и знали.

Когда второй матч они играли с «Кардифф Сити» и выиграли 10:1, и после этого вся Англия была в шоке, вот тогда наступил знаменитый матч в тумане, когда третьим соперником «Динамо» был лондонский «Арсенал» - одна из сильнейших команд Англии. И в прессе они заявили, что мы в том составе, в котором мы обычно играем, не выиграем у этой команды «Динамо» никогда. Поэтому мы заявляем шесть игроков из сборной Англии. И они заявили Мэтьюза, Мортенсена. Это знаменитые игроки, у них высочайшего уровня. Наши подали протест. Потом говорят: ну ладно, будем играть.

И вот тогда наступил знаменитый матч в тумане, когда мы играли с ними в тумане. И так называемый гороховый суп, у них туман сверху садится. У нас снизу он обычно, а у них сверху он садится. И он то поднимался, то опускался. И, по воспоминаниям игроков, они то видели ворота, то они не видели ворота. То они видели друг друга, то они не видели друг друга. Там, по большому счету, разные отрезки матча в разном тумане проходили. Но было много достаточно забавных ситуаций. Когда, например, вратарь выбивал мяч, а потом из тумана он обратно улетал в обратную сторону. От кого он был – непонятно. Вот, и выиграли наши 4:3, это был такой ключевой матч.

Потом был четвертый матч – с «Глазго Рейнджерс». 2:2 сыграли. Там как раз сломали Боброва. И ведь Всеволод Бобров, будучи величайшим футболистом-хоккеистом, я считаю, что в нашей истории, он при этом из Англии приехал уже… из Великобритании приехал уже со сломанным коленом. Ему потом сделали две операции в Югославии неудачные. И он всегда играл на одном колене, по большому счету. Он играл через боль. Почему часто потом наши трибуны свистели: «Сева, Бобер, чего стоишь?» А он просто стоял и считал: моя задача – гол забить. При этом, когда ему отдавали мяч, он просто вырывался, у него был бешеный рывок, скорость огромная. И он забивал просто гол. И так далее.

Представьте, если бы Сева… И он при этом стал все равно величайшим игроком и в хоккее, и в футболе, чемпионом мира в хоккее, чемпионом олимпийских игр в хоккее, капитаном сборной олимпийской и футбольной, и хоккейной. И самый главный вопрос, если бы он играл еще на живом колене, если бы ему не сломали в 23 года, в самом начале карьеры, в Англии не сломали ему колено, что бы он тогда вообще показал бы. Но я говорю, он гений, чего там говорить.

И. Панкин:

- Название из заголовков газет тогдашних взяли, я правильно понимаю?

А. Пиманов:

- Да, конечно. «Одиннадцать молчаливых мужчин» - потому что они по-английски не разговаривали. Поэтому их так называла английская пресса. Но на самом деле они оказались очень, как ни странно, мы, когда кино это начинали снимать, у меня группа спросила, про что кино снимаем. И очень важно группе объяснить, вот что. И я сказал, что снимаем красивое кино про красивых людей. Потому что, когда мы подняли все особенно английские источники, газеты английские, когда они описывали, как они себя вели там в лобби-баре, как они вообще ходили по Лондону и так далее, они были, как ни странно, очень такими достаточно раскованными ребятами. Потому что они представляли, с их точки зрения, страну, которая выиграла в войне – раз. Европа в этот момент половина лежала под Советским Союзом, да. Мы делили мир вместе с англичанами, американцами.

Мы были на таком уровне, для них Англия была не то что земля обетованная, это был полуразбомбленный Лондон, который жил на карточки, карточная система. Там достаточно все было сложно. Там старики не видели мяса месяцами. Поэтому там все было… Поэтому они приехали из страны, которая тоже была послевоенная, но это не значит, что они приехали в какую-то богатейшую страну, которую надо было, как потом у нас очень многие следующие поколения, надо было падать на колени и радоваться, что ты приехал за границу.

И поэтому эти ребята на удивление, в силу того, что они еще красавцы же все были, они, например, в лобби-баре танцевали с девчонками с английскими. И Синявский, наш великий комментатор, который был с ними, он таперил до этого в кинотеатрах до войны, в 20-е годы. И он играл на рояле, а наши ребята приглашали английских девчонок в лобби-баре, танцевали. То есть это не то что над каждым из них стоял энкавэдэшник с пистолетом и грозил им тем, что они сейчас, если они проиграют, то их там всех посадят куда-то и так далее.

На самом деле я знал людей, которые пытались снимать кино про это же турне. И я даже видел такие синопсисы этих фильмов. Там, конечно, все было вот так. 1945 год, Берия вызывает к себе, и вы динамовцы, если вы проиграете, то не возвращайтесь, мы вас всех посадим, расстреляем, и так далее.

На самом деле все было совсем по-другому. И вот еще раз говорю, что все участники этого турне они не вспоминали про него как какой-то такой… страшную поездку в страшную страну, где надо было обязательно выиграть, если не выиграют, то точно погибнешь, и так далее. Чушь полная.

И. Панкин:

- О феномене победы еще хочется немного поговорить. Это что такое было? Инерция после победы в войне? Потому что вы упомянули про слесаря, а ведь, действительно, они, кроме того, что играли в футбол, чередовали это с играми в хоккей, потом еще шли на завод работать. А в Англии были профессиональные футболисты, которые футболом зарабатывали на жизнь целиком и полностью.

А. Пиманов:

- Давайте говорить откровенно, никто, конечно, ни на каком заводе не работал. Работали во время войны, когда футбола не было. Кто-то служил, кто-то на фронте был, кто-то на заводе работал, и так далее. Конечно, все эти наши футболисты были профессионалы. Понятно, что они все числились на каких-то заводах, на ЗиЛе, тогда – ЗиС, или где-то там еще. Но они никогда не были… не работали. Потому что они были профессиональными футболистами. Просто так было устроено, что они получали зарплату на каком-нибудь заводе ли или где-то еще, на фабрике, а на самом деле играли в футбол в «Динамо», в «Спартаке», в ЦДК – ЦСКА потом. И так далее.

Поэтому играли, конечно, профессионалы с профессионалами. Тут все понятно. Другой вопрос, что в тот же момент в то же время они же никуда не уезжали. И они, правда, были поколение победителей, они не умели проигрывать, они психологически были всегда настроены только на победу любой ценой. И плюс к этому надо понимать, что в спорте в большом очень многое зависит, помимо техники, помимо всего-всего-всего, психологии и так далее, еще физическое состояние.

Как я всегда говорю про наш нынешний футбол, я всегда говорю ребятам. Слушайте, ну вот представьте, что мы сейчас отправим на чемпионат мира Аленичева, наших великих в недавнем прошлом футболистов, Мостового и так далее. Они же по мышлению, по умению принять мяч, по пониманию футбола не уступят никому, даже Месси. Они уступят как? Они уступят почему? Потому что они физически… их будут просто… мимо них будут электрички бегать.

То же самое происходит с нашими командами в Еврокубках. Они играют в очень медленный футбол здесь. Они физически не готовы. И поэтому, когда они выходят туда, их начинают просто сносить. Потому что тот, кто играет в возрасте, вот я, например, в футбол играю в своем возрасте, я прекрасно понимаю, что иногда, при том, что я до сих пор бегаю достаточно быстро и много, я прекрасно понимаю, что, если со мной играет 25-летний профессиональный спортсмен – футболист, то как бы я ни пытался, он все равно меня накроет, он все равно мяч пробросит и убежит. И поэтому он все равно выиграет. А если таких одиннадцать человек.

Так вот, в Англию тогда приехали 11, назовем их так, 25, да, там, ну, 18 человек основного состава, назовем так. Приехали великолепные атлеты, великолепно готовые. Потому что человек с детства двигался. Что такое современный мальчишка, который приходит в современный футбол? Он компьютерный мальчик. Его возят три, четыре, пять раз в неделю играть в футбол два часа. Потом он сидит в основном. Он в гаджете, в телефоне. Его мышцы, его связки – все это развивается только на тренировках футбольных чисто.

Мы в свое время, мы со двора не выходили, мы играли в футбол, в хоккей, в волейбол, скалки, банки, казаки-разбойники. Мы все время двигались. У нас все время работали связки, у нас работали, развивались мышцы, у нас развивалась физика движений и так далее. А потом, когда ты приходил в профессиональный футбол или там профессиональный спор, то ты готов был к тому, чтобы тебя подняли на другой уровень, совершенно по-другому. У тебя просто другой мышечный аппарат, просто он по-другому работает.

Вот то же самое было у них. Вот вы представьте, люди, которые, мало того, что они с детства занимались все время подвижными видами спорта во дворе, они двигались все время, они при этом еще зимой играли в хоккей с мячом. А хоккей с мячом, если кто-то его видел, надеюсь, из радиослушателей видели хоккей с мячом когда-нибудь, это все-таки большое поле. Почему в свое время очень хорошо начали играть в хоккей с шайбой после войны? Потому что мы много, много, много десятилетий играли в хоккей с мячом. Это наш национальный вид спорта. Это залитое футбольное поле, это необходимость прекрасно кататься на коньках. Потому что, когда ты играешь 11 на 11 на большом поле в хоккей с мячом, то ты должен кататься на коньках великолепно. Потому что даже в хоккей с шайбой чуть-чуть похуже можно кататься, все-таки там поменьше площадка, там чуть-чуть другое.

А там только скорость. Почему Бобров такой был великий игрок в хоккей с мячом? Потому что он брал мяч и летел, просто он обыгрывал полкоманды, забивал гол. То есть люди, которые зимой участвовали в чемпионате СССР по хоккею с мячом, потом они уезжали на сборы на юг весной, и потом тут же начинался чемпионат по футболу. Причем они играли, 80 процентов примерно команды играло и в хоккей с мясом, и в футбол. И поэтому туда приехали атлеты высочайшего уровня. Помимо того, что они еще психологически были очень сильно готовы, они при этом были еще физически невероятно, и технически тоже, физически невероятно готовы.

И поэтому они просто были резче, жестче, быстрее и так далее. Потому что англичане просто не успевали. Потому что хорошая команда – это быстрая команда, известно. Да, плюс к этому они играли в короткий пас. То. что англичане не делали никогда, они привыкли забрасывать мяч, нападающий – полузащитник. Нападающий обычно принимал мяч под давлением, в борьбу давали. Потом он должен был обыграть, навесить мяч. В общем, забить. Это был совершенно другой… Для них это был… для англичан же это был шок. Потому что, еще раз говорю, приехали величайшие атлеты, очень техничные ребята. И при этом еще и победители. Вот и все. Вот причина этого успеха.

И. Панкин:

- Про советский футбол давайте поговорим в целом. С чем связываете успех в принципе советского футбола и в последующие годы тоже? Ну, опять-таки, сейчас кто-нибудь кивнет, конечно, на НКВД обязательно и на давление со стороны НКВД, разумеется. Ну вот с чем? Есть какой-то секрет успеха? Я просто плавно подвожу к сегодняшнему футболу. Хотелось бы от советского к сегодняшнему, конечно.

А. Пиманов:

- Нет, ну с этим и связано. Вот смотрите, поколение, которое после войны пришло в футбол, довоенное поколение – понятно. Потом очень многие ушли на фронт, кто-то погиб, кто-то закончил с футболом, потому что все-таки четыре года разницы и перерыва – это не так хорошо.

И. Панкин:

- Плюс травмы, конечно.

А. Пиманов:

- Но 1945 год, те, кто после войны смог остаться, они остались. Пришли новые. Тот же Бобров – это новый был человек в нашем футболе и в хоккее с мячом. И появилось вот это величайшее поколение, которое реально абсолютно, во-первых, это люди, которые на самом деле были очень сильные футболисты. Они никогда не уезжали в западные клубы, потому что это было нереально. И поэтому чемпионат Советского Союза – это был чемпионат высочайшего уровня. Потому что играли Тбилиси, Ереван, «Нефтчи» (Баку), в общем, Украина, естественно, со всеми своими клубами, со всем своим культом футбола и так далее. Это был чемпионат, считайте, что объединенный чемпионат Европы, если так сделать, на уровне, да, определенном.

Поэтому игроки, лучшие игроки из всех республик они приходили не в такое большое количество команд, в условные десять команд в тот момент, 10-12, там разные были, 16. Но это не важно. И давление футболистов на основной состав, качественных футболистов, было огромное. И для того, чтобы пробиться в состав, надо было быть, правда, высочайшего уровня футболистом, на уровне Бориса Пайчадзе в Тбилиси, и дальше по списку все.

И. Панкин:

- Симонян.

А. Пиманов:

- Симонян чуть попозже пришел. Ну так вот, а дальше смотрите, что у них происходит. Они… это поколение в послевоенном Советском Союзе играет в футбол, если мы про футбол говорим, играет в футбол на полных стадионах. Потому что народ, тогда же не было особо телевизора, он только начинал появляться, тогда не было, ну в театр сколько народу ходило. Развлечение было – футбол. На стадион «Динамо» на большие матчи было не попасть вообще. Это вся Москва туда шла и пыталась попасть на этот футбол. Это был выход, как сейчас в Англии в современной, это выход в свет. Это выходили женщины красиво одетые, приходили на этот стадион. Билетик невозможно было достать. Это культовая была история.

И ребята, варясь во всем этом, они, естественно, друг с другом играя, они были на очень сильно уровне, на очень высоком уровне. Теперь смотрите, как они играли. В 1952 году их отправили на первый международный турнир. Это на олимпиаду. Они, естественно, проиграли, они в полуфинале проигрывали 5:1 югославам. И Бобров пошел вперед, он был как раз капитаном этой сборной, уже сходил футболист, оставался в хоккее. Он забил три года за двадцать минут до конца. И они сделали 5:5, но, правда, в переигровку проиграли. И ЦДК таким образом, на без которой сборная была создана, Сталин расформировал в этот момент, знаменитую команду лейтенантов.

А дальше, смотрите, 1956 год, это поколение и следующее, потому что там же очень важно еще, с кем ты тренируешься, чему тебя учат старшие, в какую команду ты приходишь, к чему ты стремишься, и так далее, и так далее. И поэтому в 1956 году наши едут на олимпиаду и выигрывают олимпиаду. В 1958 году они едут на чемпионат мира первый раз. И в принципе они должны были там, учитывая, что был Стрельцов и все остальные, они, в принципе, уже будучи олимпийскими чемпионами, они были одними из фаворитов этого чемпионата. Там в 1958 году стартовал в Швеции Пеле и Гарринча. И мы под них попали в четвертьфинале.

И. Панкин:

- Ну и Стрельцов восхождение как раз начал.

А. Пиманов:

- Стрельцов у нас был 20-летний. 21 год ему исполнился через месяц. Он попал в тюрьму, как известно. Огоньков попал в тюрьму. Татушин попал в тюрьму. Трех ключевых игроков за три дня до отъезда в Швецию просто сняли с дистанции. Понятно – почему. Там это история отдельная. Если кому-то это интересно, могу рассказать. Потому что я, например, это уголовное дело я его видел просто.

И. Панкин:

- Про Стрельцова интересно, конечно.

А. Пиманов:

- Я это уголовное дело видел, могу рассказать, как там все происходило на самом деле. Вот. И в 1958 году они не стали, потому что их просто обескровили за три дня до отъезда. 1960 год – они чемпионы Европы. Кубок Европы они берут первый раз. В 1962 году, как известно, на чемпионате мира на Яшина всех собак спустили, но они проиграли в четвертьфинале. В 1964 году они вторые на чемпионате Европы. И сейчас бы за это… Бесков тренировал как раз, за это бы сейчас поставили памятник на Красной площади где-нибудь. Потому что за серебряные медали чемпионата Европы…

И. Панкин:

- Вместо Долгорукого.

А. Пиманов:

- А у нас, как известно, за одну восьмую заслуженных мастеров дали недавно. Вот, что вызвало возмущение среди хоккеистов, например, я просто с ними со всеми знаком. Они просто на стенку залезли от того, что есть положение, когда вручать заслуженных мастеров и за что.

В 1964 году Бескова сняли с работы за второе место на чемпионате Европы. В 1966 году они едут на чемпионат мира и становятся четвертыми, то есть, считайте, как и в 2008-м наша сборная в полуфинале проиграла на чемпионате Европы с Аршавиным во главе. Как бы их считают бронзовыми призерами. Вот считайте, что мы в 1966 году были бронзовые призеры чемпионата мира. Потому что мы в полуфинале проиграли ФРГ 2:1. Причем играли вдевятером в конце. И в 1972 году мы опять серебряные на чемпионате Европы. И вот с этого момента наступает такой серьезный кризис. Там долго рассказывать, почему и как. Хотя мы выиграли Кубок кубков среди клубов, и Киев, и Тбилиси.

В 1988 году мы серебряные на Европе. В 1988 году мы выигрываем олимпиаду, как известно, у бразильцев, это финал. Ну, а потом наступают 90-е годы – и понеслась.

И. Панкин:

- Вы заинтриговали с историей про Эдуарда Стрельцова. Видели уголовное дело. Что там, расскажите. Виновен или нет? Его обвиняли, я напомню, в изнасиловании. И посадили в тюрьму.

А. Пиманов:

- Ой, вы понимаете, в чем дело. Он сам не отрицал, что, извините за такие подробности, половой контакт, конечно, с этой девушкой был. Понятно, что он ее ударил. Понятно, что у него был прокушен палец. Понятно, что, если честно, он сам особо ничего не помнил. Как там все происходило.

И. Панкин:

- Напился?

А. Пиманов:

- Они все там напились. Дело было так. Они приехали на Проспект Мира, их отпустили на выходной день. Они должны были заехать на Проспект Мира в Школьный переулок, в ателье, где в этом ателье они должны были примерить костюмы, в которых они должны были ехать на чемпионат мира. Он там встретился как раз с Огоньковым, это был его друг, тоже игрок сборной СССР, тоже великий футболист. Они дружили очень сильно. Тот – спартаковец, этот – торпедовец. Они поехали после этого, встретились с Татушиным на улице Горького. Там сидели в машине, они ехали в своей машине, там у Татушина сидели две девушки симпатичные.

И тогда там у Татушина сидели эти девушки и Караханов, это такой лейтенант, у которого дача была как раз в поселке Правда. Они поехали. Они предложили им поехать и искупаться, было жарко. И, соответственно, выпить немножко. Огоньков сказал: давайте, если будут еще две девушки, то я как бы, мы поедем. Если не будет, то не поедем. Они приехали, тут к ним еще присоединились взрослые – родственники Караханова, там еще старшие были, его мама и, по-моему, отчим. Или наоборот, не помню. А, нет, его отец и мачеха. Как-то так, я могу напутать. Я давно читал, двадцать лет назад.

Они там все вместе всей компанией пили, пили, пили, пили, пили, пили, пили, пили. И вот эта девушка Марианна, ее Мария, Марианна, фамилию не буду называть, не надо, она весь вечер провела с ним. Она с ним гуляла, она с ним целовалась. Она с ним обнималась. Ну, а парень-то выпил уже, тем более, для нее было дико престижно, что… она же работала чертежницей в НИИ в городе Пушкино.

И. Панкин:

- Под Москвой если – Пушкино.

А. Пиманов:

- И она работала, для нее было престижно, что вот этот знаменитый Эдик Стрельцов, который там, ну, кумир уже, он был величайшим уже, что он на нее обратил внимание. Понятно, что для нее это было, давайте говорить откровенно, наверное, шанс вырваться из той жизни, в которой она была. И потом они все поехали на дачу. На даче они еще пили во дворе. И потом хозяйка этого дома постелила на мансарде постель для Марианны и для Эдуарда Стрельцова. Они ушли туда. На полу рядом заснули двое еще из этой пары – Караханов, извините, полностью пьяный, назовем это так, он не помнил ничего, и еще одна девушка, которая, как она потом описывала, как свидетель, что она увидела, что у них уже контакт происходит. Уж извините за такие подробности. У Стрельцова с этой Марианной. И что там не было никакого… Поверьте, контакт был два раза.

И. Панкин:

- Взаимно.

А. Пиманов:

- Ну вот, говорят, первый раз она просто… она вдруг первый раз стала упираться. Она вот его укусила, и он, видно, от боли он ее ударил по лицу. Дальше они помирились. Они потом еще, у них был второй контакт. Они спали в обнимку. И утром она уехала домой. Приехала к маме. Мама увидела у нее синяк. Заставила ее пойти в отделение милиции. Они написали заявление. Кстати, вторая девушка, с Огоньковым которая сидела в машине, тоже написала заявление, потом забрала. А эта… Когда они написали заявление, закрутилась вся эта история.

Все дело дошло до Хрущева. Их, естественно, арестовали. Дело дошло до Хрущева. И он сказал: наказать. Причем посадить, и надолго. И вот дальше начинается совершенно такая… Стрельцов же как себя вел. Говорит… он же, по большому счету, правда, ничего не помнит. Он понимал, что да, у него прокушен палец, что он поцарапан, что он ударил ее. Это все было понятно. Но по большому счету это, знаете, это называется, вот такого прямого изнасилования, когда человек был против, вот этого не было. Но так как команда была наказать, тем более он за полгода до этого, про него еще статью в «Комсомолке», кстати, в «Комсомолке» написали нехорошую, он был такой типа зазнавшийся, вот, кстати, видите, «Комсомолка» тоже в его судьбе сыграла определенную роль.

Вот, и дальше все закрутилось, эта махина, машина правосудия так называемого, в кавычках. Когда его просто подводили под эту статью. Когда его подвели под 15 лет, его же под 15 лет подводили, подвели под 15 лет, потом ему дали… Да, кстати, она пошла, когда к ней приехали его друзья и с мамой вместе попросили Марианну эту забрать заявление обратно, она приехала, написала заявление, но только она написала формулировку неправильную. Как-то она: я его прощаю, вот. Она написала не как та первая девушка: я отзываю заявление, потому что типа, ну, как-то там формулировка юридическая другая была. А эта написала: я его прощаю. И это была главная ошибка. Потому что одно дело – простить, другое дело – попросить…

И. Панкин:

- Отозвать заявление.

А. Пиманов:

- И вот он таким образом попал. И эта машина сработала буквально за два месяца, его посадили на 12 лет. И он был в таком шоке, что он даже на суде не смог ничего сказать. Его когда подняли, он минуты две молчал, потому что он не знал, чего сказать. Он был в таком шоке, он не понимал. Что происходит вообще. И так далее. вот его посадили. Дальше то, что он пережил в тюрьме, это отдельно, в смысле – в колониях, это отдельный разговор.

И. Панкин:

- Переместимся в наши дни. Сейчас сборную принял Валерий Карпин, он является главным тренером, впереди у нас два стыковых матча. Ну, если один с поляками выиграем, будет и второй, все зависит от того, как сыграет пара Швеция-Чехия. Соперники очень серьезные. Ну - и поляки. Давайте по порядку. Как вам вообще Карпин, как главный тренер?

А. Пиманов:

- Я к нему замечательно отношусь. Прекрасно. Главный тренер сборной - это все-таки больше психолог, чем человек, который может за три дня подготовить команду и из средних игроков или там даже хороших сделать еще лучших игроков, или из средних сделать хороших. Так не бывает. К нему приходят люди, которые уже так готовы физически, они так подготовлены в клубах, они так понимают футбол, у них так работают связки, у них так работает голова, у них так работает психология и т.д. По большому счету, за 3-4 дня… вот почему у Хиддинка полбучилось в свое время? Потому что они у него месяц сидели на сборах. Мало кто знает, что есть такой слух, назову это так, аккуратно, что, когда на майские сборы они сели перед 2008 годом, наша та сборная, с Аршавиным, с Игнашевичем…

И. Панкин:

- Третье место на чемпионате Европы.

А. Пиманов:

- Ну да. И когда они сели на сборы в мае, есть такие «сведения», что, когда Верховен, там же у него был помощник по физподготовке Верховен, и он начал их гонять, они к нему пришли и сказали - что вы делаете, мы, типа с марта месяца самые свежие в Европе, потому что они заканчивали чемпионат, потому что зиму они играли, осень играли, а мы только-только втянулись в новый чемпионат. У нас тогда была весна-осень же…

И. Панкин:

- Да, потом систему изменили.

А. Пиманов:

- Да. И они пришли и сказали, что мы самые свежие, надо только поддержать форму, чтобы мы вышли там в июне, тем более, через чемпионат мы набрали за два месяца хорошую форму и мы уже играем два месяца, а до этого были двух-трехмесячные сборы, ну, сколько можно? И тогда вроде бы Хиддинк им сказал - вот вы сейчас выдержите, потом я отпущу нагрузку и вы будете график два дня на третий, и вы побежите. Так и произошло. Они с испанцами легли, как известно, первый матч, а потом Швеция, Греция и Голландия. И с Голландией они вышли просто на пик формы. Тогда они просто двигались, они бежали, потому что, какой бы ни был талантливый Аршавин, если он не бежит, он не побежит. Если там Торбинский не побежит, то он не побежит. И они просто вышли на пик формы и порвали голландцев - вот эти 3:1 знаменитые в одной восьмой. Нет, в одной четвертой. Ну а дальше был полуфинал, как известно, их привезли в Вену, шесть дней у них был перерыв и вот что за эти шесть дней происходило, я не знаю, но с испанцами они в полуфинале вышли уже, конечно, совершенно другие.

И. Панкин:

- Ну, у Карпина есть вот сейчас некоторые сомнения по поводу своего решения стать главным тренером. Вы вообще как его оцениваете именно как тренера? Человек он хороший, но хороший человек не профессия.

А. Пиманов:

- Нет, он хороший тренер. Он доказал это и в «Ростове», он хороший тренер. Он в «Спартаке», когда только начинал быть тренером, понятно, что он был гендиректором, потом он стал тренером, но все-таки все забыли, что он два раза взял серебро же, да. А в то время серебро взять тоже не так легко было со «Спартаком». Да нет, тренер он очень хороший, и человек он очень правильный, я считаю, и неравнодушный. И мне кажется, что сборной именно такой и нужен. Другой вопрос, что я прекрасно понимаю, о чем он говорит. Потому что весь мир играет уже в так называемый вертикальный футбол. Я не буду называть имя этого великого испанского футболиста, с которым я знаком, он, знаете, что мне рассказывал всегда, и чему нас, кстати, учили тренеры в детстве? Я до сих пор не могу понять, почему нынешних футболистов этому не учат. Первое. Если у команды, вот человек владеет мячом, если у него нет 3-4 продолжений - то есть, не открыты 3-4 игрока, неважно, даже если ты находишься в 2 метрах друг от друга, неважно, лишь бы у тебя была возможность обыграться хотя бы. Потому что, если тебя начнут прессовать, ты должен кому-то этот мячик отдать, чтобы двинуться дальше, получить его обратно. Здесь нужно всегда иметь 3-4 продолжения. У «Барселоны» так оно и есть. Я иногда смеюсь, вот когда я сижу, футбол смотрю, я как будто начинают непрофессионалам показывать - вот, смотрите, как «Барселона» играет - вот этот свободный, этот свободный, а это открывается. Вот это первое - это признак большого класса команды.

Честно вам скажу, когда ты смотришь наших, особенно защитников, которые получают, центральные защитники в «Спартаке» том же, получают мяч, у них, как правило, в лучшем случае есть два продолжения - одно на правый край, другой на левый. Или Джикия будет бить длинный пас вперед, потому что его прессуют и ему нужно от мяча избавляться, он не может здесь возить его сзади. Вот они так и играют. Все опорные полузащитники, они, к сожалению огромному, открываются так, они, как правило, закрыты. Ну, то есть, под вертикальный пас они не выходят. Ну, то есть, выходят, но нечасто…

Есть еще самое главное. Вы знаете, чему нас учили в детстве? Вот меня в спортшколе учили - если твоя команда с мячом, ты находишься в двух состояниях. Состояние первое - ты открыт, то есть, ты на линии мяча - неважно, слева ты, справа, рядом. Ты открыт. То есть, твой партнер может сыграть с тобой в пас. И второе состояние, в котором ты должен находиться, ты пытаешься открыться, если ты закрыт. Для того, чтобы все время двигаться и пытаться открыться, допустим, пятерке нападающих… вот посмотрите, как наши играют? У нас стоят трое вдоль штрафной и все ходят пешком туда-сюда - два метра туда, два метра сюда. Если вся команда будет двигаться, вся команда будет открываться, то, поверьте мне, они разорвут эту защиту очень быстро. Потому что защитник все равно будет за тобой ходить, он будет тебя пытаться закрыть, а ты все время будешь открываться. То есть, для этого нужно быть очень сильно готовым физически. Потому что, еще раз говорю, в чем проблема наших ребят? Вот сейчас Захарян, динамовец - 18 лет, замечательный парень, все на него сейчас молятся и говорят: вот, будущая звезда. Теперь смотрите, что сейчас произойдет. Я не хочу быть кликухой такой, но, смотрите, что произойдет. Он парень худенький, он такой достаточно слабый физически, но пока он молодой, у него все бежит, все двигается, все у него хорошо. Теперь смотрите, вот сейчас в Англии появится 18-летний пацан, который будет играть в английском чемпионате. Что произойдет? Этот пацан будет играть два раза в неделю. То есть, для того, чтобы ему заиграть в среду, ему нужно в воскресенье правильно восстановиться, правильно сходить в сауну, правильно сделать массаж, правильно покрутить велосипед, правильно вывести молочную кислоту и потом готовиться два дня к следующему матчу. Вы знаете, что Бесков когда в свое время тренировал «Спартак», если «Спартак» не играл в среду в еврокубках или в кубке СССР, Бесков устраивал товарищеский матч. Потому что никакая тренировка не заменит игру. Даже товарищескую. Потому что мышцы работают совершенно по-другому. Так вот, смотрите - в этом режиме: 2 раза в неделю английский парень будет играть ближайшие 5 лет. Будет восстанавливаться, будет закачивать мышцы с физиотерапевтом, будет это, это и это делать… а через пять лет Арсен Захарян, если он никуда не уедет, он будет играть раз в неделю в основном. Он будет играть по воскресеньям, два дня он будет отдыхать, а дальше он будет готовиться к следующему воскресному матчу. Когда наши попадают в еврокубки, они говорят - боже мой, мы два раза в неделю играем, мы так устали. У меня всегда волосы дыбом встают и я говорю - але, а как в Европе люди играют в больших чемпионатах? Они играют два раза в неделю.

И. Панкин:

- Ну, иногда и по три раза, потому что еще кубковые матчи.

А. Пиманов:

- Нет, они обычно стараются в среду кубковые матчи, если это не еврокубки или не чемпионат, то это какой-то кубок Англии, кубок Лиги… То есть, люди играют два раза в неделю. А теперь представьте, что через пять лет против Захаряна выйдет атлет, который готов, которого жизнь заставила качаться, подкачивать мышцы, работать с физиотерапевтом, закачивать боковые связки, заднюю поверхность бедра, переднюю поверхность бедра, резкость развивать, скорость развивать и т.д. И плюс к этому он два раза в неделю играет, у него мышцы работают по-другому. И он к 25 годам становится совершенно другим. Это как наши футболисты «Динамо», которые в 1945 году приехали в Англию. Атлеты другого уровня совсем. Поэтому, когда мы выходим с нашими чудесными ребятами, талантливыми… ему уже становится 24 года, он выходит против английской команды, а против него бегут просто электрички… у нас это теперь называется среди профессионалов, вот в «Спорт-экспрессе» пишут: «у нас плохая интенсивность футбола». Так поэтому она и есть у нас такая плохая интенсивность футбола, что мы просто физически не умеем готовить игроков. Всё. Поэтому, Поверьте мне, перспективы наши выиграть что-то - это только если мы - я это и в РФС очень многим говорю знакомым - составьте календарь, чтобы они играли два раза в неделю. Жизнь их заставит готовиться совсем по-другому. И терпеть 3-4 года, когда они станут вот теми атлетами, которые должны на том же самом уровне бегать и играть вместе с европейскими командами. Другого шанса нет.

И. Панкин:

- Коротко прогноз на матч с Польшей в марте.

А. Пиманов:

- Тяжелый вопрос. Мне кажется, пройдем.

И. Панкин:

- А на чемпионат попадем?

А. Пиманов:

- Если пройдем Польшу - попадем.

И. Панкин:

- Хорошо. Про еврокубки вы упомянули, мы с вами говорили про сборную - чуть-чуть про клубы. С клубами-то чуть все проще, потому что там можно хотя бы легионеров подтянуть. Но почему-то мы и в еврокубках тоже плохо выступаем. С чем связываете?

А. Пиманов:

- С тем же самым. Вот наблюдаешь за Малкомом, в «Зените», вот любой человек, который приходит, вот Мозес в «Спартаке»… вот я рад тому, что все-таки за сезон он не утратил вот этой своей скорости, своей резкости. Пять лет он играл в премьер-лиге в Англии, правильно? Вот ему сейчас 27-28 лет…

И. Панкин:

- 31.

А. Пиманов:

- Вот человек в 31 год бежит так, как он сейчас бежит. Почему? Потому что он играл в совершенно другом чемпионате. Он готовился по-другому, у него даже мышцы другие. У него ноги плотнее, у него руки плотнее. Опять же, обратите внимание, как против нас выходят голландцы. Мышечную массу там видно просто - они руки качают даже. Наши выходят мальчишки. Вот сейчас чудесный наш Фомин в «Динамо». Чудесный парень. По потенциалу сумасшедший совершенно. Но он же вот такой, худенький. И, поверьте мне, если он к 25 годам не накачается, он проиграет все.

Так вот, Мозес. По-моему, он единственный, кто сохранил скорость и сохранил резкость. Они, как правило, все, играя в таком чемпионате, в котором не надо так напрягаться, не надо так восстанавливаться, не надо так упираться с утра до вечера за такие-то деньги за огромные, они просто через год-два становятся тем же… они начинают играть в таком, ну, не пенсионерском темпе, конечно, но вы понимаете, о чем я говорю. Они снижают скорость принятия решения… потому что не надо напрягаться, тебя же не накрывают, поэтому не надо играть в одно-два касания, ты можешь сыграть в три касания, ты можешь подумать побольше. Это же на уровне подсознания приходит все. Поэтому они, как правило, через год-два становятся такими же медленными… ну, условно я говорю… они просто становятся медленнее по отношению ко всем европейским командам, даже среднего уровня. Поэтому, когда наши выходят на кубки играть, они просто медленнее. Они медленнее думают, они медленнее принимают решение… так мозг работает, мышцы так работают. Вот и все…

И. Панкин:

- У нас футбольная держава или нет?

А. Пиманов:

- Ну, конечно. Вот смотрите, обратите внимание, что и в советское время, и даже в постсоветское время, когда провал был огромный в подготовке в спортшколах и т.д., у нас же молодежь… по-моему, в 2016 году мы стали по юношам…

И. Панкин:

- У нас по юношам как раз все очень хорошо…

А. Пиманов:

- А я вам про это и говорю. Пока те не стали сильнее намного, как атлеты, у нас на уровне техники, на уровне работы с мячом, даже физики 16-17-летних игроков, у нас все нормально. Но потом они попадают на высший уровень, тот, кто попадает, а дальше начинается вот эта разная скорость развития. У них развитие по два раза в неделю играть, восстанавливаться, конкуренция и все остальное, требование тренера - быстрее играть, играть в вертикальный футбол, не катать мяч сзади, потому что наши же, обратите внимание, защитники центральные не знают, что с этим мячом делать. У нас только Дивеев из ЦСКА все время пытается вертикальный пас отдать. А тот же Джикия, его так прессуют, что он все время бьет мяч вперед. И он все время показывают этим нападающим - ну, чего вы не бежите?.. А там огромные защитники, они просто сносят наших нападающих… и опять атака в эту сторону, опять наедаются, они потом устают к концу… ну чего тут говорить?

И. Панкин:

- Последний вопрос. В связи с отсутствием успеха у наших клубов в Европе, предлагается отменить господдержку клубов.

А. Пиманов:

- Ну, тоже глупость. Что такое отменить господдержку клубов? Смотрите, что такое английский рынок? Это люди, которые могут много денег платить за абонемент. Раз. Это стадионы, которые живут без мата с огромным совершенно бизнесом, связанным вокруг футбола, связанным с футболом. Это возможность продавать в магазинах все… почему, например, Валера Газзаев все время говорит про то, что нам надо продавать такие же права премьер-лиги нашему телевидению за такие же деньги, за которые покупает права английское телевидение у премьер-лиги английской? Люди, вы поймите, состояние экономики не позволяет делать очень дорогие билеты на стадион - раз. Второе - у нас есть стоимость рекламы на телевидении, которая на порядки ниже, чем в мире. Условно, на английском канале, американском канале и т.д. За счет чего телевидение будет покупать за полтора миллиарда долларов или там за два? Просто таких денег на рынке нету. Поэтому, когда говорят, что у нас телевизор должен купить за бешеные деньги права - во-первых, на что купить и на каких игроков? Кого смотреть-то? Второе - рынок просто к этому не готов, поэтому если государство, даже через Газпром, даже через Лукойл, даже через какие-то другие структуры, у нас просто футбола не станет, нам потом продавать будет просто нечего. Поэтому есть период тот, который сейчас происходит. Да, он, к сожалению, ведет к коррупции. Да, к сожалению, когда деньги не твои, у нас огромное количество футбольных менеджеров просто приходит отмыть деньги. Через агентов, через определенные структуры и т.д. Все ж понятно… Тебя ж могут уволить через два-три года, да. И у тебя есть два-три года, чтобы заработать несколько миллионов долларов. Поди плохо! Поэтому они все начинают это делать. Ну, не все, а бОльшая часть. И это все вместе повязалось уже в такую систему, что она сразу так не отпустит. И этим надо заниматься, я знаю, что сейчас Дюков этим собирается заниматься, он реально богатый человек, умный менеджер. Правда, эту машину сразу не повернешь, ее надо с фундамента перестраивать, что называется. И Хачатурянц тот же, я с ним тоже недавно общался, он мне показался умнейшим человеком и он тоже богатый человек, ему тоже не надо отщипывать там где-то на каких-то потоках и т.д. Мне кажется, вот эта команда в состоянии через несколько лет сделать нам нормальный чемпионат, запустить их два раза в неделю, сделать правильный график, сделать так, чтобы они правильно питались, как вот Карпин. Заставить клубы относиться к своей профессии совершенно по-другому. Рано или поздно это произойдет - ну, куда мы денемся?

И. Панкин:

- Ну и в качестве анонса вашего фильма «11 молчаливых мужчин», есть ли какое-то кино про футбол, которое вы можете похвалить? Российское, зарубежное, неважно. Я смотрел этот фильм, сразу скажу, на предпоказе - там хороший футбол. Есть кино с хорошим футболом, еще, кроме этого?

А. Пиманов:

- Из наших - нет. Пусть не обижаются. Из зарубежных, наверное, «Пеле. Рождение легенды». Немножко. И то мне там не хватает… вот вы видели фильм и, когда радиослушатели посмотрят его, поймут, что я имею в виду. Мы первые, кто снял футбол совершенно по другой технологии. То есть, как снимается футбол в условном фильме про футбол не будем говорить. Снимаются драматургические сцены, там любовь-морковь, еще что-то… а футбол, как правило, это полторы-две минуты, максимум, где главный герой, который, как правило, по мячу не может ударить сам - актер я имею в виду - и снимается дублер, либо его голова, а ноги другого, или, если он бежит в кадре в полный рост, сразу видно, что он бегать не умеет. Поэтому режиссер вынужден с ним делать такие куцые кадры... Как мы договорились? Ну, в силу того, что я сам как бы профессиональный футболист в прошлом, первая была задача, фундаментальная, - отобрать таких артистов, которые прекрасно сами играют в футбол, которых не надо прятать за монтаж. Монтаж должен улучшать их игру, а не пытаться их спрятать. Поэтому мы прогнали 200 человек почти, я сам с ними играл. Когда мы отобрали ребят основных, мы с ними потом ездили даже на турниры играть вместе с этой форме, привыкали к этим бутсам, чтобы они бежали по-настоящему. Мы же бутсы им пошили настоящие, мы им форму пошили настоящую. А в этих бутсах бегаешь чуть-чуть по-другому. Она заставляет по-другому двигаться, по-настоящему, как двигались в то время. И, когда ребята уже были готовы к этому, дальше вот первая съемка - матч «Динамо»-«Челси» - мы закатали специально поле футбольное, мы расстелили новый газон на старом стадионе, чтобы нас не выгоняли, через каждые 8 часов, а потом мы ждали несколько дней, когда там чемпионат закончится… мы на старом стадионе в Лефортово закатали новое поле - мы поняли, что нам это дешевле, чем куда-то ездить и постоянно приезжать-уезжать, поставили там караван и 20 дней снимали только футбол. Как в студии. Как в павильоне. Поставили шесть камер и я вначале выгнал на это поле в настоящей форме, в настоящих бутсах ребят профессиональных футболистов в форме «Челси» и с прическами «Челси», и моих всех актеров, которые реально сами играли. И шесть часов мы снимали, вернее, они играли в реальный футбол. Я сказал - бьетесь, орете, подкатываетесь… Вы должны выиграть. Вот вы должны у этих выиграть. Я не знаю, с каким счетом, как вы сыграете, я не знаю, но вы должны играть. И они начали играть. И они играли по-настоящему. А мы их снимали шестью камерами. Поэтому в этом фильме есть общие планы, есть реальные подкаты, есть реальные удары. А потом мы начали снимать уже специально крупные планы, бутсы, траву, удар, какой-то специальный гол, который мы в хронике видели. И вот таким образом мы собрали этот футбол и мне потом на монтаже было достаточно легко делать этот футбол, потому что… извините, я скажу сейчас наглую вещь, но он, правда, крутой. Вот за счет этого. За счет того, что мне не надо было мучиться по поводу моих актеров. Они все прекрасно делали сами.

И. Панкин:

- 17 февраля фильм «11 молчаливых мужчин» можно посмотреть в кинотеатре. С вами были Иван Панкин и Алексей Пиманов, режиссер этого фильма, ведущий программы «Человек и закон», президент медиахолдинга «Красная Звезда» и кинорежиссер. Спасибо. Всего доброго.