Зачем подросткам предлагают «посветить в небо» в назначенный час
Е. Афонина:
- Сегодня мы поговорим с вами о том, какие сценарии на нашей стране в очередной раз испытываются, для того, чтобы раскачать ситуацию и воспользоваться теми болевыми точками, которые есть, безусловно, в реалиях абсолютно любого государства, о чем сказал на этой неделе и президент нашей страны Владимир Путин, когда встречался с главредами ведущих российских изданий. В том числе, он коснулся и темы протестов, и разговор о судьбе Донбассе тоже был. Но, поскольку мы сегодня решили поговорить именно о сценариях, по которым развиваются протестные настроения и в нашей стране, и перед этим, как мы видели, в Беларуси и Украине, вот об этом сегодня мы и поговорим с нашими уважаемыми экспертами и журналистами. И весь этот час с нами будет член совета по межнациональным отношениям при президенте Российской Федерации Богдан Безпалько. Богдан Анатольевич, здравствуйте.
Б. Безпалько:
- Добрый день.
Е. Афонина:
- Начнем мы с того, что генпрокуратура уже предупредила организаторов акции в поддержку Навального и социальные сети о незаконности призывов к несанкционированным акциям и массовым беспорядкам. С аналогичным предупреждением выступил и Следственный комитет. Что мы видим сейчас? Что уже начинается разговор, да и не просто разговор, уже начинают активно собираться дамы для участия в женском марше… Дальше предлагается устроить такую, скорее, с отсылом на подростковую аудиторию, акцию с фонариками. Вам это ничего не напоминает, Богдан Анатольевич?
Б. Безпалько:
- Напоминает, конечно, это все технологические приемы, которые используются для организации социальных протестов, как вы справедливо заметили, в любой стране, в любом государстве, где требуется с помощью так называемого общественного протеста, цветных революций сменить одни элиты на другие. Это классика. То есть, здесь будут организовываться самые разные мероприятия. Это могут быть детские, женские, могут быть организованы мероприятия пенсионеров, льготников, инвалидов - кого угодно… могут организовать разного рода протестные акции, которые будут пытаться раскачать ситуацию с тем, чтобы как-то сместить власть или хотя бы протестировать возможность протестов. С моей точки зрения, сейчас в России происходит тестинг…
Е. Афонина:
- У нас небольшие проблемы со связью…
А. Баранов:
- Насколько власть готова сопротивляться, показать зубы?
Б. Безпалько:
- Ну, власть смотрит, какие инструменты против нее применяют, какие инструменты противодействия эффективны, с тем, чтобы не дать…
А. Баранов:
- Хорошо. А можно я сейчас войду в роль человека недоуменного такого, встану на сторону оппозиции и скажу - да чего вы привязались? Сегодня День Святого Валентина, ну, вышли мы с фонариками, с мобильнами, подсветили, сердечки сделали. А если бы не было никаких призывов и мы бы сами вышли и сердечками светили, нас бы тоже ОМОН, что ли, гонял? Мы кому мешаем-то? Вы вкладываете в эти сердечки какое-то протестное настроение, а нам прикол просто… метель кончилась, смотрите, как здорово - снег искрится… весело… чего вы пристали со своей политикой?
Б. Безпалько:
- Ну, если в вашем мероприятии нет никакой политики, нет никакого символизма, идите и получите согласование властей, организуйте это все по закону.
А. Баранов:
- Почему? Во дворе 10 человек собирается и я должен идти в полицию или куда там, к властям в районную управу спрашивать разрешения, что ли?
Е. Афонина::
- Это раз. Во-вторых, Богдан Анатольевич, мы ж понимаем, что эпидобстановка у нас по-прежнему, несмотря на то, что рост числа заболевших с каждым днем становится все меньше и меньше, тем не менее, они есть. Поэтому ограничения никто не снимал. Ну, какие массовые акции вам сейчас могут на законном основании разрешить? Наверное, никакие. А здесь вот я поддерживаю Андрея Михайловича… действительно, ведь, казалось бы, невинные призывы, мы такие милые, мы такие добрые, мы ничего не делаем, мы на сотрудников полиции не нападаем, мы снежками их не забрасываем, мы просто милые добрые люди. Вот что это за история - милые, добрые люди?
Б. Безпалько:
- Во-первых, если вас 10 человек во дворе, то вы просто откройте законодательство Российской Федерации и посмотрите, требуется для этого согласование или нет? Если требуется, то каковы бы ни были ваши цели, каковы бы ни были ваши задачи и сколько бы вас там ни было - 10 или 9 - вы должны соблюдать закон. Соответственно, если закон требует согласования, нужно идти и согласовывать, а иначе к вам будут применяться санкции со стороны правоохранительных органов.
А. Баранов:
- Богдан Анатольевич, ну, не было бы политического подтекста, никто бы сейчас не гонялся по дворам.
Б. Безпалько:
- Неважно.
А. Баранов:
- Важно в данном случае. Нам говорят о двойных стандартах.
Б. Безпалько:
- Ну почему двойные стандарты? Ну, могут собраться просто 20 человек, которые будут просто осложнять жизнь другим людям, может быть, ради каких-то своих совершенно эмпирических целей… вот мы общество любителей летающих тарелок и вот мы собрали акацию, которая мешает правилам проезда, правилам проживания совместного и т.д. Это все равно нарушение закона.
Что касается этих милых акций. Любая акция из милой и доброй может перейти в агрессивную. Это все делается на раз, на щелчок. Поэтому, поскольку власть прекрасно осознает возможность превращения этих милых добрых акций с сердечками в то, что было в самом начале протестов, когда забрасывали снежками, а, если мы отдалимся на несколько лет назад и посмотрим на Украину, то там забрасывали бутылками с зажигательной смесью. И все это очень быстро может перейти из одного в другое. И государство может погрузиться, ну, если не в полный хаос, то, во всяком случае, может быть нарушена стабильность. Поэтому в любом случае, каковы бы ни были цели и задачи, каковыми не были бы эти люди, если это не укладывается в рамки законодательства, если это не укладывается в рамки пандемических….
Е. Афонина:
- А сейчас на связи с нами специальный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц.
А. Коц:
- Добрый день.
Е. Афонина:
- Саш, вот даже не нужно быть особым аналитиком, экспертом, чтобы понять, что сейчас перешли ко второму-третьему сценарию того, как должны устраиваться все эти протестные акции и движения, если не в горячей фазе, то именно в такой миролюбивой. Белые цветочки, красные веночки, фонарики, прекрасные девушки на улицах и площадях. Все это мы видели в Минске. До этого мы это видели в Киеве. Это одни и те же методички?
А. Коц:
- Методички одни и те же. Подходы надо свои иметь к результатам этих методичек. Я вот с предыдущим собеседником не согласен. Вот мы тут с мужиками во дворе из снега для детей горку делаем. Это считается массовой акцией? А нас больше десяти человек. Я бы не доводил это все до белорусского абсурда, когда любую дворовую активность надо жестко пресекать. Потому что любое действие рождает противодействие. И чем ты будешь больше нервировать людей по незначительному поводу, тем больше общество будет озлобляться. И это видно очень хорошо по Белоруссии. Понятно, что там в первые три дня после выборов, когда милиция применяла чрезмерно жесткую силу, ну, они пытались сорвать блицкриг. Но что было потом уже в том же Минске, после того, как эта угроза была купирована, мне кажется, это ни в какие ворота. И вот тут нам надо взять на вооружение уже существующий опыт белорусский, но при этом не доводить до абсурда и не доводить до чрезмерного ужесточения. Если люди выйдут посветить фонариками, мне кажется, ничего страшного в этом нет. Как ничего страшного не было 2-го числа, после суда над Навальным, когда его приговорили к реальному сроку, когда эти дети, студенты пошли по улицам центра города. Ну, они идут, они не выходят на проезжую часть, зачем было устраивать из центра Москвы какую-то Алханкалу образца 1995 года с зачисткой, с перекрытием? Мне кажется, это совсем лишнее. Все-таки учитывая белорусский опыт, а украинский тем более, надо как-то мудрее себя вести. Мне кажется, власть прекрасно осознает, что, пока людей не выводят на улицы штурмовать Кремль и перекрывать трассы, ну…
А. Баранов:
- На месте нашей радикальной оппозиции, я бы сейчас парочку-другую мест провокации бы устроил, с тем, чтобы на камеры, желательно иностранные, взвинтить юношей, девушек… да еще с укладыванием в асфальт.
А. Коц:
- Я вот смотрю по Дальнему Востоку - слушайте, ну, это ни о чем. На Камчатке какие-то одиночные вышли люди и выложили из свечек и сердечек… в Хабаровске, самом протестном городе России, какие-то тоже одиночные во дворах люди. Ну и пусть они стоят себе.
А. Баранов:
- Я тоже так думаю. Но в Москве попробуют, наверное, что-то сделать. Ну, посмотрим, как власть будет реагировать.
А. Коц:
- Мне кажется, что вот в моем дворе, если кто-то вот так выйдет постоять со свечками, милиция не успеет просто приехать. С ними быстро разберутся местные жители. Вот эти акции опасны только для самих участников…
Е. Афонина:
- Спасибо, Саш. А сейчас к нам присоединяется спецкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин. Дим, приветствуем тебя.
Д. Стешин:
- Добрый день.
Е. Афонина:
- Буквально несколько минут назад мы говорили о том, что в принципе есть возможность просто не обращать внимания, закрыть глаза, не увидеть проведения некоторых акций. В частности, вот вынесли приговор Навальному, вот пошла молодежь по улицам, ну и что в этом такого? И у меня такой вопрос - как вел себя сам Навальный на двух заседаниях суда по делу о клевете на ветерана Великой Отечественной войны? Насколько я понимаю, и первое, и второе заседание - ну, если у кого-то еще были какие-то иллюзии относительно того, что думает этот человек о ветеранах, о стариках, о людях, которые прошли войну, то эти иллюзии развеялись. Это так, Дим?
Д. Стешин:
- На самом деле, ничего нового в поведении Навального нет. Есть исторические примеры поведения там социал-демократов и эсеров на судах многочисленных в начале 20 века. То есть, он выдерживает свою линию до конца, по-видимому, некуда отступать, он жил в этом образе последние 10 лет и если бы он на этом суде сказал, что просит прощения у ветерана, все пошло бы крахом. И это трагедия на самом деле. Почти по Достоевскому.
Е. Афонина:
- Скажи, а это для него трагедией не обернулось? Я говорю сейчас о тех людях, которые, может быть, испытывали еще какие-то иллюзии? И у меня очень такой неприятный вопрос. Понятно, что люди нашего поколения все-таки еще испытывают уважение, гордость, признательность, любовь - мы так воспитаны. Те, кто выходит с цветочками, фонариками, веночками - это люди совершенно другого уже поколения, для которых эти уроки воспитания, которые проводились у нас в школах, это, скорее, занудство, если оно вообще было. Или там какое-то исключение, потому что таких уроков в школах все меньше и меньше. То есть, для них это пустые слова. И вот это высказывание Навального о медалях ветерана - для них это просто пустой звук. Это задевает только нас? Или все-таки нет?
Д. Стешин:
- Я печальное скажу. Скрепа закончилась. У нас действительно в нужный момент реанимация памяти о Великой Отечественной помогла государству расплатиться. И неслучайно поэтому само слово «скрепа» так усиленно и тщательно шельмовали наши идеологические противники. Но все, время ушло, уже нет устных носителей традиции и памяти об этой войне. И если нам рассказывали наши бабушки, и показывали мне… А новой идеи, которая может сцементировать общество, - ну, не повышение же ВВП - наша национальная идея? Мы не можем сформулировать национальную идею как реанимацию восстановления Советского Союза 2.0 - ну, России в исторических границах. Это тоже официально не заявлено, а только в словах политологов каких-то и замечаниях политиков. И вот в этом вакууме все и образовалось, где Навальный гарцует, чувствует себя пастырем и т.д. - вот именно для этих людей его поведение и предназначено.
Е. Афонина:
- А в чем причины поведения этого человека? Ведь то, что он заявлял и прокурору…
А. Баранов:
- …и судье, и самим родственникам ветерана, и ему лично - откровенное хамство, беспардонное совершенно… Это что, такая защита загнанного зверька в угол? Или это просто он чувствует в себе силу некую?
Д. Стешин:
- Ну, стандартный образ якобинца, ниспровергателя всего и вся. По скрепе о памяти Великой Отечественной войны он прошелся самим фактом этого судебного процесса. На процессе усугубил, оскорбляя ветерана. Есть еще такой незыблемый столп в нашем обществе - судебная система. Да, понятно, что она плохая, мы ее критикуем, бывает, но без нее все бы превратилось в анархию, да. Он продолжает свою работу даже на судебном заседании, даже понимая, чем ему это может грозить. Возможно, у него есть ложная уверенность, что сильно его не накажут.
Е. Афонина:
- Спасибо, Дим. Богдан Анатольевич, вот те же вопросы, которые мы сейчас адресовали Диме, можно адресовать и вам. Я думаю, что вот эта тема - закончилось ли уже понимание, насколько важно для нашей страны была победа в Великой Отечественной войне - этот вопрос мы адресуем и вам. Это другое поколение? Это те, кого не задевают слова Навального, обращенные к ветерану?
Б. Безпалько:
- Нынешнее поколение, которое сейчас еще учится в школе, на которое сейчас ориентируется Навальный, как я представляю, школьники или люди до 12-16 лет, безусловно, для них Великая Отечественная война - это уже что-то очень далекое, что-то малозначимое, прямо скажем. И самое главное, что для них в подаче Навального и других людей - это просто часть такого официального культа, который им навязывается. Здесь это, конечно, очень печально, потому что прерывается определенная цепь традиций. Соответственно, в данной ситуации нужно было бы предпринять какие-то усилия по тому, чтобы наши молодые люди восприняли. Вот наше поколение же воспринимало все это. У нас были хорошие фильмы, еще те, возможно, еще с теми людьми, которые войну помнили.
А. Баранов:
- Вот это самое главное. Потому что мы жили среди них. Это наши родители, наши дедушки - те, которые прошли через все это и рассказывали это похлеще фильмов.
Б. Безпалько:
- Мой дед скончался, когда мне было 5 лет, и это последствия ранения. Он был пулеметчиком, получил ранение и он от тромба и умер… Я его почти не помню. Но я очень хорошо помню фильмы, которые тогда снимали… И к стыду нашему, вот нынешнего нашего киноискусства, к которому я очень скептически отношусь, эти фильмы не могут это донести, к сожалению. У нас нет каких-то вот средств культуры. Все это превращается во что-то нечто формальное. И, конечно, идеология Навального вкупе с этим формальным подходом, она накладывается у этих молодых людей.
Второе, что хотелось бы заметить. Сейчас у нас, к сожалению, сильный перекос в сторону Великой Отечественной войны. Ведь в нашей истории было гораздо больше войн, и великих, и славных, и победных. К нас, к сожалению, сейчас это совсем не вспоминают. Ведь нашей истории тысячи лет…
А. Баранов:
- Ну, Великая Отечественная война - это событие, которое предопределило на столетия вперед. По крайней мере, государство существует, хотя и в урезанных сейчас границах, благодаря тому, что мы одержали победу.
Б. Безпалько:
- Мне кажется, что государства-то уже и не существует.
А. Баранов:
- Подождите, это уже дела предателей и политиков.
Е. Афонина:
- Подождите, уважаемые, ну, неужели вы сейчас не понимаете, что вы говорите сейчас на другом языке? Неужели вы не понимаете, что то, о чем мы сейчас говорим, это может быть воспринято вот этим поколением, выходящем на эти митинги, как разговор старперов. Вот положа руки на сердце, какие скрепы, какие фильмы о войне? У нас все в Тик-Токе есть, заходи туда, смотри и лови хайп.
А. Баранов:
- Для них мы такие и есть. И мы в свое время были молодые… Зачем мне ваша война, когда «Звездные войны» классные есть. Смотрите, там такие монстры, такое мочилово… А вы свои Т-34 какие-то гоните нам не нужные…
Б. Безпалько:
- Елена Александровна, я с вами и согласен, и не согласен. Потому что, с одной стороны, вы правы. Вот я вспоминаю свое детство, когда в телевизоре было только три телеканала, и сейчас, когда средств развлечения… ну, ты просто в них тонешь, сейчас можно вообще ничего не делать, только развлекаться… Естественно, молодежь уже не воспринимает ни эти фильмы, ни все остальное. Она может это воспринять только в одном случае. Когда ей самой придется воевать где-либо. Молодые люди, которые воевали где-нибудь в Чечне, я думаю, они бы вполне нормально восприняли все, что относится к Великой Отечественной войне. Это поколение, которое не испытывало никаких трудностей, оно не помнит 90-х годов, оно не помнит жизнь в Советском Союзе. Есть, кстати, и другой перекос. Многие молодые люди очень идеализируют жизнь в СССР. Чрезвычайно идеализируют. Они считают, что это представляло собой Ливию Каддафи времен там 80-90-х годов. Поэтому единственное, что может это поколение каким-то образом научить, - это только испытание, это только суровое испытание, может быть, даже для кого-то военное. Люди должны повзрослеть. Иначе никаких других средств я не вижу.
А. Баранов:
- Ну, вот люди прошли испытание войной на окраинах и жуткий национализм мы видим. Кошмарный совершенно. И в Карабахе, и на Украине, и в Грузии. К чему мы идем-то?
Б. Безпалько:
- Я с вами здесь немножко не соглашусь. С моей точки зрения, не национализм является порождением войны в Карабах, в Грузии или на Украине. А наоборот, там война является порождением национализма. Я жил на Украине в начале 90-х годов и я очень хорошо понял, как тогда все эти лозунги, все эти мечтания - а там были ребята, которые мечтали в Чечню уехать воевать - и уезжали, кстати. Потому что они считали Россию своим врагом, а русских своими кровными врагами… Поэтому, с моей точки зрения, как раз все это является именно порождением национализма, который в этих республиках тлел и вызревал.
Е. Афонина:
- А мы сейчас хотим задать вопрос нашим радиослушателям. Какая общая идея может сплотить наше общество?
А. Баранов:
- Включая молодежь, конечно… Зачитаю некоторые ваши сообщения. «Поколение, выросшее на учебниках истории Сороса», - пишут нам из Саратовской области. «Как воспитали, так и ведут себя», - пишут нам из Москвы и Московской области. Саратовская область: «Никто не будет воевать за Норникель, Газпром и чужие яхты». «Вот молодежь Донбасса, - пишут нам из Челябинской области, - обратилась к российской молодежи не повторять ошибок украинцев. Правильно сказал ваш эксперт, что молодежь должна повзрослеть. Мой дед 12 лет работал на эвакуированном заводе и точил снаряды для фронта, спал у станка». «У нас нет идеологии, размыто понятие родины, - пишут из Владимирской области. - Понятие родины, отечества. Киноиндустрия воспитывает насилие, а не защиту и патриотизм». «Ребята, вы что без Навального делать будете? Бюджеты на Навального заберут, я за вас боюсь», - пишут нам из Московской области. Протянем, не бойтесь, слушайте нас и дальше…
Е. Афонина:
- Да, как-то вот жили мы спокойно без Навального несколько лет и ничего так себя чувствовали… А сейчас на связи с нами корреспондент телеканала RT Константин Предыбайло. Кость, приветствуем тебя.
К. Предыбайло:
- Здравствуйте.
Е. Афонина:
- Давай объясним, где сейчас ты находишься и что заставило тебя в столь холодный день выйти на одну из столичных улиц?
К. Предыбайло:
- Меня заставили 14 февраля, в день всех влюбленных выйти на столичную улицу возле памятника Пушкину и Гончаровой женщины, конечно же, девушки очаровательные, которые здесь решили устроить так называемую цепь солидарности с Юлией Навальной. Вот я прямо сейчас с некоторыми пообщался, не все стоят за Юлию Навальную, некоторые вообще не понимают, за что они стоят. Ну, девушек сейчас вот пиковое как раз количество - где-то к сотне они подобрались, в районе 80-85 девушек стоят вдоль Старого Арбата…
А. Баранов:
- А они знают, что Юлия Навальная два дня назад уехала в Германию, нет?
К. Предыбайло:
- Я задавал вопрос - вот они стоят тут, сопли морозят, как говорится, за Юлию Навальную, которая в Германии себя прекрасно чувствует, но они считают Юлию Навальную лицом проекта, протеста, она не обязательно должна находится здесь плечом к плечу… пик протеста глубже, чем Юлия Навальная. Вот что-то типа того они говорят. Ну, своеобразная обстановка, потому что, начинаешь с ними разговаривать, вот только что я закончил беседу, стоит девушка с плакатом «Свободу политзаключенным», я спрашиваю - назовите хоть одного политзаключенного, она меня отправляет в Гугл - загуглите, говорит. Я говорю - ну, вы ж стоит здесь, на морозе, хоть ради кого? Ну, вот ей подсказали Юрия Дмитриева и она, спустя пять минут, назвала одну фамилию, кого она считает политзаключенным.
А. Баранов:
- В основном действительно молодые девушки? Или там есть женщины в годах?
К. Предыбайло:
- Ну, возраст у всех девушек замирает в районе 18-20 лет, но в основном, конечно, визуально подавляющее большинство это молодые девушки, я думаю, до 25 лет. Есть, конечно, и пожилые - парочка женщин. Я вот тут одну встретил, она вышла в поддержку Юлии Галяминой. Я спрашиваю - так Навальная же призывала. Она говорит - я про Навальную ничего не знаю, я вот знакома с Галяминой, я вот ради нее пришла… Вот хотя бы взрослый человек конкретно ответил, за кого он пришел. А девушки помоложе, конечно, с ними очень сложно строить какой-то диалог, потому что они в показаниях путаются, как говорится.
А. Баранов:
- У них не было плакатов «Зачем пенсионный возраст подняли?».
К. Предыбайло:
- Пока этого нет. Они стоят с цветами, с сердечками.
Е. Афонина:
- Ну, понятно, что методички одни и те же - если это испытано на одной стране, почему это не может быть применено к другой? Тебе, как человеку, который, в том числе, и на минских улицах наблюдал нечто похожее, как кажется, есть общее?
К. Предыбайло:
- Конечно. Общего очень много, плюс здесь девушки вспоминали Светлану Тихановскую - не знаю, каким боком она вообще относится к России и к Старому Арбату, но вот за Светлану Тихановскую одна девушка тоже тут вышла. Про атрибутику если детально рассказать, девушки стоят в такую шеренгу, их где-то человек 100, и они держат такую длинную белую ленту и все. У кого-то цветы в руках, у кого-то сердечки… я так вычислил здесь парочку девушек-организаторов, они вот распечатали наклейки, бумагу, сердечки раздавали своим соратницам… ну, вот здесь максимум, наверное, 100-150 метров шеренга и они держат белую ленту.
Е. Афонина:
- Сотрудники полиции как себя ведут?
К. Предыбайло:
- Сотрудники полиции были изначально, их было несколько патрулей. До сих пор они здесь находятся, они так рассредоточены. Более забавная история здесь в том, что митинг этот, скорее, разгонят не сотрудники полиции, а коммунальщики, потому что здесь периодически прямо вплотную к этим девушкам проезжает такой маленький трактор, который убирает снег и уже была попытка, когда трактор просто уперся в этих девушек… Уборка идет полным ходом здесь на улице.
Е. Афонина:
- Спасибо огромное, Константин.
А. Баранов:
- Вот нам пишут из Челябинской области. «Завтра нашей молодежи скажут начните скакать, что, тоже начнут? А потом скажут - кастрюли на голову наденьте. Наденут?»
Е. Афонина:
- А мы, кстати, спрашиваем у вас, дорогие наши радиослушатели, - давайте вспомним себя лет так в 16-18, наши родители тоже на нас так смотрели и говорили - ну, повзрослеете, все поймете. Вот у нас вопрос - какая общая идея может сплотить наше общество? Богдан Анатольевич, ну, ту, наверное, бессмысленно говорить уже о параллелях, они видны, понятны, ясны. Мне хочется вспомнить провалившееся мероприятие 31 января, после которого и Волков, и Зимин в два голоса сказали о том, что мы прекращаем эти выходы на улицы, призывать к ним не будем, мы сейчас будем в политику уходить, будем готовиться к умному голосованию. Вот что в политической плоскости? Давайте вспомним, что умное голосование, которое было испробовано, в том числе, в 2019 году на столице, оно ведь в некоторых районах Москвы получилось. Вот в Басманном районе три таких муниципальных депутата, которые на этой волне были выплеснуты вверх. И одна из них обклеивала слепками своих бюстов дома, которые должны были идти под реновацию и называла это «обереги от реновации»… У меня вопрос - это действительно сейчас реальная возможность пройти на волне вот этого умного голосования, которое на протяжении вот этих нескольких месяцев вполне может быть подготовлено.
Б. Безпалько:
- Ну, я бы даже шире сказал. Что вообще все эти протесты - это подготовка к выборам в России, которые у нас пройдут через какое-то время. То есть, к моменту выборов эти протесты или будирование, или хайп на всех этих протестах, на личности Навального, он будет только нарастать. Да, конечно, они вполне успешно смогут это реализовать, особенно в тех регионах, где есть какие-то социальные проблемы, или где есть злоупотребления каких-нибудь чиновников, злоупотребления каких-нибудь госслужащих и т.д., до которых никак не доберется центральная федеральная власть. Да, здесь вполне могут люди, озлобившись, отдать свой голов не тем, кого они считают достойным, а тем, кто просто реализует их протест именно как выражение их недовольства. Собственно, так происходило и во время этого умного голосования. Поэтому определенный шанс есть, но это не приведет ни к какому конструктиву, потому что главная цель этих политиков - это не столько даже изменения характера нашей страны, сколько просто попасть в политический класс. Я не вижу пока каких-то достижений, за исключением вот этот факта курьезного, о котором вы рассказывали, когда обклеивали эти дома изображением женской груди. Очень хочется пошутить в душе поручика Ржевского, но, поскольку мы на приличной радиостанции, я воздержусь. Поэтому здесь люди попали в политику, они получают зарплату, ну, кто-то стал депутатом Мосгордумы, там даже вроде бы ходили такие слухи, что там зарплаты чуть ли не выше, чем в Госдуме…
Е. Афонина:
- Вот сегодня сразу две акции проходит - одна из них сейчас в Москве и в Санкт-Петербурге. А вот если говорить о вечернем анонсированном мероприятии, то в чем смысл? Может быть, действительно есть какие-то специальные тайные цели, которые должны, благодаря этим фонарикам, что-то там выявить? Давайте сейчас об этом спросим директора пиар-агентства ProAct Media Анатолия Саутина. Анатолий, здравствуйте.
А. Саутин:
- Добрый день.
Е. Афонина:
- Вы много времени посвятили изучению вопросов кибербезопасности и мы понимаем, что, если устраивается некое мероприятие, тем более, с помощью социальных сетей и специально для определенной аудитории, значит, не все так просто. Вот посветить фонариком - какой в этом смысл? И для кого светим?
А. Саутин:
- Ну, здесь никаких технических сложностей и секретов нет. Это чистой воды символизм. Ну, может, он перекликается как-то с Виктором Цоем и его песней… Фонарик - это чистой воды троллинг власти, это провокация власти на то, что власть вот запрещала такие фонарики. Здесь никаких секретов нет. А с точки зрения технологии включение фонарика на телефоне, на устройстве - это никак нельзя…
Е. Афонина:
- А почему свечку в окошке не зажечь, например? Не включить лампу на окне? Почему фонариком?
А. Саутин:
- Здесь речь идет о диалоге с молодежной аудиторией, с подростковой. Власть этот диалог не знает как вести и пока на этой поляне играет оппозиция и, соответственно, игра с фонариком это такой веселый прикол, который вполне понятен.
Е. Афонина:
- То есть, спецслужбы контролировать эти мобильные устройства не будут?
А. Саутин:
- Спецслужбы прекрасно контролируют это через вышки сотовых операторов. Они видят всех, кто пришел, считают, соответственно, у кого какие привычки, кто сколько денег тратит, какую веру исповедует - там все это видно. То есть, это вообще не проблема. Так это делалось еще во время чемпионата мира по футболу, когда отслеживали всех футбольных фанатов, выявляли и предотвращали драки. С точки зрения спецслужб, фонарики - это ни о чем. А вот с точки зрения символизма - да…
А. Баранов:
- Ну, я бы вот тут тоже символизм - взял бы прожектора, подавил бы все эти фонарики, ослепил бы всю эту молодежь… Вот это был бы ход!
Е. Афонина:
- Ладно, ладно, Андрей Михайлович, вы развоевались! А теперь я предлагаю все-таки перейти к главному вопросу, который мы задавали нашим радиослушателям сегодня. Какая общая идея может сплотить наше общество? И вообще возможна ли такая идея?
А. Баранов:
- Ну, что нам пишут? «Русский патриотизм, - пишут нам из Нижнего Новгорода. - Есть такая идея: выгнать всех воров из власти». «Идея очень простая - завтра жизнь должна быть лучше, чем вчера», - пишут из Тверской области. «Хорошая была бы идея, - пишет нам Наталья, - экология, спасение Земли» (Саратов). Ну а почему, собственно говоря, нет? Загажено-то много… «У меня и моих друзей, - пишут нам с Урала, - была общая идея это спорт и участие в соревнованиях. У других ребят была идея БАМ». Кстати говоря, вот Байкало-Амурская магистраль очень тогда сильно по нашим молодым сердцам ударила, многие хотели туда поехать.
Е. Афонина:
- Вы еще целину вспомните!
А. Баранов:
- Да, да, была действительно такая идея, ехали туда по велению сердца.
Е. Афонина:
- Хорошо, тогда сегодня должен сработать дальневосточный гектар.
А. Баранов:
- Вот, пожалуйста, Самарская область: «Вернуть социализм. Но буржуи и паразиты против». «Была идея поступить в хороший вуз». «В общем, любовь к баблу - вот у нас идея. И выгоде любой ценой. От Кремля до дворника», - пишет нам обиженный слушатель из Иркутской области.
Е. Афонина:
- Богдан Анатольевич, вот вам тот же самый вопрос, который мы нашим слушателям адресовали. По вашему мнению, сейчас возможно ли говорить вообще о некоей объединяющей для нашей страны идее?
Б. Безпалько:
- Конечно, можно. Молодые люди не глупые в принципе, они тоже могут переживать. Другое дело, что надо говорит это достаточно искренне, надо говорить так, чтобы они это поняли. И не обязательно для этого надо использовать Тик-Ток, надо привлекать их к каким-то социальным действиям, надо привлекать их к тому, чтобы они сами высказывали свое мнение, чтобы они к чему-то стремились.
Е. Афонина:
- Ну, они стремятся к переменам, как мы видим. Ну и опыт соседней Украины им совершенно ничего не говорит. Вот рейтинг Зеленского уже 13%. На волне перемен он зашел в президенты. И вот вам, пожалуйста.
А. Баранов:
- Да. Вот пишут: «Планктон тоже светился». «Сегодня фонарики, завтра факелы могут быть». Ну, посмотрим. Я думаю, что бояться каких-то фонариков нет никакой причины. Но если эти люди будут переходить… ну, извините, посмотрите, что творится в других странах. Вам бы туда! Вот так в кровь от водомета… я думаю, наверное, по-другому вы сейчас говорили бы и писали бы другое совсем.
Е. Афонина:
- А мы благодарим члена совета по межнациональным отношениям при президенте Российской Федерации Богдана Безпалько. Всего доброго!