Сначала научить на горшок и только потом английский. Что на самом деле важно в детском саду!

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
Мария Баченина и Александр Милкус вместе с руководителем экспертного совета всероссийской общественной организации воспитатели России Баатром Егоровым обсуждают, каким должен быть по хорошему детский сад

М. Баченина:

- В эфире «Родительский вопрос». Александр Милкус, Мария Баченина в эфире радиостанции «Комсомольская правда». У нас в гостях руководитель экспертного совета Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» Баатр Егоров.

Б. Егоров:

- Я бывший воспитатель детского сада.

А. Милкус:

- Я знаю троих мужчин, которые работали в детском саду. Один – директор детского сада в Липецке. Что же вы не остались в детском саду?

Б. Егоров:

- Меня периодически увольняют с работы. Я периодически возвращаюсь в детский сад.

М. Баченина:

- Как вас воспринимают мамы?

Б. Егоров:

- Настороженно, конечно. Но когда они видят, как я работаю воспитателем, у них сочувствие, сопереживание. Хочется поддержать. Один папа в конце 80-х – начале 90-х, когда только появились первые кооперативы, в Калмыкии создал один из первых строительных кооперативов. Когда он на все это посмотрел, подошел и говорит: а сколько у тебя зарплата? 100 рублей. Он говорит: иди ко мне чернорабочим, у меня зарплата 300 рублей. Помочь тебе хочется.

М. Баченина:

- А как вы стали воспитателем? Высокий, статный, привлекательный мужчина, очень улыбчивый.

Б. Егоров:

- У меня никогда не было сомнений в выборе профессии. Мама говорит, что я 1 сентября в первом классе пришел и сказал: я хочу быть учителем, как Людмила Константиновна. И вот эта идея меня никогда не покидала. Люди хотели быть космонавтами, милиционерами. А я хотел быть учителем начальных классов.

М. Баченина:

- Мы постоянно слышим, что человек, который обозначил вектор развития пути, это педагог.

А. Милкус:

- Так и должно быть. Иногда это не хорошо, а плохо. Когда есть лидер в школе, за которым тянутся все школьники, идут потом поступать, у нас в школе был историк, кличка «Корифей». Он бросался мелом, если мы плохо слушали его лекции. И многие пошли в историки. Может быть, кому-то судьба нарисовала быть заведующим магазином, работать в женской консультации. Но у нас не было сильного биолога, химика. И выбрали ту специальность, которую представлял этот учитель. Это тоже трагедия. Потом очень тяжело выбраться. Когда-нибудь это понимание приходит, что ты не туда пришел.

М. Баченина:

- Это кризис среднего возраста. Все надо делать легко.

А. Милкус:

- Но я согласен, что роль учителя, не только дающего знания, а дающего направление в понимании себя, это важно. И это важная формулировка, когда мы переходим на дистант.

Б. Егоров:

- С другой стороны, «Воспитатели России» записывают бесплатные курсы вебинаров для воспитателей. У нас вышел третий курс. Мой вебинар в третьем курсе около 80 тысяч просмотров уже набрал.

А. Милкус:

- Воспитателю детского сада надо слушать, как правильно сажать ребенка на горшок?

Б. Егоров:

- Это очень важно. В свое время один очень известный академик, директор школы пришел на съезд дошкольных работников и сказал: дошкольники, помните, что детский сад – это не только носы и горшки, это еще и образовательная программа. Так вот, в первую очередь – носы и горшки, а только потом образовательная программа. Первая программа называлась «Программа воспитания». Слово «обучение» появилось гораздо позже. Наши учителя сделали все правильно, назвали «Программа воспитания в детском саду».

А. Милкус:

- И что вы рассказываете в этом вебинаре?

Б. Егоров:

- Я занимаюсь проблемой оздоровления детей дошкольного возраста. Как построить эту систему в детском саду, чтобы это давало результат. Как закаливать, как двигаться, как заниматься, как построить режим дня.

М. Баченина:

- Ваш режим дня отличается от того, который утвержден?

Б. Егоров:

- На сегодня – да.

М. Баченина:

- А разрешат это внедрить?

Б. Егоров:

- С 1 января будет введена федеральная образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений. Обсуждать, что там в содержании плохо, мне бы не хотелось. Эту программу создали то ли за месяц, то ли за два. Дикая история. Я много езжу, рассказываю воспитателям о том, что это мы тоже должны пережить. Каждый раз нам создают новые документы, которые должны регламентировать жизнь в детском саду. А эти документы создают проблемы педагогу, у него не остается времени на то, чтобы с ребенком работать. У учителя по программы дебюрократизации пять документов. В дошколке у педагогов 50 документов.

А. Милкус:

- В 2022 году впервые законодательно Госдумой было принято решение, что с учителя можно потребовать только пять документов. Если требуется шестой, то он может пойти к прокурору. Загруженность учителя бюрократической работой – с ней пытались справиться все министры, при которых я работал. Филиппов, Фурсенко, Ливанов, Васильева. А на воспитателя можно навалить 50 документов.

Б. Егоров:

- Сегодняшний воспитатель – это герой из сказки «Снежная королева». Когда Кай сидит и из льдинок собирает слово. Воспитатель из льдинок собирается слово «образовательная программа в детском саду». И получается не очень хорошая история. Надо понимать, как работает система. Дошкольное воспитание в Советском Союзе - была одна программа воспитания и обучения. Образование и воспитание было вместе. Сейчас разделили. Образовательная программа отдельно, программ воспитания отдельно, примерная программа к ФГОС тоже существует, с 1 января выйдет еще одна федеральная общеобразовательная программа дошкольного образования.

А. Милкус:

- Как это может сказаться на детях?

Б. Егоров:

- Они нагромождения мешают работать. Эти документы реально мешают работать воспитателю. Когда воспитатель говорит, что у него все меньше времени остается на ребенка, он абсолютно прав. Он пишет бумажки вместо того, чтобы работать с ребенком. Сейчас огромное количество экспериментов по стране идет. Если в советское время два воспитателя на группе было и няня. Няня – помощник воспитателя. Если воспитатель включается в работу с группой, а один ребенок выпадает – захотел в туалет, руки надо помыть, помощник воспитателя включался и помогал. Сейчас проводят эксперимент – три воспитателя работают на две группы. Одна няня работает на две группы.

А. Милкус:

- Просто не хватает специалистов.

Б. Егоров:

- Нет, это эксперименты. Сокращают ставки, сокращают людей. Сокращается время общения ребенка с педагогом. Это Высшая школа экономики проводила исследование.

М. Баченина:

- Две группы – 50 человек детей. Если был один на двадцать, а теперь два на пятьдесят, понятно, что средняя составляющая будет меньше. И няня одна.

Б. Егоров:

- В чем была прелесть старой советской программы? В ней была четко прописана система работы. Начиная от «здравствуйте, дети» утром, заканчивая словами «до свидания, дети, я вас завтра жду». Воспитатель детского сада был человеком с низким профессиональным уровнем. По пальцам можно было пересчитать факультеты дошкольного воспитания. В основном это были педучилища. А если брать 60-70-е годы, то это были девочки, которые закончили школу и получили справку, что учились в педагогическом классе.

М. Баченина:

- Не считали нужным высококвалифицированные кадры ставить на таких малышей?

Б. Егоров:

- Такое огромное количество потребовалось детских садов. Война закончилась, нужно было восстанавливать страну. Хрущев сказал, что нужно догнать и перегнать Америку. А чьими руками, если мужчины погибли? Женскими. А женщина – удивительное существо. Хочет любить, рожать, воспитывать. А советское государство сказало: нет, надо восстанавливать страну. Когда мне мама сказала, что меня отдали в ясли в три месяца, я спросил: как ты могла? Она говорит: так вся страна жила. Нужна была такая программа, которая бы гарантировала, что эта женщина, которая с детьми работала, она детям не навредит. Это как минимум. А как максимум – чтобы она дала правильное воспитание. Наши великие учителя создали такую программу. Сегодняшние студенты читают старую программу, первая реакция: а почему она написана простым, понятным языком?

А. Милкус:

- А нельзя вернуться к этой программе?

М. Баченина:

- Тогда все понимать начнут.

Б. Егоров:

- Не получится. Пока мы не решим самую главную проблему, связанную с управленческими решениями, а решения принимают не «дошкольники»…

А. Милкус:

- А академики.

Б. Егоров:

- Либо «школьники», которые в школе работали либо в вузе. А детский сад и школа – это разные истории. Когда в программе писали про горшки, что начинаем приучать ребенка к горшку в 18 месяцев. Эта цифра была взята не из головы Марьванны. Это были серьезные физиологические исследования. В НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в подвали стояли энцефалографы размером с комнату. Это были серьезные исследования. Таких исследований не проводят ни у нас в стране, ни за рубежом.

Рецепт, выработанный в советское время. Ваш ребенок не разговаривает? Ваш ребенок не умеет на горшок ходить? Ваш ребенок не умеет ложку держать? Отдайте в детский сад – научат. Этот рецепт работает до сих пор. Когда двадцать человек сажают одновременно на горшок, хочешь – не хочешь, ты под это подстроишься.

Но я говорил о том, что это серьезные физиологические исследования. Но в советских методичках писали, что приучаем к горшку ребенка только после того, как он начал ходить. Сначала в головном мозге включается область, которая отвечает за прямохождение, и только после этого будет включаться область, отвечающая за контроль туалета.

А сегодняшние дети отличаются от советских, которых в 18 месяцев надо было приучать к горшку? Да, отличаются. Пример. Вспоминаем советские методички. Там было четкое описание пеленания ребенка. Пеленали по стойке смирн. Сейчас свободное пеленание. Мы не физиологи, но точно можем сказать, что ребенок, которого запеленали как солдатика, и ребенок, который в свободном растет, они будут развиваться по-разному. Сегодня нужны правильные исследования, которые скажу: что за ребенок сегодня пришел?

Когда в советских книжках один срок был описан, когда ребенок должен голову держать, а сегодняшние дети уже в месяц пытаются держать голову. Это же шок. Они меняются. Потому что меняются условия жизни. Они по-другому развиваются.

А. Милкус:

- История человечества – 500 тысяч лет. Современный человек – больше 5 тысяч лет, уже с письменностью. И такие принципиальные изменения происходят в течение нескольких лет?

Б. Егоров:

- Рост человека, по старым советским книжкам, в 21-23-24 года заканчивался. У девочек раньше, у мальчиков позже. Физиологи говорят: у сегодняшних 27-летних продолжается рост.

М. Баченина:

- Но при этом они интеллектуально опыта не успевают набраться. Это как боли роста, когда мышцы растут, а кости не поспевают.

Б. Егоров:

- Они не плохие и не хорошие, они просто другие. И то, что с ними по-другому надо работать, это правда.

А. Милкус:

- Значит, нужна новая программа.

Б. Егоров:

- Нужна, но не такая.

А. Милкус:

- А что нужно, чтобы учитывать особенности современного развития?

Б. Егоров:

- Нужны серьезные исследования. Как делали наши учителя. Нужна программа, ориентированная на того ребенка, который сегодня есть. Эта программа должна быть ориентирована на сегодняшнего педагога. Мы проводили опрос, в котором участвовали родители. 80 % мам сказали, что у них высшее и неоконченное высшее образование. Уровень образовательный поднялся. Но при этом мы пришли к ситуации, когда надо говорить о родительской безграмотности. Мы, принимая трехлетних детей в детский сад, видим, что дети уже принесли огромное количество проблем. Из 25 детей трехлетних, которых мы только приняли в детский сад, 20 детей будут иметь проблемы с осанкой, с плоскостопием, с повышенным мышечным тонусом. Я не говорю про плохо говорящих, не говорю о детях, которые плохо взаимодействуют со сверстниками. Только физические показатели.

Один пример – ходунки. Ребенка ставят в ходунки, когда он еще не умеет стоять и ходить. В ходунках он не стоит, он висит. Он не ходит. То, что делает ребенок в ходунках, это похоже либо на прыжки, либо на бег. Есть страны, которые официально запретили использование ходунков со здоровыми детьми. За такими вещами стоят серьезные лоббисты, которые продвигают эти вещи.

А. Милкус:

- Такого количества всякой литературы по воспитанию ребенка не было никогда. Наши родительницы читают. Мамы-блогеры с детьми – миллионы подписчиков. Идут обсуждения. Родители заинтересованы. Они не то читают?

Б. Егоров:

- Получить правильную информацию практически невозможно. Даже на мамских чатах просто катастрофа.

М. Баченина:

- Чаще всего это просто метод заработка.

А. Милкус:

- Можно зарабатывать, рассказывая правильные вещи.

Б. Егоров:

- Но при этом 61 % родителей на вопрос «где вы берете советы по воспитанию?» отвечают: в социальных сетях. А правильной информации нет. Даже Спок, которого ругают, я сторонник того, что эти книги надо просто сжигать во дворе, даже в этих книгах можно найти полезную информацию, иногда не такую страшную, которую все чаще и чаще рассказывают в соцсетях.

А. Милкус:

- Лучше детей отдавать в правильный садик с яслями? Там хотя бы не по Споку детей будут воспитывать. И ходунки отобрать.

Б. Егоров:

- Когда-то очень давно журналист «Комсомольской правды» мне задавал вопрос: а что вы посоветуете сегодняшним родителям. Это было лет двадцать назад. Я тогда сказал, что если вы отдадите своего ребенка в свой обычный дворовой детский сад, который рядом с домом, даю вам 98 %, что там будет хорошо.

М. Баченина:

- А сейчас?

Б. Егоров:

- Сейчас дам меньший процент – 95 %.

М. Баченина:

- За год мой ребенок не начал пользоваться горшком и не заговорил бегло на английском языке. Есть вероятность, что у нас ЗПР. Но я знаю, что это просто леность нейронов – неохота ему. И воспитатель говорит: не хочет. Разве так можно говорить?

Б. Егоров:

- Меня опять будут пинать. Когда говорят про воспитателя, сейчас проходят конкурсы: какова ваша миссия как педагога? О великом. Если о великом и о миссии. Моя миссия – прийти в детский сад и сделать так, чтобы ребенку со мной было интересно. Отговорка, что он не хотел, не совсем правильная. Хотя я признаю, что есть ситуации, когда ребенок не хочет, и не надо заставлять. Но я пришел сюда сделать так, чтобы со мной было интересно. Какой здравый человек захочет учиться заниматься математикой или чем-то еще, когда можно поиграть в машинку или побегать с друзьями на улице?

Другой вопрос, что очень аккуратно надо было с диагнозами. Врачи сегодня тоже подстраховываются. И такое огромное количество детей, имеющих диагноз аутизм. Причем там девять градаций.

А. Милкус:

- Расстройство аутического спектра.

Б. Егоров:

- Я почитал и думаю: я точно аутист.

М. Баченина:

- Несколько лет назад было модно ставить ЗПР каждому второму. Задержка психического развития.

А. Милкус:

- А до этого был СДВГ – синдром нарушенного внимания.

Б. Егоров:

- В этом смысле я согласен, что позиция не совсем верная. Нужно смотреть, в какой ситуации, что за ребенок. Я встречаюсь с огромным количеством родителей. Это и сельские дома культуры, где 20 человек приходят. Это залы на 450 человек. И обязательно подходят с личными вопросами. Не может быть какого-то совета, который подойдет вашему ребенку. Ребенка нужно видеть, с ним нужно жить. И лучшего совета, который даст ваш воспитатель, педагог, который с ним работает, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физической культуре, то есть те люди, которые непосредственно работают с детьми.

М. Баченина:

- Я знаю распорядок дня, но я не смогла добиться распорядка образовательного процесса. Я подозреваю, что их чему-то учат. Но я в своей голове подвержена стереотипу, что просто за моим ребенком следят, пока я работаю. Я не могу погрузиться и подхватить этот процесс.

Б. Егоров:

- Система дошкольного образования и в советское время, и сейчас остается закрытой. Родитель не представляет, что там происходит. А там происходит очень серьезная работа. Когда начинаешь рассказывать, что умение правильно взять ложку и правильно донести ее до рта, это не работа руки, это не физическое действие, это работа головного мозга, как важно правильно подойти, помочь. Сколько нужно, чтобы воспитатель подходил и помогал? Пока не научится. А это сколько? Это может быть месяц, полгода и год.

Работа воспитателя детского сада – это, прежде всего, терпение. Когда дошкольное образование захлестнули огромным количеством конкурсов, мероприятий, где нужно выступить, рассказать, результат будет только тогда, когда я каждый день прихожу и делаю одно и то же. По-другому не получится. Родителям тоже нужно про это говорить. Хотите решить проблему закаливания? Любое купание ребенка должно начинаться или заканчиваться контрастным душем, игрой в теплый-холодный дождик. Играйте только в эту игру. При этом вам не надо знать, что это серьезные физиологические процессы, связанные с терморегуляцией, что мы заболеваем, потому что у взрослых система терморегуляции работает плохо, у дошкольников только запускает. У новорожденных вообще отсутствует. И наша задача – запустить. Чем раньше вы запускаете систему терморегуляции, тем меньше ребенок подвержен простудам. Не надо обливать кипятком, не надо обливать холодной водой. Два-три градуса достаточно разрыва. Если ребенку нравится, можно чуть-чуть увеличивать.

А. Милкус:

- Все больше и больше родители стараются отдавать детей в младшую школу, где учат три года, как было в советское время. В эти классы принимают детей, которые уже умеют читать, считать, писать. И требуют от детского садика, чтобы ребенок пришел уже подготовленным. Ученые считают, что надо начинать учить ребенка в шесть-семь лет, когда уже нейроны готовы и есть отработанная образовательная технология в школе в первом классе. Что вы скажете?

Б. Егоров:

- Есть родители, которые выстраивают режим дня, жизнь своего ребенка с семи утра до семи вечера. В расписании спортивная секция, конная секция, плавание, рисование, подготовка к школе. Я видел ребенка, у которого в полтора года был репетитор по математике, по английскому языку и чему-то еще. Сразу скажу таким родителям: если вы приняли такое решение и поставили своего ребенка в колею, по ней погнали, ваш ребенок выживет, он не умрет от этого. Он научится получать огромное количество информации и, наверное, будет в первом классе чуть выше по уровню знаний.

В дошкольном возрасте нужно решить наши самые главные задачи. Дошкольник должен прожить этот период правильно. Он не должен родителям, которые хотят, чтобы он в 9 лет поступил в МГУ, он не должен воспитателю с высшей категорией, имеющему значок «Отличник образования». Он должен правильно прожить этот возраст. Владимир Товиевич Кудрявцев об этом рассказывает. У каждого ученого есть свой конек. У Кудрявцева конек – воображение. Он говорит: воображение – то самое главное, что необходимо развивать у ребенка-дошкольника. Это является основой его успешности в школе. Простой пример. В первом классе сделали срез, дети, показавшие проблемы с письмом, все показали низкий уровень сформированности воображения.

А. Милкус:

- А как можно это оценивать?

Б. Егоров:

- Когда вы учились в первом классе, вас учитель учила писать. Вы перед тем, как писать в тетради, вы пальчиком в воздухе рисовали букву, прописывали. Образ, который появился в голове, вы его переводите в палец, и палец прорисовывает. С помощью образа, созданного в голове.

М. Баченина:

- Я так шнурки учился завязывать на бантик.

Б. Егоров:

- И так далее. Таких задач огромное количество. Направлений много. Физическое развитие, мы говорим о психической готовности, о социальной готовности. Лет пятнадцать назад в Москве проводили исследование, смотрели шестилетних детей, установили, что 28 % мальчиков и 46 % девочек физически готовы к обучению в школе. Сегодня эта цифра еще уменьшилась.

М. Баченина:

- Они недостаточно гуляют и двигаются. У них много ярких игрушек, мультфильмов, они не должны фантазировать, они недомысливают. Они все реже играют в кастрюли и половники, потому что у них есть игра. И еще на телефоне.

Б. Егоров:

- Появляются новые вызовы. Нам сказали: теперь не хватает инженеров в стране, надо срочно воспитывать инженеров. Классно, согласен. Можно это начинать делать в детском саду? Да, можно. Но для этого нужно, чтобы в программе детского сада и внутри детского сада было не два конструктора – большие деревянные кирпичики и металлический на болтиках, а их должно быть двадцать два. Конструирование – это формирование инженерного мышления в будущем. Конструкторы должны быть и пластмассовые, и магнитные, и «Лего», и прочие.

М. Баченина:

- А как раньше инженеры появлялись без конструкторов?

Б. Егоров:

- Если у государства стоит задача вырастить будущего инженера, то нужно дать для этого возможность.

А. Милкус:

- Конструкторы в советское время были. Они лучше «Лего», потому что в «Лего» у тебя уже есть инструкция, что тебе надо собрать. А из металлического конструктора ты можешь собрать машинку, тележку.

Б. Егоров:

- В детском саду были другие конструкторы. Строительные наборы – большие деревянные кирпичики.

А. Милкус:

- Нужно ли детей обучать письму, чтения в детском саду?

Б. Егоров:

- Нет.

А. Милкус:

- Что говорить родителям в школе на собеседовании при приеме в первый класс? Там проверяют, готов ли ребенок, читает ли он, пишет, облегчил ли он работу учителя начальных классов.

Б. Егоров:

- Я за счастливое детство. Я за то, чтобы дать возможность ребенку правильно сформироваться. Пришел папа с трехлетним пацаном. Первый вопрос папе: кого бы вы хотели вырастить? Он говорит: директора мясокомбината. Почему? Я – директор мясокомбината. Поэтому я хочу, чтобы мой сын тоже был директором мясокомбината. Подавляющее большинство родителей даже не понимают, кого бы они хотели вырастить. А он понимает. И я ему говорю: для того, чтобы вырастить директора мясокомбината, надо, чтобы ваш ребенок умел рисовать, танцевать, ездить на лошади, нырять с аквалангом, прыгать с парашютом, лепить и так далее. Главная задача – дать ребенку дошкольного возраста попробовать все. Как он может выбрать профессию в 17 лет, если ему в 6-7 лет не давали попробовать? Как вырастить художника?

Ребенок нарисовал рисунок, принес маме, подарил. Мама говорит: ай, как здорово, замечательно. Взяла рисунок, повесила на стену. У этого ребенка есть шанс стать в будущем Айвазовским? Да, есть. А если на следующий день он увидел, что этот рисунок скомканный лежит в мусорном ведре, есть шанс?

М. Баченина:

- Это трагедия.

Б. Егоров:

- Мы даем возможность ребенку попробовать все. Если он не попробовал, как он станет конструктором, инженером, космонавтом, художником, певцом, танцором?

М. Баченина:

- Спасибо.

А. Милкус:

- Главное – любите своих детей.

Б. Егоров:

- Самое главное – помните, уважаемые родители, что вы самые главные люди в жизни ребенка-дошкольника. Какой бы замечательный не был педагог, он все равно любит вас. И потребность в общении у ребенка-дошкольника со своими родителями самая высокая. Ни в один период жизни у человека такой потребности не будет.