Не только конезаводы: как развивается промышленный туризм в Орловской области

Вероника Овсянникова / kpmedia.ru
О том, за счет чего промышленный туризм поможет повысить качество кадров в стране и существуют ли еще знаменитые орловские рысаки, в открытой студии Радио «Комсомольская правда» на ПМЭФ рассказала президент Союза «Торгово-промышленная палата Орловской области» Светлана Ковалева

- Мы вновь в открытой студии медиагруппы «Комсомольской правды» на Петербургском международном экономическом форуме. Я с большим удовольствием приветствую нашего гостя – президента Союза торгово-промышленной палаты Орловской области, депутата Орловского областного совета народных депутатов, кандидата экономических наук Светлану Ковалеву.

- Здравствуйте.

- Светлана Александровна, давайте поговорим об одном интересном туристическом проекте, который развивается в Орловской области, и это проект промышленного туризма. Вот на какой стадии реализации сейчас этот проект, какие цели изначально перед региональной командой стояли и удалось ли их достичь?

- Знаете, этому проекту уже более трех лет. Мы вошли в акселератор по промышленному туризму Агентства стратегических инициатив, наш регион уже три года в этом проекте, и каждый год… ну, вообще начинали мы с нуля. Точка отсчета была замечательная, впереди было много перспектив и благодаря вот такой работе кросс-функциональной команды, в которую входили и торгово-промышленная палата, промышленные предприятия, органы исполнительной власти, вообще много таких, скажем так, неравнодушных людей, у нас появились первые результаты. Чего мы добились? Прежде всего, поняли, какие целевые аудитории есть у промышленного туризма. Это есть с точки зрения профориентации студенты, либо кто хочет поменять работу, и работники предприятия.

Вторая целевая аудитория и наш проект – это были просто жители Орловской области, для которых мы разработали историю и назвали ее «Крылатые вещи». Оказывается, очень мало людей знают о том, что делается на промышленных предприятиях, чем они могут гордиться. Так вот, мы запустили проект «Крылатые вещи» популяризации истории про наши промышленные предприятия и их продукцию. Но на этом не остановились и вот в этом году уже запускаем, сейчас проходит пилот, новый проект, где целевая аудитория уже работники предприятий, но для того, чтобы они обменивались компетенциями. Предприятие едет в гости к предприятию, у которого какие-то замечательные компетенции, они доказали это либо через экспертное сообщество, либо вот мы, как торгово-промышленная палата, можем сказать – а вы лучшие в этом. И, соответственно, они приедут туда, получат новые знания, практический опыт, ну и массу удовольствия, наверное, от посещения наших уникальных городов России.

- Вы сказали о том, что это могут быть студенты, о том, что это в принципе могут быть жители Орловской области, а совсем ничего пока не сказали о том, какие же предприятия участвуют в этом проекте, куда можно попасть, если человек приехал в Орловщину и хочет не только сам Орел посмотреть, но и поездить по окрестностям для того, чтобы увидеть что-то такое большое, грандиозное, чего нигде больше нет.

- Вы знаете, в Орле сейчас участниками акселератора является 27 предприятий. Но мне бы отдельно хотелось рассказать, я могу говорить о всех, но очень хотелось бы выделить, прежде всего, у нас есть маленький поселок Злынь под городом Болховом, и в этом поселке расположен конезавод, и есть абсолютно уникальная экскурсия, где вы можете приехать и узнать, как, собственно, делается лошадь, конь, как продукт. То есть, конезавод. Соответственно, от самого начального до того, когда они выводят своих скакунов на уровень мирового лидерства, в частности, в Каннах берут они высшие места. Ну, и другие заводы – сталепрокатный, кабельный, «Керама Марацци» всем известный, они все готовы обмениваться компетенциями.

- Орловский конезавод – это то самое место, где воспитывают тех самых орловских рысаков? Или уже не только рысаков?

- Самое удивительное, что орловские рысаки – это такой практически уже миф. В основном сейчас они воспитывают различные породы и, насколько я была удивлена, это больше так называемой немецкой группы. Но я далека от лошадей, но орловские рысаки, они сейчас не в фаворе. Это просто название, которое использовалось раньше.

- Были породы лошадей и очень хотелось бы, чтобы эти породы сохранились, но, насколько я знаю, прилагаются усилия к тому, чтобы эти породы восстановить и довести до того уровня, на котором они были 100 и более лет назад. Давайте поговорим о том, как будет развиваться этот проект. Потому что, казалось бы, все сделано. Есть предприятия, есть интерес со стороны туристов, есть интерес со стороны предприятий друг к другу, что дальше?

- Знаете, этот проект, мне кажется, у него очень большое будущее, потому что на самом деле в нашей стране сейчас очень много делается для того, чтобы помогать бизнесу развиваться. Вот есть проект «Региональный центр компетенций», где разрабатываются инструменты повышения производительности труда. Но промышленные предприятия – это же не только что касается производства. Это и маркетинг, и управление персоналом, и еще очень много историй, где путем обмена опытом можно подращивать человека, как личность – вы приехали, обучились, посмотрели, соответственно, вы выросли. Приехали, приложили свои усилия на своем родном, любимом предприятии – выросла эффективность предприятия. Подросла эффективность предприятия и следующий шаг – это наша конкурентоспособность растет страны в целом на мировом рынке. Поэтому я считаю, что есть такое зерно рациональное в этом проекте.

- Вот то, что вы сказали об интересе предприятий друг к другу, это же по сути не что иное, как еще одна дополнительная мера стимулирования промышленной кооперации, да, предприятия должны лучше друг о друге узнавать, а там, глядишь, и связи наладятся экономические. Собственно, хотелось бы понять, что торгово-промышленная палата Орловской области делает для налаживания этих связей, ну и результаты тут какие?

- Мы входим в систему торгово-промышленных палат, в каждом регионе есть своя региональная или областная палата и, безусловно, вот это взаимодействие выстроено на достаточно регулярном уровне. Практически каждую неделю, а то и несколько раз у нас проходят бизнес-миссии, совместные какие-то поездки, кооперационные истории. Вот форум, на котором мы здесь присутствуем, у нас очень большая делегация. Это тоже позволяет посмотреть друг другу в глаза и найти новые цепочки.

- Приходилось уже несколько раз в общении с другими спикерами говорить о таком позитивном опыте создания высокотехнологичных небольших производств в малых городах. И вот у Орловской области есть ли такой опыт? Есть ли интересные примеры? И в каких отраслях это наиболее успешно реализуется сейчас у вас?

- Наверное, есть такой стереотип, что все как бы развивается в крупных городах, но на самом деле это сейчас не так. И вот я очень люблю свою работу, потому что практически, наверное, через день узнаю о каких-то бизнесах в Орловской области, которые меня просто удивляют. И если говорить именно о высокотехнологичных новых направлениях, вот у нас есть три точки мануфактуринга. Вы знаете, что все коробочки SOS в наших машинах, в том числе, которые сейчас в России делаются, все эти коробочки – телеметрия называется – все это делается на маленьком орловском предприятии, тоже участнике акселератора по промышленному туризму, в городе Мценске. Это небольшой город, там всего около 30 тысяч населения. Поэтому вот инновации идут и из малых городов нашей родины.

- Ну что ж, остается пожелать Орловщине и орловскому бизнесу дальнейшего роста и дальнейшего взаимопроникновения и налаживания более тесных связей с партнерами не только в Орловской области, но и за ее пределами. Спасибо большое.