Новые требования в детсадах: что теперь должен знать дошкольник

Новые требования в детсадах: что теперь должен знать дошкольник
Александр Милкус и Мария Баченина вместе с экспертами рассказывают об основных изменениях в дошкольном образовании

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья! У микрофона Мария Баченина, а вместе со мной эту программу традиционно ведет Александр Милкус. Саша, приветствую вас. И в гостях у нас сегодня два человека. Кандидат педагогических наук, заведующая и доцент кафедры дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования Юлия Андреевна Гладкова. Здравствуйте.

Ю. Гладкова:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- И Ольга Анатольевна Соломенникова, доцент кафедры. Здравствуйте.

О. Соломенникова:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- Друзья мои, все боятся – в этом году что-то переделали в детских садах, что-то сломалось. Я вам сейчас, как мама, расскажу, что в чатиках говорят. Пишут – все перекроили, их теперь по-новому учат, а вообще учат ли их как-то? Слава богу, если воспитатель подойдет и объяснит, но у нее нет времени – ты забираешь своего, а у нее там еще ртов этих вагон и маленькая тележка… Расскажите, пожалуйста, наших детей до школы учат или только кормят и следят за ними?

Ю. Гладкова:

- Если говорить об изменениях, которые произошли, то изменения действительно серьезные и произошли они в законодательной базе нашей страны на всех уровнях образования. И изменения эти коснулись того, что теперь наше правительство, которое давно к этому призывало, и у нас создается единое образовательное пространство. Что говорит о том, что для каждого уровня образования сегодня разработана федеральная образовательная программа, которая обязательна к реализации независимо ни от каких условий. Ни от места нахождения образовательной организации, ни от ее вида. Такая программа разработана для дошкольного образования и такие программы есть сегодня для начальной школы и т.д., то есть, для всех уровней образования. В отличие от того, что было до этого. Были разные программы. Была такая программа – «От рождения до школы», соавтором которой является Ольга Анатольевна Соломенникова. Была программа «Истоки», «Детство» и дошкольные организации, разрабатывая свою образовательную программу, могла в качестве основания взять одну из таких программ. Таким образом получалось, что программы немножечко, хотя бы чем-то, но отличаются. Единым для этих программ был стандарт дошкольного образования, который как бы очерчивал основное содержание для построения таких программ. Если говорить о начальной школе, я тоже как мама здесь могу сказать, что разнообразие программ накладывало свой отпечаток. Хотя бы в таком примере. Вот мой ребенок ходил в первый-второй класс в школу в одном районе города, где работала начальная школа по программе «Школа 2000», потом мы переехали в другой район, а там начальная школа работает по другой программе. И получается нестыковка. Моему ребенку будет сложно вникнуть в эту программу, потому что там он шел по иной программе. И это стало основной причиной таких изменений и последовал законодательный акт, в соответствии с которым нужно было все это привести к единому пониманию, к единому содержанию. Поэтому появились федеральные программы и с 1 сентября все мы перешли к реализации этих программ. Но говорить, что произошла какая-то революция, что детей перестали учить или их по-другому посадили и стали учить по-новому – нет, конечно же. У нас есть замечательные методики, у нас есть отечественные исследования в области дошкольного образования и они остались хорошей базой для разработки и федеральной программы, и для отбора технологий, по которым эти программы реализуются.

А. Милкус:

- Ольга Анатольевна, что, теперь будут лучше учить или хуже учить? По-другому учить?

М. Баченина:

- Да причешут всех, чтобы одинаковые все были – и ваш, и мой. А то ваш вечно умнее, а я завидую.

А. Милкус:

- И ваши, и наши – они всегда будут разными, так что тут шансов причесать их невозможно. А вот с обучением хорошо бы разобраться.

О. Соломенникова:

- Дети все разные и в этом случае у нас у каждой дошкольной образовательной организации, в каждой группе есть та часть программы, которую они разрабатывают еще и самостоятельно. Поэтому 60% - это федеральный уровень, где во всех регионах содержание образования будет идейное. И неважно – переехали вы, живете в одной местности, посещаете это или другое дошкольное учреждение. Вот 60%, условно, это будет везде одно и то же. Одинаковое содержание. А далее то, что касается 40% - это будет с учетом особенностей ваших детишек, особенности группы, особенности контингента родителей, взаимодействия социума и т.д. Поэтому ни лучше и ни хуже обучать не будут. Будут обучать те специалисты, которые готовят сейчас и средние специальные учебные заведения, и вузы. И на сегодняшний день нет оснований для того, чтобы переживать ни педагогам дошкольного образования, ни тем более родителям. У нас нет домашнего задания. Вы приводите ребенка в детский сад и единственное, на что я бы хотела обратить внимание всех родителей, которые говорят – не учат в детском саду, а только играют. Так вот, если мы обратимся к исследованиям, к особенностям возраста, мы должны говорить, что педагоги должны играть с детьми. Дети играют. Вот этому уделяется бОльшее внимание. И через игру формируются определенные компетенции, или знания, умения, навыки, как ранее говорили. Поэтому изменений кардинальных не произошло. Но при том, что федеральная образовательная программа – вот эти 60% - предполагает идейное ядро образования, оно очень важно для всех педагогов дошкольного образования.

А. Милкус:

- Подождите. Я слышу уже бормотание родителей – как это не учат? Вообще к школе готовят? Почему в детском саду не учат читать, писать, считать? Что это такое вообще – играют просто?

М. Баченина:

- Да, у нас же как. Мы же, родители, страдаем от того, что в школу нельзя отбирать, по закону. Но они все равно как-то отбирают. И если твой не умеет читать и писать, то ты как бы не по стандарту. Скажите, пожалуйста, а по стандарту, когда из сада выходит человек, он вообще что должен уметь-то? Потому что вы не представляете, в каком я диком восторге со вторым ребенком. Потому что с первым у нас прямо была беда с садами. Мы скакали из сада в сад, поэтому я не могла с этим восторгом встретиться в своей жизни. Второй пошел в один и тот же сад, и я вижу, как не я, а государственный детский сад, наши прекрасные воспитатели делают из него человека. То есть, они его научили… Он долго тихарился и не ел сам. Когда я увидела краем глаза, что он давно ест сам, я думаю – ну, нормально, он ест, они его научили есть, одеваться… Я прямо до слез, вот прямо спасибо. Спасибо большое нашим воспитателям, я наших воспитателей очень и очень люблю. Теперь возвращаюсь к своему вопросу. Так что дети должны уметь по стандартам? Ходить, есть, а дальше?

Ю. Гладкова:

- Здесь интересна сама постановка вопроса – что они должны? На самом деле, на уровне дошкольного образования дети ничего никому не должны. Стандарт дошкольного образования – это стандарт условий. То есть, стандарт начальной школы и т.д. – это стандарт результата. Там четко прописано – должен знать алфавит, должен читать, должен считать, должен решать задачи. А что касается дошкольного стандарта, он очерчивает, какие нужно создать условия, чтобы ребенок мог достичь целевых ориентиров. А что касается самих целевых ориентиров, это вот именно ориентиры – к чему стремиться. Не то, что ребенок должен, а к чему должен стремиться педагог. То есть, конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. Но мы, родители, к сожалению, в отличие от педагогов, профессионалов дошкольного образования, по-разному понимаем термин «готовность к школе». Нам почему-то кажется, как родителям, что он должен читать, писать, считать и т.д.

Ребенок дошкольного возраста развивается очень неравномерно. Этот процесс очень гибкий, пластичный. Один ребенок у вас может заговорить в год, другой ребенок может молчать до трех лет – или вот как вы сказали – не хотел сам кушать. Ну, что-то способствовало в вашем поведении, что он сам просто не соглашался кушать. А как только воспитатель, мастер нашел к нему подход, он сразу начал и кушать, и разговаривать, и все остальное. Таких примеров масса. И это как раз говорит об этой неравномерности развития каждого из 30 воспитанников дошкольной группы. Поэтому ребенок не должен, а педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка были сформированы определенный объем знаний, определенные навыки, определенные умения. А если говорить о подготовке к школе, то это, прежде всего, должна быть психологическая мотивационная готовность. Он должен захотеть стать школьником. И хороший учитель начальной школы вам скажет совершенно обратное. Он скажет – ни в коем случае не учите ни читать, ни писать, потому что я потом его буду переучивать по своей методике. Опять возвращаемся к проблеме преемственности. У нас методики игровые, мы минимизируем усаживание детей за партии, у нас все происходит в движении и, когда ребенок приходит в школу, его начинают совершенно иначе обучать. По-другому, оказывается, нужно держать ручку. Оказывается, по-другому нужно писать ту или иную букву. То есть, все эти нестыковки у нас начальной школы и вызывают вот такие проблемы. Поэтому вернусь к первой фразе – ребенок ничего никому не должен.

О. Соломенникова:

- Я бы здесь хотела добавить, уважаемые коллеги, что действительно есть ряд школ, которые или сами занимаются подготовкой детей к школе по понятным причинам еще и на платной основе иногда. Есть ряд дошкольных организаций, которые по запросу родителей это делают. Но давайте чисто философски подойдем к этому. Ребенок будет обучаться в школе 9 или 11 лет. Его научат и читать, и писать за этот период времени. Выбора у него не останется. А вот вернуться в систему дошкольного образования и то, что там делают специалисты, то, о чем сказала Юлия Андреевна, мотивирует, находят у них индивидуальные особенности, видят их предрасположенность к тому или иному виду деятельности – вот это важно увидеть в каждом ребенке. И в этом случае мы уже говорили с вами о профессионализме педагога. Если педагоги действительно являются высокими профессионалами, они это все видят, они это рекомендуют. И не нужно родителям торопиться с тем, чтобы ребенка научить учиться так, как будут обучать учителя в школе. Лев Семенович Выгодский говорил о том, что существует зона ближайшего развития. Многие передовые страны в области образования учитывают эти особенности. А уж отечественное образование, тем более, должно все это учитывать. Необходимо создать такие условия, что ребенок действительно может начать читать. Его не надо обучать чтению, его просто заинтересовать таким образом, что он сам захочет это делать. И это не противоречит тому, что он в детском саду начинает читать. Но у нас не существует методики для детей дошкольного возраста по обучению грамоте и письму. Это все необходимо делать в начальной школе.

Ю. Гладкова:

- Чтобы у вас не сложилось впечатления, что на дошкольном уровне ничего не делается, я все-таки обозначу примерное содержание федеральной программы, чтобы было понятно, что работа проводится по всем необходимым направлениям и она очень серьезная, стоят очень серьезные задачи по каждому направлению. Вопрос в том, как это реализуется. А реализуется это в формах, как мы говорим, родственных ребенку дошкольного возраста. И это пять таких важных крупных направлений. Это физическое развитие, это познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие. И внутри каждого из этих направлений еще ест подраздел, куда входит и формирование элементарных математических представлений, и формирование и знание по неживой и живой природе. Это развитие связанной речи, развитие звуковой культуры речи, если говорить о речевом развитии. Если говорить о художественно-эстетическом развитии, мы и рисуем, и лепим, и конструируем, и делаем аппликацию и приобщаемся к музыкальному искусству, к изобразительному искусству. То есть, программа очень богатая, очень обширная. И это я только сказала об обязательной части. Плюс вариативная часть – вот то, что говорила Ольга Анатольевна, 40%, которые как бы даются на откуп образовательной организации и она определяет, что войдет в эти 40%. Это, как правило, региональный компонент так называемый. Например, есть города наукограды – Королев, например. Конечно, там все условия созданы для того, чтобы детей приобщать к знаниям о космосе. Или какой-то другой город, например, Сергиев Посад, который славится своими игрушками, народными промыслами. Они этим еще дополняют и обогащают вот это обязательное содержание. То есть, программа построена таким образом, что ребенок, конечно, приходит в школу с багажом знаний. И когда мы эти знания и умения, и навыки ребенку даем в ходе образовательного процесса в дошкольной организации, мы стараемся их дать таким образом, чтобы он захотел их принять и чтобы он был заинтересован в том, чтобы дальше на следующих этапах эти знания углублялись. То есть, мы учим не просто получать знания, а, скорее. Мы учим их добывать. Поэтому у нас очень много методов проектных, экспериментальных, когда дети сами учатся потихонечку находить ответы на свои вопросы. Не получать готовую информацию, а находить ответы самостоятельно – что нужно сделать, чтобы узнать, почему из снега получается вода, когда высокая температура? То есть, мы не даем готовых решений и, чем старше становятся дети, тем больше таких поисковых экспериментальных методов у них появляется.

М. Баченина:

- Вообще это шестой класс – агрегатные состояния в природе.

Ю. Гладкова:

- Да. И за счет этого у ребенка появляется такое очень важное умение – учить ся – то есть, учить себя. Какой бы учитель ни попался ему дальше, он уже знает, что с этим делать.

М. Баченина:

- Юлия Андреевна, вы когда отвечали на предыдущей мой вопрос, у вас проскользнула такая фраза. Это проблема преемственности. Для меня это очень ценный момент. Чтобы педагоги объединились в некий анклав, коалицию, не знаю, как назвать, но это должно быть сообщество, потому что, мне кажется, что садовские педагоги – отдельно, школьные педагоги – отдельно. И они не коммуницируют как будто друг с другом. Я не знаю, как это может быть. Конференции, какие-то обмены опытом – я понятия не имею, в каком формате это может проходить, но вот то, что должны понимать школьные педагоги, особенно учителя начальных классов, это то, что им должны донести педагоги из детского сада. Есть ли эта точка соприкосновения и в каком виде она существует, если она существует в принципе?

Ю. Гладкова:

- Очень давно эта проблема существует сама по себе, преемственности, ну, и мы с Ольгой Анатольевной давно работаем в этой системе и все это время – 20 лет я отработала в детском саду – об этом говорится. Как найти эти точки соприкосновения? И здесь, наверное, следует сказать, что все зависит от образовательной организации дошкольной и которая рядышком находится школа. До того, как даже начали сейчас объединять нас в общие комплексы, я могу на своем опыте сказать, своего детского сада, как мы это выстраивали. Мы наладили контракт с начальной школой – подписали договор, все, как положено – и решили, что мы не будем ограничиваться просто экскурсией в школу, как это всегда рекомендовалось на страницах методических пособий по преемственности. Мы постарались сделать такое сообщество, о котором вы говорите. Когда учителя начальной школы, психологи и начальной, и дошкольной ступени, и воспитатели собирались вместе и обсуждали. И пытались найти точки соприкосновения. Вот что надо взять учителю начальной школы у воспитателя, чтобы тем, кто придет к нему, было полегче, чтобы более мягкий вот этот, как говорят, бесшовный переход произошел из детского садика в первый класс. И таких моментов очень много. Большинство из этих моментов касаются именно форм взаимодействия в классе. Потому что они приходят в первый класс, их сажают сразу же за парту и они себя чувствуют не в своей тарелке, мягко говоря, после того, как в детском саду старались в игровой форме с ними взаимодействовать.

М. Баченина:

- Да это стресс. Просто жутчайший стресс.

Ю. Гладкова:

- Согласна. Я за своими тремя детьми наблюдала, но все-таки они были в моем детском саду и им было полегче за счет того, что у нас вот такая система была. Сказать, что она есть везде, я не могу, к сожалению, даже сегодня, когда школы и сады стали единым целым. Все равно есть организации, где это работает, где люди стремятся навстречу друг другу, а есть организации, где, как и прежде, детский сад отдельно, дошкольное отделение – отдельно.

О. Соломенникова:

- Для такой передачи, наверное, целесообразно о преемственности говоря, пригласить бы специалистов начального образования, а не только специалистов дошкольного. Вы правы абсолютно, когда проводятся круглые столы, конференции, чаще всего или это специалисты по дошкольному говорят свою точку зрения, или наоборот. Поэтому на примере работы с нашими академическими площадками хочу просто привести конкретный пример. Когда мы в Истринском районе выводим детей на высокий уровень знаний о народных промыслах, которые прописаны в программе по дошкольному образованию и дети приходят в школу, а у них там нет учителя по изобразительной деятельности, они просто дают простой карандаш и дети начинают рисовать, спускаясь до уровня 3-4 лет – кружочки и квадратики. А дети уже в детском саду у нас прекрасно знают и дымковскую, и хохломскую, и городецкую роспись, и знают, как это сделать. Поэтому мне видится, что все это зависит от организации, от руководителей, от желания педагогов и, прежде всего, от личности специалиста. Поэтому о преемственности это, правда, очень непростой вопрос, он складывается абсолютно по-разному и сейчас, когда идет объединение школы и детских садов, и там, где во главу организации поставили специалиста дошкольного образования, тоже идет некое противостояние, потому что специалисты школы считают, что этот специалист некомпетентен. Но когда директора школы берут, в том числе, и дошкольное отделение, зачастую они просто даже боятся туда заходить. Потому что настолько своя специфика, настолько совсем другое делают, нежели в школе, поэтому они уже заместителям говорят – вы там сами разбирайтесь. Поэтому я рекомендую вернуться к детям, о их развитии поговорить, и об особенности работы в системе дошкольного образования.

М. Баченина:

- Обязательно поговорим. Я только хотела добавить. Ольга Анатольевна сказала про игрушку и я хотела расписаться под этим. Если они уже понимают в саду, что это Хохлома, вот это ложки расписные, а это глиняная Дымковская или какая-то другая игрушка, знаете, когда они возвращаются к этому в школе? В пятом классе. О чем вы говорите? Ставни. «Мам, что такое ставни? Я в деревне никогда в жизни не был». Какие ложки? Да им неинтересно это. А когда детки маленькие – вот она, преемственность.

О. Соломенникова:

- Мария, был такой ученый, Тамара Яковлевна Шпикалова, у которой для системы школьного образования уникальные созданы методики по ознакомлению с народным искусством и по которым занимаются дети там, где есть специалисты. Поэтому опять же, мы говорим о компетентности педагогов, а не только о программах. Программы – это на бумаге. А тот специалист, который приходит, как мы сегодня его взращиваем, как мы оказываем содействие молодым специалистам? Вот если в этом направлении в организации поставлена работа, то и преемственность будет сохраняться более качественно – от того, что было в детском саду, перейти с этим багажом – не только умение читать и писать, а вот то, о чем говорила Юлия Андреевна – по пяти образовательным областям там знаете сколько задач! И в этот короткий период дошкольного возраста ребенок, который приходит, ложечку не может держать, извините, на горшочек не может сам сходить, посмотрите, в подготовительной группе это уже личность, полностью сформировавшаяся. Ну, они так чувствуют себя. А ученые соотносят то, когда ребенок идет в школу с состоянием космонавта! Вот только вдумайтесь в это! Какие волнения! Как он это представляет! Вспомните свое состояние, когда мы собирались в школу. Нам же говорили – в школу не пойдешь, если этому не научишься, если этому… И нам кажется, что там что-то такое недосягаемое вообще… И вот это очень важно – в какие руки он попадает. Как с ним взаимодействуют, какой социум вокруг. Не только личность педагога, но и дети, которые там находятся в этом классе. Вот здесь очень важно, какие сложности возникают в первом классе? В Красноярске 18 первых классов открыли в этом году в одной из школ. Представляете?! И там по 40 детей. Это очень хорошо для демографии, но насколько педагогу следует управиться, научить писать, научить читать, поэтому он и говорит – а чего вы не научили до школы-то? Он просто облегчает себе труд, а не потому, что так должно быть.

А. Милкус:

- Вы говорите про Красноярск, вот в Краснодарском крае есть много детских групп дошкольных в детсадах, где 38-40 детей на двух воспитателей.

Я бы хотел зацепиться за то, о чем говорила Ольга Анатольевна – про подготовительные группы, которые открывают школы, платные, к своему первому классу. Обычно такие группы открывают пафосные школы, куда сложно попасть и родителям шепчут, что, если вы не будете ходить в нашу подготовительную платную группу, вы тогда в нашу школу не попадете. И происходят вот эти мучения ребенка. То есть, ребенка отводят в детский сад, а после детского сада, вместо того, чтобы дать ему отдохнуть, за руку тащат в эту подготовительную группу, причем, платную. Я в свое время тоже сделал такую ошибку – таскал своего сына туда зачем-то. Вот что делать? Как вы ответите? Стоит ли мучить детей таким образом?

Ю. Гладкова:

- Вопрос в том, что решение принимают родители. Самое сложное, что мы-то со своей стороны, я имею в виду со стороны дошкольной организации всегда стараемся убедить, что все, что дается в детском саду, это и есть определенная подготовка, хотя не любят дошкольные работники понятие «подготовка к школе». Но это в любом случае предварительная ступень перед школой, когда ребенок все равно так или иначе настраивается к следующему этапу своей жизни. К сожалению, родители считают, что без этого не обойтись, что они хорошие родители, они будут давать своему ребенку все что только можно – драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота… Вот бОльший процент родителей думает так. И хорошо, когда есть родители, которые прислушиваются и нам удается их убедить, что вполне достаточно, вы все получите в стенах дошкольной организации, чтобы ваш ребенок был готов к школе. Единственное, что мы делали, мы приглашали учителей начальной школы, которые на будущий год набирают первые классы, чтобы они какое-то время проводили с нашими дошкольниками. Не обучали их, а они потихонечку с ними начинали общаться. У нас вообще была такая система – у нас группа переходила в класс - почти сто процентов. И получалось, что они учителя уже знают, учитель уже немножечко изучил их какие-то индивидуальные особенности, немножко дал понять, что их ждет, когда они придут туда, к нему, в класс. И тогда получается, родители видят, что происходит какая-то работа по подготовке и они не волнуются на этот счет. И дети действительно идут уже с совершенно другим настроением в школу. То есть, вот есть такой тест психологический «страх перед школой» - по нему мы потом определяли, что после такой работы просто до нуля снижается страх перед школой и у детей, и у родителей. Поэтому сказать, что мы можем запретить то, о чем вы говорите, это невозможно. Потому что родитель является в соответствии с законодательством законным представителем и только он может принять решение – вести ему в эту студию подготовки ребенка или нет. Если специалист является для родителя таким лицом авторитетным, то он сможет убедить. Если нет – значит, все-таки пойдем готовиться к школе.

М. Баченина:

- Где заканчиваются обязанности школы и начинаются обязанности семьи, родителей? И наоборот. А теперь я хочу спросить по поводу детского сада. Вот что после семи вечера мы можем сделать, когда приводим ребенка из сада домой? Вот в этот коротенький промежуток между садиком и сном?

О. Соломенникова:

- Я думаю, Юлия Андреевна ответит на вопрос, тем более, что у нее диссертация в этом направлении написана, мы много эфиров провели на эту тему, но я хочу этот вопрос и то, что спросил Александр, - это не провокационный вопрос – соединить. Почему? Потому что родители действительно сегодня хотят дать ребенку многое. А возможностей стало очень много. Поэтому и платные, и бесплатные кружки, и все. Но нам необходимо рассказать молодым родителям о том, что самое главное – это жизнь и здоровье ребенка. И вот это напряжение, которое мы сами создаем – что-то мы сами не смогли, давайте мы ребенка в плавание отдадим, в спортивный кружок – родители же из хороших побуждений это делают, да.

А. Милкус:

- Да. У меня знакомая отдала в три года ребенка на виолончель, он меньше, чем виолончель оказался, как он доставал смычком по струнам – не знаю.

О. Соломенникова:

- Я спрашиваю ребенка в таком случае – ты сама куда хочешь? Она говорит – папа туда, дедушка туда, бабушка туда, тетя туда, братик туда, а я-то хочу просто рисовать. Вот первое, что необходимо – спросить ребенка. Потому что менеджмент сейчас таким образом работает, чтобы каждая образовательная организация зарабатывала деньги. Это безусловно. И если мы на это поддаемся, потому что мы хотим ребенку лучшее, потому что мы это недопонимаем, потому что мы не соотносим, что в дошкольном возрасте вообще спортом нельзя отдавать детей заниматься, потому что это влечет за собой нарушение определенных качеств или органов и т.д. Нельзя. Об этом говорят ученые. Мы все равно хотим и думаем, что мы ребенку даем очень многое. Поэтому здесь нужно прислушаться к специалистам и, как Юлия Андреевна сказала, выбор всегда за родителем. Но вот взаимодействовать с родителями таким образом необходимо, в этом случае авторитет специалиста, родителя, авторитет приглашенных специалистов, которые могут на родительских собраниях выступать и сказать свою точку зрения аргументировано. И нормальный родитель, конечно же, на это каким-то образом отреагирует. А если этого не происходит, то – что вы сказали, Александр, оно и происходит. То есть, факторов много. А вот отвечая на вопрос Марии, хочу сказать, что родители, когда приходят в детский сад со своими детьми, они действительно ожидают очень многое. Но при этом оставаясь в определенный период наедине с ребенком, он думает, а когда я это успею? Нужно время. Я всегда говорю – учимся у природы, учимся у наших предшествующих поколений, но мы в другом с вами мире живем, понятно, мы это все учитываем. Что необходимо? Не количество отведенного времени, а что важно для родителя с ребенком? Доверие. Чтобы ребенок высказался и рассказал вам, что у него на душе, что он делал в детском саду, может быть, попросил совета, а, может быть, сказал – папа, я тебе расскажу, а ты маме не рассказывай, вот мне нужна помощь. И вы уже выходите из этого положения – давай вместе с мамой посоветуемся. То есть, вот это семья. Что было на Руси? Никто не обучал. Что, раньше уделяли детям больше времени, когда хозяйка была постоянно обеспокоена тем, чтобы 10-12 детей накормить. Нет. Младший учится у старшего. И здесь важно доверие и возможность именно без гаджетов, без других членов семьи просто найти возможность с ребенком побеседовать. Это может быть 15-20 минут. А если педагоги рекомендуют какую-то индивидуальную работу, если ребенок логопедическую группу посещает или там сегодня вот было занятие, а родители пропустили, то попробуйте сходите в музей, посмотрите, если у вас есть такая возможность.

Ю. Гладкова:

- Вы очень важные вещи сказали основные, остается только подытожить. Всегда встает такой вопрос – кто должен, что должен? Что должен сад, что должна школа, что должны родители? Здесь вообще все очень четко очерчено и в законодательстве, и в чисто человеческом плане. Согласно законодательству, родитель является основным ответственным лицом за воспитание и обучение своего ребенка. Нет такого понятия, что я до школы с ним занимался, а теперь – на, воспитательница, твоя очередь. Или я к школе подготовил – нате, учительница, научите теперь всему остальному. Нет. Всегда семья идет основной дорогой, а в качестве помощников сначала воспитатель, потом учитель начальной школы, потом учитель основной школы и т.д. Это в плане ролей и ответственности. А что касается того, что делать родителю дома, когда он пришел с ребенком из сада или из школы, на мой взгляд, здесь очень важно сказать о том, что ребенку нужно просто дать возможность быть с вами рядом. Чем бы вы ни занимались. Может, вы не можете пойти с ним в библиотеку, в музей, в театр, погулять. Вам нужно приготовить ужин, постирать. Вот во все эти отрезки времени, когда вы что-то делаете, ребенок просто должен иметь возможность быть рядом. Печете вы пироги – дайте ему кусочек теста, пусть он будет с вами. А в это время вы спросите – что у тебя сегодня произошло в школе, как твой друг Петя, ты вчера про него мне рассказывал? Если вы стираете, дайте ему один носок – давай ты мне поможешь, я без тебя не справлюсь. И опять затеять какой-то разговор. То есть, вот это внутрисемейное общение – это самое важное, что есть для ребенка в семье. Потому что он должен видеть, что такое мама. Именно вот как глобальное понятие. Что такое папа в семье, какие между ними взаимодействия. Потому что если он всего этого не видит – я стираю, пойди в комнату или я готовлю, пойди в комнату, мне надо поработать, пойти поиграй – он не поймет, что такое семья и вообще, что он из себя представлять будет в будущем. Он же тоже будет или мамой, или папой и т.д. И вот это самый важный момент – быть с ребенком вместе, чтобы он чувствовал себя в семье, а не просто кем-то, кто должен занимать себя сам. Я так думаю.

А. Милкус:

- Ну и я добавлю, наверное, что на ночь – почитайте. Почитайте с ребенком книжку. Пусть ребенок сам почитает. Просто картинки есть у нас без текста и пусть он сам расскажет на основе этих картинок свою сказку, свою историю, вам расскажет. Это очень важная история для развития фантазии и укрепления отношений в семье. Мне кажется, что это очень важное занятие. Даже если вы заняты. Ну, 20 минут перед сном найдите и просто посидите с ребенком с книжкой.

М. Баченина:

- Это тоже здорово, что вы сказали. Потому что так как есть проблема, что плохо человек говорит, и вот на этом примере очень здорово видно, какие он делает успехи. Отдельные слова, допустим, мой младший сын называет, а вот недавно я почитала книгу, выключила свет, ложимся спать и я спрашиваю – как дела сегодня в садике? Хорошо. А с кем ты там дружишь, спрашиваю? И вот вчера он впервые сказал, что он дружит с Миланой. Для меня это был исторический день, когда он выстроил это предложение. Наверное, это тот момент, когда я посчитала, что это было предложением. Хотя до этого были, конечно, предложения, но – нет, вот это было мое предложение, это мой мальчик сказал. Поэтому я соглашусь, что нужно поговорить. Кто-то может сказать – да о чем с ним говорить? Да ни о чем. Как настроение, как дела, не замерз? Говорить. А не просто сосуществовать.

Коллеги, спасибо большое, мне кажется, получилось очень душевно. И вот ваши предложения, Ольга Анатольевна, для некоего круглого стола, для дискуссии с учителями начальных классов, я взяла на карандаш. Спасибо вам большое.

Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно.