Почему Россия приостановила помощь Киргизии

Национальный вопрос
Андрей Баранов и Елена Афонина вместе с политологом Асланом Рубаевым обсуждают изменения в политической жизни среднеазиатского государства

Е. Афонина:

- Приветствуем всех, кто слушает радиостанцию «Комсомольская правда» и в Москве, и в других городах вещания. С вами ведущие программы Андрей Баранов и Елена Афонина.

Е. Афонина:

- Переносимся в Киргизию, где тоже происходят достаточно тревожные политические события, правда, не столь ярко окрашенные, если говорить об отношениях Киргизии и России. Но на этой неделе некоторые зацепились за новость, что Россия приостанавливает предоставление любой финансовой поддержки киргизской республике до стабилизации политической ситуации в стране и восстановления функционирования органов власти.

Но сначала давайте узнаем, что, собственно, происходит сейчас в Киргизии, успокоились ли, прошли ли волнения, и каковы политические изменения в этой стране. С нами на связи корреспондент «Комсомольской правды» в Бишкеке Юлия Хохлова.

Ю. Хохлова:

- После смены власти политическая ситуация в Киргизии действительно более-менее стабилизировалась, в Бишкеке прекратились уличные демонстрации, митинги, на которые выходили сторонники исполняющего обязанности президента и действующего премьер-министра Садыра Жапарова. По большей части это, конечно, связано с удовлетворением их требования об отставке президента Сооронбая Жээнбекова, который снял с себя полномочия 15 октября. И еще одно требование митингующих касалось роспуска парламента и отставки спикера Законодательного собрания Каната Исаева. Именно он должен был взять на себя обязанности президента после отставки главы государства, но Канат Исаев отказался от этих полномочий, и Садыр Жапаров объявил себя исполняющим обязанности президента, что, в общем-то, окончательно успокоило его сторонников.

Режим чрезвычайного положения в Бишкеке снят, и новые назначенцы во власти стараются успокоить бизнес, дают гарантии безопасности, заверяют, что предприниматели уже могут спокойно переходить на полноценный режим работы.

А. Баранов:

- Юля, а что ждать от премьера Жапарова во внешнеполитическом аспекте, в отношении к России? Есть ли какие-то заявления, может быть, что-то известно о его настрое?

Ю. Хохлова:

- Садыр Жапаров на первых же пресс-конференция высказывался о том, что отношения с Россией не поменяются, что Россия остается стратегическим партнером и союзником Киргизии. Мы успели опросить местных экспертов, политологов, что они думают на этот счет. В общем, все настроены достаточно оптимистично, считают, что, по сути, вектор сотрудничества останется прежним, поскольку две страны связывают очень крепкие, давние отношения и общая работа в том же Евразийском экономическом союзе, которая выгодна для обеих сторон. В общем, надеются, что нынешняя власть будет действовать в том же направлении и работать над укреплением и развитием двусторонних отношений.

А. Баранов:

- Еще одна реплика о стабильности. В отношении юг – север. В Оше как все это воспринимается? Не может получиться так, что страна расколется?

Ю. Хохлова:

- К счастью, мы пока не наблюдаем таких предпосылок, таких настроений, каких-то радикальных вещей. Пока ситуация остается стабильной.

Е. Афонина:

- Юля, у меня более бытовые вопросы. На первом этапе, когда эти волнения начались, была информация о том, что банкоматы практически выпотрошили. Сейчас как-то стабилизировалась ситуация? И есть ли уже уголовные дела на погромщиков, которые разбивали витрины и выносили всё из магазинов?

Ю. Хохлова:

- Как таковых погромов в Бишкеке в этот раз не было, к счастью. К сожалению, пострадали крупные золотодобывающие предприятия, которые находятся в регионах. Там некоторые испытали на себе все эти «прелести» революции, было разграблено и сожжено их имущество.

Е. Афонина:

- Юля, вы можете объяснить, почему золото грабили? Чем золотодобывающие компании не понравились?

Ю. Хохлова:

- Грабили непосредственно имущество…

Е. Афонина:

- Я понимаю, что не слитки выносили. Почему золотодобывающие компании, чем они заслужили народную ненависть?

Ю. Хохлова:

- В регионах бывает достаточно негативное отношение к инвесторам. Почему-то видят в лице инвестора некого иностранного захватчика.

Е. Афонина:

- Мы приветствуем политолога, эксперта информационного агентства «Аврора» по СНГ Аслана Рубаева. Аслан, мы хотим обсудить финансовый вопрос, почему Россия приостановила помощь Киргизии. Для понимания цифр. В прошлом году Россия безвозмездно выделила Киргизии 30 млн. долларов. С 2005 года наша страна списала Киргизии долги на сумму более 700 млн. долларов, в феврале 18-го года долг был списан целиком. С 2012 года Москва предоставила Бишкеку безвозмездные гранты на сумму более 250 млн. долларов. Мы хотим узнать, о какой финансовой поддержке, которую мы приостановили, может идти речь? И вообще, на что уходят российские деньги?

А. Рубаев:

- Это очень хороший вопрос. Дело в том, что предыдущая администрация президента и сам президент Алмазбек Атамбаев был достаточно частым гостем в Москве. Ему удалось встраивать Киргизию во все проекты, которые были на постсоветском пространстве, которые были связаны с Россией. Он был один из наших стратегических партнеров. Действительно, именно при Атамбаеве наши отношения были дружественными. Если вы посмотрите, он довольно часто бывал на контакте с Москвой, никогда не звучала антироссийская риторика в заявлениях Атамбаева, и Киргизия оставалась по-прежнему в орбите влияния России, оставались русскоязычные школы, русский язык не был под запретом в Киргизии, и наши отношения были стабильно нормальными. И Россия понимала, куда и на что выделяет деньги. На поддержание русских проектов, которые были в Киргизии, русских школ и так далее. Тут было понятно, куда мы даем деньги.

Что касается сегодняшней приостановки денег, как сказал уже пресс-секретарь Песков, действительно, мы не можем давать никакую финансовую помощь непонятно кому. Потому что мы не знаем, с кем работать. И назначение Садыра Жапарова исполняющим обязанности президента (к тому же он еще и премьер-министр)… Это фигура очень противоречивая. Еще к тому же он националист, не нужно забывать об этом. Не нужно сбрасывать со счетов эту клановость в Киргизии. Именно кланы Матраимовых, Жээнбековых, они очень влиятельны в Киргизии. Если мы посмотрим, в период этих бурных событий, которые происходили в Киргизии, сторонникам Атамбаева удалось его освободить из тюрьмы, но буквально через пару дней он вновь был арестован и вновь заключен под стражу.

Надо еще обратить внимание на то, что Жапаров не вменив никаких санкций Жээнбекову, то есть он по-прежнему сохранил все свои льготы как бывший президент. Он сейчас ездит с охраной. Вчера утром он ездил в мечеть на намаз, его сопровождала огромная свита. То есть за ним все государственные преференции сохранены. Что говорит о неком сговоре Матраимовых, Жээнбековых, Жапаровых. Это одна система. Атамбаева до сих пор не выпустили. Меня это, конечно, пугает. И меня пугает, что Жапаров собирает вокруг себя тех же самых националистов, которые не так давно еще говорили о том, что русские, узбеки и турки не имеют права заявлять о равных правах с киргизами.

Е. Афонина:

- Аслан, насколько я понимаю, любая власть в Киргизии, какая бы ни пришла, столкнется с тем, что четверть бюджета страны – это то, что приносит 1,5-миллионная армия мигрантов.

А. Баранов:

- И основное их количество в России.

Е. Афонина:

- Естественно. Если эта националистическая тема будет разыграна, и люди вернутся в Киргизию, то, простите меня, им надо давать работу, их надо кормить. А это власть сделать не сможет.

А. Рубаев:

- Совершенно правильно. Давайте подсчитаем. Порядка 2 миллионов киргизов в России. В Киргизии 6,5 миллионов населения. Представляете, к этой ситуации еще 2 миллиона добавить. Конечно, экономика Киргизии этого не выдержит. Меня как человека, который занимается СНГ, несколько пугает, какая же сила там все-таки? Неужели сама клановость может в Киргизии так расшатать обстановку, нет ли внешнего влияния? Меня, конечно, пугают связи, которые не так явно, но прослеживаются, тех, кто сейчас взял власть (Жапаровых, Матраимовых), с Турцией. Потому что идеи пантюркизма…

А. Баранов:

- То есть Эрдоган и туда протянул свои длинные руки?

А. Рубаев:

- Конечно. Вы посмотрите, как он сейчас ведет свою политику. Дестабилизирован Азербайджан…

А. Баранов:

- Но по этим рукам могут китайцы надавать. Они ближе к Киргизии, чем Турция.

А. Рубаев:

- Конечно. Но не нужно забывать, что Эрдоган очень активно влез и в Азербайджан. И все равно его связи и влияние в Киргизии огромное, его влияние просто невозможно переоценить в Турции. Так что это будет борьба очень серьезная.

А. Баранов:

- Вы говорите, что новый лидер – националист. Вряд ли он будет…

А. Рубаев:

- Посмотрим. Андрей Михайлович, а за счет каких профитов он будет удерживать власть?

А. Баранов:

- Поэтому мы и спрашиваем, может быть, Россия его возьмет себе в карман, как обычно?

А. Рубаев:

- А он пока ничего не сказал. И в принципе мы не можем его считать президентом, потому что на 20 декабря там только назначены парламентские выборы, 17 января будут президентские выборы. Он может победить. Молодежь его поддерживает. Те лозунги, о которых говорит Жапаров, сегодня он является самым ярким кандидатом, других пока нет, и появятся ли они после того, что мы видели? И надо не забывать, что киргизы после своих «революций тюльпанов» и прочего (она уже третья за неполные 10 лет)… И то, что сегодня президент может занимать только один 5-летний срок. И что сделает Жапаров за 5 лет, в какую стадию российско-киргизских отношений он приведет нас, это тоже большой вопрос. Тут вопрос еще нашей мягкой силы, и насколько мы можем влиять на внутреннюю ситуацию. То, что мы сегодня отрезаем от некого финансирования, неизвестно, как это скажется внутри Киргизии.

Е. Афонина:

- Спасибо большое.