Работа летних лагерей после двух лет пандемийных ограничений: как наши дети будут отдыхать этим летом

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
Александр Милкус вместе с организатором детского отдыха Матвеем Шпаро и руководителем управления образования Всероссийского детского центра «Смена» Натальей Лойко рассказывают, как будет организована работа летних лагерей в этом году

А. Милкус:

- Здравствуйте! «Родительский вопрос» и я – Александр Милкус. И сегодня мы поговорим про детский отдых. Весна, пора уже собираться в лагеря или куда-нибудь на выезды. Мы поговорим сегодня с Матвеем Шпаро, путешественником, человеком знаменитым в путешествующих кругах. И организатором детского отдыха. И еще у нас на связи Наталья Александровна Лойко, руководитель управления образования всероссийского детского центра «Смена».

Как правильно организовать детский отдых? Матвей, последние два года отдых был у нас достаточно ограниченный из-за пандемии. Сейчас министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что мы возвращаемся к той ситуации, которая была до пандемии. И все детские лагеря должны заработать и так далее.

Но вопрос: заработают ли они? Могут ли заработать? Удастся ли их реанимировать? И как родителям выстраивать стратегию отдыха своего ребенка? Мы берем не старшеклассников, а третий-четвертый класс и среднюю школу.

М. Шпаро:

- Я думаю, что пандемия и те документы, которые возникли во время пандемии, они, конечно, очень сильно подкосили всю историю, индустрию детского отдыха и туризма. Даже несмотря на то, что в этом году будет уже второй год подряд, когда правительство запускает программу детского кэшбэка, все равно мы не сможем в этом году полностью реанимировать то, что в пандемию…

А. Милкус:

- То есть, столько же ребят, сколько было до пандемии?

М. Шпаро:

- Если говорить о количестве ребят, наверное, сможем. Если говорить о системе и некоей инфраструктуре, то не сможем. У нас есть организация отдыха и оздоровления. Некое законодательство говорит о том, что появились такие организации. Это детские лагеря разного типа. Есть хорошие лагеря федерального значения типа «Артека». «Орленка», «Океан», та же «Смена». Это столпы, на которых все держится. Дальше есть обычные круглогодичные или корпусные детские лагеря, на базе которых реализуется много разных интересных программ. Эти лагеря есть в Краснодарском крае, в Подмосковье, в Ленинградской области, во всех регионах они есть. А еще есть организации отдыха и оздоровления, которые называются палаточные лагеря. Это там, где ребята проживают в спартанских условиях, но зачастую там реализуются очень хорошие и интересные по содержанию программы.

А. Милкус:

- Поближе к природе.

М. Шпаро:

- Да. И палаточные лагеря, к сожалению, почти полностью во время пандемии были истреблены.

А. Милкус:

- Потому что законодательные нормы были такие, что организовать их без нарушений было невозможно.

А. Милкус:

- Да. И если до пандемии таких лагерей было 15 тысяч, то в прошлом году их осталось 75 штук.

А. Милкус:

- Практически мы выжгли потрясающее направление каленым железом.

М. Шпаро:

- Конечно. И в прошлом году тот самый кэшбэк – это когда родители покупают путевки в официальные организации отдыха возвращается 50% от стоимости, но не более 20 тысяч от стоимости путевки, фактически государство дотирует на 20 тысяч и стимулирует детский отдых. Это очень хорошая история.

Но в прошлом году из этой программы палаточные лагеря были вычеркнуты, хотя они находятся в том же реестре, что и обычные лагеря. И они абсолютно такие же.

В этом году правительство взглянуло обратно на палаточные лагеря и в свое постановление внесло историю о том, что если ты едешь в палаточный лагерь, то тоже можешь попадать под детский кэшбэк.

А. Милкус:

- Мы же говорим не о том, что финансирование изменилось. Мы говорим о том, что палаточные лагеря вынуждены были закрывать, потому что нормы Роспотребнадзора были таковы, что их исполнить было невозможно.

М. Шпаро:

- Конечно.

А. Милкус:

- Помню, там должны были быть чуть ли не огнетушители…

М. Шпаро:

- Нет, я не думаю, что нам сейчас надо останавливаться на каких-то деталях, чего там и как должно было быть. Основное ограничения было связано с ковидом. Все остальное люди понимают, как с этим нужно работать. И ковидные ограничения сейчас полностью сняты. И лагеря обычные могут стопроцентно быть загружены, и палаточные могут открываться. Но я не уверен, что программа детского кэшбэка, ее достаточно, чтобы реанимировать палаточные лагеря. Помимо палаточных лагерей у нас существует огромное количество обычных лагерей, которые не смогли выжить за эти два года пандемии. И их вынуждены были люди или продавать, или перепрофилировать, или еще что-то. Я думаю, может, если государство не будет заниматься формализмом, а посмотрит на реальное состояние дел, может, осенью будут приняты какие-то другие программы, которые будут позволять развивать структуры.

А. Милкус:

- А нам надо летом детей оздоровить!

М. Шпаро:

- Я думаю, что летом для детей много хороших возможностей. И пока еще лето не началось, это возможности тают, но они есть.

А. Милкус:

- Ваши советы. Как правильно выстроить стратегию отдыха? Если я, как родитель, готов отправить ребенка в палаточный лагерь, в какое-то путешествие, что мы посоветуем? Возраст, навыки должны быть, чтобы я был спокоен. Мы же знаем, что палаточные лагеря начали зачищать после трагедии в Сямозере, когда ребята ушли на лодке и не вернулись.

М. Шпаро:

- Да, была большая трагедия.

А. Милкус:

- Но при этом я понимаю, что для ребенка приобретения навыков походных или палаточных, это важный жизненный опыт.

М. Шпаро:

- Вот это большое заблуждение. Когда мы говорим о том, что ребенок попадает в некий палаточный лагерь и совершает активные путешествия, то у него, все-таки, развиваются не столько походные навыки, сколько всякие разные другие.

А. Милкус:

- И всякие разные другие.

М. Шпаро:

- С моей точки зрения, в основном другие, а походные постольку поскольку. Потому что мы его туда отправляем не для того, чтобы он научился ставить палатку, разжигать костер. В обычной жизни ему это никаким образом не пригодится. Поэтому правильно и хорошо организованное путешествие должно ставить перед собой другие задачи: делать так, чтобы ребенок становился лучше с точки зрения своих социальных навыков: у него развивается общение, повышалась самооценка. Необходимые социальные компетенции, которые необходимы в двадцать первом веке, чтобы именно они развивались.

Второе. Чем он должен обладать, чтобы отправиться в такой палаточный лагерь. О чем должны думать родители? У моего отца, у Дмитрия Юрьевича есть два палаточных лагеря. Один находится в Карелии, другой – в Краснодарском крае. 20 лет они существуют и все эти годы туда приезжают ребята и путешествуют. Мы в течение последних двух лет отказались от понятия проведения палаточного лагеря в связи с пандемийными историями и в связи с тем, что открыть палаточный лагерь крайне сложно. И сказали, что у нас не палаточный лагерь, а детские активные туры. Когда ребенок не находится в некоем постоянном месте, а сразу берет рюкзак и отправляется на маршрут. Он сразу начинает двигаться. Или садится на катамаран и начинает путешествовать по реке. У нас такие детские активные туры, походы.

Мне кажется, что очень важно, чтобы родители, посылая своего ребенка в такой тур, в активный тур, чтобы они думали не о том, как им хорошо было в советское время, когда они сами ходили на байдарках, а спрашивали у ребенка: а ему хочется отправиться в такую историю, где достаточно спартанское питание, спартанское проживание, еще что-то, сложно, трудно, надо куда-то вставать, надо постоянно куда-то идти. Или ему хочется заниматься, не знаю, робототехникой? Вот если ребенок скажет, что ему хочется заниматься робототехникой, то надо ему искать хороший тематический профильный лагерь, когда он будет жить в корпусах и строить из лего каких-то роботов.. И ему будет от этого гораздо лучше и пользы он вынесет гораздо больше.

Я уверен, что точно так же, как мы говорим про допобразование, у нас в системе образования есть шесть направлений дополнительного образования. Туристско-краеведческое, научно-техническое, спортивное, художественное, еще какое-то. Почему их так много? Потому что дети хотят много разного. Я уверен, что можно найти детей, которым нравится путешествия и оказаться на природе, а есть те, кому нравится танцевать. Так пусть они развивают танцы.

А. Милкус:

- Может, они не знают, что им нравится? И что им нравятся походы.

М. Шпаро:

- А это мы исправляем другими путями.

А. Милкус:

- Какими? Я помню, что в одной из передач мы говорили о том, что до путешествий с рюкзаком хорошо бы ребенка отправить на станцию юных путешественников где-то в центре. Сохранились ведь у нас же центры, где обучают туристическим навыкам в течение учебного года?

М. Шпаро:

- За два года, видимо, много чего поменялось. По крайней мере, поменялось в моей голове и в моем представлении. То, о чем вы сейчас говорите, это история дополнительного образования, когда появляются кружки. Они могут быть в центрах дополнительного образования или при школах. Достаточно специфическая история, где ребенка в течение года учат как заниматься туризмом.

Если мы посмотрим на некие современные документы, то один из документов, который есть в каждой школе, это программа воспитания. И в этой программе говорится о том, что надо ходить в маленькие походы.

А. Милкус:

- Краеведческие.

М. Шпаро:

- Вот. Такие походы должны быть встроены в программу воспитания. Последнее время я пытаюсь рассказать и научить классных руководителей, не учителей дополнительного образования, а именно классных руководителей или предметников, как брать ребенка и с ним выходить на субботу и воскресенье или на одно воскресенье в ближайший лес. Как проводить походы выходного дня.

А. Милкус:

- Скажите мне честно, классные руководители готовы еще и в выходные дни выходить?

М. Шпаро:

- Готовы! Конечно! Им это интересно! Вот вокруг меня сформировалось сначала порядка 50 московских директоров, которым это было интересно. Сейчас мы расширяем эту историю. И у меня есть некое туристическое сообщество вокруг моей лаборатории путешествий, куда входит 200 классных руководителей, 200 предметников, который хотят куда-то идти. Думаю, что это абсолютно замечательно! И если эти 200 человек сходят с 20 ребятами из своего пятого-шестого класса в поход выходного дня всего лишь один раз в год, не нужно много раз ходить, во-первых, они принципиально по-другому взглянул на своих подопечных, с другой стороны, они покажут детям, что такое природные условия. И что такое маленькие походы. И из этих четырех тысяч детей уже появятся 100-200 ребят, которые захотят пойти или в допобразование развиваться, или захотят отправиться в палаточные лагеря.

А. Милкус:

- А региональные учителя, школы могут к вашей программе подключиться?

М. Шпаро:

- Я думаю, что у нас сейчас идет эксперимент в Москве, когда мы его закончим обрабатывать, когда у нас появятся некие статистические данные, мы увидим, насколько это работает. И после этого мы поделимся этим. И эта программа воспитания, которая есть, должна быть в каждой школе, мне кажется. Она должна быть более… она должна быть менее формальной. В ней должны быть какие-то конкретные вещи, не знаю, сходить в театр для какого-то конкретного класса. Один раз классный руководитель должен понять, когда ему более правильно встроить в программу воспитания поход в лес на субботу-воскресенье. Или это май как некое завершение учебного года, или октябрь, когда в классе появляются новые ребята, и ты должен провести для них знаковое командообразующее мероприятие. И поход выходного дня – это супер! Это как лакмусовая бумажка, которая показывает тебе, а кто же у тебя есть.

А. Милкус:

- Может, регионы могут у вас методиками разжиться?

М. Шпаро:

- Дайте нам закончить нашу пилотную историю. И я зимой приду к вам и расскажу о методике и той конструкции, как это должно все выглядеть.

А. Милкус:

- Теперь вы возвращаемся не только к тем, кто собирается с рюкзаком гулять. Наталья, помню, что мы рекомендовали нашим родителям выбирать лагеря из реестра, который существует. Где его найти? Он сейчас есть? Как подключиться к этому реестру? И проверить, что предлагается путевка гарантированно хорошего лагеря.

Н. Лойко:

- Чтобы найти реестр достаточно владеть компьютером. И чтобы был интернет. Заходим, вписываем «реестр организации отдыха детей и их оздоровление» или «реестр лагерей» без разницы, где проживает родитель. И ему выпадают странички с зарегистрированными организациями. Там родитель, ребенок может познакомиться с организацией отдыха, перейти на официальные сайты организаций. Лагеря сейчас должны вести сайты, где можно посмотреть программы смен, кадровый состав, безопасность, стоимость путевок. И подобрать наиболее оптимальный вариант по запросам ребенка. И по своим возможностям.

В продолжение предыдущего коллеги, мы рекомендуем выбрать всем формулу, чтобы летние каникулы прошли на БИС – безопасность, интересно, содержательно. Как родитель и руководитель в организации, которая отвечает за формирование и сопровождение образовательного процесса, могу сказать, что родители обращают внимание, чтобы в лагере были созданы все условия, которые обеспечивают безопасность ребенка. Как территориальная безопасность, акватория, если это лагеря на море или где озера, реки. Так и цифровая безопасность, кадровая безопасность.

А. Милкус:

- Что такое цифровая безопасность в лагере?

Н. Лойко:

- Если немного отойти, лагерь является продолжением воспитательной работы в школе. Потенциал детского лагеря несопоставим, потому что в условиях временного детского коллектива и в период 21-дневной сменяя или 18 дней формируются и развиваются профессиональные навыки у ребенка. И цифровая безопасность в лагере – это обучение грамотности ребенка, чтобы правильно могли пользоваться тем цифровым контентом, который сейчас нас заполонил.

А. Милкус:

- То есть, вы говорите про уроки цифровой гигиены?

Н. Лойко:

- В том числе. Уроки, квесты, формы…

А. Милкус:

- Это я понимаю. Но я знаю достаточное количество лагерей, где вся цифровая гигиена заключается в том, что дети приезжают, сдают свои смартфоны или телефоны. И получают их раз в неделю, раз в день, чтобы позвонить родителям. И все!

М. Шпаро:

- Хорошая гигиена! Мне она очень нравится.

А. Милкус:

- А как вот мамы нервные? Они должны 20 раз позвонить ребенку, а ребенок не отвечает!

М. Шпаро:

- Или ты подписываешься под эти условия, принимаешь правила игры или не принимаешь. Я своего ребенка отправлял пять лет назад в Америку для того, чтобы она в Америке совершила 21-дневное путешествие на каноэ по каким-то рекам и озерам. Там не было с ней связи. На другом конце мира. Мне сказали о том, что если будут какие-то сложности, мы тебе позвоним. И ты первый узнаешь о сложностях. Я очень сильно переживал. Но это развитие родителей происходит.

Н. Лойко:

- Да. Однозначно.

М. Шпаро:

- Я начинаю доверять своему ребенку больше. А ребенок начинает понимать уровень своей ответственность тоже.

А. Милкус:

- И у ребенка начинает происходить цифровая детоксикация.

М. Шпаро:

- Можно и так назвать.

Н. Лойко:

- Здесь такой спорный момент. Когда у нас дети приезжают на образовательную программу, а мы понимаем, что они приезжают не в лагерь, а в детский центр, мы не забираем у детей телефоны, потому что некоторые формы занятий и мероприятий подразумевают использование телефонов, интернета. Но при этом ребенку некогда, потому что 7 часов свободного времени от режимных моментов он занят дополнительным образованием, своим развитием. И в этот момент возникает ситуация, когда родители начинают сами звонить, не могут дозвониться, начинают звонить на телефоны, которые указаны на официальном сайте.

А. Милкус:

- Это знакомо.

Н. Лойко:

- И здесь мы знаем, что других лагерях ведутся официальные странички в социальных сетях, где каждый родитель может зайти, найти отряд, в котором находится ребенок. И посмотреть его жизнь.

А. Милкус:

- Матвей, как родителю понимать, что летний отдых можно использовать для развития ребенка? Или мы берем путевку, куда мы можем дотянуться?

М. Шпаро:

- Сложный вопрос. Недавно был на конференции. Есть путевки в детские лагеря, которые стоят 60-70 тысяч за 21 день, а есть, в которых на 21 день стоит25-30 тысяч. И мы понимаем, что в лагерях, в которых 25-30 тысяч…

А. Милкус:

- Не очень дорого.

М. Шпаро:

- … то там не может быть нормального развития. Там может быть какой-то уход и присмотр. С натяжкой. И это тоже очень важно, потому что те же наши пришкольные лагеря, которых огромное количество, которые наше руководство иногда причисляет к лагерям, иногда говорят, что это места присмотра и ухода за ребенком, но они нужны. Ребенок вне школы остается фактически три месяца. Это четверть года. А у родителей отпуск летом 20 дней в лучшем случае, так как сейчас все бьют на два этапа – 15 и 15 дней. Дальше родители отправляют ребенку на дачу или в какой-нибудь лагерь. Ну, к сожалению, ресурсы ограничены. Поэтому кто может потратить чуть больше денег, ну, тот выбирает лагерь подороже. И тогда у него появляется какой-то шанс на то, что родитель получит помимо присмотра еще какую-то развивающую историю.

Когда ты посмотрел на стоимость, после этого нужно брать и смотреть отзывы в интернете, разговаривать с друзьями, спрашивать, куда они отправляли детей. И отталкиваться от того, чего хочет ребенок.

А. Милкус:

- Если ребенок ни разу не был в лагере, он не хочет в лагерь. Он хочет дома сидеть за компьютером.

М. Шпаро:

- Но ребенок, который ни разу не был в лагере, но при этом ходит на футбольную секцию, может, ему понравится футбольный лагерь? С большей вероятности, чем ему понравится лагерь, где упор сделан на моделирование самолетов. И наоборот.

Интересы детей. Родитель на то и родитель. Он наблюдает за своим ребенком и чувствует, что ему нужно.

А. Милкус:

- Раньше были популярны языковые лагеря. Сейчас они остались?

М. Шпаро:

- Да. Может, они стали чуть менее популярны, потому что начали развиваться какие-то другие тематические лагеря. Прошлый год и этот год показывают, что развитие тематических лагерей идет большими шагами. Появляются много интересных и содержательных лагерей.

Тематический лагерь – это когда команда педагогов разрабатывает содержание, а после этого находит хорошее место для проживания. Это место входит в реестр этих лагерей. И на месте этого проживания делается лагерь тематический. Родители отправляют туда ребенка. Получают качественное тематическое содержание, которое они искали, с другой стороны, получают безопасное питание, проживание и нахождение на территории, которая находится в реестре. Это, конечно, история не про «Смену», потому что «Смена» – это классический лагерь, который благодаря традициям, огромному опыту, хорошему государственному финансированию могут обеспечить и очень хорошее содержание, образование, проживание. «Смена» - замечательное место!

У меня вопрос к Наталье. Я не понимаю. У нас существует две локации, куда продаются путевки на совершение детских активных туров. Одна история – в Карелии. Ребята отправляются путешествовать на катамаранах или вместе с хасками пешком с рюкзаками по неким маршрутам. Вторая локация – средняя часть Краснодарского края, 80 километров от побережья в предгорьях. Очень красиво.

И в Краснодарский край продается 10 путевок за неделю, в Карелию продается 50 путевок за неделю. И я не понимаю, почему так. У меня внутреннее ощущение, может, родители немного боятся, что Краснодарский края находится чуть-чуть поближе к зоне спецоперации? В Краснодар сейчас не летают самолеты. Существует ли подспудная боязнь у родителей?

Н. Лойко:

- Я могу выразить сейчас свое мнение. Оно будет и личное, и наполненное опытом, который приобрели здесь работая. Мы не продаем путевки. У нас путевки продаются на летний период. Мы принимаем детей за счет государственного задания. Это дети, добившиеся успеха, это дети, которые награждены путевками во всероссийские детские центры. На лето у нас нет проблем с продажей путевок. Сложности в логистике тоже нет. Пандемия нас научила работать, потому что когда отменяли самолеты, в том числе, связанные с ковидом, дети приезжали. И мы могли бы работать на сто процентов, но работали на 50% заполняемости. Родители доставляют детей сейчас железнодорожным транспортом. Сложности, пока лето не началось, не могу сказать, существуют ли у родителей, есть ли боязнь близости территориальной, где проходит у нас спецоперация, это надо спрашивать самих родителей. В Краснодарском крае Анапа всегда славилась тем, что это детский курорт. Санаторно-курортный комплекс Анапы говорит о заполняемости 100% детей. Наверное, статистику необходимо смотреть и спрашивать родителей.

А. Милкус:

- Если бы у меня был выбор не в этом году, два года назад, три года, Карелия или Черное море, я бы тоже выбрал Карелию. Логика очень простая. На море я всегда побываю, ну, море – много рейсов, маршрутов. И там что? Лежать на море с ребенком, ходить куда-то плавать или осваивать яхтенный спорт. А вот в более такие неожиданные места, необычные, я понимаю, может быть один шанс или два в жизни. В Карелии замечательные леса. Попасть на озера, сплавиться по озерам, путешествия с рюкзаками. Я был в карельских лесах. Не так все просто!

М. Шпаро:

- Там трудно все!

А. Милкус:

- Там комары, мошка. Там закаляется характер.

Н. Лойко:

- А я бы поспорила. У нас сейчас происходит трансформация. Я беру в России - трансформация летних смен. Это то, что отвечает за развитие ребенка, за развитие его профессиональных качеств, личностных качеств, становления, взросления, профориентации, самоопределения. И сейчас мы занимаемся совместно с министерством просвещения созданием программы воспитания для организации отдыха детей и оздоровления, где будут все компоненты, в которых заинтересован и родитель, и ребенок.

Наверное, позиционирование программ смен как развивающих, как интересных и способных развить ребенка – это позволит пользоваться популярностью лагерям на Черноморском побережье, пришкольным лагерям сезонного типа наравне с Карелией.

А. Милкус:

- Есть еще одна ложка дегтя в нашей бочке меда. Каждый год, к сожалению, читаю информацию, что в том или ином детском лагере дети отравились. Массовые отравления, заболевания от того, что дети получили некачественную пищу. Как тут родителям себя обезопасить? Стоимость путевки? Когда путевки не дорогие, организаторы начинают экономить на питании. Но при этом должен быть контроль?

М. Шпаро:

- На то лагеря и входят в реестр, о котором мы говорили, в каждом регионе существует реестр организации отдыха и оздоровления. И чтобы попасть в этот реестр, надо пройти Роспотребнадзор. Перед началом работы пройти, дальше фактически каждую смену Роспотребнадзор приезжает и проверяет, насколько правильно обстоят дела в лагере с санитарной гигиеной. И одно из условий, конечно, на кухне лагеря должны сохраняться суточные пробы. Это что ребята ели на последний завтрак, последний обед и ужин. Это необходимо для того, чтобы проверить, из-за чего произошло ЧП на кухне. Повара плохо приготовили? Или некачественные продукты? Или же приехали родители, которые решили порадовать своих детей арбузом? И так далее. Не всегда отравления происходят по причине некачественной работы пищеблока лагеря. Та же самая история связана с тем, когда ребята едут в лагерь. Часто родители из доброты дают что-то в поезд.

А. Милкус:

- А поезд идет летом.

М. Шпаро:

- Условия хранения не соблюдаются и так далее.

А. Милкус:

- Последние годы у нас на радио были жалобы родителей, что родителей не пускают на территорию лагеря. Во-первых, ковидные ограничения, во-вторых, режим. Наталья, вы пускаете?

Н. Лойко:

- Мы же говорим о безопасности, о комплексной безопасности. Никто не ущемляет право родителя взять ребенка и побыть некоторое время с ним. В период ковида это было запрещено, но до ковида, до 2019 года есть полноценные родительские дни, когда родитель приезжает, пишет заявление. На территорию детского лагеря его не пускают, есть специальное место, где родители ожидают детей. Вожатый приводит ребенка, и родитель в течение какого-то времени может пообщаться, прогуляться. У нас такой опыт есть и был. Но на территорию детского образовательного лагеря родитель не проходит. Это не дальше контрольно-пропускного пункта.

А тут наступает то, о чем говорил Матвей. Возможно, наелись мороженого, арбузов, фруктов и тому подобное. А в лагере определенная пища по стандартам, санитарным нормам. И когда будем говорить, что ребенок питается 10 дней правильной пищей, а потом на 11-й день наелся чипсов, возникает отравление, кишечные колики и болит живот.

Еще бывает, что родители выводят купаться. Если лагерь контролирует этот процесс, берутся пробы воды и так далее, детей не пускают купаться в случая отрицательных результатов, то родитель на это не смотрит. У нас были случаи, когда родитель забирал ребенка, купались, возвращал с ротовирусной инфекцией. Благо это вовремя пресекалось, потому что медицинская служба работает отлично.

А. Милкус:

- Еще один совет родителям. Вы не думайте, вы отправили ребенка, вы приехали, вам открыли ворота, вы получили своего дитятку, и у вас вышло свидание. Если вы отправляете ребенка в лагерь, уточните правила посещения.

Было много жалоб: что это, тюремный режим? Ну, вот Наталья объяснила.

М. Шпаро:

- Кроме того, как только мы назвали организацию отдыха оздоровления лагерем, да это лагерь, к сожалению! Со всеми небольшими атрибутами контроля и заботы.

А. Милкус:

- И периметры.

Матвей, расскажите о планируемой экспедиции с «Комсомольской правдой».

М. Шпаро:

- Этим летом в конце лета, в начале июля мы московских школьников отбираем в две команды, два отряда, которые отправятся на самую северную точку нашей страны – на мыс Челюскин. Дело в том, что ровно 280 лет назад некий мужик по фамилии Челюскин оказался на этой самой точке. И в результате эта точка стала называться мысом Челюскина. Челюскин был участником великой северной экспедиции Витуса Беринга, которая открыла все наши северные рубежи. Если мы посмотрим на нашу карту северных рубежей, то есть мыс Челюскина, немного правее на расстоянии ста километров по побережью находятся замечательные острова «Комсомольской правды». Они были открыты немного позже, чем 280 лет назад, но они находятся в море Лаптевых. Лаптевы были участниками экспедиции Витуса Беринга. Мы от «Комсомольской правды» идем к мысу Челюскина, проходим мимо мыса Пранчищева, а он был руководителем одного из отрядов Витуса Беринга. Вот когда мы с ребятами и с корреспондентами «Комсомольской правды» будем идти от островов «Комсомольской правды» на мыс Челюскина, вот я уверен, мы будем идти и как бы касаться истории лыжами. Каждый шаг будет связан с абсолютно замечательными достижениями русских первопроходцев, которые нанесли на карту…

А. Милкус:

- То есть, вы летом собираетесь идти на лыжах?

М. Шпаро:

- Не летом, это конец весны, конец мая – начало лета. Особенно в этом году, зима – она такая, она не отпускает нас. Сейчас у нас середина апреля, а лед еще стоит везде в Москве, а что говорить про самые северные территории нашей страны?

А. Милкус:

- Значит, будет два отряда…

М. Шпаро:

- Да. Один будет двигаться на лыжах от островов «Комсомольской правды» к мысу Челюскина в течение недели – 100 километров мы должны будем пройти. А второй отряд…

А. Милкус:

- По льду.

М. Шпаро:

- Да. А второй отряд – семь ребят, которые прошли определенный конкурс, отбор – это ребята, показавшие хорошие результаты в области химии, биологии, географии. И они сформировали так называемый научный отряд. И они в течение семи дней будут находиться на мысе Челюскина, на метеостанции и помогать нашим ученым проводить научные опыты и эксперименты.

А. Милкус:

- А как отбирают?

М. Шпаро:

- Мы получаем задание от географического факультета МГУ, нам говорят, что мы должны делать, как мы должны делать, мы соберем эти пробы, данные. И дальше ученые МГУ будет это обрабатывать.

А. Милкус:

- Как попадают в эти отряды?

М. Шпаро:

- Конкурс идет по всем московским школам. Он был официально объявлен. Сначала надо было написать эссе, сделать публикацию, почему я хочу отправиться в такое путешествие. Таких публикаций мы получили более тысячи. Мы создали московский арктический диктант, нужно было пройти через арктический диктант и показать, насколько хорошо ты знаешь историю и географию нашей Арктики. И дальше ты выбираешь свое направление. Или путешественническое, или научное. Мы все это смотрим, получаем данные, анализируем, формируем по 50 человек в один отряд, в другой отряд. И проводим специальные тренировочные сборы. И на этих сборах педагоги, психологи анализируют ребят, смотрят, кто чего хочет, может. И уже из 50 получается 7.

А. Милкус:

- Возраст?

М. Шпаро:

- 16-17 лет.

А. Милкус:

- Напоминаю, в студии были Матвей Шпаро, путешественник, организатор детского отдыха. И Наталья Лойко – руководитель управления образования всероссийского детского центра «Смена».

Хорошего отдыха вам! Думайте. Правильно сказал Матвей, вы думайте о том, как подобрать ребенку тот отдых, который мог бы его развивать физически, внутренне, морально.

Спасибо всем!