Скандальные увольнения педагогов последнего времени: насколько адекватные учителя работают сейчас в школах
А. Милкус:
- В студии Александр Милкус, Дарья Завгородняя. Наш сегодняшний гость – руководитель Московского института развития непрерывного образования Наталья Сченснович. Мы будем разбирать три истории. Три вроде бы абсолютно разных, не похожих друг на друга историй, связанных со школой. В конце, я думаю, мы выйдем на определенные обобщения.
Мы прослушали фрагмент урока в одной из воронежских школ. 25-летняя учительница таким образом воспитывала четвероклассников. Попробуем разобраться, что это была за история, с нашим корреспондентом в Воронежской области Анной Гребенкиной.
А. Гребенкина:
- Действительно, это урок родного языка у четвероклассников в школе № 103 Воронежа. Учительница вместо того, чтобы рассказывать про русский язык, решила прочитать детям лекцию про разводы и о том, как плохо воспитывают детей в неполных семьях. Учительница буквально говорила, что после развода мама только и делает, что ищет нового мужика, приводит одного в дом, потом другого, третьего. И дочери ничего не остается, как брать пример с такой мамы. И, соответственно, так же искать себе мужчину вместо того, чтобы развиваться и расти нормальным человеком.
А. Милкус:
- Меня поразило, что это кто-то записывал. Это уже доведенные до ручки четвероклассники или кто-то из родителей последовал за учительницей?
А. Гребенкина:
- Дети записали. Это было видео, но на нем не было изображения, просто ребенок записал звук, видимо, под партой держал телефон. Девочка вечером потом показала эту запись маме и папе переслала. А папа уже, видимо, настолько пришел в возмущение, что опубликовал это в соцсетях. Я общалась с мамой этой девочки, записавшей фрагмент урока. Насколько я понимаю, была уже такая практика. Ко мне поступил фрагмент аудиосообщения, где эта же учительница кричит на детей просто во время урока. Видимо, чтобы они лучше поняли, она криком заставляет их показывать треугольники, флажки.
А. Милкус:
- Учительнице 25 лет, ее зовут Дарья Толстунова. А вы говорили с руководством школы? Тут у девушки явно есть проблемы педагогические. А может, не только педагогические, но и семейные, психологические. Она же и детей калечит такими своими выступлениями.
А. Гребенкина:
- И школа, и управление образования города очень лояльно отнеслись к произошедшему. Сначала сказали: мы проведем проверку. Но учительница через несколько часов уже написала заявление по собственному желанию, уволилась. Они сказали: мы ничего проверять не будем. Директор тоже, по его словам, утром пригласил учительницу к себе в кабинет, она объяснить ничего не смогла, даже не стала. Я поняла, что директор и не принуждал ее. Он спросил: что произошло? Она сказала: да, я виновата, извините.
Директор увидел две проблемы в произошедшем. Это то, что она отклонилась от учебной программы. Рассказывала про разводы не по учебному плану. И второй момент – этический. Директор отметил, что, конечно, как бы нехорошо. Но вообще в целом никакой трагедии никто в произошедшем не увидел.
А. Милкус:
- Обалдеть. А как с кадрами в этой школе? Посреди учебного года увольняется учительница, которая ведет четвертый класс – младшую школу. Нужно срочно вводить нового учителя. Вы задавали такой вопрос в школе?
А. Гребенкина:
- Конечно. Здесь у нас с учителями, как и с врачами, нехватка, как и во многих регионах России. Дефицит кадров. И школа сокрушается по этому поводу, что нужно будет искать какую-то замену. Это все очень сложно. Но пока они обходятся какими-то заменами внутри коллектива, которые есть. Плюс у нас с пятого по одиннадцатый классы на дистанционке. Возможно, они будут привлекать кого-то из этих учителей.
А. Милкус:
- А куда делался сама Толстунова?
А. Гребенкина:
- Пока она уволилась, ни с кем не контактирует. Наверное, пытается прийти в себя. Не знаю, чем еще она занимается
Д. Завгородняя:
- Есть ли в школе психолог?
А. Гребенкина:
- Разумеется, во всех школах есть школьные психологи, медиаторы, которые должны заниматься разрешением конфликтных ситуаций. И в школе, и в управлении образования сказали, что родители могут обращаться, если они хотят, чтобы их детям психологическая помощь была оказана. Из 35 детей, которые учатся в этом классе, вряд ли кто-то сразу пойдет и воспользуется этой услугой.
А. Милкус:
- Как я понимаю, Дарья спрашивала о психологической помощи учителю.
Д. Завгородняя:
- И детям тоже. Потому что они выходили после этого выступления и рыдали.
А. Милкус:
- Я читал, что выходила, рыдая, и сама Дарья Толстунова. Они друг друга порадовали.
Перенесемся в Санкт-Петербург. Поговорим о более известной истории.
Д. Завгородняя:
- Нашумевшей в соцсетях.
А. Милкус:
- Раскрученной благодаря нынешним информационным технологиям истории с учительницей Серафимой Сапрыкиной, которая совсем не учительница.
Д. Завгородняя:
- И не Серафима, и не Сапрыкина.
А. Милкус:
- Которая читала Хармса, Введенского детям на уроке, которая не читала Хармса… В общем, 33-летняя девушка, скрывшая от руководства школы, что у нее есть судимость, изменившая имя и фамилию, устроилась на работу в знаменитую питерскую гуманитарную гимназию. Потом, спустя полтора месяца после увольнения, она написала пост, который тут же был подхвачен большим количеством не очень вдумчивых, не обладающих критическим мышлением людей. Если кто-то смотрел американский фильм «Хвост виляет собакой» о том, как организуются всякие провокации, как нагнетается обстановка на пустом месте. Дальше можно было с секундомером смотреть, как через три часа после публикации этого поста начали возмущаться, через четыре часа посыпались угрозы в адрес директора гимназии, 80-летней женщины по фамилии Лебедева. Хамство и так далее. Потом, как полагается в нынешнее время, был флешмоб, люди закидывали школу, адреса школы, группу ВКонтакте этой школы стихами Хармса. Потом возникли люди, которые в интернете называются паразитами. Это люди, которые на чужом хайпе пытаются сделать себе какую-то славу и знаменитость. И дальше они уже пишут то, что невозможно читать без уголовного кодекса в руках, навешивая ярлыки и так далее, чтобы попасть в эту струю и тоже набрать себе лайки.
У нас на связи Санкт-Петербург, наш корреспондент Роман Лялин, который всю прошлую неделю потратил на то, чтобы вжиться в образ Серафимы Сапрыкиной. Как сейчас обстановка в школе, которая очень серьезно подверглась информационной атаке на пустом месте. Все официальные расследования привели к тому, что не было никакого урока, обвинений, просто девушка возненавидела директора и решила таким образом избавить от нее школу.
Р. Лялин:
- Вы говорите, что гимназия подверглась информационной атаке. Это так. Но если читать новости. А если не читать новости, то ты не будешь в этом всем крутиться и не будешь об этом задумываться. Так именно и поступили в гимназии. Я опросил учителей, увидел, как отреагировала на все это сама директор. Учителя говорят, что они ходят и смеются над тем, что журналисты день за днем раздувают эту новость и превращают в какой-то скандал.
А. Милкус:
- Здоровый какой-то коллектив в гимназии.
Р. Лялин:
- Да. Они говорят: мы готовимся к ЕГЭ, у нас нет времени, чтобы читать новости и смотреть, что о нас пишут. А сама директор довольно философски отнеслась к этому. Она сказала, что хотела бы поговорить с Серафимой, узнать, почему она так поступила, почему перековеркала ее слова и заявила о том, что она якобы Хармса назвала врагом народа и пособником фашистов. На самом деле такого не было. Не сказать, что у директора стресс или что-то там произошло.
Д. Завгородняя:
- Как учителя относятся к Серафиме? Они ее как-то оценочно характеризуют? Что это был за человек?
Р. Лялин:
- Я поговорил с учителем физики, он говорит, что это начинающий педагог, который допускает ошибки. Если ты допускаешь ошибки, естественно, ты начинаешь выкручиваться. Так и получилось с уроком про Хармса. Как заявил учитель физики, она расписала все у себя на бумажке, но не предусмотрела время. Когда она рассказала ученикам урок, прошло только 25 минут, ей надо было как-то выкручиваться, поэтому она начала заниматься чтением стихов Хармса.
Д. Завгородняя:
- Какая тема урока была?
Р. Лялин:
- Достоевский. Я говорил с учениками, которые были на этом уроке, они сказали, что она вскользь упомянула Хармса и Введенского. Не делала какой-то акцент. Прочитала одно стихотворение – и все. Детям урок показался довольно скучным, неинтересным. Для них он не был запоминающимся.
Д. Завгородняя:
- А за что ее уволили?
Р. Лялин:
- Директор говорит о том, что у них были запланированы одни темы, это Великая Отечественная война, наши победы, герои. Но Серафима решила рассказать про поэтов, про литературу. Она не согласовала это ни с директором, ни с завучем. И из-за этого ее не уволили, а поговорили с ней и сказали о том, что нужно думать, как ты поступаешь. После этого Серафима решила рассмотреть вариант работать в другой школе. Работая в этой гимназии, она ходила на собеседования, директор ее отпускала. Более того, Серафима попросила дать ей возможность не отрабатывать две недели после подачи заявления об увольнении. Гимназия пошла ей навстречу. Как говорит директор, расстались они друзьями. И вот потом спустя месяц появился пост.
А. Милкус:
- А это правда, что на самом деле это директор пригласила на работу Серафиму? Что в такой знаменитой даже на всю страну гимназии не хватало учителей? Серафима говорила, что директор позвонила ей и пригласила на работу.
Р. Лялин:
- Не то чтобы там дефицит кадров. Там довольно специфическая должность. Она заведовала музеем, была педагогом дополнительного образования. То есть она не вела уроки, она вела внеурочные лекции. У Серафимы был опыт. И директор сказала, что она любит молодых, энергичных, кто может внести новую жизнь в их школу.
Д. Завгородняя:
- А что там с судимостью у Серафимы?
Р. Лялин:
- Я так понимаю, что ни одна из трех гимназий, где работала Серафима, не знала о том, что у нее есть судимость. У нее есть справка с Госуслуг о том, что она не судима. Сейчас прокуратура разбирается, почему забылась судимость 2008 года, когда она была не Серафимой, а Симой. Сама Серафима до сих пор отрицает, что у нее есть судимость. Но я нашел всех участников того конфликта. Многие из них не хотят общаться. Но участковый, который разбирался в уголовном деле 2008 года, посмотрел на фотографию Серафимы и подтвердил, что это была именно она под следствием. И она говорила в 2008 году о том, что она не резала человека.
Д. Завгородняя:
- Что она сделала?
Р. Лялин:
- Была вечеринка на квартире. Два мальчика, две девочки. Один из мальчиков начал приставать к подруге Серафимы, Серафима решила за нее заступиться. Он ее ударил кулаком в лицо. За Серафиму заступился ее друг. Началась потасовка. И во время потасовки она увидела, что ее друг и ее обидчик лежат на полу. Серафима взяла нож и всадила два раза в спину своему обидчику.
А. Милкус:
- Интересные люди претендуют на работу в школе.
Наталья, какие у вас ощущения от этих двух историй? Они же идентичны в глубине своей.
Н. Сченснович:
- Конечно. Все эти истории – про незрелость. Вот такую незрелость учителя. Вроде как взрослые люди. В 25 лет человек уже должен быть вроде как взрослым. Но эта незрелость, это непонимание – про что я? Когда я так с детьми разговариваю, когда я выбираю вот эти слова, какую ценность я передаю детям? Про что это? Если мы берем обсуждение первого случая, какую ценность хотела передать учитель?
А. Милкус:
- По-моему, это был просто крик души девушки, у которой нет семьи.
Н. Сченснович:
- Конечно. Она хотела передать ценность, что важно иметь семью. Важно, чтобы семья была полной. Важно, чтобы дети видели, как любят мама и папа. Но что она сделала? Она выбрала такие слова, что подтекст считывался совсем иной. Считывалось, что человек с какой-то травмой, несчастливая любовь, может быть, несчастливое детство. Я-то понимаю, что на самом деле у человека было позитивное намерение, она хотела хорошее донести. Но то, как она это сделала и какие слова она выбрала, говорит совсем об ином.
Д. Завгородняя:
- Она хотела семейные ценности прививать с ранних лет. О чем все говорят.
А. Милкус:
- Но нельзя же в таком истерическом тоне это делать.
Н. Сченснович:
- Естественно. Поэтому незрелость. Незрелый человек выбирает неадекватные способы. И вот этот абсурд, который мы сейчас наблюдаем в этих двух ситуациях, именно об этом. Та же девушка Серафима, эта ее незрелость человеческая позволила ей об этом говорить с детьми, выбрать такие способы.
Более того, если говорить про учителей, то у них нет никакой помощи и поддержки. Если говорить про учительницу из Воронежа, какую помощь оказал этой учительнице тот же директор, заместитель директора и так далее? О чем был разговор?
А. Милкус:
- Из Пермского края есть сообщение: «Проблема в том, что в педвузах не учат, как конкретно работать и общаться с детьми. Детей студенты за весь пятилетний курс обучения видят на практике и на стажировке. Поэтому для учителя это тоже шок, и они, вполне возможно, в такой обстановке начинают заниматься самодеятельностью. Нет программ, нет понимания, с какой интонацией говорить с детьми».
Третья история, которую мы хотим рассказать, из села с замечательным романтическим названием Любовь в Забайкальском крае. Вот что рассказал руководитель корреспондентского пункта компании «Царьград» в Чите Алексей Дмитренко.
А. Дмитренко:
- Ученик школы из села Любовь в Забайкалье вступил в конфликт с учителем истории на почве обсуждения Бородинской битвы 1812 года, назвав Кутузова бездарным полководцем, в том смысле, что он якобы не победил Наполеона в свое время, а Наполеон проиграл не русским войскам битву, а проиграл нашей русской погоде. Потому что не смог выйти из ситуации, когда зимой у них практически все войска замерзли. 15-летний ученик поспорил с преподавателем – хорошим историком, который написал не одну книгу. Потомственный казак. Он стал изгоем для своего села. В селе живет не так много народу, сами понимаете, что Забайкальский край – это достаточно большая территория, на которой далеко не везде даже ловит интернет. И одним из немногих источников информации остается телевидение и газеты.
Мальчишка оказался запутанным в паутине, которую сплел известный блогер Евгений Понасенков, который в свое время написал книгу. В ней говорится о славных завоеваниях Наполеона Бонапарта. Нам известно, что товарищ Понасенков – человек из исторического образования, без научных степеней. Это манипуляции. Но мальчишка, видимо, из-за того, что не нашел других источников информации, взял и открыл первую попавшуюся публикацию, прочитал ее, воодушевился, после чего пошел спорить с учителем. Учитель принес ему публичные извинения после того, как он его пожурил, назвал «блохой».
Другое дело, что вы сами знаете, насколько жестокими бывают школьники. Дети очень жестокие. Мальчик живет в селе Любовь вместе с мамой и бабушкой. Без отца. Его сверстники восприняли это как какой-то вызов и начали обращаться с ним достаточно агрессивно. Сейчас, возможно, для этого начинающего интеллигента как раз та самая агрессивная среда станет новым поводом, триггером для очередного переезда. Сейчас ему очень сложно продолжать обучение в школе, где достаточно терпкое, я бы сказал, отношение к людям, не живущим в едином сообществе – в сельском контингенте.
Более того, было обращение в Следственный комитет с просьбой возбудить уголовное дело в адрес редактора нашей забайкальской газеты, которая вынесла на общественное порицание его личные персональные данные. К сожалению, а может, к счастью, но ровно после того, как редактор нашей забайкальской газеты опубликовал видеоролик, после этого еще вышло несколько статей, да, они провели видеосъемку, это несовершеннолетний ребенок, без разрешения матери, как она это заявляет. Были опубликованы его персональные данные и его мнение по поводу произошедшего. Мальчик объясняет, какие книги он читал, где и когда он познакомился с творчеством Евгения Понасенкова.
Как можно назвать победу Кутузова и России над Францией заслугой погоды или заслугой ландшафтных особенностей, которые в России. Когда человека, который выиграл битву за страну, называют никчемным, бездарным полководцем. Кто такой Понасенков? Блогер. Он сам воевал? Он сам был в строю российской армии? Либо это псевдоисторик, который сейчас начинает на костях наших предков создавать себе популярность. Давайте сначала ответим на эти вопросы. А потом уже будем нападать на мальчишек, которые потом вынуждены переезжать из города в город, чтобы избавиться от дурной славы.
Все понимают, что мальчишка стал жертвой той самой псевдоисторической пропаганды. Ничего против него лично не могу сказать ни я, ни мои коллеги. Очень жаль преподавателя, который уволился. Очень жаль директора школы и всех жителей этого небольшого поселка Любовь. Не хватает интернета, свободного доступа к информации, чтобы она была всеобъемлющая. Сейчас, к сожалению, в Забайкалье сложно с этим. Нет возможности подключаться к интернету. Кто-то что-то черпает откуда-то. А учителя преподают классические программы, предложенные Министерством образования, работая по учебникам, по своим распорядкам. И потом иногда становятся жертвами таких хайпов в интернете.
А. Милкус:
- Вот еще одна история о некой педагогической беспомощности. Насколько я знаю, учитель истории восстановился на работе. Директор сказал, что такого историка не отпустит. Потому что в радиусе нескольких десятков километров в других школах историков вообще нет, а этот историк – бывший трудовик, переквалифицировался. Мы знаем, что у нас много учителей ведут сразу несколько предметов. И хорошо, если одного цикла. А бывает, что ведут ИЗО и обществознание, физкультуру и биологию.
Д. Завгородняя:
- Есть ли у этого учителя потребность исправить ситуацию с ребенком?
А. Милкус:
- Там уже просто мальчика затравили. И мы опять говорим про информационный фон. Надо понимать, как пользоваться интернетом. В истории с Серафимой накинулись на школу. Слава богу, что директор умеет держать удар. А другие бы слегли от травли, от того, что директора обзывали в интернете страшно, грязно. И сама эта Серафима в своих комментариях вела себя так, как порядочный человек себя не ведет. И то же самое в Забайкалье. В эту историю вцепился блогер, которого мы хорошо знаем. И вместо того, чтобы помочь мальчику, потому что понятно, что ты сидишь в Москве, перед экраном и свистишь, чтобы собрать себе публику, чтобы собрать лайки, чтобы обратить на себя внимание.
Д. Завгородняя:
- Ты имеешь в виду Понасенкова?
А. Милкус:
- Да. А в это время мальчик оказался заложником. С одной стороны, не очень грамотный педагогический коллектив или директор школы. Но я понимаю директора, потому что у них нет других учителей. Я специально посмотрел вакансии. На Забайкальский край минимум 400 вакансий учителей. Средняя зарплата – 20-23 тысячи. Где они найдут другого историка? А детям надо ЕГЭ сдавать. У нас проблема в том, что низкие зарплаты, учителя не готовы к конфликтам. Вся история началась с того, что мальчик пытливый, он прочитал книжки. Какие ему попались, те он и прочитал. И он пришел к историку, который сам, я думаю, не семи пядей во лбу в селе Любовь. Как написано в учебнике, так он и преподавал. Как и многие учителя.
Д. Завгородняя:
- Профессиональный учитель отложит эту тему, подготовится.
Н. Сченснович:
- У меня несколько эмоций. Как конфликтолог, скажу, что, конечно, это опять пример абсолютной незрелости, неумения владеть ни своими эмоциями. И главное – не слышать твоего собеседник. Ты услышь этого ребенка, ты сделай ему комплимент: какой интересный поворот! Слушай, я даже не ожидала, что ты прочитаешь эту книгу. Да даже не суть в том, что он говорит. Ребенок просто решил что-то дополнительно почитать.
А. Милкус:
- Читающих детей не так много.
Н. Сченснович:
- Поэтому злость на то, что… Услышь ребенка, сделай ему комплимент. И все будет совсем иначе.
Андрей из Абакана:
- Вы все прекрасно рассказываете, нормальных людей приглашаете. Эти ситуации с нашими ребятишками, любимыми учителями приводите. Это здорово. Но эти ситуации зеркально отражают то, что у нас происходит в правительстве, кто под кем, кто кому занес, не занес, кто кому чего-то сказал. Это прихлебательство и в наших молодых душах у детей с 5 до 15 лет, все это бурлит. Историю надо изучать, а не замалчивать. Ошибка государства и наших правителей в том, что они отнекиваются от истории. У нас правительство в мировом тренде. Кто под английской королевой, кто под другой разведкой.
Д. Завгородняя:
- Слишком много ответственности на нашем правительстве.
А. Милкус:
- Из Кемерово пишут: «Никакой дефицит учителей не оправдывает низкое качество обучения. Надо вывозить детей в хорошие интернаты». Тоже не выход. Была программа «Сельские школы», когда в старших классах вывозили детей в крупные интернаты, оснащенные современной техникой. Проблема более глубокая. Все равно младшая школа оставалась, надо было ею заниматься, надо было ее финансировать и поддерживать. Проблемы в том, что закрывается школа – умирает село. И это социальная проблема, а не проблема Министерства просвещения.
Д. Завгородняя:
- В селе Любовь учителя восстановили, вроде как все хорошо. Проблему замели под ковер. А ребенок остался страдать.
А. Милкус:
- Почему в селе с таким замечательным названием не поступили так, как вы предлагаете?
Н. Сченснович:
- Давайте разберем ситуацию с точки зрения педагогики. Если мы говорим о том, кто такой учитель и зачем он в школе, то, если рассматривать, что он только для того, чтобы передать определенный объем знаний, чтобы ребенок сдал ЕГЭ, то это не тот учитель, который нужен современным детям. И эти ситуации показывают именно это. Учитель – человек, который транслирует очень важные ценности. Если учителю важно, чтобы ребенок захотел больше читать, если важно, чтобы ребенок понимал, в чем ценность семьи, если важно, чтобы ребенок развивал все свои таланты, то и коммуникация была бы совсем иной.
Не только знания. Мы же и во всех стандартах, во всех документах пишем: личность. А это тот человек, который умеет критически мыслить. Как тот ребенок, которому запретили, которого сейчас гнобят, как теперь ему критически мыслить? Непонятно. Например, если мы говорим про осознанный выбор, как в первом случае он может осознанно выбирать, когда ему вдалбливали, что вот только такая может быть картина мира у женщины, которая растит ребенка без мужа.
Д. Завгородняя:
- Обязательно надо мужика искать.
Н. Сченснович:
- Какие коммуникативные ошибки допускают учителя? Рисуют только негативные картинки будущего. Это ошибка, которая не дает человеку, ребенку право выбора, право на различные сценарии жизни. Понятно, жуткий страх учителя говорит об этом.
Учителя не дают детям право просто говорить. Они говорят сами. Не задают вопросы. Они убеждают, говорят про смыслы: тебе это нужно, тебе это важно, ты это должен. Но ты хотя бы спроси у ребенка: а что ты хочешь?
Д. Завгородняя:
- А ребенок может сказать что-то неожиданное. Это надо обсудить. У детей свое мнение, они могут сломать твой план урока.
Н. Сченснович:
- И радоваться тому, что могут все сломать. Просто потому что таким образом я, как учитель, сейчас породил ситуацию, где они научаются мыслить, где они критически относятся ко всему, что я говорю. И именно благодаря этому такие дети слова таких «инфоцыган», как тот же Понасенков, они будут фильтровать. Они будут понимать: нужно – не нужно. Только благодаря учителю, который не боится сломать ту структуру, которую он заготовил заранее.
А. Милкус:
- А где взять таких учителей? По данным РАНХиГС, Центра непрерывного образования, скрытая нехватка учителей 18 процентов. Когда учителя работают на больше двух ставок, совмещают кучу предметов. Вроде бы вакансии закрыты. Но на самом деле это нехватка учителей. Понятно, что задерганный учитель, который сорок часов в неделю работает горлом, не может так, как вы говорите, относиться к детям. Ему надо отчитать, передохнуть десять минут и снова читать предмет. Как только кто-то появляется, кто задает неправильные вопросы, на которые надо сообразить, как ответить, это сразу выбивает из колеи.
Н. Сченснович:
- Абсолютно верно. И дело не только в том, что есть вопросы, которые нам неподконтрольны. Где найти таких учителей – это вопрос, на который я не могу ответить. Но я точно могу сказать, что одному учителю невозможно при такой нагрузке развивать такие компетенции. А для тех вузов, колледжей, которые готовят учителей, конечно, важно вводить такие программы как психология общения, конфликтология. Но только не теория, что такое конфликт. Они это и сами могут почитать. А вот эти практические занятия, на которых учителя отрабатывают просто фразы, варианты ответа. Когда ребенок говорит: а зачем мне ваш предмет? И что сказать? Это практика, когда ты понимаешь, как тебе реагировать, чтобы и отношения сохранить, и так, чтобы не как в этом селе Любовь получилось с этим парнем, а чтобы породить его дальнейшее желание задавать такие вопросы. Это нужное, важное качество.
Д. Завгородняя:
- Нужно ли учителю вырабатывать какой-то комплекс защитных мер от интернета и интернет-фейков в пределах своего предмета?
Н. Сченснович:
- В целом учителю очень важно выстраивать такую границу вокруг себя, вокруг своих личных границ, в данном случае психологически. И против всяких интернет-фейков и так далее. Но для этого надо иметь определенную смелость заявлять о своей позиции, иметь эту позицию, иметь свои ценности, говорить об этом.
А. Милкус:
- Не поддавать под позицию других. Мы проводили исследование, 23 тысячи человек были опрошены, 72 % учителей сказали, что они так или иначе подвергались буллингу, травле со стороны учеников.
Н. Сченснович:
- Смотря что называть травлей. У меня была консультация с учителем. Она говорит: как реагировать? Я иду к врачу, это начальная школа, ученик говорит мне вслед: она идет к ветеринару. Как мне теперь реагировать? Слушайте, у учителя просто нет даже понимания, что иногда можно просто пошутить. А она считает, что это буллинг. Может быть, он даже не знает, кто такой ветеринар. Это первый класс.
А. Милкус:
- Они прекрасно знают. Но надо уметь реагировать.
Н. Сченснович:
- Конечно. Где-то пошутить, где-то остановить резко, отрезвить человека. А где-то не заметить. И это тоже будет большой комплимент учителю. Все очень неоднозначно в коммуникации, в конфликтологии. Что мы подразумеваем под буллингом.
Д. Завгородняя:
- У меня иногда возникало ощущение, что меня травят, когда я перед классом. Что они все расшалились, никто не слушается. Вы меня не уважаете. Что вы, мы вас уважаем. Они меня на переменах душили в объятьях. А потом не слушаются. Это буллинг? Определенно не буллинг.
Н. Сченснович:
- Надо радоваться тому, что дети хотят общаться. Особенно если мы говорим про подростков. Просто потому, что это ведущий вид их деятельности. Если мы видим, что, ага, начиная с третьего класса они больше не хотят учиться, а хотят больше общаться, радуйтесь, ваш ребенок просто взрослеет. Это первый момент. И второй момент: а что мы делаем на уроке, чтобы закрывать их потребность в общении? Мы заставляем их слушать себя? Или мы организуем работу в группах, чтобы они высказывали свое мнение? Это тоже важный момент.
А. Милкус:
- Разговор сложный. Очень надеюсь, что через неделю к нам придет Александр Мурашов, чей фильм «Я встретил тех, кто меня травил» взорвал интернет. Это очень трогательная и пронзительная документальная работа о травле Александра.
Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!
Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.