«Знания - вне политики!?». Перспективы приемной кампании для российских и зарубежных студентов
А. Милкус:
- Здравствуйте. Как всегда в это время Александр Милкус и Дарья Завгородняя, программа «Родительский вопрос». Сегодня мы будем говорить о важных вещах для абитуриентов и родителей абитуриентов этого года и ближайших лет. Много очень важных изменений. И очень интересные тенденции, которые происходят с развитием нашего высшего образования в последние годы. Наш эксперт сегодня – Олег Лешуков, руководитель лаборатории «Развитие университетов» Института образования Высшей школы экономики.
Для начала я хотел бы предложить абитуриентам, их родителям взять ручку. Сейчас я расскажу о важных изменениях, которые будут в 2022/2023 учебном году.
Начиная с 2022/23 учебного года:
1. Вузы будут в обязательном порядке принимать документы от поступающих тремя способами: лично, по почте и в электронной форме, в том числе через Суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Каждый поступающий сможет выбрать удобный ему способ, что повысит доступность поступления.
2. Будет предусмотрена возможность выбора поступающими нескольких предметов по вступительному испытанию и использования лучшего результата. Это важно для абитуриентов, еще не знающих результатов ЕГЭ на момент подачи документов в вуз, поскольку позволит им использовать их максимальный результат.
3. Изменен порядок приема на базе среднего профессионального образования. Выпускники профессиональных образовательных организаций будут поступать на основании профильных вступительных испытаний или по результатам ЕГЭ. Это позволит, с одной стороны, усилить связь между направленностью имеющегося у поступающих СПО и профилем выбираемого ими высшего образования.
4. В качестве индивидуальных достижений будет учитываться не только золотой знак ГТО, но и серебряный, и бронзовый. При этом награждение знаком ГТО можно будет подтвердить не только удостоверением, но и заверенной выпиской из приказа Минспорта России. Это важно для ребят, которые не успели получить удостоверение до подачи документов в вуз.
5. Вузы смогут учитывать в качестве индивидуальных достижений любые самостоятельно проводимые мероприятия, которые направлены на выявление талантливых и одаренных детей. Мы идем к портфолио, когда вузом при приеме учитывается и история ребенка, и все его достижения за 11 лет.
Есть типовые правила приема, разработанные Минобрнауки, но каждый вуз их подгоняет под свои интересы.
Д. Завгородняя:
- Олимпиады будут учитываться?
А. Милкус:
- Олимпиады обязательно учитываются. Порядок учета как всероссийской, так и вузовских олимпиад остался прежним.
Начиная с 2021 года вузы могут вести прием на программы не только направлениям подготовки, но и в формате многопрофильного конкурса, то есть приём по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки, либо приём по нескольким специальностям одновременно. Новая аббревиатура – УГСН. Данная возможность существенно расширяет для абитуриентов возможности поступления, особенно когда абитуриент ещё не определился со своей будущей специальностью. Так же это позволяет вузам создавать и реализовывать современные образовательные программы на стыке разных направлений подготовки, а также более гибко проводить приемную кампанию в вузе в целом.
Опыт реализации такого механизма небольшой, но мы считаем, что возможность поступления на УГСН позволяет студентам в будущем сделать более осознанный выбор специальности. Конечно, немаловажным является и работа работодателя со студентами с целью привлечения в ту или иную профессию.
Это мягкая технология выбора человеком своего жизненного пути. Это развитие решения «2+2+2». Два года – общая подготовка в вузе, в бакалавриате или специалитете, потом два года вы можете специализироваться, два года в магистратуре получать углубленные знания как ученые, профессионалы, преподаватели. Шесть лет дается на то, чтобы можно было настроить себя в понимании, куда ты хочешь идти дальше. Чтобы человек, выходя на рынок труда, уже имел определенные навыки, опыт и мог работать по специальности. Раньше молодой человек приходит на предприятие, ему говорили: забудьте все, чему вас учили в вузе, мы вас сейчас научим, как правильно. Вот для того, чтобы не было вот этой потери, чтобы можно было ребятам сразу выходить за работу и получать зарплату приличную, такая вот история происходит.
Недавно ВШЭ и Министерство образования и науки представило новый мониторинг качества приема. Он проводится уже больше десяти лет и показывает общие тенденции развития нашего высшего образования. Куда мы идем? Какие общие тенденции? Куда мы развиваемся? Одна из важных историй – все больше становится бюджетных мест.
О. Лешуков:
- Да, действительно, Высшая школа экономики при поддержке Министерства образования и науки уже больше десяти лет проводит мониторинг качества приема, где собираются и анализируются данные с сайтов университетов о том, какие есть основные показатели приемных кампаний. Да, действительно, последние два года есть устойчивая динамика увеличения бюджетных мест и увеличения контрольных цифр приема. Это заявленная политика Минобрнауки. В приемную кампанию 2021 года количество бюджетных мест выросло на 9 процентов.
А. Милкус:
- Я внимательно прочел весь документ по мониторингу. Там говорится, что в совокупности количество бюджетных мест увеличивается. Однако на направлениях: экономика, менеджмент, транспортные средства, сфера обслуживания, строительство, - бюджетные места сокращаются. Строительство – вообще убыточное направление, внебюджетного набора на него практически нет. Зато увеличивается количество мест на инженерные специальности, на науку. У вас в документах было написано, что бюджетные места сокращаются – экономика, менеджмент и юриспруденция, а желающих поступить на эти специальности меньше не становится. Поэтому там растет прием на внебюджетные отделения.
О. Лешуков:
- Действительно, это так. Эта тенденция продолжается довольно значительное время. Когда контрольные цифры приема, что называется, произошел такой маневр, когда они стали выделяться больше на группы направлений, связанных с инженерной подготовкой, IT, педагогикой, здравоохранением и так далее. И это компенсировалось сокращением на эту триаду – социально-гуманитарные и экономические направления.
Мы видим, что на специальности, связанные с IT, в среднем в этом году бюджетные места выросли на 11-17 %, по сравнению с прошлым годом, в зависимости от специальности. Очень сильно выросли КЦП на отрасли, которые наиболее востребованы на региональных рынках труда. Это медицина и педагогика – 15 и 17 % соответственно. Увеличился бюджетный прием на строительство. Те отрасли, которые составляют базовую инфраструктуру социального сектора региональных экономик.
При этом платежеспособный спрос населения на специальности экономики, права, менеджмента не сокращается, он остается стабильным. И даже в этом году на право выросли внебюджетные места. То есть люди по-прежнему готовы, родители хотят, чтобы их дети учились на направлениях этой триады. И они готовы за это платить, даже с учетом пандемии, сложностей другого характера.
А. Милкус:
- Спрос на экономику и юриспруденцию очень высокий. А насколько эти ребята, закончив вузы, потом в состоянии затраты семей на обучение вернуть? Насколько высокие зарплаты? Насколько эти специалисты востребованы на рынке труда?
О. Лешуков:
- Сложно сказать, насколько это оправданно. Это хороший и крайне востребованный исследовательский вопрос – попытаться сопоставить распределение приема с показателями трудоустройства. Но базово – решение принимают родители и абитуриенты. И часто их восприятие рынка труда, спроса и жизненной успешности до сих пор в значительной степени связаны именно с направлениями экономики, права, менеджмента.
Если говорить про крупные города, конечно, там нет сложности с трудоустройством выпускников сильных университетов по этим направлениям. Спрос на них устойчивый, сохраняется. Пока нет оснований полагать, что сильно будут сокращаться платные места на эти направления. Это подтверждается тем фактом, что, если посмотреть на баллы ЕГЭ поступивших, на какое отделение они пошли – платное или бюджет, в принципе, по объему мест, которые есть в системе высшего образования, все платники могли бы претендовать на бюджетные места по другим направлениям.
А. Милкус:
- В вузах похуже?
О. Лешуков:
- В вузах похуже, либо по другим направлениям, где не настолько высокий конкурс и балл ЕГЭ. Важный нюанс, что семьи, даже имея возможность не платить за образование своих детей, все равно готовы платить.
Д. Завгородняя:
- А какие направления не престижные, но бюджетные?
О. Лешуков:
- Наименьший спрос на специальности, связанные с сельским хозяйством, с рыбным хозяйством. Возможно, сейчас ситуация будет меняться. Некоторые инженерные направления до сих пор тоже не имеют высокого спроса. Например, транспортные средства, там в среднем бал ЕГЭ меньше 60. Пищевые технологии.
А. Милкус:
- Если мы говорим про сельскохозяйственные вузы или академии, далеко не на все направления берут троечников или хорошистов. Ветеринария – ох, какой там конкурс! Там не так просто поступить. Может, на агрономию сейчас поменьше спрос.
Тенденция увеличения бюджетных мест была и год назад, и два года назад, и три года назад, и даже лет пять назад увеличивали количество мест на инженерные специальности. На некоторые специальности даже не удавалось набрать в прошлом году бюджетников в первую волну. Некоторым вузам разрешили добор в сентябре. Данные вашего мониторинга говорят, что в вузы брали всех, у кого преодолен минимальный порог. По-моему, это не очень хорошая тенденция. Зачем нам инженер из школьного троечника? Может быть, здесь должна быть более тонкая настройка у Министерстве образования при формировании КЦП – контрольных цифр приема.
О. Лешуков:
- Действительно, это самый сложный и дискуссионный вопрос. Когда мы увеличиваем одни направления подготовки, требующие более сложных вступительных экзаменов, та же физика и химия, конечно, это связано с тем, что изначальные знания абитуриентов чаще ниже, чем на другие направления подготовки. Есть зависимость. Чем больше бюджетных мест выделяется, тем меньше средний балл ЕГЭ бюджетного приема можно ожидать. Результаты этого года показали, что, если мы посмотрим, в целом балл бюджетного приема немного по стране снизился, на 0,5.
А. Милкус:
- Возможно, это просто погрешность.
О. Лешуков:
- Часто воспринимают эту цифру, что именно падение. На самом деле это статистическая погрешность, во-первых. Во-вторых, можно сказать, что это означает, что те ребята, которым в прошлом году не хватило всего 1-2 баллов для того, чтобы поступить на бюджет на эти направления, в этом году смогли на них претендовать.
А. Милкус:
- Хочу озвучить еще одну справку от коллег из Минобрнауки. Вчера пришла информация, что проходит согласование проект постановления «Об утверждении особенностей приема на обучение по основным образовательным программам в 2022 году». Эти особенности будут затрагивать тех ребят, которые учились в заграничных вузах. Постановлением регламентируется, в том числе, порядок приема в порядке перевода граждан Российской Федерации, которые вынуждены были прервать свое обучение в иностранных образовательных организациях в российские вузы. Постановлением устанавливается, что прием таких ребят, осуществляется на вакантные бюджетные места и (или) на места по договорам об оказании платных образовательных услуг с 100 % компенсацией стоимости обучения за счет средств вуза. Даже если студенты уехали из зарубежных вузов, не успев получить документы о полученном образовании, они могут обратиться в приемные комиссии.
При этом мы понимаем, что в связи с недружественными действиями иностранных государств многие наши возвращающиеся сограждане могут испытывать сложности с получением документов о предшествующем образовании, документов об обучении в иностранных организациях, документов об отчислении из иностранных организаций. Поэтому Особенностями предусматривается возможность приема таких ребят без представления ими, с последующим предоставлением недостающих документов до окончания обучения в организации.
Тем ребятам, кто только планирует переводиться в отечественные вузы, необходимо подобрать любой государственный вуз, реализующий соответствующую программу, и обратиться туда с заявлением о переводе и необходимыми документами (при наличии). Все вузы получили установку оперативно их отрабатывать и во всех возможных случаях обеспечивать немедленный допуск таких ребят к занятиям.
Будут ли сформулированы правила приема для студентов из ЛНР и ДНР? Подготовлен проект постановления «Об утверждении особенностей приема на обучение по основным образовательным программам в 2022 году». Он затрагивает и прием граждан ЛНР и ДНР как через прием на первый курс на 2022/23 учебный год, так и в порядке перевода.
Согласно постановлению, прием граждан ДНР и ЛНР будет осуществляться в соответствии с квотой правительства для иностранных граждан. Они могут обратиться в любой вуз Российской Федерации по своему направлению подготовки и быть зачисленными на бюджетные места либо на места с компенсацией стоимости обучения за счет вузов.
Не нужно ждать начала нового учебного года, можно обращаться в приемные комиссии вузов уже сейчас.
В столице подсчитаны специальности, которые обеспечивают высокий заработок даже сейчас. Это экономист, менеджер, который связан со строительством. Для тех, кто поступает на инженерные специальности, балл невысокий. И это уже тенденция последних лет. Как должны развиваться вузы, чтобы решить эту проблему? На IT-специальности конкурс высокий. А на инженерные – не очень высокий. Программа развития университетов «Приоритет 2030» как может сказаться на этой тенденции?
О. Лешуков:
- Высокий или низкий конкурс – нужно понимать простую вещь. Ситуация очень неоднородная. И не только в рамках всей страны, между регионами, но и даже внутри одного вуза может быть принципиально разный спрос на специальности схожие либо даже одной укрупненной группы специальностей. Что мы видим по баллам ЕГЭ и по качеству? С одной стороны, мы видим, что у нас ситуация становится более позитивной, потому что у нас больше поступает абитуриентов с баллом ЕГЭ выше 80.
А. Милкус:
- То есть это отличники.
О. Лешуков:
- Самые талантливые отличники. У нас четверть всех поступивших по факту – высокоталантливые отличники. Причем среди коммерческих мест такой процент 13 % поступают с баллом ЕГЭ выше 80. Те, кто поступает на платные места с баллом ниже 56, это крепкие троечники, таких в среднем 16-18 %. И дальше в зависимости от специальности это распределение у нас может меняться. С точки зрения конкурса и того, падает качество либо растет, нужно смотреть на отдельные направления. Мы видим, что ситуация в целом более-менее стабильна.
У нас за последние два года четыре-пять направлений, где балл ЕГЭ меньше 60. Это условная граница перехода от тройки к четверке. И таких направлений всего пять. Причем это баллы ЕГЭ вместе – и бюджетного приема, и платного. Впервые с этого года в мониторинге балл считается вместе. Внутри даже одной учебной группы по одному направлению может быть очень серьезный разрыв в качестве подготовки между теми, кто поступил на бюджетные места и на платные. В одной группе может учиться студент с баллом ЕГЭ 75 бюджетник и платник с баллом ЕГЭ 58. Как адаптировать образовательный контент, программу под такой большой стартовый разрыв компетенций?
С этого года мы считали совокупный балл ЕГЭ бюджета и приема. И пять направлений, которые ниже 60: это управление водным транспортом, пищевые технологии, транспорт, морская техника и сельское и рыбное хозяйство. До 60 совсем немножко недотягивают. Ситуация еще три-четыре года назад была хуже. Там было гораздо больше направлений с меньшими баллами. Мы видим здесь сравнительно позитивный тренд, что ситуация выправляется. Нужно наблюдать дальше, насколько эта ситуация стабилизировалась.
Если говорить о том, что вуз может делать, да, вы верно сказали, что сейчас программа «Приоритет 2030» заточена на это. В ней участвуют более ста вузов. С одной стороны, это много. С другой стороны, от всей совокупности государственных вузов это четверть. Не все вузы охвачены этой программой. Есть попытка расширять новые форматы инженерной подготовки, через проектное обучение, через вовлечение представителей реального сектора и практиков в образовательные программы.
Совокупность и больших программ, таких как «Приоритет 2030», есть отдельная большая инициатива – «Передовые инженерные школы», это очень селективная программ поддержки наиболее прорывных программ и школ инженерной подготовки в российских вузах. Она должна запускаться в ближайшие месяцы. Комплекс этих мероприятий сейчас активно направлен на работу с инженерными специальностями.
А. Милкус:
- Можем ли мы рекомендовать абитуриентам при подаче документов обращать внимание, входит ли вуз в программу «Приоритет 2030»? Какие перспективы есть у тех, кто будет учиться в этом вузе? Это те вузы, на которые делает ставку правительство, которые будут в ближайшие годы развиваться опережающими темпами.
О. Лешуков:
- Конечно, можем и должны.
А. Милкус:
- В чем заключаются основные задачи вуза, который вошел в проект «Приоритет 2030»?
О. Лешуков:
- Внутри этого проект есть три группы университетов. Одна группа, которая получает базовую поддержку, это вузы, которые должны стимулировать свои внутренние изменения с точки зрения развития образования, научной деятельности. Есть группа исследовательских вузов, которые должны заниматься прорывными исследованиями и разработками. Есть группа отраслевых и региональных лидеров – вузы, которые должны адаптировать свое образование и науку под запросы регионов. Программа поддерживает изменение развития образовательных программ, запуск новых исследовательских направлений, которые должны быть связаны, в первую очередь, с региональными локальными рынками труда и со спросом национальной экономики на новые исследования и разработки.
А. Милкус:
- Если вы будете поступать, спросите в приемной комиссии, входит ли ваш вуз в направление «Приоритет 2030».
Д. Завгородняя:
- Таких вузов в регионах 60 %.
А. Милкус:
- Эти вузы должны обеспечить подготовку кадров для развития региона. Расскажите про возможности поступить на более укрупненную группу специальностей и направлений. Далеко не все вузы сейчас готовы широко раскрыть двери для абитуриентов.
О. Лешуков:
- Дарья сказала про 60 % вузов в регионах. То увеличение контрольных цифр приема – 9 % в этом году, очень важный и принципиальный момент, что большая часть этих дополнительных мест выделялась и выделяется в региональные университеты. Это не Москва и не Петербург. В среднем прирост дополнительных мест в два-три раза выше в регионах, чем в двух столицах. И это важный тренд поддержки высшего образования в регионах, для сдерживания образовательной миграции.
А. Милкус:
- А насколько соответствует увеличение количества мест повышению качества преподавания в этих региональных вузах? Мы знаем лидеров – Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Но таких университетских центров у нас пять-шесть в стране.
О. Лешуков:
- Ситуация разная. Есть университеты, в которых существенный прирост бюджетных мест приема не только не снизил балл ЕГЭ, но даже они смогли его повысить. И это абсолютно позитивная история, когда вузы наращивают и прием, и качество этого приема. Есть вузы, где балл ЕГЭ существенно снижается. Таких вузов не так много.
А. Милкус:
- Как будет осуществляться контроль за этими вузами? Я вам дал дополнительные места, а вы набрали троечников. Государству это не нужно, для региона это не очень хорошо.
О. Лешуков:
- Тут есть разные ответы. Есть процедура мониторинга эффективности вузов. Ежегодные наблюдения за университетами, где в том числе смотрят на балл ЕГЭ, как он меняется. Прямо сейчас меняется система и модель аккредитации университетов, образовательных программ, там новые требования, в том числе качественные требования появляются, показатели аккредитации новые вводятся. Все это направлено на поддержку и помощь вузам с точки зрения реализации образовательных программ. Там будет отдельный блок, связанный с поддержкой университетов в рамках этой новой системы.
Отдельные программы, такие как «Приоритет 2030», другие инициативы, они в том числе включают в себя не только поддержку вузов, которые участвуют в этих программах, но стимулируют кооперацию этих университетов с другими вузами страны. Там отдельными блоками есть вещи, связанные с консорциумами, с распространением лучших педагогических, дидактических, исследовательских практик во всей образовательной системе. Это тоже важный тренд для поддержки методик и качества преподавания.
А. Милкус:
- А как коррелирует развитие университетов с той тенденцией, что все больше и больше девятиклассников уходит в колледжи? По последним данным, 50, а в некоторых регионах и 60 процентов уходят в колледжи, не больше 7-12 % потом из них поступают в вузы. Количество выпускников школ, которые претендуют на высшее образование, не растет такими темпами, чтобы существенно увеличивать количество бюджетных мест в вузах.
О. Лешуков:
- Мы должны понимать, что мы, начиная с 2019 года, наконец-то выходим из демографической ямы возрастов поступления в университеты 17-18 лет. Мы падали на протяжении десяти лет, когда в том числе наша сеть вузов сокращалась. И КПЦ сокращались. Сейчас демография идет вверх. И становится больше 17-18-летних. Поэтому в том числе КЦП должны отвечать этому. Мы видим уникальную ситуацию, впервые за последние 25-30 лет с 2020 года уход девятиклассников в СПО превысил прием в университеты.
Есть ряд исследований, есть три основных ответа. Первое. Часть семей уходит в колледжи, чтобы там получить образование и дальше перевестись в университеты, не сдавая ЕГЭ. И в среднем это 15 %, в зависимости от региона. Второе. Мы видим, что этот всплеск связан, в том числе, с вопросами экономической доступности высшего образования для семей. То есть те, кому сложнее платить за высшее образование, выбирают уход в колледжи, СПО.
А. Милкус:
- Даже если они учатся на бюджетном отделении, на стипендию не проживешь. Нужно либо подрабатывать, либо чтобы семья помогала.
О. Лешуков:
- Особенно если это переезд в другой город на обучение. Это большие издержки для семьи.
Третье. Существенный вклад оказывает и государственная политика развития сектора СПО. Движение WorldSkills, обновление материальной, инфраструктурной базы колледжей, отдельные программы, направленные на поддержку колледжей, сейчас есть программа профессионалитета. Это влияет на то, что повышается и спрос, и престижность этих направлений. Мы видим, что спрос на квалифицированных рабочих и рабочие специальности растет. Очевидно, что он будет продолжать расти.
Д. Завгородняя:
- При этом на рынке дефицит рабочих специальностей. Он не восполняется.
О. Лешуков:
- Это же нельзя решить за год. Это не так быстро происходит. В некоторых отраслях дефицит сокращается. Превышение приема в СПО над вузами произошло два года назад. Я думаю, что мы через год-два, если эта тенденция будет сохраняться и увеличиваться, мы будем видеть все больше людей, выходящих на рынок труда с рабочими специальностями.
А. Милкус:
- Акцентируйте внимание на тех специальностях и направлениях подготовки вузов, где увеличивается количество бюджетных мест.
О. Лешуков:
- Два больших направления. Первое – все, что связано с обеспечением цифровой трансформации, IT, информационной безопасностью, математикой. Второе – специальности, связанные с обеспечением региональных рынков труда. Педагогика, медицина, строительство.
А. Милкус:
- Гуманитарии нам пока в большом количестве не нужны.
О. Лешуков:
- Это бюджетные места.
А. Милкус:
- Какие предметы нужно учить для того, чтобы быть успешным?
О. Лешуков:
- Сложный вопрос. Нужно много предметов знать хорошо. Но по этим направлениям – математика, физика, биология, химия, русский язык являются важнейшими с точки зрения приема на бюджетные места.
А. Милкус:
- Спасибо.