Михаил Слободинский: В России у тебя хорошая репутация, если ты умеешь держать слово

В гостях у Антона Назарова управляющий партнер отечественной деловой социальной сети TenChat Михаил Слободинский

- Доброе утро, уважаемые радиослушатели. В эфире программа «Репутация», и я – ее ведущий Антон Назаров. Мы говорим об институте репутации, о том, как он формируется в нашей стране и в мире, а также о знаниях, умениях и навыках, которые пригодятся каждому. И сегодня у нас в гостях Михаил Слободинский, управляющий партнер отечественной деловой социальной сети TenChat. Правильно я все сказал?

- Да, доброе утро. Абсолютно. Это то самое место, где куется репутация. И мне очень приятно в это субботнее утро оказаться с вами.

- Михаил, вот скажите, пожалуйста, TenChat у вас возник тоже, это какая-то не самая логичная, может быть, на первый взгляд, строчка в вашей карьере, с точки зрения того, что… чем вы занимались до TenChat и до социальной сети, до деловой социальной сети. Вот скажите, пожалуйста, это, особенно после вашего… вашего финала конкурса «Лидеры России», это вот, вы считаете, вот, действительно, такая важная веха в вашей биографии, вообще это то, ради чего вообще вы делали все до того, или нет?

- Абсолютно. Если просмотреть на мою биографию с точки зрения, в каком супе я варился, готовился, то вокруг меня старшие товарищи все были великими реформаторами. А TenChat – это тоже великая реформа делового мира. Если мне с нашим фаундером и командой удастся воплотить те смелые, наглые вещи, которые мы задумали в TenChat, то мы выстроим, собственно говоря, заново в России институт репутации, мы заново пересоберем то, как деловой человек с 14 лет, как он получает первую банковскую карточку, до момента, когда он становится мудрецом-аксакалом, которого отпускают с трудовой деятельности, заниматься высшими умными вещами, вот этот весь путь мы будем сопровождать. И, да, это величайший вызов – войти в условный стартап, который хотя мы уже и не стартап, и сделать великую корпорацию.

- Вы работали много лет в различных государственных органах, окологосударственных, в администрации президента. Вот скажите, пожалуйста, вот это то, что вас вдохновило на социальную сеть? Или уже социальная сеть настолько масштабного у вас уровня, что вы подумали: ну, может быть, и здорово было бы деловую социальную сеть развивать?

- Ну, смотрите, мы же сегодня про репутацию. Я считаю, что в России на самом деле после… после всевозможных потрясений исторических так и не появился институт репутации. Хотя, казалось бы, вот старообрядцы, дают слово купеческое. И с тех пор такого… и ты верил человеку, потому что он тебе дал слово. А что у нас сейчас существует как репутация? Как мы, встречая человека, можем проверить, стоит ему доверять или нет? На самом деле есть то, что экстремально было решено в Китае, это социальный рейтинг. К сожалению, как пионеры они допустили достаточно много ошибок. И человек, попавший в низ социального рейтинга, не может оттуда выкарабкаться. Поэтому мы, изучая этот опыт, считаем, что нащупали они правильный путь. Нам необходимо оцифровать, как человек работает, как он общается с обществом, насколько он помогает окружающим, насколько ему… вызывает доверие.

Все вот эти вот маленькие-маленькие компоненты если собрать вместе, то мы делаем две вещи. Первая вещь – это мы действительно упрощаем взаимодействие друг с другом. А вторая вещь – мы поощряем людей быть хорошими. Вполне возможно, что мы каких-то экстремов, которые хорошие, но никак… но не системные, будем обижать этим, но в общем и целом усредненно мы общество будем двигать к достижению хорошего имиджа персонального и понятного пути, как этого достичь.

- Я думаю, многие наши радиослушатели пока еще не являются участниками социальной сети TenChat. Поэтому я думаю, что логично точно задать вам вопрос относительно того, а какие же метрики, во-первых, позволят, условно, им вырасти в социальном рейтинге в случае, если они у вас зарегистрируются? А я как раз зарегистрировался сегодня в социальной сети TenChat.

- Это абсолютно правильно. Доброе утро.

- Поэтому буду изучать это на практике сам, да. Но вот расскажите, пожалуйста, после того, как вот человек регистрируется, вот что ему нужно сделать для того, чтобы сделать этот максимальный… это рейтинг максимальным?

- Смотреть на себя глазами окружающих. Грубо говоря, любой человек, вот о котором мы говорим, с 14 лет и до наступления мудрости, у него есть некий карьерный путь. Да, вот эта деловая метавселенная, куда мы движемся. Тебе по дороге нужна карьера, чтобы у тебя была карьера, думай, что тебе необходимо для карьеры. Тебе нужны сотрудники, тебе нужны поставщики, инвестиции, банковские инструменты, и так далее. Это все те компоненты, которые мы добавляем. А теперь, если смотреть на тебя, человека, который зарегистрировался в соцсети, например, тебе нужна карьера. Чтобы у тебя была карьера, ты должен показать свою экспертность. Соответственно, пожалуйста, мы даем такую возможность вести экспертные блоги внутри соцсети. Все-таки мы соцсеть. Тебе необходимо заполнить вкладку «Карьера, обучение», это у нас соединено тоже в единый личный кабинет.

Соответственно, дальше у нас есть революционный сервис, тоже уже привинченный внутрь соцсети, где ты можешь не только искать вакансии, но мы подумали про следующее. Да, у нас всегда есть множество людей, которые ищут работу, и множество людей, которые ищут сотрудников. И они между собой… как-то вот они друг друга ищут, суета какая-то, занимает два месяца, очень много денег. Люди все пишут друг другу в сообщениях: слушай, у тебя нету ли такой хорошей девочки, такого прекрасного мальчика, такого специалиста? А теперь подумайте в обратную сторону. У каждого из нас раздавался в жизни звонок. Алло? Антон, у меня совершенно замечательная девочка, она выпустилась с курсов финансистов, она гениальна, и ей нужна работа. Есть ли у тебя что-то. И вы: да, есть. Но потом, кто это… Вспомни... А мы даем вам возможность ваши социальные связи, ваши социальные возможности, вашу репутацию монетизировать.

Грубо говоря, у нас в объявлениях, когда размещается вакансия, можно сказать: а за то, что вы найдете… кто-то мне порекомендует такого-то специалиста, готов заплатить энную сумму денег, там двадцать тысяч, пятьдесят тысяч, сто тысяч рублей за то, что вы мне поможете найти специалиста. И что в этот момент происходит? Когда условный Антон попадает на это объявление, видит, что ему дадут сто тысяч просто за то, что он снимет трубку и скажет: а у тебя была там девочка, кажется, с финансового факультета? Давай-ка ее устроим на работу. И за это получаете свои сто тысяч рублей. То задача покрытия вакансий сокращается до двух-трех дней. А во-вторых, люди с высокой социальной активностью и солидной репутацией за это получают, собственно говоря, определенные финансовые бонусы.

- Нет, ну, выглядит это все симпатично. Главное, чтобы условная девочка с прекрасным финансовым образованием задержалась на той работе у человека, который заплатил кому-то сто тысяч рублей за эту рекомендацию. Условному Антону.

- Да, да, в жизни неустойчивые модели бывают. Надо будет… надо будет, чтобы Антон рекомендовал ту девочку, в которой он уверен. Потому что у… репутация Антона немножко сдуется, если он будет предлагать всяких дураков на серьезные должности.

- Ну, это правда. То есть совершенно точно предлагать нужно. Вопрос в том, что все равно бывает так, что люди не сходятся по разным причинам, и так далее, в конечном итоге, да, при том, что и те, и тот, и другой являются прекрасными.

- Ну, это та же проблема, что и в аналоговых старых методах поиска сотрудников.

- Абсолютно, абсолютно. Скажите, пожалуйста, вот не могу не задать вопрос. Конечно, TenChat – это не какое-то новое изобретение само по себе, я имею в виду, как идея деловой социальной сети. У нас достаточно долгое время присутствовали различные западные социальные сети аналогичные. Не будем их называть в эфире. Но, тем не менее, многие из них… многие из наших радиослушателей о них знают. Вот если сопоставим функционал, возможности, количество аудитории, участников этой социальной сети, вот насколько вы сейчас смогли подхватить, скажем так, ту аудиторию, которая, так сказать, оказалась без прежней экосистемы?

- Я… понимаю, что это, наверное, рекламный вот этот… А как… в каких терминах называть эти соцсети? Давайте все-таки скажем, есть гигант – деловая соцсеть мировая, про которую я вынужден буду говорить, буду ее экивоками называть. Самая крупная деловая сеть в мире. О'кей, я думаю, вы представляете, что это. Мы посмотрели на нее и по «Теории голубого океана», взяв самую лучшую, самую важную ее идею, стали смотреть, чего она не делает. И попытались сделать именно вот то, чего ей не хватает. Это первое. Во-вторых, ну, так совпало, что ситуация с их уходом стала лить воду на мельницу российских соцсетей. И мы те самые, кто выжили в гонке импортозамещения. Теперь мы феерически бурно развиваемся. Вчера вот наши маркетологи радовались, что в Google Store мы обгоняем некоторых мировых гигантов, которые кажутся, что они есть гиганты.

Значит, в чем разница? Вот та самая голубенькая профессиональная соцсеть мировая, у нее идеологически, ее смысл в чем, она рыщет по всему миру, выискивает лучшие умы и затаскивает их в англосаксонские корпорации. И тем самым дав нам возможность создать ей второго гиганта в мире. Потому что мы говорим: давайте, ребята, по-другому. Работорговлю отменяем, не сосет Америка все кадры из Африки, Азии, Европы в свои ряды. А мы оставляем каждой стране возможность управлять персональными данными своих сотрудников, мы подключаемся как блоки, мы отдаем свою программу в другие страны, вы ее развивайте сами, а мы вместе объединяемся в экосистему, чтобы в дальнейшем наладить внешнеэкономическую деятельность бесшовно, да. И опять же, с этими агентами, вот как позвонить про хорошую финансовую девочку, соответственно, предприимчивый турецкий предприниматель может выступать агентом, чтобы индийское сари было продано в прекрасный солнечный бразильский город. Потому что индус не знает, как это сделать в Бразилии. А турок это себе обеспечит. Да, вот мы идем к модели, когда… когда мы в мягкой силе противостоим забиранию лучших умов в ту сторону, а мы говорим: а давайте их оставим на своей почве, они сами между собой разберутся, где им лучше работать. С учетом того, что мир движется к тому, что человек может работать в любом месте, то вполне возможно, что через несколько лет мы уже со всеми зубами заявим другой соцсети, что пора отодвинуться.

- В эфире программа «Репутация», и я – ее ведущий Антон Назаров. У нас в гостях Михаил Слободинский, управляющий партнер деловой социальной сети TenChat. Не переключайтесь. Мы расстаемся с вами на пару минут.

- В эфире программа «Репутация». И я – ее ведущий Антон Назаров. И я напоминаю нашим дорогим радиослушателям, что сегодня в нашем субботнем утреннем эфире у нас в гостях управляющий партнер социальной сети TenChat Михаил Слободинский. Михаил, вот мы сегодня с вами уже поговорили немножко о том, что такое TenChat и почему он нужен, насколько он может быть полезен нашим радиослушателям. Но, тем не менее, хотелось бы понять, а как же все-таки в целом профиль в социальной сети, в целом, да, может быть, не обязательно TenChat, в целом просто профиль в социальной сети формирует репутацию человека сегодня, да? Потому что понятно, что социальные сети – это изобретение не новое. Это такая старая социальная практика. Просто сейчас появились очень хорошие платформы и инструменты цифровые, которых раньше не было. Но по сути дела люди общались и раньше. Да, условно, очередь за пивом она была как тогда, так и есть сейчас. Клубы различные, посиделки на кухнях и так далее. Сейчас просто стало это там цифровым, скажем так, появился у всего этого цифровой двойник. Вот скажите, пожалуйста, как это сегодня влияет на репутацию, в том числе, вот мы говорили о поиске работы и так далее, вот даже и с этой точки зрения?

- А можно я отвечу на ваш вопрос через… через шаг? Я, скорее, можно, отреагирую на ваш «цифровой двойник». А давайте подумаем, какой мир будет через несколько лет. Через несколько лет, когда у нас появится наш цифровой помощник, наш голем, который все о нас знает, который предлагает нам те самые товары с маркетплейсов, которые, он уже чувствует, что мы любим. Он за нас будет читать отзывы, за нас будет писать там отзывы. За нас будет подбирать друзей и делать предварительные холодные переговоры с их цифровыми двойниками. Это будет наш абсолютный аватар. Этот помощник будет точно знать, где нам нравится, чтобы пощекотали, а где надо помолчать. Он будет точно все про нас знать.

А теперь подумайте, что ваша репутация зависит уже не от вас, а от этого цифрового парня. Представьте себе, что, вот как у меня бывает, что вы садитесь с детьми в машину, у нас игра – каждый имеет право поставить искусственному интеллекту, заказать ту мелодию, которая ему нравится, чтобы не спорить, кто хорошую музыку, кто слушает плохую, а вот по кругу. И после того, как дети выходят, я еду в машине дальше один, в машине происходит полная ерунда. Я слушаю всякую ерунду, и моего цифрового помощника очень тяжело отучить от той фигни, которую они ему скормили.

Так вот, теперь представьте себе, вам нужно быть собой, вам нужно не врать сейчас. Мы, такие крупные соцсети, как мы, мы, как маркетплейс, мы, банки, мы сейчас собираем про вас феерическое количество информации, на основе которых искусственный интеллект, ваш личный помощник создает. Да, это не то что мы за вами следим, а мы создаем ваш… ваше удобное и хорошее будущее. И теперь представьте себе, что вы, как это было еще несколько лет назад, создаете себе имидж фантастически успешной, какой-то там замечательной жизни, как вы любите кокосы есть на острове Пасхи, а искусственный интеллект он же, он же не интеллект на самом деле. Это же алгоритмы. И он смотрит: ага, он раз сказал про эти кокосы на Пасхи, два. И вот вы утром просыпаетесь, вам хочется бутерброд с икрой, а искусственный интеллект вам предлагает кокос. Но вы не хотите кокос, вы хотите бутерброд с икрой. А он… а он глупый, он делает не то. Кто ему соврал? Вы ему соврали.

В цифровую эпоху нам спрятаться будет невозможно. Все наши данные, все наши поступки, все наши приглядные, неприглядные дела они будут… они будут утекать. Это изменит наши социальные отношения. Многие вещи, которые сейчас кажутся неприемлемыми, неприличными, не… Они станут общим местом. Выяснится, что все умеют ковырять в носу. Но исправить искусственный интеллект, которому вы врали, который будет вам подсовывать не тех людей, которые вам искренне интересны, это станет невозможным.

Поэтому первое правило, пора быть собой в социальных сетях. Быть собой не просто собой, а быть открытым. Поэтому, чтобы вас искусственные интеллекты предлагали другому социуму, вам необходимо быть активным. Вам нужно дружить с людьми. Потому что это тоже то, на чем будут учиться искусственный интеллект. С кем вы дружите, тех вам будут предлагать. Кого вы лайкаете, такой контент вам и будет приходить. Что вы комментируете, о том и будет, и будут думать роботы, как вам продлить вашу мысль, как вас погрузить в интересный контекст. Значит, это первый совет: будьте активны в социальных сетях. Второе. Но вы же через эти соцсети, в частности, через деловую нашу соцсеть, вы ищете работу. Если вы представляете себе, как хантят людей, то все равно любой HR заходит на ваши социальные сети, любой HR заходит в вашу карьеру. Мало того, мы вам рекомендуем сделать видеопрезентацию себя, приветствие. Потому что любой HRщик рыщет по сети, ищет, как вы выступаете, говорите, формулируете мысли. Значит, пожалуйста, покажите свою профессиональную экспертность. Про кошечек можно тоже написать. У вас есть и другие развлекательные соцсети. Мы заточены на то, чтобы помочь вам в профессиональной жизни. Постарайтесь показать, что вы профессионал.

Затем. Вы же помните, что у вас есть коллеги такие токсичные, такие обесценивающие. Вот которые раздражают. Ну вот постарайтесь быть их антагонистами. Будьте позитивными, поддерживайте других людей. Ну, вообще, делайте все то, что делает лидер. Задача лидера – не научить, задача лидера – раскрыт людей вокруг вас. И это тоже очень сильно поднимет ваше реноме в соцсети. Будьте последовательны. Потому что, если вы говорите, что глобальное потепление то есть, то его нету, то вы на одной стороне, то на другой, то вы приводите… Значит, если вы мечетесь, если у вас нету четкой позиции, вы уверены, что вы тот самый руководитель, которого бы хотел видеть бизнес во главе своих подразделений? Ну и, собственно говоря, возвращаясь, значит, будьте, соответственно, собой. Нанимают лично вас, они хотят знать точно вас. И будьте уникальны. А уникальность – это и есть ваше я.

- Но вернемся к недавней дискуссии, в которой вы по нашему приглашению поучаствовали.

- Спасибо огромное.

- Я имею в виду, на форуме TECH WEEK. Была дискуссия как раз об искусственном интеллекте в коммуникациях. Она была очень интересная, эта дискуссия. Но хотелось бы такое вот, если резюме или сегодня чтобы радиослушатели наши, которые, скорее всего, вряд ли могли это все послушать, могли тоже узнать о том, а что же вообще нас ждет с этим искусственным интеллектом. Вот вы начали об этом говорить. Вы начали об этом говорить, про искусственный интеллект и про то, что он уже про нас все знает, что не надо просить кокоса, если вы хотите икру, да. То… но… нет ли здесь еще такой вот опасности в этом искусственном интеллекте? Какой опасности? Когда вот он начинает запоминать все наши запросы и алгоритмы, то это и есть как бы такая, знаете, кривое зеркало некое социальных сетей, когда мы в своих лентах получаем не объективную картину мира, а мы получаем то, что мы хотим получить. И, таким образом, все больше убеждаемся в том, что на самом деле все думают так, как ты. Вот насколько вообще это полезно с точки зрения развития общества в целом? Что с этим, вообще говоря, делать? потому что мы действительно находимся в такой какой-то весьма измененной реальности социальных сетей. И вот как стара… как делать, как стараться, так сказать, все-таки услышать других людей, в том числе и тех, которых у вас, ну, по факту нет в социальных сетях, но при этом в жизни они есть, а думают они иначе?

- Такая дискуссия, хорошо это будет или плохо, она, если задавать себе вопросы, ну, вот раскапывать, откуда и почему мы задаем себе этот вопрос, все равно упрется в что для нас важнее – личность или общество. Поэтому, если говорить о личности, ее искажении, это же прекрасно, когда человек живет в том самом мире, который ему интересен.

- С одной стороны, да. А с другой…

- Если я увлекаюсь марками, ну и дайте мне увлекаться марками, видеть людей, которые собирают марки, встречать экспертные статьи про марки, узнавать, какие из них фальшивые, какие редкие, которые используются в быту. Ну, слушайте, это мой мир, почему я должен все время ходить в пионерском галстуке и, не знаю, и заниматься монетками?

- Михаил, нюанс в том, что про марки никто не спорит. Значит, с марками все хорошо. Вопрос в том, что в социальных сетях есть еще политические дискуссии, экономические. Какие-то понятийные вещи, да, которые, вот ты в социальной сети…

- Но вы же устали от вирусологов. Ну почему все должны быть политиками и экономистами? А пусть этим занимается та самая элита, которая этому научилась, а не диван. Может быть, наоборот, это здорово, когда будет мир, где каждый занимается своей стратой?

-Ну, то есть вы отказываете нашим… широкому кругу людей в том, чтобы они могли порассуждать на политические или экономические темы?

- Разве им что-то запрещают? Есть их внутреннее желание. Как только они заинтересуются политикой, генеративные сети это почувствуют и предложат им необходимые материалы. Ты не сегрегируешься, а ты просто погружаешься внутрь тех знаний, которые тебе интересны.

- Ну, я еще о другом говорил. Про то, что есть люди, которые, в общем, ну, не совсем так думают, как ты, но при этом социальные сети вот таких людей обычно, ну, я имею в виду, даже если они твои друзья, их там сообщения, публикации, посты, да, они… реже появляются или вообще не появляются в твоей ленте. Таким образом, у тебя все-таки видоизмененная реальность. Да, если ты захочешь зайти, прочитать, ты зайдешь и прочитаешь. Но мы же понимаем, что вот некие алгоритмы формирования ленты они все-таки, все-таки эту реальность формируют.

- Знаешь, наверное, тут… тут, наверное, ты прав. Наверное, стоит учесть базовые знания науки конфликтологии. Надо посмотреть, насколько… насколько человеку важно иметь вот эти противоположные точки зрения. И, наверное, даже, может быть, имеет смысл выстроить экономическую модель. Понятно же, что любая соцсеть она хочет, чтобы пользователю в ней было уютно, приятно, чтобы он там угомонился, убаюкался и хотел вернуться. А если мы будем все время ему подсовывать того самого неприятного парня, который ему угрожает неверными политическими идеями, и дурак, ничего не понимает в экономике, то наши пользователи будут сердиться, злиться и захлопывать свой аккаунт исключительно, не потому, что мы плохие, а потому что те парни плохие.

- Тоже все по-разному же происходить на самом-то деле, да. Есть люди, которые действительно хотят оказаться в уютном милом мире, да, в котором сплошные кошечки и бегемотики. А есть люди, которые, наоборот, приходят в социальные сети для того, чтобы поругаться.

- Слушай, да, согласен. Единственное, что вот я боюсь, что я сейчас вернусь в офис, подойду к программистам и скажу: слушай, мог бы, пожалуйста, в алгоритме учитывать те персональные особенности, насколько человеку нужны конфликты? Наверное, мы к этому придем. Но пока что, пока что я не очень себе представляю, насколько алгоритмично это можно зашить. Наверное, стоит. Направление правильное, нам нужно лучше знать людей.

- Ну вот, значит, все-таки программа «Репутация» тоже внесла свой вклад в развитие социальной сети TenChat..

- Напомню, мы же помним, что такое репутация. Этимологию слова. Это же из латыни – обдумывание, размышление. Репутация – это вообще в разных частях света разное значит, но оригинально в латыни значило именно это.

- Да, абсолютно верно. В эфире программа «Репутация» на радио "Комсомольская правда". И я – ее ведущий Антон Назаров. Не переключайтесь, через пару минут мы вернемся в эфир.

- В эфире программа «Репутация». И я – ее ведущий Антон Назаров. И мы с вами встречаемся на радио "Комсомольская правда" каждую субботу утром. Сегодня у нас гостях, я напоминаю, прекрасный, интересный собеседник Михаил Слободинский. Это управляющий партнер социальной сети TenChat. И суперфиналист конкурса «Лидеры России». И мы в третьей части нашей программы традиционно говорим о самой репутации, собственно говоря, и репутации нашего гостя, в некотором смысле, и о репутации, что же есть такое репутация. Вот с учетом того, что социальная сеть, которая, как мы уже выяснили, претендует тоже на альтернативу мирового уровня, в хорошем смысле, TenChat, да, с точки зрения просто других алгоритмов, адаптации к разным культурам и так далее, вот что такое репутация в разных странах, в разных культурах? Условно говоря, Индия и Бразилия, Россия и Иран, значит, ну, даже, условно говоря, Великобритания и Новая Зеландия. Все-таки это очень сильно отличаются, да, наверное? Вот что это такое? И главное, и главное, каким образом вот это можно в принципе учитывать, адаптироваться? Нужно ли адаптироваться, если ты там каким-то образом начинаешь с кем-то из другой страны взаимодействовать, и так далее?

- Ну, это проблема, в которую нам пришлось погрузиться, потому что мы же вам говорили, что мы претендующая на мировое господство социальная сеть. Нам пришлось погружаться в разные культуры. И вообще идеология социальной сети, только вы не подумайте, что я вот сейчас, сейчас такой за анархизм, да, но вообще идеи социальной сети заложил Петр Кропоткин, если помните, такой был, но все-таки анархист. В… Он сначала работал у батюшки-царя, а потом на все плюнул, уехал на Дальний Восток, стал ученым. И ученым, наблюдающим за природой. В этот время во всем мире шла дискуссия о социал-дарвизинме, что мы похожи на животных, у животных выживает сильнейший, поэтому это так нормально, когда среди людей выживает сильнейший.

А Кропоткин наблюдал за муравьями и сказал: не, ребят, выживает не сильнейший, а выживают те сообщества, которые умеют друг другу помогать. И он наблюдал за муравьями и говорил, как они взаимодействуют. И каждый муравей, видя другого муравья, понимал его функцию, да. И вот, собственно говоря, социальные сети про это. Мы помогаем людям взаимодействовать.

А вот тут дальше возникают проблемы. Возникает проблема следующего образа. Например, что такое в разных культурах вообще, то, что вы, собственно говоря, и спрашиваете, - репутация. Если мы вспомним прекрасные романы японские, чего делает уважающий себя человек, когда что-то пошло не так? Ну, вообще, в общем, как-то он преступление против себя совершает, да, потому что репутация не подразумевает, что ты можешь потерять лицо. Во Франции вообще все про другое. Чтобы иметь репутацию приличного человека, ты должен выглядеть элегантно, носить правильный шарф, у тебя должны соответствовать детали туалета по цвету, и так далее. Да, если ты этого не делаешь, то у тебя репутация какого-то клошара.

Китай. Китай – это совершенно другое. В Китае, если у тебя есть достаток, если ты пузатик, то ты солидный человек. Да, если у тебя есть ситуация… социальный статус богатого человека, то у тебя и хорошая репутация. И совершенно не важно, что ты делаешь там втайне у себя. Американцы – у них культура достигательства. Американцу важно уметь самопрезентовать себя, чтобы иметь хорошую репутацию, необходимо заниматься благотворительностью, необходимо заниматься социальной активностью, необходимо вести правильный профиль в соцсетях, быть публичной личностью, и тогда у тебя репутация. Если ты там тайная мать Тереза, то это не работает, да, ты обязательно должен быть в той самой ложе правильных людей.

А вот, значит, значит… это в Северном полушарии достигательство, а в Южном полушарии, в Южной Африке уважаемые люди – это те, которые умеют хорошо общаться с окружающими. Да, если ты умеешь взаимодействовать с окружающими людьми, то ты хороший. Ну, а дальше… давайте дальше клише. Немцы – они какие? Ну, какие, что мы знаем? Пунктуальные, да. Немцы – пунктуальные. Значит, для немца… Мы же для себя придумали это клише почему? Потому что мы знаем, что для немца быть в отношении с другими немцами – это быть пунктуальным.

- Ну, и нам так проще, когда мы вот такие клише придумываем. Потому что, да, это некая база, которая сразу…

- Но она и есть, это же правда.

- Абсолютно.

- Им… они не могут понять, как можно опоздать. Вот, это самое, а в Индии важно, что у тебя большая семья и что ты принадлежишь к какой-то касте. Вот если вы такой нормальный, богатый индус, вы не купите машину «Тату», потому что она произведена парнем из не той касты. Вы даже… Нам в голову вот здесь в России даже не приходит в голову, что мы не купим, там, я не знаю, сырок такого производителя, потому что он сделан каст… сделан человек из другого сообщества. Да, ну, нам… нам важно, чтобы он был вкусный, там дешевый, не знаю, ну, какой-то сырок. А ему важно, кто произвел.

В Бразилии ты уважаемый человек, если ты можешь снять трубку и позвонить Эскобару, да, вот если у тебя есть связи… есть, то ты уважаемый человек. Да, у тебя хорошая репутация, ты можешь решить вопросик. Вот. Шведы, которые вот, вообще у скандинавов, это скромность.

А теперь что такое Россия?

- Вот, да, логичный вопрос.

- Мы абсолютно уверены, что в России репутация – это у человека, который умеет держать слово. Вот если вы посмотрите на литературу, да, которая является срезом нашей культуры, то вы обнаружите, что хороший человек в произведениях в российских он не как немец, он не будет пунктуальный, он всегда будет опаздывать, он будет выпивать, он будет расхристанным, он будет тем… пятым-десятым. Но он будет держать слово. Вот хороший человек он выполняет свое слово. Мало того, мы относимся с подозрением к людям, которые обладают идеальными другими чертами. Кто у нас там прекрасно… У нас Молчанов, он же прекрасный, он же все делает вовремя, он говорит правильные вещи… Но он плохой персонаж, он воспринимается нами как него… как неприятный тип. Павлик Морозов – он же поступил ровно так, как… Но большинство людей относится к Павлику Морозову, что он предал отца, да.

Вот для нас важно, это… это вот выполнять, выполнять свое слово. Да, вот то, что мы говорим про «слово купеческое». И на самом деле репутацию мы кодируем в своих сказках. В сказке про Серого волка, «Иван-царевича и Серого волка», чтобы проверить, является ли Иван-царевич, ну как, вот тем самым царевичем, а не самозванцем, ему выставляют все время испытания, в которых он, чтобы выполнить испытание, вынужден что-то пообещать персонажам и выполнить следующее достигательство. Там у него такая матрешка, в одну сторону, потом разворачивается в другую. И он на каждом этапе выполняет данное собой… данной слово. Царь, хоть он у нас чаще всего с негативной коннотацией в сказках, но он тоже, чтобы быть царем, всегда выполняет слово. Вот он пообещал Ивану-дураку тот или иной бонус за выполнение задания, Иван-дурак знает, что слово царское будет сдержано. Что вот он полцарства своего в придачу получит. Что его… не скажут, что, слушайте, а вот тут вот такая буква в договоре была, что, знаете, вот только при условии, что если вы там в синих носках, а вы это не выполнили, поэтому до свидания. Нет, царь отдаст эту несчастную принцессу, ну, или счастливую, потому что в результате она счастливая, и отдаст это свое царство.

И репутация мужская и женская тоже немножко отличаются. Потому что, ну, мы все-таки вырываемся из этой патриархальной традиции, но все-таки она пока еще не полностью себя изжила. А в сказках она… Чем, почему выживает Маша у медведей? Потому что, несмотря на достаточно неприятную ситуацию, в которую она попала, она выполняет функции… она выполняет функции хозяйки дома, она заботится о медведях, она готовит кашу, она убирает, не знаю, стирает ли она медведям шкуры или нет, но, в общем, она занимается тем, что… чем должна заниматься девушка из хорошей семьи.

Ну, собственно говоря, поэтому… поэтому я считаю, что… что для нас репутация – это все-таки вещь…

- Сдержанное слово.

- Сдержанное слово. Причем для нас она материальна. Обратите внимание, какие мы используем глаголы или прилагательные с репутацией, да. Там «пользоваться репутацией», «потерять репутацию». Да, для нас это не абстрактная вещь, а весьма вещественная.

- Ну, то есть репутация имеет и абсолютно материальное измерение, цифровое измерение, да?

- Да. Поэтому мы и сможем ее оцифровать. И поэтому мир движется к тому, что своя, свою репутацию вы монетизируете. Это уже видно по брендам, это уже видно по экспертам, которые получают заказы, потому что у них есть репутация или нет. Репутация – это… это ощутимая, оцифровываемая вещь, которая стоит состояний.

- Ну, то есть получается на самом деле, что вот те самые традиционные духовно-нравственные ценности, которые сейчас многие говорят, в виде, в том числе, того самого купеческого слова, о котором ты упомянул, значит, это, по сути, становится сегодняшней обычной реальностью, причем не только для купеческого сословия, но и для широкой, широкой аудитории, каждого человека в отдельности. И формирует и влияет не только на его репутацию, но и на его карьеру, на его как раз социальный рейтинг, в том числе, в социальных сетях. Это я так промежуточно резюмирую. А главное, соответственно, это то, что репутация – это сдержанное слово, данное и сдержанное.

- Да, но только я боюсь подумать, о чем я сейчас подумаю. Но мы-то живем в постправде. Правдой является то, что о тебе знают, а не то, о чем о тебе не знают. Поэтому то, что о вас правда, даже пусть это мифологема, но создающаяся правда во внешнем мире, а внешний мир цифруется и фиксируется в интернете и в соцсетях, а потом уже и в искусственных интеллектах, то, что я говорил, что потом уже не вытащить обратно. Поэтому мало быть, мало быть внутренне благородным, но и уметь позиционировать свое благородство, экспертность и ценность для общества вовне.

- Если говорить о репутации на примерах каких-то известных людей, вот недавно скончался легендарный человек Генри Киссинджер, ну, примерно сопоставимого, наверное, масштаба, даже большего, наверное, был Уинстон Черчилль, и вот такого, да, вроде бы тоже англосаксонские люди, но, тем не менее, вы хорошо знали Киссинджера. Вот скажите, пожалуйста, на примере… на примере конкретного, вот прям каждого конкретного человека, вот чей образ или чей профиль, может быть, на примере того же Киссинджера, мог бы быть неким референсом, ориентиром для нашей аудитории с точки зрения того, а вот если строить условно какую-то большую карьеру, то какой она должна быть? И каковы признаки этого человека, с точки зрения репутации?

- Киссинджер – это человек, который абсолютно сделал себя сам. Это человек, которого… прислушивались самые могущественные люди мира. Это человек, который привнес очень много для безопасности в этом мире. У него, естественно, как у любой публичной, известной персоны, много вокруг него таинственных слухов, фантазий и злопыхательства. Но без него этот мир был бы намного более хрупким. За счет чего ему это удалось? За счет того, что он думал о людях. Он думал об их переживаниях, думал о… не о себе. Вот это вот пример великого человека, который думает не о себе, а думает о том, что будет с людьми вокруг него.

Мне кажется, что это вторая компонента, которая определяет великого человека. Это быть собой и думать об окружающих. Думать о том, с кем ты, кто вокруг тебя. И, если мы начнем перечислять великих людей мира, которых мы считаем таковыми, в этой связи, то я думаю, что мы не ошибемся, как мерило, к любому из них, думает ли он об окружающих и является ли он честным перед собой.

- Это еще один совет от Михаила Слободинского, управляющего партнера социальной сети TenChat. А эфире программа «Репутация» на радио "Комсомольская правда". И я – ее ведущий Антон Назаров. Помните, никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию. Но и вы должны отвечать тем же. Спасибо большое, дорогие радиослушатели, что были с нами этим субботним утром. До встречи ровно через неделю в это же время на Радио «Комсомольская правда».

Михаил Слободинский