Вадим Лобов: Университет должен воспитывать человека с правильным гражданским мировоззрением
- Доброе утро, уважаемые радиослушатели. В эфире программа «Репутация» и я ее ведущий Антон Назаров. Мы говорим об институте репутации, о том, как он формируется в нашей стране и в мире, а также о знаниях, умениях и навыках, которые пригодятся каждому. Сегодня у нас в гостях Вадим Лобов, президент корпорации «Синергия». Доброе утро, Вадим.
- Да, доброе утро, Антон, доброе утро.
- Вадим Георгиевич, вот минувшая неделя ознаменовалась новостью о том, что «Синергия» возглавила рейтинг вузов по версии Минобрнауки России с точки зрения количества студентов. Вот даже вот я приведу эту статистику в «Синергии» учится 43222 студента, и это больше даже, чем в Московском государственном университете им. Ломоносова, где количество студентов не дотягивает до 40 тысяч. Вот насколько массовое образование сочетается с качеством? И удается ли вам обеспечивать качество при таком количестве студентов?
- Да, спасибо, Антон. Ну, первое, с чего я хотел бы начать наш разговор, о том, что, конечно же, мерилом, мерилом эффективности учебного заведения является, конечно, не столько количество студентов, а сколько востребованность его выпускников. И это наш конек. Это то, на что мы делаем ставку. Изначально, когда мы начинали свою деятельность много лет назад, мы выбирали, значит, свою специализацию, нишу, фокус внимания. И мы уже тогда решили, что мы будем делать ставку на то образование, которое дает возможность высоковероятного трудоустройства.
Поэтому слоганом университета «Синергия» является и сегодня «Образование для карьеры». Вот, и для меня это такой базовый критерий качества, насколько выпускник учебного заведения может успешно трудоустроиться. И здесь нам есть чем гордиться. Вот каждый год HeadHunter делает такой независимый рейтинг, значит, анализируя свои данные на предмет того, как трудоустраиваются студенты того или иного университета. И вот «Синергия» в этом рейтинге занимает третье место. Я считаю, что неплохой показатель, есть к чему стремиться.
- Ну, это мы как раз видим на билбордах, которые…
- Да, да, да… Это вот первое. Значит, наш акцент – это дать человеку такое образование, которое поможет ему трудоустраиваться. Здесь я считаю, что мы прилагаем очень много усилий, то есть это и стажировки, и практики на предприятиях, это приглашение экспертов, практиков для работы в аудиториях. Это системы профориентации. Это все то, что дает возможность студенту, а потом выпускнику получить хорошую, достойно оплачиваемую работу. Это не отменяет получение фундаментальных знаний, они нужны. Потому что университетское образование, конечно же, нельзя сводить только к прикладному, фокусированному разделу. Нет, конечно же, у человека должен быть кругозор, должны быть также … ориентация в пространстве, и все это мы даем.
Но, тем не менее, вот такой у нас фокус внимания и акцент. И мы собираемся в дальнейшем усиливать концентрацию внимания на этом факторе. Немножко забегая вперед, хочу сказать, что у нас в следующем году есть план по созданию на базе «Синергии» кадрового агентства. Сейчас в нем действует центр карьеры, ну, традиционное структурное подразделение для любого университета. И мы решили трансформировать этот центр в такое профессиональное кадровое агентство, чтобы еще больше усугубить этот компонент.
Ну, кроме практикоориентированности, что хотел сказать. Что сегодня, конечно же, во многом качество образования оно обеспечивается доступностью к хорошим учебно-методическим материалам. И здесь «Синергии» тоже есть что сказать. Мы, опять же, проектируя наше учебное заведение и развивая его, всегда старались быть таким очень цифровым университетом. И много контента у нас есть в хорошем, значит, виде, в цифровом, когда не было пандемии, многие нас ругали о том, что вот «Синергия» делает излишнюю ставку на онлайн, излишнюю ставку на сырой… контент. Когда наступила пандемия, мы перешли в дистанционный формат за один час. Потому что мы уже были там. И все наши студенты, даже те, которые очень приходили в наши аудитории, они все равно имели доступ к нашей цифровой платформе, имели личные кабинеты с хорошим объемом контента. В том числе, дополнительного.
Мы очень активно развиваем идею майнеров, значит, когда студент, обучаясь на том или ином курсе, он параллельно может взять дополнительное образование. Причем это не обязательно его прямая дисциплина. То есть студент может учиться, допустим, на робототехнике и взять курс по психологии. То есть я вообще приветствую такой подход, когда у человека возникает эрудиция в разных направлениях. И это тоже разговор про качество. Чтобы человек, понимая, что он значит сейчас нуждается в каких-то дополнительных скиллах, мог всегда их получить в своем учебном заведнении.
Ну и, наконец, конечно же, это требование к таким уже, назовем, техническим аспектам, как инфраструктура и всегда, соответственно, опять же мы стараемся, чтобы она была на высоком уровне. Это селекция, отбор преподавателей, их подготовка. У нас действует большой учебный центр, который проводит специальные программы по доведению преподавателей до того уровня стандарта, чтобы они могли смело выходить в аудиторию. Не секрет, что часто преподаватели университета грешат тем, что у них либо нет, либо очень слабые презентации, что они не могут донести материал. Мы очень акцентированно работаем над тем, чтобы каждый преподаватель был спикером, чтобы он мог дать контент, который звучит интересно, увлекательно, который привлекает своей вот яркостью, доступностью, пониманием.
- Ну, и с учетом цифровизации и вот майнеров, и так далее, получается, что у студентов есть возможность выбирать себе образовательную траекторию, то есть фактически формировать свое образование самостоятельно.
- Да, несомненно. Я в целом такой адепт индивидуализации вот этого образовательного пути, траектории. То есть особенно это актуально сегодня. Мы видим, как стремительно все меняется. Поэтому мы не можем делать ставку на то, что человек пришел учиться четыре года назад, когда он выпустится, понятно, все изменится. Это раз. Второй аспект, значит, люди по-разному усваивают материал. У него в процессе могут появиться новые запросы. Вот, поэтому мы наращиваем объем дополнительного контента, который человек может для себя выбрать. И опять же, в этом помогает система аттестаций, которые мы проводим ежегодные, выявляя, где у человека слабые стороны, рекомендуем ему тот или иной курс в дополнение. Есть его запрос.
Ну, вот, когда мы говорим о таких вот возможностях доступа к материалу, все наши студенты подключены к нашей базе знаний, «Синергия-онлайн», то есть это ресурс, который содержит все материалы со всех наших конференций, форумов. А мы за последние десять лет их провели уже больше тысячи с ведущими спикерами – российскими, мировыми. И вот любой студент он, значит, имеет доступ к этому, это входит в программу обучения. Мы каждому студенту рекомендуем, помимо его основной образовательной программы, посмотреть какой-то материал в виде выступлений этих спикеров. Вот, мы рекомендуем ему пройти какие-то дополнительные системы тестирования. Ну, то есть это вот позволяет такую… индивидуализировать траекторию полетов, чтобы человек, естественно, он уже подбирал под себя тот формат, который ему более интересен.
- Ну, и плюс, насколько я понимаю, кто поступили, это не факт, что они заканчивают?
- Несомненно, как и в любом другом университете, значит, люди меняют часто, ну, не то чтобы часто, но периодически они меняют направление подготовки. Человек прошел один-два курса, понял, что изначально он выбрал не то направление. Он может перейти. То есть и система в «Синергии» достаточно гибкая, мы позволяем ему сделать такой трансфер с минимальными потерями энергии, чтобы он мог переключиться на какую-то другую траекторию. Очень часто студенты берут второе образование. То есть они выбирают какое-то второе направление, получают его в онлайне либо в очно-заочной программе, что также даем им дополнительные какие-то конкурентные преимущества на рынке труда.
- «Синергия» - частный вуз. И поэтому, в общем-то, да, ориентирован, действительно, понятно, на практическую реализацию студентов. Ну, потому что это, по сути дела, создает репутацию. Но параллельно именно «Синергия» первым, наверное, частным вузом стала активно участвовать в патриотических проектах государственных. То есть флаг, например, поднимать и исполнять гимн в начале недели перед началом занятий стали именно в «Синергии». Как это совмещается? Это же ведь такая тонкая тема патриотики. Люди, которые, в общем, идут на вполне себе коммерческие, практикоориентированное образование, они, в общем, могут это воспринимать как некую пропаганду.
- Антон, во многом это такая проекция моего личного мировоззрения, моих личных увлечений. В свое время я был одним из инициаторов создания «Роспатриотцентра». Это было больше десяти лет назад. У меня тогда была идея создать структуру, которая бы аккумулировала практики патриотического воспитания, тиражировала их на другие учебные заведения, значит, вузы, школы, колледжи. Вот. Уже тогда мы достаточно активно работали над форматами ГТО, их еще не было, «Зарницы», проведения форматов начальной военной подготовки. То есть мне было очевидно, что этим заниматься надо. И эта очевидность она во многом опирается на понимание того, как строился учебный процесс в предыдущие десятилетия. И того, как давало, какой давало это результат.
Вот, поэтому, когда мы начали вот заниматься активно воспитательной работой в университете, мне показалось, что во главе этого, во главе угла должно стоять вот понимание, что мы готовим человека, который должен обладать правильным гражданским мировоззрением, который должен быть патриотом. Который должен понимать, знать ценности своей страны. Работать в этой стране. Значит, и поэтому, значит, у нас действует, значит, специальная структура, которая так и называется – Центр патриотического воспитания.
Чем занимается структура? Ну, во-первых, она реализует разного рода специальные проекты. Допустим, мы инициировали такой проект «Герои спецоперации». То есть мы считаем, что надо уметь говорить на одном языке с каждым поколением. Поэтому силами преподавателей и, кстати, студентов факультета анимации мы сделали серию графических новелл о подвигах героев. Героев на СВО. И это получило очень интересный эффект. То есть люди прямо активно интересуются, это web-ресурс, это выставка. Уже больше 10 тысяч школ у себя повесили плакаты, которые ведут на эти web-ресурсы.
Мы проводим много реконструкций, они самые разные. Это штурм Берлина, это битва под Сталинградом, это Брусиловский прорыв. То есть мы считаем, что вот такой вот интерактивный формат очень много дает контента. Вот когда мы проводим такие большие реконструкции, у нас обычно задействовано там 1,5-2 тысячи реконструкторов. И часть на трибунах несколько тысяч зрителей, там вот, допустим, «Штурм Берлина» - это было 10 тысяч зрителей. И мы видим, насколько это эмоционально ярко работает. То есть девочки плачут, мальчики гордятся. То есть это действительно потрясающий формат вовлечения молодого человека в такую вот реальность. Дать ему возможность понять, как это происходило. Когда он видит танки, горящие башни, выстрелы, он может себе хорошо воспроизвести.
Вот, ну, плюс мы делаем много контента. Допустим, вот мы, значит, совместно, значит, с фондом «Россия – моя история» сделали хороший контент по итогам их такой, я считаю, эпохальной выставки «Украина на переломе эпох», сделали хороший курс, который рассказывает вообще вот, ну, генезис проблемы, которую мы наблюдаем. И мы его внедрили в наш учебный план. Мы его рекомендуем школам в рамках проведения «Уроков о важном». Вот.
Ну, вот мы включились также в проект «ДНК России», значит, потому что считаю, что это такой значимый проект. И надо сказать, что сегодня делается много полезной работы структурами, которые входят вот в блок молодежной политики. Это и «Росмолодежь», это общество «Знание», РДДМ, вот. Эти структуры, ну, действительно, вывели молодежную политику на новый уровень. И во многом те идеи, которые значит вот мы в свое время прорабатывали, они сейчас начинают прорастать, реализовываться. Я считаю, что это важно, что это круто. И я уверен, что мы через какое-то количество времени получим новое поколение людей, которые по-другому относятся к своей стране.
- Ну, то есть это, по сути, и тоже разговор о репутации страны, о репутации образования, того, что, собственно, само образование дает студентам, и что несут дальше эти не просто студенты, выпускники, будущие сотрудники там корпораций, но граждане России, прежде всего.
- Да, несомненно. Но понятно, что здесь мы опять же не изобретаем велосипед. Университеты, как и школа, это в каком-то смысле, в хорошем смысле, значит, в том числе, структуры, которые должны воспроизводить определенное мировоззрение. Вот, и сейчас, когда вот ситуация обострилась, значит, на фоне СВО мы видим, насколько это значимо. То есть мы видим, что одни люди активно включились в решение проблем, которые возникают в стране, кто-то на своем рабочем месте, создавая более эффективные предприятия, заменяя уходящие товары, кто-то отправился на линию фронта, защищая страну, рискуя своей жизнью. А кто-то уехал в Дубай, Бали и Турцию. В Турции целые города возникли из русских граждан. Не так давно был, я, конечно, поражен, насколько много там людей.
И эти люди, которые вот уехали в Турцию, они вот почему туда уехали. Потому что у них не возникло вот такой вот ценности, что это их страна, что они должны в трудную минуту быть вместе. И отвечая на вопрос, ну, хорошо, они уехали, а там им сейчас хорошо, они там счастливы? Нет. То есть они друг друга поддерживают тем, что да, вот, мы правильно сделали, здесь тепло, солнце. На самом деле чем они там занимаются? Как правило, ничем толковым они там не занимаются. Вот.
- Многие уже вернулись.
- Многие уже вернулись, да. Я думаю, что многие еще будут возвращаться. Вот, поэтому мы благодаря, значит, вот событиям последних лет видим, что вот эта задача она актуальная. Ведь, ну, в обычном времени не совсем понятно, а, действительно, может быть, не надо тратить время, а может быть, пускай люди будут космополитами, а может быть, уже, соответственно, не так это значимо, вот. Но нет, мы понимаем, что это абсолютно прикладная задача, что этим надо заниматься. Что если этим не заниматься, то в кризисные моменты, а мы, наблюдая за историей своей страны, за историями других стран, видим, что кризис – вещь, которая происходят регулярно. Вот, что в кризисные моменты это очень вскрывается. Поэтому, конечно же, к этой, к этому вопросу, к этой проблеме надо подходить осознанно, используя накопленный опыт.
Надо сказать, что наша страна имеет очень хороший опыт и советский воспитательной работы, и российский, тоже такой опыт уже накопился. И этим надо заниматься. То есть это должно быть такой же точно практикой, как и обучение по основной профессии, как и трудоустройство. То есть вот эта вот воспитательная работа она должна быть неотъемлемой частью работы любого учебного заведения. И здесь хочу подчеркнуть, что вот эта практика введения такой позиции, как проекты по воспитательной работе, которые реализует Министерство образования и науки, это очень правильная практика. Конечно, надо структурно укреплять реализацию данной программы людьми, которые занимаются этим на профессиональной основе ежедневно.
- В эфире программа «Репутация» и я, ее ведущий Антон Назаров. Сегодня у нас в гостях Вадим Лобов, президент корпорации «Синегрия». Мы вот в предыдущей части говорили о патриотическом воспитании, а вот насколько нужно сегодня, как нужно разговаривать со студентами, с молодежью, для того, чтобы они ну не воспринимали это, как политинформацию, как какую-то пропаганду навязанную. И насколько мне известно, в корпорации «Синергия», в университете «Синергия» как раз говорят с молодежью на молодежном языке. Чего не умеют многие вузы, особенно региональные, в нашей стране еще. Конечно, они активно учатся, но еще не умеют. Вот какие практики этого разговора, честного, может быть, прямого, без всякого там обмана, на доверии, практикуются как раз в «Синергии», которыми вы можете поделиться с коллегами.
- Ну, это разговор такой, конечно, не на две минуты. Но, если совсем кратко…
- Разговор о важном.
- Да, это разговор о важном. Тут существует целая дисциплина, которая так и называется – педагогический дизайн. То есть, в рамках которой анализируются способы, методы, форматы подачи информации так, чтобы задеть человека за живое, заинтересовать. Зацепляя за какие-то яркие факты, события и дальше вызывая интерес.
Да, значит, вот говоря о таких способах подачи, допустим, возьмем такой драматический факт. Вот каждую минуту во время второй мировой войны погибало 12 граждан СССР. И это только граждане нашей страны. И, конечно же, это сразу дает другое понимание трагизма, драматичности, накала страстей. И дальше уже, значит, можно развивать это направление.
Так же и про СВО. То есть, вот несмотря на убеждение, что молодежь у нас где-то, может быть, она недостаточно вовлечена или где-то она, может быть, даже отторгает, значит, вопрос, я хочу сказать, что это не так. Это действительно, как вы правильно говорите, вопрос правильного диалога, правильной подачи материала. Вот, допустим, в предыдущей части нашего разговора мы говорили про интерактивный курс «Украина на переломе эпох». И вот если у студентов сформировать правильный фундамент того, какой был генезис проблемы, то гораздо проще объяснить, почему события развиваются тем или иным способом. Вот. Поэтому сюда в ход идут и хороший дизайн, и инструменты интерактива, сейчас достаточно активно мы применяем таких простых AI-ассистентов, которые могут поддерживать какой-то диалог и для людей это интересно. Новые технологии, они активно там вовлекаются, пользуются. Это разные форматы мастермайндов, когда студенты сами собираются и начинают вести мозговой штурм на ту или иную тему. Это форматы воркшопов. Ну, то есть, здесь во многом мы еще берем практику, которую мы реализуем в нашей школе бизнеса, в структуру корпорации входит школа бизнеса «Синергия» и там мы работаем со взрослым контингентом. На самом деле, работать со взрослым контингентом сложнее. У них больше задач, больше проблем, еще более рассеянное внимание. И поэтому требуется постоянный интерактив. Как это ни странно, но для обучения взрослых – то, что называется андрагогика – нужно больше яркости и подхода. Поэтому вот те методики вовлечения игрового, геймификации, которые мы используем в школе бизнеса, мы часто запускаем на студентов, работая с ними.
И еще такой отдельный аспект, который мы во многом практикуем, конечно же, это аспект, связанный с вовлечением самих студентов в генерацию учебного контента. То есть, мы когда-то давно подметили, что, если человек готовит материал к своему докладу, то он старается его сделать так, чтобы было понятно ему, а, соответственно, понятно его сверстникам. Поэтому мы используем этот механизм для того, чтобы в аудиториях часть занятий вовлечь в такой формат самоорганизации, самоподготовки. Когда студенты сами друг с другом отрабатывают ту или иную тему.
Ну, много существует форматов вовлечения, опять же, подчеркну, что это длинный разговор и целая дисциплина, но то, что это применение современных методик и оно необходимо, это факт. Потому что сегодня мы живем в мире, когда, конечно же, очень сильно снижается такая вот природная память, природное внимание и нам необходимо это компенсировать более вовлекающими форматами.
- С учетом того, что «Синергия» самый массовый вуз в стране, я так понимаю, что у студентов это тоже востребовано – такой разговор, использование современных инструментов, поэтому, я думаю, что это абсолютно правильный путь.
- Да.
- Давайте поговорим немного о репутации негосударственного образования, потому что все-таки «Синергия» - это лидер частного образования в нашей стране, и какая вот репутация у негосударственного образования в целом, потому что у нас-то все-таки принято после школы поступать в государственный вуз, с понятным брендом и т.д. Хотя и «Синергия» в общем-то не вчера была создана, очевидно, да. Тем не менее, «Синергия» - это все-таки частный вуз, тоже с неоднозначной репутацией. Вот что именно с точки зрения негосударственного образования здесь формирует эту репутацию, какая она сейчас и куда это все идет?
- По поводу неоднозначности. То есть, я, с одной стороны, согласен с тем, что в целом система негосударственного образования она еще проходит такой период где-то первичного становления. То есть, у нас такие процессы проходили, допустим, в медицине. Какое-то время назад, там 10-20 лет, было неоднозначно понятно – а хорошо ли: частная клиника? Сейчас ни у кого не вызывает сомнений то, что частные клиники они в большинстве своем более прогрессивные, более современные. И люди очень часто обращаются туда, потому что хотят лучший сервис, лучшее отношение и квалификацию врачей. Значит, возвращаемся к теме частного образования. Конечно же, такая неоднозначная репутация отчасти сложилась потому, что это более такое молодое явление, а часть потому, что особенно там в 90-х, в нулевых было много университетов, которые не имели своей материально-технической базы, которые не имели преподавателей и которые некоторым образом злоупотребляли вот этим желанием людей получить высшее образование. Такое тоже было.
- Многие вузы вообще торговали дипломами даже.
- Да, да.
- И тогда это считалось нормальным.
- Да. Частный сектор, он прошел большой путь. Конечно же, от того стояния, когда было много такого рода, назовем это учебных заведений, хотя это на самом деле не совсем точное определение, и сегодня мы имеем целый ряд хороших университетов, которые сильно вкладываются в свою материально-техническую базу. Допустим, Московский финансово-юридический университет. Допустим, группа университетов, в которую входят структуры Игоря Львовича Сурата. То есть, у него есть Московский экономический институт, институт психоанализа. Это очень серьезная инфраструктура, это большие затраты на приведение в порядок, это затраты на педагогов. РЭШ. Сколтех. То есть, сегодня мы имеем уже целый ряд университетов, которые совершенно точно не уступают нашим ведущим государственным вузам. По таким важным знаковым направлениям. И наша общая задача сегодня работать над отделением зерен от плевел и над демонстрацией того, что частное образование на самом деле оно во многих аспектах совершенно точно даже может быть более приоритетным.
Вот с этой целью мы создали ассоциацию частного образования не так давно и, собственно говоря, одна из задач, которую решает эта ассоциация, как раз таки сформировать у людей правильное понимание.
- Эта ассоциация, насколько я понимаю, будет проводить первый форум частного образования в феврале.
- Да.
- Вот что ожидается на этом мероприятии и как эта ассоциация, собственно, дальше будет развиваться?
- Да, это будет такой первый большой открытый диалог, куда мы приглашаем ведущие частные вузы и ведущие школы, колледжи. И там мы будем обсуждать, в первую очередь, стандарты качества, мы будем обсуждать, как встроить систему негосударственного образования в решение задач государства, потому что в этой системе сегодня обучается значимый процент от числа всех студентов и им точно так же нужно…
- Согласно той же статистике министерства образования и науки, 9% студентов учатся в частных вузах.
- Вот. То есть, 9% учатся, а будет еще больше. Поэтому все те задачи, которые ставит государство правомерно перед государственными учебными заведениями, должны так же ставить и перед частным сектором. И вот об этом мы и будем говорить. Мы приглашаем к тому диалогу представителей Министерства образования и науки, мы приглашаем к диалогу представителей Министерства просвещения и других игроков, которые должны состоять, собственно говоря, в этом важном разговоре.
- Наверное, и патриотическое воспитание там будет обсуждаться?
- Конечно, да, там будет обсуждаться патриотическое воспитание, мы пригласили для этого участвовать Ксению Разуваеву, Максима Древаля, Григория Гора, то есть, тех людей, которые сегодня сдают тренды воспитания, молодежной политики, то есть, для того, чтобы они рассказали из первых уст о том, какие сегодня есть возможности, программы, проекты и чтобы частный сектор так же включился в решение этих задач.
- А как вы можете охарактеризовать вот сейчас репутацию частного образования с точки зрения репутации выпускников? То есть, вот насколько сейчас модно гордиться тем, что ты закончил частный вуз? Насколько ты действительно с большей вероятностью найдешь работу именно после частного вуза, а не после государственного. Потому что сейчас же ведь тренд идет, в том числе, и в то, что вчерашние выпускники школ уходят в колледжи и после этого сразу идут работать. Потому что там они имеют гарантированную профессию с хорошей весьма зарплатой, особенно если это такая практикоориентированный колледж, например, в рамках программы «Профессионалитет». Вот частные вузы – то, о чем вы вначале сказали, что они действительно ориентированы на практику, на реализацию того, чтобы, условно, вышел из-за парты и после этого сразу перешел на рабочее место, вот насколько эта репутация сегодня она актуальна? Или ее пока нет и на нее надо работать?
- Я здесь скажу на примере «Синергии». Как вот мы уже сегодня упоминали, «Синергия» - номер три в списке всех вузов по трудоустройству. Ну, вот это то, что называется товар лицом, да. То есть, мы видим, что наши студенты, они очень активно трудоустраиваются. Причем, многие из них трудоустраиваются уже на старших курсах. Третий, четвертый курс. И мы видим вообще, насколько сильно изменился тренд. То есть, сегодня, конечно же, работодатель, в первую очередь, обращает внимание на наличие компетенций, на наличие опыта, хотя бы базового опыта, чтобы человек уже где-то поработал, чтобы у него было понимание, что такое рабочая дисциплина, что такое стандарты, что такое субординация. И в этом вопросе наши выпускники они точно имеют определенное преимущество. Потому что мы имеем это, как один из осознанных векторов нашей стратегии. То есть, мы много работаем над тем, чтобы у наших студентов в резюме появились такие пункты. Я уже рассказывал про наш замысел создать кадровое агентство, оно будет работать по уникальной модели, то есть, мы будем – раскрываю немного секрет – во-первых, вы об этом знаете в публичном эфире. То есть, мы хотим применить немного другую модель. Наверное, мы подвергнемся определенной обструкции со стороны рынка, который формирует кадровые агентства. Значит, как сейчас работает кадровое агентство? Оно работает таким образом. То есть, ты вносишь предоплату 50%, тебе подбирают специалиста, значит, и ты оплачиваешь вторые 50%. И в этом есть определенная проблематика. Но это стандарт, но часто человека могут не найти, часто он там пришел, поработал и ушел. Да, тебе там обещают две замены, но их опять надо найти. Поэтому мы хотим изменить подход, мы хотим сделать так, что к вам пришел человек, то есть, вы заказали подбор специалиста, к вам пришел специалист, он прошел испытательный срок и вот только после этого мы берем у вас оплату, как у компании. Я считаю, что эта модель такая больше работает на результат. Ну, то есть, здесь все стороны данной модели они находятся в таком равном заинтересованном положении. Вот посмотрим, как будет реализовываться эта практика, возможно, мы сделаем еще одну инновацию на этом рынке.
- В эфире программа «Репутация» и я, ее ведущий, Антон Назаров. Сегодня у нас в гостях Вадим Лобов, президент корпорации «Синергия». Вот мы в предыдущей части программы поговорили о том… о кадровом агентстве в том числе, которое перевернет рынок. Но я думаю, что помимо того, что университет достраивает разные бизнесы, с одной стороны, бизнес, потому что частная корпорация, да, с другой стороны, то, что, по сути, востребовано рынком, то есть то, что, скорее всего, совершенно точно должно быть популярно, скажем так, у рынка. С другой стороны, есть определенные тренды частного образования, которые, наверное, отличаются от государственных. То есть что для частного образования, для негосударственного, о чем, в том числе, будет говориться, наверное, на форуме, может быть, такой легкий спойлер, какие тренды нас ожидают в ближайшее время. Тем более что мы сейчас на рубеже 23-24-го годов разговариваем, все-таки новый этап в развитии страны, новый, так сказать… Новый год как минимум. Что нас ожидает с точки зрения трендов в частном образовании?
- Если можно, я бы разделил вопрос на две части. Первая – в чем ключевое отличие частного образования от государственного, вторая – какие тренды есть. Они скорее для всего образования одинаковые, для всего сектора. Ну, понятно, что главное отличие частного образования от государственного в том, что мы в отличие от госвуза, конечно же, должны постоянно заниматься привлечением студентов бюджета. Потому что, если государственный университет, он в любом случае получит свой бюджет, и там в любом случае все будет стабильно и хорошо…
- Там тоже все-таки КЦП есть.
- Да, КЦП тоже есть, и там вопрос в том, что кто-то может получить или не получить премию, но в любом случае университет…
- Для радиослушателей. Контрольные цифры приема это.
- Да. В любом случае, когда мы говорим о том, что госвуз, который, несомненно, имеет, в том числе, показатели внебюджетной деятельности, но базовое финансирование он получит, частное учебное заведение, оно должно быть динамичным, прогрессивным, соответственно, оно должно давать более контрастный продукт, который позволяет решать задачи. То есть частному учебному заведению жить веселее, задач у него больше. И это, по сути дела, такой водораздел, который определяет и требования к персоналу, и требования к стратегии, к управлению. То есть мы должны бежать быстрее, как в известном рассказе, чтобы просто стоять на месте, надо очень быстро бежать. Это такое, наверное, главное отличие. Ну, и производная отсюда, которая возникает, инновационность, динамичность, скорость принятия решений и т.д.
Если говорить про тренды образования, то есть что нас ждет в ближайший период, год-три. Понятно, очень сильные изменения нас ждут в связи с искусственным интеллектом, его реализацией. Я бы здесь в целом расширил вопрос на все человечество. Мне кажется, что мы до сих пор еще не до конца осознаём, насколько сильно это уже в ближайшие годы повлияет на изменение уклада, на изменение характера профессий, на то, чем будем заниматься мы, человеки, а чем будет заниматься искусственный интеллект.
Понятно, что образование здесь стоит не в стороне, возможно, где-то даже на острие, потому что много процессов, которые происходят сегодня с помощью людей, они меняются. Это, наверное, такой главный тренд, направленный на то, что нас ждет.
Вторая история и вторая задача – это, конечно же, меняется конъюнктура рынка труда. Это отчасти связано с первым блоком, но не только. Сейчас же мы видим такую, достаточно парадоксальную ситуацию. То есть, с одной стороны, у нас наблюдается дефицит кадров, с другой стороны, соответственно, мы видим, как много людей не могут подобрать себе работу. Почему? Потому что структурная безработица. То есть что происходит? Вроде бы люди есть, а вот те специальности, специализации, которые нужны, они отсутствуют. И поэтому второй тренд – это немножко переосмыслить то, какие направления подготовки сегодня надо нам вводить новые, убирать старые. Вот в «Синергии» появилось много новых программ, которых не было даже год назад, которые очень востребованы. И я думаю, что это будет только развиваться.
Также важный тренд, мы отчасти его касались, это геймификация. То есть образование, оно стремится где-то в направлении игровой индустрии, когда всё нужно ярче материал подавать, всё более заинтересованно должен воспринимать его студент. То есть геймификация – это важный аспект. Ну, и в целом все, что связано с цифрой, это все к нам идет, конечно, очень активно, цифровой контент, цифровые способы передачи данных, образование. Вот сегодня мы в пилотном варианте провели такое для эксперимента внедрение на онлайн-формах возможность учиться, вернее, на очных формах возможность учиться онлайн. Ну, и мы видим, что если не ограничивать людей, то люди, они все больше будут склонны выбирать какие-то такие форматы гибридные. То есть это меняет и роль кампусов в учебной подготовке, и роль преподавателей, и т.д.
Поэтому, резюминуя, конечно же, основное давление оказывают технологические факторы, внедрение новых технологий и вот это структурное изменение рынка труда и подстраивание учебных заведений под это структурное изменение. Вот это основное.
- Тем важно именно у вас об этом спросить, потому что «Синергия», как раз это тоже, наверное, отличие от государственных вузов, присутствует не только в России, но и во многих других странах. Насколько мне известно, вы скоро в Африку поедете с большим турне…
- Есть такое.
- …разговаривать как раз о сотрудничестве, подписывать соглашения, создавать филиалы. Расскажите об этой международной деятельности. Насколько я понимаю, те тренды, о которых вы сказали, это, по сути, некий результат вашей аналитики по мировым рынкам, я бы сказал, а не только российским.
- В том числе. «Синергия» стремится быть глобальной компанией с точки зрения присутствия, но при этом сохраняющей такие, российские корни, ДНК. И вот когда мы приняли решение открыть наш филиал в Эмиратах, у нас на самом деле был выбор. То есть мы могли открыть местный университет в Эмиратах или филиал. С точки зрения трудозатрат и бюджета это одно и то же. Но мы пошли именно по пути открыть филиал российского университета. Потому что мне было важно, в том числе для самого себя и для команды, доказать о том, что российское образование, российский университет – это бренд, который может привлекать иностранцев. И сегодня обучаются у нас, допустим, в филиале в Эмиратах студенты из 35 стран. Филиал российского университета, в это непростое время. Есть граждане из Европы, есть канадец, много из Латинской Америки. Понятно, есть Северная Африка и наша южная дуга активно представлена там. Но, тем не менее, мы увидели наглядно на этом примере, что да, что при правильном маркетинге, позиционировании это вполне себе решаемая задача.
И сегодня мы хотим эту практику тиражировать. Как вы правильно сказали, у нас сейчас есть в приоритете Африка, мы туда едем и будем открывать сначала представительства, потом также филиалы, активно смотрим на другие страны. И понятно, когда мы заходим на какую-то новую территорию, первое, с чего мы начинаем, это разворачиваем там наш аналитический центр, который ведет сбор информации, который готовит нам понимание того, какие есть наиболее востребованные специальности, какие форматы подготовки, ну, и так далее, и так далее, чтобы наша стратегия выхода, она была такая, правильная. В частности, прежде чем открыть филиал в Дубае, у нас несколько лет работал там проектный офис, который решал задачи подготовки выхода на этот рынок.
- Эти страны – это большая перспектива. Все-таки есть у нас еще, ну, кто-то называет их новыми территориями, кто-то историческими, но именно «Синергия» стала там одним из самых инфраструктурных вузов, которые работают уже сейчас. Может быть, пару слов об этом? Какие программы реализуются там? Потому что востребованность-то огромная и российского образования, и интеграции в российское законодательство, в российскую систему образования и в дальнейшем на рынок труда ориентация. И многие такие вещи уже сделаны в четырех наших новых субъектах Федерации.
- Да, на наших новых исторических территориях мы открыли представительства, то есть они сейчас активно работают. Кроме наших традиционных программ, которые мы реализуем сейчас преимущественно в дистанционном формате в силу специфики и обстановки, которая находится там, мы также решаем параллельно силами этих представительств ряд задач. В частности, ведем подготовку госслужащих, которые интегрируются в наше нормативное поле, в наши практики. Мы обучили уже больше 2 тысяч человек, и мы создали центры компетенций, которые поддерживают потом их. Мы обучаем тренеров для работы в спортивных школах, для работы учебных заведений, тому, как встраиваться, обучаем учителей, проводим семинары для вузов, которые находятся на территориях, партнерских. Развиваем объекты спортивной инфраструктуры. Открыли несколько клубов спортивных единоборств. Участвуем в восстановлении комплекса ……. И это наш вклад в интеграцию. Я считаю, что это та задача, которую должны решать все граждане нашей страны, все предприятия, каждый в силу возможностей. Вот мы как образовательное учреждение решаем свою задачу, делимся теми компетенциями, которые там востребованы, восстанавливаем ту учебную и спортивную инфраструктуру, которую можем восстановить.
- По сути дела, «Синергия» - это сегодня целая экосистема. Мы вот не совсем упомянули о том, что в «Синергию»… в структуру «Синергии» входит и детский сад Synergy Kids, существуют и школы, существуют колледжи, существует, соответственно, университет, который там, наверное, наиболее известен. То есть, по сути дела, это огромная экосистема. Вот исходя из того, что вы, по сути дела, берете ребенка еще в самых-самых юных лет и включаете его тоже и в патриотическое воспитание, и во многие другие вещи, формируете, по сути дела, репутацию страны у нашего маленького, потом чуть более взрослого гражданина. Вот что для вас репутация как для руководителя этой огромной корпорации, что вы для себя определяете как ее основные составляющие?
- Я считаю, что репутация – это в первую очередь про ощущения. То есть сложно сформулировать словами, что такое репутация. Мне кажется, это то, что человек ощущает по отношению к бренду компании или по отношению к бренду другого человека. То есть насколько он для него валентный, насколько он для него позитивный, насколько хочется входить в сотрудничество, в соприкосновение. И поэтому… То есть это на стыке, конечно, искусства, науки. Потому что сказать, что есть какая-то такая четка выверенная методика, как создать сильный бренд, наверное, нельзя, иначе у нас были бы одни сильные бренды. Конечно, это всегда где-то, с одной стороны, на уровне химии, но, с другой стороны, на уровне действий людей, которые занимаются профессионально созданием этой репутации, которые вырабатывают правильную коммуникацию, которые формулируют ценности, которые транслирует бренд, которые транслируют его эстетику, узнаваемость, консистентность. Ну, то есть добиваются, чтобы он был узнаваемый, добиваются того, чтобы он вызывал те реакции, которые закладывают изначально люди в смысл, что они хотят донести, какой месседж они хотят сформулировать своим брендом.
- Консистентность – это больше о репутации брендов больших корпораций и т.д., а нас слушают прекрасные радиослушатели радио «Комсомольская правда», и они, я думаю, очень были бы вам признательны, если бы вы могли дать им несколько советов, как вообще формировать эту репутацию, какие кирпичики внутрь ее закладывать, для того чтобы быть максимально полезными как в общении с близкими, родными, друзьями и т.д., так и на рынке труда, который вы тоже уже сегодня не раз упомянули.
- Антон, первое, с чего я хотел бы начать, что, конечно же, я не являюсь экспертом в этом вопросе, но я могу высказать свои отдельные соображения, которые во многом субъективны. То есть такой научной экспертизы у меня нет, но я хотел бы поделиться тем, что я сам считаю по этому поводу. Во-первых, мне кажется, очень важно с точки зрения, если мы говорим про такие, то, что называется личным брендом, очень важна аутентичность. То есть часто люди начинают примеривать на себя какую-то чужую маску, стараться быть, как кто-то из телевизора, как кто-то из фильма, как кто-то из друзей. И мне кажется, это ошибка. Потому что каждый из нас, он уникален, каждый из нас – вселенная, и у нас есть свои характеристики. Поэтому когда мы говорим о бренде, мне так кажется, личном бренде, о позиционировании себя, то скорее важно не столько представлять, как бы ты мог бы выглядеть в идеальном варианте, скорее это раскрытие, что в тебе есть самого сильного, и вот это и использовать. Потому что здесь должна быть такая, знаете, естественность, натуральность. Я думаю, что раскрытие своего потенциала, понимание своего потенциала… Люди очень разные, и у них может быть очень своеобразный стиль общения, коммуникации, но именно вот это своеобразие и свой стиль, на мой взгляд, и являются залогом. Залогом того, что люди будут выделять. То есть нужна какая-то контрастность. Потому что, если мы говорим про узнаваемость, запоминаемость, то, конечно, основа в том, что кто-то выделяется, и выделяется, как правило, не тем, что он такой же красивый, а он выделяется тем, что в нем есть что-то уникальное, особенное, что притягивает интерес, внимание. И я уверен, что у каждого из наших слушателей такая особенность есть. Важно ее найти, выявить и на ней сделать акцент.
- То есть главный совет от Вадима Лобова – это найти себя и правильно себя позиционировать.
- Да, совершенно верно.
- Программа «Репутация» в эфире радио «Комсомольская правда» и я, ее ведущий, Антон Назаров. Сегодня у нас в гостях был Вадим Лобов, президент корпорации «Синергия». Помните, никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию, но и вы должны отвечать тем же. До встречи в эфире нашей программы ровно через неделю на радио «Комсомольская правда».
- Спасибо, Антон.