«Флагманы образования»: как стать директором школы
А. Милкус:
- Здравствуйте, уважаемые зрители и слушатели. Как всегда, по воскресеньям, в 11 часов по московскому времени на радио «Комсомольская правда»наша программа «Родительский вопрос». Сегодня мы будем говорить о том, кто управляет и кто руководит нашей образовательной системой – нашими школами, детскими садами и прочими важными организациями. Потому что я считаю, что это одно из ключевых направлений, кто у нас сейчас в начальниках. И говорить мы будем с Борисом Соловьевым, руководителем проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Борис Борисович, здравствуйте.
Б. Соловьев:
- Здравствуйте, Александр Борисович и уважаемые радиослушатели.
А. Милкус:
- У нас сегодня как раз на ВДНХ на форуме «Россия» день образования и как раз сегодня объявлено о старте уже четвертого сезона «Флагманов образования». Давайте поговорим о том, что такое «Флагманы образования», что это за проект. Я считаю, что, если мы сейчас выстраиваем единую систему образования и мы много говорим о единой программе, о единых учебниках, о единой системе подготовки учителей, то про единую систему подготовки лидеров, про единую систему подготовки управленцев для системы образования мы говорим меньше почему-то. Хотя мне кажется, что это важный, ключевой вопрос. У меня, наверное, стандартное восприятие, но путь директора школы, а это ключевая фигура в системе образования, это, если ты хороший учитель, быть тебе директором школы. А это совсем другая специальность, это совсем другая профессия. И проект «Флагманы образования», в котором я тоже поучаствовал в виде эксперта и поразился энтузиазму и такой мощи тех, кто участвует, это как раз, мне кажется, важный и интересный путь. Давайте мы сначала поговорим, как его нащупали, и вообще вот историю «Флагманов образования».
Б. Соловьев:
- На сегодняшний момент «Флагманы образования» представляют из себя большой проект. Мы действительно выросли из профессионального конкурса, который несколько лет назад и назывался по-другому, и цели преследовал другие. Тем не менее, это было выявление амбициозных профессионалов, которые хотели не просто заявить о себе, но и хотели в своей жизни перемен. И всегда в принципе конкурс рассчитан на то, чтобы он не заканчивался как конкурс. Вот постконкурсное – это что-то наиболее важное всегда у людей, у конкурсантов. Вот их ожидания, их надежды – мне кажется, это самое важное, что мы должны услышать: а что после конкурса хотят наши участники, какова их мотивация идти на конкурс? Вы задели такой достаточно важный момент. Потому что действительно очень мало мы говорим сегодня о подготовке управленцев, начиная от директора и заканчивая региональным министром, наверное, или федеральными чиновниками в сфере образования. И, кстати говоря, результаты конкурса прошлого года говорят о том, что у нас педагогические работники сильнее, чем управленцы. И это связано с тем, что действительно мы больше времени уделяем (я имею в виду государство, образовательные организации, педагогические университеты) больше времени уделяем новым технологиям, содержанию образования, повышению квалификации учителей, а вот управленцы где-то в стороне, рядом с педагогами. Действительно, директор не учитель. И опять же, наблюдения финала прошлого года показывают, как тяжело педагогическим работникам было участвовать в нашем конкурсе. А он в бОльшей степени был ориентирован на управленцев. Это померить на себе новую роль, почувствовать себя в шкуре регионального министра. У нас сегодня стартовал четвертый сезон, конкурс профессиональный является ключевым таким ядром этого нашего проекта большого, но еще раз говорю, что наш проект ориентирован в бОльшей степени на те ожидания и мотивацию наших участников, а что будет после конкурса? А после конкурса мы предоставляем возможности и сервисы профессионального и карьерного развития. Так, например, вместе с Минпросвещения всем нашим финалистам предоставляется возможность быть включенным в кадровый резерв Минпросвещения России. Я очень надеюсь, что в этом году участники будут включены и найдут себе новые интересные места и позиции работы.
А. Милкус:
- Подождите. Вы уже во многих регионах сломали традиционную систему отбора и подготовки управленческих кадров. Я знаю, что в Томской области уже создают единый реестр, единую систему подготовки муниципальных и региональных руководителей системы образования и ориентируются не на прежние традиции, а как раз на традиции новые – «Флагманов образования». И я так понимаю, что это не только в Томской области. По-моему, это очень здорово, это очень интересно, когда приходят люди действительно с амбициями, с желанием развиваться, их поддерживают, развивают и и они являются таким локомотивом в системе образования.
Б. Соловьев:
- На самом деле ничего в этом нового нет. Просто мне кажется, что с практикой такого федерального кадрового резерва началась некая централизация кадровых резервов, в том числе, и на местах. Они же всегда существовали, они всегда были. Кто-то в них верил, кто реально получал новые позиции, новые возможности. А кто-то просто формально в них состоял, к примеру, я. Поэтому кадровый резерв, мне кажется, это должен быть инструмент возможности. И сегодня Томская область, как пример под патронатом губернатора, это как раз создается рабочий инструмент подбора, профессионального развития и назначения – социальный лифт. Если эти три компонента будут и прозрачность этого будет, то, конечно, этот инструмент будет работать и абсолютно все поверят в этот инструмент. Наверное, настало то время, когда кадровый резерв должен быть централизованный, некоей моделью, и он должен не просто быть формальный, но работающий.
А. Милкус:
- Сейчас же уже два направления «Флагманов образования» - для взрослых, как я говорю, и для студентов. Что светит одним, что светит другим?
Б. Соловьев:
- Можно я начну со студентов?
А. Милкус:
- Давайте.
Б. Соловьев:
- На самом деле, интересно, что молодыми людьми, которые только-только учатся и погружаются в педагогические профессии, какая у них мотивация именно в нашем профессиональном конкурсе и вообще в проекте в целом? Этим вопросом мы задались и, скорее всего, проведем такое обследование среди наших участников прошлых сезонов и настоящего, который мы запустили, и обязательно результаты представим. Но мы поставили себе задачку внутри проекта, и нас поддержал Наблюдательный совет нашего проекта, расширить в рамках «Флагманы образования» мероприятия, нацеленные на вовлечение студентов в педагогические профессии. Сегодня практика показывает, что даже обучаясь в педагогическом вузе, сузе, есть целая палитра инструментов, когда студент знакомится с профессией. Это педагогические практики, это экскурсии и т.д. Вот у меня перед глазами есть опрос – что останавливает вас от того, чтобы работать педагогом? Ну, ни для кого не секрет, что зарплата, конечно, доминирует, но не основная – всего 36%. Очень интересная цифра, с которой мы столкнулись, это синдром новичка – 16%. Ребенок, а на самом деле студент, погружаясь в новую для себя атмосферу, конечно, боится показаться непрофессионалом. Он, конечно, боится признавать свои ошибки и поэтому он хочешь или не хочешь, а закрывается. Закрывается от педагогического коллектива, от своих ребят, кого он обучает и воспитывает. И вообще, трудно понять – нравится ему это или не нравится. Поэтому синдром новичка – это штука, с которой, мне кажется, можно и нужно работать. А еще значительная часть – образовательная организация не поощряет инициативы и участие в различных проектах - это 7%. То есть, 7% респондентов, которые готовы привносить что-то новое, интересное, заявлять о себе, о своей образовательной организации на различных мероприятиях региональных и федеральных, они не имеют поддержки. Конечно, тоже тяжело. Поэтому мы вместе с коллегами, вместе с нашим созвездием «Флагманов образования» - это экспертная сетка, вместе с нашими региональными координаторами проекта на местах, с нашими студентами, с педагогическими вузами, приступая к такой работе, мы попробуем сформировать некую модель по вхождению в профессию, по сопровождению студента в профессии через проектную деятельность. В какой-то определенный промежуток времени – от 3 до 7 месяцев – он может проходить стажировку, реализовывать свой проект, получать поддержку со стороны педагогического коллектива. Студентам кажется, что в этот период времени он должен попробовать разные роли. То есть, наладить отношения внутри педагогического коллектива, как учитель и ученик, как учитель с родителем, а после этого, конечно, мы сделаем такую рефлексию – посмотрим, что у нас получилось, а что не получилось.
А. Милкус:
- Я уже запутался. «Флагманы образования» - это конкурс. Сейчас вы говорите о целом треке развития молодых педагогических талантов. Можно развести – вот как участвовать студентам в конкурсе «Флагманы образования» и как включиться в тот трек, о котором вы сейчас рассказывали – о вхождении в профессию? Есть какой-то водораздел? Или это живой проект, который просто из конкурса разбивается в такую профориентационную историю?
Б. Соловьев:
- Это живой абсолютно проект. Конкурс – это один из инструментов возможностей профессионального либо карьерного развития. А проект включает в себя несколько таких сервисов. Сегодня вы уже можете регистрироваться в проект. Через некоторое время в ваших личных кабинетах на платформе «Россия – страна возможностей» появится призыв пройти диагностику, которая в свою очередь ориентирована на выявление ваших профессиональных дефицитов и сильных сторон. А дальше вам предлагается пройти как раз образовательный марафон с участием классных экспертов в стране в сфере образования из ведущих образовательных организаций. И как раз постараться ликвидировать эти самые профессиональные дефициты. Если даже не ликвидировать, то вы однозначно найдете какие-то ресурсы для себя, которыми в дальнейшем можете воспользоваться и пройти те или иные курсы. Что это? Конечно же, это «Мастерская управления «Сенеж». Это Государственный университет просвещения. Это Высшая школа экономики. Это Агентство стратегических инициатив и многие другие организации, которые станут таким поставщиком образовательного интересного контента. Мы не подменяем повышения квалификации, нет. Образовательный марафон – это площадка навигационная, где вы сможете познакомиться с образовательными организациями, с их курсами, программами и с самими экспертами. А вот дальше вас ждет профессиональный конкурс.
А. Милкус:
- Подождите, мы сейчас говорим про студентов, да?
Б. Соловьев:
- Я вообще как бы говорю.
А. Милкус:
- Я понимаю, но давайте еще про студентов. Я могу зарегистрироваться, я должен быть студентом педагогического вуза или любого вуза, если меня заинтересовало педагогическое направление?
Б. Соловьев:
- Очень важный вопрос. Абсолютно любого вуза и суза, даже если вы поступили не на педагогическую специальность. У нас есть в истории проекта ребята из медицинских университетов, которые сегодня уже преподают в школах биологию. У нас есть ребята из технических университетов, которые прекрасно реализуют программы дополнительного образования в кванториумах. И само собой это педагогические вузы, которые пошли непосредственно в школы либо в организации дополнительного образования детей.
А. Милкус:
- Получается, что не обязательно должны быть будущие педагоги, и не обязательно могут быть те ребята, которые сейчас еще не решили, будут они работать в образовательном учреждении или нет. В любом случае, они прокачивают некие педагогические навыки, которые любому современному человеку не помешают.
Б. Соловьев:
- Абсолютно точно. И самое главное – наш проект познакомит с образовательной инфраструктурой. И это не только школа, детский сад, суз-вуз, это огромное количество современных цифровых образовательных платформ. Это образовательные проекты, которые реализуются, в том числе, самими ребятами, студентами, которые стали лидерами этих проектов и собирают команды, в том числе, сетевые команды из разных регионов. Поэтому наша задача как раз показать вкусность сферы образования, если так можно сказать, и пригласить ребят в эту профессию.
А. Милкус:
- А после окончания вот этого конкурса что студенты получают? Вот те, кто вышел в финал. И те, кто не вышел тоже.
Б. Соловьев:
- Финалисты, среди них определяются победители, но это даже и неважно, с финалистами мы продолжаем работать дальше. Они сами сформировались, а мы их просто поддерживаем – я имею в виду президентскую платформу «Россия – страна возможностей» - студенческий флагманский актив. Ребята самостоятельно идут в свои же образовательные организации соседние и рассказывают о проекте, о конкурсе, о его возможностях и они, как пример, говорят о проекте, что он им дал лично. Второе – это мы их привлекаем к различным федеральным и региональным проектам. Например, мы сейчас будем разрабатывать такую модель по поддержке вхождения студентов в педагогические профессии, и как раз они и есть разработчики этой модели, они как раз укажут – где барьеры и что нужно сделать, чтобы студент с легкостью вошел в профессию. И вообще, наши ребята, многие из них, идут работать непосредственно в систему образования и они тот пример для нас, которые поступили на педагогические специальности и пошли в школу работать.
А. Милкус:
- Здорово. А теперь про взрослых. Тех, кто уже работает. Или они не обязательно должны быть сотрудниками образовательных учреждений, чтобы поучаствовать во «Флагманах образования», трек для взрослых.
Б. Соловьев:
- В треке для взрослых мы, конечно, делаем акцент на управленцев. От заместителей директоров образовательных организаций до федеральных управленцев в сфере образования.
А. Милкус:
- Тех, кто уже имеют административную должность?
Б. Соловьев:
- Да. Они в фокусе внимания, они в фокусе конкурсных испытаний. И все те педагогические работники, которые готовы, чувствуют в себе потенциал стать управленцами, стать административными работниками. При этом педагогические работники могут быть из разных образовательных организаций, они могут быть индивидуальными предпринимателями в сфере образования, то есть, абсолютно возможности для широкой целевой аудитории. Мы не ставим никаких преград и барьеров.
А. Милкус:
- То есть, если у учителя есть амбиции или он понимает, что он может быть хорошим администратором, трек через «Флагманы образования» для него как раз то, что нужно для того, чтобы попробовать себя и, может быть, проявить себя, показать себя на региональном уровне, на федеральном уровне.
Б. Соловьев:
- Вот как раз потому, что зачастую кадровые резервы на местах не работают так, как должны работать, как раз и идут в конкурс, чтобы заявить о себе. Чтобы показать свой профессиональный уровень и найти новые для себя возможности. Если не в той же образовательной организации, то в другой, или же в другом регионе. Мы даже когда на входе в проект спрашиваем – а ты готов работать в другом регионе? – я могу сказать, что значительная доля отвечает, что да. И на сегодняшний день у нас ведется плотная работа с министерством просвещения, мы уже начали конкретно рекомендовать конкретных людей на управленческие позиции в другие регионы, в том числе, в воссоединенные регионы Российской Федерации.
А. Милкус:
- Борис Борисович, у меня этический вопрос. В прошлом году я стал экспертом, был в жюри, слушал вот этих замечательных людей. Вот я так себе представляю, что в жюри должен быть человек беспристрастный, а так получилось, что мы со многими ребятами-финалистами познакомились, не могу сказать, что подружились, но как-то сошлись характерами и я уже там получал приглашение и на Дальний Восток приезжать к ним пообщаться и т.д. Это как-то очень странно… Я думаю, что я должен ходить застегнутый и никому не давать приоритет, а получилось, что потрясающие, милые, энергичные люди собрались. Может быть, мне уже нельзя быть экспертом теперь?
Б. Соловьев:
- Действительно, формат финалов такой, что нацелен, в первую очередь, на коммуникацию, общение, на то, чтобы конкурсанты познакомились друг с другом, на то, чтобы конкурсанты увидели уровень свой профессиональный и других, и оценили свой личный. Что касается жюри и состава жюри, конечно, мы по правилам конкурса старались избегать всех конфликтных интересов, безусловно. Но невозможно, чтобы вот такие эффекты, как у вас, они не получались. Наверное, это хорошо, наверное, это здорово, что и вас приглашают, и тех федеральных экспертов, которые были в жюри. Я очень рассчитываю, что мы позовем новых и их тоже будут приглашать к себе, чтобы они делились своим профессиональным опытом. Тем не менее, если говорить серьезно, то понятное дело, что у нас и представители регионов некоторые были в составе жюри, мы избегали конфликтов интересов. Но самое главное, я бы обратил ваше внимание даже не на финал, а на региональные полуфиналы среди взрослых. Это управленцы и педагоги. Мы впервые конкурс провели с участием именно регионов под патронатом региональных министерств образования.
А. Милкус:
- И следующий сезон будет так же, с регионами?
Б. Соловьев:
- Точно такой же. Мы верим, что формировать кадровый резерв именно отраслевой, без участия региональных систем образования нельзя.
М. Баченина:
- Это как распределение раньше, помните, в Советском Союзе – у людей было место уже рабочее. Верно?
Б. Соловьев:
- Даже на уровне региона зачастую. Учителя никто не знает, либо директора школы плохо знает региональный министр, а здесь на региональном этапе, по итогам его, он встречается либо с губернатором, либо с заместителем губернатора, и получает наставления. Наша задача показать региональной системой ее же потенциал в лицах. Вот чтобы знали своих героев.
М. Баченина:
- А почему они их не видят без вас?
Б. Соловьев:
- Видят. Потому что есть другие профессиональные конкурсы, но я же сторонник «Флагманов образования», поэтому уверен, что наш проект, наш конкурс он массовый и на это ориентированный. Он не элитарный, не бутиковый. Все, кто хочет, тот заявляется, а не по распоряжению.
М. Баченина:
- Все кто хочет, с педагогическим дипломом?
Б. Соловьев:
- Уже сказал, что не только.
А. Милкус:
- Я дополню Бориса Борисовича – после участия как эксперт в сезоне «Флагманов» я тоже стал фанатом этого конкурса, потому что, если ты хочешь себя попробовать в педагогической специальности или посмотреть, чего ты стоишь, у тебя есть несколько ступеней. Есть профессиональное тестирование. Многие ребята говорили, что профессиональное тестирование помогло выявить дефициты, но понимать – я вот здесь еще не дорабатываю и дальше я не пойду, а пойду в следующем году. Я подучусь, узнаю что-то новое. Это такая вещь, где не просто выбирают лидеров, которые могут стать руководителями каких-то образовательных учреждений, это такая история, которая является драйвером развития всей системы образования. То есть, кто хочет, кому интересно, кто не перегорел или даже если кто перегорел, но пытается выйти из этой ситуации, у него есть вот эта лесенка. И эта лесенка подстраивается каждый раз под тебя. Это вообще гениально, конечно.
М. Баченина:
- Я, например, любительница всяческих конкурсов, но зачем мне принимать участие, если я не педагог?
Б. Соловьев:
- У нас сейчас шел этап приема заявок на премию президентской платформы «Россия – страна возможностей» и там, конечно же, была номинация «Образование». И номинация ориентирована, конечно, на истории людей. Я, как один из экспертов, отсматривал эти заявки. И очень трогает, когда пишут, что были 90-е годы, ситуация была понятно какая, очень много предприятий закрывалось, но тут «я вспомнила, что у меня диплома педагога, вернулась и открыла для себя новый мир, потому что у меня уже дети и уже с другой стороны посмотрела на профессию, и стала реальным лидером в системе образования у себя в регионе». Другая история. Когда в педагогическом коллективе есть реальный буллинг. Мы об этом редко говорим, мы говорим бОльшей частью про детей, но когда педагог, имея такие инструменты через профессиональный конкурс, заявить о своем профессионализме, объективно, и занять передовые позиции в том или ином конкурсе – это тоже возможность, это тоже социальный лифт. И вот когда ты для себя открываешь либо новые стороны этой профессии, узнаешь новый вкус этой профессии, либо ты оставляешь эти оковы профессиональные и идешь дальше, идешь и покоряешь новые вершины – вот такие инструменты нужны. Не конкурс ради конкурса, а ради того, чтобы поменять свою жизнь.
А. Милкус:
- Да, этот конкурс помогает создавать такое горизонтальное сообщество. Потому что я видел в течение недели, как ребята познакомились, подружились, стали друг другу помогать, обменялись телефонами и уже какие-то связи возникли, а для педагога такое сообщество, понимание, что есть такие же, как я, может быть, через тысячи километров, но мои же единомышленники и мы будем двигаться дальше вместе с командой, это очень важно. Я смотрел, как создавались вот эти коммуникации, создавались эти группы… вот вы продумывали такой эффект от конкурса или это естественная история для педагогов?
Б. Соловьев:
- Мы продумывали и это наша целенаправленная задачка. И форматы финалов на очных мероприятиях на это рассчитаны. Кроме того, в орбите проекта, уже среди выпускников, мы сделали созвездие «Флагманов образования». Это те, кто профессионально созрел и готов выступать в качестве эксперта на региональном, муниципальном, федеральном уровне. У нас сейчас более 180 человек из 46 регионов, они сами определили свою экспертную область и, самое главное, мы говорим о них региональным министрам. Мы говорим – коллеги, это ваш ресурс. У вас есть такие классные профессионалы, которых вы можете приглашать, начиная от формирования программы развития той или иной образовательной организации и заканчивая стратегией развития региона в сфере образования.
Далее. Моя мечта, я бы очень хотел, чтобы как раз такие сообщества и горизонтальные связи как раз возникали на уровне региональных полуфиналов «Флагманов образования». Вот как раз на уровне региона, когда ребята встречаются из разных муниципалитетов, из разных школ, они знакомятся, у них единые задачи. Может быть, разные условия – где-то географически, где-то экономически – но они работают на одну систему, региональную систему образования. И здорово, если они будут объединяться и делиться ресурсами. Не только финансовыми и материальными, хотя и материальными тоже, но и своими экспертными, человеческими.
М. Баченина:
- А если преподавателя не пускают на конкурс? Такое у вас бывало?
Б. Соловьев:
- Очень часто, к сожалению.
М. Баченина:
- А из-за чего так бывает и что делать?
Б. Соловьев:
- Первое. Это такая категория людей, конкурсантов, которые из конкурса в конкурс. Я вот просто смотрю глазами директора и если бы у меня тоже педагог не появлялся на рабочем месте и не занимался своими прямыми обязанностями, я бы тоже задумался. А есть другая ситуация. Когда определенная ревность к профессиональному уровню, когда нежелание содействовать в продвижении, когда у тебя на уровне образовательной организации, либо региональной или муниципальной системы образования нет команды и ты работаешь как один в поле, поэтому тебе неинтересно, что с твоим коллегой происходит. Ты не в ответе за него, а он за тебя. Конечно, такие случаи бывают. Нам жалуются, что не пускают. Но здесь хочу сказать, что мы всячески содействуем, мы индивидуально отрабатываем, в том числе, и с министрами региональными, просим содействовать и направить для участия в очных мероприятиях прямо пофамильно – педагога, директора и т.д.
А. Милкус:
- Я бы добавил еще одну причину. Не отпускают сильных учителей, не отпускают лидеров. Потому что боятся, что переманят.
Б. Соловьев:
- Это тоже, да.
М. Баченина:
- Мы так или иначе уперлись в этот вопрос – отпускать или нет? Могут переманить. Мы знакомим их с министрами региональными и говорим – вот он, ваш двигатель образования внутреннего возгорания… но мы прекрасно знаем, что, если не будет финансовой поддержки, да и еще какой-то поддержки, то ничего не будет в итоге. С этой стороны как вы видите решение этой проблемы, если вы об этом задумывались?
Б. Соловьев:
- Вы сейчас о миграции учителей и директоров говорите или об их сманивании на более высокие зарплаты?
М. Баченина:
- Я имела в виду, что сманивание, да. И вот когда вы выходите через руководство региона, уже с их помощью начинаете свой конкурс на местах, то нужны деньги этим же людям, которые руководят регионами, а зачастую у региона их нет просто. Тогда слова остаются словами. Когда у нас за пределами Москвы учителя начнут жить хорошо? Хорошие учителя, достойные учителя, которых мы очень ждем для наших детей.
Б. Соловьев:
- Я, конечно, здесь с вами соглашусь, потому что есть одни региональные системы, они включают более мощные механизмы стимулирования и мотивирования привлечения учителей – та же самая Московская область, которая будет сейчас стимулировать аренду жилья. Это и северные территории, которые дают тоже очень много привилегий. Это и федеральная программа «Земский учитель». Лично я не вижу ничего дурного, если учителя переезжают или занимают более высокие позиции. История учителя продолжается и все равно он является представителем той системы образования, где он начинал, начинался его профессиональный путь. Дело в другом. Да, согласен, что нужно повышать зарплату, безусловно. И разброс очень сильный из региона в регионы, тем более, для молодых специалистов, тут, естественно, есть вопросы – конкурентные зарплаты, не конкурентные зарплаты. Но дело в другом. Мне кажется, надо директорам образовательных организаций давать инструменты по привлечению молодых специалистов, по их мотивированию. Ведь для молодого специалиста, напомню, что с третьего-четвертого курса они могут уже преподавать, а для ребят другое важно на самом деле. Это становиться профессионалом, становиться подобным тому, с кем рядом ты преподаешь, с кем рядом ты работаешь. Я вот уже называл цифру, что 36% студентов отмечают, что заработная плата останавливает их от того, чтобы стать педагогом. Но это всего лишь 36%. С остальными дефицитами можно работать.
М. Баченина:
- А как с ними работать?
Б. Соловьев:
- Еще какие трудности. Большая нагрузка, трудности в общении с родителями – 7%. Работа с большим количеством документов – 10%. Ребятам нужно это показывать, рассказывать, как оптимизировать эти процессы. Профессионалы же с этим живут, работают. Понятно, что надо их учить знакомить с профессией, показывать, что работа педагога очень важна. Кстати говоря, невысокий уровень престижа профессии тоже ребята отмечают, и это тоже важно. И чем больше мы будем говорить о престиже профессии, платить достойную конкурентную зарплату, тем мы будем выигрывать.
М. Баченина:
- Борис Борисович, у вас цель – создание условий формирования кадрового резерва для системы образования Российской Федерации. Мне очень нравится эта цель. Скажите, пожалуйста, вот у нас недавно президент отчитался о том, что они подготовили шестилетку… А у вас какими шагами отмеряется, когда будет этот резерв, хватит ли моей жизни на то, чтобы я увидела, успокоилась и мы назвали российское образование не одним из лучших, а самым лучшим, в цифрах перешагнули какие-то проблемы… Все упирается правда в кадры.
Б. Соловьев:
- «Флагманы образования» - это создание условий кадрового резерва. От молодого специалиста до управленца федерального уровня. Если кто заинтересован – министерство просвещения, региональные министры – они среди наших финалистов могут себе найти просто линейку профессионалов, от молодого, до зрелого, профессионального.
М. Баченина:
- То есть, они уже есть?
Б. Соловьев:
- Да, фактически, конечно, есть, их 265 человек, тем не менее, мы начинаем с этого. А самое главное и, кстати говоря, министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов отмечает это – резерв-то резервом. То есть, мы это только отобрали. Главное, их подготовить для нового уровня должностей, то есть, дать им новые классные образовательные программы, которые помогут расширить их горизонты профессиональные, не смотреть на образование как только на сферу образования, а шире – как на социальную сферу. И дальше предлагать им те позиции, на которые их рассчитывают. Мне кажется, что конкурсы профессиональные, объединения профессиональные, педагогические, например, как ФКР, они предоставляют возможность профессиональной свободы, они предоставляют возможность увидеть другое, чего нет у меня, овладеть тем, чем я не владею, подсмотреть, чем я так же не владею, поделиться, чем я могу, что у меня есть. И этот взаимообмен и взаимообогащение профессиональное, кажется, вот в этом ценность-то и есть.
А. Милкус:
- Если можно, по датам расскажите. Вот сегодня начался прием заявок на четвертый сезон. Когда он заканчивается? Вот мне надо спланировать свое расписание на год.
Б. Соловьев:
- С сегодняшнего дня регистрация в проект открыта. Она продлится до 1 августа. Все это время, до 1 августа, предоставляются возможности для профразвития, образовательный марафон, о котором мы уже говорили ранее. А вот дальше конкурс, который начинается, отборочный этап, со 2 августа и продлится до 9 августа – это так называемый дистанционный этап конкурса. По его итогам студенты сразу попадают в финал, кто пройдет по рейтингу, а взрослая категория в лице педагогов и управленцев попадает на региональный полуфинал. Региональные полуфиналы, как правило, проходят в очном формате и в сентябре-октябре месяце. Финал для студентов состоится в октябре, а для педагогов и управленцев в ноябре.
А. Милкус:
- А известно в каких городах?
Б. Соловьев:
- Мы сейчас прорабатываем эту возможность. Нам бы очень хотелось студентов пригласить на финал в центр знания «Машук», не все еще там были ребята, познакомить их и с образовательной инфраструктурой города Пятигорска и вообще Ставропольского края, и с самим центром «Знание» непосредственно. А что касается взрослых, мы сейчас прорабатываем, на какой площадке мы проведем очное мероприятие конкурса.
М. Баченина:
- Спасибо вам большое.
А. Милкус:
- Маш, давай, принимай участие!
М. Баченина:
- Да, Саш, вы просто с языка сняли, как говорится… понятно, что кто-то где-то сейчас слушает и думает, и начинает ворчать… но всегда все начинается вот с таких вещей. А потом вся эта машина собирается воедино и начинает ехать.
А. Милкус:
- Я хочу сказать, что «Флагманы образования», по моему ощущению, уже поехали.
М. Баченина:
- Спасибо вам огромное, Борис Борисович, за то, что нашли время и приняли участие в нашей программе.
Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно.