Лицей МГИМО. Как сделать ребенка полноправным партнером в обучении

Лицей МГИМО. Как сделать ребенка полноправным партнером в обучении
Мария Баченина обсуждает с проректором по педагогическим программам, общему и среднему профессиональному образованию МГИМО Романом Котовым, как Горчаковский лицей может помочь ребенку стать лучшим лириком в стране

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья. У микрофона Мария Баченина. И в гостях у нас сегодня проректор по педагогическим программам, общему и среднему профессиональному образованию МГИМО Роман Игоревич Котов. Здравствуйте.

Р. Котов:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- Я бы хотела вот какой первый вопрос задать. Чем отличается ваш Горчаковский лицей от других учебных заведений?

Р. Котов:

- Есть несколько инструментальных отличий. Самое главное – это эмоциональная среда, эмоции, которые мы все вместе создаем в лицее. То, что называется emotional intelligence – эмоциональный интеллект. Вот мне кажется, что наша способность всем вместе заинтересовать друг друга в том, чтобы проснуться с утра и захотеть пойти в школу, вот это основное отличие лицея от других школ, которые есть.

М. Баченина:

- А как вы это замеряете? По количеству присутствующих в классе?

Р. Котов:

- Замечательный совершенно вопрос. По улыбкам детей. По их радости, по тому, что мы их видим у себя, что нам не нужно бегать за ними и мучиться тем, почему они не на уроках или прогуляли. По тому, как мы их видим в коридорах между занятиями. По тому, как учителя видят их на занятиях.

М. Баченина:

- Все сейчас жалуются на то, что дети не хотят учиться – раз. Что все заточено на сдачу Единого государственного экзамена – два. Дети стрессуют очень сильно и вообще перестают учиться, а только просто вот тренируются на то, чтобы сдать. В ваших подшефных учебных заведениях как решают эту проблему?

Р. Котов:

- Мы считаем, что ЕГЭ – это инструмент. Просто инструмент проверки знаний ребенка. Если бы не было ЕГЭ, значит, был бы какой-то другой инструмент. Но иначе не бывает. И постольку поскольку этот инструмент замеряет знания на очень большой выборке, у очень-очень разных детей, то он всегда будет не свободен от критики. Всегда что-то будет не так. Поэтому мы исходим из того, что у нас университетцентричное образование, то сегодня, если мы хотим поступить в университет, мы должны выполнить требования университета.

Соответственно, требования заключаются в том, что если мы в массе, в основной своей массе хотим поступить в университет, мы должны сдать ЕГЭ. Поэтому мы говорим нашим ребятам, нашим лицеистам, что это такая локальная задача, которую сегодня нужно сконцентрироваться, замотивировать себя и решить. Потому что для поступления в МГИМО нужно вот в этом году проходной балл на бюджет 97 баллов. То есть это максимально практически возможный балл ЕГЭ.

М. Баченина:

- Ну вот со стрессами у вас, я так полагаю, хорошо, раз и улыбки, и такие разговоры. Получается, к детям на равных. Или все-таки нельзя так сказать? Что учитель это должен быть учителем, родитель – родителем, а не друг, товарищ и брат.

Р. Котов:

- Мы говорим о том, что настоящая школа – это школа, в которой все участники образовательного процесса, прежде всего, партнеры. Есть хорошее слово наше – сотрудничество. Со труд – совместный труд, прежде всего – труд. Учеба – это тяжелый труд. И к этому надо прийти и понимать это. И это совместная учеба учеников, учителей, родителей, несомненно, и администрации, в том смысле, в котором мы все это пытаемся сделать наиболее качественно для того, чтобы наш ребенок вырос успешным и счастливым.

М. Баченина:

- Роман Игоревич, а возможно сегодня, на ваш взгляд, создать школу, в которой будут созданы вот те самые максимально комфортные условия для всестороннего, гармоничного образовательного и творческого развития детей? И как это возможно сделать, на ваш взгляд?

Р. Котов:

- Мне кажется, мы это сделали в лицее. Если говорить об общей матрице, то это, конечно, как мы уже с вами отметили, это совместная работа. Потому что, если мы продолжаем доминировать в отношении ребенка, навязывать ему необходимость учиться, то, конечно, в ряде случаев это может сработать, но это точно не сработает с детьми, которые хотят действительно чего-то большего, чем просто пройти государственную итоговую аттестацию и быть зачисленными в любой университет.

Мы должны воспринять ребенка, должны, опять здесь сейчас может быть дискуссия, но мы скажем, что мы воспринимаем ребенка не как, так сказать, как сказал один замечательный директор школы, не как объект заботы, а как равноправного партнера. Причем уже в начальной школе. Это непростая задача, это задача не для всех.

М. Баченина:

- Я даже не представляю, как ее выполнить. Извините, я вас перебиваю. Потому что вот негативная мотивация – это самый простой инструмент. Если ты не сделаешь это, то с тобой будет вот это. Да, и чаще всего это все со знаком минус. Но вытекает отсюда вопрос: а где взять таких педагогов, которые смогут воплотить такие проекты?

Р. Котов:

- Их надо учить, делиться с ними теми ценностями, которые мы для себя посчитали важными. Потому что мы видим, как в этих ценностях растут наши дети. И, конечно, важно создавать и формировать сообщества таких учителей, как молодых учителей, так и уже состоявшихся, разделяющих ценности равноправного сотрудничества и партнерства с детьми, которые могут, так сказать, дальше фактически, если хотите, говорить о перезапуске профессии учителя не только в России, но и во всем мире, в новых условиях.

У нас для этого есть и магистерская программа по современной педагогике, и кафедра образовательных систем и педагогических технологий. Мы сейчас в этом направлении много и интенсивно работаем. Мы работаем и с родителями. У нас есть программа профессиональной переподготовки, которая называется «Родитель – учитель», это программа такого родительского университета, для тех, кто более сложный выбор, родители которые более сложный выбор делают и посвящают себя ребенку или имеют такую возможность посвятить себя ребенку именно с точки зрения его школьного образования. Им нужны профессиональные компетенции.

М. Баченина:

- А как вы считаете, на что в сфере образования нужно делать ставку современным детям, ну, и их родителям?

Р. Котов:

- Вы знаете, надо, мне кажется, вот, конечно, модальность долженствования всегда вопрошается. Наша замечательная руководитель магистерской программы Александра Пинская однажды сказала, что школа рядоположена другим источникам знаний. Вот это достаточно такая простая, но очень, очень существенная мысль. Школа перестала быть единственным носителем знания, как она всегда была.

Поэтому, поэтому возникает дискуссия о новой роли родителей, о том, что делать с ребенком, о том, что должна теперь делать школа. Потому что сама действительность предъявляет другие требования к нам как к людям. И не только, конечно, в России. Это международная история. И в этой связи, конечно, мне кажется, что очень важно, что родители берут на себя свою часть ответственности и в ряде случаев начинают управлять процессом образования детей. Это естественно. Потому что школа перестает быть школой.

И вот эта вся история она становится немножко другой. И вот нам нужно, взрослым, прежде всего, мне кажется, это вопрос ко взрослым, нам нужно, прежде всего, взрослым понять, что сейчас происходит, и как мы в этом смысле по-новому взаимодействуем с ребенком. Очень непростая история.

М. Баченина:

- Действительно, непростая. Я так заслушалась и поняла, что не зря вы организовали университет для родителей, да, магистерскую программу.

Р. Котов:

- Да, это востребованная история, да.

М. Баченина:

- Что дает обучение в Горчаковском лицее?

Р. Котов:

- Вы знаете, мне кажется, если говорить романтично, обучение в Горчаковском лицее дает возможность стать лучшим лириком в стране.

М. Баченина:

- А теперь конкретно.

Р. Котов:

- Да, потому что, конечно…

М. Баченина:

- Для физиков информацию.

Р. Котов:

- Да, потому что мы для физиков вряд ли, а вот… а вот лирики – это про нас. Это, прежде всего, глубокая гуманитарная подготовка,ранняя профессионализация, конечно, и профессионализация в международной среде. Это мне кажется очень важным, потому что мир пластичен. И понимание мира очень важно. МГИМО, как международный университет, он всегда с этой темой работал. И сейчас, когда мы вышли в школьное образование, очень важно с… банально звучит, со школьной парты, тем не менее, формировать вот эту международность.

М. Баченина:

- Ну что, мне, наверное, остается добавить, что все подробности об обучении вы можете найти на сайте Горчаковского лицея, а также, друзья, по номерам телефонов: 8-495-661-71-90. Или 8-495-661-71-86. А я от всей души благодарю проректора по педагогическим программам, общему и среднему профессиональному образованию МГИМО Романа Игоревича Котова. Спасибо вам большое.

Р. Котов:

- Спасибо вам большое. Всего доброго.