Арктика ближе, чем мы думаем: куда поехать за северным летом

Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России» и Богдан Булычев, российский экстремальный путешественник, видеоблогер, амбассадор Арктики и Дальнего Востока, автор канала «Про путешествия»

Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России» и Богдан Булычев, российский экстремальный путешественник, видеоблогер, амбассадор Арктики и Дальнего Востока, автор канала «Про путешествия»

Рассказываем, какие арктические направления могут быть интересны российским туристам

Последние два года Россия была председателем Арктического совета. Лишь недавно этот пост официально перешел к Норвегии. Но часть мероприятий в рамках председательства еще пройдет этим летом. В частности, арктические фестивали «Териберка» в Мурманской области (15-16 июля) и «Берингов пролив» на Чукотке (4-11 августа). Все они пройдут при поддержке Минвостокразвития, а оператором проведения мероприятий выступает Фонд Росконгресс.

Растет ли интерес туристов к арктическим регионам? Куда и ради чего стоило бы съездить этим летом? Об этом в эфире радио «Комсомольская правда» рассказали Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель проекта «Гастрономическая карта России», и Богдан Булычев, российский экстремальный путешественник, видеоблогер, амбассадор Арктики и Дальнего Востока, автор канала «Про путешествия».

Е. Беляков:

- У нас в принципе внутренний туризм сейчас активно развивается. Что касается Арктики. Затронул ли этот тренд сейчас арктический регион?

Е. Шаповалова:

- Дальний Восток и Арктика в последнее время развиваются бок о бок. Это очень перспективные, важные территории. Мы очень много думаем о том, что россиянам просто исторически всегда не хватает моря и морского воздуха. Какое-то особое отношение к рыбе, к морепродуктам. Кажется, что это просто мечта – приехать на море, поесть свежей рыбы.

Е. Беляков:

- Но желательно на теплое море все-таки приехать…

Е. Шаповалова:

- Конечно, на теплое. Но мы всячески пропагандируем поездки на северные моря. Потому что, приехав однажды, вы поймете, что на самом деле не такое уж оно и холодное. Только что я вернулась из Владивостока, мы там проводили очередной фестиваль дальневосточной кухни. Считается, что Тихий океан, Японское море тоже холодные. Нет, все купаются. За последние 4 года, начиная с конца 2018 года, с первого нашего фестиваля арктической кухни, она вышла на первое место и конкурирует с северным сиянием по запросам людей в интернете, что они хотят попробовать, приезжая в ту же Мурманскую область. Это действительно большая удача, и это сделано благодаря многочисленным гастрономическим фестивалям. В рамках председательства в Арктическом совете у нас масштабно прошли фестивали в Териберке, это для нас действительно очень много значит. Потому что привлечение дополнительных средств масштабирует, в том числе, поддержку наших предпринимателей, которые специализируются на арктической кухне.

Е. Беляков:

- Богдан, вы недавно были в экспедиции на мыс Челюскин. Во-первых, расскажите, где это. Во-вторых, что там увидели, стоит ли туда поехать?

Б. Булычев:

- В рамках председательства России в Арктическом совете мы делали большой проект – экспедиция на мыс Челюскин. Это самая северная континентальная точка всего евразийского континента. То есть тот самый край земли на севере, где дальше Ледовитый океан, несколько архипелагов и Северный полюс. Доехали мы туда на одном автомобиле. При этом мы прокладывали туристический маршрут с возможностью приехать туда на снегоходе, на вездеходах, на машинах. Как ни странно, инфраструктура это позволяет сделать. Стартовали мы из Республики Саха (Якутия), проехали по огромному количеству коренных малочисленных народов Севера, национальных сел. И были как раз поселки, куда мы приезжали, там нетронутый этнос проявляется во всем. В том, как они выглядят, в их быте, в фольклоре, в кухне. Четыре года назад мы приехали в поселок, который является самым труднодоступным населенным пунктом всей Якутии. Там живут юкагиры, которых осталось меньше тысячи человек. Мы приехали туда, и нас там потчевали. Все, за что здесь, в центральных регионах России, мы бы заплатили какие-то баснословные деньги, для них там это норма. Костный мозг оленя, всевозможные ягоды, строганина из всего, из чего только можно настрогать, все виды рыбы и мяса. Нам привезли, как я ее называю, арктическая фуа-гра. Это замороженная печень налима. Это просто невероятно вкусно.

Е. Беляков:

- Вот так мы и вернулись к гастрономическому туризму…

Е. Шаповалова:

- А это такая тема. Знаете, вы зовете кого-то рассказывать об арктическом туризме или вообще в принципе о туризме, и все заканчивается этим.

Е. Беляков:

- То есть, получается, это одна из фишек арктического региона, то, ради чего туда стоит ехать?

Е. Шаповалова:

- В принципе еда – это главная составляющая. Где мы спим, что мы едим – это главные составляющие туризма.

Б. Булычев:

- Хлеба и зрелищ.

Е. Шаповалова:

- Очень важно через еду знакомиться со своей страной. Мы наконец-то это осознали и последние 5 - 6 лет очень активно знакомимся с самими собой практически. Вспомнили о своей идентичности, наши ребята, которые развивают арктическую кухню, дальневосточную кухню, они просто вспоминают вкус детства. Один из шефов на одном из фестивалей мне сказал: «Ты знаешь, самое крутое, что я когда-либо слышал, когда гость говорит: как бабушка моя делала, как моя мама готовила и т.д.». И такие вещи, например, как чипсы из ягеля, вымоченные в соке северных ягод черники, морошки и брусники, это стало гастрономическим сувениром, который везут. На фестивалях у нас гости могут пробовать дирстроганов (это бефстроганов из оленины) или, например, ягельеж. У нас Леша Ермаков, просто повар-художник, придумал целую линейку продукции на базе ягеля. Нам теперь осталось только сделать эти продукты доступными. Поэтому очень нужно, чтобы поддерживали, субсидировали предприятия, которые специализируются на арктической кухне.

Е. Беляков:

- Если от хлеба к зрелищам переходить, Богдан, что можете посоветовать посмотреть в арктическом регионе? Мы уже сказали про мыс Челюскин. Я так понимаю, туда добираться достаточно сложно и дорого. Какие-то более близкие места? Мурманская область, понятно, такой уже достаточно привлекательный регион, уже многие туда ездят. Какие-то еще векторы можете обозначить, куда посмотреть, где поискать?

Б. Булычев:

- Если вообще говорить про Арктику, то в принципе ее градация по доступности, стоимости и уникальности так и идет, с запада на восток. Самый доступный – Мурманск. У него есть понятная транспортная логистика - трасса «Кола», самолет, все суперудобно. И чем дальше мы двигаемся на восток, тем сложнее. Самая сложная точка доступа, самая сложная логистика, по цене тура, по цене всего – Чукотка. Единственное, между собой могут поспорить Якутия и Таймыр. Потому что все-таки Якутия более доступна, чем Таймыр, хотя находится чуть дальше. Когда-то это была большая база подскока на Северный полюс. И раньше все экспедиции на Северный полюс летали как раз с Хатанги. Но в какой-то момент появился Шпицберген, и все стали летать через Шпицберген. Сейчас из-за определенной ситуации в мире опять все посмотрели на Хатангу, она становится большим хабом, там очень крупный аэропорт, на сегодняшний день полоса, по-моему, больше 3 тыс. метров. Соответственно, она может принимать суда практически любого типа, комфортный аэропорт, хорошая большая гостиница, понятный разлет, разъезд. И если ты прилетаешь в этот аэропорт, тогда Челюскин не кажется таким далеким.

Е. Беляков:

- То есть из Москвы есть рейсы?

Б. Булычев:

- Есть рейс. Он, правда, будет стыковочный, либо через Норильск, либо через Красноярск, но это вполне реально. Если говорить про такие уникальные вещи, что бы такого интересного посмотреть в Арктике, нетипичная Арктика, как я называю, это, конечно, Чукотка. На Чукотке, если приехать летом, там можно посмотреть, как живут морские зверобои, морские охотники, которые еще со времен XIII века занимались добычей морского зверя и тем самым выживали там, на краю земли. Можно посмотреть на их уникальный быт. До сих пор остались прямо на самом мысе Дежнева (это самая восточная континентальная точка нашей Евразии), там находится старинное поселение чукчей и эскимосов. И там видно, как они жили. Это такие каменные домики, из ребер кита сложенные своды, и они были обтянуты шкурами. И до сих пор части этих домиков там есть, на них можно посмотреть. Опять же, в рамках экспедиции во время председательства России в Арктическом совете мы отправлялись как раз на мыс Дежнева, на Чукотку, посещали эти уникальные места, снимали всё это и рассказывали обо всем этом миллионной аудитории.

Е. Беляков:

- У нас есть много видов туризма. Насчет гастрономического туризма в Арктике я понял, насчет этнического туризма тоже понятно, это то, ради чего туда стоит ехать. Еще ради чего? Какие интересы могли бы подтолкнуть людей ехать в Арктику?

Б. Булычев:

- Скажу об одном из феноменов. В Республике Саха (Якутия) народ саха – якуты научились монетизировать мороз. У них есть два полюса холода – Оймякон и Верхоянск. Там живет Тамара Егоровна, она саха коренная. Она этот плюс холода в Оймяконе и сделала своими руками. Раньше это была просто точка. Когда-то к ним в ДК местный приехали ребята, которые рассказали им, как можно на базе своего дома сделать гостевой дом для туристов, для малого турпотока. Из всех одна Тамара Егоровна все законспектировала и решила это сделать. К ней приезжает огромное количество людей. Мы были с нашими экспедициями раз пять. К ней приезжал Том Харди, куча знаменитостей, несколько принцев европейских. Все приезжали на полюс холода померзнуть. Там они замораживают лапшу, банан, которым позже забивают гвоздь. Купаются в -50 и ниже. В этом году мы купались в феврале в -54 в Индигирке. Это туристическая инфраструктура. У них есть Чысхаан – повелитель холода. И все вокруг этого места – полюса холода.

Е. Беляков:

- Это все-таки больше похоже на экстрим. А есть ли в Арктике цивилизованный, комфортный туризм?

Б. Булычев:

- Это выглядит как экстрим, но по факту это все комфортно. Ты приезжаешь в понятное место, у тебя есть гостиница, определенные нормы по всему. Хочешь домашней еды – пожалуйста, Тамара Егоровна тебе сделает домашнюю еду. Хочешь гастрономической еды – есть шикарный повар в усадьбе Атласовых.

Е. Беляков:

- Где узнать подробную информацию, чтобы спланировать поездку?

Е. Шаповалова:

- Арктика гораздо ближе, чем мы думаем. Все можно заказать через туристский информационный центр любого из регионов. Рекомендую обязательно забивать в поиске «Туристский информационный центр» - и дальше название региона. Это государственные учреждения с прекрасными молодыми людьми, с девушками, они не просто с горящими глазами. Они проходят чуть ли не конкурс, чтобы работать в туристском информационном центре. Можете найти информацию на сайте, что попробовать, куда съездить, в каком глэмпинге остановиться, какие активности можно приобрести заранее, экскурсии, морские прогулки. К кому можно присоединиться и сэкономить деньги. Нет ничего кайфовей во время морской прогулки попробовать гребешка. При тебе его открывают, в сезон, когда это доступно. Я не знаю, что может быть круче – пробовать еду там, где она произрастает, где она добывается, где проживают люди – носители этой культуры, к которым можно прикоснуться, в том числе малочисленные коренные народы.

Е. Беляков:

- А сколько стоит арктический туризм? Насколько это доступная история?

Б. Булычев:

- Все зависит от региона. Цены варьируются от относительно доступных – в районе 10 тысяч рублей, комплексно, полностью. А есть глэмпинг, который находится в Мурманской области, он стоит очень дорого. При этом он расписан весь. Если говорить о глэмпингах, кухне, туризме, то народу очень хорошо заходят всевозможные легенды. Если у места есть легенда, история, то оно заходит.

Е. Беляков:

- Териберка, например.

Б. Булычев:

- У нас будет сейчас ПМЭФ, в рамках этого форума будет сессия, на которой собрали режиссеров, которые снимали что-то в Арктике. У нас будет фильм «Территория», «Левиафан», еще несколько картин, наш фильм «Легенда китобоев», который мы снимали на Чукотке. Это тот случай, когда картина может из обычного места, Териберка – обычная рыбацкая деревушка. Я был там год назад, туда до сих пор не было дороги. Место было такое, что туда целенаправленно никто не ездил. Местные жители или по каким-то делам. Сейчас это просто мощнейшее места притяжения в Арктике, самобытого. Вот пример, когда одна картина привела к абсолютнейшей перезагрузке местности. Если говорить про Арктику и наш туризм, то необходимо подходить комплексно. Это должно быть и питание, и истории, и легенды, и пиар этого места во всех СМИ, у блогеров. И только когда мы создаем большое информационное поле вокруг какого-то места, оно становится интересно народу.

Е. Шаповалова:

- Я бы не стала преувеличивать значение некоторых фильмов в жизни местных жителей и для раскрутки каких-то мест. В это время мы почему-то забываем про предпринимателей, которые тихо развивали это место и за свой счет строили там объекты. В той же Териберке. Это место раскрутили на своем горбу предприниматели, которые там застроили, когда там была абсолютно голая земля, сделали объекты. И сейчас они действительно звезды. Мы рассказываем о них на наших фестивалях. Наконец-то мы их просто вытаскиваем из подземелий, из их кухонь, в которых не всегда есть окна. И эти лица знают. Еда – это не просто поесть. Мы про культуру, про нашу идентичность. Наконец-то мы вспомнили, кто мы. Есть вещи, которые есть только в России. Арктика в том виде, в котором мы сейчас ее предлагаем нашим людям, это то, что есть только в России.

Е. Беляков:

- Впереди лето. Что можно было бы сделать, куда съездить?

Б. Булычев:

- Однозначно – Мурманск, Архангельск, Ямал, вся Арктика по-своему уникальна. Все зависит от бюджета и от вашего времени. В Мурманск поездка абсолютно понятная. Планируется очень легко. На Чукотку вы можете прилететь, поймать непогоду и просто просидеть там месяц, чтобы вылететь оттуда в порт отправки на большую землю в Анадырь из Лаврентия или Лорино. Вся Арктика уникальна. Планируйте, исходя из своего бюджета.

Е. Беляков:

- На каком ресурсе можно посмотреть информацию?

Б. Булычев:

- Хороший ресурс – туристические центры. Для вас уже все сделали. Все лучшее уже собрали.

Е. Шаповалова:

- Аббревиатура ТИЦ – туристский информационный центр. Прекрасный сайт, там по телефону отвечают нормально.

СПРАВКА «КП»

Туризм в Арктической зоне РФ

Арктический туризм - одно из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития регионов Арктической зоны России. В 2022 году турпоток в Арктический регион РФ составил 959,2 тыс. человек. Лидерами по посещаемости стала Мурманская область (357,5 тыс. чел.), Архангельская (217,4 тыс. чел.), Ямало-Ненецкий автономный округ (189 тыс. чел.), Республика Карелия (101,7 тыс. чел.). Республику Саха (Якутия) посетило 190,5 тыс. чел., ее арктическую зону – 2,6 тыс. чел.

Количество коллективных средств размещения (КСР) при этом составляет около 1100 единиц на всю Арктику, 42% из них находятся в Мурманской области. Для работы в сфере туризма в арктической зоне предприниматели получают налоговые льготы и другие преференции от государства. Крупнейшим проектом является создание уникального комплексного проекта «Валла-Тунтури» на территории Кольского полуострова в Мурманской области. Общий объем инвестиций оценивается в 27,8 млрд рублей.