Новая реальность: большое кино ушло в онлайн

Культурный код
Режиссеры Юрий Грымов и Юрий Быков обсуждают, как изменится кино из-за ухода на экраны ноутбуков, планшетов и мобильников

Ю. Грымов:

- Добрый вечер! Это программа «Культурный код», начало года. Напоминаю, что точно так же, как и в том году, наша передача идет в прямом эфире. Вы нас можете слушать каждый вторник и пятницу с 17 до 18 часов. Сегодня мы выбрали тему очень популярную. Конечно, это направление развивалось. Но - пандемия, наша дистанция, онлайн-трансляции - спровоцировали и усугубили эту ситуацию. Почему я говорю, что усугубила? Потому что я до сих пор сам не могу разобраться, нравится мне эта история или нет. Кино в онлайн. Это такая новая реальность. Доволен я ею или нет, мы пофилософствуем, порассуждаем вместе с вами.

В гостях у нас сегодня Юрий Быков, режиссер, с которым мы сегодня на эту тему хотим поговорить. Он в разных качествах выступал - и на онлайн-площадке, и традиционный прокат на киноэкранах, телепремьеры, цифровой формат - все это было. Итак, у нас в гостях Юрий Быков.

Ю. Быков:

- Здравствуйте.

Ю. Грымов:

- Скажите, пожалуйста, как вы сами лично относитесь к выходу в онлайн-формате полнометражного кино? Ответьте, как зритель.

Ю. Быков:

- А, как зритель? Ну, тогда ответ будет несколько другой. Потому что, если бы вы меня спросили, как режиссера, я бы, наверное, ответил…

Ю. Грымов:

- Ну, режиссер - это вещь относительная и к этому можно по-разному относиться. Меня всегда интересуют люди и их поступки.

Ю. Быков:

- Ну, я вам тогда скажу вещь на самом деле несколько циничную даже. Я в общем-то все свои любимые фильмы, как зритель, выразился бы не любимые, а - те, которые меня взрастили, которые меня воспитали, которые дали мне ощущение профессии и т.д. А если как зритель, то все значимые для меня фильмы я посмотрел в свое время в Сети. Я думаю, что практически ни одной картины, которые на меня как-то повлияли, я на широком экране не видел, если только не учитывать показы, которые были специально во ВГИКе во время обучения, которые были на фестивалях, в каких-то ретроспективных показах. Но в целом первый опыт соприкосновения с тем, что на меня повлияло, это был формат очень небольшого экрана. Поэтому когда возникла вся эта история с выходом разного причем жанра картин именно в онлайн-формате, потому что выходили и артхаусные работы последние несколько лет, в том числе, и большие прокатные, но в целом для меня, как для зрителя, это не ново.

Ю. Грымов:

- То есть, вам комфортно?

Ю. Быков:

- Мне не то чтобы комфортно или дискомфортно, я по большому счету привык к тому, что на широком экране не идет уже, ну, всю мою сознательную жизнь, я имею в виду, что в Москву я приехал в 21 год, до этого я тоже что-то осознавал, но, понятное дело, что кинотеатра в моем маленьком рабочем поселке толком не было.

Ю. Грымов:

- Юрий, нас слушают люди совершенно разного возраста и, понятно, что кто-то смотрит фильмы по телефону, кто-то смотрит фильмы на всяких гаджетах, планшетах, компьютерах, но кто-то все-таки ходил в кино, потому что я немного все-таки старше вас, и я в этом отношении горжусь тем, что я выпускал фильмы на пленке, я монтировал первые фильмы на монтажном столе со скотчем. Меня все это немножко раздражало, это было тяжело, но мне один раз понравилась одна фраза, что, когда люди на монтажном столе клеят пленку на скотч, потом берут рулон этой пленки и ты с этой пленкой, чтобы посмотреть ее целиком, идешь, занимаешь очередь и смотришь ее на экране на том же Мосфильме. Это время, чтобы подумать, что ты склеил, что ты создал. Вот не думаете ли вы о том, что кино, которое перешло с большого экрана в телевизор, а телевизор потом разъехался в две комнаты - то есть, у кого-то телевизор появился на кухне, а у кого-то телевизор появился в гостиной, условно говоря, и жена смотрит телевизор на кухне, а муж смотрит футбол в гостиной. А не думаете ли вы о том, что сейчас все скукожилось до маленького формата, к изображению относятся люди довольно-таки просто, камеры сейчас стали более чувствительные, можно свет не ставить. Я сейчас вижу массу фильмов, которые ужасные по портрету, - но это меня интересует искусство фотографии и многих зрителей, как мне кажется. Вот вы не считаете, что в этой ситуации Кино проигрывает?

Ю. Быков:

- Во-первых, я не застал вообще в принципе процесса снятия или, как это правильно сказать, производства фильма с помощью пленки. Поэтому мне здесь тоже опять же не с чем сравнивать. Первые мои работы были сняты сразу же на цифровые камеры, я самоучка, у меня актерское образование. Поэтому я даже, наверное, если бы учился на режиссуре, может быть, и прошел бы этот этап хотя бы в ознакомительном формате. Но поскольку я сразу начинал именно с цифры, я могу предположить по рассказам более старших товарищей, что процесс был гораздо более энергоемкий, трудоемкий, мозгоемкий - то есть, условно говоря, семь раз отмерь, а один отрежь - это как раз таки то, что относилось к пленочной истории, что касается производства и что касается смотрения. То есть, и кадры были более взвешенные, и количества дублей было не так много, и люди больше репетировали, в том числе, и технические цеха. И подход был гораздо более тщательным. Это я все прекрасно понимаю и сейчас, конечно, практически любой человек с более-менее чувствительной цифровой камерой может стать режиссером. С одной стороны, это вывело на арену огромное количество народу. Ну, практически вся новая волна, вот если мы будем сейчас перечислять российскую нулевую, она вся вышла, так сказать, из непрофильных профессий - от Звягинцева до Хлебникова. В этом смысле это привело в индустрию, в профессию много людей со своим собственным, уникальным взглядом и в целом я на это позитивно смотрю. С другой стороны, понимаю претензии и критику профессионалов, тем более, тех, кто проходил все кулуары Мосфильма, все фильтры, все этапы одобрения сценария, создания картины и т.д. И понимаю, насколько они сакрально относились к процессу. Я думаю, что новые режиссеры, которые снимают искренне свое кино, даже если они это делают на коленке, они тоже не менее сакрально относятся к этому процессу. Но возможностей и рамок, вернее, возможностей гораздо больше, а рамок гораздо меньше, причем, эстетически, и сейчас уже жанры смешиваются и иногда то, что ты видишь на экране, ты практически не можешь отличить от того, что происходит в Ютубе, потому что, например…

Ю. Грымов:

- Извините, это достоинство или недостаток?

Ю. Быков:

- В некоторых случаях это достоинство. Допустим, я видел несколько картин, которые сняты псевдодокументально. И это не документалки, а именно художественные картины, которые смотрятся. Ну, даже если мы возьмем многие фильмы Фон Триера, где вообще в принципе догмы используются как некий главный инструмент повествования, я имею в виду псевдодокументальную стилистику, репортажную стилистику. И в этом случае с Триером это, конечно, безусловное достоинство. Я думаю, что здесь вопрос управления инструментом, насколько человек искренен, насколько художник искренен, насколько он свободен внутри. Если он конформист, то по большому счету ему не поможет ни академические инструменты, ни инструменты, пришедшие извне.

Ю. Грымов:

- Вот в 2021 году у вас выходит сериал «Ноль».

Ю. Быков:

- Да, я надеюсь, что это произойдет.

Ю. Грымов:

- Специально сделанный для платформы «Кинопоиск». Вот скажите, а как этот механизм работает? Этот фильм финансировал «Кинопоиск»? Ваш сериал?

Ю. Быков:

- Сейчас происходит только создание сценария, чтобы быть точным, чтобы не вводить в заблуждение аудиторию. Да, конечно, это платформа «Кинопоиск», но это не фильм. «Ноль» - это не многосерийный фильм.

Ю. Грымов:

- Нет, но бюджет формирует платформа?

Ю. Быков:

- Конечно, конечно, бюджет не просто формирует, а инвестирует в создание этого контента…

Ю. Грымов:

- Не переживаете ли вы и не переживает ли «Кинопоиск», что предыдущая ваша картина «Сторож» в прокате тогда собрала всего-навсего 110 тысяч долларов? Фактически вы вернули только 40 тысяч долларов, потому что 50% остаются кинотеатру. Вот «Кинопоиск» и вы сами не переживаете за выход картины «Ноль» в плане коммерческого успеха или неуспеха?

Помните, когда в фильме «Москва слезам не верит» говорили, что будет одно телевидение - не будет ни театров, ни кино и т.д. Вот мой опыт показал, что, по-моему, скоро не будет кино и телевидения, а театры останутся, потому что это все-таки очень фундаментальное и гораздо сложное в производстве и человеческих отношений, и человеческих взаимоотношений с залом, театр остается и растет с каждым днем - я просто вижу, как это происходит на театрах Москвы и России.

Мне кажется, что продюсеры, которые сегодня вкладывают деньги в кино, всегда у них есть риск. Вот сегодня вкладывает деньги «Кинопоиск», какие у вас надежды и, может быть, вы сами, Юрий, как-то заинтересованы в прокате? Или у вас фиксированный гонорар?

Ю. Быков:

- Я думаю, что здесь просто… я смею поправить вас, дело в том, что «Ноль» действительно является многосерийной картиной, он не является прокатной в принципе, это по сути дела сериал, который мог бы выйти, наверное, при определенных условиях в телевизионном формате. В кинопрокат он бы не вышел никогда. Потому что по сути это формат 8 серий.

Ю. Грымов:

- Телесериал - это как раз…

Ю. Быков:

- Это не телевизионный, это платформенный контент, разделенный на 8 серий. Но, если хотите, прямое и грубое сравнение - раньше подобные вещи выходили просто на телевидении.

Ю. Грымов:

- Да, я понимаю, но наши зрители понимают, что, когда сериал выходит в телевизионном эфире, там есть рекламные паузы, правильно? Есть рекламное время, которое продается. Это составляет стоимость этой серии, да. Когда фильм идет онлайн на платформе, деньги платит зритель, правильно? Мы платим за один просмотр или покупаем пакет услуг. Какие надежды возлагаете финансовые вы и «Кинопоиск» на сериал «Ноль»?

Ю. Быков:

- Я думаю, что математика, которой пользуется «Кинопоиск», она мне неизвестна, как минимум, а известна ли она вообще большому количеству людей, в этом у меня есть большие сомнения. У них есть какая-то своя арифметика, которая им позволяет запускать этот проект и запускать его с режиссером Быковым. Но я должен все-таки попросить вас позволить мне вас поправить. Дело в том, что официально картина «Сторож» в широкий прокат не выходила. Дело в том, что «Сторож» объявлен как онлайн-релиз, с очень ограниченным прокатом, это есть в Сети, это достоверная информация, он выходит на онлайн-кинопоиске с очень ограниченным прокатом для людей, которые хотят посмотреть на широком экране. Никакой амбиции выходить в широкий прокат, а значит собирать кассу, у картины «Сторож» не было. По крайней мере, у продюсеров, которые это решили. А я не продюсер картины, я всего лишь режиссер-постановщик.

Ю. Грымов:

- Когда я заговорил про деньги, про онлайн-платформу, то на самом деле все здесь покрыто мраком, может быть, вы все проясните. Мне это, кстати, не нравилось последние там 15 лет, мне нравилось то, что успех картины меряется деньгами. Нас к этому приучили.

Ю. Быков:

- Да, это капиталистический критерий.

Ю. Грымов:

- Ну, мы сейчас проговорим про капитализм, социализм, про фильмы социальные и т.д. Смотрите, понятно - заявляется бюджет картины. В десять рублей. Собрали рубль - провал. Собрали двадцать - заработали. Правильно? Эта арифметика, которая открыта на том же «Кинопоиске» и т.д. Это все существует, если мы говорим про деньги. Какой бюджет фильма на платформе, все покрыто мраком. Какой бюджет у вас серии фильма «Ноль»?

Ю. Быков:

- Во-первых, это коммерческая тайна, естественно. Так, давайте так, чтобы было понятно, что я не виляю. Во-первых, пишется сценарий…

Ю. Грымов:

- Нет, вы виляете…

Ю. Быков:

- Послушайте, ну, я все-таки вменяемый человек. Когда пишется сценарий, бюджет не определен. Сейчас пишется сценарий многосерийного фильма «Ноль».

Ю. Грымов:

- Бюджет еще не определен?

Ю. Быков:

- Не определен. Это раз. Второе. Я, правда, не из тех, кто пользуется этим инструментом - я имею в виду виляние - по крайней мере, часто. Я вам абсолютно откровенно заявлению, что у платформы «Кинопоиск», как у многих других платформ, а я могу перечислить «Старт», «Окко», «Премьера» и т.д., есть амбиции снимать так называемый сериальный контент для своих подписчиков. Почему я снимаю сериал на платформе «Кинопоиск»? Потому что у меня там есть определенные достижения в виде рейтинга на самой платформе и т.д., там за предыдущие картины, которые, кстати, кассы не собирают. Я прекрасно понимаю, что ни одна моя картина никакой кассы никогда не собирала. Но у меня тоже есть свое мнение по поводу сборов. Я считаю, что за последние 30 лет вообще, глобально, в мире, касса стала определять не качество картины, а продюсирование картины, ее рекламу и как бы возможность продюсера привлечь максимальную аудиторию.

Ю. Грымов:

- Ну, реклама, как и производство картины, требует денег, да. А эти деньги, они ж не бывают бесплатными, да. Вот наш отечественный кинематограф, который еще более-менее как-то теплится, он, как правило, на 99% состоит из государственных денег.

Ю. Быков:

- Ну, предыдущая картина «Сторож» - это действительно картина, которая отчасти финансировалась министерством культуры. А картина «Завод» вообще не имела отношения к …

Ю. Грымов:

- Да, да, я же говорю вам про цифры, которые я знаю. Большинство картин, пусть будет 85%, снимаются на государственные деньги. На платформе, я надеюсь, работают все-таки частные деньги…

Ю. Быков:

- Ну, уж если так говорить…

Ю. Грымов:

- Ну, я к тому, что это хорошо. Когда идут частные деньги, значит, есть надежда возвращения индустрии. Вы сейчас сказали по поводу виляния и невиляния. Вот я помню, на меня это произвело впечатление, когда вы опубликовали письмо и просили прощения. Помните этот случай, когда после сериала «Спящие», про сотрудников ФСБ, вот это письмо лежит передо мной, вы пишите - хочу попросить прощения, что, прежде чем стать взрослым, разумным человеком, привлек к себе такое внимание и заставил думать, что я ориентир, это далеко не так. Я слабый, сомневающийся человек. Ну и так далее. И вы говорите о том, что вы уходите, что вы больше не будете этим заниматься. Когда я это прочитал и услышал, честно говоря, я удивился. Что же все-таки на самом деле произошло, чтобы вы так неожиданно вильнули и вдруг сказали, что вы никогда не будете снимать кино. У вас вышел хороший фильм «Дурак», очень такой социально окрашенный, в духе того времени: запроса, чиновники, дом, коллектив, ячейки общества рушатся и так далее. Потом вы снимаете фильм «Спящие» на другую тему и вас за это все осуждают, что вы поддерживаете НКВД, КГБ и т.д. Почему вы такое открытое письмо написали, что вы больше ничего делать не хотите?

Ю. Быков:

- Дело в том, что я не знаю, открываю ли я тайну, но я своего пиар-агента предупреждал, что я эту тему больше не обсуждаю.

Ю. Грымов:

- А у меня нет пиар-агента.

Ю. Быков:

- Это у меня он есть. Поэтому я сейчас поставлен врасплох, потому что я с определенного момента эту тему не обсуждаю.

Ю. Грымов:

- Хорошо. Но я ж просто не знаю этого…

Ю. Быков:

- Ну, это ни в коем случае не накладывает никаких негативных интонаций на наше сегодняшнее общение, просто эта тема закрыта.

Ю. Грымов:

- Она закрыта вами, потому что вам неудобна эта тема?

Ю. Быков:

- Ну, как вам сказать? Это точка. То есть, я больше ничего по этому поводу не скажу.

Ю. Грымов:

- Тогда я ставлю троеточие. Возвращаемся к вашему фильму «Дурак» и «Майор». Как бы вы определили жанр этих фильмов? Жанр, амплуа…

Ю. Быков:

- В Америке есть достаточно простое определение этих картин. Это еще в 70-е годы найдено - по-моему, это был социальный триллер. То есть, когда есть жанровая основа, когда есть некое динамическое движение, которое интригует… социальная драма - это не совсем правильно, потому что драма в чистом виде - это все-таки «Телесеть», хотя это тоже отчасти триллер. Я называю свои картины социальный триллер. Мне бы так, наверное, хотелось думать, потому что все-таки я бы не хотел выходить в зону абсолютного артхауса, делая свои картины и в общем-то я никогда туда не заходил, то есть, у меня никогда не было именно артового языка. А темы я брал достаточно острые, это правда.

Ю. Грымов:

- Понятно. Да, я тоже так считаю, что фильм «Дурак» - это социальный триллер, драма… Но это социально окрашенные острые темы общества. Больные темы общества, за которые автор, вы, как режиссер, переживаете. Согласны, да? Вообще, мне кажется, что, если сравнивать вот так довольно-таки просто, относительно сериалов, почему, мне кажется, они убивают большое кино? Потому что, знаете, как таблетка - вроде если ты одну таблетку выпил - вроде бы эффекта никакого. А если ты ее расписываешь себе эти таблетки на каждый день - 8 таблеток, да, ты чувствуешь, как ты становишься бодрее, но, мне кажется, само вот художественное произведение уходит, да. И, конечно, сериалы будут побеждать все больше и больше, и я в этом абсолютно уверен. Но я начал говорить с Юрием о том, что все-таки фильмы «Дурак» и «Майор» - это социальная драма, а сам Юрий говорит, что это - триллер. Юрий, скажите, а вот это больная тема была для вас: социальная несправедливость, которая в этих фильмах, социальные люди, которые пытаются быть лучше, а не получается. Мы так же говорим и про чиновников, да… Вот это слово у вас от сердца?

Ю. Быков:

- Я вообще считаю, что первые три картины - это все картины, если так можно сказать, заправленные одним и тем же энергетическим… энергетической батарейкой, которая была сформирована до 21 года где-то. Вот те 20 лет, которые я прожил в своем городе Новомичуринске Рязанской области, и, по сути, все три этих фильма, когда они снимались, они в какой-то степени даже отдают эпохой моей юности, 90-ми, хотя вроде бы снимаются про сегодняшний день.

Ю. Грымов:

- Ну, несправедливость там есть? Вы за это же переживаете в этих картинах?

Ю. Быков:

- Я еще раз говорю, эти три фильма - плоть от плоти, кровь от крови, душа от души того мировоззрения, которое было сформировано, пока я жил на периферии. Собственно, про эту периферию я эти картины и снимал.

Ю. Грымов:

- Вы сегодня изменились. Вы же переехали оттуда.

Ю. Быков:

- Я нахожусь в достаточно серьезном кризисе, который меня, в том числе, и меняет.

Ю. Грымов:

- Вот те социальные проблемы, которые вас волнуют и за что вы переживаете, скажите, не думаете ли вы про то, что пора снимать художественные картины про Навального? Там же тоже звучит в его расследованиях социальная несправедливость.

Ю. Быков:

- Я очень сложно отношусь к этой ситуации и к этому персонажу…

Ю. Грымов:

- Нет, слово «персонаж» не понимаю. Вы же все-таки режиссер, Юрий Быков, он правозащитник… ну, Алексей Навальный, вот те темы, которые поднимает он, они же тоже говорят о социальном неравенстве, нарушении закона - ну, вот эти фильмы выходят, вы же знаете, какой всплеск. Вот вы, как Юрий Быков, не думали, что, если фильм «Дурак», «Майор» тоже об этой несправедливости чиновников и т.д.. вы не думаете, что, может быть, стоит что-то по поводу этих расследований снять, сделать художественное осмысление?

Ю. Быков:

- Ну, во-первых, я уже, как вы сами сказали, снял какое-то осмысление той реальности, в которой я жил, в которой я достаточно долго пребывал. Во-вторых, все-таки Алексей Навальный политик, он снимает свои фильмы, документальные. Он даже больше блогер, человек, который распространяет это в Сети. И я не очень понимаю, зачем мне снимать про Алексея Навального?

Ю. Грымов:

- Нет, нет, я не про Алексея Навального. Извините, может быть, я неправильно сформулировал. Я про тему несправедливости, которые были в фильмах «Дурак» и «Майор», они сегодня же продолжаются, я о том, не хотите ли вы продолжать… Я не знаю о чем фильм «Ноль», потому что, когда я вам стал зачитывать факт вашей биографии публичной и вы сказали, что у вас есть пиар-менеджер, я удивился, что есть такое понятие, и мы не можем это обсуждать…

Ю. Быков:

- Мы не можем это обсуждать, потому что я не хочу это обсуждать.

Ю. Грымов:

- Да, да. Я говорю про вот эту несправедливость, которая вас волновала до 21 года…

Ю. Быков:

- Да, она волновала достаточно долго.

Ю. Грымов:

- А сейчас она вас волнует?

Ю. Быков:

- Конечно. Я вижу несовершенство общества, в котором я вижу, вижу проблемы общества, в котором я живу.

Ю. Грымов:

- А в чем, по мнению Юрия Быкова, эта несправедливость?

Ю. Быков:

- Я думаю, что социальное разделение на очень узкий круг людей, имеющих огромное количество ресурсов, денег и т.д. и на людей, у которых этих ресурсов нет. Социальные лифты. Вопросы к справедливости судов и т.д. Я думаю, что эти проблемы достаточно известны, они озвучиваются и либералами и нелибералами. Поэтому тут вопрос, когда вы задаете, хочу ли я про это снимать? - конечно, есть определенная творческая усталость от любой темы. «Сторож», например, попытка снять что-то личностное, ощущенческое, связанные с какими-то интимными взаимоотношениями людей. Я буду меняться, да. И, если у меня созреет замысел о социальной несправедливости. И он будет новый, в отличие от «Майора» или «Дурака», я постараюсь его осуществить. Если этот замысел не созреет, специально просто брать внешнюю повестку, мне кажется, это не художнический способ, потому что одна из моих ну не любимых, но, по крайней мере, знаковых картин моей юности, «Единожды солгав» Бортко, говорят два художника - один конформист, другой нет. И один другому говорит - просто художник может, как может. А если ты можешь и так, и так, то ты вроде как и не сильно художник. Поэтому, когда я мог искренне снимать вот те фильмы, про которые мы разговариваем, это было для меня актуально. Сейчас я хочу сориентироваться и понять, что мне действительно важно. «Ноль» является отчасти и жанровой картиной, и картиной о человеке, который потерял… ну, я не хочу сейчас сполярить, это не предмет нашего разговора… Но, отвечая на ваш вопрос, я хочу снимать о несовершенстве, о червоточинах, о том, что меня беспокоит в окружающем меня пространстве. Иначе зачем я нужен, как режиссер?

Ю. Грымов:

- Скажите, а какую ответственность сегодня, ну и, наверное, вчера тоже, да вообще всегда, несет режиссер за свои картины, спектакли? Писатель за свои книги.

Ю. Быков:

- Он несет ровно ту ответственность, которую на него возлагают окружающие люди. Условно говоря, ту ответственность внутреннюю, моральную, которую вы, наверное, имеете в виду - я ж не могу предполагать, что вы конкретно имеете в виду. Я для себя определяю меру ответственности - искренность того, о чем я рассказываю. Если люди возлагают на меня ответственность еще за последствия того, как это сказалось, например, вышел какой-нибудь фильм и кто-то там побежал и кого-то убил, вдруг вдохновившись почему-то той или иной картиной, я не думаю, что здесь можно всецело возлагать на художника ответственность. Нужна какая-то доказательная база, что это была не шизофрения отдельно взятого человека, а спровоцированное действие. Я всегда, снимая картины, все-таки даже в изображении стараюсь не заниматься жестью, как это сейчас принято у молодежи говорить.

Ю. Грымов:

- А «Майор» - это не жесть?

Ю. Быков:

- Нет, конечно. Там же нет ни одной капли крови.

Ю. Грымов:

- Послушайте, ну, есть фильмы, где сотни литров крови и они не такие кровавые. А есть фильмы чернушные и жесткие, которые не оставляют человеку возможности жить. Вы говорите про время, что оно меняется, но и режиссеры меняются, делают одно, потом делают другое, переобуваются. Я как раз и говорю про эту ответственность. Вы наверняка видели фильм «Король-рыбак»?

Ю. Быков:

- Нет.

Ю. Грымов:

- Это прекрасный фильм, как раз про эту самую ответственность, когда радиоведущий ведет эфир, а слушатель кончает жизнь самоубийством после этого эфира. Это одно из больших фильмов, это серьезно кино. Вот эта ответственность, вы как-то с ней договорились, что это не из-за вашего фильма может быть, это не вы подтолкнули, но, с другой стороны, мне казалось, что фильм «Дурак» очень искреннее кино, что там жить нельзя, да. И в то же время я вот смотрю по нашему разговору, вы - это я не хочу говорить, это не моя тема, тут я меняюсь, когда я был в Мичуринске, я был такой, а теперь я в Москве - я другой. Вот я все-таки про личное… Частично себя же вы отдаете, насколько я думаю?

Ю. Быков:

- Во-первых, мы говорим о картинах 2012-2014 годов.

Ю. Грымов:

- Какая разница?

Ю. Быков:

- Нет, разница есть.

Ю. Грымов:

- А вы были другой?

Ю. Быков:

- Конечно. Процессы, как бы познание процессов, происходящих вокруг тебя, становится не черно-белым. Ты больше узнаешь о людях, о том, как все устроено. Ты очень много разочаровываешься, кстати говоря. Ты очень много посыпаешь голову пеплом, а потом понимаешь, что это называется самобичевание, что это вообще-то, может быть, и не нужно было делать и т.д. Ты вообще учишься на ощупь, потому что иногда, знаете, как в том стихотворении, «годы, потраченные на постижение того, что должно быть понятно с рождения». Вот многие вещи, которые оказались игрой, или оказались игрой в игру, извините за тавтологию, я просто этих вещей не знал. Я искренне делал те фильмы, которые мы обсуждаем, на том мировоззрение, которое было сформировано. И, кстати говоря, снимал их, уже не живя в Новомичуринске, а уже живя в Москве, но все еще оставался достаточно максималистически настроенным человеком. Дальше ты живешь, твоя жизнь усложняется…

Ю. Грымов:

- Но потом вы поменялись?

Ю. Быков:

- Конечно. Даже занимаясь коммерческими проектами, такими, как «Метод» и другими, я в принципе уже по-другому смотрел на вещи, уже развивался.

Ю. Грымов:

- Я, когда готовился к программе, читал вашу биографию, реакцию на ваши фильмы и т.д., и меня удивили очень часто всплывающие обвинения в ваш адрес. Вас часто обвиняют в непатриотизме. В связи с этим у меня вопрос. В чем, по-вашему, проявляется патриотизм?

Ю. Быков:

- Ну, патриотизм проявляется, по-моему, хрестоматийно в любви к родине. К тому культурному языковому пространству, в котором ты родился и вырос, несмотря на все его несовершенства и недостатки. Как любовь к матери. Они может быть с твоей точки зрения несовершенна, но ты должен понимать, что это единственный твой близкий и родной человек. Если ты это понимаешь, ты любишь безоговорочно. Поэтому обвинения в непатриотизме, я думаю, сопоставимы с обвинениями и в патриотизме.

Ю. Грымов:

- Нет, меня просто удивило, потому что, когда мы говорили о фильме «Дурак», то как раз, мне кажется, человек, который любит свою родину, он как раз переживает за нее, как мне кажется, критикует ее, говорит ей о недостатках, потому что хочет ее сделать лучше и лучше. Но потом появился сериал «Спящие» и вот это письмо, которое мы не обсуждаем, и там как бы все переделывается, да. Ну, неважно, идем в блиц. Первый вопрос. Кого бы вы назвали революционером сегодняшнего дня в киносфере?

Ю. Быков:

- Революционером в глобальном, мировом смысле?

Ю. Грымов:

- Да, да. В мировом смысле, но для вас. Вот это он сделал и у вас перевернулось сознание.

Ю. Быков:

- У меня есть режиссеры, которых я люблю и которые вдруг возникли, как Вильнёв там или…

Ю. Грымов:

- Нет, тот, который перевернул вас с ног на голову. Может, после этого вы и стали режиссером? Вообще. Вот вы жили, учились… вот кто вас так перевернул?

Ю. Быков:

- Я думаю, что Алексей Герман-старший.

Ю. Грымов:

- У нас нередко говорят о конфликтах. Что есть конфликт между режиссером, между продюсером. Вы работаете с продюсерами, я все время сам себе являюсь продюсером, мне как-то так комфортнее. Вот скажите, пожалуйста, кто сегодня диктует правила игры? Продюсер или режиссер?

Ю. Быков:

- В случае коммерческого продукта - продюсер. В случае авторского - режиссер. Так просто подписывались контракты.

Ю. Грымов:

- Картина, которую вы сейчас пишите, называется «Ноль», это продюсерское кино?

Ю. Быков:

- Да. Скажу так. Там есть возможность продюсера скорректировать материал, при необходимости, есть внутренние договоренности о том, что я делаю все-таки авторское высказывание, насколько это возможно, но в случае необходимости продюсер, согласно контракту, имеет право скорректировать материал.

Ю. Грымов:

- То есть, немножко беременна, да, получится?

Ю. Быков:

- Нет, я просто имею в виду, что сознательно пошел, потому что это большой, длинный проект, который в итоге не может быть, согласно контракту, отдан режиссеру. В рамках этого проекта.

Ю. Грымов:

- Если вдруг возникает конфликт и этот финальный вариант фильма перемонтируют, вы свою фамилию снимаете с титров?

Ю. Быков:

- Я делал примерно подобные акции, по крайней мере, в таком дипломатическом ключе, например, картина «Время первых» закончилось моим увольнением. Там не было конфликта, но как бы…

Ю. Грымов:

- Нет, нет, вот сейчас, если фильм «Ноль» перемонтируют, вновь откорректировав сценарий, вы убираете свою фамилию из титров?

Ю. Быков:

- Если такое, не дай бог, произойдет, это возможно.

Ю. Грымов:

- Что для вас является зоной комфорта?

Ю. Быков:

- Сейчас, на данный момент, спокойствие и благополучие близких.

Ю. Грымов:

- Каким достижением нашей страны за последние годы вы искренне гордитесь?

Ю. Быков:

- Ну не из-за того, что я прямо ищу среди небольшого количества вещей, но, во-первых, я горжусь новой волной, и вообще коллегами, которые…

Ю. Грымов:

- А старой волной?

Ю. Быков:

- Нет, вы же спрашиваете про новейшую историю России? Из советского времени я могу назвать огромное количество имен, которые меня вдохновляют - от Чухрая до Балаяна. Я просто имею в виду сейчас, когда, как мне кажется, достаточно, ну, понятно, что во многом вопреки, но развивается большая плеяда моей индустрии точно - художников, режиссеров, актеров талантливых. Каким-то конкретным событием? Ну, мне трудно сказать, потому что все события были очень противоречивы. Нельзя гордиться войной или какими-то там столкновениями и т.д. Это драма всегда. Но в целом, мне кажется, есть достижения просто в конкретных людях, которых я вижу, я просто не хочу их перечислять, мне кажется, это не имеет смысла. Но есть ощущение, что есть люди, которым не безразлично это пространство, они хотят делать его лучше и это всегда внушает надежду.

Ю. Грымов:

- Что для вас лично значит слово «милосердие»?

Ю. Быков:

- Само слово, наверное, значит ровно столько, сколько для всех остальных. Это, наверное, основополагающее качество человека для того, чтобы не свалиться в состояние животного. Я стараюсь быть сейчас, в отличие от того, когда вы спрашивали, поменялся я или нет, вот раньше я не был милосердным. Вообще. Я могу честно сознаться. Я не могу сейчас определить конкретный возраст, но милосердие в какое-то количество времени во мне точно отсутствовало. Сейчас я его себе возвращаю.

Ю. Грымов:

- А милосердие - это накопительное? Это не врожденное?

Ю. Быков:

- Ну, взамен природного стыда возьми себе стыдливость наносную и она привьется. То есть, как бы я вынужден делать какие-то попытки как бы привить себе это чувство. Потому что оно мне было несвойственно.

Ю. Грымов:

- В чем, по-вашему, проявляется смелость режиссера?

Ю. Быков:

- Смелость режиссера всегда в искренности. Если он идет на уступки каким-то внешним обстоятельствам вопреки замыслу, я думаю, что он не режиссер.

Ю. Грымов:

- У нас в гостях был режиссер Юрий Быков. Мы сегодня поговорили об онлайн-площадах, о том, как все меняется, как может измениться, и как будет меняться судьба и, естественно, о картинах Юрия Быкова… Напоминаю, что в скором времени мы увидим сериал «Ноль» на платформе «Кинопоиск». Большое спасибо вам, Юрий, за участие в нашей программе.