Гонки дронов: спорт высоких достижений

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
В гостях у Марии Бачениной и Александра Милкуса первый вице-президент Федерации гонок дронов России Александр Котов рассказывает, почему гонки дронов - это спорт, с какого возраста можно начинать соревноваться, где и у кого таким навыкам учиться

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья, в эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.

А. Милкус:

- Всем здравствуйте.

М. Баченина:

- Сегодня мы будем говорить про спорт. Касающийся, в первую очередь, наших с вами детей. В гости мы пригласили первого вице-президента Федерации гонок дронов России – Александр Котов в «Родительском вопросе». Александр, здравствуйте.

А. Котов:

- Здравствуйте.

А. Милкус:

- Я хотел выяснить, а какое отношение к спорту имеют гонки дронов? Я имею в виду к спорту, который развивает физические способности человека? Ну, сидит человек, у него в руках пульт…

М. Баченина:

- Это называется джойстик, Саш.

А. Котов:

- Если говорить в целом о гонке дронов, это все-таки тоже спорт, который признан в 2023 году и качества он развивает в принципе аналогичные и другим видам спорта, потому что у нас есть дисциплины командные, которые предусматривают и командную ответственность, и скорость управления, и реакцию, и необходимо стратегию выстраивать, как эта соревновательная дисциплина будет проходить. Поэтому здесь полная командная работа, полное вовлечение ребят. А еще, когда командная идет дисциплина, ребята – один пилот, один техник – они находятся в разных местах: один в кресле управления, пилотом, другой в зоне техника, он меняет аккумуляторы, меняет пульты управления, меняет деформацию дрона, в случае, если он какую-то получил. Они еще бегут между вот этими пунктами… то есть, на самом деле, это очень динамично, советую просто посмотреть… Плюс, это не только работа в команде и физическая, но это еще и инженерные, технологические навыки, потому что ребята все сами собирают наши дроны, проектируют, варят, паяют – здесь такое двойное направление. Когда этот спорт зарождался и мы придумывали этот вид спорта, он проходил по аналогии «Формула-1», только в воздухе. В 3Д пространстве, с такими же пит-стоп зонами, с заменами, с такой же динамикой и зрелищностью. Поэтому это ничем не отличается от других таких видов спорта - компьютерные я имею в виду виды спорта, кибербезопасности… вот эти качественные дисциплины, ответственности, чувство работы в команде все эти формируют.

А. Милкус:

- Я понимаю. У нас в программе был Дмитрий Смит, президент федерации компьютерного спорта России, и он убедил, по крайней мере, меня в том, что это действительно спорт. А для меня спорт это не только умственная работа или работа в команде, а это развитие мышц, развитие сердца, то есть, какие-то физические упражнения, которые нужны для поддержания человека. Потому что когда ребенок с утра до вечера перед экраном – для меня это не спорт. А вот Дмитрий убедил, что для того, чтобы быть хорошим киберспортсменом, нужно иметь хорошую физическую форму, иначе ты просто не выдержишь этих нагрузок. А у вас как?

А. Котов:

- Здесь похожая история. Потому что наш вид спорта заключается в том, что ты в очки, в том числе, смотрит камера. Здесь, как подготовка космонавтов, требует хорошего развития и внутренней физической подготовки, и вестибулярного аппарата, то есть, достаточно серьезная должна быть тренировка, связанная именно с восприятием картинки быстроменяющейся и нагрузка, которая происходит на человека, должна восполняться физическими упражнениями и хорошей физической формой. У нас нет ребят в плохой физической форме. Они так же проходят тренировки, занимаются, готовятся, настраиваются, тренируются физически. Я уже не говорю про какие-то свои инженерные навыки, физические, в том числе. То есть, это такая полноценная тренировка и между подготовкой они так же делают зарядки, разминки, потому что должна быть быстрая реакция, организм должен быть готов к нагрузкам, которые он воспринимает физически. Потому что квадрокоптер летит, камера находится на квадрокоптере, ты находишься внутри этой гонки по большому счету и, когда скорость квадрокоптера около 200 километров в час, ориентироваться тяжело и у взрослого человека могут быть перегрузки и его может даже укачивать. Поэтому тренировка физическая должна быть тоже обязательно.

М. Баченина:

- Насколько я знаю, полеты дронов над Москвой – это сейчас все регулируется Минобороны. А у вас какие-то отдельные преференции, разрешения? Или только вам это можно?

А. Котов:

- Конечно, мы прорабатываем все эти вопросы. Вообще любой дрон свыше 150 граммов подлежит государственной регистрации. Все ребята, владельцы дронов, их регистрируют на госуслугах, в Росавиации, получают соответствующие разрешения, чтобы он у них вообще находился. У нас не запрещены полеты дронов, в смысле, наличие дронов гражданского назначения у человека. То есть, они могут их приобретать, регистрировать. Полеты дронов до 150 граммов разрешены и полеты в помещениях тоже не регулируются. Если мы летаем в помещениях, мы просто в уведомительном порядке сообщаем и проводим соревнования, например, на закрытых территориях там футбольных арен, баскетбольных арен, если говорить о маленьком классе дронов, например, 75-й дрон. Наши, конечно, идеальные площадки – это открытые пространства, мы любим летать на футбольных стадионах открытых. И там есть определенные вопросы, связанные с законодательством. Первое. В некоторых регионах мы когда летаем в чашах стадионов, внутри футбольного стадиона, не поднимаясь выше 5 метров, на нас не распространяются требования запретов законодательства, мы просто регистрируем эти дроны и для службы безопасности в спортивных целях каждый дрон зарегистрирован, каждый дрон понятно, на какой частоте идет, и к нам претензий нет, мы спокойно осуществляем эти полеты. То есть, в целом для развития спорта и проведения соревнований можно получать разрешение. Есть просто определенная бюрократическая процедура, которую мы умеем проходить. И мы летаем в основном, если это на улице, в сетках. Сетки нужны не только для того, чтобы согласовывать полеты, но и для того, чтобы обеспечивать безопасность. Потому что здесь дроны летают на высокой скорости и безопасность для самих участников соревнований, зрителей, организаторов, должна быть обеспечена в полном объеме. И вот спортивное общество «Трудовые резервы», которое зародило историю развития гонок дронов у нас в Российской Федерации с 2018 года, они всегда проводят и проводили и на ВДНХ, и в парке Горького большие соревнования, где около 100 спортсменов принимают участие, более 3000 зрителей собиралось. С 2018 года эти соревнования проводятся в сеточном формате. Там можно было и научиться управлять дроном, и его собирать, и пилотировать, и различные активности были связаны именно с беспилотными технологиями.

А. Милкус:

- Вернусь к спорту. Мы все-таки говорим, что сейчас управление дронами, создание дронов – это такое приоритетное направление для научно-технического развития страны. Мы говорим о том, что нам нужно больше ребят, которые умеют управлять дронами, нужны инженеры, которые умеют их проектировать, собирать и т.д. И в этом смысле ваш вид спорта он такой общественно важный, общественно полезный. Поэтому у меня вопрос – а с какого возраста можно им заниматься? Я понимаю, что теоретически можно с любого возраста… но я имею в виду как спорт. То есть, прийти к вам или создать команду? Условно говоря, в социальные сети у нас рекомендуется заходить с 14 лет. А заходить в дроноведение с какого возраста?

А. Котов:

- Действительно, у нас в федерации есть образовательный трек отдельный и мы в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы» есть федеральный проект «Кадры для БАС», где мы в принципе учим преподавателей, для того, чтобы те готовили школьников в рамках и внеурочной деятельности, и готовим совместную программу в рамках основ безопасности и защиты родины, в целом основывая вообще знания о беспилотных летательных аппаратах, о том, что это такое, на какой частоте и т.д. Потому что сегодня более 50 применений беспилотных летательных аппаратов – это и аэрогеодезия, и геологоразведка, и МЧС, и патрулирование, и предотвращение и предупреждение пожаров, и агродроны очень развиты. В общем, направлений большое количество. Не говоря уже о тактическом применении в зоне специальной военной операции. Говоря о точке входа, мы работаем со школьниками, вот у нас есть одни из профессиональных пилотов, которые летают на пятом уровне и ребятам 11 лет. Которые уже сегодня и собирают дроны, и конструируют, и летают на высоком профессиональном уровне.

У нас разработаны программы предварительные и для начальных классов, и для классов постарше. То есть, там, где дроны можно собирать и они имеют формат сборки такой коннекторский, грубо говоря, когда дроны можно собрать как конструктор, который потом еще и летает. Это для начальных классов. Чем больше ребенок занимается, ближе к старшим классам, можно учить его и паять, и программировать. Управлять можно – чем раньше ты начнешь со стимулятора, у нас спорт действительно точка входа в него барьерная какая? Первое – это доступность его, потому что это не футбольный мячик, здесь необходимо приобрести и сам дрон, и пульт управления, и понять, где летать. То есть, инфраструктура и доступность – два таких сдерживающих фактора. Но благодаря тому, что сегодня это государственное направление и есть кадры для БАС, и ряд федеральных проектов, в рамках которых сегодня образовательные организации, вот сейчас 30 пилотных регионов, в каждом регионе где-то по 16 школ закупают оборудование для обучения ребят разработке и пилотированию дронов. Соответственно, мы в качестве критериев усвоения образовательных программ … необходимость участия соревнований между школьниками. И сейчас проводим эту подготовку, чтобы эти ребята могли соревноваться. Кроме того, у нас сейчас большой проект с «Движением первых» реализуется – около 600 школьников примут в нем участие, зарегистрировались, и финал этого проекта будет в Казани в начале июня почти 1000 школьников, 100 команд разного возраста приедут. Тренировались они на симуляторах, на минимальных дронах. И они приезжают, чтобы уже в суперфинале сразиться. Наши региональные отделения вели этих ребят, показывали, рассказывали, вовлекали в занятие спортом. Сегодня нет доступности, к сожалению, пока, как захотел заняться футболом, например, нашел в интернете секцию, пришел и на поле летаешь. Сегодня это ограниченная инфраструктура и в основном вот IT-кубы, школы, вузы инженерного направления, где развивается этот спорт. И там мы делаем, наши региональные отделения делают упор на взаимодействие с такими вузами и школами, чтобы сделать базу. Для того, чтобы ребята могли тренироваться на симуляторе. Потому что симулятор – это компьютер, где есть игра компьютерная, где ты летаешь на дроне в виртуальном мире, и пульт управления. И по сути это первая точка. На симуляторе полет дрона практически совпадает с физикой реального дрона. Я имею в виду воздействие воздуха, ветра, динамика, переворот – все это соответствует реальному дрону, как будто ты летишь в реальных условиях. И если ты научился хорошо летать на симуляторе, то 80% успеха тебе гарантированы на реальном дроне.

М. Баченина:

- У меня столько вопросов накопилось!

А. Милкус:

- Давайте вернемся к началу моего вопроса. Итак, есть ли возрастные ограничения? Вы сказали, что в 11 лет…

А. Котов:

- С первого класса можно уже потихонечку начинать…

А. Милкус:

- Это вы сказали. Но если мы говорим про команду, которая может участвовать в соревнованиях. Есть ли возрастной ценз? Сколько человек там должно участвовать? Сколько человек в команде?

А. Котов:

- Возрастные дисциплины у нас по мужчинам и женщинам идут с 14 лет.

А. Милкус:

- То есть, те ребята, которые в Казань приедут, они от 14 и старше?

А. Котов:

- Нет, это школьники приедут, там, по-моему, от 8 лет могут. Но, опять же, не все прошли отбор. Заявлялись разные ребята. В Казань приезжают – там команды немножко расширены. Вообще у нас вид спорта зависит от соревновательной дисциплины. Есть же индивидуальная дисциплина – там каждый сам за себя.

М. Баченина:

- А в чем спорт-то заключается? Кто первый придет к финишу?

А. Котов:

- Кто первый придет, у кого будет скорость круга наименьшая. Там есть количество кругов. Кто быстрее прилетит, пройдет эту дистанцию по кругам, тот и победит. В командных гонках 50 кругов по 20-25 летит один пилот, потом они меняются местами, 25 летит другой – техник. То есть, в команде бывает человек, который один круто летает, а другой круто может разбираться в инженерии. И для того, чтобы было честно, они летают и тот, и другой, занимая … то есть, он и в роли пилота, и в роли техника принимает участие. И отсечка начинается с момента вылета дрона. Все круги, замена аккумулятора, замена пилота… и оканчивается, когда уже второй человек в команде полностью финишировал. Это точка отсечения и время завершилось. У кого меньше время – тот и победил. Так было на Играх будущего.

А. Милкус:

- А если сравнивать с авиамоделированием, там модели совершают фигуры высшего пилотажа. И там это очень зрелищно. А дроны какие фигуры могут делать?

А. Котов:

- Учитывая, что спорт гонки дронов в России молодой, только в 2023 году зарегистрировался и сейчас только ему будет год в июне, сейчас есть симуляторы, одиночные, разные классы – маленькие дроны (75 класс), средние дроны (200 класс) и 330-й класс, самые большие. Они облетают фигуры, которые установлены на поле…

М. Баченина:

- Как слалом, да, понимаю.

А. Котов:

- Да. Круги разные, туннели красивые… Это суперзрелищно. Особенно ближе к вечеру, когда трасса подсвечивается, препятствия подсвечиваются, дроны светятся. И все это транслируется. На медийные экраны транслируется картинка глазами пилота. То есть, зритель видит не только внешнюю сторону, как пилот или болид преодолевает эти препятствия, но и картинку изнутри, глазами пилота, как он эти препятствия облетает, какие виражи он совершает. Это очень зрелищно и захватывает. Особенно если проводить эти соревнования в красивых местах, где препятствиями служат естественные препятствия… Мы планируем гонку на Байкале, где будут трассы из ледяных фигур, которые будут подсвечиваться.

М. Баченина:

- Да, все это звучит очень романтично и в реалиях нынешнего времени перспективно. Мне, например, это симпатично. Правильно ли я рассуждаю, что, если к вам приходит подросток, он так или иначе приобретает себе не просто навыки, скилы, но, возможно, даже отчасти будущую профессию? То есть, у него уже есть хороший задел такой – вы говорили про инженерную сторону, про управление, и операторская работа. Но вы говорите о таком высшем обществе вот этих подростков, то есть, к вам не может прийти кто угодно, к вам нужно пройти несколько этапов, несколько кругов. Собственно, как попадают в этот высший разряд дроноведения?

А. Котов:

- Учитывая, что спорт технический, у нас есть большое количество ребят, которые уже несколько лет заинтересовались дронами. У нас есть целевая аудитория, которая раньше летала на маленьких… раньше была очень развита съемка свадеб, разных мероприятий с дронов. В первую очередь, конечно, мы привлекали ребят, которые были связаны с этим. И постепенно эта аудитория, а она на самом деле большая в России, которая связана с управлением беспилотниками. В первую очередь, мы не шли от массовости… мы шли от спорта высших достижений. У нас в 2018 году была сформирована команда, которая летала по миру. Есть международные лиги профессиональные и мы летали, и наша команда российская была в топе – то есть, второе, третье место мы всегда занимали. Мы понимали, как этот спорт зарождался, какие там точки, что интересного, и мы эти тренды приносили в Россию. И здесь начинали уже придумывать. И вот сегодня командная гонка, о которой я вам сказал, и которая была на Играх будущего, она вообще в мире не проводится, это уникальный формат, который мы придумали в России и сегодня проводим и его продвигаем на уровне международном. И мы идем как раз сегодня от этой верхушки высшего мастерства к массовому спорту. Благодаря тому, чтобы эти условия были доступны каждому школьнику, каждому человеку, который захотел. И мы записали онлайн-курсы, чтобы ребенок бесплатно мог научиться летать у себя на симуляторе. Ты скачал программку, запустил на своем компьютере, купил пульт, который стоит там до 10 тысяч рублей, и дальше уже ты начинаешь заниматься...

Только в этом году, по итогам 2024 года, впервые в России будет сформирована сборная команда Российской Федерации по горкам дронов. И сегодня на наши всероссийские этапы – вот сейчас будет этап в Челябинске, недавно завершился этап в Самаре – на каждом этапе в среднем 60-70 спортсменов к нам приезжают со всей России в сборные регионов. То есть, это не ребята, которые хотят летать, это ребята, которых уже отобрали для полетов в качестве ребят, которые готовы представлять свой регион на всероссийском соревновании, как отборы к Кубку России. И вот эти финальные соревнования будут в конце сентября. И чемпионат по Кубку России, и чемпионат России, и мы сегодня ведем большую работу именно с детьми в школе. Вот я упомянул два проекта. Это «Движение первых» с Минпросвещения, чтобы как раз отбирать оттуда ребят, говорить о нашем виде спорта и чтобы они приходили и на уровне регионов была возможность заниматься в школе. Не нужны огромные площадки, как мы сейчас делаем – летаем на стадионе. Пожалуйста, можно научиться летать в симуляторе, можно летать в спортивном зале, на маленьком дроне, в любом зале – футбола, баскетбола – в закрытом я имею в виду спортивном зале. Проводить там соревнования. Мы специально в правилах вида спорта это предусмотрели, чтобы такая возможность была на мини-дронах безопасных летать. А если человек хочет действительно дальше развиваться, ему интересны технологии… Потому что 75-й класс собирать не нужно, он пластиковый, его просто купил в магазине вместе с пультом управления и вместе с очками, и летаешь на нем. А уже 200-й и 300-й класс ты можешь купить, но лучше купить отдельно детали, собрать под себя, настроить.

М. Баченина:

- Да, это очень круто. А вот вы говорите – очки. То есть, ощущение у человека, что он летит?

А. Котов:

- Да, многие пилоты, которые к нам приходили, рассказывая, почему они пришли, они сказали, что я хотел быть пилотом самолета или вертолета, но не получилось. Я увидел гонки дронов, увидел, что ты находишься внутри этого маленького дрона, как пилот, ты изнутри смотришь и преодолеваешь препятствия, ты делаешь виражи и чувствуешь ощущение реального полета. Приходите на наши соревнования, мы вас покатаем. У нас есть презентационная гонка, где мы в начале каждого нашего всероссийского этапа тех, кто к нам приходит, чтобы они поняли, что это такое, приглашаем в кресло пилота. Надеваем на них очки, представляем, что вот вы летите с лучшим пилотом России – сегодня это, например, Александр Холкин у нас – он вас катает и вы с ним в команде летаете. Он рядом с вами сидит, он тоже в очках и управляет дроном, а вы в очках на его частоте. И вы видите то, как он летит.

М. Баченина:

- Я поняла. Это очень заманчиво, большое спасибо за приглашение. А вообще, в принципе, дронами серьезно, вот СВО берем, там тоже таким образом управляют дронами? Мне интересны навыки, которые ты приобретаешь.

А. Котов:

- Перед экраном компьютера дроном нельзя управлять.

М. Баченина:

- Серьезно? А я до сих пор думала, что ты сидишь перед экраном компьютера… как в танчики на Плейстейшн…

А. Котов:

- Нет.

М. Баченина:

- То есть, ты внутри этого?

А. Котов:

- В том-то и суть. То есть, ты летишь на дроне в неизвестной местности и в неизвестном направлении. И ты ориентируешься визуально сам.

М. Баченина:

- А угол зрения какой получается?

А. Котов:

- В зависимости от… ну, так-то 180 градусов точно. 360, конечно, нет. Но то, о чем вы говорите, программируемые дроны тоже есть. У нас технологии идут вперед. И развитие искусственного интеллекта, и передача информации, и дроны, которые летят по заданному маршруту, в идеале, конечно, это будущее… если местность оцифрована, они будут видеть координаты и будут летать по заданным параметрам. Это чуть другие просто дроны. Мы занимаемся только FPV-дронами. FPV-гонки дронов, то есть, это гонки от первого лица. Где пилот управляет внутри дрона, сам, как настоящий пилот.

М. Баченина:

- Обалдеть!

А. Милкус:

- Ты под впечатлением, но у нас все-таки программа «Родительский вопрос» и мы рассказываем о детях и родителях и их взаимоотношениях – что может эти взаимоотношения улучшить или там развить. Поэтому первый вопрос. Расскажите про лучшего пилота. Откуда он? Как он им стал?

А. Котов:

- Я сам выпускник Суворовского военного училища, всю жизнь со спортом, был руководителем аппарата комитета Госдумы по спорту, туризму и делам молодежи, и советником председателя. То есть, я и внутри спорта, и законы писал для спорта, и ушел потом в Федерацию – пригласили мои друзья, коллеги, основатели этой федерации, для того, чтобы мы содействовали развитию и популяризации этого вида спорта. Поэтому, если комплексно говорить о родителях и детях, и о роли спорта в жизни детей, готов отдельно этому посвятить какое-то время, а что говорить о лучшем пилоте – в основном это ребята, которые изначально занимались дронами. Ну, где-то увидели, где-то почитали, проявили интерес и родители поддержали их. То есть, действительно, есть ребята, у которых родители связаны с технологиями так или иначе. Папа программист или в сфере IT работает, или разработчик, инженер, или каким-то образом был с этим связан. И предложил, понимая, что эта история развивалась еще несколько лет назад, стал заниматься разработкой и пригласил. Вот у наших лучших пилотов была такая же история. Сегодня лучшие пилоты - они могут за год-полтора эти навыки у себя сформировать. Потому что это же не футбол, не хоккей. Сегодня здорово, что спорт со временем развивается. Если пять лет назад на дронах летали на других скоростях абсолютно, и те виражи, которые сегодня пилоты исполняют, они тогда казались какими-то сложными, но тогда и аппаратура была другая. Сейчас технологии шагнули вперед и ребята управлять стали гораздо лучше, гораздо качественнее, виражи стали более серьезные делать. И сегодня вот эти ребята тренируют сами себя. У нас лучший пилот, команда из Красноярска, которая заняла третье место на Играх будущего, они по сути благодаря тому, что у них тренер был человек, который сам погружен в эти дроны, горел этим, передавал свой опыт, вот ребята тренировались постоянно в закрытых помещениях, в ангарах – практически каждый день у них были тренировки – они претендовали вообще на первое место, но заняли третье. Первое место заняла команда Южной Кореи. Но в Южной Корее технологии на очень высоком уровне и там ребята, которые выиграли, это вообще лучшие пилоты планеты. То есть, это не просто лучшие пилоты какие-то, которые у себя в стране летают, это признанные пилоты мирового класса. Я должен сказать, что конкуренция у нас все равно сегодня мала, ну, в отношении футбола, хоккея, других видов спорта. Поэтому сегодня, чем больше ребят вовлекается, тем кручс. У них есть шанс действительно стать лучшим пилотом за год, за два. Потому что вот эта воронка, которую мы внедряем, тем мы больше видим оттуда приходит пилотов. Сегодня был один пилот, сейчас, за год-полтора, многие уже на пятки наступают, другие уже ребята, которые только летать начали полтора года назад. Они постоянно соревнуются и совершенствуют свои навыки. И это им дает возможность обгонять лучших пилотов, хотя им всего и 15 лет некоторым нет. А раньше дронрейслинг был спортом ребят, кому за 25-30 лет. Потому что это были любители квадрокоптеров и они просто гоняли для себя, как хобби. А сегодня это уже омоложение и такой более профессиональный подход.

А. Милкус:

- Я бы еще дополнил Александра. Думаю, что он продолжит мой разговор. Нельзя сказать, что это сегодня недоступный вид спорта. Насколько я помню, очень активно развивает работу с дронами национально-технологическая инициатива. По-моему, были вложены достаточно большие деньги. Были закуплены дроны и очки для выигравших гранты сельских образовательных организаций. Я точно знаю, что в прошлом году поставки были. Уже упоминали мы IT-кубы, сейчас развивается станция детского творчества, зарождаются станции юного техника. То есть, если есть желание, ну, хорошо, допустим, у семьи нет денег купить собственный дрон, наверняка в любой ближайшей станции юного техника, в любом ближайшем IT-кубе, а они есть не только в крупных городах, но и в небольших поселках даже есть, есть выездные IT-кубы у нас…

М. Баченина:

- А что это такое, Саш, давайте расскажем слушателям.

А. Милкус:

- IT-куб – это такая альтернатива станциям южным техникам – это такие замечательные организации, где ребята занимаются IT, программированием, технологиями и т.д. Туда вложены достаточно большие деньги. Многие IT-кубы сотрудничают с местными университетами, колледжами, многие на базе колледжей. Это очень классная история про развитие детского технического творчества. И вторая волна – это развивающаяся сейчас семимильными шагами национальная технологическая олимпиада, которая выросла из национально-технологической инициативы. Это очень классное движение для стимуляции ребят приходить в инженерные науки. Так что ничего сильно недоступного в дронах нет. Конечно, шахматная доска дешевле, но возможности поучиться дроноведению есть.

А. Милкус:

- Александр, вы упомянули о том, что вы сделали учебный курс. А где его скачать? Как можно его посмотреть, как можно его пройти?

А. Котов:

- У нас на сайте федерации гонок дронов России, мы всех призываем его посмотреть, там есть информация про образовательные курсы, у нас есть ссылки на бесплатные занятия, которые мы раньше онлайн писали. Сегодня многое делается государством, но, к сожалению, не все так радужно. Потому что инфраструктура – это реальная проблема. Нам даже соревнования провести негде. То есть, мы стараемся проводить на футбольных стадионах, где-то интегрироваться, то есть, у нас есть инициатива, которую мы продвигаем с министерством спорта, на уровне регионов нас стали поддерживать – создание отдельного коптерпарка, где будет непрерывная учебно-тренировочная образовательная деятельность по беспилотникам, по спортивному программированию, по образовательным трекам, связанным с подготовкой вот этих инженерных специальностей. Вообще такая дополнительная инфраструктура, где можно в регионе будет соревнования проводить, обучиться, и все будут знать, что туда можно прийти – вот как в IT-куб или на станции юных техников, только там будет все связано с беспилотными технологиями, где постоянно разрешены полеты, потому что людям сегодня просто так на дроне на улице нельзя полетать. И никто не согласует им эти полеты. Это достаточно бюрократически сложная процедура. А если говорить о том, куда можно прийти позаниматься, тут тоже проблемы. И даже по тем программам, которые сегодня закупают, во-первых, они только идут сейчас, вот только сейчас дроны закупаются. Сегодня, слава богу, что это есть, и сегодня по всем направлениям это идет, но вопросы ремкомплекта, вопросы комплектующих для дронов, нет российских пока локализаций там, из чего дроны делать. Нужны поставки отлаженные, чтобы их закупать или дроны изобретать. Мы со своей стороны разработали ряд даже собственных дронов. К сожалению, половина комплектующих там иностранного производства, но мы сделали образовательные дроны. Даже министр просвещения Сергей Сергеевич к нам лично приезжал и тестировал эти дроны, чтобы в школы заходили конструкторы, на которых можно обучаться, на которых можно и летать, и при этом знания определенные получать. Поэтому доступность будет. Я уверен, что через год-два мы к этой доступности придем. И вот если у тебя будет запрос на какой-то современный вид спорта – гонки дронов или какой-то еще, то ты можешь эти услуги получить. И понять, интересно ли это тебе, интересно ли это твоему ребенку. Мы от родителей запросы получаем колоссальные, потому что все понимают, что сегодня это перспективная, прежде всего, профессиональная деятельность. Вообще миссия нашей федерации – это формирование профессиональных компетенций в области баз через соревновательную деятельность. Потому что сформировать профессиональные компетенции у детей и студентов проще через увлечение спортом, через какую-то конкурентную среду. Благодаря тому, что сегодня развитие беспилотной авиации это действительно приоритет государственной политики, благодаря тому, что с 1 января 2024 года до 2030 года заработал целый национальный проект «Беспилотные авиационные системы», в рамках которого субсидируются, финансируются, развиваются все абсолютно отрасли, связанные с беспилотниками, спорт, естественно, там тоже есть. И подготовка кадров. Потому что сегодня и в нашем спорте первая проблема – это кадры. Вторая – инфраструктура. И чем будет больше преподавателей, а мы готовим и тренеров, и преподавателей, и разных людей, которые могут в наших детей вложить вот эту информацию о том, что вообще есть такой спорт, есть такие навыки, есть такие профессиональные компетенции, с каждым годом у нас количество занимающихся будет увеличиваться кратно. Потому что запросов идет огромное количество. Мы за 2024 год планируем провести больше 100 соревнований всероссийского регионального уровня. И вот Александр еще говорил про национальную техническую инициативу, действительно, «Архипелаг-24» будет на Сахалине скоро, мы тоже там проводим спортивные мероприятия, большую группу ребят туда везем. Огромное количество соревнований со школьниками, студенческую линию сейчас развиваем вместе с Российским студенческим спортивным союзом и Ассоциацией студенческих спортивных клубов. Ее еще нет, но мы к этому ведем работу с теми вузами, для того, чтобы в этих клубах такое направление было открыто.

М. Баченина:

- Саш, скажите, пожалуйста, а призовые у вас есть?

А. Котов:

- Конечно. Призовые за победу, всем трем первым местам были 350 тысяч долларов.

М. Баченина:

- Это корейцы получили 350 тысяч, да?

А. Котов:

- Это были Игры будущего, международные соревнования. У нас на чемпионате России мы будем разыгрывать 5 миллионов рублей. По разным дисциплинам, тем не менее, все равно отдельные наши спортсмены… это говорит про некоммерческие турниры. А Игры будущего – это все-таки коммерческий турнир. А мы сейчас развиваем и коммерческие турниры, и коммерческие этапы в России и за рубежом, где призовые существенно солидные. Потому что этот вид спорта начинает приобретать популярность с точки зрения диджитал-аудитории. То есть, мы с каждого соревнования сегодня ведем прямую трансляцию. Прямую трансляцию можно посмотреть в социальных сетях, посмотреть ролики, прийти и физически посмотреть. То есть, мы полностью занимаемся вопросами социализации. И через социальную рекламу сегодня это делаем. Чтобы до людей донести, что есть такой вид спорта. Потому что у нас, к сожалению, в некоторых регионах… вот у нас есть региональные отделения, а где-то даже нет регионального отделения, потому что там просто нет пилотов или мы их не видим. То есть, нет такого, что в каждом регионе есть даже там 10 пилотов, которые летают. Может, они и есть, но пока они нам неизвестны. А если нет регионального отделения, значит, нет спортивной федерации, которая этот вид спорта развивает. И наша задача – чтобы в каждом регионе России такие ячейки общества найти, объединить и создать условия для их развития.

А. Милкус:

- Я думаю, что кто-то, послушав нашу программу, к вам обратится – будет здорово.

М. Баченина:

- Куда обращаться, давайте скажем.

А. Котов:

- Сайт официальный – федерация гонок дронов России, у нас есть официальный Telegram, который тоже так называется – федерация гонок дронов России, и социальная сеть ВКонтакте, где постоянно работает обратная связь. Мы всем рады. У нас на сайте размещены адреса электронных почт наших региональных отделений, с контактами. Мы полностью открыты. Мы связаны и с местным региональным отделением «Движений первых». Мы подумаем, с кем связать вас в вашем регионе, который подсказал бы, с чего начать. Потому что те, кто живет этим и болеет, они знают, где дроны взять желательно дешевле и как их вообще собрать, и у них между собой уже есть такая коммуникация, где ребята этим живут, горят… Мы абсолютно открыты и действуем на всей территории. Кроме того, президент федерации у нас еще является президентом Всероссийского общества «Трудовые резервы», которое занимается развитием массового спорта по всей стране, Илья Галаев, поэтому можно обращаться и в региональные отделения «Трудовых резервов». Именно «Трудовые резервы» являются основателем дронрейсинга в России и первыми инициаторами проведения всех соревнований.

М. Баченина:

- И на лето вы перерыв не делаете?

А. Котов:

- Нет, у нас каждые две недели сейчас идут всероссийские соревнования. Мы снимаем целые футбольные стадионы, проводим мастер-классы. У нас есть дрон-баскетбол, мастер-классы по сборке дронов, по визуальному полету. Ты приходишь к нам на стадион, смотришь, как гонки проходят… заходите на сайт к нам и смотрите видео, как это все выглядит, там ролики с каждого всероссийского нашего мероприятия есть. В ГТО, кстати, мы тоже сейчас работаем с Минспортом, чтобы в качестве необязательной дисциплины за дополнительные баллы можно было сдавать навык управления беспилотниками, потому что количество ребят растет, мы считаем, что для военно-патриотической направленности эти навыки нам обязательно нужны. И в «Зарницы» мы включены, и в ГТО сейчас работаем, чтобы эти направления развивать во всех сферах жизни общества.

А. Милкус:

- А я хотел бы подчеркнуть, что это такое занятие, где можно заниматься семьей. Где и папе будет интересно, и сыну, а, может быть, и дочери, поуправлять дроном. Я думаю, что и взрослые могут приходить в беспилотники, и дети. И таким образом укрепляются семейные отношения, чему наша программа обычно и посвящена.

А. Котов:

- У нас есть семейные команды такие, когда ребенок маленький еще и пока не может собирать дрон, зато папа разобрался, папа собирает, папа программирует, паяет, дает ребенку дрон, а тот уже пилотирует, испытывает его и на нем летает на соревнованиях.

М. Баченина:

- Друзья, у нас в гостях сегодня был первый вице-президент федерации гонок дронов России Александр Котов. Огромное вам спасибо!

Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно.