Почему День народного единства превращается в братание народов всей Земли
Е. Афонина:
- Всех слушателей радиостанции «Комсомольская правда» приветствую я, Елена Афонина. Сегодня буду одна вести эфир, естественно, вместе с нашими уважаемыми экспертами, которых приглашу для обсуждения очень важных, на мой взгляд, тем, Андрею Михайловичу Баранову, постоянному соведущему, мы пожелаем хорошо отдохнуть в течение ближайших двух недель, а затем вновь встретимся здесь в полном составе. Сегодня первый выходной день из череды длинных, посвященных 4 ноября. День народного единства отмечаем 4 ноября и отмечаем весьма оригинально. Об этом, собственно, и хотелось бы поговорить в самом начале. Понятно, что все мероприятия, которые должны были пройти, например, в вузах, школах и детских садиках, все это прошло до 4 ноября. И здесь, конечно, стоит обратить внимание, какие именно мероприятия проходили. Так отметился, например, в Брянске филиал РЭУ имени Плеханова, экономического университета. Он устроил мероприятие, направленное на укрепление дружбы между народами. На сцене выступил чернокожий стриптизер в плавках. Все это на фоне баннера про День единства. Другой вуз - Санкт-Петербургский в День народного единства решил устроить посвящение студентам. И в рамках посвящения будут представлены шесть народов России – татары, карелы, буряты, народы Северного Кавказа, малочисленные народы Крайнего Севера и белорусы. Кого нет в этом списке, несложно догадаться. Но дальше всех, наверное, пошла одна из школ Перми. Там сейчас разгорается скандал, школа «Мастерград». Даже уже начали проверку по поводу публикации на сайте школы к 4 ноября. Там детишки в День дружбы народов решили сфотографироваться следующим образом. Выстроились школьники, написали «Мы едины», и все это сопровождалось флагами Польши, Албании и Украины. Объясняют взрослые, мол, детки фотографию сделали, взяв ее из интернета, на флаги не посмотрели. В общем, что прилепили, то прилепили.
Давайте мы попытаемся понять, а почему, собственно, праздник - День народного единства - превращается в братание народов всей земли? Этот ли смысл вкладывается? И поможет нам в этом разобраться публицист, член Союза писателей России Егор Холмогоров. Егор Станиславович, здравствуйте.
Е. Холмогоров:
- Здравствуйте, Елена, здравствуйте, дорогие слушатели и зрители.
Е. Афонина:
- Сразу возникает, я думаю, у многих вопросов. А это лишь малая часть эпизодов. Могла бы и дальше перечислять. И про эти разноцветные ладошки, включая почему-то зеленого цвета. Кто-то пошутил, что, наверное, с инопланетянами мы тоже братаемся.
Е. Холмогоров:
- С рептилоидами.
Е. Афонина:
- Что мы наблюдаем сейчас? Что это?
Е. Холмогоров:
- Это безумие, которое связано с тем, что когда-то в свое время, 20 лет назад, этот праздник - День народного единства возник именно как патриотическая инициатива. Как воспоминания о событиях, как русский народ сплотился, изгнал оккупантов из Кремля, показал, что все-таки Россия принадлежит русскому, в широком смысле, народу. Там были, что называется, и народы Поволжья, и многие другие, и так далее. Но в широком смысле это была, что называется, Россия для русских. Минин и Пожарский возглавили ополчение для того, чтобы вернуть суверенитет нашей страны. Вы понимаете, полностью был демонтирован суверенитет России. Не было царя, не было государства. Две разных соперничающих фракции интервентов стояли на нашей территории. Поляким - в Кремле, шведы- в Новгороде и так далее. Русский человек смог сплотиться по призыву Минина, под руководством Пожарского и всех интервентов изгнать. Это очень нетолерантный в этом смысле праздник. Он четко показывает, что есть свои, есть чужие. Есть наша страна, есть чужие страны, и те, кто из них пришел, это интервенты, и им на нашей земле не место. Можно перечитать просто тамошние документы, и там прям четко сказано, что есть две категории. Есть внешние враги, есть еще так называемые русские воры, что называется, разбойники, те, кому не нужен порядок на земле и так далее. И против них нужно встать вместе по призыву Патриарха Гермогена, замученного поляками. В этом был смысл, в этом была идея.
В этом году исполняется 20 лет «Русскому маршу» - первому в Москве. Я тогда шел в начале колонны во главе с иконой Казанской Божьей Матери. И сколько бы тогда в нас ни плевали, что мы там фашисты и так далее, но мысль была ровно так же. Верните Россию ее народу, в котором нет никакого разрыва между русскими по происхождению, не русскими происхождению. Много раз мы за это время, в том числе от президента, слышали - мы все вместе русские. И вдруг вместо этого наша чиновничья вертикаль… Вообще у меня давно уже странный вопрос. У нас глава государства говорит определенные идеологически насыщенные вещи. Я почему-то думаю, что он и сейчас тоже скажет что-то на эти дни, и дальше такое ощущение, он сказал, а дальше это все не передается никуда. Потому что реально на низовом уровне мы видим этот бесконечный фестиваль плова. Уже превратилась эта формула про фестиваль плова в мем.
В чем смысл? Чаще всего речь идет даже не о дружбе, что называется, конституционных народов России. Речь идет о том, что нашему гражданину на загривок сажают представителей других стран, у которых есть свои национальные государства, часто довольно нетерпимые по отношению к русским, часто довольно нетерпимые вообще по отношению ко всему внешнему. Тем не менее, представители этих стран приезжают сюда, и тут вдруг мы начинаем как-то особенно усиленно заниматься агрессивной толерантностью по отношению к ним. На первом месте в списке призеров оказалась диаспора уважаемого Азербайджана. Я вспоминаю события последних месяцев, избитые лица наших граждан. Я думаю: так выглядит дружба народов с той стороны? Наверное, это не совсем правильно.
Понимаю, что это отчасти призыв в никуда, в пустоту, но, тем не менее, давайте все-таки вспомним изначальный смысл этого праздника. Это консолидация народа России не как, что называется, совокупности многонациональных этносов, а как гражданского единства. Как гражданского единства, которое защищает суверенитет нашей страны перед внешней угрозой, перед угрозой внутренней смуты. Потому что в чем, скажем, была особенность Смутного времени? Помните, там было два Лжедмитрия - Лжедмитрий Первый и Лжедмитрий Второй. Про Лжедмитрия Первого еще многие могли верить в то, что он в самом деле сын Ивана Грозного. Все те, кто служил Лжедмитрию Первому, кто видел его, что называется, физиономию, они отлично знали, что Лжедмитрий Второй - это не он, что это два разных человека. И, тем не менее, все равно они шли ему служить чисто ради выгоды. Грубо говоря, ставили свои личные шкурные интересы выше правды, выше государства, выше суверенитета страны и так далее. Это тот уровень какой-то внутренней деградации, который в тот момент был в обществе, который и Святому Патриарху Гермогену и защитникам Троице-Сергиевой Лавры, Минину и Пожарскому удалось таки пробить и вернуть нас в состояние нормальных граждан, нормальных патриотов. В этом смысл праздника.
И когда мы это подменяем, что называется, пловами, тюбетейками и так далее, то мы, в общем-то, идем в сторону, противоположную от этого праздника. Мы идем в сторону как раз размывания нашего суверенитета. Я здесь вспоминаю вещь, которая меня очень тревожит в последний год. Почему? Потому что я вижу, как реализовываются мои предсказания 15-летней давности. Я тогда много говорил и писал о том, что у нас ресурсоносные регионы, основа нашего экономического суверенитета, это все автономии, автономии малочисленных народностей. Но при этом так получается, что и нефть, и газ у нас не совсем русские. А можно попытаться сыграть в такой, знаете, Персидский залив. Что, типа, англичане нашли нефть, а принадлежит она замечательным арабам-саудитам или кому-то еще. И я тогда написал о том, что страх настоящий начнется тогда, когда в эти регионы пойдет массовый заезд мигрантов, и они заявят, что мы тут местное население. И вспомните, в этом году произошла история, когда, если не ошибаюсь, выходец из Азербайджана вдруг заявил, что Югра - это родина узбеков. Понимаете, этот ужасный процесс, когда нашу страну начинают растаскивать по неким внешним контурам, внешним этносам и так далее, заявляя, что права на суверенитет на той или иной части этой страны могут принадлежать им, этот процесс начался.
Е. Афонина:
- Мы с вами продолжаем обсуждать тот вопрос, который сейчас волнует многих. Почему, собственно, 4 ноября, День народного единства, день единства русского народа в самом широком смысле этого слова, который сплотился для того, чтобы дать отпор врагам извне, превращается у нас в дружбу всех со всеми. Приветствую писателя, публициста, автора Telegram-канала «Сыны монархии» Романа Антоновского. Роман Юрьевич, здравствуйте.
Р. Антоновский:
- Добрый день.
Е. Афонина:
- Будем считать, что в каком-то смысле мы ответили на вопрос, почему сейчас основной смысл праздника размывается. А с вами я хочу обсудить еще одну, на мой взгляд, вопиющую историю. Егор Станиславович Холмогоров буквально несколько минут назад говорил, что у него создается ощущение, что те слова, которые произносит президент, как-то то ли вниз не спускаются, то ли иначе трактуются. И даже не просто слова президента, а законы, которые уже начали в нашей стране работать. Причем я думаю, что закон о запрете искажения религиозных символов, который принимался Государственной Думой, утверждался Советом Федерации и в последних числах июля был подписан президентом нашей страны, закон уже работает с лета, можете объяснить мне, каким удивительным образом в таком случае к 4 ноября в Находке выпустили плакат про Ночь искусства, которая пройдет в Находке 4 ноября, и на плакате с анонсом храм Василия Блаженного без крестов. Это еще что! 22 октября в столичной подземке запустили прекрасный тематический поезд, он ходит на Арбатско-Покровской линии метро. Этот поезд посвящен Тульской области. Там все прекрасно. Великолепные фотографии, дизайн, задумка, исполнение. Все здорово, кроме одного маленького «но». Внутри в вагонах фотографии, там все правильно, все есть. Внешняя сторона этого поезда вновь украшена храмами без крестов. Церковь Святой Троицы Живоначальной в селе Бехово Заокского района Тульской области без крестов. Свято-Успенский женский скит подворья – Федосьино городище без крестов. Свято-Никольский собор в поселке Епифань без крестов. А здесь вообще особая история, потому что именно в этот храм в мае этого года в купол и крест попал украинский беспилотник. И жители Епифани говорили, если бы нас церковь не защитила, просто не приняла на себя удар вражеского беспилотника, нас бы в живых уже не было, потому что такой силы и мощи был удар. Понимаете, и эта церковь тоже без крестов. Можете объяснить, что это, что мы наблюдаем?
Р. Антоновский:
- Это, наверное, еще остались метастазы крестопада, когда у нас еще не поуехавшие либералы гадят, есть еще, наверное, такие люди, как многонационалы, которые фактически копируют западный либеральный мультикультурализм, как бы кого не обидеть. Знаете, это тоже веяние пришло с Запада, где, например, убирали новогодние елки или говорили не носить нательные крестики медсестрам в государственных больницах, чтобы не обидеть мигрантов с Ближнего Востока. При том, что, в отличие от России, на Западе вообще нет коренного мусульманского населения. И при этом сейчас принят этот закон. Более того, в текущей версии конституции у нас особое место православия отмечено. И даже в указе о защите духовно-нравственных ценностей, который подписал Путин в 2022 году, тоже написано, что наши ценности формировались на основе ценностей буддизма, ислама, иудаизма, христианства, но с особой ролью православия. И кто-то, по-моему, очень не хочет смириться с тем, что у нас русский народ - государствообразующий, а у православия в нашей стране особое места. Я иначе как какой-то идеологической диверсией это назвать не могу, потому что один-два раза можно было бы списать на глупость девочек или мальчиков-дизайнеров, что-то перепутали, как они, бывает, на открытку в честь 9 мая поставят немецкого солдата или танк, когда люди не ориентируются в символике. Но с крестами, эти крестопады, я считаю, просто нужно в этих случаях, уже есть закон, уже писать заявление в соответствующие органы и добиваться наказания.
Более того, возвращаясь, наверное, к попытке сделать День народного единства мультикультурным и многонациональным, тоже важно отметить. У нас почему-то стало ругательным термином, благодаря большевикам и либералам, черносотенцы. А по факту польских оккупантов в массе своей изгнали черносотенцы. Потому что «черная сотня» что такое? Это податное население, законопослушные налогоплательщики, мелкие торговцы и ремесленники. По сути, название «Черная сотня» приняли монархисты конца XIX – начала XX века, потому что они отдавали дань памяти победе над польскими оккупантами, где основу ополчения Минина и Пожарского составила «черная сотня». Мы с вами законопослушные налогоплательщики. И, конечно же, помимо русских, участвовали в борьбе с польскими оккупантами и другие народы Поволжья тогдашние, вошедшие в состав России, - татары, башкиры, черемисы - нынешние мари, и чуваши, и даже некоторые уже присягнувшие России племена Северного Кавказа, например, отдельные роды кабардинцев. Но все равно это единение русского государствообразующего народа и других коренных народов России. Не обязательно здесь устраивать показательные какие-то фестивали традиций некоренных народов. У них свои национальные праздники, у нас свои национальные праздники. Если они приезжают в Россию, они должны отмечать наши национальные праздники вместе с нами, а не пытаться интегрировать в них свои традиции. Было бы странно, например, если бы на День независимости Азербайджана устроили бы фестиваль армянской культуры, или наоборот. Хотя сегодня, правда, Пашинян сказал, что плохие отношения с Азербайджаном и Турцией это происки КГБ. Я думаю, мы от Пашинян еще дождемся, что геноцид турками армян - это тоже были происки царской охранки. Им до этого недалеко осталось. Тем не менее, все равно это воспринималось бы как определенный маразм.
Е. Афонина:
- Роман Юрьевич, тогда у меня возникает вопрос. Вы можете объяснить, а почему в таком случае, казалось бы, ведь ни у кого же нет сомнений, что мы, живя в России, все-таки понимаем, согласно всем проведенным опросам, минимум 80,5% жителей нашей страны - это русские. Куда ты от этой истины уйдешь? Тем не менее, когда устраиваются такие праздники, как День народного единства, то как-то про русских иногда вообще забывают. Почему? Можете объяснить? Казалось бы, как можно про себя забыть? Нет, мы где-то в сторонке оказываемся. Почему?
Р. Антоновский:
- Можно забыть. Во-первых, русских еще больше, потому что у нас по старинке вписывают еще в отдельные нации живущих в России украинцев и белорусов, хотя мы единый триединый народ. Малороссы, белорусы и великороссы. И здесь же понятное дело, что идет борьба за влияние, за власть и за гранты. Потому что, если мы признаем, что у нас есть государствообразующий русский народ, который составляет практически более двух третей нашего населения, значит, основной хозяин и имеющий политическую субъектность в России – это русские. Поэтому эту русскость пытаются размывать многонационалочкой, чтобы диаспоры и дальше качали права и говорили: а что это вы здесь отмечаете какой-то русский праздник? У нас страна многонациональная, давайте мы вам в блины плова завернем.
Е. Афонина:
- Здесь есть еще один очень важный вопрос, он касается той же самой темы, о которой мы сейчас говорим. А что у нас с имперским-то флагом? Сейчас в очередной раз его поднимают торжественно в Санкт-Петербурге. Исторический повод, все прекрасно, замечательно. А давайте-ка вспомним недавно крестный ход, который проходил в Москве. Там как-то странно сначала реагировали на имперские флаги, потом вроде объяснили, все исправилось, но тем не менее. Даже элементарно с этим мы не можем разобраться.
Р. Антоновский:
- Сложно сказать, почему такое происходит в тылу, например, многим нашим воинам, которые сражаются на передовой. Мы же часто видим, что, например, первым делом, когда освобождается населенный пункт, наши воины поднимают там крест, показывают, что все, русские пришли, русский мир сюда пришел. Мы видим, что у многих наших воинов патчи в виде имперского флага. Я помню, что недавно поздравлял морпехов с какой-то важной датой генерал нашей армии, тоже сидел в блиндаже на фоне имперского флага. Имперский флаг уже стал неотъемлемой частью государственной символики, уже перестал быть только символом правых русских националистов, как это было до спецоперации или просто развала Советского Союза. Это уже наш общенациональный флаг, и пора ему тоже придать официальный статус наряду с нашим национальным триколором, как у нас на 9 мая развевались три флага - Красное Знамя Победы, имперский флаг, триколор. И сюда бы я еще добавил флаг Спаса Нерукотворного, тоже крайне популярный в армии, который становится постепенно символом православной Руси.
Е. Афонина:
- Тем более, что и президент говорил о единстве нашей истории и преемственности, в том числе, и государственных символов, и флагов, о которых мы говорим. Это было сказано. Такое ощущение, что президент говорит, а кто-то то ли не хочет слушать, то ли трактует как-то иначе. Потому что давайте вспомним, на этой неделе президент приезжает к нашим воинам, приезжает в госпиталь, он привозит с собой две иконы, которые ему подарили воины на день рождения, и эти иконы спасли наших военных от пуль и осколков. Что это? Это же символ!
Р. Антоновский:
- Конечно, причем как отметил наш президент свой день рождения. Он с нашими военными встретился в Петропавловском соборе, в усыпальнице императоров из династии Романовых, сказал, что отсюда пошла наша империя, Российское государство. А по сути, имперка является флагом Российской империи и одним из флагов дома Романовых. У нас такое ощущение, что это просто какой-то саботаж даже прямых указов президента, который демонстрирует то, что он христианин, демонстрирует то, что он уважает имперскую историю. Недавно подписал указ о праздновании 300-летия Екатерины Великой через несколько лет.
Е. Афонина:
- 4 ноября - День народного единства и день Казанской иконы Божьей Матери. Давайте не будем забывать, что в первую очередь это был православный праздник, а уже затем, собственно, к нему, будем так говорить, в XVII веке именно этот День народного единства в связи с важными событиями в жизни России и присоединили. Но здесь возникает другой вопрос. Не случайно мы, обсуждая эту тему, говорили о том, каким образом сейчас молодежь пытается креативить по поводу Дня народного единства. Почему? Потому что, наверное, смыслы размыты, и совершенно ничего не понятно. А если говорить о таком определении, как духовно-нравственные ценности, или морально-нравственные климат, или еще что-нибудь, то тут вообще сразу опускаются руки, и хочется сказать: какая скукотища. А как на практике это должно быть реализовано? Что должно появиться в нашем инфомполе для того, чтобы и детки в детском саду, и ребята в школе, и студенты, и среднее поколение понимали - да, это наши духовно-нравственные ценности? Не случайно встает вопрос: а что покажете, то мы и скушаем. Так что показывают? Собственно, об этом и сказал вице-премьер Татьяна Голикова.
Т. Голикова:
- Сегодня 40% россиян, которые откладывают рождение детей, объясняют это, вы удивитесь, нежеланием растить ребенка в тех же условиях, в которых когда-то росли они. С другой стороны, это тревожные образы, которые транслируются в медиа и социальных сетях, да не обидятся на меня средство массовой информации. Что показывают наши последние исследования? Что в 80% случаев в российских фильмах и сериалах семья показывается через призму конфликтных и напряженных отношений. В 29% случаев мы видим перегруженную обязанностями и уставшую маму, а в 14% - отстраненного отца. Такие установки нередко заставляют надолго отложить не только рождение детей, но и саму идею вступления в брак.
Е. Афонина:
- Это всего лишь один из эпизодов. Тут можно добавлять различные составляющие этого определения духовно-нравственной ценности. Здесь с нами в студии президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филипп Кудряшов. Филипп Владимирович, приветствую вас.
Ф. Кудряшов:
- Здравствуйте.
Е. Афонина:
- Вы еще и председатель комиссии общественного совета при Россотрудничестве по вопросам популяризации российской культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания, а также член общественного совета Комитета по культуре Государственной думы Российской Федерации. Вам, Филипп Владимирович, и отчитываться, отчего же, собственно, у нас такая ситуация, о которой вице-премьер говорила. Деньги государственные выделяются, заказ государства есть, президент поручения дает. И чего в этом супе не хватает?
Ф. Кудряшов:
- Вы знаете, я начну сейчас, как говорится, от печки. Татьяна Алексеевна правильно говорит, с одной стороны, но с другой стороны, она же сама собой являет пример такой женщины которая руководит, которая на себя взвалила кучу всего. Не мужчина, который должен, по идее, в их семье вести весь этот быт и так далее, она на себя взвалила. И поэтому какое, собственно, патриархальное общество, о котором мы можем говорить? Она пример другого, при всем моем уважении к ее деятельности Мы, когда воспитываем детей своих, мы воспитываем своим примером. Если мы сами позволяем себе делать что-то другое и хотим, чтобы почему-то дети выросли другими людьми, то, боюсь, что ничего не получится из этого. Потому что они берут пример с нас. И то же самое, собственно, с кино. Есть, конечно, 809-й указ президента, о котором мы говорим много лет. Слава богу, что сейчас Министерство культуры стало показывать свою позицию в этом отношении. Правда, это случилось меньше года назад. Не могли, наверное, определиться или еще что-то. Сейчас мы видим, что вносятся изменения в выдачу удостоверений национального фильма, есть изменения в прокатных удостоверениях, некоторым фильмам их дают, некоторым не дают, и так далее.
Но если мы с вами начинаем говорить о том, что должны быть определенные критерии или темы создания фильма, скажем так, то я могу сказать, что, к примеру, фильм Виктории Фанасютиной о многодетной семье получил финансирование в направлении детского кинематографа только в этом году, в начале года. В прошлом году его срезали по документам, по формальному признаку. Хотя Виктория сегодня является одним из ведущих режиссеров детского кино у нас в России. Ее фильм «Солдатик» смотрят все уже много-много лет на разных телеканалах.
Е. Афонина:
- Правда? Я думала, Сарик Андреасян у нас первый по детям. Нет?
Ф. Кудряшов:
- Сарик-то тоже у нас по определенным направлениям идет, конечно. Последнего «Домовенка Кузю» я посмотрел, летя в Хабаровск, и пришел от него в большой шок. Что, оказывается, можно было сделать такое. Здесь очень важно, чтобы мы не ушли в некий формализм о том, что это хорошо, это плохо. Кино, если получилось с этими направлениями, то, собственно, оно и хорошее кино. Да нет, зрителя-то все равно не обманешь, все равно зритель хочет идти в кино, чтобы получить что-то, кроме развлечения, за которым он привык уже приходить. А мы должны постепенно, постепенно, не сразу, мы не можем ему сразу дать, как с фильмом «Группа крови» произошло, дали ему серьезное кино. Понятное дело, что он много в прокате не собрал. Но это сильнейшее кино. Это сложнейшее кино, его сложно воспринять. Не то что семейная аудитория, его просто сложно для любого родителя, мне кажется, воспринимать. У меня второй ребенок когда родился, я еще более сентиментальным стал. Меня просто начинает трясти иногда из-за каких-то таких моментов. В этом очень важно. К чему мы? К тому, что обязательно должна быть экспертиза. Мы должны плавно менять эту историю к тому, что это должно быть, условно, популярно, в совокупности.
Е. Афонина:
- Смотрите, Филипп Владимирович, я случайно тут увидела информацию, не знаю, насколько она соответствует действительности, но, тем не менее, мне кажется, что надо обратить на нее внимание. Одинокие россиянки стали чаще ездить в Турцию после просмотра турецких сериалов. У нас ведь есть даже телеканал, который гордо позиционирует себя «Первый турецкий», здесь, в России. Я представляю себе в Турции «Первый русский телеканал».
Ф. Кудряшов:
- Друзья же большие наши.
Е. Афонина:
- Да, друзья очень большие. Мы говорим о некоем заказе, и наши с вами коллеги из одного из Telegram-каналов посмотрели, что там наснимали за прошлый 2024 год, кстати, Год семьи, посмотрели, какие 100 лучших сериалов были на онлайн-площадках, промониторили эти 100 лучших сериалов и выяснили, что там были и на частные деньги снятые, и с господдержкой. Из 38 сериалов, которые были сняты на государственные деньги из этой сотни, 10 из 38 положительно показывают семью. Только один - многодетную семью. Это итоги прошлого года. Что в этом наснимаем, не знаю. Теперь вернемся к турецким сериалам. Кто их заказывал? Но смотрите, какой эффект. Можете объяснить, как состыковать эту сахарную картинку красивой турецкой жизни применительно к нашей отечественной российской многодетной семье? Это вообще возможно - сделать так, женщины сказали «на фига мне Турция, я лучше рожать буду»?
Ф. Кудряшов:
- Это возможно, если мы с вами начнем позиционировать со школьной скамьи, что многодетная семья – это не бич, а это норма. То, что женщина является, прежде всего, матерью, а потом уже вице-премьером. Это тоже важно.
Е. Афонина:
- Ох, по больному вы прям бьете.
Ф. Кудряшов:
- Это важно. Позиционирование должно быть, прежде всего, причем оно должно быть в разном направлении, - в литературе, в искусстве, в творчестве, в какой-то обычной жизни. Мы должны это культивировать неформально. Я вообще, когда подумал об эфире нашем, и сегодня в течение дня как-то возвращался к этому, у меня есть такой очень, наверное, неприятный для многих вывод о том, что, к большому сожалению, государственные проекты, которые рождаются, поддерживаются нашими всевозможными государственными финансовыми институтами, это абсолютно мертворожденные дети. Они сделаны на потребу, на сейчас. Мы должны сейчас сделать какое-то патриотическое движение, в котором будут миллионы детей. Что из этого получается? Пионерия в этом смысле, я не коммунист и вообще близко к этому никакого отношения не имею, даже пионером не успел стать, скажем так, я октябренком только был, но пионерия была, на мой взгляд, не мертворожденной. Там с таким большим энтузиазмом дети в этом участвовали. Насколько сегодняшние несколько направлений и движения, я их даже не буду называть, все их прекрасно знают, насколько там много искренне болеющих за дело людей, и детей в том числе, которые в этом участвуют? Не знаю. Мне кажется, если ты возьмешь, так вытащишь оттуда эти миллиарды, которые одному или другому проекту вложены, сохранится он или нет дальше? Готовы ли они будут объединиться и нести его дальше в себе?
Е. Афонина:
- Давайте вспомним, что один из создателей одного очень популярного, известного и многорублевого, миллионнорублевого, а может быть, и миллиарднорублевого проекта сейчас уехал далеко, за рубежом сидит и оттуда рассказывает, каким образом он этот проект делал и чем руководствовался.
Ф. Кудряшов:
- Вот об этом и речь. Мы можем сколько угодно говорить о том, что мы сейчас введем эти критерии и, допустим, даже завтра проведется конкурс Министерством культуры, и по этим критериям будут выданы деньги. Но вопрос - кому?
Е. Афонина:
- Мы сейчас пытаемся понять, каким же образом сейчас, в 2025 году, который уже практически завершается, мы видим или не видим в нашем кино и в других культурных проявлениях наследование тем самым морально-нравственным ценностям, о которых очень много говорится. В частности, декларации на соответствие релизов критериям традиционных ценностей обяжут заполнять онлайн-кинотеатры. В противном случае гранты эти самые кинотеатры не получат. Будут еще и некоторые изменения, которые связаны, в том числе, и со школьным обучением и образованием. В частности, предмет «Духовно-нравственная культура России» может войти в перечень для сдачи ЕГЭ. Это сказал глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Начнут преподавать этот предмет в российских школах в 2026-2027-м учебном году. Так что, мы понимаем, есть термин «духовно-нравственная культура России». Что это такое на практике - это понять очень сложно. Потому что говорится о том, что все это, если формально, то получается никак. А если неформально?
Филипп Владимирович, вы же общаетесь с депутатами Госдумы, есть там комитет по культуре, люди там как-то болеющие душой за то, что происходит в нашей стране. И некоторые из них, кстати, прекрасные представители той самой великой культуры, великого кинематографа советского времени. У них взгляд на сегодняшнюю ситуацию какой – пессимистичный, оптимистичный? Вообще, мы откуда людей-то брать будем для того, чтобы они это делали неформально? У вас есть ответ на этот вопрос?
Ф. Кудряшов:
- По поводу Думы – многоточие. Что касается всего остального, смотрите, какая история. Фильмы, на которые ходили наши зрители до 2022 года, скажем так, создавались режиссерами, которые, большому сожалению, не придерживаются позиции государственности и так далее. Но на них зритель ходил. Почему? Потому что этих режиссеров воспитали в духе голливудского кинематографа, драматурги ездили на целые стажировки в Голливуд для того, чтобы там промыли им мозги и помогли понять, как правильно писать драматургические всякие произведения, кинематографические сценарии. Режиссеры ездили, все учились у Голливуда, за их деньги, потому что они понимали, они вкладывали в свой будущий ресурс - ресурс воздействия на население. Сегодня, к большому сожалению, даже в ведущих киновузах у нас считают, что кино ни на что не влияет. Цитата практически: мы учим создавать образы, картинки, экранизировать их, но не более того. Не придумывайте ничего, кино ни на что не влияет.
Е. Афонина:
- Это же ложь. Я турецкие сериалы почему привела.
Ф. Кудряшов:
- Я же это понимаю, что, к большому сожалению, это лукавство, которое присутствует, оно вдалбливается даже нашим молодым кинематографистам. Возвращаясь к вашему вопросу. Даже не столько с турецким. Турция просто прекрасно понимает. Я проведу простой пример. Сейчас немножко отойду от темы, но все-таки мы потом к ней вернемся. Сербия. Я работаю 15 лет в Сербии, делаю там мероприятия, Дни российского детского кино и другие мероприятия. Давайте вспомним историю, коллеги, о том, что Турция властвовала в Сербии очень много лет, сербы находились под турецким игом абсолютно. И выжили они только благодаря тому, что у них была свинина, простите, потому что иначе бы они просто не выжили. Турки-то не ели ее, а сербы православные могли ее есть. Это к примеру. И терпение у них было. Кажется, вы столько лет терпели Турцию, но когда я только туда приехал, это было 15 лет назад, даже больше уже, я включаю телевизор, что первое вижу - там идет турецкий сериал. В Сербии, которая категорически должна была быть против Турции и всего, что с этим связано. Почему? Потому что не было никакой платы, условно, за эти сериал. Турки просто брали и вкладывали средства, они отдавали свои сериалы сербам бесплатно, для их местных телеканалов, которые были ни с чем. У них не было контента, им надо было что-то заполнять. Они с удовольствием это брали и показывали своим замечательным товарищам. Я был в одном из городов в Республике Сербской. Там стоит прекрасный культурный центр, отлично отреставрированный, два выставочных зала, зал театральный, кинозал. 2 миллиона евро от Турции, дотация для того, чтобы отреставрировать это. Для чего это нужно? Они понимают, они это вложили. Они через это свою культуру будут дальше туда вносить. Они свою площадь отстаивают.
То же самое и здесь. Турки сейчас поддерживают российских кинематографистов, чтобы они приезжали. Они берут процентное соотношение расходов на создание этого сериала. Нам выгодно. И мы готовы продаться под это. И едем, поддерживаем, у нас растет русско-турецкая связь. Я не против Турции как таковой. Но надо же иметь определенные лимиты того, чтобы у нас женщины не подумали, что такие прекрасные, красивые товарищи, и к ним туда поехали.
Возвращаясь к нашей теме. Мы сегодня не вкладываем реально ничего в то, чтобы воспитать тех режиссеров, которые завтра придут или сегодня придут на конкурс, который будет соответствовать традиционным духовно-нравственным ценностям. У нас могут прийти два-три режиссера, десяток режиссеров со всей страны, которые искренне это понимают и могут сделать более-менее хорошее кино, но это не значит, что это кино будет блокбастером, которым потом захочет Министерство культуры отчитываться. Потому что, к большому сожалению, у нас стоит обязательное условие, что фильм должен быть в прокате, и серьезно в прокате, прям громко пройти в прокате. Но фильмы, которые направлены на семью, фильмы, которые направлены на детей тем более, они не отбиваются сразу. Отбивается только абсолютная попса, эти наши бесконечные экранизации детских сказок, и так далее, и тому подобное. Смотреть невозможно, тошно. Но миллиард они свой собирают. Значит, это мне тошно, вам тошно, может быть, некоторым слушателям нашего эфира тошно. Но ведь миллиард-то они собирают, значит, люди туда идут, им это интересно. Значит, мы должны постепенно начать воспитывать тех режиссеров, которые... Как это сделать сегодня - у меня большой вопрос. Потому что воспитывать их могут только уже те, кто получил образование в Америке, потому что другая школа у нас уже ушла вся, мы ее упустили.
Е. Афонина:
- Вы сейчас говорите, а я пытаюсь понять. Смотрите, популярность сейчас, в нынешних условиях, совершенно не равно следованию духовно-нравственным ценностям. Потому что один, не буду называть его, по-моему, все уже обсудили его высказывание, что «Машу и Медведь» надо запретить, потому что она совсем вообще ни разу не туда. Все начали приводить и другие примеры - про «Ну, погоди!», где вообще непонятные герои, и так далее. Сделать из этого какой-то хайп и шутку можно, чтобы потом все обсудили, посмеялись, покрутили у виска и сказали: все понятно. А как сделать так, чтобы это задело и позволяло спустя годы и десятилетия к этому возвращаться? В конце концов, «Иваново детство» давайте вспомним, там же ничего нет абсолютно, это не блокбастер. Но когда ты смотришь этот фильм, у тебя комок в горле и слезы наворачиваются.
Ф. Кудряшов:
- Это мы с вами смотрим, еще раз говорю. А вы попробуйте этим людям, которые сейчас уже привыкли к этой попсе, которая идет в кинотеатрах, которые приходит туда развлекаться, показать «Иванова детство». Сейчас запустите его заново в прокат, не соберет он ничего, потому что не готовы. Это как Кравцова вы упомянули только что, у нас был такая история, он создавал списки для внеклассного просмотра фильмов с родителями. Но не готов сегодня родитель смотреть «Иванова детство» со своим ребенком. Он просто не воспитан так. Для того, чтобы он был воспитан, мы должны менять эту систему очень осторожно. Но для этого мы должны сначала вытащить этих режиссеров, сами быть в них заинтересованы. Это большая продюсерская работа государства или же частного инвестора. Почему-то у наших коллег, которые делают кино, не очень подходящее под духовно-нравственные ценности и направленное, скажем так, больше на Запад, фонда «Маяк» Абрамовича, он поддерживает кино, которое ему выгодно поддерживать. Он видит в нем потенциал и так далее. А у нас, у патриотов, нету объединений. Понятное дело, сейчас СВО идет, и все более-менее патриотически настроенные бизнесмены покупают дроны, обеспечивают подразделения и так далее. Но нам все равно необходимы такие богатые люди, которые объединятся, создадут некий фонд, который будет поддерживать кино. Кажется, ерунда – кино, что там его поддерживать? Но это же воспитание, это как раз игра в долгую. Потому что мы начнем его поддерживать, начнем ему какие-то средства выделять, начнем ему помогать в продвижении в прокате. Тогда у нас будет больше шансов, чтобы это кино стало интересно зрителю. Мы должны к нему начать приучать зрителя.
Е. Афонина:
- Тут ВЦИОМ провел очередной опрос, и выяснилось, что самым патриотичным поколением оказалось поколение зумеров. Та самая молодежь, которая была рождена после 2000-х годов. Среди них тех, кто гордятся Россией, 88%. Это к вопросу о запросе. Спасибо.
Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста на любой удобной платформе и слушайте, когда удобно!