Как живут российские фермеры и кто им жить и растить помогает

Татьяна Пантелькина
Антон Челышев обсуждает вместе с советником заместителя председателя правления Россельхозбанка Татьяной Пантелькиной, как развивается фермерство в России и на какую поддержку могут рассчитывать аграрии

А. Челышев:

- Здравствуйте, друзья. Вы слушаете радио «Комсомольская правда». Поговорим о том, как живут российские фермеры и кто им жить и растить помогает. На связи со студией советник заместителя председателя правления Россельхозбанка Татьяна Пантелькина. Татьяна Викторовна, здравствуйте.

Т. Пантелькина:

- Добрый день.

А. Челышев:

- Не так давно прошли те времена, когда доля рынка производства сельхозпродукции, которую занимали фермеры, измерялась в единицах процентов (я полагаю, вы сейчас мне с точными цифрами поможете), а какую роль фермеры играют в структуре производства сельхозпродукции сейчас?

Т. Пантелькина:

- Антон, вы абсолютно правы, в 90-е годы доля фермеров в производстве российской продукции сельского хозяйства колебалась на уровне 3%. За время работы Россельхозбанка – с 2000 года – эта доля выросла до 16%, то есть в 5 раз, а объем произведенного фермерами продовольствия – в 61 раз, до 1,4 млрд. рублей. Другими словами, сейчас очень много продуктов на наши с вами столы поставляют именно фермеры. Кроме того, фермерские хозяйства – это своеобразные центры притяжения на селе. Мы же хотим, чтобы село жило, чтобы люди не уезжали из села. А что для этого нужно? Работа. Так вот, наши фермеры как раз и обеспечивают таким трудом своих односельчан. Поэтому поддержка одного фермера – это поддержка и его односельчан.

Мы в Россельхозбанке считаем, что фермерство – это призвание, потому что это очень тяжелый труд от рассвета и до заката. Поэтому и идут в фермеры только те, у кого глаза горят. И они очень любят эту работу, они любят землю, на которой работают, любят то, чем занимаются. Мы очень ценим их за это и хотим, чтобы у этих людей все получалось, и получалось очень хорошо.

А. Челышев:

- Мы пригласили Вас, чтобы задать несколько вопросов о Школе фермера, одном из самых громких проектов РСХБ. Как появилась идея создать Школу фермера?

Т. Пантелькина:

- Это стало логичным продолжением нашей работы как с аграриями, так и с агровузами.

Шел 2020 год…

А. Челышев:

- Пандемийный, напомню.

Т. Пантелькина:

- Мы к этому моменту накопили огромный опыт не просто поддержки, а общения с фермерами. У людей огромное желание развиваться в агросфере, выращивать урожай, становиться предпринимателями. Мы провели определенный анализ и увидели, что людям часто может не хватать знаний, а ведь знания не работают сами по себе – их нужно уметь применять на практике. Так вот: кому-то не хватало знаний, у кого-то они имелись, но просто устарели, а кому-то нужен был стимул, чтобы начать новое дело. И мы решили сделать так, чтобы люди не тратили огромные силы и время на преодоление трудностей, с которыми они сталкиваются в поиске этих знаний. …Кстати, я не зря упомянула 2020 год. Как правильно вы заметили, это был первый год борьбы с ковидом. Многие люди резонно посчитали, что если они переедут из города на село, это будет лучшая превентивная мера. Чем они будут заниматься на селе? Можно, конечно, продолжить работу удаленно, но можно и новое дело начать осваивать.

Поэтому мы посчитали в тот момент, что необходимо научить людей грамотно заниматься сельским хозяйством. Так и обозначились главные задачи Школы фермера – новичков научить строить рентабельный бизнес (причем, обращаю внимание, с нуля), а действующим аграриям – помочь вырасти и стать эффективнее.

А. Челышев:

- Задача, полагаю, была еще сложнее. Потому что на село переехали не только, скажем, люди, у которых есть за плечами некий опыт. Ведь переехали, в том числе, и те, кто жил в городе, родился в городе и вполне себе городскими вещами занимался, в офисе сидел, за компьютером работал. Такие люди тоже захотели начать свой агробизнес. И, безусловно, им еще больше знаний нужно было…

Какие цели вы как команда Россельхозбанка перед собой поставили, и удалось ли их все достичь за три года существования проекта?

Т. Пантелькина:

- Мы хотели дать возможность нового развития действующим фермерам. Например, если человек всегда занимался растениеводством, а хотел бы заняться животноводством, то Школа фермера – это та самая площадка, на которой он смог получить новые знания. И получил! И это позволило ему диверсифицировать свой бизнес и, самое главное, избежать грубых операционных ошибок, избежать штрафов и убытков.

Во-вторых, благодаря нашей образовательной программе в регионах появилось больше фермеров. Вы были абсолютно правы, когда сказали, что учиться пошли и городские жители, те, кто всю жизнь просидел в офисе за компьютером. И даже в больнице или в школе. Ведь к нам пошли и учителя, и врачи, и отставные военные, и сотрудники судебной системы. Мы особенно гордимся теми выпускниками, кто с нуля начал свой агробизнес.

Еще мне хочется отметить, что каждый студент, который зашел в Школу фермера, стал нашим клиентом. Они открывают расчетные счета, они получают кредиты, мы не расстаемся с нашими студентами после окончания проекта. Потому что когда они начинают развивать бизнес, у них появляются новые вопросы, и наши сотрудники по всей Российской Федерации в региональных филиалах готовы ответить на любой, начиная от банковской деятельности и заканчивая мерами господдержки от Министерства сельского хозяйства. Возвращаясь к вашему вопросу, хочу сказать, что целей, которые мы перед собой ставили, мы не просто достигли, а даже перевыполнили.

А. Челышев:

- В чем особенность занятий в Школе, чем они отличаются от занятий в том же агровузе, который, казалось бы, тем же самым занимается?

Т. Пантелькина:

- Когда мы разрабатывали методику обучения, то приняли во внимание самое главное: людей надолго нельзя отрывать от работы. Поэтому мы поставили задачу уместить знания в беспрецедентный по интенсивности и информационной емкости курс, который получилось сделать коротким – всего 2,5-3 месяца. Когда мы вместе с вузами и Министерством сельского хозяйства разрабатывали учебный план, привлекали к практическим занятиям наших клиентов – действующие предприятия отрасли. Эти компании бесплатно предоставляют студентам свою производственную площадку для получения знаний. И на самом деле это огромное богатство, когда студент, который сельское хозяйство только по телевизору видел, приезжает к уже состоявшемуся предпринимателю, бизнесмену и видит, как это все работает, может «потрогать» это руками и получает информацию о том, как это повторить у себя. Это очень дорогого стоит. Поэтому проект Школа фермера – первая в России площадка, на которой объединены возможности и ресурсы Минсельхоза России, Россельхозбанка, субъектов Российской Федерации, а также лидеров фермерского сообщества и представителей компаний, которые занимаются производством и переработкой фермерской продукции.

А. Челышев:

- Фермерство – довольно сложное занятие, на стыке многих областей знаний. Хочется понять, как формируются специализации для обучения в Школе фермера.

Т. Пантелькина:

- В каждом регионе есть своя специфика, включая климатические условия, технологии, опыт выращивания. Мы приняли во внимание, что каждый регион активно развивает какие-то свои направления, и их нужно диверсифицировать, приняли во внимание рекомендации Министерства сельского хозяйства. И, конечно, ориентировались на то, что появились новые тренды, такие как, например, виноградарство, органика, сити-фермерство, агротуризм. И за 8 волн проекта Школы фермера мы насчитали около 40 специализированных программ, в рамках которых обучались наши студенты. И даже в рамках одного направления специфика может различаться от региона к региону. И, конечно, все это мы учитывали, для того чтобы правильно сформировать специализацию для обучения.

А. Челышев:

- Как оцениваете успеваемость студентов? Какие работы они выполняют по итогам обучения?

Т. Пантелькина:

- Цель Школы фермера – чтобы студент после наших занятий смог реализовать себя в агробизнесе. Поэтому каждый студент разрабатывает бизнес-план по выбранной специализации. Рентабельность, жизнеспособность этого бизнес-плана – это и есть основные критерии оценки его обучения. Выпускникам по итогам успешной защиты бизнес-плана выдается диплом государственного образца. И они имеют право, как я уже и говорила, подать заявки на грантовую поддержку. Формально они получают и теорию, и практику от тех, кто состоялись в этом бизнесе. Поэтому основная задача студента – правильно применить это. Поэтому главный экзаменатор – это сама жизнь.

А. Челышев:

- Жизнь не только экзаменует, но и дает возможности. Потому что ваши действующие клиенты, которые предоставляют свои производства в качестве учебных площадок, могут увидеть в своих студентах потенциал – и сразу пригласить их к сотрудничеству…

Т. Пантелькина:

- Да, наши студенты очень часто дают нам повод для гордости, потому что не только оправдывают, но частенько даже превосходят наши ожидания, успешно реализуя свои проекты.

А. Челышев:

- При этом, насколько я знаю, для обучающихся все бесплатно. Почему?

Т. Пантелькина:

- Потому что поддержка фермеров – это часть нашей ДНК. Ведь мы не только финансовый институт, который показывает прибыль, растет в своей деятельности, мы еще и выполняем такую важную миссию по поддержке тружеников АПК. К тому же, как говорил наш председатель банка, лучшие инвестиции – в образование. С точки зрения банка, финансово грамотный и эффективный агробизнесмен – это самый надежный клиент.

А. Челышев:

- Расскажите о том, как взлетали, с каких регионов проект начинался.

Т. Пантелькина:

- Пилотный проект был запущен в четырех регионах Российской Федерации 1 сентября 2020 года. Башкирия, Ставропольский край, Московская и Новосибирская области были выбраны для участия в нашем проекте неслучайно. Именно в этих регионах доля малых форм хозяйствования – наибольшая. Ккогда мы задали вопрос, какие регионы могли бы поучаствовать в нашем образовательном проекте, эти регионы откликнулись с огромным желанием и удовольствием и сразу определили фермеров-наставников, тех успешных бизнесменов, которые могли бы принять наших студентов у себя на производственной площадке. В Новосибирской области и Башкортостане студентов научили производить мраморную говядину и варить сыр, в Московской области –собирать мед, выращивать ежевику, картофель и другие полезные продукты. А на Ставрополье было выбрано несколько специализаций сразу – как правильно выращивание КРС, козоводство, картофелеводство. Наставники рассказали, как надо выращивать, как вести производство, как наладить технологию, как выстроить отношения с торговыми сетями, логистику.

Во всех волнах нашего проекта мы уделяем пристальное внимание самым актуальным темам и вопросам сегодняшнего дня: и кооперации, и органическому производству, и агротуризму. Мы готовим наших выпускников к возможности использовать максимальное количество мер поддержки Министерства сельского хозяйства. Потому что выпускники Школы фермера имеют право запросить такую поддержку.

А. Челышев:

- Давайте заглянем в будущее. Я полагаю, дальнейшие планы подразумевают расширение горизонтов…

Т. Пантелькина:

- За три года наш проект стал настолько популярным, что уже охватывает 58 регионов России. К концу 23-го года общее количество выпускников превысит 5 тысяч человек. В сентябре запустилась 8-я волна образовательного проекта. И в этот раз она станет рекордной как по количеству слушателей, так и по количеству регионов, которые примут участие в проекте. Я с гордостью называю эти цифры. В 8-й волне приняли участие более 1000 человек, 32 региона подали заявки на участие в проекте. Среди новых регионов Республика Саха – Якутия, Сахалинская область. Мы не останавливаемся на достигнутом и планируем расширить географию проекта. Заявки на участие в проекте в 2024 году подало много новых регионов, они хотят расширить фермерское сообщество.

А. Челышев:

- Татьяна Викторовна, спасибо вам большое. Удачи проекту!