Зачем традиционный ислам в России хотят превратить в радикальный

slide 1 of 1
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе со слушателями и экспертами обсуждают, зачем радикализируют традиционный ислам и почему хотят переписать историю Великой Отечественной войны.
00:00
Зачем традиционный ислам в России хотят превратить в радикальный
00:00
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе со слушателями и экспертами обсуждают, зачем радикализируют традиционный ислам и почему хотят переписать историю Великой Отечественной войны.

Е. Афонина:

- Приветствуем всех, кто слушает радиостанцию «Комсомольская правда» в Москве и других городах вещания. С вами, как всегда в это время, ведущие программы Андрей Баранов…

А. Баранов:

- Здравствуйте. И Елена Афонина.

Е. Афонина:

- Темы, которые мы сегодня выбрали, обе они достаточно острые. Одна касается попытки переписать историю Великой Отечественной войны, причем в год 80-летия великой Победы. А начнем мы с другой, не менее острой темы, которая на этой неделе всколыхнула, наверное, все СМИ.

А. Баранов:

- Речь пойдет о Духовном управлении мусульман Российской Федерации, а точнее, о заявлениях, сделанных некоторыми представителями этой организации. В прошлом году они вызвали негативную реакцию тем, что говорили, что нужно защищать ношение никабов, паранджи. Потом говорили о том, что истоки нашего государства не в крещении Руси князем Владимиром и освобождении от татаро-монгольского ига, а как раз в Золотой Орде, которая к нам сюда эту культуру и принесла. Но последней каплей стало заявление о том, что надо легитимизировать многоженство, поскольку об этом говорится в Священном Коране. Об этом говорили подчиненные Равиля Гайнутдина, главного муфтия Российской Федерации. Как с этим быть?

Е. Афонина:

- Представим нашего эксперта. С нами на связи исламовед, доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. Роман Анатольевич, если спикером, скажем так, идеи многоженства выступал Ильдар Аляутдинов, то его брат Шамиль как раз и стал, будем так говорить, причиной определенного скандала, поскольку начала расходиться запись его весьма эмоционального выступления перед единомышленниками, которая как раз касалась того факта, что всё, многоженству сказали «стоп», эту тему не обсуждаем. Но, как сказал Шамиль Аляутдинов, все то, что происходило, это большой плюс для Духовного управления мусульман.

А. Баранов:

- Давайте послушаем.

Ш. Аляутдинов:

- По сути, мы с вами находимся в самой авторитетной религиозной организации как структура. ДУМ РФ – самая авторитетная религиозная организация в Российской Федерации. Это все, в том числе и наши слова, и ролик, и сама фетва, и как мы всё это сформулировали, хорошо, что мы к этому ответственно отнеслись, мы формулировали: постановил по многоженству, вот эти пункты, мы просветили с вами десятки миллионов человек без преувеличения, особенно органы власти, которые всё вычитывали очень внимательно, самого разного уровня, до высшего. И мы с вами просветили всю элиту журналистики русскоговорящего пространства. Они все читали и вычитывали, пусть даже искали какие-то недочеты. Мы определенно (очень важно) - просветительский, грамотный, независимый орган, имеющий прямое отношение к власти в Российской Федерации. И мы должны понимать, мы – один из элементов сильных, важных и независимых элементов власти в Российской Федерации.

И в то же время нужно понимать, что националистические настроения сейчас, в сложный период СВО, они обострены, и власть, пусть даже, может быть, и согласилась бы с нами, и промолчала бы, представители власти, отвечающие за внутреннюю политику, но на нашу фетву очень мощно среагировали русские националисты. Очень жестко. Они вообще там всё заврали, перепутали, специально смешали со всем, с чем можно, запустили там, а народ не разбирается, народ – это стадо. То есть мы с вами, у нас такого мощного информационного импульса еще никогда не было.

А. Баранов:

- Вот так вот, «народ – стадо, и мы его просветили». «Мы – независимые, но мы – власть». Но каким хорошим языком все это подано, образованного человека.

Е. Афонина:

- Роман Анатольевич, давайте для наших радиослушателей объясним, кто такой Шамиль Аляутдинов, и кто такой Ильдар Аляутдинов.

Р. Силантьев:

- Два брата, родом они из Нижегородской области, которые переехали в Москву, получили образование в Каире, в университете Аль-Азхар и, как считают их бывшие коллеги, были завербованы в террористическую организацию знаменитого Фетхуллаха Гюлена, того самого, который пытался Эрдогана свергать.

А. Баранов:

- Недавно помер.

Р. Силантьев:

- Да. В общем, пока он не помер, он активно работал по распространению своих идей в мировом масштабе, не только в Турции он людей внедрял в разные организации, но и в России они создали десятки образовательных учреждений, и в Средней Азии, в Казахстане это массовый характер и мело. У нас в 2003 году это безобразие запретили, кстати, очень вовремя, задолго до этого путча в Турции. Но уже после этого Ильдар Аляутдинов книги Гюлена издавал, их так называемый главный муфтий Гайнутдин писал прекрасные предисловия к этим книгам, что Гюлен – величайший мыслитель, что его идеи будут на много лет вперед востребованы человечеством.

Ну, в общем-то, эти люди учились чему? Дестабилизации ситуации. Цель Гюлена была – внедрить своих людей массово во все структуры, которые принимают решения, а потом с их помощью прийти к власти. В Турции у него почти получилось, там десятки тысяч его адептов оказались в прокуратуре, в МВД, в армии, в прочих органах власти, деканы, ректора и даже глава Совета по делам религий был снесен после, так сказать, репрессий, последовавших за попыткой путча. У нас эти люди, к сожалению, остались и даже возвысились. Ильдар Аляутдинов стал муфтием Москвы, хотя издавал книги Гюлена, а они на тот момент уже были запрещены, и эта секта была запрещена. Ну, а Шамиль Аляутдинов регулярно радует нас вот такими вот фетвами. Несколько лет назад они опровергли изначальный, скажем так, посыл их богословской школы ханафитской, что мусульманам можно вступать в брак с христианками, аудейками и сабиянками, не принуждая их к смене религии, они это отменили, что мощнейший скандал в мусульманской среде вызвало, поскольку это была особенность их богословской школы, примерно 1000 лет назад сформированная. Ну, а сейчас они совершенно дикую вещь сделали. Они решили на тему многоженства высказаться, забыв изучить свой собственный устав. Я читал бумагу, которую Генпрокуратура им написала, и там главный козырь какой был? Дорогие друзья, в тех документах, которые вы предоставили по линии Гайнутдина на регистрацию, написано, что брак – это союз мужчины и женщины, а не мужчины и нескольких женщин. Вы свой устав почитайте сначала, прежде чем такие фетвы принимать.

То есть эти люди даже не в курсе, что у них написано в уставных документах. Ну, и плюс они потом заявили, что целиком эту фетву не выставили, что неправильно ее назвали. Ну, это признак, мягко говоря, немного наличествующего непрофессионализма.

А. Баранов:

- Роман Анатольевич, дело даже не в уставе, а в том, что у них на уме. Ведь на уме у них как раз продвижение вот этого, именно исламистского вектора, ваххабитского, радикального. А там один шажок до терроризма. И делается это не просто так, не в угоду каким-то богословским делам, которые можно обсуждать, с чем-то спорить или не соглашаться, это индоктринация людей, «стада», как они сами сейчас…

Е. Афонина:

- Это прямая речь, прямая цитата.

А. Баранов:

- Да, «люди – это стадо», и надо вдолбить в мозги их дурные правильные, с нашей точки зрения (исламистов), истины.

Е. Афонина:

- А вот здесь возникает вопрос. Роман Анатольевич, скажите, а кто – аудитория вот этих двух братьев? Это ведь тоже очень важно понимать. Потому что там 13-минутная речь, и там, в том числе, прозвучали весьма неприятные слова в адрес других духовных лидеров мусульман здесь, в нашей стране. Кто паства у них?

Р. Силантьев:

- Их паства – мигранты. Они наивно полагают, что этих мигрантов они могут контролировать. Очень зря они это полагают, поскольку мигранты их, в общем-то, особенно не различают, и если завтра заменить Гайнутдина и этих братьев на других людей, в принципе никто не заметит подмены. Да, оскорбления в адрес муфтия Дагестана, да, оскорбления в адрес члена Общественной палаты муфтия Альбира Крганова как бы намекают на взгляды этого человека. Так ваххабиты делают. Вот этот Шамиль Аляутдинов люто ненавидит суфиев, которые составляют большинство населения Дагестана и, в общем-то, являются скрепой именно традиционного…

Е. Афонина:

- Мы начали говорить о том, кто же, собственно, те, к кому обращаются, в том числе братья Аляутдиновы, Шамиль и Ильдар. Есть еще достаточно много скандальных реплик, особенно в свете последних событий. Ну, например, Шамиль Аляутдинов говорил в свое время, обращаясь к потенциальной своей аудитории: «Нужно понимать ценность и бесценность выходцев из Средней Азии для России. Это огромная ценность. В Средней Азии это душевность, гостеприимность, улыбка, доброта, то, чего нам в России не хватает». Когда ты смотришь на криминальные сводки, ты вздрагиваешь. Потому что ты видишь эти «нежные улыбки» на лицах тех, кто совершает определенные преступления. Можете объяснить, почему такая привязанность? И почему целевая аудитория именно эта?

Р. Силантьев:

- Очень просто. Они потеряли уважение коренных мусульман. Структура Гайнутдина, она у нас появилась в том виде, в котором сейчас, в 1996 году, то есть ей 29 лет, и все это время она уверенно теряла свое влияние. От них сначала ушел Северный Кавказ, потом Татарстан, потом Башкирия, то есть регионы с преобладающим мусульманским населением. Ну, и потом еще и другие регионы стали уходить. Они все это время деградируют. И чтобы эту деградацию как-то компенсировать, они стали обращаться к мигрантам. В Москве, например, нормальные коренные мусульмане к Гайнутдину не ходят. Он уничтожил их мечеть, на ее месте построив новодел, хотя обещал ее сохранить. Он, собственно, действует в интересах не татар, которые здесь были коренными мусульманами, и даже не мусульман Кавказа. Если у него поинтересоваться, какие люди учатся в его единственном институте, там преобладают выходцы из Таджикистана. То есть это те люди, которые потом возглавят его мечети.

Естественно, татары в эти мечети ходить не будут, поскольку для них мечеть – это не только место религиозного поклонения, но и возможность пообщаться на татарском языке, свою культуру как-то сохранить. Ну, там больше нет татарской культуры, нет там больше для них места. Не ходят практически коренные мусульмане в его мечети. Поэтому, естественно, они заигрывают с мусульманами приезжими. Хотя заигрывают как? Тот же Аляутдинов, тут на днях появилась информация, что он 10 лет назад с одним узбеком-гастарбайтером, который ему ремонт делал, в конфликт вступил, об этом даже в одной крупной газете писали, и потребовал его депортировать за нелегальную миграцию.

А. Баранов:

- Ну, это бытовуха.

Р. Силантьев:

- У Аляутдинова есть еще интересная деталь. Он не просто человек, который так называемый хайп ловит на таких историях, он еще инфоцыган. Мало того, что радикал, он еще и радикал с этим элементом Блиновской, Аяза Шабутдинова, Лерчиков, для которых любой хайп – это круто, вне зависимости от этого хайпа. То есть в этом слитом аудиролике он порадовался тому, что они словили хайп. И что сделали? Они дополнительно дестабилизировали ситуацию. То есть он никак не рефлексирует, что на это отреагировала Генпрокуратура четырьмя бумагами. То есть сначала бумагу получил Гайнутдин, его главарь, потом еще три бумаги прилетело тем, кто эту фетву, так сказать, поддержал. Четыре предупреждения прокуратуры за неделю – это ЧП. У нас у мусульманских организаций это единственная организация, которая в принципе имеет такие предупреждения и предостережения. Это для него хайп. Он, собственно, рад тому, что вызвал такую реакцию Генпрокуратуры.

А. Баранов:

- Ну, хорошо, хайп. В таком случае закон должен вмешаться и наказать его по закону.

Е. Афонина:

- Почему неприкасаемые, вы можете объяснить? Вот люди ездят в Турцию, проходят там курсы повышения квалификации. У нас иноагентами можно признавать только сбежавших артистов, писателей или певцов? У нас иноагентами нельзя признавать тех, кто получает финансирование из-за рубежа и, живя здесь, в России, продвигает интересы другой страны?

Р. Силантьев:

- Знаете, эти люди вам по бумагам докажут, что они деньги собирают с местных жителей, что если в Турции им что и дали, это всё имеет незначительный характер. Действительно, вот эти люди на нас паразитируют, они даже туда деньги отправляют. Не надо считать их классическими иноагентами. У нас ошибка историческая, что если ты на кого-то работаешь, ты обязательно от них деньги получаешь. Мы постоянно наблюдаем, что те люди, которые работают на наших врагов, еще и сами им деньги платят. Вот я не считаю, например, что тот же Ленин был немецким шпионом. Он был человеком типа Аляутдинова, который совершенно бесплатно работал в интересах Германии с целью уничтожения нашей страны. То же самое делает Аляутдинов.

А. Баранов:

- Можно поспорить, но это не тема нашей передачи.

Р. Силантьев:

- Я не думаю, что они большие деньги оттуда получают, хотя, конечно, получают, но основные деньги у них здесь. У того же Аляутдинова обширная практика инфоцыганства. И в принципе в прошлом году у нас появились возможности его привлекать уже за мошенничество.

А. Баранов:

- А почему не привлекают?

Р. Силантьев:

- Это требует некоторого времени. Система, она у нас все-таки основана на законе и не позволяет стремительно каких-то действий…

Е. Афонина:

- Роман Анатольевич, берем то самое проблемное Подмосковье, где у нас и сосредоточено достаточно большое количество мигрантов, по одной простой причине. К Москве близко, а недвижимость дешевле, чем в Москве. Им московская регистрация со всеми привилегиями совершенно не нужна, у них другие цели и другие задачи. Можете объяснить? В прошлом году были проверены несколько десятков религиозных организаций. Нарушения были выявлены в 13 молельных помещениях Подмосковья, и их деятельность прекращена. Это Котельники, Люберцы, Дзержинский, Королев и т.д. Эти молельные дома, они как работали, под чьей «крышей»?

Р. Силантьев:

- В большинстве – под крышей Гайнутдина. Есть у него такой муфтий Аббясов подмосковный. Вот под его эгидой они и работали. Особенно Котельники большие проблемы создавали, у нас там и уголовные дела были заведены. На самом деле ситуация неприятная. То есть люди открыто говорят, что их выгода – в дестабилизации ситуации, в разжигании скандалов, они этому радуются и впредь это будут, естественно, делать. Но на самом деле, как мне кажется, они допрыгались. В принципе спорить с Генпрокуратурой, мне кажется, идея плохая. Кончится это, мне кажется, достаточно быстро (ну, по меркам государства), в этом году. И кончится для них плохо.

Е. Афонина:

- Роман Анатольевич, согласились бы с вами, если бы не одно маленькое «но». Я не знаю, может быть, человек делал хорошую мину при плохой игре, но в том фрагменте, который мы дали послушать нашим радиослушателям, звучало следующее. Что если бы не спецоперация, и если бы не эти проклятые русские националисты, то власть была бы и не против уступить в этом вопросе. Это, что называется, задел на будущее, констатация факта или человек выдает желаемое за действительное?

Р. Силантьев:

- Я полагаю, Сергей Владиленович Кириенко сейчас с этим ознакомится и ответит им самым доступным и понятным для них способом, если его в таком обвинили. Собственно, человек, который у нас определяет внутреннюю политику. Я не думаю, что он и его коллеги такие оскорбления будут терпеть, это не в их стиле, насколько я знаю. Но, с другой стороны, это не будет прямо сейчас. Как говорится, месть – это блюдо, которое надо подавать холодным. Лично мне кажется, что они допрыгались. Они много нам зла принесли, они десятилетиями террористов и экстремистов у нас плодили. Я, собственно, писал Бастрыкину в прошлом году, что более 40 только духовных лидеров у Гайнутдина стали экстремистами и террористами. Это только духовных, а рядовых членов там, я думаю, многие тысячи. В прошлом году поймали трех имамов, которые целый взвод в ИГИЛ отправили. Если бы это было где-нибудь 20 лет назад, они, может, изменили бы свою позицию, как Талибан, например, улучшил свое отношение к нам и в принципе стал получше. Нет, эти только хуже становятся, от них проблем только больше.

А. Баранов:

- И что делать? Какую-то тотальную чистку проводить?

Р. Силантьев:

- Я считаю, что Духовное управление мусульман Российской Федерации надо признавать экстремистской организацией, для этого есть все основания. Деятельность Аляутдинова (спасибо ему за это) сильно приближает данный радостный момент, и брата его Ильдара, и всей этой в принципе банды.

А. Баранов:

- Простите, Духовное управление мусульман – это основной официальный орган, который…

Р. Силантьев:

- Ошибаетесь. Это один из множества центров ислама, который контролирует не более 8% всех мусульманских организаций. Их ненавидят на Северном Кавказе, их ненавидят по линии Центрального духовного управления мусульман. Собственно, Верховный муфтий России – это муфтий Талгат Таджуддин.

А. Баранов:

- Да, я хотел узнать, как относится Центральное духовное управление мусульман России, они в их подчинении или нет?

Р. Силантьев:

- Никто из мусульман их не поддержал в этой истории.

А. Баранов:

- Тогда почему они сами не разберутся на своем религиозном уровне?

Р. Силантьев:

- Знаете, их «бьют ногами» так называемые русские националисты уже месяц, и ни одного заявления в их поддержку от других мусульманских центров не поступило. Вот цена их авторитета. Никто их не любит – ни русские, ни мусульмане. Евреи, буддисты их тоже не любят.

Е. Афонина:

- Здесь нужно еще напомнить, Роман Анатольевич, что, по-моему, против вас там разворачивали какую-то определенную кампанию. Не будем об этом вспоминать, что называется, дело личное, но было же.

Р. Силантьев:

- Да. Но тема с прокуратурой у них, а не у меня.

Е. Афонина:

- Роман Анатольевич, спасибо большое за участие в нашем эфире.

Мы вошли в очень важный для нас год, 2025-й, и этот год действительно станет особенным, год 80-летия нашей великой Победы в Отечественной войне и год, который указом президента, в том числе, стал Годом защитника Отечества. Я думаю, многие из нас видели эти кадры, когда сейчас раненый русский солдат с передовой пришел почтить память героев, павших в борьбе за нашу страну на полях сражений, к мемориалу Неизвестного солдата у Кремлевской стены, и вот эти кадры вспоминаешь – просто слезы наворачиваются. И дальше ты начинаешь смотреть. Наверняка сейчас, для того чтобы рассказать о подвиге русского солдата, и книги, и сериалы, и много еще чего будет выпускаться, в том числе и переиздаваться. И вот на эту проблему как раз и обратили внимание некоторые. В частности, Telegram-канал «Культурный фронт», там прямо подборочка идет тех книг, которые, хоть и выпущены зарубежными авторами, издаются здесь, в нашей стране, и являются настоящими пасквилями на подвиг и на самого русского солдата. Об этом мы и хотели бы сейчас поговорить.

А. Баранов:

- Да, действительно, книги ужасающие просто. Ну, «Изнасилованная Германия», миллионы изнасилованных немок – это уже отыгранный, отстрелянный, так сказать, патрон, но они продолжают, новые какие-то рассказы появляются, вплоть до омерзительных совершенно историй якобы о том, что немки вынуждены были мазать нечистотами, экскрементами своих детей, чтобы русский Ваня не поднял на них руку, не совершил над ними надругательство. В массовом порядке такое было, - пишут в этих книгах.

Еще одна книжка вышла, уже про Польшу. Краков освободили. «Не нашло, пожалуй, ни одной польки, которая не была бы изнасилована советским солдатом», - пишет автор этой книги. И дальше – больше. Показывают, что не только не было никакого подвига советского народа, но и весь советский народ и вообще русский человек – это исчадие ада, и относиться к нему следует как к сатане или его посланцу.

Е. Афонина:

- И все это не просто продается в книжных магазинах, но и занимает полки библиотек.

На связи с нами историк, политик, писатель, ведущий программ на радио «КП» Николай Стариков. Николай Викторович, знаете, тут возникает вопрос. Когда мы об этой проблеме, в том числе с вами, говорили в 2022 году, говорили в 2023 году, что называется, еще раскачивались, еще нужно было выгребать и выгребать, конюшни были настолько заросшие тем, чем заросли, что казалось, что это действительно за два года не сделать. Сейчас 2025 год, и мы с вами опять встречаемся и опять говорим о том же самом. Можете объяснить, почему кто-то с каким-то упорством, по недоумению, а может быть, и по незнанию протаскивает, проталкивает вот эту гнусь, которая, между прочим, еще идет вразрез с принятыми законами – и уголовными, и административными?

Н. Стариков:

- Во-первых, надо сказать, что машина по публикации книг, съемки фильмов, создание смыслов Западом в нашей стране запущено достаточно давно, и она работает, она не прекратила свою работу, но ее масштаб совершенно иной. С одной стороны, мы должны понимать, что западные книги продвигаются, продаются, по низкой цене предлагаются издательствам. И эти издательства уже десятилетиями брали книги у определенных издательств на Западе. Это факт. Я как писатель примерно представляю систему продвижения книг. Обратного продвижения, российских книг на Запад, практически не существует. Это первое.

Второе. Давайте поймем, что масштаб действия этой западной машины совершенно иной. Что я имею в виду? Году в 93-м все книжные полки во всех книжных магазинах были завалены подобными «шедеврами». На всех телепрограммах, во всех новостях нам тогда говорили, если помните, «федеральные силы» про нашу армию, и у нас были еще какие-то «повстанцы», с которыми мы воевали. То есть информационный фон во всей стране был перевернут до наоборот.

Дальше, с приходом Путина, эта информация начала вытесняться, подобные эфиры стали уделом только одной радиостанции, которая с началом СВО прекратила вещание. Сейчас на радио вы подобную точку зрения не увидите, подобных фильмов сейчас никто не снимает, про кровавых комиссаров, которые что-то там делают. Но в книжном бизнесе это все еще продолжается. То есть масштаб бедствия, как говорится, уменьшается, но это происходит очень медленно. Потому что не создана ответная машина, которая должна продвигать смыслы, помогать авторам и т.д. Мы можем назвать какой-нибудь добротный сериал про специальную военную операцию?

А. Баранов:

- Их, по-моему, вообще по пальцам пересчитать можно, если уж говорить о количестве.

Н. Стариков:

- Какая-нибудь книга, посвященная этому, которую бы знал каждый россиянин? Эти книги есть, есть стихи, есть прекрасные романы, но мы почему-то их не знаем, и широкий читатель их найдет, только если он глубоко погружен в тему. То есть наша пропагандистская машина (в хорошем смысле) продолжает работать по канонам мирного времени. У нас не создано то, что называется Совинформбюро. В прямом смысле, в новостях с поля боя. А уж что говорить о Совинформбюро в более широком смысле? Когда в школе, на работе, в интернете, на радио, на телевидении рассказывается об одних и тех же героях, показываются одни и те же преступления врага. Эта система не создана. Такое впечатление, что мы как-то стыдимся, что ли, этого. Та точка зрения, которую, знаете, обычно говорили: ну, человек сам разберется, надо дать ему информацию, и каждый человек может разобраться в любой проблеме – исторической, экономической, политической, как управлять государством. Этот абсолютно ложный постулат, мне кажется, до сих пор не изжит. Потому что, если вы хотите, чтобы у вас были патриоты, вы должны их воспитывать патриотами, а не давать им самим разобраться, надо быть патриотом или не надо быть патриотом. Надо перейти на рельсы если не военного времени, то иного понимания важности информации, важности воспитания людей.

Е. Афонина:

- По поводу воспитания. Николай Викторович, спасибо вам большое, вы нам прислали небольшое видео. Сейчас мы показать не сможем, но звуком дадим. Это допрос украинского военнослужащего, который то ли сам в плен сдался, то ли в плен попал. Довольно молодой человек. И давайте послушаем этот диалог.

- Вам вообще не преподавали в школе историю Советского Союза, Великой Отечественной войны? Не учили?

- Нет. Ну, Великую Отечественную учили.

- А что там учили? Конкретно о Великой Отечественной или просто чтобы ты знал?

- Ну, когда началась, когда закончилась.

- И когда началась?

- В 42-м… 41-м.

- Конкретнее? Выбери один из вариантов.

- 1941-й.

- Когда закончилась?

- 42-й?

- Я у тебя спрашиваю.

- Я не помню.

- В Великую Отечественную войну с кем воевали?

- С русскими.

- Я все понял. Вопросов больше не имею.

Е. Афонина:

- Ну вот, Николай Викторович…

А. Баранов:

- Это маленький штришок, а ведь так думают тысячи и тысячи, если не сотни тысяч молодых украинцев.

Е. Афонина:

- Это к вопросу о пропаганде.

А. Баранов:

- Да. И если будут выходить такие книжки, о которых мы начали говорить, у нас здесь скоро, не дай бог, так будут думать тысячи и тысячи молодых россиян.

Е. Афонина:

- Николай Викторович, объясните, пожалуйста, каким образом можно было чуть больше, чем за десяток лет, абсолютно все переформатировать и стереть? А нам за довольно солидный кусок времени (все-таки 3 года – это не 2 месяца) как-то не удается создать в нужном объеме то, что хотелось бы вам, нам здесь, многим нашим слушателям и зрителям. В чем проблем? Мы не так оголтело это делаем, как, например, в продвижении каких-то нарративов на Украине? Вот когда Андрей Михайлович приводил выдержки из этой книги по поводу изнасилованных немок, которые мазали фекалиями детей, чтобы их русский солдат не осквернил, знаете, что я вспоминала? Бучу. Ведь те же самые, абсолютно один в один, эти рассказы – смотрите… Иностранные журналисты рассказывали: в Буче так же русские солдаты… Но это же калька. Как же этого можно не видеть? Но ведь работает. Весь Запад в 2022 году ревел – смотрите, какие зверства учиняют русские. Почему одно работает, а другое нет? Почему правда не работает, а ложь работает?

Н. Стариков:

- Ну, методика здесь очень простая. Эта ложь повторяется тысячекратно, она звучит отовсюду, и потихонечку складывается ощущение, что это и есть правда. То есть, по сути, у рядового западного обывателя меняют местами ложь и правду, добро и зло. И делают они это не первый раз, не сотый и даже не тысячный. На протяжении столетий так делали. Им все равно, что мы о них думаем, они не собираются нравиться, их не мучают угрызения совести, потому что совести у них нет. Они просто знают, усвоили, что если лгать на протяжении долгого периода с умным видом и делать это постоянно и везде, то можно обмануть людей. Ведь для того, чтобы человек куда-то шел и что-то делал, у него надо сложить ощущение, что это правильно, что это нужно, что это правда и справедливость. И вот здесь просто меняют местами плюс и минус, как это было, например, у солдат Третьего рейха. Поэтому перед нами машина, отстроенная столетиями. И противостоять ей можно постоянным повторением правды и отсутствием какой-то рефлексии – что о нас подумают, как это будет выглядеть, а может, надо дать другую точку зрения? Просто нужно понять, что ту сторону убедить невозможно. Мы можем бороться просто за каждого своего и за каждого их обывателя, за его сердце, за его ум, за его отношение. Вот за это нужно биться.

А. Баранов:

- Действительно, это исходит не от обывателя, не от народа, скажем так, недружественных нам стран, а от политической надстройки, соответствующих структур, которые занимаются идеологией, вот этими вбросами, этими диверсиями. Народ-то на Западе не имеет ничего против нас. Может быть, до них надо как-то уметь это донести? Нам это не дают, нам обрубили все информационные каналы. И здесь мы не можем защитить наше молодое поколение, позволяя этой их продукции спокойно продаваться на нашем рынке.

А. Баранов:

- Николай Викторович, давайте будем откровенны. Мы сегодня уже говорили про эту маркировку – иноагент. Ну, хорошо, берем Telegram-канал, занимающий практически первые позиции. У него есть маркировка – иноагент. Он продолжает под видом новостного агрегатора собирать комментарии таких же иноагентов, всё с маркировкой, то есть не придерешься. Чего ты только там не прочитаешь, в том числе и относительно того, что какая там великая Победа, хватит плясать на старых заслугах и пр.

Николай Викторович, возникает вопрос. То ли мы такие, знаете – дадим возможность всем цветам расцвести, даже чертополоху, на нашей поляне. То ли там такие активные, что мы их никак закрутить не можем и объяснить, что мы так больше жить не хотим. Где тут пробелы, что это за какая-то странная, односторонняя свобода?

Н. Стариков:

- Вот это и есть рефлексия, какое-то стеснение того, что можно делать, что нельзя, с нашей стороны. Но если садовод будет давать возможность расти всем растениям, то виды на урожай, мягко говоря, будут не очень. И мы в этой ситуации, собственно говоря, и живем. У нас несколько десятилетий кто чего хотел, то и росло. Но проблема не в том, что эти чертополохи сами засеиваются. Их сознательно наши идеологические, геополитические противники сеют в головах наших людей. И когда вы им не мешаете, то кто-то разберется, а кто-то запутается. А на Украине ситуация была обратная. Там сеяли только ненависть к России, поливали это деньгами. Ну вот, и выросли такие бойцы ВСУ, которые думают, что во время Великой Отечественной войны воевали с русскими. Обратите внимание, всё же логично в его мире – тогда воевали с русскими и сейчас надо воевать ВСУ с русскими. Все как бы сошлось. Но это ведь другая реальность, потому что на самом деле его предки вместе с предками-солдатами тогдашней советской, а нынешней российской армии воевали против нацистов, но он просто этого не знает. В этом трагедия. Нет возможности не разрешать противнику в вашем информационном пространстве работать. Если вы говорите о каком-то Telegram-канале, он должен быть закрыт в российском информационном пространстве. Тут, как говорится, миндальничать не нужно.

А. Баранов:

- Ну, давайте издательства наказывать, которые книги такие издают. Они что, не понимают, что они делают? Прекрасно понимают, наверное. Видимо, понимают, что будет какой-то спрос, денежку получают.

Н. Стариков:

- Во-первых, они работают как коммерческие компании, то есть понимают, что свежая книга с Запада даст им прибыль. Это первое. Второе. Среди либеральной интеллигенции есть люди, категорически не согласные с курсом страны, и нельзя исключить, что они это делают намеренно. Ну, и третье. Они всегда так делали. И их никто за это никогда не ругал. Так работали десятилетия. И вдруг в очень короткой исторической перспективе были приняты изменения в Уголовный кодекс. Они не понимают, они не готовы. Они и книги эти даже, может быть, не читают. Вот покупали 150 книжек у этого издательства, и все было хорошо. Они купили 151-ю, а тут кто-то открыл, прочитал, а там чистая уголовная статья…

А. Баранов:

- Вот и приходит прокурор и говорит: товарищ, иди сюда, вот тебе закон. Не знал? Незнание законов не освобождает от ответственности. Раз, два, три, четыре, пять, на шестой раз подумают.

А. Баранов:

- И будут внимательно читать то, что они на полки выкладывают и предлагают.

Н. Стариков:

- Здесь есть очень важный момент. То, что мы сейчас разбираем, касается больше не дискредитации нашей армии в сегодняшнем виде, а дискредитации российской истории, советской армии или русской императорской армии.

А. Баранов:

- Значит, и нынешней армии тоже.

Е. Афонина:

- У нас статья за это предусмотрена, между прочим, за переписывание истории и умалении роли русского солдата в его подвиге в Великой Отечественной войне.

Н. Стариков:

- Вышла польская книга, где рассказывают, что русские всех якобы изнасиловали. При этом никто не умаляет освобождение, но поливают грязью и помоями нашу армию. Так вот, должны быть критерии. Они не сформированы на сегодня. Это значит, должен быть справочник по истории России, где написано, что Красная Армия освободила Польшу, что погибло 600 тысяч человек…

А. Баранов:

- Так это было писано и переписано.

Н. Стариков:

- …что она кормила, помогала и спасала. А тот, кто выпускает другую книгу и другие фильмы, вот он клевещет. И вот там уже сразу четко и ясно будет статья. Если выпустить книгу и сказать, что во время Великой Отечественной войны погибло 100 миллионов советских солдат, это статья или нет? Это мнение какого-то автора. Но это же клевета и ложь. В этом справочнике написано: погибло 27 миллионов. Любой, кто пишет другую цифру, должен понести наказание, потому что историческое сообщество вот этот справочник выпустило, подписалось под каждой датой, под каждой цифрой, под каждым смыслом. Идут исторические исследования. Открыли что-то новое – поменяли это. То есть должны быть выработаны критерии оценки всей истории, а не только истории текущей. Поэтому они сейчас больший удар наносят по прошлому, потому что с настоящим более-менее все понятно, а вот с прошлым, как всегда, нет.

Е. Афонина:

- Вы правы абсолютно. Николай Викторович, давайте вспомним, что у нас единый учебник истории разрабатывается. То есть единый учебник истории для школьников.

А. Баранов:

- Если они бьют по прошлому, они говорят, что если вы от этого прошлого не отреклись, значит, и вы точно такие же, если у вас гнилые корни, так и побеги никуда не годятся. Очерняя прошлое, они бьют в сердце настоящего, они бьют в сердце нашей молодежи и, действительно, вытравливают дух патриотизма. Ну, пытаются это делать.

Н. Стариков:

- Мы сейчас с вами подошли, можно сказать, к ключевому моменту. Когда противник, другие страны клевещут на нашу историю, нам все понятно. А как относиться, когда за последние годы в нашей стране мы согласились с тем, что никогда не делали, и взвалили на себя эту вину? Я имею в виду, например, расстрел польских офицеров в Катыни, который осуществили немцы. Скажем так, в России были сделаны заявления, которые давали возможность полякам говорить, что это сделали мы. Но это неправда, Советский Союз никогда этого не делал. Поэтому от этого необходимо отказаться. Основание для этого – не пересмотр какой-то нашей собственной точки зрения, а очень простое. В приговоре Нюрнбергского суда написано, что этих несчастных польских офицеров расстреляли германские нацисты. Поэтому любая точка зрения, которая оспаривает это, это обеление нацизма. Поэтому российская государственная точка зрения должна вернуться к этой точке зрения.

Далее. Мы что-то рефлексируем по поводу договора о ненападении с Германией. Когда-то еще парламент СССР принял заявление. От него надо отказаться. То есть мы сами должны выстроить нашу историю в положительном ключе и отказаться от всего того вранья, которое вкинули в нашу историю, стараясь понравиться Западу. Понравиться невозможно.

А. Баранов:

- Да, пора отказаться, совершенно верно.

Е. Афонина:

- Вы правы, Николай Викторович, под каждым вашим словом подпишемся. Потому что пока есть сумятица, пока есть какие-то двойные, тройные толкования, очень сложно, особенно молодым людям, разобраться, что есть правда, а что есть ложь. Поэтому давайте сейчас будем действовать именно так, как вы рекомендуете.

Николай Викторович, огромное спасибо.

Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста на любой удобной платформе и слушайте, когда удобно!