Не можете победить на земле, начните раскачивать страну изнутри

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с экспертами обсуждают, а возможен ли раскол российского общества, как в 1990-е годы и нужно ли снимать фильмы про героев спецоперации

Е. Афонина:

- В эфире ведущие программы «Национальный вопрос» Андрей Баранов и Елена Афонина. Хочется поздравить всех нас с тем, что полностью освобождена Луганская народная республика. Леонид Пасечник написал об этом в своем Telegram-канале: «Дорогие соотечественники! Граждане Луганской Народной Республики! Сегодня, третьего июля, великий день, который навсегда войдет красной датой в календарь нашего Отечества. Именно сегодня свершилось то, к чему мы все так стремились долгих восемь лет. Сегодня наши войска, при поддержке вооруженных сил России, освободили город Лисичанск, тем самым завершив освобождение Республики в ее исторических границах».

А. Баранов:

- А министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину о том, что народная республика полностью перешла под контроль властей ЛНР.

Е. Афонина:

- Возникает вопрос. Если Украина, считай – НАТО не могут победить на земле, то что остается? Раскачивать страну изнутри.

А. Баранов:

- А победить не могут. Поддержка специальной военной операции – 72 %, она даже несколько увеличилась по сравнению с началом марта. Поддержка президента Путина – 81 %. Тоже немножко увеличилась. То есть военным путем не получается ничего, хотя идут трудности, поскольку это не полномасштабная война. Мы стараемся щадить мирное население, чего не делают украинцы, обстреляв ночью Белгород сегодня.

Санкции хоть и вредят нам, это все признают, было бы глупо это отрицать, но убить российскую экономику не получается. И это здравомыслящие эксперты на Западе уже говорят скопом, хором. Остается одно – делать ставку на то, что произошло в 1917 году, в 1991 году, когда мы сами, погрязнув в собственных трудностях, в дрязгах, потеряли власть, вместе со страной она покатилась в пропасть. Где-то ее удалось подобрать большевикам. Получилось то, что получилось. Это был лучший период в истории нашей страны, я считаю, если брать размах в тысячу лет. В 1991 году мы потеряли огромную часть территории, населения. Были на грани вообще исчезновения. Но выкарабкиваемся.

И вот теперь, видимо, наши так называемые партнеры и коллеги на Западе решили попробовать раскачать изнутри Россию в третий раз. Сделать ставку на национальную рознь, на какое-то недовольство, на пятую колонну, которой не было в 1941 году, кстати говоря. Спрашивал тогда Гитлер: где пятая колонна, по типу французской? А нет ее. Сталин вырезал всю, скажем так. Так вот, теперь она есть. И на нее делают ставку, чтобы мы сами себе выстрелили в висок. Получится или нет – это и обсудим.

Е. Афонина:

- С нами на связи историк, публицист Евгений Спицын. Вот тот самый брифинг, посвященный деколонизации России, который провели в комиссии правительства США по безопасности и сотрудничеству в Европе, на этой неделе достаточно активно обсуждали. Показывали карту России, как ее представляют, с теми территориями, которые надо отделить. А чего вдруг об этом заговорили? Есть предпосылки к тому, что в нашей стране начинаются настроения 90-х?

Е. Спицын:

- Естественно. В свое время и гитлеровская Германия создавала под водительством Власова небезызвестный Конгресс освобожденных народов России. Это старая песня. Еще в 50-е годы принимались соответствующие резолюции и в рамках самих США, и в рамках неких международных структур, которые были под кураторством США. Там ставилась задача раздробить Советский Союз по национальным квартирам. Выдумывали разного рода регионы и территории, типа Казакия и так далее. Так что это давняя песня, которую время от времени вытаскивают из нафталинового сундука и преподносят с качестве орудия борьбы против нашей страны.

В данном случае используются любые средства, в том числе и национальный вопрос. разжигают, поджигают, финансируют, в том числе не только американцы. За примерами далеко ходить не надо. Гляньте на политику Турции в этом вопросе. У нас спящие ячейки «серых волков» существуют практически во всех мусульманских регионах Российской Федерации, вплоть до Якутии.

Е. Афонина:

- Но ведь не только по национальному признаку расшатывание идет. Сейчас внимание многих приковано к событиям в Екатеринбурге. Уралия, или как ее там собираются называть, и тут русские люди, и тут русские люди, национальность здесь вообще ни при чем. Но то, что именно этот регион становится достаточно притягательным почему-то именно для либералов, уже ни для кого не секрет. Тут москвичи начали нервно вздрагивать, когда вспомнили, что буквально на днях должен открыться филиал «Ельцин Центра» в Москве. В историческом здании. И тут же начали вспоминать всю эпопею, которая с этим связана. Эти огромные деньги, которые были выделены на реконструкцию. И денег становилось все больше. То, каким образом будет выглядеть этот новый филиал «Ельцин Центра» в Москве.

Возникает вопрос: а для чего он нужен? И вообще, что происходит с «Ельцин Центром», куда приезжали, наведались сотрудники отдела «Э» для того, чтобы выяснить, что у них там с экстремистской литературой. Те говорят: нет, мы ни при чем, тут «Мемориал» у нас немножечко засветился, кстати, запрещенный и закрытый в нашей стране. Чего он там делал в «Ельцин Центре», что там делали все эти послы, которые собирают независимых журналистов?

А. Баранов:

- Консульский работник США проводит закрытые пресс-конференции, на которых чуть ли не установки дает в нашей стране.

Е. Спицын:

- Я бы тут разделил этот вопрос на две составляющих. Первая – то, что касается всех этих Уралий, Сибирий и так далее. Это тоже давняя история. Вспоминайте события столетней давности, развал Российской империи, раздербанивание Российской империи не только по национальным, но и по региональным квартирам. Далеко за примерами ходить не надо. Тот же Петр Николаевич Краснов, который был войсковым атаманом войска Донского, сидел на немецких штыках, он ведь выступал против лозунга «единой и неделимой России», выступал под лозунгами создания отдельной Доно-Кавказской федерации. Возьмите движение сибирских автономистов. То же самое, казалось бы, русские, православные люди, но, тем не менее, это движение было довольно мощным. И одним из самых опасных, наверное, на территории бывшей Российской империи в период гражданской войны.

Вторая составляющая – это то, о чем вы сказали. «Ельцин Центр» как некое ядро этого либерального бомонда, и культурного, и политического, и идейного – какого хотите. В конце июня там на территории «Ельцин Центра» прошла уже четырнадцатая так называемая научно-практическая конференция «История сталинизма». Среди участников этой конференции и учредителей, то есть тех, кто организовывал проведение этой конференции, значились аж три государственных архивных фонда. В частности, Государственный архив Российской Федерации. Несколько кафедр Московского государственного университета и заведующие этими кафедрами. В частности, господин Мироненко. И тот самый пресловутый «Мемориал».

У меня тоже вопрос, «Мемориал» закрыт. Есть судебное решение. Почему представитель этой структуры включен в состав оргкомитета? И там прямо прописано на сайте самого «Ельцин Центра», что он представляет не что-либо, а именно закрытый «Мемориал».

А. Баранов:

- А кто финансировал это мероприятие?

Е. Спицын:

- У меня такое впечатление, что это финансирование шло из государственного бюджета. Потому что там практически 80 % учредителей, организаторов этого форума – государственные структуры.

А. Баранов:

- Я не понимаю, зачем проводить спецоперацию на Украине и финансировать из того же кармана такие мероприятия? Это раздвоение личности государства.

Е. Спицын:

- Шизофрения. И потом, у меня возникает вопрос. Вот вы проводите четырнадцатую конференцию, посвященную разоблачению сталинской эпохи. А почему бы вам хотя бы одну научную конференцию не провести в «Ельцин Центре», посвященную ельцинской эпохе? Они этого не делают. Они выходят настолько за рамки заявленной темы. У них «Сталинская национальная политика в 1918-1924 годах». А у нас разве Сталин был лидером в это время?

А. Баранов:

- Нет, конечно.

Е. Афонина:

- Мы заговорили о Сталине. Вот смотрите, что «Левада-центр» (иноагент) пишет.

А. Баранов:

- Если им верить, почти половина россиян поддерживают установку памятника Сталину. Мы видим эти случаи. При этом их число неуклонно увеличивается в последние годы. Путина они считают недостаточно Сталиным. Надо что, жестче? Если жестче, то в чем?

Е. Спицын:

- Я считаю, что в нынешних тяжелых условиях, давайте прямо говорить, что ситуация крайне тяжелая, с учетом того, что уже вовсю обстреливают нашу территорию – и Белгород, и Курск, уже не первый раз, кстати, совершенно очевидно, что нам объявлена длительная война на истощение. Кто кого. Мы сделали свой выбор, поэтому нам хода обратно нет. А раз так, то нужна мобилизация всего общества. Надо, на мой взгляд, создавать какой-то координирующий орган типа Государственного комитета обороны или Совета рабоче-крестьянской обороны, как хотите называйте. У нас есть этот опыт, нам не надо его заимствовать. Это опыт гражданской войны и опыт Великой Отечественной войны.

А у нас кто в лес, кто по дрова. Я в данном случае беру не только экспертное сообщество, но даже люди, облеченные властью, послушаешь одного – он говорит одно, другого – другое.

Е. Афонина:

- Проиллюстрирую это конкретным примером, который на этой неделе обсуждали. В прошлое воскресенье в Пушкине, Ленинградская область раньше была, теперь город вошел в состав Санкт-Петербурга, проходил фестиваль «День русской славы». Мариуполь и Санкт-Петербург стали городами-побратимами. Губернатор Беглов был в Донбассе, встречался с главой ДНР Денисом Пушилиным. Дети из Мариуполя приезжают в Санкт-Петербург в детский лагерь, чтобы отдыхать и лечиться. При этом на экспозицию «Мариуполь. Битва за русский мир», где были представлены фигурки и Гиви, и Моторолы, врываются чиновники Пушкина, срывают буквы Z. Это видео обошло все СМИ. Потом они начинают нелепо оправдываться, мол, нас не так поняли. Дальше эта чиновница Татьяна Боголюбова брезгливо, губы надув, смотрит на эту экспозицию и говорит: не надо, зачем это детям, не нужно им это видеть.

Что это такое?

Е. Спицын:

- А это наследие ельцинской эпохи. У нас уже давно говорят о том, что нужна самая настоящая кадровая революция. Одно дело – когда из кресла министра федерального уровня или с кресла губернатора слетел откровенный либерал, представитель пятой колонны, ненавистник всего и вся. Я имею в виду - русского, советского, какого хотите. А другое дело, когда на вторых, третьих, четвертых этажах власти сидят как раз представители этой самой пятой колонны. Я напомню знаменитое выражение Николая I, что Россией управляют столоначальники. Не сам государь император, не его министры, не члены Государственного Совета, не высоколобые интеллектуалы, не эксперты, которые ходят из программы в программу и говорят вроде бы правильные вещи, - а чиновники, столоначальники на всех уровнях, начиная с районных, городских, областных, краевых и так далее структур.

А. Баранов:

- Они отлично в этой тине устроились, им не нужно действовать, что-то новое делать. Ла еще и рисковать чем-то.

Е. Афонина:

- Да чем рисковать?

А. Баранов:

- Им мзду несут – отлично. Все отлажено.

Е. Афонина:

- Я вернулась из Крыма. Только в детстве там была. Сейчас приехала – на всем общественном транспорте буквы Z, никого это не смущает. Никто их не сдирает. Везде плакаты, причем один меня просто поразил – «Россия – не Европа!». С гордостью так. Здесь у нас одни говорят, что мы не будем выходить на сцену, если там была поэтесса с буквой Z. Что это такое?

Е. Спицын:

- Послушайте, я вам еще раз говорю, возвращаясь к опыту Великой Отечественной войны. Было ведь специально создано Совинформбюро, руководителем его был назначен один из руководителей советского государства и партии, кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ЦК, первый секретарь Московского горкома генерал-полковник Щербаков. Поэтому информацию давали так, как надо ее давать. Там, где были какие-то сложные моменты, трагические моменты, их не скрывали, о них информировали. Но информировали так, как надо информировать. Чтобы у людей это не вызывало апатии, страха. Чтобы, наоборот, шла мобилизация. «Все для фронта, все для победы!». Там, где были наши победы и достижения, тоже соответствующим образом информировали.

Поэтому вся страна в едином порыве, за исключением каких-то отщепенцев-предателей, делала все для победы над нацистской Германией и ее военными сателлитами. Поэтому мы и выиграли эту войну. Эта информационная составляющая – важнейшая часть войны. Мы до сих пор этого не уразумели. Тем более, надо иметь в виду, что в условиях свободы интернета надо удесятерить усилия по работе на этом направлении. А у нас кто в лес, кто по дрова. Даже на государственном уровне. Вот о чем идет речь.

Буквально последние две программы на центральном телевидении на Первом канале. Опять, чтобы устроить ток-шоу, пригласили господина Сытина, журналиста из Чехии, из США.

А. Баранов:

- Им противостоят люди, которые имеют другую точку зрения и аргументированную.

Е. Спицын:

- Те люди, которые стоят как бы на противоположной стороне, они не могут достойно и аргументированно опровергать позицию противной стороны. Вот пригласили на разговор по истории Украины. Но пригласили на нашу сторону людей, которые плавают в этом вопросе. И получается общая картинка. Представьте, шла бы сейчас война с Германией, и мы пригласили бы на одну сторону представителей нацистской Германии или ее военных союзников, а на другой стороне стояли бы мы. Так мы бы еще в этой дискуссии проигрывали. Получилось бы отличное ток-шоу. А результат этого ток-шоу каков?

Я в данном случае проецирую ситуацию 80-летней давности на события теперешнего дня. Мы говорим о том, что идет специальная военная операция. Может быть, так и надо говорить. Но по факту идет третья мировая война. И воюем мы не с Украиной и уж тем более не с украинским народом.

А. Баранов:

- Конечно, с Западом, естественно.

Е. Спицын:

- Мы воюем против объединенного Запада, против НАТО. По сути дела, это реинкарнация гитлеровщины.

Е. Афонина:

- Госдума на этой неделе принимает закон по иноагентах, который регламентирует их деятельность. Закон начнет действовать с 1 декабря. Иноагенты не могут вести преподавательскую деятельность, и прочее. Есть еще один закон – о внесудебном закрытии СМИ, который позволяет Генпрокурору и его заместителям запрещать на три месяца деятельность СМИ, которые публикуют недостоверные сведения и так далее. Почему те же меры не применяются в отношении чиновников? Давайте вспомним наших мундепов из Москвы, которые, пока не сбежали, на них никакие уголовные дела не завели за дискредитацию вооруженных сил, ту же Котеночкину. А это напрямую было оскорбление. Почему их нельзя трогать?

А. Баранов:

- А их много.

Е. Афонина:

- Нас тоже много, журналистов.

Е. Спицын:

- Такие вопросы задаете себе не только вы. Их задают все. И многие находятся просто в каком-то ступоре. Потому что не понимают, что происходит. Игры закончились. Обратно дороги нет. А раз так, то надо создавать государственные координирующие органы и проводить единую политику во всем. В информационном пространстве, в работе промышленности, финансовых структур, в работе управленческих структур. И об этом говорят на всех уровнях все, кому не лень. Я понимаю, то ли боятся после А сказать Б, то ли это какой-то хитрый план.

Е. Афонина:

- От чиновников и от того, как по-разному чиновники смотрят на то, что происходит в нашей стране, мы перейдем к другому пласту. Речь пойдет о культуре. Если кому-то хочется не просто бюрократическим языком услышать, что происходит в зоне СВО, но и почитать книги, посмотреть кино, пойти на спектакль, который рассказывает о героях спецоперации, а уже идет пятый месяц, - он не увидит ничего. Ведь так?

А. Баранов:

- В общем, да. Если не считать сделанных на скорую руку коротеньких документалок.

Е. Афонина:

- Они есть, безусловно.

А. Баранов:

- Маленькая картинка для выяснения большого вопроса. У меня в руках две почтовых карточки. На них мемы – бабушка со знаменем и мальчик, который отдавал честь нашим колоннам бронетехники. Как вы думаете, кто издал эти почтовые открытки? Почта Донбасса. А сколько подобных открыток издала Почта России за пять месяцев? Марок, еще чего-то, значков? Ничего, к сожалению. Мелочь, я уж не говорю о крупных фильмах, спектаклях. Может быть, еще не пришло время для серьезных постановок, которые бы осмыслили многое? Мы пока только начали всю эту огромную операцию по освобождению.

Е. Афонина:

- Вы не помните, в каком году был снят «В шесть часов вечера после войны»?

А. Баранов:

- Во время войны.

Е. Афонина:

- Совершенно верно.

А. Баранов:

- А первый фильм «Она защищает Родину» был снят в конце 1942 – начале 1943 года.

Е. Афонина:

- У нас страна большая. Пока президент свое слово не скажет, может быть, эти винтики, шестеренки и прочее крутиться не начинают. Президент свое слово сказал на Каспийском форуме.

А. Гамов:

- Я вот буквально на днях из Луганска вернулся, и выступил с инициативой глава Луганской народной республики Леонид Иванович Пасечник, чтобы снять фильм, и он даже идею предложил Владимиру Машкову, и тот загорелся. Мы помним, какую роль советское искусство сыграло во время Великой Отечественной войны. Как вы относитесь к этим идеям и предложениям?

В. Путин:

- Это хорошая идея. Вы понимаете, ведь ребята, которые там выполняют боевые задачи, воюют, подвергают свою жизнь опасности, некоторые уходят из жизни вообще, жертвуют собой для достижения тех целей, ради которых они там выполняют свои задачи в рамках этой военной операции, они защищают людей, которые живут на Донбассе, они защищают интересы России, обеспечивая безопасность нашей страны. Ну, мы, что, не понимаем, что ли? Я уже много раз об этом говорил: создадут такой антироссийский плацдарм вблизи наших границ, и мы постоянно будем жить под этой угрозой, под этим дамокловым мечом. И поэтому ребята выполняют важнейшую задачу с точки зрения обеспечения безопасности самой России. И, конечно, они заслуживают того, чтобы о них говорила и знала страна. И я не только поддерживаю такие идеи, я первый раз об этом слышу, я думаю, что и песни надо слагать, и стихи писать, и памятники им ставить, они – герои!

Е. Афонина:

- Можно считать, что это определенный госзаказ. Кто и каким образом его будет выполнять?

С нами на связи актер, режиссер Игорь Копылов, режиссер, сценарист, в том числе и фильма «Небо», который рассказывает о подвигах наших летчиков в Сирии.

А. Баранов:

- Известный эпизод, когда был сбит наш самолет.

Е. Афонина:

- Летчики Олег Пешков и Константин Мурахтин. Также с нами координатор общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. Андрей, у вас есть вопросы к профессиональным людям, которые должны то, что было сказано президентом, осуществлять? Какие проблемы вы видите в данном случае, что вас может смутить?

А. Кормухин:

- Самая большая проблемы сегодняшней России, в том числе самая большая проблема того, что сейчас происходит на Донбассе, что мы начали цивилизационную войну, так и не поняв, кем мы сами являемся в рамках этой цивилизационной войны. Даже президент сейчас говорит: ребята. Я сам часто употребляю этот термин по отношению к каким-то своим друзьям, соратникам или образно говорю «ребята». Но ведь вы посмотрите, на протяжении девяти веков наши великие предки обращались друг к другу «братья». Если мы помним обращение генерал-полковника Лапина к своим солдатам, он к ним обращался «братцы». Так же обращался и Суворов к своим солдатам, Кутузов.

После 1917 года мы помним, что обращение стало «товарищи». Если мы возьмем эти три слова – ребята, братья и товарищи, я думаю, что все-таки «братья» и «товарищи» более тяжеловесны с точки зрения идеологии и глубины их, чем «ребята».

Е. Афонина:

- Вы ищете смыслы. Мы пытаемся понять технологию.

А. Кормухин:

- Я подвел к тому, что замечательный фильм «Небо», вопросов нет. Но нужно понимать, что мы сейчас, к сожалению, подошли не в том состоянии ни кинематографа, ни культуры, в каком состоянии мы подходили в 1941 году.

Е. Афонина:

- Обозначьте три претензии.

А. Кормухин:

- Кинематограф либеральный, с либеральной идеологией. Абсолютно нацелен на Голливуд, работает с теми смыслами, которые Голливуд закладывал. То есть успех, деньги, карьера.

А. Баранов:

- Давайте возьмем фильмы о войне. Возьмем «Двадцать восемь панфиловцев», «Т-34», с точки зрения техники – да, там есть голливудские приемы. Но идея совсем…

Е. Афонина:

- Давайте Игорь ответит на этот вопрос.

И. Копылов:

- Отчасти я согласен с претензиями. Но мне кажется, что очень и очень большая проблема сейчас стоит. Вы называете «Шесть часов вечера после войны», но этот фильм не был нацелен на отбивание денег. А вся индустрия сейчас построена так, что вы обязаны отбить деньги. Тем людям, которые хотят что-то искренне сделать, кино – это очень дорогой вид бизнеса, - им очень трудно это сделать, потому что отбить с нынешней ситуацией в прокате деньги очень трудно.

Е. Афонина:

- Когда энную часть финансирования берет на себя государство, фильм в прокате собирает… А у нас успешных фильмов-то… даже «Сталинград», по-моему, кстати, продюсируемый Роднянским, и то свои деньги не вернул, а если вернул, то небольшую часть.

И. Копылов:

- Там китайский прокат очень сильно помог.

Е. Афонина:

- А при чем здесь тогда финансовая составляющая? Вам государство и так дает деньги. И с вас не спрашивают, если ваш фильм в прокате не очень хорошо прошел.

И. Копылов:

- Неправда. Это не совсем так. Вы должны понимать, что для того, чтобы отбить деньги, мы за такое короткое время не сможем быстро ответить на этот вопрос, но просто вам нужно чуть-чуть понять, сколько забирают кинотеатры, какое количество времени фильм бывает в прокате. Вечные споры о том, что не зарабатывает деньги русское кино.

Е. Афонина:

- Да у вас конкуренции сейчас нет. Нет больше Голливуда. Ваши кинотеатры – берите.

И. Копылов:

- Фильм «Небо» идет в прокате второй раз. Знаете, сколько он идет? Сколько кинозалов в стране? Фильм идет в трех кинозалах. Хорошо, в десяти. Это не прокат.

Е. Афонина:

- Кто препятствует прокату?

И. Копылов:

- Надо узнавать. Я не знаю.

Е. Афонина:

- Ситуация изменилась. Когда вам, режиссерам, раньше продюсеры говорили: извините, вы неконкурентоспособны, - теперь нет конкуренции. Нет американского кино.

И. Копылов:

- Не упрощайте. Посмотрите, сколько залов занимает фильм «Небо». При том, что вы должны понимать, что любой блокбастер, который стоит в десять раз дороже нашего кино, у него рекламный бюджет в 20 раз больше или в 30 раз больше нашего. И он показывается 200 тысяч раз за свой прокат, а фильм «Небо» показан был 43 тысячи раз. К примеру, в одинаковое количество сеансов фильм «Последняя дуэль» Ридли Скотта заработал точно такое же количество денег, как «Небо». Но вы не будете показывать 200 тысяч раз.

И. Копылов:

- Я ходил на фильм «Движение вверх», на «Т-34» с внуком ходил, на «Двадцать восемь панфиловцев» - полные залы, народ плакал.

И. Копылов:

- Я не против этого.

Е. Афонина:

- А есть, кому честно создавать честное кино про современных героев?

И. Копылов:

- Есть.

Е. Афонина:

- Я думаю, что эпопею с Леонидом Агутиным вы знаете.

И. Копылов:

- Не знаю. Я вернулся только что со съемок из Осетии. У меня была сложная картина о событиях в Беслане 2004 года, я немножко выпал.

Е. Афонина:

- Из испугавшихся и Леонид Агутин, и Анжелика Варум, уехали в Америку, где у них недвижимость. Их клип принимал участие на некой международной благотворительной культурной площадке для сбора денег в пользу Украины. Клип там до сих пор висит. Значится имя Агутина и Варум в списках тех, кто принимал участие в этой акции. Потом Леонид Агутин, точнее, его окружение говорит, что использовали без их участия, что является… авторские права – люди такого уровня следят за ними очень четко и внимательно контролируют, где и что появляется без их согласия. Так вот, клип по-прежнему там, по-прежнему собираются деньги на Украину. Леонид Агутин говорит: я здесь ни при чем. проводит концерты. На днях начнется большой фестиваль на Красной Поляне имени Леонида Агутина, детский музыкальный фестиваль.

У меня другой вопрос. Молодые актеры, которые должны играть этих героев, как этот испуганный Марат Богатырев, 30 ролей в кино и театре, актер МХТ, уехал на Алтай и сказал, что «то, что сейчас происходит на братской украинской земле, меня опустошает, не дает собрать себя в руки». Лицо мужественное, явно героев играть должен. Тут было предложение: давайте мы их проверять будем всех…

И. Копылов:

- Большинство героев не с мужественными, не с красивыми лицами. Фильм «Небо» и мое двухгодичное общение с людьми, которые носят погоны, показывает, что у них мужество и героизм как раз не в мужественных лицах. Ну что теперь делать?

А. Баранов:

- У кино свои традиции, законы. Типаж.

Е. Афонина:

- То есть берем то, что есть, других нет? Или все-таки проверяем этих людей?

И. Копылов:

- Слушайте, раз такая ситуация, ну, пусть государство, Министерство обороны, я так понимаю, что был положительный опыт нашей работы с Министерством обороны, и Минобороны будет создавать свой фонд. Я думаю, что это будет не большая проблема. Главное, чтобылюди, которые хотят снимать и участвовать в таком кино, знали, куда обратиться. Я знаю, что таких людей много, которые хотели бы снимать то кино, о котором вы говорите.

Е. Афонина:

- Отлично. Андрей, у меня вопрос. Роднянский тут у нас всплыл в информационном поле как возможный претендент на возвращение, причем прямо из Киева рулить российскими сериалами и кинопроизводством. Он же по-прежнему у нас в экспертном совете Фонда кино остается. Так же, как и Клим Шипенко, как и Даниил Козловский. Они же там остаются. Вот такой у нас экспертный совет Фонда кино.

Прямая речь из Telegram-канала Роднянского, 15 июня: «Да, мой фокус - международные проекты. Да, я думаю, как расширить возможности украинских кинематографистов. Но рано радуетесь. Факт того, что в сегодняшней России невозможно делать честные фильмы и выпускать их в прокат, не означает, что я прекратил работать с главными российскими авторами... Я открыт работе с теми российскими талантливыми авторами, кто открыто выступает против войны. А фестиваля «Кинотавр» в этом году точно не будет, по крайней мере, пока я им владею».

Звучит уже как угроза: вы от меня не отделаетесь, я все равно буду вам снимать кино с вот этими режиссерами! И что дальше? И ведь будет. Еще, наверное, и с участием Фонда кино.

А. Кормухин:

- Мы существуем сейчас как общество когнитивного диссонанса. Дело в том, что мы, с одной стороны, участвуем в цивилизационной войне, освобождая русские земли Малороссии и Новороссии от нацизма и глобального либерализма или либерального фашизма, как угодно это назовите. По сути, под названием «объединенный Запад». С другой стороны, у нас элиты не поменялись. Они как были кровь от крови западные, так они ими и остались. Что в кинематографе, что в культуре, что в искусстве. А что вы хотите? Роднянский прекрасно знает, что все, с кем он работал, они все на своих местах, они занимаются тем же самым, чем они и занимались. Да, может быть, кто-то попритих, кто-то уехал временно переждать, в отпуск или еще что-то.

Нужно понять, ведь время изменилось. Мы просто его сейчас не понимаем. Люди в 1941 году 22 июня тоже, когда им сказали, что Гитлер напал на страну, многие не понимали, что это такое, где-то там далеко, в Бресте. Но это потом уже пришло осознание того, что происходит и насколько глобален этот конфликт. То же самое сейчас происходит там.

А. Баранов:

- Сейчас уже прошло достаточно времени, почти полгода, чтобы определиться: вот баррикада, вот с этой стороны наши, с той стороны – другие.

Е. Афонина:

- Если Роднянский честно говорит: я буду работать только с теми, кто четко говорит… И дальше по полочкам.

А. Баранов:

- А свой фестиваль я заморожу.

Е. Афонина:

- Игорь, вам делать это современное новое русское кино. Скажите, если продюсер четко говорит: я буду работать с теми и с теми, - почему вы, мы не можем так же четко обозначить наши требования к тем, кто будет снимать кино, сниматься в кино, выделять деньги на кино?

И. Копылов:

- Мне кажется, что проблема состоит в том, что… Прошу прощения, кто о чем, а вшивый о бане. Я о конечном результате, о прокате. У государства нет своей системы проката. Огромное количество кино, вы говорите про контроль, но для того, чтобы контролировать, нужно рекрутировать людей, набирать тех, кто хочет это делать. Это публичная профессия, они хотят быть увиденными, чтобы сделать работу, чтобы она была увидена зрителем. Они же не для себя ее делают. А у нас нет системы проката российского. Хорошо, сделает он кино. Где оно будет показано?

Министерство культуры дало огромное количество денег на фильмы. Вы все их видели в кинотеатре? Вы видели очень маленькую часть. Попасть в прокат очень трудно. Это проблема.

Е. Афонина:

- Я понимаю вашу боль. Тем не менее, когда сейчас случилось то, что случилось, какие фильмы начали показывать? «Брат», «Брат-2» и прочее. Тут «Ассу» показали в кинотеатрах. А вы говорите – прокатывать негде. Да есть где. Вопрос в том, что нечего. И то, что наснимали, видимо, на это…

И. Копылов:

- Можем об этом поговорить отдельно.

Е. Афонина:

- Договорились.

А. Баранов:

- Результат такой: надо размежеваться перед тем, как объединяться. Это не я сказал.

Е. Афонина:

- Ведущие программы Андрей Баранов и Елена Афонина были с вами.