Как в школе выполнить все рекомендации Роспотребнадзора и Министерства просвещения

Дарья Завгородняя вместе с экспертами обсуждают, что такое плавающее расписание, имеют ли право мерить температуру, надо ли сдавать деньги на рециркуляторы, могут ли родители заходить в школу и кого и от чего будут прививать

Д. Завгородняя:

- Здравствуйте, дорогие друзья! У микрофона сегодня Дарья Завгородняя. Наш бессменный рулевой Александр Милкус отбыл в отпуск, поэтому сегодня я у штурвала сама. Мы продолжаем обсуждать то, каким будет наш новый учебный год, какие есть возможности у школ, как они смогут их реализовать, что они смогут сделать, а помогать мне и обсуждать со мной эту тему будут директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования министерства просвещения Евгений Евгеньевич Семченко, министр образовании и науки республики Башкортостан Айбулат Вакилович Хажин и замдиректора московского центра развития кадрового потенциала образования Вера Андреевна Нилова.

И сразу хочу задать вопрос слушателям - как вы готовите своих детей в школу? На что вам не хватает денег? Потому что, говорят, что бюджет подготовки подрос. И как в ваших школах идет подготовка? Может, вам что-то не нравится?

Какие вопросы возникают у школ, которые стараются выполнить все рекомендации Роспотребнадзора и Минпроса? Появились сведения, что кое-где, например, возобновились поборы - родителей просят сдать деньги, чтобы купить рециркуляторы воздуха, средства защиты… такие случаи есть в Тамбове, в Казани, в Волгограде… Как будем этому противостоять?

Е. Семченко:

- По поводу поборов тут рецепт очень простой. Нужно незамедлительно сообщить об этом факте в органы прокуратуры или района города, или области, края, республики, или в генпрокуратуру. Второе - нужно об этом факте предупредить руководителя органа управления образования. Если это город, то начальника управления образования. Безусловно, сообщить об этом нужно и нам, в Министерство просвещения. Пользуясь случаем, я хочу обратиться ко всем нашим слушателям , в том числе, к тем, кто занимает соответствующие должности в органах управления образования на региональном и муниципальном уровне, в первую очередь, на муниципальном. Если такие факты будут известны, именно факты, а не слухи… мы соответствующие решения, в том числе, кадровые, будем принимать вместе с субъектами федерации. Я напоминаю, что с этого года при назначении на должность муниципального начальника органа управления образования обязательно необходимо его согласование с региональным министром, а в составе этой комиссии обязательно будут представители моего департамента…

Д. Завгородняя:

- Ну да, мне тоже казалось, что это какая-то устаревшая история, а потом я смотрю - огромное количество сообщений…

А. Хажин:

- Полностью поддерживаю слова Евгения Евгеньевича, потому что поборы, во-первых, сами по себе запрещены как таковые. Но в тот же момент мы прекрасно знаем, что практически каждый субъект России выделяет средства на организацию соблюдения санэпидтребований в образовательных организациях. Допустим, в нашей республике почти 285 млн. рублей выделено из бюджета республики, из муниципальных бюджетов для организации как раз закупки рециркуляторов, пирометров, дезинфекционных средств.

Д. Завгородняя:

- А пирометры это что такое?

А. Хажин:

- Это бесконтактные термометры.

Д. Завгородняя:

- То есть, вы знаете, что на все хватает?

А. Хажин:

- Да, я бы вот добавил к словам Евгения Евгеньевича, что практически в каждом региональном министерстве работает горячая линия по организации нового формата обучения в условиях пандемии, поэтому и региональное министерство в данном случае может своевременно отреагировать на такие ситуации. Вчера у нас в республике проходил республиканский педагогический совет, я в течение полутора-двух часов общался с нашим родительским сообществом, - у нас тоже пару сигналов было о том, что родители вместе собравшись в родительском чате обсуждали, а не купить ли нам в класс рециркулятор? Но, во-первых, такой потребности нет и санпиновские требования не распространяются на классы, они распространяются на места скопления детей - это столовая, спортивные залы, коридоры. Нет таких требований, чтобы рециркуляторы стояли в каждом классе.

Д. Завгородняя:

- Вера Андреевна, а как Москва готова к новому учебному году? Как подготавливаются школы? Не будут ли они просить деньги с родителей?

В. Нилова:

- Я думаю, что нет, потому ч что финансирование Москвы, мы знаем, полностью зависит от количества детей в этой школе и временные требования к организации работы образовательного процесса в условиях сохранения риска распространения новой коронавирусной инфекции, существует, там все очень все четко прописано - и разведение потоков, и по времени, и организация плавующего начала учебного дня. И те мероприятия, которые позволят не скапливаться детям ни на переменах, ни в столовой, ни в спортзалах, и дезинфицирующие разные мероприятия. Я думаю, что такой потребности каких-то параллельных сборов не возникнет. А если возникнет, то я прямо хочу посмотреть на того директора школы, который на это решится.

Д. Завгородняя:

- Сергей, город Чехов, здравствуйте, мы слушаем вас.

Сергей:

- Я родитель, у меня в восьмой класс пойдет девочка. Я могу вам честно сказать, что все родители, с которыми мы общаемся, в недоумении - это мягко сказано - что будет 1 сентября. Мы до сих пор не знаем, что у нас будет 1 сентября.

Д. Завгородняя:

- Конкретно в чем состоит ваше недоумение?

Сергей:

- Пишут, что будет три потока , 7.30-8, потом с обеда, и потом плавающий график у ребенка. Представляете, в школу ходить так детям?

Д. Завгородняя:

- То к девяти, то к часу, так, что ли, получается?

Сергей:

- А вы представляете плавающий график? И второй вопрос. Вот говорят температуру мерить. Но, как я знаю, это медицинское вмешательство, и без разрешения человека не имеют права мерить температуру. А если ребенку, то я должен писать что-то или нет? Потому что я, например, против того, чтобы мерить температуру ребенку в школе…

Д. Завгородняя:

- Спасибо большое, Сергей.

Е. Семченко:

- Я хочу обратиться не только к Сергею, но и ко всем родителям. Дорогие родители! Все меры, на которые вынуждена идти и система образования, и система здравоохранения, мы на них идем не потому, что кому-то скучно, кому-то делать нечего, кто-то пришел вот на работу и подумал - как усложнить жизнь всей стране? Нет, конечно. Мы же взрослые, разумные люди. Наша задача - максимально обеспечить комфортные, благоприятные, правильные условия для подрастающего поколения в целом. И в каждой конкретной ситуации мы должны действовать, исходя из интересов детей. Если прописано в документе плавающий график, изменение…

Д. Завгородняя:

- А что такое плавающий график?

Е. Семченко:

- Во-первых, занятия в школах не могут начинаться раньше восьми часов. В зависимости от условий в каждой конкретной школе, а у нас больше 40 тысяч школ и у нас не может быть универсального рецепта. Поэтому и рекомендации написаны вот такие - общие требования. Допустим, начальная школа начинает там в 8 часов, 5-7-е классы приходят, условно, в 8.15-8.30 и т.д.

Д. Завгородняя:

- А до которого часа можно учиться? В некоторых школах последний урок заканчивается в восемь часов вечера.

А. Хажин:

- Давайте я практику нашего региона расскажу. Плавающий график. Начало уроков с восьми утра. Следующая партия детей приходит к 8.45. И так далее, каждые 45 минут у нас заходят несколько классов. Что это позволяет? Во-первых, это позволяет снизить количество детей, которые одномоментно приходят в образовательное учреждение, мы не допускаем перекрещивания потоков детей. Второе - не завершаются уроки к восьми вечера - это точно. Потому что учебный процесс рассчитан, как правило, на семь уроков и, если даже уроки начнутся, условно, в 11, то к шести, максимум, они все равно завершатся. Второе - по поводу медицинских пирометров. Ну, здесь я не могу согласиться с товарищем, который звонил, из Чехова. Во-первых, уважаемые родители, когда вы передаете ребенка в образовательное учреждение, вы заключаете договор с образовательной организацией, где четко указываете, что школа берет на себя ответственность за сохранность здоровья ребенка, пока он находится в стенах образовательного учреждения. Поэтому школа своим порядком установила, что ребенок ли, взрослый, неважно, педагог, имеющий температуру 37,1 и выше, представляет определенную опасность для окружающих и, естественно, есть опасность для его здоровья, потому что у него повышенная температура и, возможно, это симптоматика какого-то определенного заболевания. Поэтому школа берет как раз ответственность на себя в данном случае проверять температуру и, если у ребенка или педагога она выявляется, то в этом случае действует по схеме, которая у нас четко определена Роспотребнадзором.

Д. Завгородняя:

- Но все-таки есть некие перегибы наверняка. Сейчас я уже знаю, что в некоторых московских школах, например, запретили родителям заходить в школу, чтобы не распространять инфекцию лишний раз, так сказать. Родители возмущаются, беспокоятся.

В. Нилова:

- Действительно, есть определенные ограничения нахождения родителей именно в школе, потому что в принципе образовательная организация функционирует для детей, туда ходят все-таки учиться дети, а не их родители. Тем не менее, проводить ребенка до крыльца школы вполне себе представляется возможным. Тем не менее, потоки разведены, на схемах каждой московской школы можно понять, где же могут собраться те или иные родители тех или иных классов и потом, проводим своего ребенка до школы, покинуть спокойно территорию образовательной организации. Тем не менее, для всех остальных жителей районов точно так же будут действовать ограничения посещения территории. Потому что безопасность детей - это приоритет.

Д. Завгородняя:

- Друзья, в соцсетях появились уже первые сообщения о том, что детей не будут выпускать на перемены.

В. Нилова:

- И это не так.

Д. Завгородняя:

- Но кое-где на перемены выпускать не будут, я это точно знаю. Мои авторитетные знакомые говорят о том, что будут такие ограничения. Как будет осуществляться контроль за этими перегибами, за этими излишествами, Евгений Евгеньевич?

Е. Семченко:

- На сайтах региональных министерств образования телефон горячей линии. Будет телефон горячей линии на федеральном уровне. Мы же в России живем, у нас перегибы всегда были, есть и будут. Наша задача, как управленцев, их минимизировать и подправить людей. Ведь эти перегибы, может быть, и происходят от излишнего рвения. Тут необходима дополнительная разъяснительная работа не только с директорским корпусом, но и с корпусом управленцев. Вот разъяснительную работу с управленческим корпусом мы возьмем на себя вместе с региональными…

Д. Завгородняя:

- А можно назвать телефоны, по которым можно обращаться?

Е. Семченко:

- Заходите на сайт регионального органа управления образования министерства образования и науки республики Башкортостан, департамент образования и науки города Москвы, любого министерства, и там вы увидите эти телефоны. И еще момент. Я еще раз хочу обратить внимание на то, что все эти вещи, все меры предосторожности и профилактики имеют под собой исключительно благую цель. Ведь и раньше у нас всегда, как правило, поздней осенью начинались карантины в отдельных городах, районах. Вот из самых крупных таких, в ноябре - в начале декабря весь Саратов с Энгельсом - система общего и дошкольного образования была закрыта на карантин. Никто не переживал там и не заходился в криках… Поэтому такие вещи возникают… Чем лучше мы отработаем на профилактике, тем меньше проблем, тем меньше забот, нерешенных задач у нас останется. Профилактика - это самый эффективный способ решения проблемы заранее.

Д. Завгородняя:

- Согласна. Но во многих школах происходит все-таки такое, что невозможно соблюсти требование, например, полутораметровой дистанции… если в классе 35 человек, то - ну, куда их девать-то?..

А. Хажин:

- Ну, если такие опусы возникают со стороны наших руководителей образовательных учреждений, якобы рекомендующих или вообще запрещающих выход детей на перемену, это противоречит, во-первых, санпинам, - у детей должны быть динамические паузы - это раз. Второе - опять же так называемые ковидовские санпины, которые в июле вышли, они так же четко нас обязывают проветривать помещение в промежутках между уроками, поэтому дети в любом случае должны выйти на перемену. И наконец, кроме тех горячих линий, которые есть на сайтах региональных министерств, на сайте министерства просвещения России, я бы нашу практику еще рассказал. У нас во все школы республики численностью обучающихся свыше 300 человек, выходят с 1 сентября медицинские инспекторы. Это студенты старших курсов нашего медуниверситета, ординатуры, студенты старших курсов медицинских восьми колледжей нашего региона. В общей сложности - это 1217 человек. И они на протяжении двух-трех недель ежедневно со своими чек-листами, рабочими тетрадями, будут проверять, а соответствует ли организация образовательного процесса тем требованиям, которые у нас установлены? Требования Роспотребнадзора и требования регионального нашего министерства. И каждый случай отклонения от норм будет фиксироваться в чек-листе и ежедневно направляться в наше региональное министерство. И каждый случай я уже вечером буду разбирать. Вечером мы проводим летучки, оперативки со всеми начальниками отделов образования 70 муниципальных образований республики и ежедневно каждый вечер мы с ними эти ситуации разбираем. Поэтому это вот тоже одна из форм контроля.

Д. Завгородняя:

- Вера Андреевна, а в Москве что-нибудь подобное происходит?

В. Нилова:

- В Москве все организовано достаточно четко. Ответственность каждой школы - организовать учебный процесс таким образом, чтобы выполнить все требования. В Москве очень сильно распространена система видеонаблюдения, через которые можно наблюдать за всем, что происходит в школе. То есть, дополнительных инспекторов фактически не требуется, просто директор образовательной организации или департамента образования смотрит эти камеры и все сразу становится ясно.

Д. Завгородняя:

- Да, это очень интересно - вот в Москве за всеми по видео наблюдают…

А у нас Армен из Краснодара на линии. Армен, здравствуйте.

Армен:

- Доброе утро. А сколько смен вообще должно быть в школе? До которого часа дети должны находиться в школе? У нас на самом деле по факту три смены, хотя называют - первая, первая смещенная и вторая смена. И вот эта вторая смена начинается в районе трех и заканчивается, мы вот детей встречаем на остановке половину восьмого вечера. Так должно быть?

Д. Завгородняя:

- Айбулат Вакилович показывает, что должно быть две смены.

Е. Семченко:

- Армен, а вы последний раз детей из школы встречали в феврале-марте?

Армен:

- Ну да, до карантина. И прошлый год, и позапрошлый год. Это не явление временное какое-то.

Е. Семченко:

- А вы муниципальный район свой можете назвать?

Армен:

- Это именно город Краснодар.

Д. Завгородняя:

- Спасибо большое, Армен, оставьте свой телефон и давайте мы посмотрим еще новые вопросы, которые пришли нам в чат. «Если один из детей заболеет ОРВИ или гриппом, то весь класс сразу на удаленку?»

А. Хажин:

- В соответствии с теми рекомендациями, которые у нас определяет федеральный Роспотребнадзор, есть четкий алгоритм действия руководителя образовательного учреждения и если в классе выявляется один ребенок заболевший или ранее контактировавший с заболевшим ковидом, то в этом случае реакция образовательного учреждения должна быть четкая. На две недели весь класс уходит на так называемый карантин. Но это не значит, что прерывается образовательный процесс. Образовательный процесс будет в дистанционном формате продолжаться ежедневно. В том плане, что родители переживают, что будет сложно переходить с очного формата на дистанционный и обратно, я не вижу здесь проблем, потому что в целом страна, наш регион, в частности, достойно справились с четвертой четвертью - за эти два полных месяца обучения с 6 апреля по 31 мая у нас 87% детей, а это без малого 420 тысяч ребятишек, обучались в онлайн-режиме. За эти два месяца мы провели полтора миллиона онлайн-уроков. Дети при этом не отставали - это показали, кстати, результаты итоговой аттестации. Мы совершенно не упали по сравнению с самими собой в прошлом году, даже выросли результаты. Поэтому я не разделяю здесь сомнения радиослушателей в том плане, что ребятам будет сложно. Важно все-таки соблюсти принцип безопасности. Как для детей, так и для педагогического состава.

Е. Семченко:

- У нас не только республика Башкортостан справилась с дистанционным обучением в четвертой четверти, но и в целом наша страна справилась гораздо лучше, чем многие зарубежные наши коллеги, с этой проблемой. И это не мое мнение, как заинтересованного лица, это мнение международных экспертов. Второе. По поводу карантина, перевода в дистант и т.д. А какая альтернатива? Кто-то согласится с тем, что вот пришел заболевший ребенок или взрослый, все с ним контактировали и все так же продолжат спокойно так же каждый день ходить в школу? Ни один здравомыслящий человек на это не пойдет. Поэтому еще раз - профилактика это самое эффективное и самое действенное средство по недопущению больших проблем. Когда начнется большая проблема, мы это тоже все наблюдали. Там уже будет все совсем по-другому. Наша задача - не допустить этого.

А. Нилова:

- Ну и стоит добавить, что наш слушатель-то имел в виду ОРВИ, а это немножко другое. Поэтому здесь стоит быть очень аккуратными.

Д. Завгородняя:

- Да. И как же бедные учителя-то будут справляться? Потому что, получается, что некоторые родители написали на дистанционное обучение заявления и учителям придется как-то вертеться и совмещать очное обучение с дистанционным, с заочным. Как они будут с этим справляться-то?

В. Нилова:

- Ну, здесь, собственно, в помощь московским учителям, в первую очередь, Московская электронная школа, в которой формируется контент, с помощью которого ребенок даже дома может, в том числе, и самостоятельно, и с помощью учительских разработок, осваивать всю образовательную программу. Многие учителя параллельно со своими уроками организуют так называемые стримы, которые могут видеть наши дети, если они уходят на дистанционку, и, тем не менее, не думаю, что здравомыслящий родитель без видимых на то веских причин оставит ребенка на дистанционном образовании.

Д. Завгородняя:

- А все учителя будут сдавать на коронавирусную инфекцию анализы? Многие учителя, узнав, что всех будут прививать от чего-то, решили, что будут прививать от коронавируса, и все волнуются. Не хотят сдавать анализы и не хотят прививаться. Что с этим делать? Можно ли отказаться от прививки? И что это будет за прививка?

Е. Семченко:

- Прививка - это всегда дело добровольное. Это первое. Второе. Во многих субъектах федерации, я знаю, люди уже сдали эти анализы не только для того, чтобы подтвердить администрации школы, что человек здоров, а в первую очередь исходя из заботы о собственном здоровье. В период коронавируса сотрудники министерства нашего регулярно, чуть ли не каждую неделю, а то и два раза в неделю обязаны были прийти сдать анализы. И здесь ничего страшного нет. Наоборот, спасибо нашей администрации, что так все организовала и никуда ходить не надо было.

Д. Завгородняя:

- От прививки можно отказаться?

Е. Семченко:

- Никто добровольно-принудительно ни от каких коронавирусов или от любых других прививок насильно не прививает. Это дело каждого конкретного человека. Как и в любой другой ситуации. Кто хочет, делает прививку, не хочет - может отказаться, конечно.

Д. Завгородняя:

- И вот еще один комментарий из интернета. «На этой неделе на собрании с ужасом узнала, что в 10-11-м классе у моего сына не будет уроков химии, биологии, географии. На каком основании принято это решение? Ставрополь».

Е. Семченко:

- Мне тоже очень интересно узнать, на каком основании и кем принято такое решение.

А. Хажин:

- Это нарушение стандартов.

Е. Семченко:

- Конечно. Оставьте координаты по школе или человека… такого быть не может.

Д. Завгородняя:

- Очень бы хотелось затронуть такой вопрос, как ресурсы родителей. Не секрет, что бюджет подготовки ученика в школу сильно подрос в этом году. В некоторых регионах, таких, как Москва, на 50% некоторые цены подросли. В регионах дороже стало. Например, в новом учебном году школьники Вологды могут ходить на занятия без школьной формы, в связи с тем, что многие родители не имеют средства на ее покупку. Об этом сообщил мэр Сергей Воропанов.

Е. Семченко:

- Я бы еще на полшага назад, по поводу прививок. Любая рекомендация - надо начинать с себя. Вот мы с семьей тоже сделаем такую обязательную прививку от гриппа, потому что это ж всегда все в плюс для человека. И второе. Я рекомендую педагогам эту прививку тоже сделать. Но окончательное решение каждый должен сам принять.

По поводу школьной формы. Мы знаем, что вопрос наличия или отсутствия школьной формы - это прерогатива и компетенция образовательной организации, школа сама должна будет принять это решение. Нужно обязательно учесть мнение родительского комитета, если есть наблюдательный совет в школе, то и там лучше тоже это обсудить.

А. Хажин:

- У нас в регионе категория многодетных малоимущих семей - ребятишки раз в два года получают компенсацию за приобретение школьной формы. В этом году эта сумма составляет 4176 рублей. И все ребятишки - а это 38 тысяч детей - все они получат компенсацию. До 10 октября родители принесут чеки и им эти чеки возместят.

Второе. Для этой же категории всем первоклассникам так называемый школьный ранец готовится. Это и сам ранец, и все, что внутри должно быть, в общей сложности на сумму порядка 3000 рублей, плюс еще стоимость ранца. Это тоже в помощь многодетным малоимущим семьям. И наконец третья мера, которую в этом году мы запустили - мы со всеми нашими республиканскими производителями, которые шьют у нас одежду, в том числе, детскую, договорились и пошили единую республиканскую школьную форму. И шесть муниципалитетов уже вошли в пилот, а остальным родителям мы просто рекомендуем. И цены достаточно демократичные. Стоимость комплекта начинается от 1800 рублей и самая дорогая форма составляет 3260 рублей. Я считаю, что это достаточно приемлемая цена, которую могут позволить себе родители. И, самое главное, они приобретают качественную одежду, соответствующую всем техническим условиям, всем техническим требованиям, санэпидтребованиям. Это износостойкая, гигроскопичная одежда, но на самом деле это и красивая форма, и детям нравится эту форму носить. Ну, а без школьной формы ходить - на мой взгляд, это все-таки расхолаживает детей.

Д. Завгородняя:

- Согласна.

Е. Семченко:

- Это вообще серьезный воспитательный момент - школьная форма. Вы знаете, приняты в этом году поправки в закон об образовании, которые возвращают юридически воспитание в школы и школьная форма - это, безусловно, важная составляющая воспитательной работы.

В. Нилова:

- Да, здесь стоит добавить, наверное, про Москву, поскольку московские школьники из социально необеспеченных семей, может быть… тем не менее, в Москве создана целая система поддержки таких семей и каждая школа, каждый куст соцзащиты знает про таких детей, им оказывается поддержка, ну а те семьи, которые не водят в эти категории, родители могут выбрать на любой вкус и кошелек, дабы в Москве очень серьезный ассортимент, тех товаров школьных принадлежностей, в том числе, и школьной формы, или рекомендуемой школой одежды, и пойти с удовольствием в школу. Поэтому каждая семья, которая испытывает трудности, в Москве имеет возможность обратиться за помощью и каждой семье помогут.

Д. Завгородняя:

- А что будет происходить с горячим питанием с 1-го по 4-й класс? Как проконтролировать этот процесс?

Е. Семченко:

- В соответствии с решением президента, дети будут получать не просто горячее, а горячее здоровое питание во всех школах страны. Телефон горячей линии министерства просвещения и по горячему питанию, и по началу учебного года, и по выплатам классным руководителям по 5000 рублей, о чем президент сказал в послании в начале года - 8-800-200-91-85.

Д. Завгородняя:

- Спасибо большое! К сожалению, время нашей программы истекает, еще раз благодарю вас за то, что были с нами.