На урок - в латах или хитоне. Как преподать историю, чтобы ее запомнили
М. Баченина:
- Здравствуйте, это «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.
А. Милкус:
- Здравствуйте.
М. Баченина:
- В гостях мы сегодня принимаем учителя истории, финалиста проекта «Классная тема» второй сезон, Александр Оджо у нас в эфире, уже можно сказать друг нашей программы. Александр, здравствуйте.
А. Оджо:
- Здравствуйте. Отрадно быть другом такой замечательной программы.
М. Баченина:
- Большое вам спасибо. Хочется, конечно, тут же поговорить про новый учебник истории, но не буду с этого начинать. Как вообще ощущение – быть звездой экрана?
А. Оджо:
- Если честно, я далеко не сразу это осознал. На прошлой неделе был форум классных руководителей – очень крупное мероприятие, там всего собралось около трех тысяч педагогов, наставников, и именно тогда я ощутил, что, оказывается, смотрели уже, скорее всего, бОльшая часть нашего педагогического сообщества, принимали участие в голосовании и, честно, поначалу даже было немного не по себе. Но потихонечку стараемся привыкать к приятному вниманию коллег.
М. Баченина:
- То есть, коллеги отмечают – мол, видели, слышали?
А. Оджо:
- Да, очень часто.
М. Баченина:
- Поддерживают или бывает разная реакция на такое?
А. Оджо:
- Если честно, в очном порядке встречал только людей, которые говорили о том, что поддерживают, что голосовали во время конкурса и очень это отрадно и приятно. Но в сети есть люди, которые резко настроены и наоборот встречаются крайние позиции по поводу этого проекта.
М. Баченина:
- Что критикуют-то люди, которые в Сети пишут негатив? Что им не понравилось?
А. Оджо:
- Ну, вообще много методистов написали о том, что не видят цели занятия, не видят деятельности в занятии, но забывают о том, что это все-таки видеоурок и деятельностного подхода там и не предполагалось. С другой стороны, некоторые коллеги пишут о выборочном подходе к событиям и датам. В моем уроке мы говорили о восстании декабристов и более глубокий разбор, источники присылались коллегами-историками и методистами, даже подробный разбор. За что, конечно, благодарен им.
А. Милкус:
- Александр, «Классная» тема, второй сезон уже, придумана для популяризации профессии учителя. Для того, чтобы посмотреть, какие у нас есть замечательные, яркие учителя… Но вот вопрос – а экранный образ, который транслирует «Классная тема» - это все-таки не образ учителя, это постановка, это костюмированное… вот вы там в мундире ходите по студии, да. Это придуманный сценарий. Таких уроков, действительно, не бывает. Вот где эта грань? Может быть, им надо было не учителей, а артистов нанять и вот тогда бы все было бы нормально, логично?
А. Оджо:
- И все бы сошлось, да?
А. Милкус:
- Естественно.
А. Оджо:
- Здесь вообще интересная история. У нас же история Золушки получается, что все мы работаем в обычных школах. Если посмотреть на всех финалистов, то мы обладаем далепко не самым большим стажем – то есть, от 2 до 10 лет. И тут история про то, чтобы продемонстрировать – а какие возможность есть и можно привлекать к уроку, в том числе? Все время организаторы конкурса стоят перед выбором дать больше именно урочной составляющей, которая есть реально на уроке, и так же вопрос, чтобы это было телевизионно, как ни странно. Чтобы это было интересно смотреть зрителю. Поэтому здесь больше вопрос просвещения, кроме того, чтобы улучшить имидж педагогического сообщества, здесь еще вопрос просвещения, чтобы сделать это немного по-ютубовски, чтобы это было интересно смотреть, научно-популярно смотреть и, если посмотреть на количество просмотров ВК всех видеороликов полуфиналистов, то там точно за миллион просмотров перевалит запросто. Поэтому здесь стоит вопрос не только улучшения имиджа педагога, но и научно-популярный подход.
М. Баченина:
- А давайте для слушателей объясним, для тех, кто не видел – в чем заключается смысл? Вот если я не видела, но хочу сейчас понять, что происходит на экране. То есть, вам нужно дать урок по предмету, который вы преподаете, но так, чтобы это было очень интересно смотреть и чтобы это осталось в виде такого ролика обучающего на Ютубе, верно я понимаю?
А. Оджо:
- На этапе полуфинала конкурса – да, это подготовка видеоурока, в котором есть разный нестандартные подходы. Мы рассматриваем именно тему, которая есть в программе того предмета, который мы преподаем, в моем случае это был предмет истории, 9-й класс, восстание декабристов. И мы там использовали не только обычные средства обучения, в этом случае нарративный рассказ, но и использовали, конечно же, статистов, которые что-то показывали, использовали костюмы, манекены, самое разное оборудование. И здесь, если честно, выигрывают очень хорошо, если честно, научные предметы. Потому что то, что показывают физики, химики, биологи, я лично засматривался этим видеороликом…
М. Баченина:
- Это вы просто в своем отечестве пророка не замечаете. Вот вам ярчайший пример. С двумя оболтусами. Мать одного из них просто силком вытащила в Музей Победы (тех, кто не было, друзья, рекомендую). Эти экскурсии должны быть награждены бриллиантовыми медалями… И знаете, как тема звучала? «Вклад народа». Это же ужас для школьника! И вот это отражена настолько ёмко, понятно для 12-15-летних… Там статисты, манекены, когда кто-то начинал двигаться… боже мой! Они хваталась за сердце! Запомнили все! Пришли домой – тут же включили «Брестскую крепость» - три часа у телевизора, ни вздохнули, ни отошли. Я смотрела на них и думала – господи, спасибо вам. Я теперь в Музей Победы с флагом хожу. И вот это как раз в ту же копилку, о которой говорите вы. Я вот сейчас набрала в Яндексе – декабристы, самые распространенные вопросы. И я уверена, что это как раз те спрашивают, кто изучает уроки истории в школе. Кого называют женой декабриста? Что любит декабрист? Самая известная жена декабриста?
А. Милкус:
- Хорошо, что нет вопроса про цветок декабрист.
М. Баченина:
- Саша, ну, это уже ботаника.
А. Милкус:
- Яндекс он интегрирует все, он не разбирается…
М. Баченина:
- Бесспорно. Но на самом деле, мне кажется, в теме декабристов это очень важно. Да и вообще, война – вот стрелки эти… я про карты… Скажите, пожалуйста, а если бы вам достались средние века? Вы бы как и кого изображали?
А. Оджо:
- Совершенно спокойно. В жизни был момент, когда я на заре своей работы в школе пять лет назад притаскивал в школу латы, которые делали реконструкторы – это были мои сокурсники и ребята, которые были помладше, у них был турнир рыцарский и они реконструировали не только вооружение, но и оружие, и у них был турнир, после которого они мне сказали – если ты дотащишь это обратно до нашего общежития, где мы все это делаем, то можешь брать на урок. Но я больше этого не повторял по той причине, что в метро это все перевозить довольно тяжело было. И вопрос второй – что довольно-таки смешно сложилось. Почему-то именно во время этого урока решили проверять детей на педикулез.
М. Баченина:
- Простите, в средние века это очень актуально.
А. Оджо:
- Вы понимаете, прямо попадание в эпоху было совершенно четкое. У нас был урок – средневековый замок и его жители, и я говорю – ребята, пожалуйста, только мы спускаемся в медицинский кабинет медленно, потому что я спускаться быстро не могу. И 6В спускался за мной, а я брякал этими латами…
М. Баченина:
- А вы их на себя надели?
А. Оджо:
- Да. Это был такой подход… да, мы сходили, проверились, потом медленно поднялись, правда, урок закончился уже к тому моменту…
А. Милкус:
- Я думаю, может, тебе походить на уроки истории к Алексанрду?
М. Баченина:
- Я только за. Особенно у меня сейчас средние века начались и вот после первобытных времен, после пятого класса в шестой… я учебник выкинула, я пользуюсь только Ютубом. Потому что то, что написано в учебнике, даже я, человек с выдержкой, не могу читать. Тоска смертная. А вот такое надо, конечно. И как прививать любовь…
А. Оджо:
- Естественно, это не каждый урок. То есть, в моем случае это происходит довольно-таки редко. На каждый класс раз в четверть, раз в триместр в нашем случае. К примеру, у нас сегодня Древний Египет был…
М. Баченина:
- В набедренных повязках там…
А. Оджо:
- Нет, ни в коем случае, одеяние было полным, не переживайте…
М. Баченина:
- А пятый класс это нормально воспринимает? Они уже не гогочут в полный голос?
А. Оджо:
- Конечно, первые пять минут у нас куча эмоций, первые пять минут у нас все на свете… с просьбами – а можно нам тоже надеть и поносить? А после урока – конечно, пожалуйста, надевайте, особенно если этот урок последний. А так, естественно, сначала буря эмоций. Но вот этот момент со всякими переодеваниями – это пятый, шестой, седьмой класс максимум.
М. Баченина:
- А в восьмом что не так?
А. Оджо:
- Там уже нужно, чтобы ребята сами это делали для себя. Хочется самим погрузиться.
М. Баченина:
- Напомните, как называется курс истории в восьмом классе.
А. Оджо:
- У нас там идет история 18 века внешняя и, кстати, 18 век теперь и в истории России. Новое время идет.
А. Милкус:
- Александр, скажите, пожалуйста, вот телевизионный урок сколько идет?
А. Оджо:
- 9 минут.
А. Милкус:
- А если бы это надо было делать в своем классе, что было бы? Потому что тут понятно – декорации, костюмы, обеспеченный сценарий, думаю, что был написан специалистами телевизионными. Потому что картинка им нужна. А если такой же урок, на эту же тему. В школе. Вот чем бы он отличался? Каким должен быть урок на примере тех же самых декабристов?
А. Оджо:
- Конечно, здесь уже идет вопрос о деятельностном подходе. Потому что слушать все 45 минут о декабристах, о их тяжелой судьбе и о том, как они вообще к этому пришли – это довольно-таки скучно. Поэтому, конечно, мы, с одной стороны, перекинем мостик от отечественной войны 1812 года, поработаем с источниками, поработаем с «Русской правдой» и с Конституцией, которые были написаны обществами декабристов, сравним Северное общество и Южное общество, найдем причины, что же так декабристов затронуло, потом отдельно сосредоточимся на том, что происходило в ходе восстания, сделаем такую ленту времени, будем ставить определенные отрезки – как началось восстание, как произошло, к сожалению, убийство Милорадовича. Как Николай Первый пришел к мерам, что нужно уже палить по площади. И впоследствии, конечно же, суд над декабристами и показать, как был казнен, и показать, какова судьба была ссылки.
А. Милкус:
- Подождите, руку опустите, Мария. Вот как раз ключевое слово, которое я услышал, а я даже не надеялся, что оно прозвучит – слово «скучно». На том же форуме классных руководителей у меня была лекция по медиаграмотности и мы потом разговорились с учительницей физики, достаточно продвинутая, у нее 19 лет стажа, и мы с ней говорили о том, где найти ту золотую середину. Она говорит – они должны получать навыки по приобретению знания. А это далеко не всегда развлекуха.
М. Баченина:
- Да, иначе будет все время весело.
А. Милкус:
- Да, это все-таки труд какой-то такой. С другой стороны, современное поколение хочет вот эти мультимедийные инструменты – и переодевание, и работа с источниками, и вот я знаю, что в литературе там чуть ли не суды устраивали в классе, когда проходили «Преступление и наказание». Кто-то за Раскольникова, кто-то против и т.д. А вот где грань между учебой, как трудом, как приобретением навыков действительно работы, да. И вот этого нового поколения тягой к развлечениям, к привычке к визуализации…
М. Баченина:
- ...к постоянному клипу в жизни, чтобы все время было нескучно. Вот это ужас, я не знаю, как с этим справиться…
А. Оджо:
- Мне кажется, что здесь самое важное, что есть в деятельности. Когда ученик во время занятий всегда занят, ну, понятно, что любой ученик себя займет по-своему. И лучше это сделает, конечно же, учитель в нужном русле. Когда нас учили прописывать моменты урока, всегда нужно иметь колоночку «а чем занимается ребенок в этот момент»? И здесь у нас, к примеру, если мы смотрим видеоролик, значит, у этого видеоролика должен быть какой-то конкретный вопрос – на что можно обратить внимание? Этот видеоролик не должен длиться 10-15 минут, а он должен длиться 3-4 минуты максимум. Когда мы работаем с источниками – печатными, письменными, то к нему поставлены вопросы. Если это визуальный источник – карикатуры, картины – тоже это может быть. Если это младшие классы, то изобрази сам, как ты это видишь. 5-6-й класс – тот же самый рыцарский замок – нарисуй рыцаря.
М. Баченина:
- Вторжение варваров в Рим.
А. Оджо:
- Пожалуйста. И всегда дети говорят – но я же не умею рисовать…
М. Баченина:
- А вот Брюллов, товарищи, срисовывайте!
А. Оджо:
- Ну, кто-то срисовывает. Если мы говорим о том, что кто-то отвечает у доски, в этот момент учащиеся должны быть тоже чем-то заняты. Может быть, они записывают основные моменты или ищут какую-то дополнительную информацию, пока другой отвечает. Такое тоже возможно. Самое важное, чтобы, хоть это будут и клипы, но должна быть определенная деятельность. То есть, всегда ученик должен быть занят, по моему мнению.
М. Баченина:
- Ну, вот такое движение. Мне нравится.
А. Милкус:
- А все-таки, есть какое-то отличие между предыдущим поколением и нынешним? Мне кажется, что это какая-то тоже привычка вешать ярлыки. Что нынешнее поколение родилось с гаджетом в руке, что оно без гаджета существовать не может. И вот тяжело трудиться на уроках тоже не может.
А. Оджо:
- Конечно, сравнивая со своим поколением, у меня разница с учениками чуть больше 10 лет, я понимаю, что определенные моменты мы с ними пережили вместе. Например, начало появления московской электронной школы. И здесь, конечно, есть общие моменты. В том, что вот на уровне 5-7х классов самое важное прочитать вслух. Это же просто самое важное, что было на уроке. Уже ребятам постарше важно обсудить, о чем-то поговорить… Но, как мне кажется, сравнивая с собой, может быть, время внимания такого сконцентрированного современного школьника, который учится в 6-8-м классах, оно чуть ниже, чем оно было у ребят, которые учились 10-15 лет назад, по личным ощущениям. В связи с этим все время стараюсь на занятиях переключать внимание, задавать вопросы, насколько это возможно, потому что иной раз такое обсуждение начнется, что уйдет все, и дисциплина, в том числе. Поэтому, конечно, все время идет смена деятельности и каких-либо операций на занятии.
М. Баченина:
- Когда я в школе изучала историю, нам прививали некие элементы черно-белого мышления. То есть, всегда были хорошие и были плохие. Были красные и были белые и т.д. А сейчас, на примере тех же декабристов, какая цель, какая задача ставится перед учителем истории? Все равно у ребенка в определенном возрасте некая героизация как подоплека идет вместе с кем-то – что вот эти хорошие, а эти плохие. Здесь каким образом преподается? Пытаются рассмотреть в балансе все или это невозможно?
А. Милкус:
- Ты имеешь в виду, что в советских учебниках декабристы однозначно были предтечей революционеров. Наши, хорошие.
М. Баченина:
- Да. Кровавый царь всех пустил в расход. Сейчас прозвучала фраза от Александра, что в тот момент, когда царь понял, что уже вынужден стрелять по площади, то есть, он понял, что это угроза монархии и всему строю…
А. Милкус:
- Ты правильно сформулировала – история, как правило, не черно-белая.
М. Баченина:
- Да. Но я же не зря сказала, что я всегда четко знала, кто хороший, а кто плохой. Робин Гуд хороший, декабристы хорошие. Я утрирую…
А. Милкус:
- Нет, ты не утрируешь, так в учебнике было.
А. Оджо:
- Так и есть. Потому что, как ни крути, у нас главная задача продемонстрировать, что есть по многим вопросам плюрализм мнений. Что есть разные точки зрения, разные подходы и, чтобы к ним каким-либо образом относиться, нужно их изучить. Историки спорят. Есть замечательные моменты, связанные с фрагментами исторического источника. Но, конечно, не буду лукавить, все-таки новый учебник истории 10-11 класса – там более полярно все показано в том смысле, что четко прописаны положительные действия руководства страны или отрицательные руководства страны. Кстати, если возвращаться к вопросу декабристов, то, к сожалению, для меня далеко не сразу во время подготовки этого занятия было четкое ощущение, что это трагедия. Что это самая настоящая трагедия, что было восстание, что оно было довольно таки жестко подавлено, что есть жертвы этого восстания. Потому что, когда я учился по учебнику Данилова, когда сам учился в школе и когда мы избрали эту тему в университете, не было такого острого отношения к тому, что произошло. Но во время работы уже это демонстрируется как трагедия в том смысле, что люди предлагали идеи, людям, к сожалению, пришлось восстать, причем, это было на перепутье. К сожалению, один император умер, другой отказался от престола, третий только всходил на престол и тут – бац, восстание началось. Поэтому героизации сейчас тех же самых декабристов нет, но важно понять, что у нас очень богатая история, в том числе, вот видеоуроки и мы говорим о том, что советская власть декабристов выводит на определенный уровень героев. «Декабристы разбудили Герцена, Герцен разбудил Ленин, а Ленин разбудил революцию». Поэтому сейчас мы больше приходим к такой полярности, но вообще задача учителя истории продемонстрировать, что не черное и белое, что есть и серое, что есть еще такой момент, как принцип историзма. Иной раз мы не можем ставить оценки в наше время тому, что было 200-300 лет назад, потому что мы просто не можем четко ответить на те самые вопросы, которые стояли перед людьми в их время. Поэтому мы используем весь этот материал, для того, чтобы научить анализировать. Вот самая главная цель – это проанализировать, уметь работать с источниками и уже выдавать свою точку зрения аргументированную.
М. Баченина:
- Да, впечатлили. Спасибо большое.
А. Милкус:
- Давайте в другую сторону немножко пойдем. Александр, я слежу за вашим творчеством в ВК и т.д., у вас очень много мультимедийных продуктов. Клипы, всякие уроки. А когда вы успеваете их делать? И зачем вам это надо? Директор школы смотрит и говорит – так, недогруз, надо его еще дополнительно какими-то уроками нагрузить. Потому что большинство учителей, с которыми я говорю, они говорят, что 2 ставки, 32 часа, мы домой приползаем, язык на плече, тяжело…
А. Оджо:
- Сейчас в школе руководство пошло навстречу, потому что в прошлом году нагрузки было на две ставки, особенно во второй половине года, когда сразу же добавилось еще 9 часов для подготовки ребят к ЕГЭ по истории и обществознанию. То есть, если собрать все часы – и урочные, и внеурочные, и дополнительное образование – там доходило до 40 часов в неделю. Сейчас у меня нагрузка меньше. Это 20 часов. Потому что еще параллельно я занимаюсь мультимедией и занимаюсь вплотную деятельностью Российского общества «Знание», провожу просветительские лекции для школьной молодежи, для студенческой и так же для рабочей молодежи, для сотрудников, в том числе, органов власти. Сейчас это очень такой вопрос, особенно исторический, актуальный. Поэтому стараемся соблюсти баланс. Сейчас я не в столь большом количестве классов работаю, с другой стороны, для чего вообще делаю?
С одной стороны, это для просвещения, потому что у нас в социальных сетях очень часто говорят, какой-то ужасный контент, нельзя, чтобы дети там сидели, нельзя, чтобы дети там смотрели ничего. Получается, если вакуум будет и нет положительного, образовательного контента, то большой вопрос – что ребята смотрят?
С другой стороны, это лично для меня, потому что мне нравится этим заниматься, это моя отдушина, которая позволяет мне по-другому взглянуть на мое преподавание. Поэтому пока есть возможность, с радостью этим занимаюсь, но чаще всего занимаюсь этим утром до уроков. То есть, обычно я к семи приезжаю и есть время посидеть, подготовить уроки, снять видеоролик, материалы сделать для занятий и дальше уже вести уроки.
М. Баченина:
- А вообще сейчас приветствуется, чтобы педагог по тому или иному предмету был и жнец, и жрец, и на дуде игрец? Ведь раньше бы сказали – послушайте, занимайтесь-ка своим делом. Сейчас времена изменились. Получается, руководство школы тоже изменилось или вынужденно меняется?
А. Оджо:
- Все по-разному, нет четкого ответа. Потому что все зависит от управленческой команды образовательного учреждения. В моем образовательном учреждении это поддерживают и я думаю, что это более дальновидная история по той причине, что редкий случай. Когда, в том числе, и в нашу школу, и в школы, в которых работают учителя, создающие контент, переходят ученики. Мы все понимаем, что это вопрос контингента, его сохранности и его добавляемости, если можно так выразиться по-русски. И когда делается интересный контент, почему бы и нет? У каждой школы сейчас есть госпаблик, у каждой школы есть страница в социальных сетях.
А. Милкус:
- Хорошо. А все ли учителя должны… ладно, не должны, рекомендуется знать вот эти, по крайней мере, самые простые мультимедийные инструменты? А если да, то где этому учиться?
А. Оджо:
- Да, в наше время учителю важно знать, обладать первичными умениями, к примеру, съемки, первичному умению монтажа. Для чего? Во-первых, сейчас практически все конкурсы педагогические профессиональные заточены под то, что ты представляешь какие-то медиапродукты. Во-вторых, это еще одна платформа для того, чтобы вместе с учеником сделать проектную работу. Взяли и вместе сделали подкаст или видеоролик, или материалы мультимедийные для своих же, к примеру, уроков, использовали возможности проектного такого офиса. Но я не считаю, что это по-любому все поголовно должны делать. Потому что кто-то углубляется в науку, кто-то углубляется в мельтимедиа, кто-то углубляется в туристическую деятельность с учениками и отправляться в походы, занимается краеведением. То есть, каждый учитель в своем направлении работает и важно, чтобы просто инструментарий знали. Где обучаться? К примеру, есть уже курсы, даже курс повышения квалификации, они делались от платформы «Сферум» по медиаинструментариям. Точно название курса не назову, к сожалению, потому что делали в начале года. Так же теперь есть Всероссийское сообщество наставников-просветителей, бывший совет учителей-блогеров и там мы планируем, что будут создаваться, в том числе, и курсы повышения квалификации, и различные материалы размещаться в помощь учителям. А так же есть большое количество страниц в социальных сетях, в которых есть информация про инструменты, к примеру, ВК-образование - очень много различных материалов выкладывают.
М. Баченина:
- Я очень часто, как мама еще маленького ребенка, читаю, что познавать мир, обучаться через игру, и я вижу, как это работает, вот что видите вы, как педагог, до скольких лет работает познавание того или иного предмета через игру, которую вы предлагаете в своем контексте на уроках?
А. Оджо:
- Как ни странно, все люди играют, только вопрос – во что? Не далее, как вчера обсуждали с тренером ситуацию с компьютерными играми, что он часто в компьютерных играх видит какие-либо подтексты. Избитый пример с различными видеоиграми, когда дети, играя в нее, какие-то дополнительные знания получают. Например, есть же обучение через Майнкрафт – и это продвигают. Но, конечно, мы понимаем, что для старшеклассника, который готовится к экзаменам, уже не столь важна игра, как сама деятельность. Для старшего школьника, начиная с того же самого восьмого класса, игра – это как отдушина, развлечение и это, естественно, уровень игры снижается. Поэтому тут раз в четверть может быть по какому-то желанию, чуть ли не элективно. А вот класса до седьмого, включительно, игровые различные элементы, в том числе, есть платформы интересные, такие, как учи.ру, где тоже через не только игру и сторителлинг рассказывается та или иная тема. Не только по истории обществознания, но и даже чуть ли не по математике.
М. Баченина:
- Кстати, как вы относитесь, если возвращаться к предмету истории, вы упомянули учебник Торкуновой. А вот если забить в поисковик учебник Торкуновой, ему выдает – шестой класс… история России. Ой. А другие ребята в другой школе проходят средние века. При чем тут история России? Такая же ситуация по литературе. Мифология против Пушкина. Вот как это можно выбрать – либо мифологию, либо Пушкина? И то, и другое прекрасно, но, конечно, Пушкина мы выбираем… Я в этот момент вспоминаю, как эта реформа называлась, когда все одинаково учатся? Вылетело из головы это слово, другое приходит - уравниловка – и я за нее.
А. Оджо:
- Стандартизация.
М. Баченина:
- Да, конечно. Я вот его приветствую. И вообще, все эти нововведения усложняют жизнь учителям, на вашем примере, или упростят? Мне, как родителю, кажется, что они упростят.
А. Оджо:
- Здесь мы видим, что с этого года вся наша страна учится по федеральным рабочим программа. То есть, по каждому предмету, будь то история, математика, русский язык, литература, вообще у нас в стране установлены федеральные рабочие программы, на основе которых делаются рабочие программы в каждой образовательной организации. И главная мысль в том, что все школы вообще должны идти теперь по одной программе. То есть, набор, в том числе, тематический, он общий. И если, к примеру, ребенок учился в Татарстане и переехал в Красноярский край, то в идеале он должен прийти в школу и плюс-минус он попадет в ту же самую тему, на которой он закончил. Но из-за того, что у нас пока еще не все учебники в этой парадигме немного изменились, то, конечно, бывает такое, что мифология и Пушкин, и все такое прочее. С историей, кстати, тут проще. Потому что у нас вот это дробление по эпохам не сильно-то и изменилось. Оно вообще не изменилось. Потому что 5-й класс – это всегда история древнего мира. А 6-й класс – здесь единственный момент – всеобщая и история России. Если вы спросите у всех учителей России, то вы встретите два лагеря. Один лагерь называется «сначала всеобщая, потом отечественная», а второй лагерь – «сначала отечественная, потом всеобщая». Я лично адепт того, что сначала всеобщая, а потом отечественная», потому что так меня учили в университете.
М. Баченина:
- Мне тоже здесь логика видится какая-то нормальная. Потому что русская история – это на взрослого. Тут не забалуешь…
А. Оджо:
- Нет, дело не в этом. В каждом классе, начиная с шестого, потому что есть и отечественная история и всеобщая по программе, вопрос в том, с чего начнут. В сентябре мы начнем с истории России или с зарубежной истории? Так получается, что я лично всегда начинал с зарубежной, а потом в декабре мы переходим на отечественную историю. Потому что теперь предмет один – история. Раньше он делился на всеобщую и на историю России. Для учителей федеральные рабочие программы это должно быть здорово. Потому что даже теперь есть конструктор рабочих программ, ты заходишь, раскладываешь, у тебя есть программа и даже появляется колонка с ЭОРами – электронные образовательные ресурсы – в том числе, библиотека цифрового образовательного контента. То есть, есть уже уроки, написанные с визуализацией, с материалами, и они все время пополняются, и ты можешь их использовать на занятии. Передо мной лично другая проблема стоит. К примеру, литература и история очень сопряженные предметы.
М. Баченина:
- Да, очень, подчеркиваю.
А. Оджо:
- Но почему-то у нас, к примеру, «Дубровский», который рассказывает о 19 веке, проходится в шестом классе по литературе, а история России 19 века – это девятый класс.
М. Баченина:
- Подтверждаю. Да и с мифами такая же чехарда. Литература – мифы у нас идут в пятом классе, а в истории – в шестом классе. Или наоборот? Я запуталась уже.
А. Милкус:
- Ну, это давняя история. Никак не могут договориться. Называется предметное лобби – у каждого предмета свои академики, которые пишут эти учебники и которые видят вот так. Сесть и договориться – мне иногда даже хотелось их собрать, налить хорошего коньяка, чтобы они просто договорились, чтобы дети учились… потому что то же самое с химией и физикой. То же самое с математикой и т.д. Хороший учитель, знающий программу параллельного предмета, говорит – помните, в шестом классе вы это изучали, а вот теперь мы в восьмом к этому придем. Опять же, вопросы с русским языком. В принципе, по большому счету, конечно, я уверен, что надо программу с точки зрения современной логики пересмотреть.
М. Баченина:
- Стабилизировать, да.
А. Милкус:
- Потому что в принципе остов этой программы, он еще был сформирован в 40-е годы прошлого столетия. Вот система нынешней школы была сформирована исторически как раз во время Великой Отечественной и после, когда стало понятно, что нужно готовить быстро и много хороших инженеров, физиков, ученых и т.п., и в результате мы получили атомный проект, космос и т.п. И готовили эту программу еще великие ученые, которые работали в царских школах, в царских гимназиях. И основа у нас этого всего классическая с тех времен – то есть, уже больше 100 лет. Конечно, хорошо бы уже пересмотреть. Потому что оборотная сторона вот всей этой истории, о которой мы говорили много на форуме классных руководителей с учителями, это жуткий перегруз детей. Нормальная гимназия – в Иркутской области мы говорили с учительницей – у них гимназия 8-9 уроков шесть дней в неделю.
М. Баченина:
- Господи! Я любое учебное заведение, если там есть слово «лицей» или «гимназия» обхожу за версту.
А. Милкус:
- А это неважно…
М. Баченина:
- Нет. Гимназия – это значит «сойди с ума, ребенок! Не будет тебе детства!».
А. Оджо:
- В переводе с греческого языка.
М. Баченина:
- Да, да, с древнегреческого.
А. Милкус:
- Поэтому тут история такая и федеральными учебными программами это не решишь. Это как бы некая разгрузка учителя, но я бы добавил к тому, что говорил Александр, что все-таки мы говорим про учителя как творческую личность. Конструктор конструктором, но никто не мешает учителю в этом же уроке добавить отсебятину – то, что он хочет показать, рассказать или прийти …
М. Баченина:
- …в латах, или в набедренной повязке… К сожалению, наше время вышло, друзья мои. У нас в гостях был учитель истории Александр Оджо, финалист второго сезона «Классная тема», я вас поздравляю, желаю, конечно же, успехов и чтобы на все хватало времени, сил и вашего желания.
И. Виттель:
- И вопрос на засыпку. А когда, если известно, будет финал? То есть, когда определят победителя? Вас же в финале сейчас 7 человек?
А. Оджо:
- Да. Ожидаем, что финал будет зимой. Пока мы готовимся к финалу.
А. Милкус:
- Хорошо. Ждем финала.
Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно.