Новые образовательные возможности в вузах
А. Милкус:
- Здравствуйте. «Родительский вопрос» с родительским же нашим ответом. Я – Александр Милкус, Мария Баченина – моя теперь постоянная соведущая.
М. Баченина:
- Здравствуйте.
А. Милкус:
- Говорить мы сегодня будем о расширении горизонтов, тех возможностей, которые появляются у ребят, которые сегодня учатся в наших вузах или в этом году поступают. Приемная кампания как раз в самом разгаре. Мы много дискутировали про Болонскую систему, бакалавриат, магистратуру, дипломы и так далее. Это многие инструменты, которые на самом деле сегодня не очень влияют на развитие нашей системы высшего образования. Зато есть вещи, которые очень серьезно влияют. И о них почему-то говорят гораздо меньше. Я говорю по программах развития наших вузов, о том, как меняется по сути сегодня наше высшее образование, какие есть сегодня уникальные возможности для тех ребят, которые поступают, в том числе и в региональные вузы.
Сегодня у нас в гостях проректор по образовательной деятельности Северного Арктического федерального университета Людмила Владимировна Морозова. Людмила Николаевна Драчкова, зав. кафедрой, куратор образовательных программ Арктического плавучего университета САФУ. Проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета Алексей Валерьевич Титов. И член ученого совета Дальневосточного федерального университета, директор Института Мирового океана Кирилл Андреевич Винников.
Я специально попросил, чтобы у нас участвовали представители университетов с крайних точек по периметру. Но при этом говорить мы будем о единой, понятной стратегии, которая сегодня есть в наших вузах. И о тех возможностях, которые есть у ребят, которые будут поступать в Архангельский, в Астраханский, в Дальневосточный федеральный университет. Учась в ДФУ, вы можете прослушать курсы в Балтийском. Учась в Астрахани, вы можете попасть на программы в Архангельский университет. Как это происходит?
Начнем с моей любимой темы – это плавучие университеты. Уникальная отечественная образовательная технология.
М. Баченина:
- Я вот сижу, такая мама абитуриента, отечественные технологии, плавучие еще.
А. Милкус:
- Еще образовательные.
М. Баченина:
- Давайте объясним людям, что это такое.
А. Милкус:
- Людмила Николаевна, что это такое?
Л. Драчкова:
- Каждое слово в названии этого проекта отвечает за себя: арктический – определяет регион, в рамках которого ведется научно-исследовательская образовательная деятельность; плавучий – подразумевает, что мы используем морские суда ледового класса, которые способны в Арктике проводить эти исследования; университет – подразумевает, что мы не на курорт отправляемся, не отдыхать, а работать и учиться. Границы участников не определяются никак. Принять участие со своими идеями, научными исследованиями и получить новые знания может любой студент, обучающийся в любом вузе России, и не только, если у него есть желание и есть что предложить Арктике. А Арктика ему откроется.
А. Милкус:
- Я буквально в субботу вернулся с Байкала. И там тоже участвовал в работе плавучего университета Class@Baikal. Я надеюсь, что в ближайшее время плавучий университет возникнет и на Дальнем Востоке. Кирилл Андреевич очень много для этого делает. И астраханцы спустят наконец плавучий университет в Каспии и в дельте Волги. В чем суть? Обучение морским наукам, лимнологическим, происходит в действии. Студенты находятся вместе с учеными, проводят вместе исследование.
Возьмем Арктический плавучий университет. Он создан десять лет назад. Он сейчас находится в экспедиции на судне «Профессор Молчанов» в районе Новой Земли. Это проект Северного арктического федерального университета. Но на борту находятся студенты МГУ, РГГУ – Российского государственного гидрометеорологического университета, были экспедиции, когда там находились ребята из Новосибирска, других городов. На Балтике был плавучий университет, были ребята из Астрахани, из Севастополя. Это межвузовский проект.
На Байкале были ребята из МГУ и Университета им. Губкина. Там и будущие океанологи, геофизики, геологи, геохимики, историки, социологи, орнитологи. Началась экспедиция флотилии плавучих университетов на Волге. Там есть ребята, которые занимаются мультимедийными проектами. Это возможность попасть в это исследование и попробовать себя во время учебы как реального молодого ученого.
М. Баченина:
- Если я поступаю в вуз на специальность орнитолог, чтобы мне попасть в ваш плавучий университет, что нужно сделать? К чему я должна быть готова?
Л. Морозова:
- Если говорить о нашем плавучем университете Северного Арктического федерального университета, это конкурсная история. Обычно в апреле объявляется открытый конкурс для всех желающих попасть в очередной рейс, который традиционно проходит в университете. Немножко бывают по-разному сроки, в зависимости от того, какие возможности у судна и какие задачи у плавучего университета. И подается заявка на участие в этом конкурсе. В этом заявки были до 10 человек на место из разных университетов. Оценивается тот проект, который ребята готовы проводить или реализовывать в Арктике.
Сказали, что есть медийщики. В этом году у нас есть медийщики. Я только не помню, откуда, из Норильска, по-моему. Ребята оцифровывают полярные станции, на которых большинство людей никогда побывать не сможет. Но они хотят сделать типа виртуального тура по арктическим историческим точкам. Задачи могут быть очень разные, это не обязательно орнитологи. У нас есть ребята – робототехники, которые испытывают робот, будет ли он там ходить при низких температурах. Были экспедиции, когда ребята ездили и оценивали альтернативную энергетику. Можно ли поставить ветряки, солнечные батареи. Задачи бывают очень разные. Привязка в нашем плавучем университете к территории – к Арктике.
Медики в каждой экспедиции изучают адаптацию к высоким широтам. Спектр очень большой. И это открытый конкурс. Заявляются разные вузы страны, попадают, есть лимит, ледокол не такой большой. Желающие, начиная с первого курса, к третьему вполне могут доработать проект до того, что он реализуется.
А. Милкус:
- Кирилл Андреевич, мы все надеемся, что наконец пойдет и плавучий университет на Дальнем Востоке.
К. Винников:
- Я представляю Дальневосточный федеральный университет, Институт мирового океана. И мы запускаем программу, которая называется «Тихоокеанский плавучий университет», он ориентирован на то, что экспедиции будут проходить в Тихом океане. В какой-то мере этот проект уже реализуется. Каждый год мы отбираем заявки от студентов, которые поступают к нам на биологические или гидрологические профили. И распределяем их по экспедициям Дальневосточного отделения РАН. В этом году у нас несколько студентов пойдут на Императорский, к примеру.
С птицами гораздо сложней, если брать орнитологов. Тем не менее, получив заявку от студента, который хотел бы наблюдать морских птиц, мы умудряемся иногда посадить его на наблюдательное судно, где он с учеными, допустим, может пойти на Командорские острова, на остров Беринга наблюдать тамошних птиц. У нас был случай, когда студент был высажен на этот остров и провел там все лето. Потом его судно обратно забрало.
Институт мирового океана нацелен на изучение морских проблем. Находится он на берегу. Для нас плавучий университет – это распределенная задача. Мы обязаны наших студентов обучать практическим вопросам. Поэтому держим кооперацию со всеми экспедициями, которые проходят на Дальнем Востоке. И стараемся по возможности студентов распределять на эти суда.
Также мы провели практическую школу, куда приглашали студентов со всей страны. И сейчас из них набираем команду для экспедиции Владивосток – Камчатка. Это будет парусная экспедиция, на ней будет 15 человек. И в сентябре после Восточного экономического форума мы планируем направиться в парусную экспедицию, где будем исследовать экологию прибрежья Камчатки. В экспедиции будут участвовать студенты.
А. Милкус:
- Хотел бы поговорить о сотрудничестве вузов. Дальневосточный федеральный, Севастопольский государственный и Балтийский – вы же вошли в консорциум морских вузов.
К. Винников:
- Так точно. Мы организовали совместные образовательные программы по прибрежной экологии и по морской робототехнике. Сегодня у нас студенты из Балтийского университета приезжали. Плюс они участвуют в наших образовательных программах по магистратуре. То же самое - Севастопольский государственный университет совместно с нами реализует программу по морской робототехнике.
А. Милкус:
- Поступив в Севастопольский или Балтийский, можно поучиться у профессоров Дальневосточного университета, и наоборот?
К. Винников:
- Да. Если с Балтийским летают студенты, то с Севастопольским в основном летают преподаватели.
А. Милкус:
- Что значит – летают? Я думал, вы удаленно учите.
К. Винников:
- Нет, у нас настолько тесный обмен, что наши робототехники ведущие, в том числе, практикуют очень в Севастопольском государственном университете.
А. Милкус:
- Поступив в один вуз. Ты можешь попасть на образовательную программу совместную с другим вузом. И тебе будут читать лекции, ты будешь заниматься научными исследованиями с лучшими, ведущими учеными нашей страны. Я надеюсь, что и Арктический, и Астраханский госуниверситеты тоже войдут в консорциум морских вузов.
Алексей Валерьевич, у вас же тоже и морская робототехника, и инновации. Как у вас выстраивается и внутренняя работа со студентами, и сотрудничество с другими вузами?
А. Титов:
- Наш университет, действительно, является активным участником площадки Ассоциации плавучих университетов. Зимняя школа плавучих университетов проходила, из 12 регионов России в Астрахань приехали студенты из различных университетов, чтобы изучать уникальную систему Каспийского моря. А мы продвинулись еще дальше. Мы поняли, что нам надо объединять усилия Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. И создали хаб морских исследований, объединив Южный федеральный университет, Севастопольский госуниверситет и Астраханский госуниверситет.
Уровень академической мобильности сейчас, на мой взгляд, просто прекрасный. Есть возможность ездить, путешествовать по России. Такие проекты реализует АНО «Россия – страна возможностей». Есть замечательный национальный проект «Твой ход», когда студенты изучают регионы России. Есть замечательный проект «Открываем Россию заново». Это экспедиции, которые организуют университеты во взаимодействии друг с другом. И студенты проводят практику в регионах, где им интересно развиваться.
Огромное количество возможностей. Я говорю так: вы поступаете в Астраханский госуниверситет им. Василия Татищева, но в то же время вы поступаете в более чем сотню университетов России и мира, с которыми мы сотрудничаем. Есть возможность двигаться, взаимодействовать.
Сейчас мы в Екатеринбурге. Будем на выставке ИННОПРОМ представлять лучшие российские разработки в области морской робототехники вместе с ведущими компаниями.
А. Милкус:
- Вы разрабатываете морских роботов для возможности их производства?
А. Титов:
- Это очень серьезная задача, которую университет поставил перед собой. Научно-исследовательские суда уходят в экспедиции, всегда есть ограничения по количеству курсантов на борту. Мы сделали ставку на безэкипажные технологии, когда данные, которые могут собирать роботы, как подводные, так и надводные, нужны исследователям для проведения своих работ. Ряд проектов по подводной и надводной робототехнике у нас уже реализуется в рамках взаимодействия с ведущими индустриальными партнерами России.
А. Милкус:
- Я бы расширил эти возможности. Мы говорим о большом пласте будущих специалистов, которые могут применить себя и на плавучих университетах, и в реальной работе, которая идет в университетах.
М. Баченина:
- Я здесь представляю общественность. Получается, что знания гораздо ближе к реальности. Здесь и сейчас ты под руководством опытных старших товарищей начинаешь погружаться в науку и прикасаешься к ней напрямую.
А какие еще можно привести примеры, результаты того, что уже дала программа по роботам, которую внедряет Астраханский госуниверситет?
А. Милкус:
- Программ много. В декабре в Сочи был Конгресс молодых ученых, там проходила громадная выставка, где университеты показывали свои реальные научные, технические разработки, которые уже применяются в промышленности, в экономике. Если говорить про особую российскую систему развития высшего образования, то в других странах каждый университет конкурирует. И наши университеты тоже конкурируют за абитуриента. Это нормально. Но при этом университеты все больше и больше выстраивают друг с другом сотрудничество. Эти возможности гибкого обучения, мобильности, мы говорили про зимние, летние школы, которые проходят для студентов на базе одного университета, но приезжают студенты из разных вузов. Если ты ко второму курсу хочешь и понимаешь, чем ты будешь заниматься, или ты хочешь попробовать чем-то заняться, у тебя фантастические возможности.
«Приоритет-2030» - это программа, которая стимулирует вузы развиваться. Там идея не в том, что вуз получает деньги на свое развитие. Вуз получает деньги под определенные проекты, которые он осуществляет, получает финансирование.
Л. Морозова:
- Не совсем корректно говорить нашему университету про «Приоритет-2030». У нас есть отдельное финансирование программы развития, которое утверждено правительством Российской Федерации. Совместно Минобр и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики нас финансируют за пределами программы «Приоритет-2030». Программа развития университета есть, но она не в рамках «Приоритет-2030». Там несколько ключевых историй. Все они направлены на поддержание и развитие арктической зоны Российской Федерации. Это стратегический регион.
А. Милкус:
- В этом году увеличилось количество бюджетных мест в вузах, в основном в вузах регионов, 73 % этих мест отданы в регионы. 11 тысяч новых бюджетных мест появилось в наших вузах.
Л. Морозова:
- Продолжу свою мысль. Проектов много. Но я бы назвала те, в которые вкладывается большинство ресурсов, сил и энергии. Это мониторинг Арктики. Мониторинг и экологический, благодаря тому, что мы на арктической зоне находимся. У нас все это близко. И в университете один из лучших центров коллективного пользования научным оборудованием «Арктика». Это аналитическая химия, экологическая химия. В том числе связанные и с работой космодрома Плесецкий. Экологический мониторинг всех запусков и последствий его работы тоже ведут наши ученые. У нас очень сильный пул направлен на это.
Второй блок, который бы я выделила, это глубокая переработка биоресурсов. Регион богат биоресурсами, причем очень разными. Их набор огромный. Сейчас стоит задача не просто традиционных видов переработки, но создавать, разрабатывать, улучшать более глубокие. После начала военной спецоперации возникла проблема, что в стране нет реактива для отбеливания целлюлозы. Наши коллеги, у нас есть большой центр переработки биоресурсов, с химиками, студенты, аспиранты, наши ученые отработали достаточно быстро, и сейчас уже в июле российскими реактивами бумагу опять начнут белить. И эта проблема будет решена. Глубокая переработка того, что растет в лесу, что добывают в море, вплоть до шкур оленей. Целый пласт направлений работы.
Традиционно мы не оставляем одно из наших основных направлений деятельности – подготовку кадров для кораблестроения. У СОФУ есть Северодвинский филиал, который очень тесно работает с Объединенной судостроительной корпорацией в Северодвинске, где находится крупнейший в стране завод по строительству атомных подводных лодок. И практически все инженерные кадры, которые заканчивают филиал, идут туда работать. Продолжают работать на благо страны, проектируя, создавая, строя, ремонтируя подводный флот.
Поставлена задача усилить, улучшить работу Северного морского пути. Сейчас много задач связано с этим. Логистика Севморпути, восстановление инфраструктуры. У Людмилы Николаевны кафедра готовит полярных метеорологов. Сейчас сеть полярных станций возобновляется. У нас сейчас беспилотное судовождение. Потому что арктические моря, в отличие от Каспийского, зимнюю школу морскую там не проведешь. Мы ограничены только маленьким промежутком судоходства. Много нужно сделать, а людей не всегда хватает. Эти задачи – развитие цифровой Арктики, телемедицины, очень много сейчас в IT. И это связано с тем, что труднодоступность, малонаселенность, экономически не всегда целесообразно медицинские пункты создавать. Поэтому сейчас все уходит в автономное цифровое. Эти направления традиционно университетом поддерживаются.
Достаточно давно создан Национальный арктический консорциум образовательных организаций. Туда входит больше тридцати вузов страны. И очень много проектов, начиная от конкурсов научных работ, обменов студентов, совместных мероприятий, школ студенческих и так далее, проводятся. И таких консорциумов сейчас много.
Мы все время говорим о том, что сетевые программы проводятся. Когда студенты путешествуют. Но сейчас любой вуз может у вуза-партнера взять онлайн-курс, который читают их преподаватели, если понимает, что этих компетенций у себя в вузе не хватает, или там это делают интереснее. Наш университет предлагает свои курсы вузам-партнерам, и они у нас читают. Это достаточно интересно. Чем больше возможностей, информации получат студенты из разных мест, тем менее зашоренными они выйдут из университета.
Наша программа развития в большей мере направлена на мобильность, индивидуализацию обучения. Сейчас идет неделя вручения дипломов. Больше трех тысяч человек заканчивают университет. И у большинства из тех, кто закончили одно направление, дипломы более-менее одинаковые. А мечта, чтобы через пять лет три тысячи дипломов – и у всех перечень дисциплин, которые по выбору, которые он может взять где-то, и в нашем университете на других кафедрах, на других факультетах, или где-то еще, - были разные. Чтобы ребята научились сами брать на себя ответственность за свое образовательное развитие. И получали те возможности, которые сейчас дает это тесное взаимодействие университетов России.
Звонишь коллегам – никогда не отказывают. С Дальним Востоком сложнее – разница во времени. Наши студенты не очень готовы ночами слушать Дальний Восток. Но онлайн-курсы тоже у них берем.
А. Милкус:
- Получается, ребята уже понимают, где они будут работать, набирают те знания, вместе с работодателями, которые им позволяют выходить на работу сразу же. В советское время на предприятии молодому специалисту говорили: забудь все, что ты учил в университете, сейчас мы тебя будем учить. А сейчас задача в том, чтобы ты, закончив вуз, мог сразу прийти на работу и быть там специалистом, понимая, чего от тебя ждут.
После каждого Арктического университета 8-10 человек приходят на работу в Росгидромет, в Северное управление, в научные учреждения, преподавателями в Арктический федеральный университет. И это важно. Нам нужны кадры для Арктики, для Каспия, для Волги.
Алексей Валерьевич, вы вскользь сказали про совместную программу «Открывая Россию заново» с нижегородцами. Сейчас волжские вузы тоже друг с другом хорошо координируют научную деятельность. Идет развитие этого региона.
А. Титов:
- Все правильно. Сейчас повестка Волги сверхактуальная. И то количество летних экспедиций, которые проведут разные университеты, находящиеся в экосистеме Волги, значительное.
Хотел привести пример, как университеты касаются среды школьников и доносят новые смыслы и значения, в том числе программа «Приоритет-2030». В этом году мы специально летом едем в «Сириус» обучать 400 лучших школьников – победителей Всероссийской олимпиады по различным направлениям – физика, математика, чтобы рассказывать им про освоение ресурсов Мирового океана. Чтобы молодые ребята, которые еще учатся в школе в 7-10 классах, погружались в эту историю, полюбили будущую науку о Мировом океане. И ставили себе задачу поступать в лучшие вузы России.
Современные университеты себя ведут очень проактивно и делают ставки на современные высокотехнологичные научные проекты, в которые вовлекают ребят, начиная с седьмых классов. Волга – наша основа. Это 80 млн. населения России, которые находятся в общей экосистеме Волжского бассейна. Университеты делают ставку на это.
Пример важных задач, которые решает университет, сейчас проходит конкурс «Сильные идеи для нового времени». Это главный конкурс страны по поиску новых идей и инициатив. Есть два проекта нашего университета – Цифровая транспортная платформа «Коридор север-юг». Мы формируем повестку транспортного коридора и логистики севера-юга, объединяя Юго-Восточную Азию с Россией. И проект, связанный с экологией в области умного агро. Программа «Приоритет-2030» дала университетам возможность быть проактивными. Для нас это сумасшедший драйв – работать с лучшими школьниками, с лучшими университетами. Наши студенты едут на программы, будучи тьюторами, наставниками для этих школьников.
М. Баченина:
- На планете есть примеры сотрудничества, взаимодействия вузов?
А. Милкус:
- Конечно, многие университеты сотрудничают. Но та система, которая сейчас возникла у нас, на мой взгляд, уникальная. Алексей Валерьевич, а как вы конкурируете за студентов?
А. Титов:
- Сейчас реально конкурируют регионы и субъекты экономической деятельности. И студенты, выпускники школ выбирают уже, где они хотят учиться, в последующем работать. Я бы привел уникальный пример. Мы говорим про объединение ресурсов. В ближайшее время будет запущен проект на базе Севастопольского госуниверситета, это «Архипелаг-2022», где 128 университетов соберутся в одну точку. И в течение практически трех недель будут выстраивать сетевые образовательные программы и треки о современных технологиях, которые в последующем они будут приземлять и показывать студентам.
Российская высшая школа отличается именно подходом, позиционированием и внутренними связями. Конкуренция существует, но в моем понимании это конкуренция субъектов экономической деятельности, в первую очередь. А далее уже каждый университет выбирает свою проактивную повестку и привлекает абитуриентов. Кто-то создает военные учебные центры, тем самым дает ответ абитуриенту, что он может пройти по определенному треку. Мы взаимодействуем в направлении систем ВКС. Кто-то открывает открытые образовательные программы с большим количеством крутых преподавателей. По-разному идет модель конкуренции. Но я думаю, что сейчас не задача – конкурировать. Нужно объединять ресурсы и вовлекать абитуриентов и студентов в большие национальные проекты .
Буквально на наших глазах сейчас развивается новая повестка России по технологическому предпринимательству. В ближайшее время большое количество нацпроектов со значительным финансированием будет запущено для университетов. Мы в этом все участвуем. Это и технологические, предпринимательские точки кипения, где студенты встречаются с действующими предпринимателями. Центральная задача вузовской системы России – объединить свои усилия и создавать современные высокотехнологичные продукты, технологии и решения. И давать хорошее фундаментальное образование.
А. Милкус:
- А центральная задача абитуриента этого года – посмотреть не только те направления подготовки, куда он хочет поступать, но и те активности, которые есть в университете, чтобы понимать, в каких проектах он может участвовать, какие у него есть перспективы. Это важно. Раньше ты говорил: я пойду на экономиста или геолога. А теперь ты можешь пойти на геолога, но уже понимать, какие есть перспективы.
В этом учебном году спущено на воду судно «Пионер-М», уникальное судно, которое делается по проекту севастопольцев. Это будет судно из пластика. Одна из возможностей этого судна – автономное плавание с помощью автопилотов. Севастопольцы говорят, когда оно придет на Черное море, там тоже будет плавучий университет.
Кирилл Андреевич, есть бренд ДВФУ. Мы говорим о 120-130 вузах. А вузов у нас 400-500. Как бы студенту не заблудиться и попасть в нужную точку?
М. Баченина:
- Наш университет участвует в программе «Приоритет-2030». Он победил в рамках регионального трека, который нацелен на развитие предприятий Дальнего Востока. Сейчас руководство вуза предпринимает попытки реформировать образовательные программы под конкретного заказчика, под конкретные предприятия региона, чтобы они также участвовали в разработке этой программы, а затем в ее реализации. Тем самым студент, поступая в вуз, принимает участие в деятельности конкретной компании.
Сейчас «Приоритеты» только запустились. Уже появился ряд компаний, которые сделали определенный заказ. Мы разрабатываем стратегический проект по Мировому океану. Основное направление – аквакультура и климатическая повестка. И под них уже есть определенные изменения в образовательных программах. Ребята начинают взаимодействие с конкретными компаниями, в которых они дальше будут работать или проходить практику и получать уникальные навыки, нацеленные на развитие региона. Ректор это называет теперь университет предпринимательского типа. Когда образовательная программа выглядит не абстрактно, а конкретно решает стратегическую задачу в рамках региона.
М. Баченина:
- 17-летний человек еще многими всерьез не воспринимается. Мне бы хотелось, чтобы дали возможности абитуриентам погрузиться и отстоять свою позицию. А то захочет человек поехать учиться в Архангельск или Астрахань, а ему скажут, как раньше тем, кто в актрисы хотел идти: ты сначала профессию нормальную получи, а потом в актрисы иди. Вот и здесь так может быть. Нужно дать больше информации, чтобы человек тверже стоял со своими доводами.
К. Винников:
- К нам прилетает большая часть абитуриентов из-за пределов региона, в духе морской романтики. Думаю, что в других вузах так же. Море пахнет духом приключений, некоего авантюризма, новыми уникальными компетенциями, которые являются для наших абитуриентов точкой притяжения на Дальний Восток. Мы региональные вузы, обладаем уникальным географическим расположением и уникальными ресурсами. Абитуриент не вчитывается глубоко в образовательную программу, но зато его ведет дух моря, дух будущей профессии, связанной с этой отраслью.
А. Титов:
- Астрахань расположена на юге. Из 44 регионов России ежегодно приезжают ребята учиться к нам в университет. Абитуриенты и их родители очень активны, мобильны. Транспортная мобильность кратно возросла, радиус обучения, поступления – тысячи километров. Это вообще норма для рассмотрения университетов. Сейчас перед родителями и абитуриентами стоит большой выбор, куда пойти учиться. Нужно просто сделать правильную ставку, выбрать университет по духу. И фактически все абитуриенты, которые всегда приходят на дни открытых дверей, уже находятся в воронке университета. Они уже понимают, какие программы они будут проходить, где они будут учиться.
Многие университеты с этого года запускают широкий бакалавриат, когда в течение первых двух лет студент может сам определиться, на какой образовательной программе он хотел бы учиться.
А. Милкус:
- Те вузы, представителей которых мы пригласили сегодня, это вузы, которые решают важные государственные задачи региональные. Мы говорим про Северный морской путь, про развитие Дальнего Востока, про развитие Волги и Каспия. Студент, поступая, попадает в решение потрясающих региональных задач. Он участвует в реальных проектах.