Госдумой принят законопроект о контроле за деятельностью иноагентов

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с экспертами и слушателями обсуждают, как прививать патриотизм в стране

Е. Афонина:

- В студии ведущие программы – Андрей Баранов.

А. Баранов:

- И Елена Афонина. Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Мы приветствуем наших радиослушателей. Поздравляем всех с сегодняшним праздником, с Днем России.

А. Баранов:

- Присоединяюсь.

Е. Афонина:

- И будем обсуждать то, что касается единства нашей страны и, конечно, тех, кому не очень нравится то, что сейчас происходит в нашей стране, в нашей политике. И какой отпор…

А. Баранов:

- Нет, как к ним относиться, может, какие-то юридические рамки создать, которые бы дали понять, кто за них выходит и что их ждет за это. Правда, рамки должны быть очень четкими, об этом сегодня и поговорим.

Е. Афонина:

- Но то, что таких людей меньшинство, это можно понять по опросам. И очередной опрос провел Фонд общественного мнения. И выяснилось, что если в декабре 2006 года о том, что люди любят страну, считают себя патриотами, об этом заявили только 57%, то в ходе свежего опроса выяснилось, что таковых уже 85%. Это уже о чем-то говорит.

С нами на связи депутат Госдумы Екатерина Стенякина. Екатерина, здравствуйте!

Е. Стенякина:

- Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Почему решили об этом заговорить сегодня? С начала грядущего учебного года во всех школах России по понедельникам будет исполняться государственный гимн, будет подниматься флаг, традиция поможет формированию гражданского общества и чувства патриотизма у подростков.

А. Баранов:

- В Америке каждый день с утра, а у нас только по понедельникам. Но лиха беда начало, в общем.

Е. Афонина:

- Тем не менее, как есть осязаемые проявления того, как нужно воспитывать патриотизм, так, наверное, есть другое, на что нужно обратить внимание. И в чем, может, помогает законотворческая деятельность депутатов Госдумы. Екатерина, можно ли воспитать патриота?

Е. Стенякина:

- Мне кажется, что школа, образование несет очень важную воспитательную функцию. И, конечно, в школьном образовании, пусть меня обольют грязью, скажут, что это неправильно, но должна присутствовать идеология. Идеология уважения к своей стране. И любви к стране. Очень важно, чтобы наши дети понимали с юного возраста, что они живут не просто в России, а это крупнейшая страна в мире с выдающейся историей, с выдающимися достижениями. И есть у этого государства определенные государственные атрибуты, которые требуют тем более уважения – это государственный флаг, государственный герб, это гимн.

Я была депутатом городской думы очень давно, 13 лет назад. У меня в городе Шахты в округе было всего две школы. И я всегда посещала линейки на 1 сентября и на последний звонок. И когда на линейке звучал просто Гимн, музыка, дети маленькие, не знали, они шумели, болтали, говорили родители, поправляли бантики. И мне было так обидно! И с директором одной из школ мы придумали, что дети должны Гимн петь. Это организовать очень просто. Ведь есть урок музыки, на уроке дети выучили слова, они это репетировали. И когда на следующее 1 сентября мы пришли, у нас дети пели хором Гимн России, знаете, это слезы восхищения, радости. И они уже не болтали, они воспринимали это совсем по-другому.

Может, здесь и будут люди, которые будут говорить, что это не правильно, это не нужно, нет. Это нужно.

Е. Афонина:

- Сейчас это очень хорошо видно, как общество всеми силами пытается, наконец, сбросить с себя шелуху, знаете, что можно так, можно эдак, определяться не надо, кто-то за нас что-то решит. Люди стали активнее. Но активнее стали и те, кому этот процесс не нравится. В тех же соцсетях, группах есть те же самые мамочки, которые говорят, не надо ни нашим детям этого, никаких патриотических рассказов, ни о том, что делал Донбасс восемь лет. И вот такие же тоже есть! И они говорят, что это наше право, мы имеем право, мы аполитичны, мы не хотим никакую политику.

Е. Стенякина:

- Гимн России – это не политика. Гимн России – это символ нашего государства, которое…

А. Баранов:

- Понимаете, если власти это вводят, значит, это уже политика. А я не люблю власти, все, что они делают, это плохо! Они заставляют меня на империю равняться! Ходить строем! Салютовать флагу! Петь Гимн! Останьте, хочу пою, хочу не пою! Я – свободный человек! И вообще отсюда свалю!

Вот и все. Я вошел в роль, я не разделаю эту позицию.

Е. Стенякина:

- Я понимаю. А вот я этого не слышу. Мой округ, откуда я избралась депутатом, граничит с Луганской областью. И что там происходило восемь лет, я прекрасно знаю и жители моего округа тоже. И я не получила ни одной жалобы от того, что мы не хотим, чтобы наши дети пели Гимн России, чтобы они присутствовали каждую неделю при торжественной церемонии поднятия флага нашей страны.

Е. Афонина:

- Екатерина, мы взяли это как пример. Мы говорим и смотрим на этот вопрос шире. И когда мы сталкиваемся с историей беглых муниципальных московских депутатов, которых уже постфактум пытаются отловить, при этом они прекрасно себя чувствовали, высказывая свое отношение, делая это публично, думаю, вы понимаете, о ком мы говорим – та же Котеночкина убежавшая и прочие. Или когда, например, в Telegram-канале Захара Прилепина Денис Косяков (в Зеленограде родился, отец- агроном, мама- медсестра, закончил «Щуку», в 2011 году принимал участие в съемках ролика «Россия против нацизма», служил в театре Маяковского), его позиция яркая и принципиальная – мне Apple pay важнее вас, скажу дураков (там на букву «м»), орущих про восемь лет. Понимаете?

Е. Стенякина:

- Елена, а вот это было наше упущение, когда мы говорили, что можно и так, можно и эдак, можно Гимн России в школе и не петь. Можно государственным символам внимания не уделять. И на изучение истории Великой Отечественной войны потратить всего 4 страницы в учебнике истории. Когда мы это допускали, не было жесткое позиции, у нас и появились такие люди. Я не исключаю вины государства здесь. И упущения в образовании, в воспитании.

С другой стороны, мы живем в удивительное время. И, возможно, именно сейчас в нашей стране есть такая возможность очиститься от всех этих людей, которые занимают даже позиции депутатов муниципальных, разрушали нашу страну изнутри.

А. Баранов:

- Некоторые сами убежали, другие затихли, а что делать с остальными?

Е. Афонина:

- Вы же в первом чтении приняли законопроект о контроле за деятельностью иноагентов. Вот очень много вопросов. Вы в этом законопроекте разобрались, что в этом проекте предлагается?

Е. Стенякина:

- Давайте вспомним, кто такие иноагенты. Это физические лица и организации, иностранные и российские, которые получая поддержку из-за рубежа финансовую, методическую, информационную, занимаются в нашей стране политической деятельностью, выпускают информационные материалы, а так же занимаются сбором средств в военных целях, то есть, вот люди, которые за счет иностранной поддержки пытаются влиять на нашу жизнь внутри. И, конечно, законодательство, которое мы предлагаем, закон, за который проголосовали в первом чтении депутаты Госдумы, а теперь новые инициативы, которые внесены в Государственную Думу на этой неделе. Ведь там же нет ничего такого сложного!

А. Баранов:

- А если люди на деньги какого-то сербского фонда в положительном плане влияют на жизнь нашей страны, они тоже будут иноагентами? И попадать под ограничения и преследования.

Е. Стенякина:

- Ограничения-то какие? Этим же людям не запрещено жить на территории нашей страны. Они должны просто помечать, что данная информация распространяется иностранным агентом. Сейчас их четыре. И запутаться с ними очень сложно, кто физлицо, кто НКО, пока их всех найдешь, но…

А. Баранов:

- Но вы себе представляете фразу в газете: Российско-сербский союз дружбы желает победы российским воинам. Сноска: иностранный агент. Это как?

Е. Стенякина:

- Закон должен быть для всех.

А. Баранов:

- Понятно.

Е. Афонина:

- То есть, сейчас это негативное отношение к формулировке «иноагент», оно этим законопроектом может быть изменено просто на констатацию факта? Неважно, какой ты иноагент…

Е. Стенякина:

- Конечно.

Е. Афонина:

- Кстати, Таджикистан, Армения – это тоже будут…

Е. Стенякина:

- Знаете, я не уверена, что Таджикистана, у Армении есть, вообще, денежные средства, чтобы финансировать какие-то действия на территории нашего государства. Если они это вдруг придумают делать за счет каких-то других иностранных фондов, ну…

Е. Афонина:

- Тем не менее, вопросы есть.

А. Баранов:

- Пошли уже отклики наших радиослушателей, спасибо. По поводу подъема флага некоторые привычно начали ерничать, что вот подымем флаг, и любите, любите нашу Россию. Ладно, это самое простое, что можно написать. А вот дельное от Дмитрия Богомолова, он пишет, что флаг надо поднимать. И правильно это делать каждый день. Но это должна быть почетная обязанность, предоставляемая лучшим ученикам. И флаги должны вызывать гордость. А когда поднимают рваный и выцветший флаг – это кощунство. И флагшток не должен скрипеть от ржавчины и сопротивляться так, что не каждый старшеклассник может сдвинуть трос с места.

А я вспоминаю, когда я был мальчиком, часто ездил летом в пионерлагерь, так и было у нас на линейках. Поручали отличившемуся поднять флаг. Это была большая гордость, помню, и мне доставалось поднять флаг. Почет, когда ты поднимал флаг перед всем лагерем.

Е. Стенякина:

- Андрей, сейчас то же самое. Лучшие ученики, им предоставляется право. Участники «Юнармии», победители «Отваги» - это прекрасный военизированный конкурс для детей. Это ребята, которые хорошо учатся, их объявляют, что право предоставляется. Не везде его поднимают, иногда ребята выносят, если нет флагштока, и вот то решение, что у нас теперь утвержден стандарт поднятия флага, это очень правильно, чтобы это не превращалось в какое-то народное творчество. И где-то это хорошо и красиво, а где-то это выполняется ради галочки. Поэтому должен быть стандарт поднятия. У нас есть, вообще-то, федеральный конституционный закон о государственном флаге Российской Федерации. И все должно делаться в соответствии с правилами.

Мы прекрасно понимаем, что не у всех школ, районов, сельских поселений есть возможность даже установить этот флагшток, купить хороший флаг, поэтому на эти цели выделены деньги из бюджета Российской Федерации. Если есть решение государства, оно должно быть обеспечено.

Е. Афонина:

- Екатерина, вы все верно говорите. Атрибутика важна, мы в этом убедились. Пренебрежение ведет порой к очень неприятным последствиям, но те глубинные процессы, которые вскрылись, простите, по масштабу для многих оказались…

Е. Стенякина:

- Одним флагом не справишься.

Е. Афонина:

- … марианской впадиной, в которую сколько ни заглядывай, дна не видно.

Вот я зачитываю сейчас выдержку из законопроекта. Итак, законопроект определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность и так далее.

Что такое «под иностранным влиянием»?

А. Баранов:

- Это как определить?

Е. Афонина:

- Если какая-то девочка-блогер или мальчик вдруг начинают у себя километровые посты публиковать, что там у них лучше, что там свобода и прочее, а мы тут, значит…

Они под иностранным влиянием? Кто этот критерий определяет? В чем выражается влияние?

Е. Стенякина:

- Я приведу пример из своего детства, когда я чуть не попала под иностранное влияние. Я была школьницей, которая хорошо знала математику и физику. Меня пригласили участвовать в олимпиаде фонда Сороса, в 90-е годы это было очень популярно. Вот вам пример иностранного влияния. Мне сразу же рассказали, что я буду получать прекрасную стипендию, а потом меня пригласят на стажировку за границу и все будет очень круто. И моя учительница по математике и физике сказала: Катя, мы не будем в этом участвовать. Я не поняла ничего.

А. Баранов:

- А вы, наверное, расстроились! Обиделись!

Е. Стенякина:

- Я – конечно. Кстати, меня быстро переориентировали на другие олимпиады. А представьте, у меня мама – медсестра, папа – электрик. У папы завод закрылся, маме зарплату платят через раз. В 90-е было сложно. И когда мне объясняют, какие деньги я, школьница в восьмом классе, могу получить за олимпиаду! И какое у меня будущее! И тут меня учитель останавливает.

Вот я могла попасть под иностранное влияние.

А. Баранов:

- Екатерина, как определить, что это за иностранное влияние? В чем оно должно выражаться?

Е. Стенякина:

- Иностранное влияние – это могут быть курсы, приглашения на различные конференции, может быть включение в различные ассоциации, награждение премиями. Оно может быть материальное и не материальное, информационное.

А. Баранов:

- Екатерина, но наши школьники, участвующие в международных олимпиадах, получается, все под иностранным влиянием?

Е. Стенякина:

- Нет! Подождите! Есть официальные международные организации, которые признаны, которые проводят эти олимпиады. А есть фонда аналогичные фонды Сороса, который был в мое время, вот здесь иностранное влияние очень понятное. Мне кажется, что тут должно активно работать и государство, предостерегая граждан, детей, подростков, молодежь, взрослых людей, руководителей НКО от тех структур, которые под благими целями могуо нанести вред.

А. Баранов:

- Вам ответят: дайте столько же денег, тогда я не пойду.

Е. Стенякина:

- Слушайте, у нас фонд президентских грантов, который несмотря ни на какие сложности, ни на копейку не сокращает свое финансирование. Фонд культурных инициатив, который не сокращает финансирование, а только увеличивает, поэтому говорить об отсутствии финансирования на НКО, просветительские и культурные проекты, об этом вообще нельзя говорить в нашей стране.

Е. Афонина:

- Конкретный вам пример. Сегодня пестрят все Telegram-каналы. Вроде как не иноагенты, вроде как к иностранцам не имеют отношения, замечательный ГИТИС, вы видели скандал сейчас в Telegram-канале, что в московском метро, это обычная реклама типа приходите к нам учиться, хотя не знаю… ГИТИС в рекламе не нуждался. Но не суть.

Типа такой промо ролик. Вот приходите к нам учиться. У нас замечательные выпускники. Знаете, кто эти три замечательных выпускника? Других там не было указано! Алла Борисовна Пугачева, Чулпан Хаматова и Леонид Барац.

А. Баранов:

- Леонид Барац – это «День выборов», «День радио», такой невысокого роста человечек, который там изображает определенные ориентации.

Е. Афонина:

- Возьмем навскидку список выпускников ГИТИСа. Это и Абдулов, и Владимир Андреев, и Лариса Голубкина, Валерий Золотухин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов. И прочие.

Скажите, это ведь не иноагенты – те, кто этот ролик делали? Это та самая фига, которую показывают: нате вам, смотрите!

Идем дальше. Книжная выставка, что происходила в центре Москвы. Кто там получили награду и за какое стихотворение? И что получила девочка из Донбасса? Приз зрительских симпатий, а первое место ребенок, который написал что, сами знаете.

А. Баранов:

- А я не знаю. Что он написал?

Е. Афонина:

- Он написал: президент, давай, до свидания. Примерно вот так вот. Смысл стихотворения.

А. Баранов:

- Я не знал…

Е. Афонина:

- Что вы!

Я могу таких примеров привести, это же как? Эта фига, которая лезет из каждого просто куста! Это же не иностранное влияние! Это мы тут внутри такие!

Е. Стенякина:

- Елена, я была автором письма очень такого жесткого, оно было сильно растиражировано, ответа пока по моему письму нет. Но когда некоторые деятели культуры, я не называла фамилий, начали странно вести себя в момент начала специальной операции, уезжать, критиковать, высказываться, а эти люди имели государственные награды, в том числе, Орден «За заслуги перед Отечеством», звание народного артиста, я тогда говорила, что любая государственная награда – это не только признание таланта, а ведь этот талант был раскрыт благодаря государству, благодаря тем возможностям, которые предоставила наша страна. Это образование в ГИТИСе, которое было получено за счет средств бюджета, это концертные площадки, это фильмы, которые снимались за счет бюджетных средств государства, это сцены государственных театров.

Если человек несет звания заслуженного артиста, получает из рук президента награду государственную, он должен защищать свою страну и понимать, что это все ему дала страна. А не он сам такой…

Е. Афонина:

- Он никому ничего не должен, скажет он. Как вы будете с него требовать? Как требовать с Чулпан Хаматовой? Она сказала, идите вы, неважно, что у меня звание народной артистки и госпремия была вручена не так давно. И уехала себе. И работает в театре. И чего?

Е. Стенякина:

- Она не так уж и работает.

Е. Афонина:

- Как мы воздействовать будем? Как влиять? Штрафовать? Нет. Не пустить в Россию? Права не имеете. Она – гражданка России. Что делать?

Е. Стенякина:

- В моем понимании было, что этим людям… В нашем законодательстве нужно предусмотреть в том числе процедуру отзыва государственных наград. И любое такое публичное порицание…

А. Баранов:

- Я с вами поспорю!

Вот вы сказали про отзывы государственных наград или даже премий лучше. Получили премии – верни деньги! Это будет для них серьезно.

Е. Афонина:

- 10 миллионов госпремия.

А. Баранов:

- Иначе конфискуем особняк. Или еще что-нибудь. Вот возьмем Галкина, который говорит, что я всячески от этих званий отбивался, чтобы не быть зависимым. Чулпан Хаматова говорит, что это совковый пережиток, ничего не надо, я сама все это отдам.

Бог с ними. Но вот критики законопроекта, который обсуждается, обращают внимание на то, что как указано в базовом проекте иноагентам перекроют возможность стать госслужащими и даже муниципальными чиновниками. Их не допустят до работы с несовершеннолетними. Профессиональная среда, связанная с воспитанием или образованием детей для таких тоже закрывается. Говорят, это похоже на практику запрета на профессию, которая существовала в ФРГ в 70-е годы, когда представителям левых убеждений запрещалось быть учителями, машинистами поездов почему-то и ряда других профессий. В СССР у нас тогда это активно критиковалось как дискриминация. Теперь они критикуют то, что предлагаете вы.

Е. Стенякина:

- У меня есть четкая позиция, что это абсолютно правильное решение, потому что эти меры нацелены на защиту нас и нашего государства. Любой человек, который занимает государственную или муниципальную должность, он принимает решения, от которых зависят десятки и сотни жизней в нашей стране. Это то же получение социального пособия. И представьте, эти решения будет принимать человек, который лоббирует не интересы нашей страны, а другого государства – нашего врага. Как он может действовать в интересах наших граждан?

Это защита государства от тех, кто в своих поступках не несут главной целью защищать нашу страну, действовать в ее интересах.

А что касается образования? Мы все видели эти учебники, которые мои коллеги нашли когда приехали в ЛНР и ДНР – украинские учебники по истории. Они все созданы за счет иностранных грантов. Мы хотим дать полную свободу этим ужасным людям, которые будут распространять красивые книжечки для наших детей, где будет написана абсолютная ложь про наше государство? И дадим им возможность воспитывать наших детей? Это прописная истина! Для того, чтобы победить своего врага, воспитай его детей!

А. Баранов:

- Тогда вам скажут, что оппозиция невозможна. Оппозиция критикует власть, режим. Она считает, что власть ведет страну не туда, что власть пишет кондовые учебники.

Е. Стенякина:

- Я – член партии «Единая Россия». У меня есть мои коллеги-оппозиционеры «Справедливая Россия», коммунисты. У нас разные взгляды, но они не иноагенты, это политические партии, которые действуют на территории нашей страны в соответствии с российским государством. Мы друг другу оппозиция. У нас разные взгляды, но мы работаем только внутри нашей страны.

А. Баранов:

- Да ладно! Преследовать будут точно так же! Если я скажу, что власть трусливо драпирует Мавзолей каждый раз на Парад Победы, выигранной коммунистами, меня будут точно так же гнобить как аноагента.

Е. Афонина:

- Андрей Михайлович, другой пример.

А. Баранов:

- Зачем «Единая Россия» это делает? Объясните!

Е. Афонина:

- А депутатам Госдумы разрешено иметь зарубежную недвижимость?

Е. Стенякина:

- Нет.

Е. Афонина:

- Разве?

Е. Стенякина:

- По крайней мере, у меня ее нет. Ее не должно быть!

Е. Афонина:

- Посмотрите, тем не менее, такого запрета нет. Но это так, на всякий случай, ушли в сторону. Понимаете, когда мы берем каждый раз эту важную тему, поверьте, душой и сердцем мы на вашей стороне! Нам тоже очень хочется, чтобы к нашим детям не тянули свои лапы те, кто считает, что только Запад и ничего другого!

Вы видели ролик, где на Украине бабушка с внуком поспорили? Он начал говорить, что мой герой Бандера, она ему на голову миску с едой надела. Чтобы вот до этого у нас не доходило! И чтобы у нас такими героями молодежь не козыряла!

А. Баранов:

- Бабушка, к сожалению, скоро оставит эту землю, а внучок будет жить и творить, а что он натворит, посмотрим.

Е. Афонина:

- Спасибо! Екатерина, спасибо, что приняли участие в нашем разговоре.

А. Баранов:

- Спасибо!

Е. Стенякина:

- С праздником!

А. Баранов:

- Спасибо! Вас тоже!

Е. Афонина:

- Почему заговорили о культуре? Мы понимаем, что на чем воспитывается молодежь – это не нравоучения, не лекции. Это то, что они видят, что слышат, что читают. И когда Министерство обороны и глава Минобороны Сергей Шойгу говорит о том, что будем поддерживать кино, то хочется понять, какое именно.

Послушаем прямую речь.

С. Шойгу:

- Хочу отметить, что Министерство обороны уделяет самое пристальное внимание сохранению памяти о важнейших событиях нашей истории, созданию кинолент о подвигах граждан страны в борьбе с фальсификацией истории и патриотического воспитания молодежи. Для реализации этих задач создан фонд поддержки военно-патриотического кино. Его цель - оказывать помощь в производстве кинокартин на военно-патриотическую тематику, в том числе, о деятельности Министерства обороны и решаемых вооруженными силами задач.

Хочу пожелать фонду успешной деятельности!

Е. Афонина:

- Сейчас с нами на связи киновед, программный директор Международного кинофорума «Золотой витязь» Александр Семенюк. Здравствуйте, Александр Григорьевич!

А. Семенюк:

- Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Поздравляем вас с праздником!

А. Семенюк:

- Спасибо!

Е. Афонина:

- Вам как понимающему человеку, во что вкладывать деньги, а во что нет, какие фильмы сейчас имеют поддержку, а какие нет. И как эта киносистема устроена. Фонд, о котором говорил министр обороны, вот при каком условии он заработает, нормально производя то, о чем мы и хотим.

А. Семенюк:

- Он заработает при самом главном обстоятельстве, когда государственная власть четко сформулирует идеологию, то есть, то, что государство собирается защищать внутри себя, какие духовные, социальные, нравственные идеалы государство собирается продвигать. Делать центральными. Тогда это будет ориентир для кинематографистов, которые будут заниматься военно-патриотическим воспитанием, снимать кино. Но и этого недостаточно. Дело в том, что вот Сергей Шойгу сказал, что деньги дадим и чтобы снимать на известные героические темы. Казалось бы, все очень просто. Военно-патриотическое кино – это самый трудный жанр, потому что помимо эстетической составляющей, должна быть воспитательно-манипулятивная составляющая. Они должны находиться в равновесии – две эти категории. Если какая-то их них хромает, то воздействие на юношескую аудиторию это кино не произведет.

Для примера. Вот гениальный фильм Андрея Тарковского «Иваново детство». Это один из лучших фильмов мирового кино на все времена. Но там очень высокого уровня художественная составляющая эстетическая, то есть, киноязык гениальный, а вот все, что касается воспитательной героико-патриотической составляющей, она относительно эстетики на очень невысоком уровне. Это не значит, что это плохо. Тогда стояли другие задачи. Хотя Николай Бурляев там, будучи еще мальчиком, гениально играет.

Для того, чтобы это военно-патриотическое кино воздействовало на нашу молодежь, надо очень много знать. Это определенный конструкт. В отличии, скажем, от поэзии, когда поэт может проснуться, написать стихотворение, положить его в ящик стола и снова заснуть, киноиндустрия – это очень сложное производство. Капиталоемкое. И это конструкт, где есть художественная и идеологическая составляющая.

Сегодня идеология не популярная категория, но без этого не обойтись.

А. Баранов:

- Вы сказали, что государство должно сформулировать те критерии, по которым мастера искусства должны дальше действовать. Но государство пока не собирается официально объявлять какую-то национальную идею.

Е. Афонина:

- Секундочку! Год назад у нас была подредактирована президентом, указом зафиксирована новая национальная стратегия. В числе приоритетов сбережение народа России, оборона страны, государственная и общественная безопасность, защита традиционных ценностей, культуры и исторической памяти.

А. Баранов:

- Я говорю о военно-патриотической тематике.

Е. Афонина:

- А это что?

А. Баранов:

- Лена, это очень общо.

Что, мы возвратимся к советским критериям? Фильмов о войне было очень много, кстати, из них очень много проходных, хотя вроде и артисты хорошие снимались… Но остались десятка три-четыре - те, которые достойны войти в историю советского кинематографа.

А. Семенюк:

- Для меня за тридцать лет новой России являются всего два фильма достойными – это «Звезда» Николая Лебедева. И «Подольские курсанты». Все остальные в той или иной степени. Где-то существует небольшая фальсификация истории, какие-то смещения в правдивости исторических фактов. Иногда не выдерживается жанр.

Например, «Т-34», помните, там оказались в танке трупы советских танкистов вместе с шестью снарядами. И этот танк волокли немцы с линии фронта аж в тыл себе, где концентрационный лагерь. И педантичные немцы не озаботились проверить этот танк.

А. Баранов:

- Это же кино! Таких ляпов можно в любом фильме найти. Главная идея – несгибаемость русского духа.

А. Семенюк:

- Когда подростки, они же не идиоты, видят такую неправду, они отказываются верить во все остальное. Притом, что это не жанр сказки. Таким образом, так воспринимается обман. Там героика патриотическая, реалистическая историка, военная тема, вместе с тем там есть условность, неправдоподобность некоторая. И когда авторы фильма предлагают верить в абсолютную реальность происходящего, а потом предлагают обман, то подростки – максималисты сами по себе, они этот обман видят и чувствуют. И потом не верят в дальнейшее развитие сюда. Такие вещи нужно учитывать на уровне драматургии, сценария фильма. Не случайно у нас сценаристов-то нет, у нас нет хороших сценариев – это главная проблема. Она касается всего кино.

А. Баранов:

- Зато подростки очень легко верят, когда видят гэбиста, особиста злодейского, генерала, который бросает мясо на пули, заградотряды и прочее. Это правда, так оно и было!

Е. Афонина:

- Даже если мы возьмем сериалы, которые касаются жизненного пути наших советских звезд, ну, возьмите – 99% там обязательно будет то, о чем Андрей Михайлович говорил! Кровавый режим, который давит звезду, не давая ей вздохнуть, и она может пробиться, если только идет в КГБ и заключает какие-то там особые договоренности. Это просто как калька у них, что ли, есть! Только фамилии меняются.

А. Семенюк:

- Это самая проблемная история с сериалами нашими. Сериал, вообще, кино – самое манипулятивное средство воздействия на общество. И сериал гораздо сильнее воздействует на социум, чем отдельно взятый игровой фильм. Сериал длинный, зритель привыкает к нему, вживается в судьбы этих героев, примеривает их на себя. И воздействие сильнее.

Я вас разочарую, не 99%, а 100% наших сериалов – это просто какой-то кошмар! Хотя в плане социального воздействия это должно быть приоритетом.

Возьмите нашу мультипликацию. Я убежден, что ребенок, который регулярно смотрит с грудного возраста мульфильмы наши и зарубежные, он не может вырасти психически здоровым человеком, потому что это абсолютная деструкция, это разрушение сознания. И сегодня когда ведутся конгитивная, информационная война, то есть, сетевые войны ведутся, а когнитивная война – это война смыслов, то вот кинематографу, а сегодня подростки не читают книг, они смотрят кино и интернет. И вот на это государство должно обращать внимание. И пересмотреть всю политику и вещательную, и репертуарную.

Е. Афонина:

- И что с этой ситуацией делать в таком масштабе, когда мы видим, что просто изо всех пор культурных это сочиться начинает! Сколько же таких фиг в кармане сидит! И где они видят! Ладно, уехали и открытые враги, с ними можно как-то даже какие-то контакты налаживать из серии пообщаться хотя бы. Эти-то тайно сидят! Продолжают гадить! Что делаем?

А. Семенюк:

- Зачем далеко ходить? До меня выступала депутат Госдумы. Вы же помните, весной, когда проект закона, эта концепция закона о культуре была вынесена на всеобщее обсуждение, снова не пришли ни к какому консенсусу. И либералы, и консерваторы не приняли этих концептуальных положений. Значит, вот нужно сначала на этом уровне договориться, что такое идеология государства.

А. Баранов:

- Как могут договориться носители совершенно разных идеологий, преследующих противоположные цели!

А. Семенюк:

- Военная ситуация и когнитивной, и информационной войны, и специальная военная операция – они должны мобилизовать государство в этом плане. На сегодня уже понятно, что вот тот период мира после ялтинского, после потсдамской конференции он закончился.

А. Баранов:

- Давно уже.

А. Семенюк:

- Давно, да. И нам предстоит жить в реальности вот этих сетевых войн. Они так структурированы, одна война сопрягается с другой, вложена в другую, поэтому, может, это сейчас одновременно и лакмусовая бумажка – эта спецоперация военная, и повод задуматься, что в будущем будет с нашим государством. Потому что если… Давайте вспомним реалии 30-х годов. Фильмов было не много. Но практически в каждом положительным героем был человек в военном мундире. Государство готовило к будущей войне страну. И ведь Зои Космодемьянские, Александры Матросовы ведь во многом подготовило сознание этих молодых людей к самопожертвованию, подготовил именно кинематограф, потому что Россия всегда воевала малым числом, особенно на первом этапе. Всегда было мало союзников. Представьте, чтобы молодой человек пожертвовать собой – это же нужно как переформатировать, так его настроить, чтобы основной инстинкт самосохранения!..

А. Баранов:

- Да, с этим трудно, конечно, не согласиться!

Е. Афонина:

- Да, спасибо! Киновед, программный директор Международного кинофорума «Золотой витязь» Александр Семенюк был на связи с нашей студии. А в студии был Андрей Баранов.

А. Баранов:

- И Елена Афонина.

Е. Афонина:

- И, как говорят сейчас, работаем, братья!