Виталий Гогунский: Участникам СВО не хватает жизнеутверждающих, позитивных песен

Виталий Гогунский
Михаил Антонов и актер и музыкант Виталий Гогунский, многим запомнившийся по роли Кузи в сериале «Универ» обсуждают, как ситуация на Украине влияет на индустрию музыки и кино

М. Антонов:

- Радио «Комсомольская правда». Актер, музыкант, телеведущий, продюсер…

В. Гогунский:

- Он же Гога, он же Жора, он же Кузя.

М. Антонов:

- Виталий Гогунский у нас в гостях.

В. Гогунский:

- Здравствуйте.

М. Антонов:

- Опиши последний год несколькими предложениями. Год Виталия Гогунского.

В. Гогунский:

- Сломался гость. Можно второго гостя? Есть запасной? Придется отвечать. Моя небольшая практика спортивных лет показывает, что, чем было не проще, тем мышцы лучше растут. Этот год, как минимум, был растущим. Это был год роста.

М. Антонов:

- Как артиста?

В. Гогунский:

- В принципе это был год роста. В том числе, как артиста.

М. Антонов:

- 2022 год, начало СВО. Сначала была оторопь. Я сейчас говорю про артистов. Потому что те люди, которые работали в развлекательном жанре, не совсем понимали: что делать дальше? Происходят такие события. Можно ли сейчас веселиться? Многие начали переделывать свои мозги, репертуар. У тебя были серьезные изменения с концепцией – что дальше делать и как это делать?

В. Гогунский:

- Не знаю. Волею судьбы как-то переделыванием мозгов занялся гораздо раньше. И многие песни, которые я писал, в том числе «Дальние дали», это 2016-2017 годы. Многие сейчас думают, что я их пишу по заказу. Но оказалось, что та хорошая школа, то хорошее классическое советское образование, которое мне удалось немножко захватить, те традиции, принципы, которые были воспитаны после института ВГИК, мастерская Алексея Владимировича Баталова, это дало определенную базу к тому, что ты в принципе находишься в духовном росте постоянном. И что-то переделывать особо не пришлось.

Более того, по-прежнему своей главной сверхзадачей ставлю жизнерадостность и жизнеутверждающие факторы в своем творчестве. Проехав, посетив некоторые госпитали, пообщавшись с некоторыми участниками СВО, я понял, что именно этого им не хватает. Именно жизнеутверждающих, позитивных, светлых, чистых песен. Именно за это сейчас и идет весь этот сыр-бор.

М. Антонов:

- Песен за последнее время сразу несколько. Была песня про космос. Это коллаба. Потом была лирика «Оревуар». И сейчас выходит «Как дела».

В. Гогунский:

- Тоже песня.

М. Антонов:

- Где пластинка, где полноценный альбом? Многие музыканты говорят, что выпустили пластинку, потому что у них драматургия. Так как пластинки нет, то нет и драматургии?

В. Гогунский:

- Безусловно, время диктует свои законы, меняется. Есть хорошие моменты и в классическом представлении о музыкантах и альбомах. Есть музыкальный проект с продюсером Юрием Бардашом. Есть мое музыкальное творчество авторское. Оно также совместно с другими творцами, художниками. Именно авторское творчество хотелось бы продвигать естественным путем. Через квартирники. Я в принципе какие-то песни хотел бы вообще не издавать, чтобы их можно было послушать только на концертах.

М. Антонов:

- Гитара…

В. Гогунский:

- Гитара, бабалайка, музыканты. Мы все друзья. Это балалайка, ханг, кахон, бас, ритм-секция. И, конечно же, думаю, будут клавиши. Мы встречаемся с девушкой, которая играет на арфе. Мой друг – художник и поэт Женя Вихляев знакомит нас с арфой. Таким естественным способом двигаться, когда это идет не какое-то массированное промо, а это идет естественно. Мы собираемся, друзья, играем для друзей, потом друзья хотят еще раз послушать, приводят с собой еще друзей. Друзья друзей хотят послушать.

М. Антонов:

- Это здорово. А с другой стороны, жить надо на что-то, оплачивать какие-то расходы. Этим заработать можно?

В. Гогунский:

- Открою маленький секрет, все по-настоящему духовное рано или поздно переходит в материальное.

М. Антонов:

- Красиво сказано. Проект с Бардашом – это отдельная история?

В. Гогунский:

- Да.

М. Антонов:

- А зачем это разделение? Или просто смешивать нельзя?

В. Гогунский:

- Ты же, сотрудничая с большими художниками, сам учишься, усиливаешься.

М. Антонов:

- А как с Юрой познакомились?

В. Гогунский:

- Это Божье провидение. Я познакомился с ним в свой день рождения. Нас познакомил общий друг – Ираклий Пирцхалава, большой музыкант. Это был июль, 15-е. У меня день рождения 14-го, а 15-го мы познакомились с Юрой. Отмечание дня рождения продлилось еще на месяц. Пока это был лучший день рождения.

М. Антонов:

- Это были разговоры?

В. Гогунский:

- Это было именно то, ради чего делается творчество, встречаются художники. Это было общение. Мы поехали по городам и храмам, мы поехали в Суздаль, во Владимир, к моим друзьям в Николо-Шартомский монастырь, в Шую, к отцу Александру, мы проехались вообще. Мы съездили в Плес – фантастическое место, где стоит памятник Шаляпину.

М. Антонов:

- Места силы самые настоящие.

В. Гогунский:

- Это Россия наша матушка. Прекрасная, красивая, замечательная. Какие люди добрые, какая красота. Храмы. Едешь – благодать. Вот оно – богатство. Когда нам говорят про какое-то богатство, в частности, всегда смешно, когда говорят о деньгах, а деньги печатают из дерева. А деревья в России не заканчиваются. И ты понимаешь: вот где настоящее богатство.

М. Антонов:

- Ты читаешь то, что пишут о тебе в комментариях?

В. Гогунский:

- Что попадается – читаю.

М. Антонов:

- Если говорить про тандем Юрий Бардаш – Виталий Гогунский, говорят следующее: Бардаш хочет сделать из Гогунского артиста советской эпохи. С одной стороны, это неплохо. Виталий 1978 года рождения, он застал окончание великой эпохи.

В. Гогунский:

- Расцвет я застал. У меня родители познакомились в Грузии. Первые два года жизни я провел на очищенных мандаринах. Настолько все было хорошо, что даже мандарины было лень чистить. Продать можно было только очищенные мандарины. В кожуре никто не покупал. Благодать, пик социализма, когда все двери открытый, когда родители, которые жили на севере, детей школьного возраста могли спокойно отправить самолетом к бабушке, другие взрослые могли за ними просто присмотреть.

М. Антонов:

- Когда ты шел к другу, чтобы позвать его гулять, а тебя сажали за стол, пока ты не поешь, тебя не выпускали.

В. Гогунский:

- В садик я уже сам пошел в пять лет. Можно было везде ходить. Кстати, сейчас Москва – один из самых безопасных городов. Помните, в фильме «Брат-2» Данила говорит: «Я не знаю, что у вас здесь нельзя ходить. У нас везде можно ходить». Звонит мой друг, однокурсник Леша Гаврилов, он же Гоша, который в «Универе», мы с ним вместе снимались.

М. Антонов:

- Так все-таки, превратить Виталия Гогунского в актера советского образца – это нормально?

В. Гогунский:

- Меня даже не надо в это превращать. Я вырос на этой культуре, я ее почитаю, бесконечно уважаю. Смотрю исключительно преимущественно советские фильмы. «Мимино» - обычно два раза подряд. «Служебный роман», «Ирония судьбы». У меня от Netflix болит. У меня после просмотра «Черного зеркала», снятого талантливыми ребятами, болит голова. А когда я смотрю наше кино, а недавно мы слушали с другомЭ, у него Федька – пятилетний сын, слушает «Голубой щенок».

М. Антонов:

- Это здорово.

В. Гогунский:

- Конечно, я переживал, что величие… рано или поздно всему приходит конец, это принимает другую форму, конечно, когда смотришь «Шрек», думал, что наши дети не будут смотреть «Чебурашку». Но опасения оказались напрасными.

М. Антонов:

- То есть ты не ломал себя, это твое? Я знаю артистов, которые вынуждены исполнять поп-музыку, а дома под одеялом они Prodigy слушают и балдеют.

В. Гогунский:

- Нет, это мое. У нас Антонов дома не выключался. Я всегда занимался уборкой квартиры под Юрия Антонова, Джо Дассена, «Бременских музыкантов», Высоцкого, Ободзинского. Для меня это все родня.

М. Антонов:

- Высоцкого ты пел, Джо Дассеном ты был. А кому это сейчас нужно? Молодой аудитории это надо?

В. Гогунский:

- Людям надо просто предложить, они выберут лучшее.

М. Антонов:

- Хорошее пробьется?

В. Гогунский:

- Безусловно. Хорошее всегда будет жить. Все настоящее, все, что про любовь, все, что сделано с любовью, все, что сделано искренне. Те песни артистов, которые под одеялом слушают Prodigy, а поют вынужденно что-то, возможно, это будет имеет диссонанс и не так долго проживет. А песни Высоцкого – он их делал искренне. Он начинал их исполнять на квартирниках. И они естественно стали жить. Они живут до сих пор. Потому что это правда.

М. Антонов:

- Что с ролями? Для меня Виталий Гогунский – актер, в первую очередь. Это не только «Универ».

В. Гогунский:

- Я вспомнил миниатюру Ширвиндта и Державина: «У нас в гостях широко известный в узких кругах артист Закадр Внекадрович Незанятый». Я не снялся в этом году в нескольких фильмах сразу. Я пока больше напоминаю Закадра Внекадровича Незанятого. И делал все, чтобы не работать. Но, когда ты делаешь попытки, чтобы больше не работать, приходится работать больше.

М. Антонов:

- Сценарии дома лежат?

В. Гогунский:

- Лежат. Более того, сценарии пишутся даже. Я сейчас с друзьями пишу мультик и музыку, песни к мультику. Это история про Пельмешку и Булочку. Она у меня давно родилась. Про Булочку, которая мечтает никогда не черстветь. А Пельмешка знает место, где никто никогда не черствеет. Мы с друзьями, мы подружились с таким талантливым автором Антоном Аносовым, он пишет прекрасные сказки для взрослых в стихах. Не побоюсь этого слова, это продолжатель Филатова в хороших смыслах этого слова. Сказки ироничные, легкие, талантливые и с юмором. И тоже по случайному совпадению моим другом оказался генеральный директор одной из известных анимационных компаний. Мы пишем мультик.

М. Антонов:

- Это будет классическая мультипликация?

В. Гогунский:

- Сейчас мы работаем над телом сценария. Это будет образовательная музыкальная история. Эта компания, с которой я планирую сотрудничать, у них есть даже технология Mockup. Они сегодня лидеры, находятся в мейнстриме анимации. Не уступают абсолютно мировым. Я был крестным отцом проекта «Джинглики». Возможно, мы сейчас возобновим работу. И я начну им заниматься.

М. Антонов:

- Если кто-то спросит, почему актер и певец Гогунский пишет сценарии, отвечу так. Посмотрите «Бременских музыкантов», там сценарий Василия Ливанова.

В. Гогунский:

- А что делает Анофриев. Он же актер МХАТа. Пролью свет на вопрос: актер или певец? Яйцо или курица? Не может быть певец не актером. Если певец не проживает то, что он поет, это не воспринимается, люди это не будут слушать. Плеяда самых выдающихся певцов, включая Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Паваротти, Челентано, Фрэнка Синатру, это все актеры.

М. Антонов:

- Я спорить не буду. Но я вижу, что происходит. Инстасамка, иноагент Моргенштерн…

В. Гогунский:

- Давайте признаем, что сатана – это достаточно мощный креативный продюсер. И ему таланта тоже не занимать. Инстасамка, Моргенштерн – они это и не скрывают. У Моргенштерна три шестерки на лбу.

М. Антонов:

- Признан иноагентом.

В. Гогунский:

- Я его называю «Мосрентген». Люди выбрали свой путь. Это их выбор, за это нельзя людей ни в коем случае осуждать. Давайте признаем, если говорить о творчестве Инстасамки, в частности, там хорошая музыка, хороший ритм, захватывающий сюжет.

М. Антонов:

- Мне все это напоминает две конфеты. Одна из них очень полезная, может быть, она не очень хорошо выглядит, но она очень полезная. Там много калорий, вы будете сильнее, она вас насытит. А рядом очень красивый фантик, она прямо бросается в глаза, но внутри… И что выберет человек?

В. Гогунский:

- Если человек выберет этот фантик, а дальше он поймет, что там за фантиком ничего нет. Он второй раз не выберет фантик. Я уверен. я же окончил мастерскую Баталова. Нам же Алексей Владимирович сразу сказал: масики мои, в жизни уже все было, только вас не было. Вас будут сажать на раскаленную сковородку, но я вас прошу: оставайтесь людьми. Хочется вспомнить и других предшественников людей, которых вы назвали. А где Face, а где другие хайповые проекты? Фантики. Россия – удивительная страна. Хочу отметить такой положительный факт именно этой земли, что здесь надуманные, пропиаренные, но пустые конфеты, за красивым фантиком которых это самое вещество, непригодное для употребления, не держатся больше трех лет. Любой выскочка, любой дутый мыльный пузырь – три года максимум, и он естественным образом уходит.

М. Антонов:

- Shaman - открытие?

В. Гогунский:

- Безусловно, талантливый вокалист. Мне пока не совсем ясно, совпадает ли его жизненная позиция с тем, что он транслирует. Но я думаю, что время покажет. Безусловно, это явление талантливого человека, с харизмой, с большим голосом. Мне интересно следить за его творчеством.

М. Антонов:

- Ты абсолютно верно сказал, что у нас была категория поющих актеров. У началось все это с Утесова и Орловой.

В. Гогунский:

- А Бернес? Разве был кто-то популярнее Бернеса?

М. Антонов:

- И советский актер обязан был петь. Виталий Гогунский тому подтверждение. Артист, который поет и который сейчас еще и как вокалист существует. А если мы говорим про Shaman, певец может ли стать артистом?

В. Гогунский:

- Певец априори артист. Мы все артисты. Арт – искусство. Актер – безусловно. Есть роль Гая Гисборна в мюзикле Рыбникова. Я бы пригласил Ярослава на эту роль. Или в «Шреке» принц Чарминг.

М. Антонов:

- Такой самовлюбленный.

В. Гогунский:

- Это надо суметь сыграть.

М. Антонов:

- Хотя на Баскова он больше похож.

В. Гогунский:

- Николай уже больше король, чем принц. Я безумный поклонник таланта Николая Баскова, его человеческих качеств. Это потрясающий светлый, отзывчивый человек. Но я говорю про сегодняшний каст. И это исключительно моя парадигма. Будет это продюсировать другой человек, я думаю, что он может пригласить. Я бы Николая пригласил на роль короля.

М. Антонов:

- Когда тебе уже 45+, нет проблем с репертуаром? Артисты переходят с романтических ролей, ролей героя-любовника, дальше на возрастные роли, вплоть до комических старух. Человек, который поет, хорошо, поешь ты о любви. Хотя Бернес до последнего момента пел о любви.

В. Гогунский:

- А есть в студии гитара? Помните вот это: в сорок лет жизнь только начинается.

М. Антонов:

- «Москва слезам не верит».

В. Гогунский:

- Я вам даже скажу, что в пятьдесят она только первые ростки пускает. Ты только учишься чему-то, тебе только сейчас появляется что по-настоящему сказать. До сорока тебе хочется что-то доказать, а сказать по-настоящему у тебя появляется возможность только сейчас, в это время.

М. Антонов:

- А не появляется менторские нотки? Вот, помню, в наше время… Ребята, вы все делаете не так… Душнилы.

В. Гогунский:

- У меня есть песня про душнилу. Мы были на прекрасном загородном мероприятии, когда коллектив объединяют, тимбилдинг. Мой друг работает в одном банке. Он говорит: приезжай, поддержи, пообщайся. Прекрасный коллектив. И сами себя начали троллить. Это загородная база, свежий воздух. Я приехал, вспоминаю, когда мне было пять-шесть лет, мы бегаем, с родителями выезжаем в загородный дом, родители такие: ах, какой воздух! Ты думаешь: да мне и в Москве неплохо дышалось. Отец такой: я тут так хорошо выспался. А чего тебе в Москве не спится? А сейчас, когда мы пришли сюда: друзья, какой-то все-таки воздух тут прекрасный, как тут хорошо спится. Должен появляться не менторский тон. Я начинаю ценить вкус, начинаю понимать, что мне говорили родители, старшие друзья. Только начинаешь это вкушать, понимать.

Сегодня многие люди признаны иноагентами, в частности. Макаревич, Гребенщиков. Но нельзя отменить их наследие, были же и хорошие моменты в их творчестве. Прекрасная песня «Машины времени» - «Костер». Или прекрасная песня Гребенщикова. Я был не согласен с его куплетами: «Я знал генералов, они едят и пьют нашу смерть». А я знаю генералов нашей российской армии, это нормальные адекватные люди. У них в жизни очень простой принцип. Легендарными считаются генералы, которые сколько бойцов взяли с собой на задание, столько и вернули. Отеческое отношение. И там слово «братство» не пустое.

Есть прекрасная музыка Боба Дилана Knockin' on Heaven's Door из любимого фильма. И у меня получился такой симбиоз. Музыка Боба Дилана. Я считаю, что не нужно все западное запрещать. Слава богу, у нас этого не делают. Продолжают работать украинские рестораны, в которых всегда сидят люди, вкусно обедают, играет украинская национальная музыка. Это все в центре Москвы происходит. И я горжусь своей страной. Я горжусь такой высотой и палитрой высоких чувств. У Пушкина в «Метели» есть такая фраза: «Русские полки возвращались из-за границы с победой и играли завоеванные песни: Vive Henri-Quatre, тирольские вальсы…» То есть завоеванная музыка. Не то что запретить. Пусть там запрещают Чайковского, Булгакова Если люди хотят добровольно деградировать, им нельзя запрещать, тем более – там. Пусть они там делают, что хотят.

А в этой песне такой посыл. Музыка Боба Дилана, слова Бориса Гребенщикова и Виталия Гогунского. Я бы даже сказал – Виталия Гогунского и Бориса Гребенщикова.

М. Антонов:

- Это было красиво. Впереди у тебя очередной день рождения – 45! Все только начинается.

В. Гогунский:

- Заметьте, не я это предложил!

М. Антонов:

- Спасибо, что был сегодня с нами! Виталий Гогунский, человек-оркестр. Мультфильма ждем, сценария ждем, ролей ждем, новых песен ждем.

В. Гогунский:

- Да, друзья. Всем хорошего настроения!