Олег Газманов - о патриотизме, детстве в Калининграде и будущем российской культуры
М. Баченина:
- У нас в гостях Олег Газманов. Олег Михайлович, добро пожаловать.
О. Газманов:
- Спасибо.
М. Баченина:
- В канун важнейшего для всей нашей страны праздника мы говорим о том, что такое патриотическая песня для нас. Какие они – песни о любви к Родине сейчас? Предлагаю вспомнить историю вашей семьи. Вы выросли в семье фронтовиков. Ваш отец был военным, мама была врачом-кардиологом, работала в военных госпиталях. Вы росли в Калининграде. Там на каждом шагу свидетельства о Великой Отечественной войне. Как ваши родители отмечали 9 мая? Что происходило в вашем доме?
О. Газманов:
- Я родился в послевоенном Калининграде – бывшей Кенигсберге. Мама моя в войну была ординатором. Сначала вообще была санитаркой. Из боя раненых вытаскивала, помогала. Она закончила медицинский институт в Ташкенте. У нее оставался год, ее отправили, она уже заканчивала войну врачом. Отец у меня прошел всю войну, закончил ее в Берлине. Одно время там еще оставался по заданию армии. А мама закончила войну на Халхин-Голе, уже после 9 мая. Добивали еще японцев.
М. Баченина:
- Они тогда уже были вместе?
О. Газманов:
- Они познакомились позже. Конечно, нас тогда окружали в основном военные люди. Да все были военными после войны. Собирались друзья моего отца, однополчане, пели военные песни. Их было огромное количество. Все это у меня осталось в сердце. И уже когда я придумал акцию «Песни Победы», мне нравится делать такое. Я говорил: меньше слов – дешевле телеграмма. И все сразу понимали, какие песни, какой победы. Идея была в том, чтобы артисты разных поколений пели песни Великой Отечественной войны. И это были великие песни. Во мне это осталось. И мне легко было. Я перелопатил все эти песни, знал их почти все.
М. Баченина:
- Многие песни знали наизусть с детства?
О. Газманов:
- Конечно. И не только те, которые были рождены в Великую Отечественную войну. Послевоенные песни тоже были очень красивые. Особенно первые послевоенные песни.
М. Баченина:
- «Землянку» я пою своему сыну в качестве колыбельной. Там мелодика такая потрясающая. «Катюша», «Смуглянка», многие другие. Ваша песня о Великой Отечественной войне какая самая важная?
О. Газманов:
- Наш проект называется «Родники». Сейчас все пишут патриотические песни без наших призывов и лозунгов, посвященные нашей военной операции. Поддерживая наших воинов. И я говорю: посмотрите, какие были песни в Великую Отечественную войну. Очень многие сейчас, особенно во временя Брежнева, пишут и поют песни, что все погибли. Пробитая каска, Вечный огонь, скорбь, помянем. И вот сейчас начинают петь: не вернулся из боя и так далее. А какие песни были в Великую Отечественную войну. Все позитивные песни были. «Катюша», «Смуглянка», «Первым делом самолеты…». «В далеких край товарищ улетает…». Они настолько пронизаны светом. Начинаешь понимать, что в период войны именно с этими песнями наши воины вставали из окопов. Им было 18-20 лет. Шли на танки и побеждали. И победили.
Поэтому я всем говорю: у нас должен быть ген победителя. Когда мы эти песни поем или сочиняем, мы должны сочинять такие песни, которые поднимают в атаку. Сейчас наши прислушиваются и начинают писать такие песни. Даже грустные, казалось бы, песни, медленные – «Темня ночь…», она тоже позитивная.
М. Баченина:
- «Землянка» - ты представляешь, что он сидит, ему холодно, он это все осознает. Но от того, что она там и ждет, ему тепло.
О. Газманов:
- «Эх, дороги…».
М. Баченина:
- А какая ситуация с вокальным искусством в России сейчас? В том числе, с патриотической песней? Кто является ее посланником? Принято сейчас говорить – амбассадором.
О. Газманов:
- Давайте все-таки – посланником. Ненавижу слово «имидж» - плохо звучит и плохо произносится. У нас есть слово «образ», «личина». Есть воинские звания – воевода.
Кто у нас представитель этого движения? Сейчас спохватились, а у нас этого ничего и нет. Давайте по пальцам пересчитаем. Это Группа «Любэ» - Николай Расторгуев. Майданов Денис. В какой-то мере Саша Маршал. Трофим, я. Всё. И вот еще назовите кого-нибудь?
М. Баченина:
- Я не буду. Если бы они были, они бы пришли на ум мгновенно.
О. Газманов:
- Появился Shaman. Хорошо, все обрадовались, потому что наконец-то кто-то из молодых. А то все, кого я перечислил, ребята уже пожилые. Мне 71 год. Мне приятно было, что полгода назад была «Большая перемена» в «Артеке», мне звонят из Администрации президента: вы туда должны поехать. Ребятам раздали список артистов, они большинством выбрали меня, чтобы послушать. Слетал, спел. У нас площадки нет, где эти песни могли бы звучать. Хочу сказать большое спасибо радио "Комсомольская правда". Наш проект «Родники» заметили. Вы сами наш контент подбираете, сами ставите, просматриваете. Мы не успеваем сами все делать.
В нашем проекте, когда мы начинали это делать, думали, что придет дай бог несколько сотен песен. И мы их как-то сможем рассмотреть, помочь кому-то. За четыре месяца нам пришло почти 11 тысяч песен. Невероятно! Плотину прорвало. У нас очень много талантливых людей. И с появлением интернета оказалось возможным наконец на них где-то взглянуть. Они то там, то здесь, то в YouTube, то еще где-то появляются. Они пробиваются как родники. Наша задача – организовать из этих родников полноценную реку. И помочь этой реке, убрать все плотины.
Первая волна была, когда с Крымом было патриотическое движение. И она сквозь пальцы просочилась и угасла. Я уже давно бью в набат: это очень нужно стране, это государственное дело – помочь этим ребятам, помочь всем нам. Я это 15 лет назад придумал. Надо это поднимать и двигать вперед. Появился проект, который позволил создать экосистему, в которой нет жюри, в которой все продвигается наверх благодаря просмотрам и пожеланиям тех, кто заходит на сайт.
М. Баченина:
- Голосует народ своими просмотрами.
О. Газманов:
- Своими пожеланиями. Для чего это нужно? У нас много проектов для вокалистов. Огромные затраты, но выхлоп очень слабый. Нечего петь. В проектах 50 процентов – западные песни. И правда, контента нет. А кто это будет сочинять? Это не оплачивается. Проще сочинить про любовь, про танцы. Такие песни становятся быстро популярными, они расходятся.
Духоподъемные, полезные для страны песни – я не настаиваю, чтобы такие песни приходили в проект. Хотя почти все присылают песни в поддержку наших воинов. Но я придумал некоторые моменты, которые я бы предложил участникам проекта присылать. При отборе произведений предлагаю опираться на простые вопросы. Если подходить с точки зрения базовых, традиционных ценностей – эта песня нужна стране или нет? Она полезна людям? Она поднимает их качества, прививает им что-то высокое, нравственное? Или это твой личный хайп, песня поднимает только тебя и твою музыкальную карьеру? Песня может затащить под плинтус или она поднимает духовно выше? Она приумножает добро? Эту песню не стыдно спеть и показать детям и женщинам? Если ее услышат за границей, что они подумают о нашей стране? Они поймут, что эта песня принадлежит нашей стране? Они поймут, что это наш национальный код? Является ли эта песня продолжением нашей национальной культуры? Такие простые вопросы до конца не отработаны.
Вспомнил гениальный момент в гениальном фильме «Офицеры». Там разбомбили поезд с ранеными. Говорят: прорыв обороны, идут фашистские танки. И там какой-то коммунист говорит: «Коммунисты, вперед!». И дает задание: кто может держать оружие – сюда, кто нет – то… И он говорит это так буднично. И все понимают, что идут на смерть. И они ложатся в окоп. Идут танки. Они лежат в окровавленных бинтах. И в это время музыка – «С берез, неслышен, невесом слетает желтый лист». Это самая душераздирающая сцена. Люди идут умирать и побеждают. Те, кто идут умирать, не боятся, - они как раз выживают и побеждают.
15 лет назад я это придумал. Понял, что не хватит песен для желающих спеть наши песни.
М. Баченина:
- Каждый период, связанный с испытаниями, в нашей стране рождал песни об этом периоде. Что вы можете отметить в сегодняшней духоподъемной песне?
О. Газманов:
- Каждый период рождает свои слова, свои песни, свой ритм, свой темп. Если раньше танцевальная музыка была 120 ударов в минуту, сейчас уже 140. Музыка – отражение эпохи, того, что хочет народ. Если народ не хотел в свое время, его не приучили к этому, исторически не показывали, что может быть, если исчезнет вот это состояние любви к Родине, к стране, совесть, честь, какие-то мужские качества у мужчин если исчезнут, так и мужчины исчезнут. А сейчас большими темпами хотят это все нагонять.
Я смотрю по своим концертам по тому, что я насочинял. У меня лирических песен значительно больше, чем боевых. Мои старые хиты – «Есаул», «Эскадрон», «Офицеры», «Вперед, Россия». У меня очень много лирических песен. Но сейчас я сделал программу «Вперед, Россия!». Песню «Вперед, Россия» я написал семь лет назад. И сейчас она так поднялась. Потому что это нужно сейчас. Это чувствуется. Именно из-за таких песен ко мне сейчас больше молодежи стало на концерты приходить. Резко количество молодых ребят выросло. Потому что мои поклонники – мои первые хиты были 33 или 34 года назад. И мои поклонники остались со мной, они приходят на все мои концерты.
М. Баченина:
- Я всегда пою вашу песню самую любимую – «Только дождись меня».
О. Газманов:
- Время изменилось. И на новых песнях, которые нужны, на песню «Вперед, Россия» идут флешмобы. Школьники приходят. Они с удовольствием поют эту песню в школах. Огромное количество писем приходит. Моя аудитория на концертах резко помолодела. Это меня радует. Потому что наша группа зажигает по-молодежному. Свежая кровь бурлит. Просят делать концерты с танцполом. Потому что сидеть невозможно.
М. Баченина:
- Кто присылает песни?
О. Газманов:
- Пишут все. И дети рвутся в боя. Возрастные категории абсолютно разные. Очень пожилые люди пишут, дети, молодежь. По социальному статусу – от бизнесменов до бывших военных. И вообще с фронта просто пишут ребята. Прямо на танке стоит и поет парень. Прислал видеоклип – замечательная песня. Я посмотрел, хочу Коле Расторгуеву показать, его тема.
Пишут еще в разных жанрах. И в шансоне, и рэп-композиции. Ребята одни так круто спели такую песню. Любые направления музыки. Народ пишет, все категории. Мы прорвали эту плотину. У нас хлынул поток, с которым мы не успеваем справляться.
М. Баченина:
- Они просят у вас советы, как у человека, который понимает, о чем речь?
О. Газманов:
- Я захлебнулся в этом потоке. Я конкретному никому не отвечаю. Когда мы делаем форумы. Я в Томске был, мы собирались, там пришли ребята из ближайших регионов, которые участвуют в проекте «Родники». Они задавали вопросы, я с ними мог посидеть часа полтора, поговорить. Там я мог что-то советовать. А так вот огромное количество людей. Я просто не в силах это сделать. Что советовать? Это надо работать. И мы хотим работать с ними. А чтобы работать, нужно нанимать команду, которая бы разгружала меня. В телевизионных проектах большая команда. У нас должно быть еще больше.
За короткое время мы сделали сайт. Обязательно посмотрите, что у нас происходит. У нас такое движение. У нас экосистема. Это гигантский музыкальный мессенджер, что-то между YouTube и Telegram. Нас очень легко найти в поисковике – русскими буквами набираете родники.сайт. И посмотрите, что там происходит. Я понимаю, что сделать номер – это команда, которая работает над этим номером. Сюда входит певец. У нас рубрики. Одна – певец. Вторая рубрика – автор-исполнитель, который сам сочиняет, сам поет. Композитор. Поэт. Аранжировщик. И дальше у нас еще появится рубрика – видеконтент. Это клипы и видеоконтент на экраны. Потому что современные методы такие, что можно очень красиво все это сделать в концерте.
Пока моя задача, чтобы эта система работала. Они внутри, авторы произведений, познакомились. Вот есть хороший композитор, но у него нет ни средств, ни возможностей нормальную аранжировку сделать. Но хотя бы он соединился с каким-то аранжировщиком, чтобы они попробовали что-то сделать. Или прекрасный солист, отлично поет. Песня не очень или ему эта песня не подходит. А вот поэт-песенник или автор-исполнитель, но поет похуже, чем у него сами песни. Давайте сделаем коллаборацию. Когда это заработает, это будет прорыв очень сильный. Но к этому нужно очень стремиться.
Пока что наша задача – в начале осени у нас будет фестиваль. Будет концерт победителей, тех, кто этот конкурс прошел. Когда уже мы прекратим принимать заявки, мы отберем этих людей и будем с ними работать. У нас стилисты будут, преподаватели по вокалу. Если мы подтянем это. Очень хочется, чтобы на нас обратили внимание.
М. Баченина:
- И хочется вам пожелать, чтобы вам удалось это сделать. Как вы думаете, обретут ли какие-то песни участников проекта «Родники» такую же славу и народную любовь, как некоторые песни Великой Отечественной войны?
О. Газманов:
- Хотелось бы на это надеяться. Но так невозможно сказать. Это очень тонкая материя.
М. Баченина:
- У вас есть прекрасный шанс пригласить в проект участников и поздравить всех с наступающим 9 мая – великим праздником, с Днем Победы.
О. Газманов:
- Я хочу поздравить не только всех участников нашей команды «Родники», они мне уже родные, Кстати, у меня есть песня «Родники», но поздравить все семьи. Потому что, я думаю, в каждой семье есть кто-то, кто имел отношение к этой Великой Победе. Гениальное движение «Бессмертный полк». Когда я впервые прошел в составе «Бессмертного полка», нес портреты своих родителей, которые прошли всю войну, я думал о том, что пока наши потомки будут идти в составе «Бессмертного полка» и нести пожелтевшие фотографии наших предков-героев, мы все будем бессмертны. Мы все – «Бессмертный полк».
Я езжу по госпиталям, поддерживаю наших раненых воинов. И поразительная сила духа. Этот ген победителя вселяется. Когда человек попадает в военную ситуацию, он совершенно другой. Это уже не те пацаны, у них другой взгляд. Это настоящие воины. Прежде всего, я хочу поздравить всех воинов. Конечно, поздравить всю страну, всех нас. Мы выстояли, у нас великая страна. И должны быть великие цели. Вот когда у страны нет великих целей, она перестает быть великой. У нас Великая Победа, мы великая страна, огромная, мощная. У нас красивые люди, особенно женщины – самые красивые в мире.
С Днем Победы всех! Счастья, удачи! Мы вместе.
Понравилось интервью? Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно!