Украшена 700 самоцветами: звезда Северного речного вокзала весит более тонны
Это проект «Прогулки по Москве». С вами Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы.
Москва — исторический город, на территории которого расположено более восьми тысяч объектов культурного наследия. Но может сложиться впечатление, что все самое ценное и интересное находится исключительно в историческом центре. А это совсем не так.
И сегодня мы совершим путешествие по Северу столицы.
Говоря о Севере Москвы, нельзя не сказать об исторических объектах транспортной инфраструктуры. Это и первое депо электрического трамвая (Нижняя Масловка, дом 15, строение 6), и старейший трамвайный павильон (Красностуденческий проезд). В районе "Аэропорт" сохранился уникальный ансамбль паровозного депо станции "Подмосковная", который включает в себя веерное депо с поворотным кругом, административное здание и водонапорную башню. После реставрации, завершившейся в 2015 г., здесь создали музейную экспозицию, которая воспроизводит обстановку вокзала начала XX века.
Безусловно, настоящим символом Москвы, водными воротами столицы является Северный речной вокзал. Это одно из первых сооружений так называемой сталинской архитектурной эпохи, со строительством которого Москва превратилась в легендарный "порт пяти морей". Отсюда уходят в дальнее плавание по рекам России к акваториям Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей круизные лайнеры и теплоходы.
Конечно, до Венеции отсюда не доплывешь, но прогуливаясь по длинным галереям Речного вокзала, можно легко представить себя в Италии. Ведь именно архитектурой итальянских палаццо и Дворца Дожей вдохновлялись авторы проекта.
Речной вокзал украшен многочисленными арками характерными для итальянских особняков. А на фасаде Северного речного вокзала можно увидеть 24 керамических панно, диаметром около полутора метров каждый, которые были созданы и расписаны вручную скульптором-керамистом и художницей Натальей Яковлевной Данько. Обязательно обратите внимание на их сюжеты. Здесь собраны все достижения, которыми гордилась наша страна в 30-е годы XX века.
Здание вокзала походит своими колоннами не только на дворец, но и на круизный лайнер с палубами и мачтой. Т.н. «мачта» высотой 75 м. увенчана звездой и оборудована механизмом, способным поднимать и опускать шпиль.
Вокзальная звезда сделана из металла и позолочена, в центре с обеих сторон находятся знаки серпа и молота, посеребренные и покрытые более 700 самоцветами: топазами, александритами, аметистами, аквамаринами и горным хрусталем. Звезда весит более тонны.
Долгие годы уникальный памятник советской архитектуры стоял фактически заброшенным. Решением Мэра Москвы были инициированы масштабные реставрационные работы, и вот сегодня объект отреставрирован, не только сохранил свою транспортную функцию, но и превращен в одну из самых востребованных досуговых локаций города.
Об истории развития Севера столицы со времен средневековья до наших дней можно говорить очень и очень много. Мой рассказ был достаточно краток. Чтобы поближе познакомиться с историко-культурным наследием северного округа, а также других округов столицы, я приглашаю всех прогуляться по московским улицам! Я уверен, вас ждут яркие впечатления и незабываемые открытия. Смотрите на город своими глазами! А гаджеты… пусть помогают проложить маршрут.
До новой встречи, Ваш Алексей Емельянов.