Александр Бугаев: «Репутация — это беречь честь смолоду»

В гостях у Антона Назарова первый заместитель министра просвещения России Александр Бугаев

-Доброе утро, уважаемые радиослушатели! В эфире программа «Репутация», я - ее ведущий Антон Назаров. Мы говорим об институте репутации, о том, как он формируется в нашей стране и в мире, а также о знаниях, умениях и навыках, которые пригодятся каждому. И сегодня у нас в гостях один из самых известных деятелей молодежной и образовательной политики в нашей стране, первый заместитель министра просвещения России Александр Вячеславович Бугаев. Александр Вячеславович, доброе утро!

- Доброе утро, дорогие друзья!

- Но сначала наша традиционная рубрика о том, что произошло на минувшей неделе в мире репутации.

-В эфире программа «Репутация», я - ее ведущий Антон Назаров. Сегодня у нас в гостях Александр Вячеславович Бугаев, первый заместитель министра просвещения Российской Федерации. И мы с ним говорим о репутации образования, молодежной политики и многих других вещей. Вот, Александр Вячеславович, мы обычно первую часть программы посвящаем портрету гостя, а портрет Александра Вячеславовича Бугаева - это человек, который, в общем, вырос в этой самой молодежной политике с самых юных ногтей, что называется, создавал такие движения как «Молодая гвардия» "Единой России", работал в различных общественных организациях, в общественных палатах, работал… возглавляли вы Росмолодежь, это Федеральное агентство по делам молодежи, как раз отвечающее за реализацию молодежной политики. Вот эта карьера она была предначертана или это так вот фишка легла или так сложилось?

- В любом случае, любая, наверное, такого рода, я бы сказал, человеческая активность она определяется, во-первых, гражданской позицией и убеждениями человека. Поэтому в моей жизни, конечно, такого рода вещи не предполагались изначально. Я в тот период, это конец 90-х - начало 2000-х, спокойно себе учился в одном из университетов города Москвы и не предполагал, что вот такой поворот в жизни случится. Но, тем не менее, те процессы социальные, которые в тот момент развивались в нашей стране, они просто вынуждали вовлекаться и вовлекаться, в том числе, и в молодежную политику. Я, конечно, был одним из тех, кто в тот период работал в появившихся, иногда восстановивших свою деятельность молодежных движениях и организациях, та же «Молодая гвардия» «Единой России». Ну, конечно, создавало ее огромное количество людей, я причастен к этой работе и этим очень горжусь. Но самое главное, что это время диктовало тогда такую повестку.

Ну, а дальше, если ты начинаешь чем-то заниматься, то заниматься этим надо профессионально. И... Шаг за шагом, шаг за шагом, собственно говоря, моя жизнь сделала такой поворот. Не могу сказать, что изначально, поступая в университет первый раз, а я несколько высших образований имею, как и все сейчас, наверное, многие, по крайней мере, я предполагал, что так будет. Вот так. Но не могу сказать, что жалею об этом.

- Ну, по крайней мере, вы точно занимались молодежной политикой тогда, когда вы были еще сами молодым человеком.

- Абсолютно.

- Да и сейчас Ксения Денисовна Розуваева, возглавляющая ту же самую Росмолодежь, тоже является очень молодой, красивой девушкой, помимо того, что она профессиональный человек. Вот насколько тогда молодежная политика и сейчас молодежная политика - это две большие разницы или плюс-минус одно и то же?

- Слушайте, ну, если говорить о изменениях, которые произошли за эти годы, они, конечно, титанические, колоссальные. Важность молодежной политики очень трудно переоценить, и государство огромное значение этому придаёт. Сама деятельность Федерального агентства по делам молодежи в разные его периоды об этом говорит. Но, помимо этого, создано огромное количество возможностей для молодых людей, чтобы они смогли себя реализовать. Смогли реализовать себя не только на как бы пользу собственную, но и на благо государства. Что очень важно.

- А вот были такие возможности, когда вы этим занимались двадцать там с лишним лет назад?

- Ну, если говорить о том периоде 20 лет назад, то, конечно, таких возможностей было очень сильно меньше. Они появились за этот исторический период, и, еще раз подчеркну, это как раз вот та роль, которую государство придает этой политике. В тот момент, безусловно, огромное количество существовало различных небольших организаций. Были крупные, тот же Российский союз молодежи работал все эти годы. Но системности, такой вот общей, единой линии, организующей эту работу, конечно, не хватало. И, конечно, ее не было. И, конечно, не было тех возможностей. Ну вот самый простой бытовой пример из жизни в тот период. Майка. Молодой человек, участвуя в разных мероприятиях и акциях, конечно, должен иметь майку, мерч, как сейчас модно говорить. Вот я на тот период очень хорошо помню, что у нас на всё московское отделение «Молодежного единства» тогда, еще не «Молодой гвардии», было 200 маек, которые мы потом после мероприятий стирали… конечно, стирали, гладили их заново и использовали. Сейчас это сложно себе представить. Сейчас это просто, ну, кажется странным, да и вообще как бы негигиенично даже в какой-то части.

- Ценность другая совершенно.

- И ценность, да, другая совершенно. Это, может быть, такой пример небольшой, но он говорит о многом. Просто говорит о многом. А если уж говорить о системных решениях, которые принимаются, создание молодежных центров, система молодежных форумов, которая существует в нашей стране, грантовая поддержка, которая есть. И с точки зрения системы образования, безусловно, тот акцент на воспитательную работу, которая в системе образования сейчас делается, ну это небо и земля, и я бы не стал даже сравнивать эти периоды, это тот путь, который мы прошли.

- Мы с вами говорим в период выпускных экзаменов, вступительных экзаменов, последних звонков, выпускных вечеров. То есть это на самом деле такой рубеж для любого молодого человека, перехода, как раньше всегда говорили, во взрослую жизнь. Вот насколько этот рубеж сегодня становится преодолимым или непреодолимым с точки зрения и тех возможностей, и какой-то технологизации, и различных треков через там, например, окончание полной версии средней школы, например, или колледжа или техникума - среднего профессионального образования? Хорошо узнаю, что вы этой темой тоже довольно плотно занимаетесь. Вот насколько сегодня это такой бесшовный переход? Или это точно такое же волнение, точно такое же, как когда-то у нас?

- Волнение всегда присутствует, потому что это, конечно, этап в жизни любого человека. Очень памятный этап, очень важный. Но вместе тем, то количество возможностей, которые сейчас в государстве созданы в системе образования, оно тоже уникально. Ну, вот вы сказали о системе среднепрофессионального образования, посмотрите, какие из этих годы в ней произошли изменения. Только одна цифра, порядка 60% выпускников 9 классов сейчас для продолжения своего образовательного трека выбирают систему СПО. Конечно, мы должны создавать условия для того, чтобы ребята могли себя реализовать в этих профессиях, которые они выбирают. Например, проект «Профессионалитет», который реализуется в нашей стране, это именно про это.

- Но это, по сути перезагрузка репутации среднего профессионального образования, которое раньше было… ПТУ…

- Абсолютно верно.

- Это свидетельство того, что ты какой-то неуспешный, непонятный, не нашел себя в жизни.

- Абсолютно верно.

- Сейчас наоборот, лучшие кадры идут сейчас в СПО.

- Абсолютно верно. И именно вот репутационные моменты очень важны. Рекламная кампания, продвижение образа рабочего человека как успешного человека. Тут большую работу делают наши друзья, партнеры и товарищи из АНО «Национальные приоритеты», которые организовали замечательную рекламную кампанию проекта «Профессионалитет». Это очень важно, как мы подаем. Оформление среды, в которой находятся ребята. Именно поэтому наш президент в своем Послании к Федеральному собранию уделил особое внимание вопросам, связанным с капитальным ремонтом не только школ, что, безусловно, важнейшее направление нашей работы, но и колледжей, и детских садов. Среда определяет сознание во многом. И здесь, конечно, огромный шаг вперед сделан, с точки зрения оснащения технологическим оборудованием в рамках реализации национальных проектов, и с точки зрения новых программ и подходов, таких, например, как «Профессионалитет», который позволяет воедино свести работодателя, колледж, региональные власти, федеральные органы власти и создать вот ту среду, которую ребята требуют для того, чтобы развиваться.

- То есть они фактически получают гарантированное практически трудоустройство в случае сдачи демонстрационного экзамена?

- Абсолютно верно. И это профессия. Я еще раз хочу подчеркнуть, что, безусловно, многие из них, в дальнейшем поработав некоторое время на производстве или в народном хозяйстве, продолжат свое образование. Конечно, они получат высшее образование по тому или иному направлению, которое будет им интересно. Но тренд очевиден. 60% - это ребята, которые сначала идут в колледж.

- Ну, некоторые думают, что они туда идут, потому что в этом случае они избегают возможности сдавать единый государственный экзамен, который многих как раз очень сильно пугает. Но не будем на этом останавливаться, потому что на самом деле среднее профессиональное образование оно же имеет еще один, скажем так, одну грань этого кумулятивного эффекта. Потому что человек, который закончил колледж или техникум, потом часто тоже идет все-таки в высшее учебное заведение. Но он при этом имеет профессию, он всегда имеет гарантированную возможность зарабатывать деньги, создавать семью. И это уже вообще мостик в Год семьи, который сейчас объявлен президентом.

- Безусловно, так. Это, безусловно, так. И тут есть определенная статистика, которая показывает, что далеко не все, конечно, после завершения колледжа идут в высшие учебные заведения, скорее, наоборот. Надо понимать, что колледжи разные. Большинство из них имеют региональное подчинение и ориентацию на ту или иную отрасль народного хозяйства. Есть и те, которые создаются при вузах. И вот там, конечно, понятно, что молодой человек, выбирая этот колледж, ориентируется, прежде всего, на продолжение своей образовательной, так сказать, составляющей, своего образовательного трека в том или ином вузе. Но если говорить об общей тенденцией, то, конечно, сначала выбирают возможность поработать, потом уже ориентируясь на те или иные образовательные организации.

Ну, могу сказать, что вот если взять статистику за один из предыдущих годов, новая еще только формируется, то из порядка 860 тысяч выпускников при опросе, сквозном, абсолютном опросе, подавляющее большинство говорило о том, что они пойдут сначала поработать. И это правильная тенденция.

- Ну, и эти взрослые люди, даже если они потом поступают в вуз, это уже осмысленные, это уже готовые, собственно говорят, к вузовским программам тем же самым. То есть уже не дети, как это часто...

- Человек со специальностью в руках. Это очень важно. И важно, что это ощущение стабильности, которое у человека появляется, когда у него такая специальность есть на старте. Поэтому среднепрофессиональное образование - это очень динамично развивающееся сейчас направление образовательное. И уверен, что проект «Профессионалитет», и те направления, которые в него заложены, те подходы, которые в него заложены, здесь огромную роль сыграли.

Ну, а если говорить о выпускных, которые, собственно говоря, являются таким вот этапом в жизни человека, очень важным этапом, ну, конечно, это сложно сравнить с чем-то. Это то, что ты будешь помнить всю жизнь. Собственно, я думаю, все наши радиослушатели меня поймут, о чем я говорю. И определенные переживания здесь, конечно, всегда присутствуют. Сначала оно волнительное, когда ты сдаешь экзамены. Неважно, как они называются. В наши годы мы же сдавали экзамены. Это выпускные, вступительные. Другое дело, что не было возможности в несколько вузов сразу подать документы.

- Да, только оригиналы.

- А теперь оно есть. И такая возможность имеется. Это то, о чем тоже многие критики нынешних подходов забывают. Потому что Единый госэкзамен создал и возможности, в большом количестве возможности, которые сейчас есть у молодого человека. Ну, об этом можно долго разговаривать, но самое главное, что и тогда, и сейчас это экзамен, прежде всего, и любой экзамен подразумевает определенное, конечно, волнение. Ну, наша задача здесь все-таки подготовить ребенка к этому в течение всего образовательного процесса таким образом, чтобы это волнение потом вспоминалось, ну, с некоторым таким, снекоторой такой любовью и некоторым таким вот отношением душевным к этому, как, в общем, в основном и бывает.

- Тем более, что этого волнения в жизни будет достаточно много и после. И, действительно, молодой человек, который выходит самостоятельно во взрослую жизнь, точно должен иметь с этим справляться. Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения, в гостях у радио «Комсомольская правда» в программе «Репутация». Не переключайтесь, через пару минут, мы вернемся в эфир. (15:06)

В эфире программы «Репутация», я - ее ведущий Антон Назаров, и сегодня у нас в гостях первый заместитель министра просвещения Александр Вячеславович Бугаев. В первой части программы мы говорили о, скажем так, молодежной политике, о репутации молодого человека, насколько вот сегодня у него есть соответствующие возможности и в школе, и в системе СПО, и при поступлении в вуз, ну и вообще с точки зрения жизни. А вот давайте в этой части поговорим о репутации образования. Вот образование, образовательной системы, школы, педагога. Вот прошлый год был объявлен президентом Годом педагога и наставника. Это был большой шаг вперед. То есть на самом деле годы были и раньше там посвящены педагогам и так далее. Но столько, сколько в этом году было сделано, ну, не идет ни в какое сравнение со всеми предыдущими. Вот насколько репутация педагога в глазах родителя, в глазах ученика за этот год, ну, и, может быть и предшествующие годы, за уже нынешний Год семьи, изменилась к лучшему. Что именно с точки зрения тех новаций, которые произошли, сегодня позволяет говорить о том, что да, Год педагога и наставника состоялся и имеет свой абсолютно масштабный позитивный эффект?

- Год педагога и наставника, безусловно, состоялся. И важно понимать, что для нас, как для работников системы образования, Год педагога и наставника не закончился и не закончится никогда. Потому что убежден, что отношение к учителю, как к человеку, который несет глубокую высокую миссию образования, в нашей стране всегда было, есть и будет. Конечно же, сделано очень многое с точки зрения, например, развития профессиональных конкурсов. Всем известен наш замечательный профессиональный конкурс «Учитель года», который является, безусловно, таким мерилом уровня для наших многоуважаемых дорогих учителей. Но появились и другие, такие, например, как «Директор года», «Воспитатель года». Директорская работа, работа директора школы. Зачастую, ну, всегда она оставалась на втором плане. Оценить хорошего управленца, хорошего директора надо, нужно. И, конечно, таких людей надо высвечивать и показывать, потому что хороший директор школы - это залог благополучия педагогического коллектива, который, в свою очередь, занимается образованием наших детей.

- И в конечном итоге директор – это тот человек, который принимает итоговое решение в отношении образовательных программ, учебников…

- На плечах директора лежит огромная ответственность, огромная ответственность за жизнь школы в целом, как живого организма. И очень, конечно, радостно, что среди директоров становится больше молодых людей, потому что это не значит, что наше старшее поколение педагогов должно уступить им место, ни в коем случае. Это всегда синтез, синтез опыта и молодости, который должен таким образом распределяться внутри образовательной организации, чтобы, давая путь новациям, опираться на те традиции, которые есть в нашей системе образования. Но без изменений, конечно, невозможно.

Кроме этого, конечно же, это определенный набор мер, который был принят по поручению нашего президента, по поддержке учителей. Это и выплаты классным руководителям, которые сейчас в рамках деятельности по исполнению его поручений по итогам послания будут увеличены. И выплаты такой категории, новой для нас категории, как советники директоров по воспитательной работе, которые тоже появились в наших школах.

- …новое для сегодняшних родителей. Когда-то подобные функции были в школах в советских…

- Конечно, но сейчас это люди, которые, на которых опираются в своей воспитательной деятельности педагогический коллектив и директор школы, наши организации общественные, которые работают в школе, такие, например, как «Движение первых», или наши проекты, такие как «Орлята России», Юнармия. Все они опираются на деятельности, конечно, советника по воспитательной работе. Ну, и это, например, такие моменты, связанные с популяризацией профессии учителя. У нас вырос, серьезно вырос конкурс в педагогические университеты. Это очень правильно. Теперь очень важно создать условия, чтобы по завершении педагогических университетов наши многоуважаемые молодые учителя, приходя в систему, в ней закреплялись. Но тут очень много вопросов. Например, вопрос выгорания, психологического выгорания. Непростая история. И учителя надо к этому готовить. И сейчас такие программы в наших педуниверситетах появляются. Здесь и появление телепередач про наших учителей, чего совершенно раньше не было.

- Педагогические колледжи еще существуют.

- Абсолютно верно. Огромная нагрузка здесь сложится, особенно в части начальной школы, на учителей, которые закончили педагогические колледжи. Эту роль тоже очень сложно переоценить. Но что самое главное для меня, это исчез… из закона об образовании исчезло понятие «услуга». Потому что образование – это, конечно, никакая не услуга. Это миссия, это огромная, глубокая задача служения учителя обществу, а общество в своей реакции отдаёт учителю своё уважение в этой части. И поэтому невозможно говорить о какой-то услуге в образовании. И первое, что было сделано в недавнем периоде, это исключение этого понятия из закона.

- Ну, это так же, как и возврат воспитания в школу. –

- Точно так же. В законе об образовании чётко написано, что воспитание и образование - это то, без чего невозможно представить школу. Знаете, это вот в моем… Мне кажется, это такая метафора. Это как птица, у которой есть два крыла. Она же не может лететь с одним. Вот одно крыло – это воспитание, а второе – это образование.

- А есть еще третье – просвещение. Потому что оно тоже идет на стыке как раз с этими двумя крыльями, потому что это как раз те организации, такие как общество «Знание», например…

- Безусловно. Наш большой партнер.

- …Обеспечивают такую экстраполяцию, вообще говоря, всего того, что появляется на уроках в рамках основной образовательной программы, дополнительной образовательной программы. И здесь, соответственно, вот эта триада, она по-прежнему актуальна. Это как раз тоже…

- У нас появился, завершая прошлую тему, замечательный форум - Форум классных руководителей, который позволил объединить сообщество, это же очень важно - пообщаться, обменяться опытом, поговорить о своих проблемах, быть услышанным. Поэтому в этой части, конечно, делается очень многое сейчас. Ну, а если мы говорим о просвещении, о просветительской деятельности, ну, одно без другого тоже невозможно. Общество «Знание» – это наш ключевой партнер. Огромное количество проектов мы реализуем вместе, коллегам огромное спасибо. Посмотрите, какой интерес к лекциям общества «Знание», к его проектам сейчас есть у детей. Просто полная аудитория, абсолютно. И раньше, еще вот буквально несколько лет назад, сложно было себе это представить. Причем говорят на очень интересные, высоконаучные темы. И поэтому все разговоры, которые зачастую среди блогеров или ряда журналистов недавно звучали о том, что вот такого рода контент, научный контент, просветительский контент, образовательный контент будет менее интересен нашей молодежи, нашим детям, чем развлекательный, они просто разбиваются о деятельность общества «Знание».

- Ну и, помимо общества «Знание», ведь есть тоже то, что появилось абсолютно недавно, это уроки «Разговоры о важном», которые, по сути, тоже являются в некотором смысле просветительской деятельностью.

- Я бы сказал даже больше. Это, конечно же, просветительские уроки, но это мировоззренческие уроки. Это мировоззренческие уроки. В этой части не могу не вернуться к вопросу воспитания в школе. За последние годы очень многое было возвращено из того, что было у нас в практике ранее. Ну, например, церемония поднятия государственного флага, исполнение государственного гимна по понедельникам во всех образовательных организациях нашей страны. Это и уроки «Разговоры о важном», когда мы говорим с детьми в каждой школе нашей страны, в понедельник, о единых вещах, о нашей истории, о исторических деятелях, о памятных датах, безусловно, с региональным контекстом, с преломлением к конкретному региону, но в единой информационной повестке мы находимся, объясняем те события, которые происходят вокруг нас. У детей очень много вопросов, и на них надо отвечать.

- И это, похоже, как раз единственный или один из немногих временных отрезков, где человек, находясь в школе, ученик и учитель, могут на самом деле посвятить это время как раз обсуждению того, что их волнует.

- Ну, безусловно, у нас появился еще один интересный цикл. Цикл, связанный с профориентационными мероприятиями, это предмет «Россия - мои горизонты». Сейчас, кстати говоря, вот на ВДНХ проходит выставка «Россия». И там как раз общество «Знание» на этой выставке, имея возможность в одном месте отснять о совершенно разных отраслях очень интересные познавательные научные фильмы, создает такой контент, который на этих предметах, на этих уроках используется для рассказа о достижениях нашей промышленности, нашей науки, нашей культуры за последние годы нашим детям. Это профориентационные мероприятия, которые направлены на то, чтобы привить у детей интерес к тем или иным профессиям Ну, прежде всего, конечно, естественнонаучного цикла, но далеко не только к ним.

- Многие те вещи, которые мы сейчас обсудили, и «Разговоры о важном», и профориентация, и возврат воспитания в школы, и возникновение советников директоров по воспитанию, и упразднение понятия «образовательная услуга» в школах, в образовании, связываются многими нашими радиослушателями с деятельностью Сергея Сергеевича Кравцова, министра просвещения.

- Абсолютно верно.

- Недавно произошла смена правительства, и он, в общем, был подавляющим большинством голосов утверждён в Государственной Думе, впервые это происходило, как министр просвещения. Таким образом, и президент, и наш парламент в лице, так сказать, народных избранников, проголосовал за вот ту политику, которая сейчас последний год реализуется. Насколько за это время сложилась команда в Министерстве просвещения, которая может выйти еще на более новые горизонты, потому что то, что сегодня уже сделано, очевидно, это гигантский прорыв за последние 25, может быть даже и 30 лет. Есть ли такие… есть ли порох в пороховнице?

- Вот вы абсолютно правы, что то, что было сделано, особенно в части воспитательной работы за последние годы, это действительно, я убежден, что это прорыв. И, конечно же, та команда, которую возглавляет наш министр Сергей Сергеевич Кравцов, она как единый механизм, на мой взгляд. Как такой коллектив единомышленников, продвигает вот эти идеи и взгляды, связанные с развитием нашей системы образования. И те задачи, опять же, убеждён, которые перед нами ставит руководство страны и, самое главное, ставят наши граждане, наши родители, наши дети, убеждён, будут выполнены.

Ну и, конечно, не могу не отметить ещё здесь огромную… огромный шаг вперёд, сделанный за последние годы в части партнёрства с общественным сектором. Наш общественный совет - это, наверное, один из самых эффективных, не побоюсь этого слова, общественных советов…

- И, наверное, из самых проактивных…

- … из самых проактивных общественных советов, которые, по крайней мере, я знаю. Боюсь обидеть коллег в других министерствах и ведомствах, но могу сказать, что наш совет действительно является таким соработником в нашей большой деятельности, в нашей работе команды, которую Сергей Сергеевич возглавляет.

- Ну, и помимо, собственно, общественного совета, существует, по сути дела, сетка таких советов самых разнообразных, и родительских, и педагогических, причем по самым разным профилям, и детских.

- Абсолютно по разным направлениям, начиная от совета учителей-блогеров, который у нас создан, заканчивая программами по контролю родителей за организацией горячего питания, например, в школах, что тоже очень интересует наших родителей. Это очень важный вопрос.

- Ну, и министерство, насколько мы знаем, это одно из самых прозрачных и таких доступных с точки зрения реакции общественности на какие-либо новации, поэтому вот я думаю, что мы тоже об этом точно должны сказать в эфире. Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда», не переключайтесь, через пару минут мы продолжим. (27:43)

В эфире программа «Репутация», я - ее ведущий Антон Назаров. Сегодня у нас в гостях первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Вячеславович Бугаев. Мы довольно много в предыдущей части программы поговорили о репутации сегодняшнего уже образования. Помимо молодежной политики, мы еще поговорили об образовании. Вот так вот в хорошем смысле сделано много, но, я думаю, радиослушателей не меньше интересует, а что нам ждать в ближайшее время, в ближайшие годы от нового правительства, какие еще инициативы министерства или уже вышли, или выходят из-под пера, так сказать, руководителей министерства, может быть, это инициативы депутатов, которые прорабатываются тоже совместно с министерством, общественники, та же самая Общественная палата или общественный совет. Что из того, вот по тем направлениям, которые мы уже с вами обсудили, ждать нам как родителям, как педагогам, как детям, ребятам, выпускникам?

- В своем Послании к Федеральному собранию наш президент четко определил те векторы развития системы образования. И эти задачи нам предстоит реализовывать. Это, конечно же, новшества, связанные с появлением в дополнение к той замечательной программе капитального ремонта школ, которая реализовывалась у нас в прошлом цикле, появление программ капитального ремонта колледжей и детских садов. Это очень важно. Также педагогическое образование нашло свое отражение, и значительные средства будут направлены на развитие и поддержку педагогических университетов, потому что именно на их плечи, на плечи работников, профессорско-преподавательского состава педуниверситетов ложится очень важная миссия подготовки современного учителя.

Безусловно, это меры по поддержке наших многоуважаемых учителей. Мы уже говорили о выплатах классным руководителям, о выплатах, дополнительных выплатах советникам по воспитательной работе, которые также, безусловно, предусмотрены и приравниваются…

- …к ставке учителей в разных регионах.

- Об этом тоже говорилось, и соответствующая работа в целом по соцсектору также она, безусловно, в рамках исполнения поручений запланирована. Но кроме этого, это, конечно же, и продолжение тех… того набора мероприятий, которые проводились и в прошлые годы. Например, тот же проект «Профессионалитет», который, безусловно, будет развиваться и расширяться. И очень амбициозные задачи в этой части поставлены. Поэтому работы много, поручений много. И уверен, что мы их, безусловно, выполним на пятерку.

- Если говорить не только об инструментальных, скажем так, новациях, которые, в общем, очевидны, понятны каждому, но не менее важна и духовная составляющая всего этого процесса, а именно вот те самые традиционные духовно-нравственные ценности, которые зафиксированы в стратегии национальной безопасности...

- И на которые мы опираемся в своей работе...

- В 909??? указе. Вот насколько это сегодня, вообще говоря, переломило ту тенденцию, когда нашу молодежь, строго говоря, агитируют за совершенно чуждые нашей русской цивилизации ценности?

- Вы знаете, есть такая хорошая фраза восточная: хочешь победить своего врага, воспитай его детей. Именно поэтому мы должны сделать всё, чтобы наших детей воспитали мы. И здесь очень важно единство подходов. Вот в изучении, прежде всего, гуманитарных дисциплин, таких как история, русский язык и литература, обществознание. И вы знаете, что принято решение, очень правильное, оно зафиксировано в законе, о создании единых линеек учебников по этим предметам в образовательном процессе. И уже единые учебники истории для 10 и 11 класса используются в школах, сейчас готовится линейка для 5-9 класса, идёт работа над учебниками обществознания. Важно, что это будут одинаковые, государственные, подчеркиваю, учебники.

- …еще и недорогие.

- Еще недорогие, конечно же. Это тоже важно для наших коллег в регионах, но для наших многоуважаемых слушателей, родителей, детей, прежде всего, важно, что они будут одинаковыми и едиными, по одинаковому принципу написанными и во всех регионах и субъектах нашей страны. Вспомните, как было, например, в период моего детства, когда я мог тот или иной параграф, например, отстать или обогнать своих сверстников в другой школе, но если бы мне необходимо было по тем или иным причинам перейти в другую школу или в другой класс, я бы все равно по тому же самому учебнику учился. Вот это очень важно, вот это единство системы образования, суверенная система образования, которая, наверное, сейчас является таким, если хотите, механизмом обеспечения безопасности, национальной безопасности, в том числе, нашей страны.

- А вот эти новые учебники истории, они как-то принципиально чем-то отличаются от тех, которые были раньше? С точки зрения того, что они…

- Их готовили замечательные авторские коллективы высокопрофессиональных специалистов. Там значительно расширены разделы, например, связанные с изучением истории Великой Отечественной войны. Или появился раздел, связанный с современностью, связанный со специальной военной операцией. Но кроме этого, что очень важно, это что мы ставим в центр изучения. Сейчас в центре изучения истории находится наша страна - Россия. Это, если хотите, россияцентричные учебники. Это не означает, что мы не учим историю Западной Европы или других стран, но мы должны рассматривать эти процессы в контексте нашего исторического процесса, нашей истории, как они влияют на наше развитие.

- Это впервые происходит.

- А это то, что является основным сейчас в этих учебниках.

- Это на самом деле прекрасно, потому что я думаю, что… я видел эти учебники, они даже внешне совершенно производят другое впечатление, то есть это там с учетом всех современных тенденций, там очень много достаточно интересных иллюстраций, там очень много фактической такой инфографики. То есть я думаю, что вот наши радиослушатели, когда подержат их в руках, перед тем как их дети начнут по ним учиться вот с нового учебного года, который предстоит 1 сентября, я думаю, что они совершенно точно услышат то, о чем говорил сейчас в нашем эфире Александр Вячеславович Бугаев. Но не только про учебники истории, историческое просвещение, которое вот тоже реализовано, хотелось бы поговорить, и традиционные ценности. Все-таки у нас сейчас новый… новая порция или там новая пересборка национальных проектов. Все-таки нацпроект называется «Молодежь и дети». То есть это, условно говоря, вот вместе, то есть… потому что дети рано или поздно становятся молодежью, а молодежь рано или поздно становится взрослыми людьми. Вот что в рамках этого нового нацпроекта мы увидим с точки зрения именно вот... где примениться, где найти себя, где вот на самом деле увидеть то, наверное, ради чего человек живет, ищет себя в мире, в том числе и в профессии, в семье и других ипостасях?

- На мой взгляд, тот национальный проект, о котором вы сказали, «Молодежь и дети», он, безусловно, один из самых важных, потому что он мировоззренческий, ещё раз подчеркну. И вот те вопросы, о которых мы с вами говорили, начиная от развития инфраструктуры и заканчивая развитием системы среднепрофессионального образования, там, безусловно, найдут своё отражение. Ровно так же, как, например, найдет своё отражение и развитие русского языка за рубежом. Что очень важно, потому что мы все вами помним 90-е и 2000-е годы, начало, по крайней мере, 2000-х и 90-е годы, когда развитию русского языка за рубежом ему уделялось меньше внимания. А если мы не делаем этого, то тогда мы начинаем учить другие языки здесь.

- Это точно.

- Это точно. ИИ поэтому сейчас этому тоже будет уделён особенный аспект. Безусловно, будет и определённый раздел, связанный с детскими садами, об этом я тоже говорил, и в национальном проекте «Семья», который, ну, очень важен, очень важен и тесно связан, безусловно, здесь друг с другом. В национальном проекте будет ещё очень много других направлений, которые ведут наши коллеги из других министерств, ведомств, там, Федерального агентства по делам молодёжи, которое, собственно говоря, огромный пласт работы выполняет, и убежден, что коллеги во главе с Ксенией Денисовной Разуваевой, делают эту работу очень хорошо.

- Не могу не спросить об системе образования на, как некоторые говорят, новых территориях, а вообще, правильно, наверное, говорить - на исторических территориях, как говорит наш президент. Вот исторические территории, по сути дела, были сейчас в, так сказать, в плену вражеской пропаганды. И мы понимаем, что там, ну, совершенно сознательно программировались молодые ребята для того, чтобы потом стать, собственно, пушечным мясом, которое в интересах совершенно не Украины. Вот сегодня система образования на новых территориях, насколько она соответствует российской? Она какая-то уникальная? Насколько она вот сейчас вот встроена, скажем так, во все те прекрасные инициативы и достижения, о которых мы с вами уже успели поговорить?

- Безусловно, в наших исторических, вернувшихся в состав нашей страны регионах, а это и Донецкая Народная Республика, и Луганская Народная Республика, и Херсонская, Запорожская области, мы, кстати, стараемся в терминологии избегать слова «территории», это именно исторические, вернувшиеся в состав нашей Родины регионы нашей Родины, которые, ну, в силу исторического процесса на некоторое время оказались оторванными от нас. Но, тем не менее, весь образовательный процесс, который сейчас там происходит, это более 1300 школ, более 1200 детских садов, это 4 педагогических университета, это почти 200 организаций системы среднепрофессионального образования, он весь полностью проходит по нашим российским образовательным.

- И больше там нет никаких…

- Никаких других образовательных стандартов нет, никаких украинских учебников нет. Только в 2022 году мы заменили 7 миллионов учебников. 7 миллионов учебников только за летний период. Эта работа идет постоянно. В прошлом году вместе с нашими коллегами из Минцифры, из Минкульта, мы провели большую работу по обновлению фондов школьных библиотек. И не только школьных. И коллеги занимались обновлением по тому же принципу и фондов библиотек в принципе. И сейчас в школьные библиотеки поступила художественная литература, отечественная художественная литература, новая, напечатанная по тем программам и стандартам, которые есть в наших школах. Мы полностью обновили школьные библиотеки.

То же самое с коллегами из Минпромторга происходит с пищеблоками, с поставкой школьных автобусов. Огромная роль здесь субъектов-шефов, которые помогают и в ремонте образовательных организаций, в обеспечении их необходимым оборудованием, в том числе государственной символикой. Единые подходы к оформлению школьных пространств для этих четырех регионов также разработаны, есть методические рекомендаций, которые позволяют унифицировать этот вопрос. Это очень важно.

- … школа мечты Натальи Васильевны Кравченко.

- В том числе. В том числе. Кроме того, конечно же, вся система воспитательной работы развернута. Это и первичные отделения «Движения первых», это и введение ставок советников по воспитательной работе. Парки «Россия. Моя история», которые работают и в Луганской Народной Республике, и в Запорожской области, это тоже наши опорные точки, которые позволяют сейчас работать по восстановлению того мировоззренческого контура, который был у наших сограждан там.

Безусловно, то, о чем вы говорили, та работа, которая была проведена с нашими детьми там, это чудовищное преступление. Я говорю сейчас о преступлениях украинского режима в отношении детей. Каким образом были выстроены эти образовательные программы, которые воспитывали ненависть, ненависть, не побоюсь этого слова, к нам, к единому народу фактически, разделяя нас. И это, безусловно, еще найдет свое отражение, свою оценку, в том числе и юридическую, я убежден.

Огромная роль здесь, я хочу в этом плане подчеркнуть и закончить, системы летнего отдыха и оздоровления.

- Университетские смены.

- Университетские смены, в том числе. И ребята пользуются этой возможностью для того, чтобы познакомиться с нашей страной, с нашей общей страной, с её достижениями и масштабом, в котором они, безусловно, от которого они, безусловно, были оторваны.

- Ещё один вопрос, который я не могу не задать, это цифровизация образования, и об этом тоже достаточно много говорят, это обсуждалось как раз, в том числе, и в Государственной Думе. Вот насколько все эти инновации, ну, они действительно удобные, они позволяют не прерывать образовательный процесс ни в случае там с ковидом, ни в случае с какой-то чрезвычайной ситуацией, ни в случае там с минус 45, когда дети не ходят в школу. Но, с другой стороны, у людей очевидно, и у наших радиослушателей, я думаю, тоже у многих есть опасения, насколько, вообще говоря, это всё… сама по себе очная форма продолжит своё существование. Продолжит она своё существование?

- Однозначно. Дело в том, что ничто не может заменить живого общения учителя и ученика. И всегда это подчёркивается в политике нашей работы. И Сергей Сергеевич Кравцов, наш министр, об этом постоянно говорит. Живого общения учителя и ученика ничто не заменит. Безусловно, современные технологии они способны помочь учителю сформировать урок, рассказать о том или ином материале, дать учителю или ребёнку возможность воспользоваться, например, интересными лекциями, которые так бы они не смогли послушать. Но это сопутствующий, поддерживающий контур. А живого общения ничто здесь заменить не может. В воспитательной работе особенно. Поэтому убежден, что при всём развитии современных технологий образование в этой части всегда будет строиться вокруг двух очень важных людей – ребёнка и учителя, который с ним общается.

- Ну и в завершение нашей программы, которую, я напоминаю, мы записываем на полях Петербургского международного экономического форума и посвящаем вот последним звонкам и выпускным вечерам в нашей стране.

- Уже выпускным вечерам, да.

- Да, я хотел бы спросить, это наш традиционный вопрос в программе «Репутация». А что для вас, Александр Вячеславович, «Репутация»? И какие, может быть, пару-тройку советов вы могли бы дать нашим радиослушателям, чтобы не только поддерживать, но и укреплять свою репутацию в этом непростом мире?

- Ну, есть несколько таких очень важных в нашей литературе и в нашей истории фраз, на которых, мне кажется, стоит всегда обращать внимание. Первая – это замечательная фраза: поступай как должно, и будь что будет. Это понятно, никогда нельзя поступать так, чтобы это противоречило твоим принципам и убеждениям. И вторая история – это, конечно, «береги честь с молоду, а костюм снову». Потому что… особенно это очень важно в педагогическом процессе. Дело в том, что сейчас вот те новые технологии, о которых мы с вами говорили, позволяют школьнику всегда что-то подсмотреть в интернете и, например, даже проверить какие-то слова, которые говорит многоуважаемый педагог. И здесь очень важно, очень важно, вот та репутация, которая есть у учителя. Если он авторитет в классе, моральный авторитет для детей, у ребенка просто не возникнет необходимости и желания его перепроверять.

Что касается человеческого… человеческой репутации, профессиональной репутации, здесь нужно всегда руководствоваться одним очень простым правилом. Вот я в своей жизни, был период, когда я работал в одной из московских префектур в Юго-Западном округе, и один из моих коллег очень уважаемых, в возрасте, к сожалению, уже ушел от нас этот человек, так очень четко ответил на мой простой вопрос. Я его спросил: скажите, пожалуйста, ну вот как вот быть вот таким профессионалом, каким вы являетесь, таким ориентиром для нас? Он сказал простую фразу, он сказал так: Саша, сегодня ты крупный руководитель, а завтра ты можешь быть дворником, всегда оставайся хорошим человеком. Поэтому я нашим, особенно молодым радиослушателям, желаю всегда оставаться хорошими людьми, всегда поступать как должно и всегда беречь свою честь с самого раннего возраста.

- Это советы о репутации Александра Вячеславовича Бугаева, первого заместителя министра просвещения, который был сегодня в нашей программе «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Помните, никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию, но и вы должны отвечать тем же. Встретимся с вами ровно через неделю в эфире радиостанции «Комсомольская правда». Хорошей вам репутации, а вам, Александр Вячеславович, спасибо за эфир.

- Спасибо большое.