Валерий Федоров: Россияне уверены, что 2023 год будет лучше этого

Валерий Федоров: Россияне уверены, что 2023 год будет лучше этого
Валентин Алфимов подводит итоги 2002 года вместе с главой Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерием Федоровым

В. Алфимов:

- Здравствуйте, дорогие друзья. Я – Валентин Алфимов. Подводим итоги года. У нас в гостях Валерий Федоров, глава Всероссийского центра изучения общественного мнения.

В. Федоров:

- И не только глава Всероссийского центра изучения общественного мнения, но и еще и научный руководитель департамента социологии и политологии Финансового университета.

В. Алфимов:

- Слушайте, раньше у вас такой должности не было, когда мы с вами в прошлый раз общались. Значит, я вас поздравляю с этой должностью.

В. Федоров:

- Растем.

В. Алфимов:

- Это тоже один из итогов года, Валерий Валерьевич. Поскольку Валерий Федоров отвечает за социологию, собственно, и спрашивать мы будем, Валерий Валерьевич, как народ, как страна пережила этот год. Наверное, с общего начнем. Главный итог для людей какой в этом году?

В. Федоров:

- Год был очень противоречивый, переменчивый. И за это время настроения менялись очень часто и очень значительно. Такого противоречивого года давно не было. Динамика примерно такая. Февраль – шок, непонимание, что это значит, почему. Затем к марту осознание, что действительно жизнь поменялась, страна поменялась, мир поменялся, и теперь мы в новых условиях, новых обстоятельствах будем жить достаточно долго. Первая половина года была достаточно стрессовой – санкции, боевые действия, экономический кризис, рост цен, остановка предприятий, сокращение потребления, уход многих брендов. В общем, это были такие очень серьезные вызовы, настроения тревожные были. К лету во многом все успокоилось, стало понятно, что дефицита нет, что экономика работает. Да, некоторые предприятия остановились, но в основном это в небольшом числе отраслей, а в целом рынок труда, как ни странно, чувствует себя даже лучше, чем было до, то есть безработица не выросла, наоборот, сократилась, все при деле.

В. Алфимов:

- Вот здесь я отмечу. Мы недавно разговаривали с Александром Дугиным, философом, лидером Международного евразийского движения, тоже подводили итоги года. И вот он как раз заметил такой рассинхрон, что ли. Мы всегда считали, что у нас слабая экономика, и чуть что, она не выдержит, а вот в армейских делах, наоборот, что-то, а армия – это наше всё. А получилось как раз так, что в армейской части есть местами проседание, а вот экономика на удивление выдержала, выстояла, да как-то слишком хорошо. По крайней мере, для нас как не экономистов, на первый взгляд, слишком хорошо.

В. Федоров:

- Ну да, экономисты явно имеют свою точку зрения, но я за них не отвечаю, я отвечаю за опросы общественного мнения, то есть за восприятие того, что происходит. Конечно, мы спрашиваем людей постоянно о ценах, насколько быстро они растут, слишком ли они высокие или нет. О безработице: сохраняете ли вы работу, есть ли у вас среди знакомых, близких те, кто ее потерял, как вы считаете, а если вы ее потеряете, быстро вы найдете или нет альтернативное рабочее место, будет ли оно качественным и т.д. Про дефицит на потребительском рынке спрашиваем.

И вот здесь можно констатировать, что где-то примерно к июлю все оценки стабилизировались, потребительского дефицита, по большому счету, нет. «Макдоналдс» ушел, зато есть «Вкусно – и точка». «Старбакс» ушел, зато есть что-то еще. «Кока-Кола» ушла, зато есть напитки Черноголовки. Различия, конечно, налицо, но говорить, что произошла какая-то катастрофа, нет вообще никаких оснований.

Шок прошел, более того, даже появилось некое удовлетворение, гордость за то, что Запад нас взял в кольцо санкционных фронтов, а мы нормально держимся и особых проблем не испытываем, хороший урожай, нефть дорогая, газ тоже, нашли новых партнеров, когда старые нас разлюбили, переориентация на Восток из красивых слов стала реальностью. Так что где-то в середине года все существенно выросло.

Ну, а затем пошли новые процессы, в сентябре все было уже не так замечательно. Связано это было с изменением обстановки на фронтах, изменением не в лучшую сторону. Результатом стала частичная мобилизация. Это был еще один шок, наверное, второй по силе после 24 февраля. Ну, первая мобилизация со времен Второй мировой войны, конечно, непросто ее восприняли. И вот три недели была такая серьезная болтанка, пик тревожности. Но затем опять пошла адаптация, стали оценки нормализовываться. И сегодня, подводя итоги, мы такой вопрос задаем: а как вы оцениваете экономическую политику государства, как вы оцениваете социальную политику государства, внешнюю политику, внутреннюю политику? Постоянно их задаем. Обычно внешнюю политику оценивают выше всего, на втором месте внутренняя политика, похуже экономическая политика и совсем плохо социальная политика. Вот такие традиционные оценки.

В этом году все резко поменялось. Резко выросли оценки экономической политики. То есть сегодня ее оценивают гораздо лучше, чем год назад, полгода назад и т.д. Социальная политика. Напомню, это все, что касается пенсий, пособий, разных видов помощи, поддержки государства. Тоже все стало сильно лучше. Это я не по отчетам министерств говорю, а по оценкам самих людей.

В. Алфимов:

- Валерий Валерьевич, согласитесь, все логично. Потому что в тех суперсложных условиях, в которых сейчас страна находится, у нас не пропали пособия, не пропали пенсии. Если бы государство сказало: ребята, мы не можем, извините, у нас тут санкции и все такое, мы всё заканчиваем, - тогда, понятно, было бы недовольство. А все сохранилось.

В. Федоров:

- Я бы даже сказал больше, что еще и добавилось. То есть новые виды поддержки введены, например, в части демографии. Семьи с детьми получают больше. Порядок навели, по большому счету, в вопросе адресности социальной поддержки. То есть цифровизация здесь сильно нам помогла, стало легче таргетировать точно, а не размазывать эту поддержку тонким слоем по тарелке. Тут действительно большой шаг вперед произошел. Ну, и в целом, наверное, есть такой важный фактор, что в условиях боевых действий, в условиях, когда актуализировались риски безопасности жизни, сами притязания, сами амбиции людей несколько снизились. То есть, когда все спокойно, какие-то, может быть, малозначимые проблемы могут приобретать гипертрофированный характер. Это из разряда «жемчуг мелкий почему-то, хочется покрупнее».

Ну, а в ситуации, когда не до жиру, когда действительно кризис, когда военный конфликт, когда санкции, попытки изолировать нас и угрозы резко выросли, здесь люди начинают ценить такие базовые вещи. Ну, есть здоровье, есть еда, есть дорогие, милые люди, есть работа, и это становится более весомым. Я думаю, это тоже один из факторов не просто стабилизации, а роста позитивных оценок и своей жизни, и ситуации в стране в целом.

В. Алфимов:

- Валерий Валерьевич, у нас в стране, по-моему, такого нет, но в мире выбирается слово года. Я абсолютно убежден, что если бы мы проводили опрос среди любой группы населения, то слово уходящего года, безусловно, стала бы специальная военная операция.

В. Федоров:

- Соглашусь. Мы спрашивали о важнейших событиях года, и там, если не ошибаюсь, 62% сказали, что важнейшее событие – специальная военная операция. И еще порядка 9% сказали о частичной мобилизации, 6% - о присоединении к Российской Федерации четырех новых субъектов.

В. Алфимов:

- Как мы с вами и говорили, все вокруг одного крутится.

В. Федоров:

- Да. Но еще есть след уходящей натуры – пандемии. В первую тройку еще вошло, 9% сказали, что все-таки событием года была пандемия коронавируса. Ну, понятно, что это уже, по большому счету, в прошлом, хотя сама инфекция, сам вирус остался с нами и, видимо, надолго, но уже это, как говорили в том анекдоте, ужас, но не ужас-ужас-ужас. Сегодня другие времена, другие песни, и, конечно, фокус – конфликт на Украине и все, что из него вытекает, все, что с ним связано.

В. Алфимов:

- Я напомню нашим слушателям, что последние ковидные ограничения в той же Москвы были сняты то ли 14, то ли 15 марта. То есть в самом начале марта мы об этом забыли. Что еще говорят россияне? Согласно вашему опросу, у каждого года есть герои, герои разные постоянно. В этом году, уверен, тоже все связано со специальной военной операцией.

В. Федоров:

- Да, в 2020-2021 годах в пантеон героев вошли наши медики замечательные, кроме того, волонтеры. Напомню, был такой проект «Мы вместе» и ряд других, которые организовывали добровольцев, помогающих заболевшим, тем, кому помощь очень нужна, но близких родственников нет. И ученые, которые упорно и результативно работали над вакцинами.

В. Алфимов:

- Это в прошлые годы.

В. Федоров:

- 2020-2021 годы, эпоха пандемии. Сегодня другие герои. Сегодня герои – это, прежде всего, военнослужащие в горячих точках, прежде всего, конечно, в зоне специальной военной операции.

В. Алфимов:

- Новое время – новые герои, новые вызовы. Если идти дальше по вашему итоговому опросу, я смотрю, люди все-таки смотрят телевизор. Телевизор, наверное, до сих пор у нас остается главным средством получения информации. Ну, по крайней мере, так было в прошлые годы. Сейчас так или нет, Валерий Валерьевич?

В. Федоров:

- Нет, сейчас уже не так.

В. Алфимов:

- Может быть, из-за возраста, может, в силу профессии, но для меня главный источник новостей – Telegram-каналы.

В. Федоров:

- Конечно, интернет – главный источник новостей. Телевидение остается, потому что оно, собственно говоря, не только для новостей, там и ток-шоу, там и сериалы, там и игровые форматы. В основном сегодня телевидение потребляют, так сказать, фоново., то есть пришел, включил… И скорее это такое цветное радио, чем телевидение. А новости у тебя в смартфоне. То есть не просто в интернете, а они в том устройстве, которое всегда с тобой. Напомню, что у нас телефонов в стране в полтора раза больше, чем людей. То есть, есть телефоны у кого угодно. И в основном это уже не кнопочные модели, а смартфон, то есть доступ к мобильному интернету есть. Там тебе и телевизор, там тебе и соцсети, там тебе и разнообразная информация, и развлечения, и т.д.

Про Telegram соглашусь. Из всех социальных сетей и интернет-мессенджеров у Telegram в этом году в России самые высокие темпы роста. Если год-полтора назад это был такой элитарный канал, элитарное пространство, экспертное пространство, то после запрещения Инстаграма и Фейсбука народ повалил массово в Telegram. Это характерно и для молодежной аудитории, и для более старшей. Поэтому, конечно, такой всплеск популярности, резкий рост числа каналов, числа подписчиков на Telegram. И вообще, можно сказать, жизнь туда переселилась наша. Ну, а телевидение, повторюсь, никуда не уходит, оно остается, но не единственным таким окном в мир, как когда-то было, а одним из важных элементов нашей общей медиасферы.

В. Алфимов:

- Что смотрят, если брать телевидение?

В. Федоров:

- Ну, события такие, что без новостей не обойтись. Поэтому, конечно, новостные выпуски в первую очередь. Весной мы фиксировали резкий всплеск, летом стало поменьше, такая рутинизация пошла, уставание от перебора новостей, ну, а в сентябре новая волна. Это было связано как раз с событиями на Харьковщине, в Херсоне, с частичной мобилизацией. То есть опять пошло вверх потребление новостей. Ну, и ток-шоу, политизированные ток-шоу, как бы их ни ругали, они все-таки остаются очень рейтинговыми. Потому что там уже не новости идут, а там обсуждение идет, обсуждаются актуальные темы, прежде всего, все, что связано со специальной военной операцией и с нашими отношениями с Западом, то есть санкционная война. И зритель есть, его много. Ну, а дальше всего понемножку, я уже говорил, сериалы, игры, музыка и т.д.

В. Алфимов:

- Раз вы говорите о ток-шоу, раз вы говорите о новостях, значит, я делаю вывод, что Первый канал и «Россия», собственно, наше телевизионное всё, я бы так сказал.

В. Федоров:

- Ну, если у «Комсомольской правды» еще нет телевидения, тогда вы, наверное, правы.

В. Алфимов:

- Было, Валерий Валерьевич. Не зашло.

В. Федоров:

- Ну, может, вернется.

В. Алфимов:

- Может быть. Почему бы и нет? Судя по результатам опроса ВЦИОМ, когда человек слышит фразу: «Какой главный канал страны называют 50 процентов?»…

В. Федоров:

- Вы знаете, какой канал. Это надо поздравить маркетологов и имиджмейкеров Первого канала, они правильное позиционирование выбрали, поэтому смотреть можно что угодно, но главным каналом по-прежнему россияне считают Первый. А смотреть можно что угодно. И смотрят действительно очень разные каналы – «Россия 1», «Россия 24», НТВ, РБК, но главным по-прежнему считают Первый канал.

В. Алфимов:

- Наверное, в том числе и из-за сетки, которая у них есть, из-за зоны вещания.

В. Федоров:

- Я думаю, тут главное - и название, и позиционирование, и традиции.

В. Алфимов:

- Все вкупе, безусловно. Разрешите вернуться к интернету и к Telegram-каналам, в частности. Я, скорее, не к социологу обращаюсь, а к политологу. Если там на телевидении Первый канал, все понятно. И направленность понятна, и ясно, что информация, которая там подается, она проверяется десять раз. То в интернетах и тем более в Telegram-каналах столько всякого мусора, фейков, что ты не понимаешь, где правда, а где ложь. что с этим делать?

В. Федоров:

- Надо сначала понять, почему это происходит. Здесь есть две причины главные. Первая – кликбейт. Заголовок должен настолько брать за душу, хватать тебя, чтобы ты прочитал конкретно эту новость. Поэтому искажения происходят сплошь и рядом. Желтая пресса на этом построена. И в интернете это все в квадрате и даже в кубе. Речь не о качестве информации, а о захвате. Мы живем в перегрузе. Источников информации слишком много стало. Все невозможно увидеть, услышать, прочитать. Поэтому конкуренция за зрителя, слушателя, читателя резко обострилась. И здесь самый простой способ – кликбейт. Им все и увлеклись. А фактчекинг требует времени, большого штата, аппарата. Это дорого. А кликбейт – быстро, дешево и эффективно. Как следствие – идет зачастую вместо информации дезинформация. Этим болеет весь мир, это не специфическая российская история. Здесь мы органичная часть мировой медиасферы.

Есть и вторая причина, фактор. Это информационная война. Выигрывает не тот, у кого больше танков или пушек, ракет. Выигрывает тот, кто захватил власть над умами. Это известно давно. И сегодняшние события подтверждают снова и снова.

В. Алфимов:

- Я бы сказал: те, кто захватил почту, телеграф и телефон.

В. Федоров:

- Телеграф уже вряд ли.

В. Алфимов:

- Но Telegram – точно.

В. Федоров:

- Почта электронная уже. А Telegram пришел на смену телеграфу. Информационные спецоперации сегодня важнейший элемент военного противостояния. И мы это видим каждый день. Снимаются ролики. Недавно была серия про бедных несчастных нищих жителей российской глубинки, у которых один выход из безнадеги – пойти добровольцем и получать 200 тысяч рублей в зоне боевых действий. Прекрасно сделанные реалистичные с виду ролики, которые являются элементом информационной войны, не более того. Но заходят.

Сегодня в военные времена нужно вдвойне, втройне заботиться о том, чтобы не пить мутную водицу из непонятных источников. Нужно заниматься фактчекингом. Но им мало кто занимается. Хотя есть уже специальные сайты фактчекерские, но, увы, я недавно видел данные опроса, коллеги проводили, там не больше 14 % аудитории занимается проверкой той информации, которую они видят, слушают, читают. Это очень мало. Надо учить медиаграмотности, учить проверять и перепроверять, а не верить только заголовкам и не ограничиваться только заголовками. Они все настроены на кликбейт. Их задача – привлечь ваше внимание, а не дать вам точную информацию.

В. Алфимов:

- Иногда просто надо подумать, когда ты видишь информацию.

В. Федоров:

- Мало времени на подумать. А у некоторых и навыка нет подумать. Надо этому учиться. А это непросто.

В. Алфимов:

- Согласно опросу ВЦИОМ, кто у нас главные люди в стране? Начнем с политиков. ВЦИОМ каждую неделю делает рейтинг политиков, уровень доверия.

В. Федоров:

- Делаем ежедневно, выдаем по пятницам, чтобы не перекормить информацией. Владимир Путин у нас последние два десятилетия является политиком номер один. Это его место неоспоримо. Скорее, можно фиксировать рост или снижение уровня его поддержки и популярности. И можно рассуждать о втором эшелоне, о том, кто за ним. Есть ли такие люди и насколько они интересны, значимы, популярны.

В этом году похожая история. Политик года, конечно же, Владимир Путин. Во втором эшелоне есть ближайшие соратники. Это Михаил Мишустин, глава правительства. Это Сергей Лавров, министр иностранных дел. Это Сергей Шойгу, министр обороны. И наши лидеры партийные, думские – Геннадий Зюганов, КПРФ. Сергей Миронов, «Справедливая Россия – За Правду». Владимир Жириновский теперь в лучшем из миров. Ему на смену пришел Леонид Слуцкий, у него довольно высокий уровень известности. И Алексей Нечаев, новобранец. В 2021 году он возглавил партию «Новые люди» и пробился в Госдуму. Благодаря статусу пятой думской партии сохраняет неплохой рейтинг поддержки. Хотя он существенно ниже, чем у других перечисленных. Не сказать, что линейка широкая, не сказать, чтобы много новых лиц. При резких изменениях на внешнеполитическом фронте во внутренней политике этот год был весьма спокойным и стабильным.

В. Алфимов:

- Пройдемся по артистам. Кого слушают, кого любят, кого уважают? За кем следят?

В. Федоров:

- Сергей Безруков – это наше все. Константин Хабенский, Владимир Машков. Эти три героя, меняясь иногда местами, прочно заняли первую тройку в рейтинге артистов-мужчин любимых российских. В этом году тоже подвижек мы не заметили.

С дамами лучше и шире. На первом месте в этом году Елизавета Боярская. Если говорить о певцах, о нашей эстраде, то Полина Гагарина на первом месте. На втором со значительным отставанием – Алла Пугачева. Когда-то она была бессменной певицей года. Но это в прошлом. В этом году, конечно, конечно, это, скорее, скандальные политико-семейные разборки, благодаря которым она вернулась в повестку на некоторое время. Вошла в тройку со второй позицией.

В. Алфимов:

- Политическая атмосфера в стране на это тоже повлияла.

В. Федоров:

- Политическая, информационная, эмоциональная. Если говорить о мужчинах нашей эстрады, то Олег Газманов.

В. Алфимов:

- Даже не Филипп?

В. Федоров:

- Филипп Киркоров тоже есть, но не на первом месте. На втором месте новое имя – Shaman. Это открытие год.

В. Алфимов:

- В пятерки лидеров у женщин Юлия Чичерина. Она не столько по своим музыкальным выступлениям в этом году в рейтинге, здесь, видимо, тоже политика играет роль.

В. Федоров:

- Она в повестке информационной. Когда мы говорим о лучших певцах или актерах, не всегда речь идет о лучших песнях, о лучших фильмах, о лучших ролях. Иногда играет роль запоминаемость, активность, появление в информационном пространстве. Это известное явление. Людей интересует частная жизнь селебрити, политические взгляды.

В этом году у нас произошло бегство, великий исход. Огромное количество представителей шоу-бизнеса, культурной интеллигенции нас покинуло. Кто-то в Латвию убежал, кто-то в Грузию, кто-то в Дубай. И там сидят. И ни одного из этих героев минувших дней, кроме Аллы Пугачевой, в списках лидеров не нашлось.

В. Алфимов:

- А раньше были?

В. Федоров:

- Конечно, были. А сегодня их нет. Они себя сами вычеркнули, выписали из русских, из россиян. И теперь полынь чужбины грызут.

В. Алфимов:

- Может быть, там по опросам общественного мнения станут главными актерами, актрисами?

В. Федоров:

- Там они тоже никому не нужны. Поэтому некоторые из них пытаются временно вернуться в страну, на Новый год, поработать на корпоративах, заработать и вернуться в свой солнечный Тель-Авив или куда там еще.

В. Алфимов:

- Знаем такие случаи. Насчет Нового года. Что говорят россияне про Новый год?

В. Федоров:

- Это главный семейный праздник. У нас главных праздников два, один общественный – День Победы, конечно. А второй семейный - Новый год. Его отмечают практически все. Есть хорошо и давно установившиеся паттерны его празднования. Выделю несколько. Первый – его нужно проводить дома. И у нас 80 % так и говорят, что никуда не пойду в новогоднюю ночь, буду дома. Во-вторых, его нужно проводить с самыми близкими людьми. Это не праздник одиночек, это праздник семейный, дружеский. В-третьих, это праздник, который проводят за новогодним столом. Поэтому выбор меню, стол должен ломиться. Все, что есть в печи, все на стол мечи. И это так. Четвертый важный элемент – подарки, сюрпризы. Мы их обязательно готовим, ими обмениваемся. И без этих четырех элементов Новый год немыслим. По свежим опросам мы видим, что эта традиция никак не меняется, она поддерживается. И, думаю, в будущем будет так же.

В. Алфимов:

- Сложилось празднование Нового года

В. Федоров:

- Елка еще – пятый элемент.

В. Алфимов:

- Без нее никакого праздника не будет. На то он и пятый элемент. А вот новогодние праздники прижились у нас?

В. Федоров:

- Страна большая, разная. Отчасти прижились, отчасти нет. До сих пор существует значительная часть тех, кто полагает, что не надо нам в январе гулять долго.

В. Алфимов:

- Мы в «Комсомольской правде» на сайте тоже опросили читателей. Ответили 7,5 тысяч человек. 46 % ответили: оставьте выходные как есть, еще один бесплатный отпуск.

В. Федоров:

- Но не все. 46 % - это много, но не 100 %. Многие по-прежнему хотят, чтобы в мае давали нам длинные выходные, чтобы заняться садом-огородом, полевыми работами.

В. Алфимов:

- 12 % именно так и сказали.

В. Федоров:

- Раньше было больше. Привычка свыше нам дана, замена счастию она. Привыкаем. Будем в гости ходить, будем на концерты, на елки ходить. В театры, если удастся достать билетик. Будем в рестораны ходить, у кого деньги есть на это. И многие собираются поездить по стране. Только 1 % опрошенных сказал, что за границу выберется. В основном по России ездим. Самые привилегированные направления – это две наших столицы. Предлагаю всем жителям двух столиц готовиться к нашествию соотечественников, которые в эти длинные январские выходные нас посетят.

В. Алфимов:

- Результаты этих опросов – и про празднование Нового года, где с кем и при каких обстоятельствах, и все остальное – очень укладываются в слова президента России, который подвел небольшой итог этому году, когда встречался с журналистами президентского пула. Он сказал: буду дома, с семьей, с близкими, чтобы все близкие были рядышком.

В. Федоров:

- Слушать выступление президента.

В. Алфимов:

- Наверное, это самая просматриваемая программа на всем российском телевидении.

В. Федоров:

- Самый высокий рейтинг именно у этого.

В. Алфимов:

- Прогноз на следующий год можно сделать по социологии? Или оставим это самим россиянам, которые расскажут о том, как у них 2023 год проходит?

В. Федоров:

- Мы задаем вопросы, с какими эмоциями люди встречают. Надеются на что. Как им кажется, следующий год будет лучше этого или хуже. И ответы разные бывают. В конце 2014 года достаточно были пессимистические, скептические оценки. В декабре 2014 года рухнул рубль на 40 %. А в сентябре того же года мировой рынок нефти рухнул. В конце 2008 года были очень скептические оценки на 2009 год. Тогда как раз дошел до нашей тихой гавани мировой экономический кризис.

Но все-таки чаще всего люди ждут от следующего года улучшения, успокоения, всего хорошего. И этот год не исключение. Есть большой запрос на мир, на стабилизацию, на успокоение. Но это именно желание. А если говорить о прогнозах, то, конечно, большинство полагает, что следующий год будет очень непростым. Надо трудиться, сохранять устойчивость, верить в свою победу и держаться вместе.

В. Алфимов:

- Чего мы вам всем и желаем, дорогие друзья. И мне очень нравится вот это оптимистичное настроение россиян, которые, какой бы сложный год не был, все равно у нас есть надежда на то, что следующий год будет лучше.

В. Федоров:

- А куда без надежды? Без надежды совсем грустно. Надежда была, есть и остается главной российской эмоцией.

В. Алфимов:

- Желаем всем россиянам хорошего 2023 года. Пусть он будет лучше, чем 2022-й, но хуже, чем 2024-й, чтобы следующий был еще лучше! И подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно!