Подготовка к школе: сколько стоит форма и как сэкономить на канцелярии
М. Баченина:
- Это «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Впереди учебный год. Родители носятся сломя голову, выбирая форму, покупая учебники, канцелярку и так далее.
А. Милкус:
- Напряженно готовимся к учебному году.
М. Баченина:
- Мы решили поговорить о том, что можно, что нельзя, что регулируется законами.
А. Милкус:
- Я до сих пор помню страшные августовские дни, когда нужно было покупать рубашки, штаны, сменную обувь и кучу всего остального. Толпы народа в магазинах.
М. Баченина:
- Какой нужно иметь подход к покупке школьной формы?
А. Милкус:
- Структурируем все, чтобы было понятно, кто что может требовать от родителей, что родители могут требовать от других, чтобы ребенок пошел в школу хорошо одетый и не разорил семью.
Школьная форма является добровольным делом, по Закону об образовании. Есть регионы, где на уровне местного правительства или местного министерства образования принято решение о том, что все школы будут носить школьную форму, даже примерный образец утвержден. Но по закону, школьная форма утверждается локальным актом – то есть уставом. Как бы ни старалось местное министерство образования, наличие школьной формы должно быть зафиксировано в уставе школы. При поступлении ребенка в школу родители должны подписать документ, что они ознакомлены с уставом. Если в уставе записана школьная форма, вы должны следовать этому уставу.
Но есть нюансы. Есть регионы, где каждая школа решает сама, без согласования с министерством образования региона. Есть школы, которые объединяются в группу и так решают вопрос школьной формы. Если требование о наличии школьной формы прописано в региональных актах, но этого нет в уставе образовательного учреждения, родители не должны этому следовать.
Если в школьном уставе записана школьная форма, а вы не согласны с этим, вы должны с управляющим советом школы это согласовать. Нарушение устава – это дело нехорошее. По закону, если ваш ребенок пришел в школу без школьной формы, в обычной одежде, не пустить его на уроки не имеют права. Отправить домой за школьной формой не имеют права. Он не должен пропускать учебные занятия.
М. Баченина:
- А если ребенка не пустили на занятия, отправили домой, как быть?
А. Милкус:
- Нужно обратиться к директору, к учредителю образовательного учреждения. Как правило, это муниципалитет. И наказать тех, кто отправил ребенка домой. Ребенок должен в учебное время находиться в классе. Это его главная обязанность. И это обязанность школьного коллектива. Это обеспечивает его безопасность. На время учебы за жизнь и здоровье ребенка несут ответственность учителя и администрация школы. В это время ребенок должен находиться на занятиях. Принуждать родителей купить школьную форму школа тоже не имеет право.
Как решается вопрос? Обычно, если у семьи нет денег приобрести школьную форму, тогда собирается родительское собрание, управляющий совет, вместе с администрацией школы решают, возможно ли приобрести ребенку форму за счет внебюджетных средств образовательного учреждения. Либо за счет выделения денег на приобретение школьной формы органами социальной опеки данного муниципалитета или региональных властей.
М. Баченина:
- Тут у меня сразу два вопроса. Неужели так случается, что собирается общешкольный совет и гуманно, без унижений и проблем, выделяет средства из внешкольного бюджета? Соцопека для любого родителя звучит страшно.
А. Милкус:
- Давай не перегибать палку. Ты мыслишь шаблонами. Органы социальной опеки, как правило, довольно быстро должны реагировать и помогать детям. И есть такие примеры. Как правило, в школе, даже если это большая школа, где пять тысяч учеников, родительский комитет класса, завуч, который курирует эти классы, прекрасно знают материальное положение учеников. Войти в положение семьи, если родители не могут купить ребенку школьную форму, это возможно.
Бывает, что родители принципиально не хотят, чтобы ребенок носил школьную форму. Вот ему удобнее ходить в джинсах. Тогда возникает вопрос, конфликт. Это нарушение школьного устава. Тогда вариант только один: директор, завуч, классный руководитель убеждают, объясняют. Вполне возможно, если ребенок принципиально не хочет разделять ценности школы, а школьная форма является одной из ценностей школы, ему могут предложить перейти в соседнее образовательное учреждение, где другие требования по одежде.
Я в последние годы таких серьезных конфликтов по поводу ношения формы не встречал. Главный конфликт – ребенок, особенно в подростковый период, принципиально не хочет надевать школьную форму. Или он школьную форму каким-то образом разукрашивает чем-то необычным, неожиданным. В школу ходят в деловой одежде. Когда хочется продемонстрировать свои юные прелести, для этого есть вечернее время. Если ребенок приходит и демонстрирует таким образом бунтарство, свой характер, свои проблемы, связанные с подростковым периодом, тогда уже школьный психолог, учитель, классный руководитель должен поговорить с этим ребенком, с его родителями. Может быть, этот период пройдет. Надо искать какой-то выход.
У меня есть много знакомых, у которых дети в школу приходят с красными, зелеными, синими волосами. Есть ситуации, когда девочка приходит в макияже. В прошлом учебном году бывали случаи, когда девочку дежурный учитель или классный руководитель хватали за шкирку, тащили в туалет и смывали с нее косметику, доводя до слез.
М. Баченина:
- Наша учительница по химии, она же – директор школы растворяла серебряные кольца в каких-то своих кислотах, я рисковала лишиться всех драгоценностей, которые принесла в школу. Иногда спасало, когда не выучила домашнее задание, когда тебя отправляли мыть голову под холодной водой.
А. Милкус:
- Все эти истории незаконны. А прокуратура сейчас очень любит такие дела разбирать. Если произошло насилие над ребенком, учительница, которая потащила девочку смывать косметику в школьный туалет, или не пустила на занятия по причине того, что ребенок пришел с серьгой в ухе, в носу или с выкрашенными в зеленый цвет волосами, нарушила регламент, правила поведения, внутреннего распорядка. Такой учитель может быть очень серьезно наказан и снятием премии, и стимулирующих баллов.
М. Баченина:
- А как же отбиваться?
А. Милкус:
- Ненасилием. Как правило, в уставе школы описан вид, в котором должен приходить на занятия и учитель, и ученик. Разноцветные волосы там не прописаны. И яркий макияж тоже не прописан, как и серьга в носу. Насилием такие вещи не решают. Приглашают ребенка, его родителей в школу, объясняют, что у нас такие правила.
М. Баченина:
- А без родителей нельзя по душам с ребенком поговорить?
А. Милкус:
- Учитель имеет право, если ребенок сам согласен. Но если это уже разговор с обвинениями…
М. Баченина:
- Нет, если нормальный разговор?
А. Милкус:
- Если нормальный, вменяемый учитель, у меня есть много знакомых, у которых дети 13-14 лет с разноцветными волосами ходят совершенно спокойно в школу. Это не вызывает отторжения. Но есть школы, где все это очень жестко. В этом случае у школы законный вариант только один – поговорить с ребенком, показать родителям устав, объяснить, что в школе принято вот так, деловой стиль. Можешь себя проявлять как угодно вне школы. В школе придерживайся общепринятых правил. Можно проводить несколько бесед. Убеждение, никаких методов насилия в школе быть не может. Тем более, что ребенок ничего, с точки зрения права, не нарушил.
М. Баченина:
- Вас не ужасает то, как было в наши школьные годы? Могли и указкой пройтись.
А. Милкус:
- Не надо говорить, что в наше время вода была мокрее, солнце ярче. И сейчас есть учителя, которые и указочкой могут, и мелом кинуть. Хотя во многих школах уже интерактивные доски. Таких учителей лечить надо, обращаться к психологам. Как правило, это учителя уже выгоревшие, долго работающие в школе, которые не в состоянии сдержать себя.
Алексей Петрухин снял несколько лет назад фильм «Училка». Так что он про сегодняшнее время, а не про прошлое. Училку старшеклассники довели, она взяла пистолет и готовилась их в классе расстрелять. Ирина Купченко ее играет.
М. Баченина:
- Мы про школьную форму поговорили.
А. Милкус:
- Тут очень много важных нюансов. Есть четко прописанные критерии, какой должна быть школьная форма. Критерии прописаны Минпромторга Российской Федерации года два назад. Школьная форма должна быть из натурального волокна. Это шерсть, полушерсть или хлопок. Это можно проверить на бирке. Года три-четыре назад Роскачество установило, что многие производители врут, указывая состав ткани. Натуральность ткани можно определить на ощупь.
Вполне возможно, приличная по качеству ткань верхняя, а вот подкладка из жесткой синтетики. Она не пропускает воздух, не пропускает влагу, ребенок в форме парится очень сильно. Ребенок находится в школьной форме минимум пять уроков ежедневно, то это могут и опрелости, и что угодно.
М. Баченина:
- Фасоны могут быть разные в школах?
А. Милкус:
- Фасоны могут быть разные. Здесь есть нюанс. Школа не имеет право заставить вас приобретать школьную форму в определенном ателье или магазине. Если вам там не нравится, вы не хотите участвовать в таких массовых закупках, у вас есть фасон. Он утвержден школьным уставом. И вы можете заказать или купить аналогичное или что-то похожее. Главное, чтобы форма соответствовала описанию, которое есть в уставе школы.
Когда возникала идея со школьной формой лет десять назад, мы апеллировали к советскому времени, что школьная форма была одинаковой. Тем, кто ностальгирует по советским временам, я могу сказать, что у девочек было более жестко – коричневое платье, но разных фасонов. А вот у мальчиков синяя форма дожила до конца Советского Союза и ушла вместе с ним в небытие. Было три фасона. Был пиджак, была куртка, куртки шила Прибалтика. Раздобыть эту куртку было непросто. Так что единообразной формы в советское время тоже не было. Как и единообразных учебников.
При покупке школьной формы нужно смотреть состав ткани и попробовать на ощупь. Главное – подкладка, чтобы она не была жестко синтетической. Есть спортивные синтетические ткани, которые лучше натуральных, пропускают воздух, влагу. Но они очень дорогие. Для массовой школьной одежды их, как правило, не применяют.
М. Баченина:
- А сколько одежды, которая будет использоваться в школе, нужно закупать?
А. Милкус:
- По моему опыту и опыту других родителей, мальчику нужно покупать сразу две пары штанов. Школьная форма изнашивается. Дети, особенно в средней школе, любят проехаться в штанах. Если мы покупаем форму для раннего подросткового возраста и для подросткового, штаны могут и должны быть разной длины. Ребенок может за время учебного года очень сильно вырасти. Либо покупаем длинные штаны и подрубаем, заложили хорошо запас 5-7 сантиметров, потом удлинили. Либо покупаем одни штаны подлиннее, другие – покороче. С пиджаком сложнее, второй пиджак не покупают. Но уже к маю, как правило, кисти рук из рукавов видны уже очень хорошо.
С девочками – то же самое. Две юбки, один жакет. Узкое место- блузки для девочек и сорочки для мальчиков. В этом году стоимость школьной формы выросла в 1,5-2 раза. В Москве я обошел несколько магазинов школьной одежды. Школьные штаны стоят от 2 тысяч рублей. В ателье из чистой шерсти – 4 тысячи. Школьная рубашка, блузка стоит 2-2,5 тысячи рублей, натуральный хлопок. Девичий жакетик – 3-3,5 тысячи. Это достаточно накладно .
Есть смысл закупать родителям форму вместе со скидками. Искать форму, которую шьют не на заказ, а шьют фабрики. Она подешевле. Есть известные компании, которые шьют форму. Одной сорочкой или блузкой вы не обойдетесь в течение учебного года.
М. Баченина:
- А сколько рубашек нужно мальчику?
А. Милкус:
- Четыре-пять. Вытираются рукава и воротник. Плюс стирка. Тот набор школьной одежды, о котором я расспрашивал продавцов магазина, получался тысяч 7-9, это довольно накладно. Есть смысл решать вопрос со школой.
М. Баченина:
- На Западе реже форма, неужели это мешает учебному процессу? Зачем родителей заставляют на это тратиться?
А. Милкус:
- Как правило, школьная форма – это принадлежность к определенной корпорации. Школьная форма есть и в школах Великобритании, и в США. Школьная форма – это твой стиль. Мы говорили со специалистами из Минпромторга по поводу школьной формы. Они не против этой идеи, было против учительское сообщество. Одна из самых удобных в эксплуатации форм – форма из джинсовой ткани. Как правило, это хлопок, он твердый. Подкладка не нужна. Достаточно толстая ткань. С первого раза, когда ты проедешься на коленях по школьному коридору, не протрется. К сожалению, очень небольшое количество школ согласилось, что школьная форма из джинсовой ткани может быть тоже приличной. С чем я абсолютно не согласен. Можно сделать красивую деловую одежду из джинсовки. Если в вашей школе еще не принято решение, или есть возможность его откорректировать, я бы рекомендовал джинсовую одежду. Это дешевле, детям больше нравится, есть больше возможностей индивидуализировать одежду. Мне кажется, что в нынешней ситуации джинсовая одежда совершенно не помешает
М. Баченина:
- Поговорим про учебники. Я в этом году впервые не покупаю сама учебники, кроме английского языка, мне их выдают в библиотеке. Я удивлена, счастлива и благодарна.
А. Милкус:
- Закон гласит о том, что школьными учебниками ребенка должна обеспечить школа. Сейчас этой вакханалии, которая была 5-7 лет назад, когда учебников не хватало, когда их покупали на развалах, брали подержанные, уже не должно быть. Школьные библиотеки должны быть обеспечены учебниками, которые необходимы для учебного процесса.
Может ли требовать учитель дополнительную литературу и предложить ее покупку? Не может, но может, я бы так сказал. Хитрая история. Если вы собирались на родительском собрании, учитель говорит: нам для такого-то курса такие-то темы хорошо бы пройти по учебнику другого автора, потому что там тема лучше изложена. Так бывает. И родительский комитет класса принимает решение – купить или не купить эти учебники.
Так бывает достаточно часто в языковых гимназиях, которым требуется использовать другие учебники, помимо тех, которые находятся в федеральном перечне. А закупать школы могут только учебники, которые находятся в федеральном перечне школьных изданий. Если учебник там находится, значит, он прошел верификацию, проверено, что там нет ошибок. И школа может его закупать. Если идет разговор о том, что закупается дополнительная литература, это происходит по согласованию с родителями.
Есть достаточно серьезные разногласия по поводу закупки рабочих тетрадей. Это вещь на один год, потому что они заполняются ребенком. Некоторые регионы считают, что так как эта литература одного применения, а учебник может находиться до износа, в советской время был стандарт 5 лет, потом его надо было менять, сейчас формулировка – до износа. Если дети его замучили за три года…
М. Баченина:
- В учебниках тоже есть моменты, где решают дети карандашиком.
А. Милкус:
- Надо научить детей не портить страницы учебников карандашиком. Если они это делают, то они должны научиться пользоваться ластиком. А по поводу рабочих тетрадей возникает вопрос. В некоторых более-менее состоятельных регионах рабочие тетради выдаются вместе с учебным комплектом. В некоторых регионах рабочие тетради просят родителей закупать. Объяснение, входит ли рабочая тетрадь в учебный комплект, достаточно размытое. Рабочие тетради нужны для обеспечения учебного процесса. А раз они нужны, то школа должна их выдавать. Но так как они одноразового использования, есть регионы, которые отказываются это делать. Тут надо согласовывать все покупки с руководством образовательного учреждения и с учредителем.
М. Баченина:
- Что скажете про канцелярку?
А. Милкус:
- Она тоже, к сожалению, подорожала в этом году. Стоимость пеналов, наборов, рюкзаков увеличилась. Надо согласовать с учителем необходимый и достаточный набор канцелярских принадлежностей. Канцтовары и пеналы не выдаются школой. Вы должны их покупать сами. Наиболее правильная покупка – жесткий пенал. Многие пеналы сейчас мягкие, детки их любят бросать, тогда ломаются ручки, карандаши, точилки.
М. Баченина:
- Пенал должен держать форму и защищать.
А. Милкус:
- И чтобы он был удобным. Не надо набивать его полностью. Особенно девочки любят цветные карандаши и так далее. Нужно посмотреть, что вам нужно для урока, и не брать лишнего.
Есть нюанс с рюкзаками. Сейчас много рюкзаков, у них должна быть эргономическая спинка. Если спинка мягкая, это может быть не очень хорошо для осанки ребенка. Выбирайте рюкзак тщательно, особенно для младшей и средней школы (старшие вас слушать не будут, они с чем хотят, с тем и пойдут в школу). Рюкзак – это очень важная деталь. Рюкзак должен быть жесткий. Там должны быть специальные ортопедические вкладыши для спины. Рюкзак должен быть легкий.есть Очень жесткие правила, какой вес может поднимать ребенок. Они прописаны в санитарных нормах и правилах, касающихся школы. Для младшей школы есть табличка, это 4-5 килограмм. Если вы набиваете в рюкзак учебники, бывает, что ребенок 6-7 килограмм тащит на себе. Нарушается осанка, нарушаются нормы.
Либо вы договариваетесь с учителем и приобретаете либо берете в библиотеке второй комплект учебников, и дети не ходят с учебниками в школу, они их достают из шкафа в классе. Бывает, что одного учебника на парту тоже достаточно. Ребенок не должен походить на черепаху и не должен тащить на себе непомерный груз. Он должен сохранить осанку и здоровье. В первых-шестых классах врачи и наблюдают наибольшее ухудшение состояния здоровья ребенка. Падает зрение и возникают проблемы с позвоночником. Во многом это связано с тем, что ребенок таскает на себе очень большой груз. Сейчас учебники стали выпускать в мягких обложках, стали выпускать учебники из двух частей, чтобы они были полегче. Есть нормы, сколько должен весить учебник.
У ребенка должен быть легкий рюкзак. Если ребенок сам возвращается домой, на нем должны быть катафоты – отражатели, чтобы в темное время суток ребенок был виден и пешеходам, и водителям. Отражательные ленты должны быть у ребенка, особенно у младших школьников.
М. Баченина:
- Самое опасное время – переход в сумерки, когда люди сливаются с окружающим пространством.
А. Милкус:
- Ребенок невысокого роста, водитель может не заметить его.
Сложите перед 1 сентября учебники, которые нужны вашему ребенку для занятий, и взвесьте портфель. Если вы увидите, что он не соответствует нормам, что он тяжелый, надо найти способ его облегчить. Ребенок не должен таскать тяжелый груз.
Еще одна актуальная проблема – сменка. Как правило, в школу требуется сменная обувь. Постарайтесь договориться, чтобы в вашей школе был гардероб, где выделены специальные вешалки для вашего класса. Чтобы ребенок не таскал туда и обратно сменную обувь, чтобы она висела на крючке в раздевалке. Ноги у детей потеют, время от времени родителям желательно забирать обувь домой, проветривать, чистить, чтобы она выглядела прилично. Если ребенок пришел без сменки, школа не имеет права не пустить его на занятия. Ребенок в учебное время должен находиться в классе.
М. Баченина:
- Пришли, натоптали, я тут мыла!
А. Милкус:
- Это неправильно, так делать нельзя. Если занятия начинаются в 8.30, с этого времени за жизнь и здоровье ребенка отвечает школа, и до окончания его учебного дня. Просто отправить его из школы нельзя. Это нарушение всех правил безопасности.
М. Баченина:
- А если ребенок, который уже сам ходит в школу, не пришел на уроки по собственной воле, решил прогулять, школа тоже в этом случае несет ответственность?
А. Милкус:
- Да, совершенно точно. И поэтому во многих регионах уже введены электронные дневники и электронные журналы. В большинстве московских школ, когда ребенок проходит в школу, там стоят турникеты, ребенок прикладывает электронную карточку, и родитель получает СМС о том, что ребенок в школе. Если ребенок не пришел в школу, то задача классного руководителя выяснить, почему он отсутствует на уроке. Если таких электронных средств слежения нет, то все равно школа, как правило, знает, что с ребенком. Если ребенок прогуливает, это повод для серьезного разговора родителей и школы. Сейчас просто так прогулять школу можно один раз, но, как правило, школа должна проинформировать родителей о неявке ребенка на занятия. У всех есть мобильные телефоны, родители есть в классном журнале школы. Как только ребенок не пришел, родители должны получить звонок. Либо родители должны заранее предупредить, что ребенок не придет в школу. Написать в электронном журнале или сообщить в чате о причине неявки.
М. Баченина:
- Спасибо от родителей, которые сегодня почерпнули много полезной и ценной информации.