Глава АСИ Светлана Чупшева – о социальной поддержке: «Человеку нужно оставить выбор. Он лучше знает, что ему нужно»
На форуме в Санкт-Петербурге обсуждали проблемы и возможные решения социальных проблем. В правительстве России взяли курс на адресную поддержку. Помощь предлагают давать лишь тем, кто действительно нуждается. Но как предоставлять эту помощь? Можно ли упростить процесс? И где требуется максимальная модернизация? Об этом и не только в рамках ПМЭФ-2021 «Комсомольской правде» рассказала Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ).
- Светлана Витальевна, начну с общего вопроса. Как можно оценить качество жизни россиян?
- Есть общемировые стандарты оценки качества жизни. И Россия здесь не на лидирующих позициях. В рейтинге ОЭСР из 35 мест мы на 33-м. По индексу ООН – на 73-м из 120 стран. Подтверждает и российская социология. Уровень удовлетворенности качеством жизни не достигает даже 50%. Это значит, что больше половины граждан страны не довольны возможностями, средой для жизни.
- Тут в основном вопрос зарплаты или чего-то еще?
- Это комплексный компонент. Мы провели опрос. На первое место у нас вышли базовые потребности для человека. Для людей важно жилье, одежда и пропитание. На втором – возможности работы, реализации и трудоустройства. И на третьем – здравоохранение.
- При этом в регионах сейчас зачастую делают акцент на благоустройство городской среды, а не на то, чтобы сначала удовлетворить базовые потребности…
- Конечно, столицы, крупные города и малые населенные пункты находятся несколько на разных уровнях с точки зрения инфраструктуры. Но есть фактор субъективный. Не всегда человеку нужно куда-то переезжать в большой город, ему комфортно в его небольшом населенном пункте, он себя чувствует хорошо. Но там необходимо достроить необходимые возможности для получения услуг в медицине, сфере социальной поддержки, трудоустройства.
- Одно из ваших новых и важных направлений, которое обсуждалось на форуме, – Национальная социальная инициатива. Расскажите, что это такое? На что она направлена?
- На наблюдательном совете АСИ в прошлом году президент Владимир Путин сказал, что АСИ многое сделало для улучшения инвестиционного климата. Предприниматели впервые стали полноправными участниками процесса создания условий, инфраструктуры, мер поддержки для бизнеса, правил внешнеэкономической деятельности. Очень много удалось сделать в части сроков, процедур, административных барьеров для предпринимательского сообщества. По такому же принципу глава государства поручил нам действовать и в социальной сфере. Посмотреть, с какими проблемами и сложностями люди сталкиваются в области здравоохранения, образования, социальной поддержки. Была задача найти лучшие региональные практики, поговорить со специалистами, работающими в этих направлениях. И предложить меры, которые позволили бы улучшить качество сервисов в социальной сфере, повысить адресность государственных услуг и мер поддержки для человека как в регионах, так и на федеральном уровне.
- Как собирали обратную связь?
- В прошлом году мы провели «пилот» в пяти субъектах РФ. Проводили социологические опросы, фокус-группы с населением разного возраста, с разными возможностями и потребностями в здравоохранении, образовании, социальной поддержке. Старались максимально учесть полный спектр проблем, с которыми сталкиваются люди, и сформировать решения. Здесь нам очень помогли коллеги из ВЦИОМ, наших региональных экспертных групп, из Фонда президентских грантов, региональных НКО, которые работают с нуждающимися, с инвалидами, с людьми старшего поколения, с многодетными семьями. Они помогли пригласить на встречи жителей пилотных регионов. В итоге по каждому региону получилась карта проблем и барьеров, о которых говорили люди. И самое главное, мы спрашивали: как вам бы хотелось? Как было бы удобно и действительно полезно? Для нас это стало основой для наших предложений в рамках Национальной социальной инициативы решений и предложений, которые мы уже выносили на федеральный уровень.
- Что выяснилось? Какие главные проблемы, которые вы сейчас будете решать?
- Мы сконцентрировались на тех направлениях, которые охватывают большее число жителей нашей страны. Например, так или иначе, каждая семья в какой-то момент сталкивается с проблемой устроить ребенка в детский садик, выбрать школу, записать его. И понять, как найти хорошего учителя, потому что многое зависит от того, к кому ты попадешь в начальную школу и какой у ребенка сформируется первый опыт образования.
Также это вопросы, связанные с первичной медицинской помощью. Изучали доступность узких специалистов в населенном пункте, сроки предоставления медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.
- Проблемы понятные. Какие решения предлагаете?
- На самом деле несложные вещи, которые можно решить быстро на уровне регионов. Например, когда вы устраиваете ребенка в детский сад, есть вопросы к очередности. Например, в этом году у меня 101-я позиция, а через месяц - 300-я. Непонятно. Да, есть льготные категории, и мы предлагаем на уровне региона разделить весь поток на две отдельные очереди – общую и льготников. Чтобы семья могла лучше планировать. Второе. После садика приходится собирать тот же пакет документов в первый класс. Почему бы не сделать проактивное предложение, если ты идешь в школу по месту жительства? Чтобы садик автоматически (при согласии родителей) передавал весь пакет документов в школу. На родителя тогда не падает дополнительная нагрузка – ходить и собирать справки. Третье. При записи к врачу если ты звонишь в регистратуру, могут сказать, что мест нет. А когда пойдешь ножками в поликлинику, то есть возможность, что тебя запишут. Мы говорим: давайте синхронизируем записи к специалистам, чтобы была общая база. Это повысило бы удобство для человека.
- Здесь большой вопрос в цифровизации. Насколько в регионах это возможно?
- Действительно, очень многое лежит в плоскости удобства сервисов – это вопросы технологий. Но более важная задача – межведомственное взаимодействие. Когда мы говорим о жизненной ситуации человека, во многом ты сталкиваешься не с одним ведомством, а с зоной ответственности нескольких организаций. И так получается, что за конечный результат никто не отвечает, все отвечают лишь за часть процесса. И основная задача этого проекта – убрать узкие слепые зоны для государственных организаций, выстроить незаметную для человека навигацию межведомственных регламентов работы, чтобы получать законченный результат.
- Приведите пример, пожалуйста.
- Например, когда в семье рождается ребенок, и на первичном скрининге наблюдаются патологии. Тогда три системы – образование, здравоохранение и социальная поддержка - должны объединиться вокруг семьи и ребенка, чтобы они получили раннюю помощь. Это позволяет на ранней стадии диагностики - до школы - максимально нивелировать негативные последствия. По практике мы смотрим, что в этом случае 70% таких детей спокойно идут в общеобразовательную школу, учатся по классической образовательной программе. Хотелось бы больше таких комплексных решений.
- А что касается нынешнего тренда правительства по адресной социальной поддержке? Как его оцениваете? И как можно улучшить?
- Стратегическая позиция правительства – клиентоориентированность и человекоцентричность в части оказания государственных услуг. У нас различных мер социальной поддержки на уровне региона от 100 до 400. И это нормативная база, правила, процедуры и регламенты. Человек не в состоянии со всем этим многообразием разобраться. Правительство предлагает унифицировать этот процесс. Чтобы, обращаясь единожды в организацию за помощью, выплатой, подавая документы, не было необходимости дублировать их в другие системы.
За счет межведомственного взаимодействия данные передаются государственным органам, которые отвечают за соответствующую выплату и помощь. И она в проактивном режиме предлагается человеку. А выплата может аккумулироваться в единый платеж, который ты будешь получать не в течение месяца небольшими частями, а разово приличной суммой поддержки.
- Человекоцентричность. Что она означает?
- Мне нравится немного другой подход, который сформулировал ректор РАНХиГС Владимир Мау. В чем отличие человекоцентричного подхода от клиентоцентричного? И что лучше? Человекоцентричный, когда мы говорим, что в центре человек. И мы знаем, что ему нужно. А клиентоцентричный – это когда мы говорим, что мы на уровне государства хотим услышать запросы человека. А что ему нужно? Чтобы он сам выбрал, сам нам сказал. И мы, как государство, будем готовы настроить систему поддержки в соответствии с запросом человека. Потому что мы сами не знаем, как ему нужно. Я за такой индивидуальный подход. Например, чтобы человек сам выбирал, как ему получать помощь – очно или заочно. Как налоги сейчас. Они в проактивном порядке нам направляются. Приходят в личный кабинет. Согласны - оплачиваем. Нет – есть возможность провести сверку в налоговой.
- Как долго надо, чтобы внедрить эту систему по всей стране? С учетом разного развития регионов.
- Тут сплелись воедино вопросы инфраструктуры, доступности интернета, возможности синхронизации разных информационных систем и ведомств. Мне кажется, нормальный срок – до пяти лет, когда мы максимально можем обеспечить развертывание этой инфраструктуры по всей стране. Уже в этом году мы видим и еще увидим изменения.