«Живое наследие»: погружение в колорит российской глубинки

Где в современной России сохраняют народные традиции

Для путешественников и для тех, кто хочет узнать больше о главных туристических брендах в каждой точке России работает платформа «Живое наследие. РФ». Здесь собраны тысячи брендов страны, информация структурирована, есть карточки маршрутов, чтобы каждому пользователю было удобно составить свой календарь посещений тех или иных событий, в зависимости от его геолокации. Уже известные города с помощью этих уникальных маршрутов раскрываются заново, с неизведанной до этого стороны. Это возможность погрузиться в неповторимый колорит российской глубинки, почувствовать, увидеть и понять то, что о своей стране совершенно не знает.

Как рассказал основатель и главный редактор платформы «Живое наследие. РФ», председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов, чтобы поддержать отечественные туристические и культурные бренды в Оренбурге несколько лет подряд проходит всероссийский фестиваль «Живое наследие – мост в будущее». В этом году его участниками стали 57 регионов.

— Мы забыли о том, что наши традиционные творческие решения, в том числе, промыслы, которые живут во многих регионах России, могут иметь современное расширение, некую творческую креативную историю, — говорит Андрей Максимов.

Историй по стране, когда традиционный промысел приобретает новую жизнь, очень много. Например, в Тосьме нашли соляные прииски, возрождают традиции солеварения. То же самое происходит в Сольвычегодске. А в Гаютине Ярославской области матушка – жена священника возродила гаютинскую роспись, которая несколько десятилетий, а то и столетие, ничье внимание не привлекала.

Все эти примеры собраны в каталоге на онлайн-платформе «Живое наследие», рассказывают об этом и на фестивалях. Издали книгу, где собрали 100 историй успеха о том, как из разрушенного места сделать новую точку притяжения. Это своеобразная энциклопедия продвижения народного творчества, которая интересна и народным умельцам, и путешественникам.

— Почему фестиваль проводится в Оренбурге? Потому что история оренбургского пухового платка кажется нам ушедшей практически в прошлое, — рассказывает Андрей Максимов. — Вот молодая девушка принарядится и показать подругам себя в оренбургском пуховом платке может, а вот выйти на улицу нет. Но можно эту историю, помимо традиционного стандарта, вывести дальше. В Оренбурге появились несколько домов пуховой моды, проведено в рамках нашего фестиваля пуховое дефиле. И не только блузки и платья из оренбургского пухового платка стали реальностью, но и мужские галстуки, например. Вот я себе купил. Или мебель с инкрустацией оренбургского пухового платка, иконы красивые невероятно с оренбургским пуховым платком вместо золота.

Максимов уверен, что такие истории нового прочтения могут существовать наряду с тем стандартом и той традицией, которую безусловно нужно бережно хранить.

Андрей Максимов