Школа будущего: о трендах обучения и развитии процессий
Как должна выглядеть школа будущего?
Одно из последствий пандемии – развитие дистанционного образования. Да, эта проблема была чрезвычайно остра весной, когда школьники и подростки фактически сидели по домам по всей стране. Сейчас в каждом регионе власти самостоятельно принимают решение, стоит ли переводить школьников на дистант. Агентство стратегических инициатив активно помогает и детям, и взрослым развивать образовательные навыки в интернете. Как именно? «Радио «Комсомольская правда» рассказала заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина.
«ГИБРИДНЫЙ ФОРМАТ»
- Уже девять месяцев как дистанционное образование прочно вошло в нашу жизнь. Как думаете, это навсегда?
- В этой ситуации оказался весь мир. Мы не так давно обсуждали с нашими коллегами из европейских и азиатских стран, как сейчас устроена образовательная политика в период пандемии. Все сходятся в одном: вынужденный кардинальный переход на дистант действительно оправдывается. И часть решений, которые сейчас уже внедряются в систему образования, могут быть применены и в дальнейшем для того, чтобы преподавать какие-то дисциплины или ряд специфичных модулей, либо давать дополнительное образование, в том числе и с использованием дистанционных форматов.
Мне кажется, что в России есть уже достаточно серьезных, интересных решений, которые касаются того, как можно через онлайн освоить ту или иную компетенцию, узнать, что собой представляет профессия, посмотреть лучшие модульные уроки в «цифре» либо даже научиться программированию. Гибридный формат обучения, участие «цифры», онлайн-формата будет продолжать развиваться, но уже именно в тех областях, где будет потребность.
- Без офлайна мы сможем обойтись?
- Не так давно эта тема обсуждалась с руководством Министерства просвещения. Коллеги заявляют официальную позицию, что офлайн-образование является базовым, никуда не денется. И та ситуация, в которой мы оказались, является временной. Но нужно рассматривать возможность появления очень удобных онлайн-форматов для овладения знаниями.
ЛУЧШАЯ ПОДБОРКА РЕСУРСОВ В СТРАНЕ
- Агентство стратегических инициатив запустило платформу дополнительного образования для детей всех возрастов. В чем ее преимущество по сравнению с другими платформами?
- Весной, в разгар пандемии, мы с коллегами из Министерства просвещения и ряда цифровых платформ и компаний, которые работают на рынке EdTech (это все, что связано с технологиями для образования), сконструировали платформу-навигатор дополнительного образования детей. С ней можно ознакомиться на сайте edu.asi.ru. Платформа в первую очередь решает проблему доступа каждого ребенка к образованию вне зависимости от места его проживания. На этой платформе собрано сейчас уже более 250 различных ресурсов, которые направлены на изучение и естественных наук, и технологических предметов. В том числе представлены курсы, которые связаны с реализацией технологической повестки. Например, участники движения WorldSkills, в том числе победители мировых и национальных чемпионатов, рассказывают о том, как выглядит профессия. По сути своей личной историей даже могут помочь с профориентацией.
Мы создали независимый научно-методический совет при участии Министерства просвещения, экспертного сообщества, коллег, которые уже работают в рамках цифрового образования много лет. Это и платформа uchi.ru, и команда Яндекса, и команда Skyeng, и FoxFord, и ряд других. И мы рассматриваем весь контент с точки зрения полезности для детей.
Платформу планируем расширять. Мы придерживаемся принципа 50 на 50: половина контента – платный, другая половина – бесплатный. Кстати, хотя все эти игроки – коммерческие организации, часть проектов и часть курсов они в этом году открыли без дополнительной платы. Мы считаем, что у нас лучшая сборка в стране всех ресурсов, которые касаются дополнительного образования детей.
- Онлайн-образование – это еще и вопрос технической обеспеченности: нужен ноутбук, интернет. По вашим оценкам, готовы ли мы к решению этой проблемы?
- Серьезный вызов! Проблема получения дистанционного образования очень остро стоит для ребят из малоимущих, многодетных семей и семей в тяжелой жизненной ситуации. Агентство стратегических инициатив вместе с коллегами из Министерства просвещения и партии «Единая Россия» посчитало всех, кому нужна была такая поддержка. На момент запуска акции в технике нуждалось 944 343 школьника. Это серьезная цифра. У нас очень здорово отработали региональные министерства образования и коллеги на местах, когда были обеспечены доступ и техника для ребят. Кроме того, мы сделали сайт «Помоги учиться дома», который позволял по запросам граждан увидеть, где есть проблема отсутствия дома какой-то техники. Благодаря этим усилия, половину запросов уже получилось отработать.
К этой акции присоединилось большое количество крупных российских компаний, которые перевели спонсорские деньги. До конца года мы осуществляем плановую закупку и доведение до конкретных семей.
Вторая большая тема, которую мы тоже с коллегами обсуждали (участвовала компания «Мегафон» и ряд других коллег) - это доступ к интернету. Сейчас у коллег большие планы совместно с Министерством просвещения и Минцифры относительно полной информатизации учебных заведений. Я хотела поблагодарить все компании, все команды регионов, которые участвовали в этой акции. Все, кто сейчас занимается повесткой образования, должны обеспечить качественный доступ к образованию здесь и сейчас для каждого ребенка.
БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ…
- Если говорить об онлайн-образовании для взрослых, какие возможности открываются в этой сфере, какие инициативы и проекты вы поддерживаете?
- История про онлайн-образование для взрослых в этом году развивается тоже семимильными шагами. В этом году Российская Федерация впервые в мире провела национальный чемпионат по стандартам WorldSkills в гибридном формате. По сути, мы перестроили всю чемпионатную часть, которая касается проведения практических заданий - перевели в цифровой формат. Лучшие практики будут представлены мировому сообществу. Как передать практический навык в онлайне?.. Это касается в том числе цифровизации среднего профессионального образования.
Что касается курсов для взрослых для повышения их квалификации. Сейчас существует большое количество традиционных платформ, которые уже открыты для овладения новыми навыками, – и Coursera, и Skillbox, и ряд других больших системных решений. Команда Университета-2035 – это команда, которая находится в экосистеме АСИ - занимается цифровой трансформацией и высшего образования, и построением индивидуальных профессиональных траекторий, также имеет на своих платформах все необходимые решения, чтобы повысить навык для себя и своих команд.
Существуют и другие решения. Это и большое чемпионатное движение «Навыки мудрых 50+», у наших коллег и партнеров – Союза WorldSkills - функционирует Академия WorldSkills, где можно реализовать свою подготовку в формате онлайн. В этом году был запущен большой проект – переподготовка граждан, которые оказались на грани увольнения. Идет программа переподготовки. На уровне государства и на уровне частных организаций, платформ запущено очень много решений. Есть все возможности. Но желание самореализовываться, получать возможность самообразовываться и еще получать новые знания, в том числе и в формате онлайн, должно в первую очередь исходить от самого человека.
- Сейчас много говорят о том, что не профессии важны, а компетенции. Какие компетенции нужно развивать в первую очередь?
- Профессии никуда не денутся, но они сейчас становятся сложно сконструированными. Так, раньше одна профессия касалась одной или двух компетенций, а сейчас они могут сочетать в себе и десять, и пятнадцать. Потому что усложняется технологический процесс, усложняется понимание базовых навыков, которые сейчас необходимы каждому человеку. Поэтому все, что касается компетенций, - это повестка будущего. У человека должен быть принципиально собран набор компетенций, который поможет ему состояться профессионально, независимо от профессии, от области своей деятельности, где он планирует развиваться.
Необходимо вкладываться в свое образование, которое касается базовых навыков работы в пространстве онлайн. Это все, что касается дата-аналитики – аналитики больших данных. Это все, что касается ознакомления с новыми языками программирования, построения работы с большими онлайн-проектами, сетевыми командами, большая и очень важная тема – геймификация.
Вторая история - умение построения коммуникаций в сети и развитие навыков, которые связаны с грамотностью, финансовой грамотностью, с медиа-грамотностью и грамотностью, которая касается содержания того, как устроена технологическая повестка. Нужно сформировать базовую модель компетенций, освоить новые навыки и развиваться уже в том числе узкопрофессионально в какой-то из своих тем.
Я уверена, что многие слушателей знают про яркий проект, который создал АСИ вместе с нашим лидером Дмитрием Судаковым - «Атлас новых профессий». Не так давно у нас вышла новая версия, там можно увидеть то, как будут сконструированы профессии будущего. Посмотреть, кем можно состояться как профессионал в перспективе.
ПОДГОТОВКА САМОЗАНЯТЫХ
- Месяц назад состоялся большой форум «Сильные идеи для нового времени», который Агентство стратегических инициатив проводило совместно с Фондом Росконгресс. Какие идеи в сфере новых компетенций и онлайн-образования признаны наиболее перспективными?
- Мы собрали более 15 тысяч идей через нашу крауд-платформу АСИ. По направлению «Новые компетенции и образование» поступило 2344 идеи. Это огромный результат! Из них более 600 идей о том, как должна выглядеть школа: инструменты для педагогов, проекты, связанные с постановкой новых знаний для ребят, для школьников. Проще говоря, как должна выглядеть школа будущего.
Большое внимание уделяется переподготовке взрослого населения, переобучению и самообразованию. Максим Усынин выступил на главном пленарном заседании с участием президента России, где высказал свою идею о том, что нужно развивать тему практической подготовки самозанятых, чтобы люди самореализовывались в конкретной сфере, делали свой бизнес и развивались как предприниматели.
Были очень интересные проекты, которые касались темы наставничества. Один из таких ярких примеров – «Знание за баллы». Если человек является наставником, ведет свою деятельность, то его партнеры, команды, которые с ним работают, могут предоставлять ему какие-то сервисы бесплатно. По сути, он конвертирует свою деятельность наставника во что-то предметное и получает даже за это какие-то бонусы. Я говорю здесь не про финансовые преференции, а его вовлечение в другую деятельность.