Как Партия пенсионеров планирует развивать ЖКХ и местное самоуправление
Е. Афонина:
- Мы, как всегда в течение этого часа в прямом эфире знакомимся с партиями, которые, вполне вероятно, пройдут в Госдуму и с теми, кто будет, вполне вероятность, входить в новый состав Госдумы. Знакомимся с повесткой, знакомимся с программой, задаем свои вопросы, выясняем, что думают по поводу самых насущных проблем нашей жизни представители того или иного движения.
Сегодня с нами в студии заместитель председателя Центрального совета партии пенсионеров Андрей Широков. Андрей Вячеславович, здравствуйте. Вы – один из известнейших в России специалистов по вопросам ЖКХ, развитию ЖКХ. А это самая больная тема.
А. Широков:
- Это тема, которая входит многие годы в пятерку самых актуальных критично настроенных тем в Российской Федерации.
Е. Афонина:
- Даже по опросам общественного мнения, когда людей спрашивают о самых болезненных темах, даже проблема мигрантов уступает проблеме ЖКХ. А это значит, что эта сфера настолько для людей важна, не отрегулирована и доставляет столько головной боли, что те, кто решат хотя бы приблизиться к решению этих вопросов, уже сделают благое дело.
А. Широков:
- Может, с нее и начнем?
Е. Афонина:
- Давайте.
А. Широков:
- Ну, понятно, что это моя не только тема научного познания, потому что я доктор наук как раз юриспруденции по 14-й специальности «административное право», связанное с реформированием управления в жилищной и коммунальной сфере России, но и помимо этого, еще и как один из руководителей партии пенсионеров, понятно, что мы люди с опытом, понимающие, как с 90-х годов вообще все развивается в современной России, видим, каким образом дальше нужно закладывать и какие механизмы регулирования надо закладывать для того, чтобы эту тему усовершенствовать и чтобы все-таки она откатилась из пятерки самых актуальных тем критики россиян.
Я сразу скажу, что я, например, везде говорю, что ЖКХ в стране нет. И вот в программе 2021 года мы это не повторили, мы как бы сделали шаги вперед, но в программе 2016 года мы закладывали, что ЖКХ-то в стране нету, начиная с 1990 года. Есть жилищное и коммунальное хозяйство. Это совершенно разные сферы экономики. Жилищная сфера регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации. Коммунальная сфере регулируется законами об энергетике, законами о воде и т.д. Правила игры совершенно разные. Если в жилищной сфере ответственность лежит полностью на собственнике жилья, на собственнике дома, то в коммунальной сфере ответственность лежит на муниципальной власти по 131-му закону. И, увы, даже ценообразование в коммунальной сфере лежит на государстве. И, когда кричат – коммунальные предприятия повысили тарифы! Нет, дорогие мои слушатели, это повысило тарифы вам государство. Потому что государство утверждает тарифы на коммунальные ресурсы.
Е. Афонина:
- Вы знаете, многие вспоминают то время, когда ты приходил в сберкассу, там висел листок с едиными тарифами и ты понимал, сколько в месяц ты заплатишь за ту или иную услугу... Я понимаю, что те времена не вернуть, но новый-то подход должен быть. А ведь была так называемая широко разрекламированная реформа ЖКХ. Во что она превратилась в итоге – вот вопрос.
А. Широков:
- Вопрос в том, что и не надо было реформировать ЖКХ. Ведь реформировать начали жилищное самостоятельно - в 2004 году был принят Жилищный кодекс Российской Федерации. Не до конца совершенный, его надо во многом править, потому что партия пенсионеров, вот идея в жилищной сфере, мы прекрасно понимаем, что надо менять. Первое – надо признать дом многоквартирный объектом недвижимости. У нас сегодня объект недвижимости – это квартира. А что такое квартира? Это кубы воздуха внутри общедолевого имущества. Стена общедолевая, общедолевой потолок, пол общедолевой… входная группа общедолевая, лифт общедолевая, крыша общедолевая. Кубы воздуха. Мы с вами имеем сегодня свидетельство на собственность кубов воздуха в многоквартирном доме. Общедолевая собственность не имеет государственной регистрации. А по Гражданскому кодексу Российской Федерации, если регистрация государство не имеет, это не является недвижимостью. Причем, я могу вам откровенно сказать, что, являясь многие годы председателем комитета в Торгово-промышленной палате Российской Федерации как раз по тематике жилищного и коммунального управления, я писал всем премьерам, всем министрам… Сергей Николаевич Катырин письма такие подписывает, что давайте изменим подходы, давайте совершенно по-другому подойдем к этим вопросам, давайте регулировать жилищную сферу своим законодательства, своими правилами игры, и рекламировать, и разъяснять населению, что зоны ответственности уже на собственнике. 210 статья Гражданского кодекса говорит – бремя содержания за собственностью лежит на собственнике. И мы это прекрасно понимаем. Но здесь есть многие вещи, которые остались за государством. Капитальный ремонт переложили на фонды капитального ремонта, которые мы собираем платежи за капремонт с квадратного метра. В всех субъектах они разные – в Москве одна цифра, в Подмосковье другая, в Санкт-Петербурге третья, в Новосибирске четвертая. Средняя стоимость там от 10 рублей и выше мы платим за квадратный метр в некие фонды, хотя есть понятие так называемый спецсчет в доме, когда сами собственники собирают деньги на капремонт и как бы по своим правилам игры через решение собраний дома ремонтируют. А есть сфера коммунальная, с которой жилищная система имеет договорные отношения. Это наша вода, это наше отопление, это свет, это газ, канализация и т.д. Здесь тоже свои проблемы существуют. Причем, эти проблемы переходят к тому, что у нас несовершенна модель управления и мы, как партия пенсионеров, в своей программе фиксируем, что это надо менять сегодня, что другой должен быть подход.
Е. Афонина:
- А какой должен быть подход?
А. Широков:
- Что такое у нас сегодня управляющая организация? Это ООО с 10-тысячным капиталом. А многие миллионы рублей у нее находятся в обороте. Да, мы провели лицензирование, ввели когда-то… сегодняшний губернатор Мурманской области, тогда был замминистра строительства и ЖКХ, точнее, тогда по-другому оно называлось… ввели такое понятие, как лицензирование решением правительства Российской Федерации и изменение в Жилищном кодексе Российской Федерации. Но лицензирование – это некие ответы первым лицом управляющей организации, когда он отвечает на вопросы и ему говорят – молодец, хорошо, знаешь, вот тебе лицензия, можешь заниматься работой. Причем, многие выдают лицензию даже без домов, которые находятся в управлении. То есть, ему дали лицензию, он получил, он может работать на рынке управления и он идет у кого-то дом отнимать. Потому что дома-то все уже распределены за многие годы. Мы сегодня говорим по-другому. Мы говорим, что надо менять уставной капитал управляющих организаций, чтобы он ответственность имел финансовую, чтобы он понимал, как он будет отвечать за те действия, которые он производит. Мы сегодня говорим, что должно быть другое кадровое насыщение, должны профессионалы работать, а не учителя и гинекологи в управляющих организациях, которые научились чему-то, но вместе с тем никогда изначально не были специалистами. Ну и главное – надо понимать экономику дома многоквартирного. Из нее следует экономика управляющей организации. Сегодня этого нет. Сегодня мы говорим, что каждый дом должен иметь свои индивидуальные счета, свои деньги, собственник должен понимать, сколько собрал, столько покушал, на столько тебе сделали. Пожалуйста, контролируй свои деньги. Пока у нас это колхоз, и чаще всего в деньгах управляющей организации.
Е. Афонина:
- Да, но есть еще одна очень серьезная проблема. Это то, что сами жители порой не готовы к такой активной позиции. А в большинстве городов России есть еще и районы, где в домах живут люди, получившие эти квартиры от заводов, от фабрик. Это уже то жилье, которое никто не возьмет обслуживать, потому что это невыгодно, это очень дорого и люди, к сожалению, оказываются в тупике? Как эти проблемы решать?
А. Широков:
- Нет ни одного дома в стране, который не находится в управлении управляющей организации. Даже те дома, которые вы назвали и которые чаще всего уже относятся к ветхому жилью, к аварийному жилью, а вы еще можете вспомнить и сказать, что у нас сегодня в 20% домах еще до ветру в туалет ходят, у них канализации нет, у них воды нет.Да, это все надо менять. Но люди зачем-то забрали это в собственность. Мы в 90-х годах побежали брать в собственность, нам говорили, что мы делим с вами имущество, которое мы сами создали, заработали и давайте каждому его раздадим. Раздали. Прошло время – обмануло государство? Обмануло. Почему? Налоги стало собирать с этого имущества. Вот сегодня огромная часть доходов муниципальных субъектовых – это налоги с тех квартир, которые мы с вами приватизировали. Мы когда в 90-х годах начали приватизировать жилье, разве кто-то объяснял нам, что мы еще будем налоги платить с этого? А посмотрите, квартиры сегодня социального найма, а их осталось около 5% в стране, они не платят за капитальный ремонт, потому что это собственность муниципалитета, они сегодня переходят от одного к другому… кто-то в мир иной ушел, но кто-то остается прописанным…
Е. Афонина:
- Давайте я очень коротко зачитаю вопросы. «Вы могли бы назвать, какая реформа улучшила жизнь простого человека?» - спрашивают из Нижегородской области. Свердловская область, Константин пишет: «А вот управляющая компания еще и счет приголубили себе наш. Деньги на капремонт вовсю ворует наша управляющая компания. Это бюрократическая удавка на шее жильцов». Воронежская область: «Государство все равно бы обмануло жильцов. Наприватизировали массово, хорошо, отдали бы бизнесу в аренду, а тот бы собирал аренду сколько захочет». «Подавали ли вы материалы в Верховный Суд по вопросам ЖКХ? Вы же грамотный человек. Министрам задавать бесполезно – они едины с Госдумой» - это из Саратовской области вопрос.
А. Широков:
- Вопросы очень хорошие, все актуальные. Сегодня жильцы в доме никого не интересуют, потому что управляющая организация договорные отношения имеет в первую очередь только с собственниками. По идее, собственник несет бремя ответственности за содержание своей собственности. А жильцы как бы должны ходить к собственнику и говорить – Вася, миленький, там дверь плохо закрывается, иди, пожалуйся в управляющую организацию… Хотя сегодня Жилищный кодекс Российской Федерации разрешает каждому жителю дома жаловаться в жилищную инспекцию, которая приходит и штрафует управляющую организацию. Но люди до конца не понимают, что управляющая организация все штрафы платит с содержания общего имущества многоквартирного дома. Поэтому мы сегодня в программе и фиксируем такое положение, что, если штрафуется управляющая организация, то деньги должны отдаваться собственникам, чтобы они на эти деньги могли проводить работы. Жилищный кодекс сегодня таким образом построен, что он не имеет совершенства контроля над управляющей организацией, хотя там многие позиции через общественный контроль, общественный совет, через какие-то другие формы делаются, но, увы, это не работающий до конца механизм. Сегодня надо совершенствовать отношения между управляющими организациями, ТСЖ с коммунальными структурами, потому что коммунальные структуры пытаются, конечно, все скинуть по трубе, как я говорю, по нормативу, без приборов учета и понятно, что там идет катастрофическая неправда по отношению тем средствам, которые выставляются потом в платежных документах. Надо понимать, что тепло мы должны подавать в дом по отношению к температуре на улице, а это чаще всего не делается, поэтому идет перетоп, форточки открываем, а на самом деле батареи должны быть другие. Но мы же за это платим, мы же это потребили. Поэтому жилищная и коммунальная тема – это одна из тем, которая будет очень актуальна для нас, для партии пенсионеров, в работе в Государственной думе. Я могу вам сказать, что те вопросы, которые мы глубоко понимаем, мы не в Верховный суд пойдем, а мы в первую очередь начнем менять законодательство и убеждать наших коллег по парламентской деятельности, что мы в жилищной и коммунальной сфере зашли в тупик. Коммунальная сфера у нас сегодня имеет износ больше 70%, как эту тему решать, концессии до конца не помогают, поэтому здесь тоже много вопросов.
Е. Афонина:
- Есть еще вопросы от наших радиослушателей относительно газификации. Вот тут пишут, что вы говорили о сортирах, а с газом-то что? – люди десятилетиями ждут…
А. Широков:
- Давайте скажем так. В основном многоквартирные дома, конечно, с газом и с электричеством, в основном газ, конечно, к частным домам, к людям, которые живут в своем жилье и до сих пор топят дровами. Я прекрасно понимаю, это прекрасно понимает партия, которой мы руководим… у нас есть огромное количество людей, которые все время подсказывают, критикуют нас, куда партию вести, поэтому мы прекрасно понимаем, что тема газификации актуальна. Мы ее критикуем. Мы критикуем те документы, которые сегодня приняты правительством Российской Федерации по газификации. Я, как руководитель трансформации делового климата – есть такая экспертная группа в министерстве экономического развития – тоже ее критикую, как председатель этой группы. Я считаю, что надо было газ доводить не до земельного участка, а до объекта потребления, то бишь, до дома. А вот в доме уже разбирается сам собственник, какое ему АГВ поставить, как ему разводку сделать. Да, нужно тоже делать проект, но это уже твое хозяйство. Правда, многие говорят, что и земля в собственности – да, пожалуйста, ГРО или те или иные газовые структуры, которые этим будут заниматься, а сегодня создали огромную газовую административную структуру по бесплатному как бы подключению к газовым сетям, она должна была рассмотреть новые экономические подходы. Я в министерстве энергетики с теми людьми, которые занимаются этими проблемами, неоднократно на эту тему говорил и говорил – доведите газ до объекта потребления – до дома и с собственником договоритесь, что он будет платить по тарифу плюс какой-то коэффициент. То есть, как бы размазанная сумма. Ему не надо выкладывать сумму, чтобы по дворе провести. Причем, там тоже есть некие моменты, которые, так скажем, ограничивают – 500 метров до трубы, 200 метров до трубы. Там тоже так документы прописаны, что… потому что некие расходы берет на себя Газпром, но большие расходы он вешает на субъекты Российской Федерации. То есть, губернии должны найти деньги – а раньше должны были найти муниципалитеты – теперь губернии, но проблема все та же. Потому что денег-то в наших губерниях тоже не хватает.
Е. Афонина:
- Вот конкретные цифры. Из Нижегородской области нам пишет Александр. «Сейчас веду газ до дома, ценник – 200 тысяч рублей. Это центр Московского района, Нижний Новгород». Про состояние домов нам очень много пишут. Наши дома постепенно превращаются в грязные, шумные и вонючие общаги, в дома лезут и выдавливают жильцов мигранты, участковые их крышуют, выселить их никак невозможно и т.д. Спрашивают, кстати, вот Ростовская область интересуется, пенсионными накоплениями – что партия пенсионеров планирует с этим делать?
А. Широков:
- Ну, тема пенсий у нас была в первой части, когда приходил Владимир Петрович Ворожцов. Мы же сегодня с вами договорились, что мы передачу делаем больше в экономическую сторону развития, то, что партия думает сегодня.
Е. Афонина:
- Совершенно верно. Давайте тогда вот Белгородская область спрашивает: «Президент сказал, что во время пандемии не будут поднимать тарифы ЖКУ, почему в Белгороде с июля подорожали газ, энергия, вода? Даже бензин почему-то подорожал на рубль за неделю. Это как?»
А. Широков:
- Вот так. Могу вам сказать, что, когда пандемия началась год тому назад, я даже не как политический деятель, а как председатель Комитета Торгово-промышленной палаты писал Мишустину письмо неоднократно не поднимать тарифы с 1 июля – мы ж теперь с июля поднимаем – потому что у населения доходы падают, правда, они падают последние семь лет, и так довольно массово, и дошли до 23 миллионов людей, которые живут ниже черты бедности. Ну и вместе с тем им же тоже надо за ЖКУ платить, хотя они под субсидии подпадают. Мы тогда получили очень интересное объяснение. Мне отписывали письма, объясняли, что, если не будет доходов, то коммунальные структуры у нас просядут. Но вместо того, чтобы государство помогло бы коммунальным структурам, а довольно приличная была неоплата за жилищно-коммунальные услуги, где-то на уровне 30% по стране. Причем, президент же как выходил? Не надо платить, никто на вас штрафы не будет накладывать… И народ слушал. Не только предприятия слушали, но и народ слушал. Не платил и думал, что это все простят. Но на самом деле никто это не простил. Поэтому да, конечно, те проблемы, которые сегодня поднимают от Ростовской области до других территорий Российской Федерации, они все совершенно актуальны. Ценник на подключение 200 тысяч, я вам откровенно скажу, это еще мало. Смотря в какой области вы живете. Если вы будете в Подмосковье, ценник будет еще выше. Если вы будете где-то в другом месте, может быть и пониже. Но вместе с тем вспомните, когда 30 июня президент Российской Федерации встречался с населением страны, ему довольно много задавали вопросов по газификации и одна бабушка к нему пристала – вот мне до участка доведут, хорошо, а дальше-то у меня еще 50 метров до дома… и он говорит - ладно, мы подумаем, как вам помочь, ответил президент Российской Федерации. То есть, несовершенство вот этого вопроса все-таки в тупик ставит, в том числе, и президента.
Е. Афонина:
- Я скажу, как помогли этой бабушке. Ей привезли машину дров.
Андрей Вячеславович, у меня к вам такой вопрос. Люди спрашивают именно о судьбе пенсионеров. Я бы этот вопрос поставила немножечко шире – о судьбе предпенсионеров хочу вас сейчас спросить. Поскольку защита предпенсионеров это сейчас тема номер один для всех, только не для власти. Такое ощущение, что эту идею реализовали и дальше про нее забыли.
А. Широков:
- Мы не только предпенсионеров хотим защищать в Трудовом кодексе Российской Федерации, но и работающих пенсионеров. Эта тема рассматривается, у нас отдельный раздел в программе партии. Что многие надо многие защитные механизмы договорных отношений между работодателем и людьми предпенсионного возраста и пенсионного возраста, которые продолжают работать, включать. Это механизмы защиты, когда их хотят уволить, поставить некие препоны, не повышать в должности, снижать в должности или выстраивать какие-то довольно сложные отношения, особенно людям пенсионного возраста… Эта тема у нас не уходит с повестки дня. У нас есть специалисты в партии, которые к нам примкнули, потому что пришли со своими идеями, понимая, что на самом деле сегодня вопросы, связанные с людьми, которые перешагнули где-то 45-50 лет, с точки зрения трудоустройства очень актуальны. Я по стране езжу, встречаюсь с людьми, которые приходят и говорят – попробуйте устроиться после 45 лет – очень проблематично. Поэтому мы эти вопросы в программе партии ставим. Можно уходить, конечно, в подробности, но, поверьте, что мы обязательно в эту тему, если вы за нас проголосуете и мы войдем в состав Госдумы, конечно, мы эти вопросы будем актуализировать.
Е. Афонина:
- Мы ж понимаем, что без крепкой налаженной правильной экономики невозможно выполнять никакие социальные обязательства, так? То есть, или страна не выдержит, или уже люди от отчаяния могут предпринять самые резкие и самые неприятные шаги в отношении власти. Чего, конечно, никому не хочется.
А. Широков:
- Ну, это рабочие места, это доходы населения, доходы семей. Это вот именно та самая обеспеченность, это отчисления в Пенсионный фонд. Это отчисления в бюджеты соответствующие, это выполнение социальных программ, которые государство перед собой ставит по многим направлениям. Это, конечно, промышленность в первую очередь. Неважно какая промышленность. Но мы, партия пенсионеров, как бы смотрим в корень проблем, которые в стране существуют. Мы сегодня говорим, что нам надо восстанавливать производство средств производства, как нас учили еще когда-то, а мы все-таки получили образование немножко в другой системе координат. Это называлось у нас экономика группы А. Это производство средств производства. Когда потом уже оказываются услуги и производятся те или иные товары, используя средства производства. Мы копнули эту тему довольно глубоко, со специалистами, которые работают в промышленности и я могу сказать, как зампред партии, что тоже глубоко в это погрузился, мне просто стало интересно – после посещения многих предприятий я увидел, что старые средства производства уже умерли или уже латать их невозможно и они уже не соответствуют ни морально, ни технически современному состоянию производства. И я увидел, что замещение-то идет через западные системы. Мы завозим в основном средства производства. Когда я прочитал доклад Мантурова – руководителя министерства промышленности, торговли и т.д. – у него все в одном флаконе как бы собрали, то увидел, что на самом деле 90 с лишним процентов средств производства в страну завозится. То есть, мы с точки зрения производства средств производства сегодня суверенитет потеряли в стране полностью. Потому что сегодня даже есть огромная проблема в военном промышленном комплексе, потому что там используются импортные станки, понятно, что это технологии, понятно, что потом их обслуживание и т.д. Поэтому сегодня мы теряем многие вопросы, связанные с нефтью и газом, потому что там тоже употребляются технологии западные, американские, в первую очередь, - и станки, и насосы, и многие вещи, которые к нам завозятся в страну, а в связи с санкциями, которые на нас накладываются, мы видим, что… мы и на Сахалине сегодня приостановили разработку шельфа. Не потому, что мы не хотим там его разработать, а потому, что мы просто потеряли некую технологическую производственную базу с точки зрения средств производства… Вот приезжает премьер-министр в энный город смотреть энную выставку промышленных достижений, Мантуров ему показывает макеты, показывает ему, как все классно сделано, а мне хочется задать один вопрос – уважаемый министр, а какие средства производства употреблялись, чтобы получить вот эти товары и продукты, которые в данном случае показываете вы премьер-министру? Как мы уже сказали, 90 с лишним процентов средств производства в Россию завозится. Поэтому мы в программе очень глубоко эту тему фиксируем. Я могу сказать, что я редко встречаю людей, которые, говоря о промышленности, затачивают только тему в первую очередь на А-экономики. Не имея станков, обрабатывающих металл, дерево и т.д., станочной промышленности, мы на сегодняшний день экономику не совершенствуем, потому что все старое умирает, а новое уже западнозависимо, давайте так скажем. Я назову некоторые цифры. По потреблению группы А – то есть, производства средств производства – на первом месте стоит Китай, на втором США, на третьем Германия, Япония и Италия. А по производству средств производства – здесь очередь другая. Первое место занимает Китай, на втором месте стоит Германия, Япония, Италия, США… Но зато США имеет такую мощь сегодня, что они не теряют суверенитет, потому что они довольно много и сами производят. Мы, увы, в третьем-четвертом десятке по производству средств производства.
Е. Афонина:
- То есть, говорить о какой-то безопасности страны в этом смысле сейчас несколько наивно?
А. Широков:
- Очень тяжело. И меня даже удивляет, почему правительство Российской Федерации, начиная с 2012 года, этой темой пытается заниматься, пытается выделять из бюджета некие суммы на НИОКРы, поддерживать каким-то образом разработки, но это все очень слабо идет. Мы в программе предлагаем, во-первых, восстанавливать научно-исследовательские институты, которые должны заниматься этой тематикой. Даже многие специалисты говорят – да, мы можем развивать группу А, но мы настолько технологически отстали, что мы уже не догоним… То есть, мы должны включать здесь мозги, мы должны совершенствовать здесь налоговую базу, мы должны давать нулевые кредиты для развития той или иной технологической…. Мы, конечно, должны совершенно по-другому финансировать сегодня академическую науку. Потому что любая практическая наука все равно начинается с теории, а теория – это академия наук. Поэтому здесь очень много вопросов. Но мы, как партия пенсионеров, смотрим в корень. И этот корень – это производство средств производства в стране. Надо уходить от импортозависимости, точнее, приходить к импортозамещению.
Е. Афонина:
- Тем более, что с этой проблемой сталкивались не только большие предприятия, а вот именно средний и мелкий бизнес.
А. Широков:
- А медицина? Вот я прихожу к врачу-стоматологу, сажусь в кресло. Вам начинают ремонтировать ваши зубки – зубы надо ремонтировать до конца, никогда ничего не вырывайте… и мы с вами задаем вопросы – а вот вы меня сверлите – это откуда? Это импортное. А материалы откуда? Это импортные? Все импортное. Понимаете, мы с вами видим, что мы во многих сферах услуг, и медицинского характера, зависимы от того, что поставляется нам нашими друзьями, а иногда и не друзьями, через третьи страны.
Е. Афонина:
- Из Свердловской области поддерживают вас и говорят, что в правительстве должны сидеть у нас технари и ученые, а не артисты, фигуристы и боксеры… Андрей Вячеславович, давайте мы поговорим о том, как партия пенсионеров планирует решать вопросы местного самоуправления, развивать местное самоуправление? Почему это действительно важно?
А. Широков:
- Я многие годы наблюдаю за встречами Владимира Владимировича Путина с населением. Я не могу рекламировать передачи, на которые я хожу, но вместе с темы мы часто на этих передачах обсуждаем – вот такой вопрос задал, вот этому помог, вот этому… И каждый раз я выхожу прямо скрипя сердцем и говорю – система не работает. Вопросы, которые вы задаете президенту Российской Федерации, которые должен следить за Конституцией, который должен управлять армией, который должен решать международные вопросы, которые должен четко понимать, как регулирует сегодня законодательство Российской Федерации все темы нашей жизни, вы ему задаете вопрос – а как нам проложить водопровод в деревне?
Е. Афонина:
- Почему не работает насос в деревне Ленинградской области?
А. Широков:
- Да. А как газифицировать мой участок? Это все вопросы местного характера. Муниципальные вопросы. Местного самоуправления. Это все, что регулирует 131-й федеральный закон, который как раз регулирует отношение местного самоуправления и все эти правила игры, и выстраивает очередность… С чем мы столкнулись в первую очередь в России? Функционала на муниципалитетах больше, чем у них денег. У них нет доходных баз, у них нет денег. Да, мы видим с вами, что, допустим, в Московской области Андрей Воробьев провел большую реформу по уничтожению местного самоуправления, когда он сделал так называемые муниципальные районы – Раменский, Домодедовский, Пушкинский и т.д. Причем, он уничтожил местное самоуправление, которое было самодостаточное не только по функционалу, который прописан по 131-му ФЗ, но и по деньгам, по доходной части. Ведь уничтожать надо местное самоуправление, когда там на самом деле надо провести некую реформу, скажем так, соединить что-то с чем-то, для того, чтобы ресурсы появлялись, чтобы перераспределение было. А тут просто убили местное самоуправление Подмосковья… если бюджет, допустим, поселка был 200 миллионов и их хватало на функционал, то их сложили пять и получилось у района бюджет в полтора миллиарда. Ну, кому это интересно? Чиновнику интересно, распределению интересно, решению твоих задач интересно? Понимаете, сегодня в стране существует две глобальных проблемы. У нас медицина наверх поднимается и уничтожается на нижнем уровне, точнее, уничтожена, и нам надо за этой медициной бежать все выше и выше. И власть у нас внизу как бы реформируется и нам к этой власти надо бежать все выше и выше. Причем, чем выше вы поднимаетесь к власти, тем труднее войти в эту власть. Потому что там стоят охранники, там стоят запорные устройства, там ни до кого не дойдешь, говорят – пишите. А сегодня новость появилась такая – нам говорят не просто пишите, а на горячую линию по компьютеру напишите, номер вам присвоим и т.д. Но люди хотят общения, люди хотят довести свою проблему вербально, совершенно по-другому подойти. Особенно люди старшего поколения, чаще всего они идут, потому что они замечают те или иные нюансы жизни внизу. Поэтому, конечно, мы должны сегодня совершенствовать местное самоуправление, надо совершенствовать 131-й закон, надо очень активно работать с ассоциацией, которая сегодня существует в стране и объединяет местное самоуправление с их проблемами. И политически добиваться через законодательство, через политическое влияние, что не надо реформировать, не надо уничтожать местное самоуправление, а, наоборот, его надо развивать и смотреть, как перераспределять бюджеты.Кстати говоря, мы в программе закладываем эти проблемы и перераспределение бюджета от федерального субъектового муниципального – не надо все наверх забирать, давайте многие деньги оставлять внизу. Потому что жизнь-то идет внизу и люди внизу требуют. А так у нас получается управление, которое мы как бы на крючке держим. Мы закидываем и говорим – ты хороший парень, я тебе денег дам, ты решишь какие-то проблемы и тебя опять изберут. А должно быть не так. Он должен работать в полном обязательстве. Есть функционалы, прописанные законом, значит, под этот функционал должны быть средства. Если нет денег, значит, нет функционала. У нас сегодня огромные проблемы на муниципальных уровнях, так называемых безхозяйных объектов. У нас огромное количество сегодня газовых труб, водяных труб, лежащих на территориях, брошенных когда-то предприятиями, но находящихся в эксплуатации и никому не принадлежащих. И говорят, что этим должен заниматься муниципалитет. Я эти темы рассматриваю профессионально и говорю, что муниципалитет этим заниматься не может, у него нет денег и нет кадров. У него нет людей, которые этим будут заниматься…
Е. Афонина:
- Слушайте, а ведь собирались чуть ли не какие-то государственные курсы или какие-то специальные учреждения для тех, кто будет работать именно на низовом уровне, на уровне муниципалитетов – и, по-моему, эта задача так и не была решена.
А. Широков:
- Я вам скажу такую вещь, которая не понравится нашему слушателю. Там такие мизерные зарплаты, что люди в муниципалитеты на нижнем уровне идти не хотят. Кстати говоря, я сейчас за одним муниципалитетом очень активно наблюдаю, потому что там избрана та самая уборщица, о которой знает вся страна, но страна не знает, что ее выдвигала партия пенсионеров и люди проголосовали за партию пенсионеров. Все говорят – а, это некая альтернатива была руководителю этого поселкового совета. Нет, это наша девочка. Причем, она была не только уборщицей, она еще была депутатом местного совета… Это депутат, имеющий среднее техническое образование, зовут ее Марина Удготская, выдвинутая партией пенсионеров, поселком избрана главой поселкового совета. Я к ней уже несколько раз ездил, а это тайга, это практически на границе Костромы с Вологодской областью… места, конечно, очаровательные… но я могу сказать, что от цивилизации там только электричество. Все остальное – это дрова, примитив и все остальное – это по ветру. Увы, действительность жизни. Поэтому на сегодняшний день, конечно, местное самоуправление надо развивать, финансировать и понимать, что не надо президенту Российской Федерации задавать вопросы.