Особенности приема первоклассников в этом году

В эфире Радио «Комсомольская правда» директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Евгений Семченко рассказывает подробности

А. Милкус:

- Да, сейчас будет самый настоящий «Родительский вопрос». Я – Александр Милкус. Со мной Дарья Завгородняя.

Д. Завгородняя:

- Здравствуйте!

А. Милкус:

- Мы вас приветствуем!

И мы будем сейчас задавать вопросы директору Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Евгению Евгеньевичу Семченко. Здравствуйте!

Е. Семченко:

- Добрый день!

А. Милкус:
- Хорошо, что мы с вами встречаемся спустя четыре дня после того, как началась запись детей в первый класс по новым правилам. Относительно новым правилам. Есть вопросы со стороны родителей, со стороны школ. Давайте коротко: в чем особенности нового положения? Зачем его нужно было принимать?

Е. Семченко:

- В течение последних лет поступали множество вопросов, предложений, замечаний к действующему порядку, который вызывал у родителей беспокойство, необходимость присутствия с самой поздней ночи перед сроком начала приема документов и так далее.

Мы постарались за 2020 год все эти замечания учесть. И у нас есть ряд особенностей 2021 года по приему детей в первый класс.

Два этапа зачисления. Первый этап проходит с первого апреля по тридцатое июня. Он предназначен для детей, которые пользуются внеочередным, первоочередным правом зачисления. И для детей, которые проживают на прикрепленной к школе территории.

Второй этап, который будет проходить с шестого июля по пятое сентября, он предназначен для всех остальных детей, в том числе, детей, не проживающих на прикрепленной территории. И проводится он только в случае, если остались свободные места после первого этапа.

Важный нюанс этого года – преимущественное зачисление братьев и сестер в ситуации, когда один из них уже обучается в этой школе. Вне зависимости от места проживания. Если первый ребенок в школе, эта школа не прикреплена к району, один из детей там обучается – брат и ли сестра, то второй зачисляется туда же. Главное, что этим правом могут воспользоваться дети, которые из одной семьи. И совместно проживают.

А. Милкус:

- Вот про это люди и спрашивают. Некоторые школы уже стали требовать справку о родстве! В документе, в положении ничего про эту справку не говорится.

Е. Семченко:

- Каждый из детей вписан в паспорт родителей. И документ о совместном проживании, где регистрация, выписка из домовой книги и так далее. Тут не надо, обращаюсь ко всем нашим коллегам из системы образования, проявлять лишних инициатив. И требовать от родителей гигантское количество справок. У нас два принципа, на основе которых мы подготовили этот документ – открытость и справедливость. Весь процесс приема заявления, зачисления должен быть открытым и справедливым.

А. Милкус:

- И еще одна проблема, которая всплыла. Вот популярная школа, допустим, в ней 80 мест. Подали заявления 120 человек. Это не льготники – прикрепленные к территории. И директор вроде бы поставил в очередь тех, кто первыми подали заявления. Но это же не гонки! И второй вариант – льготники могут подать позже, те же братья, сестры и тому подобное. И получается, что человек, даже если подал заявление, он еще не факт, что оказался в этой школе. И решение можно дать до 1 июля аж, а потом в течение лета гонять с документами, если он в эту школу не попал. И его вышибли пришедшие люди, которые принесли документы о льготах позже. И как быть?

Е. Семченко:

- Первое. Мне не очень нравится подход по поводу вышибли – не вышибли.

А. Милкус:

- Это вузовский такой подход.

Е. Семченко:

- Понимаю.

Нам нужно понять, что речь идет о приеме в первый класс. И обучение в первом классе школа должна находиться максимально близко к месту проживания ребенка.

Второй момент. Когда мы говорим о престижных школах, это попахивает какой-то такой сегрегацией на элиту и всех остальных. Задача региональных органов управления образования, муниципальных органов управления образования – обеспечить равенство возможностей и сопоставимое качество обучения во всех школах на своей территории, не разделяя их на элитные и нет.

В нормативных документах в законе Российской Федерации закреплено четко, что невозможен какой-то индивидуальной отбор в первый класс. Поэтому такая ситуация, связанная с временем подачи заявления, она была, есть и, очевидно, будет. Невозможно требовать экзамены, собеседования для первоклашек, мы понимаем, что это не адекватная мера. Единственный путь, о котором мы говорим последние десятилетия – прекратить разделять систему образования на элитный сегмент и все остальные сегменты.

Коллеги, мы помним ряд школ в Москве еще с советских времен, когда появилась возможность приобретать жилье, многие родители, чтобы попасть в ту или иную школу, покупали специально квартиру в этом районе. Ну, это нонсенс.

Еще раз. У нас во всех школах должно быть обеспечено равное или примерно равное качество обучения. Мы говорим про начальную школу.

А. Милкус:
- И еще один вопрос. Есть в положении фраза о льготах для судей, прокуроров и работников прокуратуры. Они поступают по льготам только в школы с интернатами.

Е. Семченко:

- Все правильно. Внеочередное право для детей указанных категорий действуют только для школ с интернатами. Просто в этот порядок мы воедино свели те льготы и преимущества, которые были закреплены в разных законах, в разных нормативных актах, чтобы родители видели…

А. Милкус:

- Я понимаю, но вот нас спрашивают: это сотрудники прокуратуры любые? Секретарь, машинистка, помощник судьи? Или это только люди, которые имеют погоны, условно говоря.

Е. Семченко:

- Эти детали и по работникам прокуратуры, по работникам Следственного комитета, по военнослужащим, по работникам полиции, органов Внутренних дел, они уже детально раскрываются в соответствующих законах, кто это может быть.

Д. Завгородняя:

- Мне бы хотелось понять, допустим, родители узнали, что второго июля ребенок не попал в школу, куда подали документы, что делать родителям? Пошагово. Например, вдруг такое случилось.

Е. Семченко:

- Обратится в муниципальный или региональный орган управления образования. Получить информацию о других школах или если такая информация у родителей есть, подать заявление во втором этапе приема документов.

Д. Завгородняя:

- Я хочу поделиться такой темой. Как мы ни пытаемся устранить такое понятие, как элитная школа, все равно будет у родителей представление, что какие-то учителя лучше, какие-то хуже. Слухами земля полнится. И округа полнится разговорами о том, что какая-то учительница начальных классов очень хорошая…

А. Милкус:

- Вот сейчас сообщение пришло из Новосибирска: «У нас чтобы попасть в престижную школу, надо перед директором на голове постоять!».

Д. Завгородняя:

- Все равно будет понятие престижных школ. Люди все равно будут делить учителей на плохих и хороших

Е. Семченко:

- У нас нет плохих учителей, коллеги! Это неправильный подход. О чем мы говорим?

Д. Завгородняя:

- Как донести это до людей?

Е. Семченко:

- Мне кажется, что любой адекватный взрослый человек это должен понимать по умолчанию. Это же учитель! Как он может быть плохим?! Это категорически неприемлемо!

А. Милкус:

- Спасибо, Евгений Евгеньевич!

Итак, мы говорили о новых правилах приема в школы, в первый класс. Я две секунды прокомментирую. Люди пишут: «Евгений Евгеньевич сказал, что нет плохих учителей. А учитель, нарисовавший двойку на лбу ребенка, хороший?». Нет, не хороший. Поэтому этот учитель уже в школе не работает.

Я хочу поделиться, что делают сейчас в московских школах. Есть привычка, что 1 «А» - хороший. И если ребенка определили в 1 «Г», это вот уже совсем не хорошо. И что делают в Москве, подготовив сильных учителей начальной школы? Идет жеребьевка, мы не знаете, к какому учителю ваш ребенок попадет. Школа выбирает, как говорят сейчас наши подростки, рандомно или случайным образом. И соблюдается справедливость.

Евгений Семченко