Нужно ли запретить мигрантам работать в такси?

Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым обсуждают, какие отрасли необходимо закрыть от гастарбайтеров

Е. Афонина:

- Мы приветствуем всех, кто слушает Радиостанцию «Комсомольская правда». С вами ведущие программы Андрей Баранов.

А. Баранов:

- И Елена Афонина.

Е. Афонина:

Итак, отношения России и Америки волнуют, но не так сильно, как то, что происходит на территории нашей страны с теми людьми, которые приехали сюда подработать. И настолько рукасто это делают, что это становится просто неприличным и непристойным. Об этой скверной истории, которая произошла в Санкт-Петербурге, когда водитель такси ранним утром 11 января собрался везти петербурженку по имени Мария в «Пулково». Дело в том, что этот заказ застал мужчину на Сенной площади за просмотром видео, скажем так, с маркировкой «18+».

А. Баранов:

- Порнуха была, чего мы боимся сказать!

Е. Афонина:

- Оторваться от видео он не смог. К пассажирке выехал, все-таки, потому что деньги зарабатывать надо. Звук выключил, а изображение на экране оставил. И в ходе своего вояжа в «Пулково» с пассажиркой, он начал вести некие скабрезные разговоры и затем перешел к самоудовлетворению.

Вот история мерзопакостная!

А. Баранов:

- Таксист-онанист.

Е. Афонина:

- Примерно так.

Доигрался этот Гуламжон, именно так его зовут. Его признали виновным в мелком хулиганстве. Назначили ему пять суток административного ареста, но это еще не все. Дело в том, что выяснилось, что он не один раз подобным образом баловался. И в итоге навсегда был заблокирован весь таксопарк, в котором работал этот водитель.

А. Баранов:

- Чтобы избежать репутационного ущерба, решила компания наказать его руководство таксопарка.

Е. Афонина:

- У нас возникает вопрос. Как вы считаете, нужен ли запрет мигрантам на определенные профессии? Звоните.

А. Баранов:

- И эту проблему мы обсудим с нашим гостем – с председателем наблюдательного совета института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым. Юрий Васильевич, в некоторых регионах России уже введены запреты на право мигрантов занимать определенные профессии.

Е. Афонина:

- Такие ограничения есть в Якутии, в Сахалинской области, в Новосибирской области, в Кемеровской. Запреты вводились в разное время. Понятно, что 2020 год – он особенный, поэтому мигранты уезжали, скорей чем приезжали.

Итак, 33 вида экономической деятельности в Якутии, на которые распространяется запрет для приезжих. Это лесное хозяйство, охота, обрабатывающее производство, сельское хозяйство, операции с недвижимостью, торговля, наука, гостиничное дело и транспорт. Есть некоторые ограничения в социальных сферах, касающиеся здоровья и обучения граждан.

А. Баранов:

- Охранниками нельзя быть в других регионах для мигрантов.

Юрий Васильевич, это нарушение прав или сознательные и обоснованные запреты?

Ю. Крупнов:

- Я считаю, что это нормально в том плане, что по практике, а у нас федеральное правительство ежегодно принимает постановление, в котором определяет квоты возможного участия иностранных граждан в тех или иных видах деятельности. У нас в строительстве, скажем, 80% разрешается граждан, но по очень многим видам деятельности никаких разрешений и квот просто нет. Это я к тому, что это не якутское законотворчество, это понятный и общемировой вопрос.

Да, если мы говорим о такси, до сих пор не понятна ситуация с федеральным законом, потому что в 2014 году выдвигали законы, в 2019 году. И по проекту, который был внесен, он до сих пор висит без продвижения, там запрещено вообще иностранным гражданам и лицам без российских прав заниматься деятельностью, связанным с такси. Но до сих пор это проект. Он никак не утвержден. И это совершенно естественные ограничения. Я не утверждаю, что надо точно вводить такие ограничения, потому что здесь ситуация сложнее, мне кажется. Но если законодатель решит ввести, это будет его право и право Российской Федерации как суверенного государства.

Е. Афонина:

- Юрий Васильевич, говоря о иностранных мигрантах, которые приезжают сюда работать, мы за скобки выносим тех, кто приезжает из государств, которые входят в ЕАЭС, в частности, это Армения, Кыргызстан, Казахстан, Беларусь. На них эти ограничения действовать не будут. Может, эти вопросы рассматривать без исключений? Или это достаточно серьезные..

А. Баранов:

- Питерский таксист, по-моему, представлял одну из этих стран.

Ю. Крупнов:

- Это традиционное узбекское имя. Я являюсь абсолютным противником миграционного лобби, впрыскивание миграционное в России. Я противник двадцать лет. Но я считаю, что можно допустить граждан иностранных государств в данном случае не только ЕАЭС к этой деятельности, но с очень жесткими ограничениями, требованиями и так далее. Даже по ЕЭС там ничего непонятно. Известна история, когда совершенно отдельно выделили Армению. Почему? Потому что совершенно правильно Российская Федерация, с одной стороны, давая некие специфические преференции для граждан нашего ЕАЭС, но при этом фиксировало законодательно то, что это должен быть русский язык признан официальным в этих государствах. Поскольку в Армении этого не было, то вот по водителям такси это убрали.

Главный вопрос какой? Мы должны четко свое суверенное право понимать, связывать эти разрешения с массой политических, геополитический, экономических моментов. В данном случае, например, с тем, что русский язык в этих государствах должен быть официальным языком этого государства.

Но главное, конечно, что кардинально изменилась ситуация с такси. Если раньше это была менее массовая профессия и меньшее количество машин, хотя там были «шахиды», как мы помним, всякие нелегальные такси, сейчас с помощью агрегаторов фактически такси превратилось в общественный транспорт. Но если ты едешь в троллейбусе, там 60 человек, что-то водитель резко дернул и так далее, непонятно, вроде не только тебя обидели, то сейчас профессия водителя-таксиста становится если не такой же, как врач, педагог, где непосредственная работа с людьми, то очень близкой к этому. Поэтому жесткие ограничения, требования. И очень точечное разрешение иностранным гражданам работать.

Е. Афонина:

- Нам пишут радиослушатели: «то ли еще будет! Я бы их отправил домой. Вспомните, что творилось в Германии, а у нас чиновники сунули голову в песок, делают вид, что ничего не видят». «Мигрантам ограничения однозначно! И не только в транспорте!». Из Финляндии: «Это просто нонсенс! Я понял, что в России нет четких правил и положения для работника. И штрафы у вас пять тысяч максимум, а надо пятьсот тысяч, тогда все встанет на свои места». Краснодар: «Причем тут таксопарк и ни в чем неповинные водители? Им надо кормить семьи. Они по принципу непонятной коллективной ответственности потеряли работу! По аналогии: если кто-то кого-то убил, надо его расстрелять и еще прихватить соседей?».

А. Баранов:

- Резонно.

Ю. Крупнов:

- Там другая ситуация. Там этот водитель взял другое ID явно с разрешения работодателя, поэтому наказание частной фирмы своего подразделения, это ее дело, во-первых. И это было именно уже после того, как было взято чужое ID.

Я полностью согласен, я все время выступаю против вопля, который сейчас чуть поменьше, но десять лет назад был в огромных шапках газет, что типа без мигрантов мы погибнем, экономика обвалится и так далее.

А. Баранов:

- Вроде мы пережили такой подход.

Ю. Крупнов:

- Мы имели такой давление. И «Комсомольская правда» - одна из немногих, спасибо в том числе, Елене, которые объективно подходили к этому вопросу.

А. Баранов:

- Опять все медали Афониной достаются!

Ю. Крупнов:

- Нет, «Комсомольской правде»!

Е. Афонина:

- Спасибо!

Ю. Крупнов:

- Серьезно. Я помню важные эфиры, потому что хоть как-то мы переломили вот этот тренд.

Ведь все хитрее становится. Вот эти агрегаторы, замечательная вещь, мы пользуемся и здорово, что они есть. Но тут эксплуатация в десять раз больше. Представьте московского советского таксиста 50-летней давности. Вальжный, зарабатывает, там подрабатывает, там подхалтуривает, свободный, включил счетчик, иногда не включил. И так далее.

Сейчас цифровизация, по сути, делает лагерно-тоталитарную систему. И максимально занижает заработок водителя. Колоссальная сверхэксплуатация! И все молчок, ни за, ни против мигрантов, но фактически создается ниша, где москвич уже будет думать, не каждый решится. И даже наш соотечественник, коренной житель соседних с Москвой регионов тоже уже вопросы.

Я к чему? Огромная проблема в том плане, что давайте посмотрим на эти агрегаторы. И на эти виды труда. Надо в России платить дорого и, прежде всего, дорого коренным гражданам. Тогда все остальное будет на порядок более проще.

А. Баранов:

- Тогда они будут говорить, что это нарушение прав по расовому принципу.

Е. Афонина:

- Во-первых, лицензия. Этот вопрос должны каким-то образом снять. Плюс обязательно российские права. Я думаю, что мало, кто знает, что только планируются поправки. Знаете, какие? Например, таксистом не может работать человек с судимостью. Может! Эту поправку только собираются…

А. Баранов:

- Почему не может? Ну, была судимость.

Е. Афонина:

- По тяжелым статьям – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование истязание, террористическая деятельность. Плюс иностранные права. Сейчас запрещено работать с иностранными правами, но есть ряд исключений для граждан стран бывшего СССР, в котором русские приравнен к государственному языку.

А. Баранов:

- Немного возьму сторону мигрантов. А если бы это русский сидел? Этим же самым бы занялся, что было бы? И что ты молчишь?

Ю. Крупнов:

- Мы же не обсуждаем, что мигранты все плохие, а русские хорошие. Ни у кого здесь сидящих мысли такой в голове нет. Вопрос в другом – в требованиях новой и очень массовой профессии. Слава богу, сейчас стали освидетельствования на алкоголь, на здоровье и так далее, и то большой вопрос, насколько они точно проходятся. Если раньше советский московский таксист проходил медкомиссию, сейчас никого не хочу обижать, но я уверен, что так же, как с медицинскими справками при приеме в торговлю и так далее, там большие вопросы.

Е. Афонина:

- Там Николай из Нижегородской области прислал: «Если в нашей стране легализовать дома терпимости, вот они бы ходили туда». Понимаю, что это ирония, скорее.

Иркутск: «Я таксист, я против мигрантов в такси, потому что нахожусь внутри ситуации. И вижу, что качество услуг, предоставляемые водителями-мигрантами, просто ужасные, отзывы от пассажиров именно такие. Очень часто комментарии: русской водитель, чистый салон и так далее». Кстати, спасибо, не является ли это нарушением прав определенной категории водителей, когда мы можем выбрать, какой водитель нам необходим?

Ю. Крупнов:

- Никакого нарушения нет, потому что это не выбор фирмы, государства. В законодательстве те нормы, которые предлагаются, помимо прямого запрета иностранным гражданам, с моей точки зрения, надо тут чуть смягчить. Но там так же предлагается устанавливать тахограф – те приборы, которые дают максимальную информацию по поводу усталости водителя, .маршруты, передвижение и так далее. Массовой стала деятельность. Кстати, не будем забывать, сегодня до 70% всех водителей – это те, кого мы называем трудовыми мигрантами. Но надо просто максимум требований, очень жесткий контроль, повышать зарплату и условия. Будут говорить, что будет хуже для пассажиров, но если мы сами делаем очень низкой оплату труда со всеми издержками, а там они за автомобилем следят и так далее. И мы сами туда не то, что мигрантов или не мигрантов, а выталкиваем тот тип людей, которые соглашаются на совсем низкий заработок.

А. Баранов:

- Мне приходится часто ездить на такси по роду работу. Должен сказать, что большее число мигрантов нормальные люди, которые вежливы, ведут себя адекватно. Мне кажется, это зависит не от национальности, а от степени воспитания человека, его образования, как он относится к жизни и к людям. И среди русских водителей попадались такие хамы!

Ю. Крупнов:

- Я с вами согласен. Если врач имеет колоссальные требования к своей профессии, то надо просто эти требования суммировать, выработать стандарт и жестко соблюдать его в России.

Е. Афонина:

- Спасибо. Нам пишут, что в Ставрополе таксисты армяне и русские. Русские не всегда ведут себя культурно. Насчет судимых – не допускать к работе в такси – это зря, а мигрантов надо ограничивать в правах на работу.

Да, благодарю нашего эксперта! Спасибо! К сожалению, у нас не хватает времени.

И в студии были ведущие – Андрей Баранов.

А. Баранов:

- И Елена Афонина. До свидания!