«Вклад учителя». Почему педагог в негосударственной школе должен уметь «смотреть за горизонт»

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
Александр Милкус и Мария Баченина вместе с экспертами обсуждают, чем отличается учитель частой школы от коллеги в муниципальной и почему учитель музыки и изо - это ключевой учитель

А. Милкус:

- Здравствуйте, наши уважаемые зрители и слушатели! Я Александр Милкус, рядом со мной, как всегда, боевой товарищ – Мария Боченина. Сегодня мы будем говорить про вклад учителя. В прямом и в переносном смысле. Потому что в эти выходные завершается необычный конкурс. Он идет уже второй год, это конкурс для учителей частных школ и называется он «Вклад учителя». И сегодня на связи с нами Александр Кузьмин, сооснователь этого конкурса, директор школы «Новый взгляд». И Ирина Джус, учитель изобразительного искусства школы «Снегири», финалист этого конкурса.

Александр, понятно. Когда проходит большой конкурс, который завершается на сцене Кремлевского дворца – это «Учитель года» России. Он понятно назван, да. И там идут, чтобы отобрать этого учителя, мастер-классы, разговор с будущими победителями как с образовательными политиками. А у вас почему-то он назван «Вклад учителя». Вклад куда?

А. Кузьмин:

- Вклад во что.

И. Джус:

- И в кого?

А. Кузьмин:

- Мы долго выбирали название для нашего конкурса и остановились именно на «Вкладе учителя». Потому что учитель – это центральная фигура, которая делает вклад в развитие ребенка, в развитие школы, как института, в развитие родителей, в развитие педагогов. Вообще в целом в развитие системы образования. Поэтому «Вклад учителя».

А. Милкус:

- Хорошо, тогда объясните мне, почему вы его каким-то очень странным образом меряете? Финалисты этого конкурса не дают мастер-классы, они не рассказывают про свои методики и вообще финал проходит в зале для стендаперов.

А. Кузьмин:

- До финала мы очень тщательно все измеряем. Первый этап – это видеопредставление нашего участника, который рассказывает о себе, о своей школе, и уже на этом этапе многое замеряется. И умение говорить, и умение создать историю, и умение представить своих учеников. Следующий этап – это написание сценария образовательного события. Собственно, это методическая работа, здесь мы проверяем методическое мастерство учителя. Как он может выстроить процесс, какие инструменты, позволяющие измерить эффективность этого события, он выбирает. Как он проводит саму оценку и т.д.

А. Милкус:

- А что такое образовательное событие? Это урок?

А. Кузьмин:

- Образовательное событие – это явление, это совместная жизнедеятельность взрослых и детей, нацеленная на достижение определенных образовательных результатов, которые мы перед собой поставим. Урок может быть образовательным событием, только если он будет выстроен в определенной логике. Экскурсия может быть образовательным событием. Перемена может быть образовательным событием. Главное – чтобы это было событие взрослых и детей. Детей младших, детей старших. Вот такой формат, который стоит в ряду других форматов, проектов, образовательных путешествий, мастер-классов, тренингов и т.д. А следующий этап – это, собственно, проведение образовательного события. По сценарию другого участника. Вот в этом вся фишка. Участники должны адаптировать полученные сценарии образовательных событий под свои реалии, под реалии своей школы. И здесь как раз учитель раскрывается и как организатор, и как интегратор, и как человек творческий. И в финале мы предлагаем традиционное испытание – это стендап учительский и еще одно задание, которое каждый год меняется. В этом году участники проводили уроки.

М. Баченина:

- Стендап что подразумевает под собой? Вот стоит учитель у микрофона и мы, испорченные юмористическим стендапом, конечно же, ждем шуток. А у вас на самом деле что должно быть?

А. Кузьмин:

- Стендап – это определенный жанр. На протяжении 5-10 минут учитель выступает на какую-то тему, в основании его выступления лежит проблема или несколько проблем, которые он пытается раскрыть нетривиальным способом и обязательно с чувством юмора.

М. Баченина:

- Как интересно! Может быть, Ирина пример приведет?

А. Кузьмин:

- Учителя может волновать масса проблем. Например, взаимоотношения с родителями. Он фокусируется на этой теме и начинает ее раскручивать по спирали, приводя разные примеры, вставляя какие-то шутки, какие-то колкости, может быть.

М. Баченина:

- Ну, чтобы это было неформально и не напрягало. Чтобы не драматизировать, а как бы с легкостью, но проблема должна быть решена. А вот Ирина все-таки участник…

И. Джус:

- Да, в стендапе у нас брались проблемы, которые касаются непосредственно нас. Одна из проблем, которую я взяла, как учитель изобразительного искусства, это то, что у меня постоянно пачкается одежда. У меня не проходит ни одного урока, чтобы я была чистая. Мои дети, особенно я больше преподаю в начальных классах, и это такой возраст, когда они еще порой не до конца могут контролировать свои действия, и каждый раз я вся в краске. Это один из примеров того, что я рассказывала на выступлении и мне показалось, что это удалось передать через юмор, через шутки и через историю, которую я рассказала.

А. Милкус:

- То, что говорил сейчас Александр и рассказала Ирина, меня наводит на мысль о том, что требования к учителю частной школы совсем другие. Александр, я знаю, вы много лет возглавляли знаменитый Горчаковский лицей под Питером. Значит ли это, что учителя частной школы принципиально, с вашей точки зрения, должны быть другими? У вас абсолютно другие требования. Я не очень себе представляю, как на официальном конкурсе «Учитель года России» учитель изобразительного искусства на финале будет рассказывать, что ей надо после каждого урока стирать одежду. Жюри не поймет.

А. Кузьмин:

- Я не думаю, что учителя частных школ или государственных школ чем-то сильно отличаются. Сейчас я веду набор в новую школу учителей из государственных школ и это такие же профессионалы, как и в частных школах. Но, может быть, учителям частных школ предъявляются более конкретные требования с точки зрения образа этой частной школы. Если школа создается как сообщество, например, то обязательно к учителю предъявляется такое требование, как социальный капитал. Наличие профессиональных связей, наличие связей в сообществе, умение выстраивать эти связи и с детьми, и с родителями, и с местными жителями, и т.д. Если школа развивается как школа предпринимательских навыков, обязательно будут предъявляться к учителю требования, связанные с предпринимательским капиталом. Умение выступить с инициативой, реализовать эту инициативу, умение предложить нестандартные идеи. Может быть, учителя частных школ более свободны, но на самом деле я знаю очень много учителей государственных школ, которые творчески свободны, профессионально свободны. Поэтому я не могу сказать, что есть какие-то серьезные отличия между учителями государственных и частных школ.

А. Милкус:

- Я вот, если честно, очень сомневаюсь, что при наборе в муниципальную школу хоть кому-то из директоров придет в голову поинтересоваться у учителя его коммуникационными навыками и умением работать в команде, в сообществе. Все-таки вот их не назвали, а мы понимаем, что главное требование к учителю, которого мы приглашаем в школу, это все-таки знание предмета.

А. Кузьмин:

- Это да. Но главный профессиональный навык – это навык коммуникации.

А. Милкус:

- Ирина, а где у вас этому учат? Вы финалист конкурса, значит, у вас есть эти навыки. В педвузе этому не учат. Или учат теперь?

И. Джус:

- Я закончила уже давно вуз и я считаю, что в моем случае все дает опыт. Я много лет проработала в государственной школе, я знаю ее полностью изнутри, я знаю теперь уже какие есть плюсы и какие есть минусы. И из всего этого я нахожу, конечно, только плюсы. Не стоит забывать, что я учусь. Я не только обучаю своих детей, но и я сама учусь и развиваюсь. И из каждой точки я беру что-то и в себя впитываю. Таким образом, я становлюсь лучше.

М. Баченина:

- Чтобы расставить точки над и, задам сейчас такой вопрос. Александр, в первую очередь, это к вам вопрос. Правильно или неправильно понимать, что для учителя важнее уметь коммуницировать с детьми, нежели знать свой предмет?

А. Кузьмин:

- Я бы не сказал, что это перевешивает. Когда, например, мы проводили опрос среди учеников «что для вас самое главное в учителе?», они на первое место поставили знание предмета. Но можно знать предмет и не уметь донести эту информацию. Можно уметь доносить информацию, знать предмет, но не уметь выстраивать взаимоотношения в детском коллективе, взаимоотношения с родителями. Поэтому это два очень важных требования к учителю. Профессиональная подготовленность и наличие коммуникационных навыков.

М. Баченина:

- Согласна.

А. Милкус:

- Давайте подведем итог. Александр, с вашей точки зрения, что такое современный учитель?

А. Кузьмин:

- Это эксперт. Родители обращаются в школу за экспертной помощью. И он должен быть экспертом в самых разных областях. И в своем предмете, и в психологии, и в коммуникации, и во взаимоотношении родителей и взрослых. Он должен быть экспертом в истории своей страны, экспертом в местном сообществе. Это такой бог на самом деле.

А. Милкус:

- Вы сейчас описали супермена такого образовательного.

А. Кузьмин:

- Действительно, это так. К учителю предъявляются очень высокие требования.

А. Милкус:

- Ирина, а как вы дошли до жизни такой? Как вы дошли до жизни человека, который вышел в финал, а, значит, вы обладаете большинством из этих навыков, о которых сейчас сказал Александр.

И. Джус:

- Я считаю, что современный учитель – это педагог, который учитывает, во-первых, все современные технологии и методы обучения. Он активно использует различные интерактивные и коммуникативные методы обучения, развивает ученическую инициативу и вообще творческий потенциал ребенка, и стремится к индивидуальному подходу, учитывая, что, тем более, в частных школах у нас не так много детей. И здесь направление на каждого ребенка очень важно. Этот учитель учитывает все интересы и потребности ребенка, он так же должен прекрасно ладить в коллективе, уважать своих коллег и, конечно же, родителей учеников и самих учеников.

А. Кузьмин:

- В наше бурно меняющееся время к учителю предъявляется еще одно требование. На самом деле, он должен уметь заглянуть хотя бы на 10 лет вперед. Какие навыки будут востребованы вот там, через 10 лет. Потому что он же ведет ученика к какой-то цели, а ученик выпустится из школы как раз через 11 лет. И вот это очень важное сейчас требование и качество учителя – умение прогнозировать.

М. Баченина:

- А можно примеры вот этих технологий, которые вы интегрируеуте? И которые не веселят детей, а… вот мне нужен пример, чтобы это было и серьезно, и полезно, и увлекало.

И. Джус:

- Во-первых, нужно учесть то, что у меня нестандартный урок. Не классический урок. У меня изобразительное искусство. Это тот предмет, в котором я компоную разные технологии. Учитывая то, что я работаю в частной школе, у нас есть прекрасная возможность обучения. И вот недавно у нас было обучение – целый год проходила с Лилией Мухаметшиной, мы изучали сингапурское обучение, которое мы прекрасно пытаемся внедрить, разные техники, методики, которые она давала нам. И взлет-посадка, и Wi-Fi, и очень много их. Мой урок настолько безграничен, что я использую все. И те же современные технологии и планшеты – мы рисуем и узнаем разные новые программы. И узнаем, как создавать стикеры, и узнаем какие-то новые техники рисования. На моем уроке, мне кажется, нет какого-то конкретного ответа, какую я использую. Я использую все и по чуть-чуть.

А. Милкус:

- Вы сказали, что учитель должен видеть на 10 лет вперед. Тогда, получается, по вашей логике, вы сейчас собираете новую школу, новый коллектив. Это будет школа «Новый взгляд». Вы, как директор, получается, исходя из вашей же логики, должны видеть на 15 лет вперед, а. может, и на 20 лет. Какую картину вы видите? К чему надо сейчас вести нынешних школьников и тех, кто придет через год, через два, через пять лет?

А. Кузьмин:

- Мы понимаем, что время будет очень меняться. Привычные модели будут схлопываться и будут востребованы такие навыки, как креативность, умение предлагать нестандартные идеи и предпринимательство. Умение придумать идею, взять на себя инициативу, взять ответственность за реализацию этой инициативы и сделать дело. Поэтому мы как раз выбрали нишу для нашей школы – это ниша школы предпринимательских компетентностей в широком смысле этого слова. Не построить бизнес, а уметь преобразовывать мир, быть проактивным человеком. Понятно, что это и так требуется от любого человека, но мы бы хотели сфокусироваться именно на этом. Расшколить школу, выйти за пределы школы и познакомить детей с реальной жизнью.

А. Милкус:

- Давайте еще раз сакцентируем. Я боюсь, что не все наши слушатели это поймут. Это не воспитание бизнесменов, это не бизнесассоциация, да. Предпринимательство как способ постановки и достижения определенной цели. И навыки эти могут быть, и должны быть востребованы, использованы при любой работе, куда бы молодой человек или девушка ни пришли после школы. Правильно я понимаю?

А. Кузьмин:

- Конечно. Ребенок может стать музыкантом и он должен уметь организовать там свой концерт. Он может быть ученым и он должен быть способен получить грант, например. Или как-то продвинуть свое изобретение. Он может быть изобретателем и он должен уметь протестировать свое изобретение. И так далее.

А. Милкус:

- Вот исходя из этого, Ирина, я в последнее время от очень мудрых людей, которые тоже занимаются образовательной политикой или пытаются заглянуть в будущее, они говорят о том, что… ну, мы знаем, что в обычной школе музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура – это вторичные, а то и третичные предметы, да. Вот сейчас многие люди, с которыми я разговаривал, говорят о том, что в нынешней парадигме, в нынешней жизни именно эти предметы становятся основными. Именно они формируют творческого человека. И математика – это тоже функция ИЗО, да. Музыка – это гармония, это тоже функция ИЗО. Вы чувствуете, что идет перестройка, перестроение понимания вообще образовательного процесса?

И. Джус:

- Переосмысление, да. Я это чувствую. Потому что этот вопрос уже много где затрагивался. Совсем недавно была конференция между педагогами художниками и этот вопрос частенько там поднимается. Есть Лариса Неменская, которая со своим мужем создает наши все программы по изобразительному искусству и я на конференции как раз с ней общалась, и мы обсуждали этот вопрос. Действительно, сейчас, к счастью, наши предметы вытекают и становятся одними из главных. Потому что наш предмет есть частичка в каждом предмете. И в математике, и в истории, и вообще в сознании, в технологии – где угодно. Без наших предметов, если их не развивать, мне кажется, будет какой-то ступор и не будет общего гармоничного развития.

А. Милкус:

- Вы говорите как предметник. А вот администраторы, с кем вы работаете, это понимают? Знаете, вот как в государственной школе, первые уроки, которые отменяются, это уроки ИЗО, музыки и т.д.

И. Джус:

- Я хочу сказать, что в государственной школе, к сожалению или к счастью такие уроки у нас не отменялись. Потому что все-таки это общеобразовательная программа. Я лично от себя хочу сказать, что здесь уже зависит от того, как поставит себя педагог. Потому что в частной школе я очень борюсь за свой предмет, я очень его отстаиваю и не разрешаю, чтобы с моих предметов снимали. В частной школе здорово то, что любая моя инициатива, любая идея поддерживается. Что бы я ни придумала, моя прекрасная администрация всегда на моей стороне и говорит – реализуй все, мы поможем. И это большой плюс частных школ.

М. Баченина:

- А родители понимают все эти фантазии и воплощение оных?
А. Джус:

- Конечно. Когда они видят, когда их ученики побеждают на различных всероссийских олимпиадах.

А. Милкус:

- Когда мои дети учились, к нам в девятом классе пришло несколько ребят из негосударственных образовательных учреждений, частных школ. Почему они пришли? Родители привели их, потому что они недовольны были качеством обучения в частной школе. Наверное, вы не раз слышали, что вот в частной школе детей немного, их там все облизывают, но, так как мы за нее платим, там учителя тоже потворствуют, и у детей очень плохие знания. Вот для того, чтобы ребята сдали ЕГЭ нормально, их забрали и перевели в продвинутую московскую школу, муниципальную, государственную, чтобы компенсировать те недостатки качества образования, которое они получили в частной школе. Вы тоже, наверное, сталкивались с такими формулировками?

И. Джус:

- Если честно, все, кто у нас приходили из государственных школ, или даже из нашей школы уходили в государственную, таких случаев пока не было.

А. Милкус:

- Александр, вы наверняка слышали такие истории.

А. Кузьмин:

- Скорее, это стереотипы. Такие стереотипные суждения. Когда к нам приходят родители, а я провожу собеседование со всеми родителями, я задаю им вопрос – каковы ваши ожидания от школы? Первое, что они говорят – это образовательные результаты. Мы относимся к этому очень внимательно. Мы должны обеспечить достижения образовательных результатов не только предметных, но и метапредметных, и личностных. И тут я хотел бы вернуться к тому разговору о значении уроков изобразительного искусства, музыки и т.д. Они чрезвычайно важны. Потому что они развивают воображение, фантазию, насмотренность, начитанность, а в конечном счете это приводит к развитию навыков и творчества, и креативность, и к широкому кругозору. Не будет ребенок успешным, если у него узкий кругозор. Поэтому образовательные результаты – наше все. Это наша цель, к которой мы идем.

А. Милкус:

- Хорошо. Скажите тогда, во многом понимание учитель музыки это такой или дядечка с баяном, или девушка, которая не устроилась после консерватории концертмейстером и вот она плохо настроенное пианино мучает вместе с детьми и они поют хором песни. Где вы берете специалистов, которые бы не соответствовали этому образу? Есть ли такие?

А. Кузьмин:

- Их множество. Это люди творческие. У нас, например, учитель музыки ведет свой предмет в формате музыкального театра. Это люди, которые способны предложить нестандартные форматы. И это здорово.

М. Баченина:

- Интересно, а как это?

А. Кузьмин:

- Они на протяжении уроков, осваивая программу, готовят музыкальный спектакль. И все, чему они научились, они потом воплощают в своем музыкальном спектакле. Что мешает учителям так поступать? Никто.

М. Баченина:

- Ну, наверное, дети иногда.

А. Кузьмин:

- Нет, нет, дети открыты к подобного рода форматам.

А. Милкус:

- Ирина, а что вы закончили и как вас в школу-то занесло? Молодая красивая женщина, художник, и возитесь с малышами, которые пачкают одежду…

И. Джус:

- Мой путь был на самом деле очень долгий и не знаю, нужно ли его полностью рассказывать. Скажу кратко. Когда у меня в средней школе встал выбор. Куда поступать – в Строгановку или в педагогический, меня родители попросили сидеть с племянником и что я еще могу с ним делать, как не рисовать? Естественно, я начала с ним рисовать и поняла, что мне безумно нравится его обучать и взаимодействовать с ребенком. И когда нужно было поступать, я никому не сказала и поступила в педагогический. Вместо Строгановки. В итоге я отучилась в Московском педагогическом государственном университете, после я улетела на год в Китай, отучилась там, изучила китайскую живопись, вернулась и поступила в Высшую школу экономики и закончила школу дизайна, но не просто направление графический дизайн или что-то еще, а именно педагогическую магистратуру, современное преподавание и дизайн в школе. И мне очень нравится. Я люблю детей. Мне очень комфортно. Мне часто задают вопрос – как вообще мне работа? А я не чувствую, что для меня это работа. Мне настолько все это комфортно, мне настолько все это нравится, вдохновляет, что я просто прихожу и занимаюсь классным каким-то делом, обучаю, кому-то помогаю, даю знания.

М. Баченина:

- Получается ли так, что весь секрет в том, чтобы любить детей?

И. Джус:

- Это одна из составляющих.

М. Баченина:

- Учитель может не любить детей? Может он к ним относиться спокойно? Не любить, а относиться просто как взрослые люди друг к другу – мы же не обязаны друг друга любить. Социально. Адекватно. С уважением. Но без всяческих чувств теплоты.

И. Джус:

- Я скажу со своей точки зрения. Что я бы не смогла. Потому что для меня это все-таки дети, это вдохновение. Потому что какой бы проект я им ни предложила, они всегда своим каким-то детским воображением, мозгом, дадут свои альтернативные идеи, до которых я бы, возможно, никогда не додумалась. И это настолько круто! Вот даже когда мы сейчас создавали, реализовывали образовательное событие, мне прислали сценарий и там вообще ничего сверхъестественного не было. Но мне дети, когда я им начала рассказывать сценарий, дети начали накидывать идеи, как это можно все реализовать. И это так круто, это так гениально! Давайте это все реализовать. И благодаря этому у нас получился достаточно масштабный, классный, перспективный продукт.

А. Милкус:

- А мне очень близка идея про развитие детей и их навыков естественнонаучных через музыку, через искусство. Мы дружим с Александром Сайбетдиновым, директором губернаторского Светлинского лицея в Томской области, он поэт, художник, и дети там у него самые обычные, из поселка, который там находится, но настолько здорово он их раскрывает, что они и в химии, и в биологии, и в математике оказываются просто в топе, а начинают они с того, что они постигают творчество через живопись. Может быть, у кого-то не очень получается, но они включаются в творчество и потом переносят творческое отношение в обучение по другим предметам естественнонаучного центра. Вот я смотрел их лаборатории – просто очень круто, очень здорово. Поэтому мне очень нравится, что мы в эту сторону выплыли.

М. Баченина:

- Саш, у нас есть риск того, что не все это поймут. Очень важно то, что вы сейчас сказали, но я боюсь мы рискуем, что не всем понятно. И я бы хотела немножечко хотя бы на этом заострить. А что это значит – когда раскрывают ребенка через музыку, через живопись? Почему он должен быть успешен потом в химии и в биологии? Я искренне сейчас хочу, чтобы мы разложили на формулу – откуда это вдруг возьмется, если он будет много видеть, много слушать и ему будут об этом интересно рассказывать. Я связи не наблюдаю, Саш.

И. Джус:

- А можно я чуть-чуть добавлю? Мне кажется, это та же насмотренность. Помимо того, что мы показываем детям, они все это впитывают. Таким образом они это везде могут использовать. Я про свой предмет говорю.

А. Кузьмин:

- Послушайте, там же все можно разложить на элементарные навыки. Не знаю, там дроби по математике и танец. Сначала ведь про дроби можно поговорить на танце, а потом перейти и к математике, да. А как много вот этих микронавыков развивается на изобразительном искусстве. Там и линия, и ритм, и разные формы, и потом можно переходить к той же математике. Музыка. Хор. Умение слышать друг друга. Умение работать в команде. Давайте научимся петь вместе. А потом плавно перейдем к проектной работе. Там все это раскладывается на такие мельчайшие умения, которые можно ввести сначала на этих предметах замечательных, и дальше развивать.

А. Милкус:

- Я хотел бы ввернуться к выбору учителя. Александр, вот почему мне очень нравится и я с удовольствием смотрю за ходом конкурса «Учитель года России», потому что потом, после участия, формируется вот то самое сообщество молодых талантливых ребят, и получается такое сообщество передовых учителей, которые ездят потом по стране, обмениваются методическим материалом, проводят мастер-классы. Вот после финала, который как раз в эти выходные проходит, «Вклад учителя», что происходит с участниками? Что происходит с сообществом учителей, которые поддерживают этот конкурс?

А. Кузьмин:

- У нас так же складывается сообщество. Я думаю, что после каждого конкурса, во всяком случае, педагогического, складывается сообщество учителей, они так же ездят друг к другу, они так же реализуют проекты. Я не знаю, как с конкурсантами «Учителя года», а вот точно что происходит с нашими конкурсантами, так это то, что они вдохновляют и заражают своих коллег. Вот эта идея конкурса «Вклад учителя» она как-то очень естественно проникает в те школы, где работают наши конкурсанты и в результате у нас образуется не просто сообщество участников, а сообщество из школ. Потому что школы поддерживают те идеи, которые мы проводим в мир.

А. Милкус:

- Вот есть у вас ощущение, что сейчас стало больше открываться негосударственных образовательных учреждений – детских садов, школ? Вот у меня ощущение, что в последние годы, несмотря на сложности экономические, как раз вот это направление в образовании оно востребовано. И вы вот строите новую школу, то есть, есть финансы, есть запрос и т.д. Я знаю еще несколько школ, которые сейчас создаются.

А. Кузьмин:

- Пока система государственного образования будет столь неповоротливой, какая она сейчас есть, и столь громоздкой, частные школы будут востребованы. А в принципе, наверное, они будут востребованы всегда. Да, открывается много образовательных учреждений, но, я думаю, что единицы из них становятся лицензированными школами, потому что открыть школу – это чрезвычайно дорогостоящее занятие. И сейчас открывается очень мало школ именно лицензированных. Все больше каких-то центров, которые предоставляют образовательные услуги. Я думаю, что сейчас только крупный бизнес может позволить себе запустить частную школу.

М. Баченина:

- Ну а отличия они грандиозные или минимальные и тут все зависит от людей? Лицензия эта что решает? Не только, конечно, с формальной точки зрения… действительно школы отличаться начинают, как только они становятся лицензированными?

А. Кузьмин:

- Конечно. Лицензия – это соблюдение определенных требований. Их очень много. Если школа соблюдает эти требования по обеспечению образовательного процесса, значит, она сильная. У нее и педагоги будут сильные, и материально-техническая база будет сильная, и все санэпиднормы будут соблюдаться, и нормы безопасности будут соблюдаться, и т.д. То есть, эта школа соответствует требованиям законодательства. И лицензия является своего рода если не гарантом, то, во всяком случае, свидетельством того, что этой образовательной организации можно доверять.

А. Милкус:

- Сейчас много действительно семейных школ небольших открывается, они работают без лицензии и тут родителям уже нужно самим принимать решение, готовы они или нет…

М. Баченина:

- Саш, все упирается в цену. Школы с лицензией стоят как крыло самолета или чугунный мост. А какой-то семейный клуб можно потянуть и средней семье.

А. Кузьмин:

- Лицензированные школы могут находиться в самых разных ценовых сегментах.

М. Баченина:

- Я не встречала школ по цене семейного клуба, где дают образование, честно скажу. Я мониторила очень внимательно. Я не буду спорить по поводу того, что вот только что была дана характеристика лицензионной школы, но при всем желании человек со средним доходом зачастую у него нет возможности отправить в частную школу свое чадо, потому что она стоит очень серьезных денег. Я не встречала лицензированных школ, где месяц стоит 40 тысяч в среднем.

А. Кузьмин:

- В Москве, может быть, и нет. И потом, частная школа – это же не панацея. Сейчас так много разных форматов. Можно учиться успешно и в государственной школе, и в частной, и на семейном обучении. Тут главный момент заключается в том, чтобы родители помнили, что именно они несут ответственность за образование и воспитание своего ребенка. Именно они должны вести своего ребенка на протяжении этих 11 лет, а школа лишь будет помогать.

А. Милкус:

- Понятно, что всегда так было. Негосударственные учреждения более подвижны, они больше готовы на эксперименты, они больше готовы на какие-то такие шаги, которые потом подхватывает, естественно, и государственная школа. То есть, это такой авангард и родители выбирают такие школы как раз потому, что, может быть, далеко не все дети могут учиться в массовых школах, я бы так сказал.

М. Баченина:

- Александр, вот вы сказали в самом начале нашей встречи, что сейчас набираете учителей и ищите их в государственных школах для какой-то новой школы, которая открывается. Это сложно или в большинстве своем просто мы, родители, не можем разглядеть в учителе тот бриллиант, или он замордован системой, или это действительно очень сложно найти в череде обычных школ того, кто вам нужен?

А. Кузьмин:

- Несложно. Эти люди сами приходят. И пока приходят только люди, замордованные системой, как вы сказали. Они устали работать в государственной школе. Они талантливы, они очень любят детей, они действительно любят детей, но они устали, они хотят творчества. Учитель – это творческая профессия.

М. Баченина:

- Я с этим согласна, да.

А. Милкус:

- Я хотел уточнить. Маш, вот ты сказала – замордованные. Это бюрократическая нагрузка или все-таки большая нагрузка по часам?

А. Кузьмин:

- Может быть, бюрократическая нагрузка сейчас невелика, но когда у тебя в классе 37 человек, тебе тяжело. Тем более, если там класс маленький. Когда у тебя большая нагрузка, там 27 уроков в неделю – это большая нагрузка для учителя. Он не может качественно работать. Это тоже приводит к своеобразной замордованности. Когда от тебя требуют бесконечного участия в каких-то конкурсах, олимпиадах и т.д., потому что от этого зависит KPI школы – это тоже приводит к замордованности. И так далее.

М. Баченина:

- Почему я задала этот вопрос? Потому что мы, родители детей, которые учатся в государственных школах, очень часто, конечно же, придираемся к учителям. Но это я говорю такое коллективное, собирательное, потому что у меня много знакомых, у которых такие дети. А иногда я думаю – почему же я слышу все время больше негатива, чем позитива? И вспоминаю ответ своей мамы, которой я задала еще будучи школьницей вопрос – почему такие уроки, как открытый урок, нельзя проводить всегда? Она мне объяснила, что это невозможно, потому что все остальное тогда не будет успеваться делать.

А. Милкус:

- Но ты только скажи, что у тебя мама учитель.

М. Баченина:

- Да, у меня мама учитель истории и педагогики, да. Ветеран труда. Правда, сейчас очень сложно ей преподавать, помогать с историей моему старшему сыну. Только я это способна делать. И я сразу вспоминаю, что Ирина сказала. Быть достаточно современным и более, чем современным, то есть, немножечко опережать детей. Потому что очень сложно найти вот это… Слушайте, у меня остались какие-то светлые ощущения и, Саша, спасибо большое, что вы подали эту идею – пройтись вот… ну, мне всегда была интересна и частная сторона нашего образования детского. Спасибо вам большое, коллеги, от всего сердца. И чтобы этот конкурс долго жил и развивался.

А. Милкус:

- Да, удачи конкурсу «Вклад учителя». Мы тоже готовы свой вклад внести в развитие учителей. По крайней мере, скромный вклад нашей программы. Спасибо вам большое.

Да, еще одна маленькая деталь. Александр, Ирина, результаты этого конкурса – вот сами стендапы, образовательные события – они где-то будут выложены? Можно будет их посмотреть коллегам из других школ?

А. Кузьмин:

- Стендапы – да. Материалы образовательных событий доступны членам нашего сообщества.

И. Джус:

- Я хочу сказать в сторону своего образовательного события, что наш продукт, который мы реализовали, можно увидеть в Третьяковской галерее, в музее «Царицыно». Я говорила, что он настолько стал масштабным, что мы заключили сотрудничество со множеством музеев, которые уже внесли в нашу карту. Рассказ об образовательном событии – это еще отдельная встреча, поэтому, если что, вы можете ознакомиться на странице ВКонтакте у меня, а так о нашем событии можно узнать в разных точках нашего города.

А. Милкус:

- Ищите сайт вкладучителя и там смотрите интересные образовательные уроки, события и стендапы от учителей.

М. Баченина:

- У нас в гостях сегодня был сооснователь конкурса «Вклад учителя», директор школы «Новый взгляд» Александр Кузьмин, а так же учитель изобразительного искусства Ирина Джус из частной школы «Снегири». Спасибо вам огромное. И – успехов!