Наталья Агре: У меня всегда репутация ассоциировалась со словом «уважение»

В гостях у Антона Назарова директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по просвещению и воспитанию Наталья Агре

- Доброе утро, уважаемые радиослушатели. В эфире программа «Репутация» и я, ее ведущий Антон Назаров. Мы говорим об институте репутации, о том, как он формируется в нашей стране и в мире, а так же о знаниях, умениях и навыках, которые пригодятся каждому.

Сегодня у нас в гостях Наталья Валентиновна Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по просвещению и воспитанию. Доброе утро, Наталья Валентиновна.

- С добрым утром, Антон.

- Да. Поэтому в общем основная тема нашей сегодняшней программы она, собственно говоря, посвящена воспитанию, но сначала, конечно же, о том, что сейчас по всей стране звенят последние звонки, скоро будут последнее «прости» школе в виде выпускных. Вообще школа, воспитание – это то, что очень сильно взаимосвязано, и совсем недавно как раз министерство просвещения, по инициативе министерства просвещения, в структуре которого вы работаете, инициировала возврат вот этого самого воспитания в школы. Вот есть ли какие-то предварительные результаты этого запроса на самом деле со стороны общества, вот в чем это воплотилось уже сейчас, и насколько это показывают ваши замеры, которые вы проводите в Институте воспитания – я имею в виду ваш мониторинг, который стал уже знаменитым?

- Ну, я бы, наверное, сказала, что процесс, который проходил последние четыре года, он был очень скоротечен. Когда мы говорим про какие-то изменения в обществе, они, конечно, обычно занимают намного больше времени, чем это было в этот раз. Но этому послужили как хорошие, так и не очень события, и при таких событиях время начинает течь совершенно по-новому. Поэтому, с одной стороны, нам удалось сформулировать и договориться, в первую очередь, с теми, кто принимает решение на всех уровнях власти о том, что воспитание это важно. Когда я пришла по приглашению Сергея Сергеевича Кравцова возглавить Институт…

- Это было четыре года назад.

- Это было четыре года назад, да. И мы проводили первые совещания, выездные совещания, все согласно кивали, но, скажем так, в глазах читалось, ну, скажем так, не то чтобы понимание, а такое – что мы здесь итак все делаем, и детей мы всегда воспитывали, и в общем-то зачем мы это все обсуждаем, зачем нужны программы воспитания в том виде, какой он есть, зачем в них инвариантная составляющая с ценностями и направлениями воспитания, потому что, казалось, что итак все очевидно. Но как раз первые замеры, которые тогда мы сделали в качестве фокус-группы и количественного исследования, показывали достаточно ярко, что, собственно, есть над чем работать. И мне кажется, что эти цифры и цифры, которые так же приводили наши коллеги из ВЦИОМа того же самого, который тоже всегда измеряет все происходящее, и в политическом мире, и вообще в государстве, говорили о том, что в общем-то есть над чем консолидироваться. И пока мы работали над этими документами, у нас началась специальная военная операция и тут нужно отметить, что как-то единовременно у всех что-то переключилось в сознании и все, что мы два года проектировали, транслировали. Убеждали, наконец-то достигло голов, в первую очередь, взрослых людей. Я сейчас говорю даже не про детей, потому что дети так или иначе находятся в той среде и в тех условиях, которые мы для них создаем. Поэтому, как только взрослые поверили в то, что действительно консолидироваться надо, стартовал тогда и проект «Разговора о важном», который, собственно, тоже родился из открытых уроков Института воспитания и, наверное, самым таким ярким был урок, посвященный началу специальной военной операции, который мы сделали как раз в полном формате сценариев, видео, методических рекомендаций, ответов на все вопросы. Да, делали мы это как раз тогда вместе, доносили до всех вместе, потому что это выглядело, как прекрасный инструмент консолидации, в первую очередь, разъяснения того, что происходит, опять же, педагогам и родителям, потому что взрослые не все понимали и что происходит на Донбассе, почему все-таки был аннексирован Крым и почему он должен был вернуться. У нас очень многие люди вообще в эту тему не погружались. Поэтому вот этот подход единого содержательного наполнения государственной повестки и трансляции именно государственной позиции, он зародил, на мой взгляд, очень важную платформу, которая сейчас используется практически во всех министерствах и ведомствах, потому что мы пытаемся привести к единому смыслу и единому понимаю всего, что мы задумываем. Потому что, когда мы произносим какое-то слово на федеральном уровне, трактуется оно везде очень по-разному. Поэтому неважно, будь то это методика, связанная с воспитанием, будь то это актуализация какой-то ценности, наш государственный праздник, который тоже очень многие отмечают, но очень немногие понимают, что они отмечают, - мы на сегодня консолидируем все такого рода инструменты, для того, чтобы все, что мы обсудили и все, о чем мы договорились на межведомственном уровне, на государственном уровне, в дальнейшем по цепочке доходило до каждого взрослого.

- То есть, фактическим появилась платформа, на которой, во-первых, дети получили возможность наконец действительно поговорить о важном, потому что в рамках обычного, условно, химии или физики вы вряд ли можете поговорить с учителем о том, что происходит в общественно-политической среде и т.д. На уроках истории тоже вряд ли, кстати, можно об этом поговорить. Потому что все-таки там есть довольно плотный учебный план. А из этого потом родились курсы «Основы российской государственности» в вузах, это как продолжение «Разговоров о важном». То есть, появилась некая платформа, которая позволяет действительно донести те самые ценностные ориентации, которые вы мониторите в контексте молодежной…

- Абсолютно. Более того, вся система образования на сегодня она тоже приходит к единому знаменателю. Единые ФГОСы, единый учебник по всем предметам. И мне кажется, как раз именно это обеспечивает так или иначе единство взглядов. Потому что вот этот хаос, который мы сами, собственно, у себя в стране допустили на определенном моменте, мы его на сегодня просто возвращаем опять же, наверное, в то единственное разумное русло, которое нам всем необходимо. Потому что опять же, с нашей территории, с нашими национальностями, с религиями нам очень важно договариваться. И вот за счет того, что мы начали учиться договариваться здесь, на федеральном уровне, мы дальше начинаем учить, как договариваться в коллективах, в педагогических коллективах. Сейчас мы ведем очень большую работу с родительскими комитетами, просто с родительским сообществом, для того, чтобы обеспечить тоже связку семьи и школы, для того, чтобы все-таки с детьми…

- У вас так и называется журнал, который вы издаете, один из старейших журналов в нашей стране.

- Абсолютно. То есть, мы пытаемся обеспечить, наверное, вот то самое важное, что есть в воспитании, которое называется коллективным сознанием. В хорошем смысле. Мы опять же из исследований видим, насколько развиты индивидуалистические ценности у детей и у взрослых, кстати…

- Видимо, это результат 90-х годов как раз, начала 2000-х, как раз, когда еще никто воспитанием не занимался. Мы же его упразднили в нашей стране по факту.

- Ну, по сути мы его стали очень по-разному трактовать, поэтому у нас там возникали всякие известные ученые и не ученые, но очень в то время уважаемые люди в этой сфере, которые, скажем так, учили наших родителей, что делать с их детьми, а привело это к тому, к чем мы сейчас активно боремся. Это как раз детское одиночество, это отсутствие умения общаться в любого рода коллективе. И главное, самая большая беда, что главный коллектив для ребенка это семья, в котором тоже происходит очень мало общения, соответственно, как следствие, нет возможности дальше строить отношения со своими друзьями, в классе, потому что там тоже сплошная конкуренция и конкурсы за что-то, для того, чтобы достичь, опять же, своих личных результатов. А что самое страшное, что, когда приходит время создавать собственную семью, привычка к бесконечной конкуренции фактически не дает возможность построить отношения. Потому что, когда ты находишься в отношении с человеком, ты должен не конкурировать, а помогать, семья – она про это. А учитывая, что тебя с детства, опять же, ты был сам по себе, ты боролся сам за себя, когда появляется дальше любимый человек, ты можешь очень хотеть, но ты просто не умеешь себя вести таким образом, для того, чтобы скреплять отношения. И представь, если таких два человечка встречаются, да даже если один из них такой, а второй, скажем, из такой традиционной семьи, где все друг друга поддерживали, - семьи не будет. Поэтому на сегодняшний день я бы сказала, что вся система воспитания и вся работа, которую мы делаем в институте, она направлена на то, как вернуть разговоры о важном, потому что именно вот эти беседы скрепляют отношения и становятся такой надежной основой для развития такой важной ячейки, как семья, производство, да, в принципе, государство. Как сказал Владимир Владимирович, у нас страна это семья семей, поэтому вот здесь очень важно, чтобы с самого маленького возраста человек себя чувствовал в коллективе.

- Ну, вот вы это не понаслышке знаете, недавно в своем Telegram-канале Наталья Валентиновна, подписывайтесь, очень интересный Telegram-канал, так и называется Агре, вот Наталья Валентиновна написала: «Сегодня в моей семье закончились дошкольники, младшая доченька закончила сад». У вас четверо детей, но вы до этого занимались совершенно разными вещами. Вы возглавляли рекламное агентство, занимались безопасностью дорожного движения, кстати говоря, привет новообразованной ГАИ (Госавтоинспекции), я думаю, вы с ними тоже очень много работали. И потом, собственно говоря, произошла как раз ваша новая, новое амплуа в виде директора Института воспитания – четыре года назад. Многие даже вас за это критиковали, что, мол, вы вообще про это ничего не знаете, зачем вас туда назначать, вы вообще кто и т.д. Вот на самом деле это такой вопрос, который обычно мы здесь задаем – как вы в хорошем смысле дошли до жизни такой? Это результат того, что у вас четверо прекрасных детей? И вам действительно не все равно, как будут их воспитывать, как они будут жить, как они будут строить свои семьи, и через это вы, по сути дела, в некотором смысле экстраполируете свой личный такой многодетный опыт на всю страну, который сейчас, в Год семьи, особенно актуален. Вот как это произошло?

- Я думаю, что это, в первую очередь, результат воспитания моих родителей меня, несмотря на то, что я как раз в семье была одна. Точно помню, что было очень, с одной стороны, интересно с папой и мамой. С другой стороны, было очень одиноко в те моменты, когда они были заняты, а заняты они были, как любые родители, практически всегда, кроме того времени, которое они могли мне уделить. И при этом я всегда очень внимательно смотрела за тем, что делает папа, потому что мама на определенном этапе была вынуждена оставить свою работу – у папы была заграничная командировка, где мы провели четыре года, но, собственно, учитывая, что она работала в электронике, вернуться через три года в ту же сферу было уже практически невозможно. А отец с огромным задором, ответственностью проектировал и строил металлургические заводы и делал он это с такой самоотдачей и всегда с таким огромным патриотическим чувством в отношении страны, то, что это приносило пользу, то, что это развивало, если это происходило у нас, он спроектировал и построил Старооскольский металлургический комбинат, - для меня это всегда было огромным примером того, что в принципе жизнь человека направлена и на, конечно, внутрисемейные отношения – тоже были очень важны отношения родителей, отношение родителей ко мне – но так же то, что в принципе жизнь человека направлена на то, чтобы вокруг стало лучше. И лучше не столько семье, сколько жизнь должна была становиться лучше, наверное, какой-то, может быть, еще советский подход к жизни, он меня сопровождал всю жизнь. Поэтому придя в свое время и в свое такое большое первое рабочее место, в крупнейший холдинг коммуникационный ДВ, и, собственно, после того, как мне предложили перейти в «МедиаАрс», где я, собственно, работала директором по развитию и возглавила одно из агентств. Я все время пыталась заложить социальное содержание, неважно, каким бы брендом я ни занималась. Будь тот самый Аэрофлот со слоганом, который мы придумали «Искренне ваш», как раз вот от души, от русской души для всех, что мы делаем. Были ли это компании «Росбанк», МТС. Неважно что, но всегда было для людей. И когда я столкнулась с первой своей деятельностью, связанной с безопасностью дорожного движения, меня было уже по сути не оторвать, потому что на тот момент человек, который эту работу возглавлял, Виктор Николаевич Кирьянов, столкнулся с 36 смертями в год, с которыми нужно было что-то делать. Собственно, эта тема крайне актуальна и сегодня, потому что в ДТП гибнут именно наш средний класс, как раз молодые люди 35 лет. Если взять мировую статистику, то в принципе именно дорожно-транспортные происшествия уносят ту самую долю людей, которые, скажем так, самые социально активные и как раз те, которые обеспечивают и экономику, и демографию, и т.д.

- Создают семьи.

- Да. То есть, это то, что очень важно было повернуть вспять и, собственно, после определенных обсуждений он мне предложил сформировать команду, которая бы занималась только этой тематикой. И, собственно, несмотря на то, что для многих людей извне казалось, что тема воспитания это не моя профильная тема, но на самом деле я выстраивала ее с точки зрения сначала культуры потребления и отношения к брендам. После этого я занималась воспитанием всего населения страны относительно формирования культуры поведения на дорогах…

- Кстати говоря, детские кресла это тоже ваших рук дело.

- И детские кресла, и пешеходы, и то же самое вежливое отношение к пешеходам на пешеходных переходах, которого у нас в стране было. Очень много всего. Световозвращающие элементы. Фактически это формирование культуры. Я когда пришла, у нас люди даже не пристегивались. Даже водители. Это в тот момент было настолько неприемлемо, особенно представителям мужской половины, которые считали, что, если ты пристегнет, то ты вообще не представитель сильного пола. И вот это все медленно за 15 лет мы перестраивали. И это именно сознание. Потому что все остальное, конечно, шло вкупе и законодательства, которое постепенно мы тоже стимулировали к изменению, и т.д. Поэтому переход на тему воспитания – это, наверное, еще более широкий сегмент, но по сути работа-то вся та же самая. Ты формируешь новые привычки у людей, которые должны войти в жизнь и через какое-то время человек не должен думать о том, что он делает. Он просто так живет, потому что это его традиция, потому что у нас так принято. Собственно, воспитание именно про это. Это формирование тех привычек, которые через какое-то время становятся, ну, как бы работают на благо каждого человека. Это связано совершенно с любым аспектом нашей жизни.

- Наталья Агре, директор Института воспитания, член Общественной палаты России, в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Не переключайтесь, через пару минут мы вернемся в эфир.

- В эфире программа «Репутация» и я, ее ведущий Антон Назаров. Сегодня у нас в гостях Наталья Агре, директор Института воспитания Министерства просвещения России и член Общественной палаты, заместитель председателя профильной комиссии.

Наталья Валентиновна, вот мы начали говорить о традиционных ценностях, о ценностных ориентациях. Ваш мониторинг, который делает ваш институт, на самом деле говорит о том, что у нас очень неплохая молодежь. Потому что судя по данным, от 43 до 60 процентов молодых людей в нашей стране хотят создать семью в будущем. Более того, 30% имеют позитивный пример родительской семьи. И 65% студентов при вступлении в брак готовы пройти курс по семьеведению. Вот что такое семьеведения, Наталья Валентиновна? Потому что это звучит весьма угрожающе и, может быть, даже немного бюрократически. Потому что понятно, что трудно подобрать какое-то одно слово к этому, но на самом деле курс, скорее всего, очень важный, потому что действительно во многих семьях нет такой практики передачи этих самых семейных ценностей из поколения в поколение. Вот что такое семьеведение сегодня и где и когда наши дети, условно говоря, с ним встретятся?

- В первую очередь, наверное, нужно сказать про предпосылки создания этого курса. Опять же, так как мы институт научный и мы все время исследуем то, как живет страна во всех ее аспектах, мы два года работали над научным исследованием, связанного с изучением традиций воспитания в семьях, с одной стороны. С другой стороны, проводя мониторинг и опираясь так же на наши статистические данные, мы понимаем, что, скажем так, опять же, не то что у нас люди какие-то не такие, но нам есть над чем работать, потому что, наверное, очень хорошие цифры – это когда 99% у нас находятся в браках, никто не разводится…

- Но так не бывает.

- Абсолютно. Я имею в виду, здесь очень важно, наверное, тут как раз одна из философий, которую я тоже почерпнула из работы по безопасности дорожного движения, там была такая стратегия, которая называлась Vision Zero. То есть, стремление к нулю. Любой нормальный человек понимает, что, наверное, ноль жертв на дорогах быть не может. Но когда ты себе ставишь это как стремление, ты очень четко понимаешь, куда ты движешься. Вот в моем понимании все-таки наше стремление в том, чтобы каждый человек был в семье, чтобы отношения в этой семье были такие, чтобы человеку всегда было тепло туда приходить и он понимал, что там за ним надежная стена, вкусный ужин и доброе слово, да. То, что у любой пары были бы намерения иметь ребятишек, иметь знания и компетенции, и желание их получать по их воспитанию. Ну, скажем так, это как некая идеальная картина, которую мы, кстати, так же спроектировали и в программах воспитания. Если их посмотреть, то по каждому возрасту есть портрет выпускника по каждому периоду жизни. Это идеальная картина. Но когда ты ее себе представляешь, ты понимаешь, что ты планируешь. И, собственно, подходя здесь к вопросу зачем нужен курс? Потому что мы видим, что опять же отношение между детьми – в данном случае я говорю – детьми, мальчиками и девочками, даже на уровне детского сада, не обеспечены методологией, которая бы формировала эти отношения, которые опять же были бы предпосылками к тому, чтобы появлялись романтические отношения. Мы не учим детей проявлять чувства по отношению друг к другу…

- Особенно в контексте индивидуализма, о котором вы сказали.

- Абсолютно. Поэтому, собственно, задумка, которая была сформулирована в результате и в качестве опять же НИРа, она в то, чтобы создать модель курса по примеру «Разговоров о важном», потому что это позволяет нам не выпускать очередной источник или очередной учебник, коих сейчас в стране тоже уже есть и они, скажем так, все довольно-таки, многие из них очень содержательные. А дать, наверное, какой-то вектор по тому, какие темы с детьми имеет смысл обсудить, дать план этого обсуждения, дать к нему дополнительные материалы, на которые можно опереться как взрослым, как детям, так и родителям. И, собственно, сверху, потому что мы приняли решение начать как раз с самого старшего возраста – это 10-11 классы и студенты СПО – для того, чтобы апробировать и посмотреть, насколько это ляжет в жизнь. И, мне кажется, это действительно очень важно, потому что и весь курс он построен на ценностях. Это не значит, что мы рассказываем о ценностях, но это значит, что ценность в каждом занятии, независимо от того, о чем мы говорим. Естественно, это вопрос вообще что такое традиции семьи. Мы вообще про традиции говорим так много в последнее время, как и про воспитание, но очень мало кто понимает, а что это такое по отношению к самим себе. Вот на самом деле то, что мы завтракаем каждое утро вместе с семьей – это традиция. А дальше можно оглянуться на 10 лет назад – а какие традиции каждая семья сохранила, а какие утеряла? То есть, на самом деле, весь этот курс он не про то, чтобы научить людей жить, а, скорее, для того, чтобы каждая семья и каждый мальчик и девочка мог бы заглянуть, в первую очередь, в свои ресурсы. Своих отношений со своими друзьями, с любимой девушкой или с любимым молодым человеком. На свои отношения с бабушками и дедушками, родственниками, с папой и мамой. Для того, чтобы где-то быть инициатором, а в данном случае, конечно, мы будем стараться очень много сейчас делать и для родителей, для того, чтобы тоже помочь им каким-то образом еще улучшить отношения с детьми. Потому что любые хорошие отношения всегда можно улучшить. Но здесь как раз ребенок может быть очень большим катализатором по вообще тому, как семья может жить по новому. Но не по новому, как мы ее учим, а по новому относительно своего старого. Потому что то, что я видела на протяжении 15 лет, занимаясь безопасностью дорожного движения, это гипотеза, которую я так и не завершила в своей диссертации, на которую у меня не хватает времени финализировать, но по сути мы народ очень с глубокими традициями. И даже при том, что мы сейчас 20-30 лет их посыпали пеплом, но, если вот этот пепел смахнуть, то у нас внутри-то все нормально. У нас русский народ он далеко не гнилой, он, наоборот, очень добрый, очень умудренный. И гены, которые в нас заложены, они ровно про то, что сейчас в Конституции. Поэтому когда ты начинаешь людям рассказывать не про то, как не надо, и вот если опять же посмотреть, как мы формировали культуру на дорогах, мы сейчас формируем опять же ту же самую культуру поведения в системе воспитания, это только через позитивные образы, через те примеры, которые подают, будят в нас понимание вообще то что мы видим – это же про нас.

- Но это же очень важно в контексте того еще, кто об этом рассказывает. То есть, если вот приходит учитель на урок, да, вот семьеведения. Ну, все дети, условно говоря, знают, что у учителя у самого – все-таки собственный пример намного релевантнее, показательнее и полезнее для воспитания – а вот у учителя совершенно какой-то другой на эту тему взгляд. Вот насколько тот курс, который вы предлагаете, защищает от этого, как сказать, личностной такой, может быть, даже негативной трактовки учителем вот умы наших прекрасных детей, которые все это будут слушать? Понимаете, подать можно одно и то же очень по-разному.

- Более того, если даже у учителя, наоборот, прекрасная семья, а еще и многодетная, и там все прекрасно, а у ребятишек этого нет, это очень правильный вопрос, мы об этом думаем на самом деле, что очень интересно, вот я сейчас говорила, что это инструмент для детей заглянуть – а представляешь, как это будет для педагога, у которого тоже какие-то отношения были, есть, будут. Мы здесь, наверное, будем отталкиваться, в первую очередь, от того, что у нас будет несколько моделей, которые мы будем предлагать с точки зрения того, кто это будет преподавать. У нас не будет рекомендаций, что это обязательно классный руководитель или куратор. Более того, сейчас из первых исследований с ребятишками они говорят, что мы очень хотим курс, но мы очень не хотели бы, чтобы нам его читал знакомый человек. Поэтому, возможно, это будут педагоги – или социальный педагог, или психолог, или медицинский работник, который сейчас тоже есть в образовательных учреждениях в зависимости от модуля – но я думаю, что мы обязательно и продумаем, как то будет. И опять же, мы не назидаем в этом курсе. Это разговор о важном. То есть, мы будем давать темы, на которые можно порассуждать и единственное, наверное, что опять же в нем обязательно – это инварианты тех тем, которые мы считаем важным не пропустить, и выводы, к которым педагог должен подвести детей по окончании каждого урока, каждого занятия. Личный опыт. Ну, я здесь могу сказать, что я счастливая мама, но при этом которая воспитывает детей одна. То есть, с этой ипостаси можно сказать, что…

- Ну, я думаю, это временно, Наталья Валентиновна.

- Я про то, что личный опыт еще очень важен. Он очень важен и в контексте успехов, и в контексте собственных неудач. И мне кажется, только люди, которые действительно сталкивались и сталкиваются с жизнью, а с жизнью сталкиваемся мы все, могут трактовать и относиться к тому, что они преподают. Причем, здесь очень важно, что это не только курс, который будет, кстати, или не будет называться «Семьеведение», но он будет про ценность семьи и отношений в семье. И любой опыт очень важен. Потому что, если человек не имеет такого опыта, то каким образом он вообще будет к этому относиться? Более того, если это будет молодая девушка-куратор, у которой, может быть, еще нет семьи, но она об этом задумывается, я очень надеюсь, что этот курс вообще станет таким основополагающим для людей вообще подумать о том, как они живут, о своих отношениях с людьми и своим отношением к людям. Мне кажется, на сегодня это вообще основополагающая стратегия для нашего государства – думать не о себе, а думать о тех, кто рядом с тобой.

- Главное, чтобы в повседневной беготне нашлось для этого время, а мы этого очень желаем наших радиослушателям. Наталья Агре, директор института воспитания и член Общественной палаты в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Мы вернемся к вам через пару минут.

– В эфире программа «Репутация» и я, ее ведущий Антон Назаров. Сегодня у нас в гостях Наталья Агре, директор Института воспитания Министерства просвещения России и член Общественной палаты, заместитель председателя профильной комиссии.

Наталья Валентиновна, вот мы начали говорить о содержании, скажем так, воспитания, поговорили немного о семьеведении и вот сейчас еще ряд вопросов, которые совершенно точно просят задать наши радиослушатели. В частности, вы сказали о том, что появятся специальные программы для родителей, которые помогут повысить осведомленность в вопросах патриотизма и семейного воспитания. Это предложение Института воспитания. Вот вы провели здесь исследование по заказу Министерства просвещения, что 25% молодых людей сейчас вообще не задумываются о создании семьи, о детях в будущем. А каждый десятый не готов нести ответственность за развитие и будущее своей страны. Вот чем помогут эти специальные программы для родителей и как они могут быть воплощены?

- Ну, здесь, конечно, моя большая надежда на нового куратора всей системы воспитания Дмитрия Николаевича Чернышенко, потому что очень бы хотелось, чтобы та работа, которую мы сейчас ведем в системе образования, молодежной политики, высшего образования, была наконец-то поддержана нашими средствами массовой информации.

- Которые тоже Дмитрий Николаевич курирует.

- Которые тоже он курирует. Почему? Потому что сейчас мы находимся в дичайшем диссонансе относительно ценностных подходов. Мы переписали программу воспитания, создается просто сейчас тысячи единиц контента с помощью президентского фонда, который возглавляет Роман Карманов (ПФКИ). Это все замечательно. Дальше. Вот если посмотреть на исследования, у нас и родители, и дети, как бы нам ни хотелось думать, что они сидят в интернете, но там порядка 30-40%. Телевизор смотрят. И музыку они слушают. А дальше вопрос – то, что у нас транслируется и производится на центральных каналах, кстати, у которых у многих доля тоже государственная, оно тоже попадает в интернет, где это тоже смотрят дети. Дальше мы можем посмотреть сетку наших даже государственных каналов и содержание тех передач, которые они транслируют.

- Ну, то есть, вы хотите сказать, что содержание программ воспитания, которые сейчас уже есть в наших школах, совершенно не сопоставлено, не коррелируется с медиаконтентом, который…

- …с тем кино, передачами, ток-шоу, которые на сегодняшний день идут. Потому что мы начали говорить о важном, даже на Первом канале по понедельникам мы тоже рассказываем о важном. А дальше мы продолжаем обсуждать разводы, измены…

- …скандалы, интриги…

- Да, причем, это касается и передач, это касается и рейтинговых тем, это касается кино, это касается сериалов. И, к сожалению, вот мы столько часов обсуждаем каждое сейчас занятие по семьеведению, столько внимания к каждому слову! 36 часов этого курса никаким образом не смогут перекрыть то, что попадает фоном каждый день детям и взрослым. И здесь, конечно, если мы все-таки говорим про госполитику и формирование единых условий, да, то есть .мы должны создать детям и родителям такие условия, чтобы сформировать у них отношения к браку, отношении к разводам, ну, собственно говоря, здесь тоже такие темы… на прошлой неделе тоже… у меня всегда в кабинете работает Россия-24, смотрела одно из совещаний правительства, и мы точно знаем, что многие эти люди женаты. Как бы, по-моему, с кольцами там если кто и был… на самом деле это неважно. Мы должны сейчас вспомнить, что наши традиции и носить кольцо, и, кстати, министерство внутренних дел, которое на каком-то моменте сказало, что при браке теперь необязательно ставить штамп в паспорте… необязательно. Но это же традиция. Вот какие-то вещи, где и СМИ, и Министерство транспорта, которым мы пользуемся, потому что это те же самые железные дороги, где можно опять в автобусах, в метро опять поставить напоминание, что нужно уступать старшим. То есть, все это система воспитания, которая раньше или позже тоже должна включиться в эту работу. Потому что сейчас получается как в семье, где, например, очень такой строгий последовательный папа и мама, бабушки и дедушки, которые как бы говорят совершенно другое. У детей дисбаланс. А нам очень важно, чтобы даже при том, что у нас дети, может быть, не так много смотрят телевидения, но не понимали, что вот то, что на телевидении – это то, что хорошо. У нас тоже был двор, мы тоже слушали там всякие песни, мы пели под гитары…

- …не нравились нашим родителям.

- Не нравились нашим родителям. Но мы понимали, что, если мы включаем телевидение, то там все как надо. Показывали там какие-то жизненные истории, где кто-то разводился, где были несчастья, измены? Да. Но вопрос – какой акцент расставлялся в этом кино. И к какому выводы мы подводили людей. Поэтому в данном случае я ни в коем случае не говорю о том, что нам нужна цензура, что у нас все должно быть безвкусное, без интриг. Интриги быть должны. Но сам тон, сами выводы, к которым мы должны подводить людей, они должны быть ровно те, которые написаны даже не в программах воспитания, а в Конституции, за которую мы все вместе голосовали.

- И в этом контексте хотел вас спросить. Вот знаю, что вы тоже разработали сейчас программу так называемого родительского университета, который можно будет, я думаю, в ближайшем будущем посмотреть и пройти это обучение в интернете, потому что это самая, наверное, на сегодня доступная среда, но спросить я хочу вас о следующем. Вот большинство учителей, родителей и даже детей выступают за возвращение в школы оценок за поведение. И это тоже выяснили ваши специалисты. Вот, в частности, 39% родителей отметили, что возможность схватить двойку за серьезные проступки будет «инструментом предупреждения дисциплинарных нарушений». Это как раз касается и школьных нарушений, и каких-то административных возможных правонарушений, и, в том числе, ситуации на дорогах, о которых вы тоже говорили. Вот насколько действительно сегодня школы – я имею в виду учителя, родители и дети в целом, вот как связка, готовы к тому, чтобы вернуть оценки за поведение и честно их ставить?

- Вот отличный вопрос. Тема профилактики – это очень такая тема на острие и она требует тоже очень, скажем так, существенных изменений в подходах. Откуда возникла вообще тема, связанная с отметкой? В первую очередь, это опять один из важнейших составляющих программы воспитания, если ее опять же читали наши уважаемые слушатели. Там есть такой раздел, который называется «Уклад образовательной организации». По сути, это то, что должны разработать как свод правил учителя, то есть, педагогические работники, родительский комитет и дети. Договориться об этих правилах и, соответственно, именно этот свод правил будет являться общественным договором о том, как живет это образовательное учреждение. Соответственно, если родители, дети и педагоги договариваются, что они, во-первых, исполняя закон, не используют мобильные телефоны, не повышают голос, встают при входе педагога, носят сменную обувь, не ругаются ненормативной лексикой – это тоже вообще у меня одна из тем, которую мы сейчас будем очень стараться внести в новый законопроект насилия в семье. То есть, на самом деле, я здесь про то, что должны быть правила, но правила, о которых договорились, для того, чтобы, когда педагог ставит отметку за поведение, он не просто ставил за то, что ребенок что-то сделал, а то, что это есть документ внутри образовательного учреждения, который мог бы быть подписан и утвержден всеми заинтересованными субъектами, к которым он мог бы относиться.

- Такой общественный договор?

- Абсолютно. Тогда отметка будет, ну, скажем так, она будет честная, она будет беспристрастная, она будет так же пониматься всеми участниками процесса, потому что это те договоренности, которые зафиксированы. Тогда все общество в данном случае это как раз вот такое формирование гражданской ответственности, позиции, когда мы договорились и мы соблюдаем. Более того, это прекрасный инструмент в дальнейшем по переходу и в другие учебные учреждения. Ведь когда ребенок сейчас переезжает из школы в школу, из школы в СПО, в университет, его история стирается. И вот эта отметка за поведение – это тоже один из инструментов, ну, вообще что уж там, держать нас в узде, точно так же, как есть закон, но с законом мы сталкиваемся, особенно с правовыми аспектами когда мы становимся сильно старше, а вот эта отметка за поведение - это, наверное, один из таких инструментов соблюдения закона…

- Это некий аналог вот социального рейтинга, который введен в Китае, например.

- Абсолютно точно.

- Вопрос, насколько мы к этому готовы, но вы ответили на этот вопрос. Традиционный наш вопрос. А что в вашем понимании репутация, Наталья Валентиновна? Репутация воспитания, репутация работы, репутация человека? Вообще репутация – что это такое?

- Вы знаете, это настолько, с одной стороны, емко, а, с другой стороны, очень просто. Вот у меня всегда репутация ассоциировалась со словом «уважение». Вот уважение к теме, уважение к человеку, уважение к коллективу. Вот, наверное, достижение ощущения и признания именно в контексте уважения – не достижений, не успеха, а именно уважения, которое включает в себя опять же все те же самые ценности. Ответственность, трудолюбие, честность. Вот в моем понимании, что репутация – это уважение, поделенное или состоящее из всех тех ценностей, которые должен разделять каждый гражданин в нашей стране.

- Вот вы как раз в своем Telegram-канале недавно публиковали такой текст, который, наверное, любого нашего радиослушателя заденет за живое в хорошем смысле слова. «Поверьте, ваши любимые мальчики и девочки уже взрослые люди. Возможно, вам кажется обратное, но дети сами понимают, что сдать экзамены нужно. Их результатом станет трудолюбие, помноженное на уверенность в собственных силах». И вы вот здесь дальше говорите, что не забывайте, что вы не только родители, но и семья, где поддерживать друг друга – главная ценность. Будьте вместе, будьте рядом, будьте семьей. То есть, вы по сути говорите об уважении к детям, которые в общем-то, сдавая экзамены, уже по сути дела стали взрослыми людьми. И это, наверное, насколько я понимаю, некий рецепт нашим радиослушателям от Натальи Агре – уважать своих детей, в первую очередь; друг друга, естественно, своих детей и всех окружающих. И тогда репутация будет в достойном состоянии. Если я правильно вас понял.

- Абсолютно. Ну, мы сегодня на самом деле начали диалог немного с родителей и, наверное, да…

- …а закончили детьми.

- Нет, мы заканчиваем на самом деле тоже родителями, потому что я хотела сказать, что, когда к тебе с самого маленького возраста относятся с уважением, даже когда ты еще ходишь под стол – и я не раз приводила пример, что, когда я была очень маленькой девочкой, папа был очень возрастной и все его коллеги были возрастные – если я вставала из-за стола, все эти взрослые мужчины вставали. То уважение, которое транслируют к тебе родители, это собственные ощущения в своих силах на всю жизнь, которое в дальнейшем ты тоже несешь в себе и транслируешь ко всем окружающим. Вот мне кажется, это залог не только счастливой семьи – уважение друг к другу – это объективная сила государства. Нет неважных профессий. Нет неважных людей. Есть наше неуважение или недооценка по отношению друг к другу. Поэтому здесь, если каждый из нас, независимо от той ситуации и момента в течение дня, в течение жизни будет нести уважение ко всему, что происходит, что сделано ради него, что сделано не ради него, мне кажется, государство на базе этого будет намного сильнее.

- Наталья Агре, директор Института воспитания, член Общественной палаты и заместитель председателя профильной комиссии Общественной палаты в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Помните, никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию. Но и вы должны отвечать тем же. Встретимся с вами ровно через неделю в эфире радиостанции «Комсомольская правда». Хорошей вам репутации! А вам, Наталья Валентиновна, большое спасибо за эфир.

- Спасибо.

Наталья Агре