«Воспитание таланта, вызовы мирового уровня и любовь к Родине — это основа кадрового суверенитета России»
- Роберт Наилевич, в этом году много говорили о продовольственном суверенитете, цифровом суверенитете, экономическом. А из ваших уст довелось слышать о кадровом суверенитете. Расскажите, для чего он нужен России и как у нас успехи на этом направлении?
- Очень редко люди обращают внимание на понятие «суверенность» до того момента, пока что-нибудь чрезвычайное не происходит. И мы тоже не обсуждали тему кадрового суверенитета еще недавно, максимум говорили- «людей не хватает, навыки у них не те». Но когда от людей начинает зависеть жизнеспособность и безопасность страны, появляется немножко другой акцент. Яркий пример этого года - массовый отъезд из страны айтишников. Все обсуждали, почему это произошло, что делать.
Итак, что такое кадровая суверенность? С одной стороны, способность страны удовлетворить спрос с точки зрения подготовки кадров по критическим или по важным отраслям. Но второе, более важное, - это обеспечить свою когнитивную независимость. То есть способна ли страна производить свои собственные модели управления, свои концепции, свои понятия, сформулировать свою стратегию, исходя из той идентичности, которая в стране сложилась. В переводе на простой русский язык - что есть такого в нашей культуре, в наших предках, в нас самих, что является нашим конкурентным преимуществом. И как мы это можем развивать, что мы можем передать нашим детям.
- Вы бы как оценили количественную и качественную подготовку кадров в России?
- Как оказалось, во многих отраслях наши умения по подготовке кадров были не очень востребованы, потому что мы были в ловушке глобализации. Почему в ловушке? С получением технологий мы фактически утратили способность делать самостоятельно. Вы сейчас видите по тем решениям, которые принимаются на государственном уровне: это и микроэлектроника, и искусственный интеллект, и квантовые вычисления, и даже простейшие производственные технологии, например, отрасль беспилотных летательных аппаратов.
В Агентстве стратегических инициатив мы разработали специальную концепцию кадрового суверенитета, которая основывается на принципиально новой модели, которой нет сейчас в мире. Мы ее назвали моделью паруса. В чем она заключается? Для того чтобы завладеть кадром, то есть получить его способность к производственному труду, к конструктиву, мы должны для него создавать три мотивации одновременно. Первая – это развивать талантливость. Это вовсе не значит развивать профессионализм. Вы можете быть суперпрофессионалом, но если у вас не лежит к этому душа, может, вы в этом неталантливы, не получается, человеку это не нравится.
Второе – это давать вызовы мирового уровня. Казалось бы, очень простая задача. Сейчас у нас, куда ни кинь, везде вызовы мирового уровня. Но вы попробуйте создать вовлеченность человека в мировые вызовы, если он не находится на острие. Понятно, руководитель это чувствует остро, а как это сделать для рядового сотрудника? Пардон, как уборщица в научном институте, занимающемся ядерной физикой, понимает важность ядерного реактора? Обеспечить эту связность от младшего научного сотрудника до верхнего, до людей, которые производят те или иные решения, это очень важно.
И третье – то, что мы очень часто называем таким словом «патриотизм», это отношение к Родине. То есть, с одной стороны, способности применить во благо своему народу, себе, своим детям, своим родителям, а с другой стороны, готовность Родины тебя таковым принять.
- Где эта модель должна применяться? На уровне школы, на уровне университетов она будет внедряться?
- Нам кажется, что это должна быть сквозная система, которая будет начинаться от Совета безопасности до реализации в конкретной школе, кружке, конкретном предприятии. Система достаточно универсальная, поскольку позволяет работать не только с управленческим контуром, но и фактически быть методикой управления. Мы пытаемся сейчас ее применить, например, для процессов, связанных с кадровым обеспечением острова Сахалин. Мы в этом году будем там проводить специальный форум. И главная задача – сформулировать не просто зачем люди должны ехать на Сахалин и зарабатывать, а сделать так, чтобы они там жили и работали. И должны ответить на вопрос: зачем это делать большому количеству людей?
- Любая система достаточно инерционна, особенно большие системы. Вы сейчас, когда пытаетесь внедрить вашу новую методику, с какими проблемами сталкиваетесь?
- Инерционность – это нормально. Мы все-таки имеем дело с людьми, система не быстро поворачивается. Но существуют механизмы, которые позволяют ускорять процессы изменений. Если вы очень хорошо, удачно и правильно выбираете те культурные основания, которые человеку близки, если вы способны своей идеей зажечь большое количество людей, то все происходит быстро. Как у Маркса и Энгельса, идея становится настоящей, если она зажигает массы.
- Один из флагманских проектов Агентства, которое вы возглавляете, это проект «Заработаем вместе». Расскажите о нем подробнее.
- В июле этого года Агентство стратегических инициатив проводило форум «Сильные идеи для нового времени». И там как раз возникла эта идея, которая была поддержана экспертами, а мы помогали лидеру идеи - это Анастасия Кожепенько из Южно-Сахалинска - ее выращивать. Сам проект важен тем, что он предложил принципиально новую логику работы с подготовкой людей. С вами изначально заключается не ученический контракт, где вас обещают чему-то научить, а с вами заключается двустороннее соглашение о том, что вы вместе договариваетесь, вы в дальнейшем будете зарабатывать некую сумму. Понятно, что это не ваше желание «я хочу миллиарды зарабатывать», а именно двусторонняя сделка, когда вы договариваетесь с новым игроком на рынке, с так называемым поставщиком карьеры вот такую сделку.
Какие обязательства сторон? Ваши обязательства – учиться, быть прилежным, ходить на собеседования, а задача поставщика карьеры – вас научить, проинвестировать в это средства, довести вас до работодателя и обеспечить тот уровень дохода, о котором вы договорились.
После того, как вы вышли на свою работу, включается вторая часть сделки. За счет роста вашего дохода, вы компенсируете то обучение или акселерацию, которая вам была сделана.
Почему раньше до этой схемы не додумались? Все просто. Здесь есть два барьера. Россияне очень не любят регулярно учиться. Как обычно говорят: «Вечный студент, что ты опять учишься, иди, в конце концов, работай. Прекрати дурью заниматься!» Соответственно, граждане мало вкладывают в свое непрерывное образование.
Второе. Наши работодатели не очень любят вкладывать в образование своих собственных сотрудников, потому что боятся того, что они уйдут к конкурентам.
- Будет ли этот проект масштабироваться на другие регионы?
- Сейчас президент уже принял решение рассмотреть такой вопрос. Мы сейчас заняты как раз масштабированием. Учим другие регионы этому диковинному новому делу.
- На Сахалине 16-18 декабря состоится форум «Национальная кадровая инициатива». Чего от него вы ждете?
- Первое, как я уже сказал, попробовать применить «методику паруса» для создания кадрового бренда территории. Ответить на вопрос: зачем жить и работать на Сахалине. И не только для тех, кто хочет приехать, а для тех, кто живет уже там. Это важно.
Второе. Это, безусловно, обучение технологии «Заработаем вместе». Мы рассматриваем это не как вот конкретный проект, а в принципе набор решений, которые позволяют за счет профессионализма человеку получить более высокий доход, а работодателю быстро найти своего сотрудника. И третье – это форум тех проектов, которые появились в Агентстве стратегических инициатив, у нас их очень много. Важно, чтобы лидеры проектов находили.