Плюсы и минусы глобального потепления для российской экономики

Разбираемся, что происходит с российской экономикой. Как санкции, антисанкции, новые налоги, изменения ключевой ставки и поправки в законодательстве на самом деле бьют по нашему кошельку.
В эфире Радио «Комсомольская правда» директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития Российской Федерации Ирина Петрунина

- С нами в студии директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития Российской Федерации Ирина Петрунина. Мы поговорим о климате, о том, как он меняется, как это влияет на экономику, а значит, и на наши с вами кошельки, и о том, что российские власти делают для борьбы с негативным влиянием глобального потепления. Многие до сих пор считают, что глобальное потепление - какая-то страшилка или просто популярная на Западе тема, из разряда моды на все экологичное. Что бы вы ответили, скептикам? - Я бы ответила скептикам в первую очередь, что нужно смотреть объективно на цифры, с которыми мы работаем каждый день. А цифры говорят о том, что, начиная с 70-х годов прошлого века, нравится это кому-то, не нравится, спорят с нами или нет, но средняя годовая температура меняется в сторону положительную. Уже сейчас можно констатировать, что с 2000 по 2020 год температура изменилась больше, чем на один градус. Казалось бы, один градус – это так, не очень много, но на самом деле это существенно влияет на климатические процессы. Дальше климатические процессы влияют на экономические процессы. Поэтому не учитывать этого мы не можем. Во всей этой истории, связанной с потеплением климата, спорят ученые между собой, насколько сильно влияет здесь человек, или так называемый антропогенный фактор. Считается, что все-таки человек влияет достаточно хорошо на этот вопрос, и рост температуры вследствие воздействия человека на климат оценивается практически в тот же градус. Не учитывать этого сейчас нельзя. Это влияет очень сильно на социально-экономическое развитие. Считается, что в принципе климатическая повестка и вопросы изменения климата станут решающим фактором в вопросах экономики. - Вы сказали, что примерно за 50 лет средняя температуры выросла на один градус. Это в России? - Нет, это общемировое значение. В России другие показатели, со скоростью потепления значительно большие. В России климат меняется практически в 2,5 раза быстрее, теплеет быстрее, чем в среднем по планете. И мы это тоже должны учитывать достаточно хорошо, потому что мы северная страна, с суровым климатом, изменение климата в сторону потепления существенно влияет на процессы, которые происходят в Российской Федерации. - А почему у нас она растет настолько быстрее? Именно из-за того, что страна северная? - Да, почему-то ученые считают и наблюдают, чем ближе к полюсу, тем быстрее меняется климат. И для этого есть определенные исследования, которые подтверждают, что климат меняется именно с такой скоростью в северных широтах. - Как будет меняться климат в дальнейшем? Насколько быстро будет расти температура в России? - Это достаточно прогнозные вещи, но температура будет меняться, и она будет теплеть примерно в среднем за каждые 10 лет на полградуса.- Через 20 лет, если эти прогнозы сбудутся, температура в России может вырасти еще на один градус? Расскажите об основных плюсах, которые России может нести глобальное потепление. Какие отрасли от этого могут выиграть больше всех? Мы будем выращивать бананы на юге страны, яблоки на Чукотке? - Конечно, до бананов дело не дойдет на Чукотке. Тем не менее, действительно, климатические изменения влияют на отрасли экономики. Здесь есть сложности, но хочется начинать с оптимистичных прогнозов. Изменение климата может стимулировать дальнейшее развитие некоторых отраслей. Это, в первую очередь, энергетический сектор, он в большей степени попадает под влияние. Это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. Эти отрасли развиваются, потому что меняется спрос на продукцию этих отраслей. В том числе строительный бизнес будет, например, получать заказы на какие-то вопросы, связанные с адаптацией к изменениям климата, они могут идти как в одну сторону, так и в другую. Средняя температура меняется, но здесь есть еще один фактор, который ученые наблюдают и о котором говорят. Меняется очень сильно степень колебания этих температур. С одной стороны, вроде бы потепление, но иногда кажется, что стало холоднее, чем раньше было, или, наоборот, жарче, чем раньше было. И эти факторы даже в большей степени влияют на эти процессы. Вроде бы как потепление, но зимой стало холоднее, это нужно учитывать. Летом стало жарче, чем раньше, это тоже нужно учитывать. Но все это стимулирует разные отрасли экономики к их развитию. Нельзя не учитывать и сельское хозяйство, и лесное хозяйство. Здесь будут плюсы, здесь будут минусы этого развития. Но в целом Россия больше выигрывает, чем проигрывает в настоящее время от потепления климата именно в отраслях сельского и лесного хозяйства. Я не говорю про Северный морской путь, это торговый путь, который в целом очень сильно будет влиять не только на экономику Российской Федерации, но и на общемировую экономику. Потому что фактически это новый транспортный путь, который мы в мире получаем. - Можно конкретику? Что за плюсы для сельского хозяйства? - Потепление климата или увеличение продолжительности вегетации растений приводит к увеличению урожайности. Это для сельского хозяйства важно. Есть такие растения, которые максимально плодоносят в более теплом климате, и их северный ареал продвинется чуть дальше на север, чем раньше это было. Мы получаем новые культуры, которые мы раньше выращивали на ограниченных площадях, например, тот же чай. У нас самая северная граница выращивания чая была в районе города Туапсе. Если климат будет меняться, он будет теплеть, то северная граница может подняться чуть выше ареала распространения. А это существенно будет влиять на результативность сельского хозяйства. Много плюсов можно получить от потепления климата в сельском хозяйстве. - Мы до дня писали о первом промышленном винограднике в Мордовии, самый северный виноградник России. Еще не так давно подобное представить себе было сложно. - Конечно, районирование сортов растений, районирование пород животных – это вопросы развития сельского хозяйства. Мы получаем новые сорта растений и пород животных, которые могут существовать в изменившихся условиях. Разнообразие, многообразие, продуктивность этих сортов и пород, конечно, это большой плюс для экономики. - Но ведь повышение температуры – это не только преимущества, но и серьезные проблемы. Каких сюрпризов со знаком минус можно ждать от потепления? И как Россия планирует адаптироваться к изменениям климата? - Да, к сожалению, минусы тоже есть, и их немало от изменения климата. Во-первых, колебание от максимальных и минимальных температур становится больше, и это существенно изменяет требования к комфортному проживанию людей. Это надо учитывать в строительстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в организации жизни, в здоровье человека. Эти вещи нужно учитывать. Особенно сильно в этой части страдает арктическая зона и все, что приравнено к арктической зоне. Мерзлота тает достаточно интенсивно. У нас достаточно большое количество населенных пунктов в зоне мерзлоты, которые построены были во многом еще в советское время, в 60-е - 70-е годы, а с тех пор все-таки климат меняется, это нужно учитывать и в нормировании строительства. Конечно, нужно понимать, как укреплять все эти процессы. Кто был в Якутске, знает, что там все дома жилые стоят как на ножках. Насколько глубже в мерзлый грунт такого рода конструкции нужно помещать, как укреплять те здания, которые уже сейчас есть. Это достаточно актуальные вопросы. У нас 14 субъектов Российской Федерации подвержены вопросам, связанным с засушливостью климата. Она тоже увеличивается. Надо понимать, каким образом процессы опустынивания предотвращать. Пустыня, к сожалению, наступает. И здесь нам нужны не только внутренние проекты, нам нужны и трансграничные процессы. Потому что мы не одни здесь находимся. И такого рода проекты адаптационного характера, в том числе к опустыниванию, нам надо делать вместе с сопредельными государствами, с нашими соседями. Это очень важно, особенно если это касается, например, Каспийского региона. У нас три субъекта - это Республика Дагестан, Калмыкия и Астраханская область наиболее подверженные такого рода изменения. К сожалению, опустынивание может сопровождаться таким явлением, как достаточно интенсивные, но кратковременные осадки, которые вызывают сели, паводки. И это тоже фактически формат чрезвычайных ситуаций, к которым мы должны быть готовы и понимать, что для предотвращения такого рода процессов мы уже должны делать, и как мы должны планировать эти возможные ущербы от такого рода проблем, которые могут в этом возникнуть. - По подсчетам ученых, экономическая выгода от глобального потепления для России превысит ущерб, будет это приносить России дополнительно 1,2 трлн. рублей ежегодно. Для нашей страны от глобального потепления больше плюсов или минусов? - Я не буду спорить с учеными. Наверное, плюсов все-таки больше, чем минусов. Но нужно очень внимательно смотреть на вопросы, связанные с тем, как мы адаптируемся к изменениям климата. Потому что плюсы будут тогда, когда будет минимизирован ущерб от изменения климата. И здесь очень важна та работа, которую правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития осуществляют в части адаптации. Потому что мы системно структурированы с хорошей вертикалью - от отраслевых федеральных проектов к региональным, муниципальным планам по адаптации, прорабатываем все эти вопросы, вырабатываем совместные меры, которые фактически предотвращают такого рода вещи. Мы должны понимать, какой ущерб может быть нанесен теми или иными ситуациями, связанными с изменением климата в конкретном регионе, даже в конкретном муниципалитете. И для того, чтобы это понимание у нас возникло, нам нужны и данные соответствующие. И мы должны эти вещи прогнозировать и приоритизировать. Этим мы занимаемся всей страной. - Россия не только одна из ведущих промышленных держав, но и один из мировых лидеров по выбросу парниковых газов, которые, в том числе, приводят к росту средней температуры на Земле. Уступаем мы здесь лишь нескольким крупнейшим промышленным странам, таким как Китай, США, Индия и так далее. Что в России делается для снижения негативного влияния на климат?- Я немножко про адаптацию сказала уже. Другая сторона вопроса - сокращение выбросов парниковых газов. Есть научное название, это называется «митигация». Для экономики важно всегда соблюдать баланс между адаптацией и митигацией. Мы стартовали с вопросов сокращения выбросов парниковых газов, начиная с фактически 2020-2021 года. В Российской Федерации была создана с нуля инфраструктура для реализации климатической политики в целом. Это два федеральных закона. В первую очередь, это Закон об ограничении выбросов парниковых газов, который и задал процессы по созданию этой инфраструктуры. Здесь много что сделано. Нам для начала нужно было понять, сколько мы выбрасываем парниковых газов, посчитать все это. Сколько парниковых газов выбрасывает естественная экосистема, а естественный выброс никто не отменял, там тоже выбрасываются парниковые газы, и даже, наверное, чуть больше, чем антропогенные выбросы, хотя антропогенные, безусловно, влияют на это. Сколько выбрасывается в результате деятельности человека, промышленности, транспорта, энергетики и так далее. У нас была введена обязательная отчетность для компаний, которые выбрасывают свыше 150 тысяч тонн CO2-эквивалента в год. Мы уже провели две отчетных кампании. Мы хотя бы понимаем, сколько это в выбросах составляет. У нас есть два трека. Один трек - это добровольный углеродный рынок. Мы посчитали, что компании выбрасывают. Что с этим делать? Как компенсировать или минимизировать эти выбросы? Мы должны понимать, что климатическая политика не должна тормозить экономическое развитие страны. Развитие экономики всегда будет приводить к увеличению выбросов парниковых газов. И нам нужно понимать, как мы либо компенсируем эти вещи, либо снижаем, но не снижаем при этом ВВП страны. Добровольный углеродный рынок и обязательный углеродный рынок - это два тренда, по которым мы сейчас идем. И то, и другое мы уже на сегодняшний день обеспечили такой инфраструктуры, как сами климатические проект, то, что касается добровольного рынка. Проводим Сахалинский эксперимент, это то, что касается не добровольного рынка, а обязательного. Для этого нам нужна определенная научная база. И это тоже один из форматов, на котором мы работаем. - А что такое углеродный рынок? - Добровольный углеродный рынок - это формирование так называемых климатических проектов. Это когда бизнес делает чуть больше того, что он должен делать и так. Например, он должен соблюдать все требования - экологические, санитарные и так далее, нормы в своем процессе. Но бизнес может сделать чуть больше, чем то, что требуется. И это чуть больше, то, что бизнес делает и вкладывается в эти процессы, это можно монетизировать. И монетизация осуществляется за счет того, что климатический проект формируется. Можно использовать оборудование, которое потребляет определенное количество энергии. А можно поставить оборудование более энергоэффективное. Никто тебя не составляет это делать, это твое собственное решение и твои собственные вложения в этот процесс. Но поскольку ты меньше выбрасываешь парниковых газов при этом, потому что меньше используешь топливо в энергоэффективном оборудовании, то эту разницу можешь оформить как климатический проект и преобразовать его в углеродные единицы. И дальше этими углеродными единицами ты можешь торговать. - А кто их купит? - Купят те, кто не может провести реконструкцию своего оборудования, но на рынке хочет быть более углероднонейтральным, иметь какие-то экономические преимущества, быть более, выгодным, более интересным своим партнерам, особенно на международных рынках. И поэтому компании покупают углеродные единицы, тем самым снижая свой углеродный след, и становятся более конкурентоспособными. И так этот рынок начал работать, он работает и в международном формате, и он работает с 2022 года в Российской Федерации. У нас есть реестр климатических проектов, реестр углеродных единиц. И фактически он сейчас доступен для российского бизнеса, там уже более 40 проектов. Выпущено уже порядка 80 миллионов углеродных единиц. И на сегодняшний день этот процесс достаточно интенсивно развивается. Фактически компании начинают монетизировать свои усилия по предотвращению, сокращению выбросов парниковых газов. А есть другая сторона. Компании делают климатические проекты, которые они, по большому счету, могут и не делать, например, высаживая леса, лесопосадки делать, лесоклиматические проекты, они могут этим не заниматься, а могут заниматься. Когда они этим занимаются, то они тоже могут оформить такой климатический проект, выпустить углеродные единицы и продавать их. - Про продажу я понял. Грубо говоря, я раньше загрязнял воздух в два раза сильнее, сейчас стал загрязнять его в два раза меньше, и эту разницу я могу оформить, как что-то я продаю. Что делает покупатель углеродных единиц? От того, что он что-то купил, ничего на его производстве не изменится или изменится? - На его производстве не изменится, когда он покупает углеродные единицы. Но когда он продает свой товар, который он произвел на этом производстве, и показывает, что он выбросил парниковых газов меньше, чем это могло бы быть, то он на международном рынке становится более привлекателен. И такая продукция покупается лучше - с меньшим углеродным следом. И снижение углеродного следа, даже если ты сам не мог такого рода климатический проект реализовать, а ты купил эти углеродные единицы, делает твою продукцию более привлекательной. - Если это покупатель, у него ничего не изменилось на производстве, сколько выбрасывал, столько выбрасывает, но он заплатил деньги, и эти деньги получил тот, кто снизил выбросы. Он таким образом помог экологии.- Он помог экологии, он помог климату.- Внес свой вклад таким образом, заплатив тому, кто стал выбрасывать меньше, компенсировав его затраты на улучшение. - И стимулировав тем самым к дальнейшим климатическим проектам. Потому что на этом начинают зарабатывать. - Это и есть рынок углеродных единиц и принцип его работы. А еще у нас создается уникальная национальная система климатического мониторинга. Зачем она нужна и в чем ее уникальность?- Да, действительно, с 2022 года в Российской Федерации реализуется важнейший инновационный проект государственного значения - создание системы мониторинга климатически активных веществ. Мы не очень хорошо на сегодняшний день знаем, как ведут себя наши российские экосистемы. Сколько они поглощают парниковых газов. Сколько они фиксируют в себе углерода. И сколько они выбрасывают парниковых газов?- Экосистема - вы что имеете в виду? - Имеется в виду природная экосистема. Это леса, болота, редколесье, тундра, водоемы, в том числе прибрежные водоемы - внутренние моря и внешние моря. Это не было в достаточной степени посчитано, этим никто раньше не занимался, и, наверное, такой потребности особо сильной не было. Сейчас нам необходимо понимать, как реально происходят эти процессы. Такой проект был запущен. Он включает в себя более 50 различных научных организаций. Мы подразделили на шесть консорциумов. Это направления, которое изучают моря, экосистемы на суше, в первую очередь, леса. У нас очень сильно недооценены собственные леса и их поглощающая способность. Это изучение мерзлоты, вопросов, связанных с опустыниванием. И все это вместе мы делаем для того, чтобы создать суверенную климатическую модель - и общепланетарную, и относящуюся, в первую очередь, к Российской Федерации. Климат же нельзя рассматривать только в рамках одной страны, даже такой большой, как наша. Поэтому мы должны понимать, как эти процессы между собой взаимосвязаны, и иметь для этого собственные оценки. У нас есть определенные обязательства, в рамках Парижского соглашения мы ежегодно отчитываемся в МГЭИК. Это организация, которая при ООН получает и оценивает усилия стран по снижению выбросов парниковых газов. У нас есть национальный кадастр, мы подаем ежегодно эту информацию в МГЭИК. До этого процесса пользовались в основном международными подходами к расчетам, в том числе антропогенных выбросов, в том числе в рамках наших производств, различных экономических процессов. Реализация этого проекта позволила сделать собственные расчеты, разработать собственные методики, собственные коэффициенты оценки как поглощения, так и выбросов парниковых газов. Что тоже мы сделали. Впервые за 30 лет, как эти процессы осуществляются, Российская Федерация предъявила массово свои возможности в части поглощающей способности для международной общественности. И мы очень гордимся этим. А заканчивается этот проект моделью, которую мы тоже на сегодняшний день формируем, это модель социально-экономического развития страны. Это все мы изучили, дальше мы должны понять, что в части экономики мы с этим должны сделать. И моделирование такого рода нам позволяет делать прогнозы по развитию экономики практически на сто лет вперед. Это очень важно. Такой системы на сегодняшний день нет ни у кого. Россия создает ее впервые. - Прогнозы по развитию экономики - что вы имеете в виду? О том, как будет влиять развитие экономики на климат и наоборот? - Как будет климат влиять на развитие экономики. Это все-таки приоритетнее. Насколько мы сможем предотвратить влияние человека на климат - этот вопрос на сегодня остается спорным, а насколько климат влияет на экономику и прогнозирование этого, это очень важно. И ровно об этом наша экономическая модель, она позволяет нам эти прогнозы делать, прогнозы развития экономики страны. - Российские компании отчитываются сейчас по выбросам парниковых газов? Есть ли для них стимулы – кнут и пряник, чтобы они снижали выбросы парниковых газов, помимо рынка углеродных единиц? - Пока еще гнут не заработал. У нас прошло две отчетные кампании. Мы, по сути, только начали вводить эту систему. Эти два года у нас отчитывались компании, у которых выбросы от 150 тысяч тонн и больше CO2-эквивалента. А с 2025 года у нас этот список будет серьезно расширен, потому что под эту отчетность будут попадать компании от 50 тысяч тонн. Уже сейчас внесены изменения в Кодекс административных правонарушений, за не сданный отчет, за не вовремя сданный отчет и за недостоверную информацию уже предполагаются штрафные санкции. Но введены штрафные санкции будут только с 2026 года, потому что все должны сначала научиться этому. А научиться этому достаточно просто. Министерство экономического развития разработало государственную информационную систему ГИС «Энергоэффективность», но в рамках нее есть модуль, который мы так и называем «Парниковые газы». Он максимально упрощен для использования. Когда ты заходишь на страницу этого модуля, ты можешь сразу попасть в калькулятор и посчитать, ты относишься к такой организации или нет. Ты выбрасываешь больше, чем 150 или 50, или нет. Если да, то тогда ты должен двинуться дальше и заполнить соответствующую отчетность. Она очень похожа на бухгалтерскую отчетность, даже проще, чем бухгалтерская отчетность. А если ты не относишься к так называемым регулируемым организациям, то ты добровольно можешь отчитаться и попробовать этот процесс регулирования, как он устроен, и посмотреть, сколько ты парниковых газов выбрасываешь и что ты с этим можешь сделать. Для чего это правительству Российской Федерации? Мы ведем определенный анализ этих процессов и понимаем с точки зрения производственных процессов, какие из них с этой точки зрения максимальны по выбросам, какие менее, где имеет смысл внедрять наилучшие доступные технологии, чтобы снижать выбросы парниковых газов. Это уже вопросы, связанные с развитием экономики. - Что у нас сейчас вообще происходит с возобновляемой энергетикой? Попадая в европейские страны, едешь по Северной Европе, где дует ветер, там постоянно видишь ветряки. Едешь по Южной Европе или по Турции, где жарко, видишь везде солнечные панели. У нас все это пока встречается достаточно редко. Как идет развитие в этой сфере? - Да, наверное, в этом плане мы, я бы не сказала, что отстаем, просто у нас в этом меньшая потребность. Мы отличаемся достаточно сильно от Европейского Союза, от других стран, в первую очередь, тем, что у нас климат – это посуровее и для ветряков, и для солнечных панелей. Это с одной стороны. А с другой стороны, топливно-энергетический комплекс Российской Федерации может позволить себе значительно больше, чем позволяют себе другие страны, не только европейские, это в целом страны. В Российской Федерации очень сильно развита атомная энергогенерация, которая, по сути дела, также является достаточно зеленой. - И ГЭС тоже. - Да, 19% из энергобаланса у нас составляет атомная генерация. Дальше - гидроэлектростанции, это тоже достаточно зеленое, с минимальными выбросами парниковых газов производство энергии. Это 18%. Природный газ занимает существенную долю, это около 48% использования, но он является топливом переходного периода, и это тоже важно. Фактически только угольная генерация у нас составляет 13%, к ней больше всего вопросов. Но даже с ней можно работать, потому что угольная генерация - это вопрос улавливания выбросов, которые угольная генерация дает. Развивая здесь технологии, по сути, озеленять можно даже уголь. - Пара вопросов о международном сотрудничестве. Раньше был Киотский протокол, потом страны начали действовать в рамках Парижского соглашения. Какие обязательства Россия берет на себя в рамках Парижского соглашения? - Парижское соглашение ратифицировано Российской Федерацией. И, собственно, все процессы, о которых я перед этим рассказывала, они как раз в рамках наших обязательств в части Парижского соглашения и идут. Какие обязательства на себя взяла Российская Федерация? Это углеродная нейтральность к 2060 году. И идем мы к этой углеродной нейтральности достаточно поступательными шагами и обязательства, соответствующие на себя берем. Первое обязательство, которое мы взяли на себя, это снижение …выбросов к 2030 году до 70% от уровня 1990 года. Следующий шаг, мы должны будем взять на себя обязательства по снижению до 2035 года. Мы пока их не озвучиваем, потому что мы еще находимся в стадии проработки этого вопроса. ОНУВ на 2035 год мы должны заявить в феврале-марте следующего года. Сейчас мы еще работаем по этому поводу. ОНУВ - это те самые обязательства, которые мы на себя берем. Мы системно к этому относимся, понимаем, что есть инструментарий, которым нам необходимо пользоваться. В частности, один из инструментов, который мы сейчас активно очень прорабатываем, это вопросы, связанные с энергоэффективностью. Здесь мы тоже на себя определенные обязательства берем. У нас есть государственная программа по энергоэффективности и снижению потребления энергии. Там мы также прорабатывали вопросы, на сколько у нас должна понизиться энергоемкость ВВП. Здесь мы всей страной, что называется, должны вложиться в эти процессы, потому что все отрасли фактически в этом направлении будут работать достаточно интенсивно. Это политика Российской Федерации, которую мы все должны будем выполнить. - Кстати, важно тут иметь и кнут, и пряник для предприятий, чтобы стимулировать их к переходу на более энергоэффективную работу. - С пряниками пока потяжелее. Но мы тоже стараемся делать климатические проекты интересными для бизнеса, привлекаем их. Мы не можем использовать на это бюджетные средства, потому что это противоречит логике климатического проекта. Бизнес должен сам вкладываться в климатические проекты. Тем не менее, мы создаем для бизнеса условия для реализации такого рода проектов. И здесь есть и некоторые налоговые послабления, например, в работе с оператором, с реестром углеродных единиц, НДС фактически обнулен там. И вопросы, связанные с тем, что углеродные единицы можно использовать для зачета углеродного следа третьим лицам, при этом не надо открывать даже счет в реестре. Мы разработали технологию по привлечению иностранных участников рынка. Даже если у них нет счетов Российской Федерации, есть технология, которая позволяет им все равно эти углеродные единицы покупать. Бизнесу должно быть интересно. И самое главное, чем мы здесь занимаемся, мы занимаемся качеством наших углеродных единиц, чтобы не было вопроса к тому, что эти углеродные единицы как-то там не так были сделаны. У нас все открыто, понятно, прозрачно. И это является пряником для бизнеса. -Раз уж мы говорим о контактах с иностранными государствами, как вообще сейчас идут эти контакты, особенно с западными странами, по климатическим вопросам? Раньше это были достаточно интенсивные контакты, постоянные связи, страны друг другу помогали, обменивались опытом, продавали друг другу оборудование, покупали его друг у друга. А что сегодня с этим? - Да, действительно, сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. Российская Федерация в данном случае серьезно переориентирована на другие рынки, на другое взаимоотношение. Ежегодно проходит Международная климатическая конференция, она называется COP. В этот раз была СОР29, проходила она в Баку. И там, кстати говоря, были достаточно серьезные подвижки именно в части междустранового взаимодействия в углеродном рынке. Есть такая статья 6-я Парижского соглашения, которая должна обеспечить это взаимное признание углеродных единиц, возможность торговли углеродными единицами, возможность зачета углеродных единиц. И она очень долгое время не находила практических решений. И СОР, который прошел в Баку, предложил эти системные решения, эта торговля будет достаточно интенсивно теперь развиваться. Конечно, на этой конференции достаточно активно обсуждались вопросы финансового взаимодействия между развитыми и развивающимися странами. Некоторое продвижение в этом плане тоже было достигнуто. Нам удалось отстоять статус России как добровольного донора и не допустить навязывания нам каких-то дополнительных обязательств. Мы остались при своих, что называется, интересах, это тоже важно. Нам удалось достигнуть договоренностей о том, что не только у России, а у всех должны быть доступы для любых стран. Не должно быть какого-то санкционного давления на вопросы, связанные с доступом к технологиям, связанным с климатом. И эту позицию мы отстаиваем на каждом СОР и продолжим отстаивать, и пока нам это достаточно хорошо удается сделать. Удалось не допустить пересмотра решений о том, что могут пересматриваться каким-то образом, в зависимости от внешнего влияния, двусторонние договоренности. Это политически достаточно ангажированные вещи, которые удалось блокировать, в том числе, в операциях с углеродными единицами. На сегодняшний день, с учетом того, что политическая ситуация достаточно сложная и неоднозначная, как раз климатическая повестка - это ровно та площадка, на которой мы этот диалог достаточно активно развиваем, продолжаем, мы отстаиваем свои интересы, и нам это удается. - Когда речь идет про наш общий дом, про Землю, здесь не может быть никаких недружественных, дружественных стран, политиков и так далее. Здесь всем нужно вместе решать общее дело.

Подписывайтесь на наш подкаст, чтобы не пропустить интересные интервью о том, как живет наша экономика!

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp