Выступить - и поступить. Все неочевидные секреты приемной кампании 2024 года от ответсека приемной комиссии Бауманки

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
В гостях у Марии Бачениной и Александра Милкуса ответственный секретарь Приемной комиссии МГТУ им. Н.Э. Баумана, начальник управления «Приемная комиссия» Иван Сидельников

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья, в эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.

А. Милкус:

- Добрый день.

М. Баченина:

- Саша обеспокоился тем, что мы с вами не в курсе, как теперь по-новому люди поступают в вузы, а я так вообще запуталась… и даже не завидую тем, кому на этот год пришлось поступать.

А. Милкус:

- Я понимаю, что у нас есть постоянные слушатели, которые знают, что у тебя старшему сыну 13 лет…

М. Баченина:

- Да даже если бы я собиралась поступать, честно говоря, сначала меня добила Болонская система, теперь ее отмена – я вообще считаю, что это может свести с ума. Давайте сегодня разберемся. И для этого мы пригласили человека, который, мы очень надеемся, поможет нам это сделать. У нас в гостях кандидат технических наук, кандидат экономических наук, ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ имени Н. Э. Баумана, начальник Управления «Приемная комиссия» Иван Дмитриевич Сидельников. Здравствуйте.

И. Сидельников:

- Здравствуйте, уважаемые ведущие и дорогие гости. Я постараюсь вам помочь ответить на все вопросы, которые у вас возникают и возникли.

А. Милкус:

- Давайте с самого начала. Сейчас начинается приемная кампания. Этим летом, вернее, в этом году было сказано много важных слов о реформировании, изменении системы высшего образования. Мы отказываемся от бакалавриата, мы отказываемся от магистратуры и т.д. Давайте для тех, кто в этом году будет поступать, для детей и для родителей, объясним – поступать будут на специалитет все, больше не будет бакалавриата? Или какие-то другие варианты?

И. Сидельников:

- Практически все направления подготовки и специальности, на которые будет осуществлен набор в этом году, остались без изменений. Так же, как и в прошлом году. Соответственно, вы спокойно поступаете в университет и вы уже учитесь так же по Болонской системе на программу бакалавриата, и дальше сможете поступать в магистратуру. Специалитет – это нечто такое традиционно исконно русское, наше, с которым мы жили и которому нашему сердцу русскому ближе, понятнее и роднее. Эти программы в свое время, когда переходили на Болонскую систему, отстояли в определенном объеме, ну, потому что невозможно подготовить специалиста в области безопасности, в области ракетостроения, ну, много довольно таких специфических областей, за четыре года. Вообще чисто технически невозможно. Там одна база года три дается. И они как были, так и есть эти программы. Ну и тут тоже никаких тонкостей нет, абитуриенты смогут поступить на них и традиционно отучиться. Но есть программы, которые мы называем программы опережающего развития. Это где бакалавриат, но он не четырехлетний, а шести летний. Такие программы реализуются в МАИ, у нас в МГТУ имени Н. Э. Баумана и в ряде других университетов… Можно поступить и на такие программы и, когда уже будет реформа проведена, то вы будете переведены на новые образовательные программы, которые представит министерство, и уже получите диплом нового образца по окончании. Поэтому тут у каждого есть выбор. Наоборот, это хорошо – каждый может сориентироваться, что он хочет. Кто-то хочет получить уже то образование, которое образование будущего. Кто-то хочет быстрее на рынок труда выйти – для него есть бакалавриат. Кто-то хочет самое понятное и классическое – специалитет. Наоборот, сейчас выбор полный и людям, которые не живут в этой системе и постоянно с ней не взаимодействуют, разобраться, может быть, сложно. Особенно если один ребенок, который в этом году заканчивает 11-й класс, и никогда до этого с этим не сталкивался.

М. Баченина:

- Вот. Давайте для людей, которые только что очнулись. Представим себе таких родителей, которые – ой, а мой же 11-й заканчивает, ему ж поступать куда-то надо. И вот все ваши переговоры - специалитет, бакалавриат… объясните, пожалуйста, четко, на пальцах эту систему – как человек поступает в этом году? Вот я помню, что я поступила в вуз и вышла из него с дипломом. Какие-то бакалавриаты, специалитеты – мне вообще это непонятно… Я бы хотела сначала начать. Вот закончил ребенок школу. У него есть возможность выбрать несколько вузов, правильно?

И. Сидельников:

- Да, он может выбрать пять университетов, в которые подаст документы.

М. Баченина:

- Документы подаются через интернет, через какие-то специализированные сайты, МФЦ, правильно я понимаю?

А. Милкус:

- Через Госуслуги.

М. Баченина:

- Да, через Госуслуги. И дальше эти вузы рассматривают его единый государственный экзамен – принимают его или нет. А в некоторых вузах надо приехать потом и досдать, если этот вуз, как МГУ, вот у вас, наверное, досдают, потому что у вас очень серьезный вуз?

И. Сидельников:

- Дополнительные вступительные испытания, которые как раз вузы самостоятельно проводят, это вообще отдельная тема для разговора и она не очень интересна большинству родителей по одной простой причине. Это всего два вуза в России на самом деле и мы, кстати, ни одни из них. Ни мы, ни Физтех, ни МИФИ по этому пути не идем.

М. Баченина:

- Хорошо, вычеркнули… И вот дальше что? Вы – один из пяти вузов, который мы с ребенком выбрали, и я вам отправила результаты нашего ЕГЭ, а вы мне что присылаете в ответ? Удовлетворяет вас наш проходной балл или нет? Или что-то мы должны были специально выбирать на ЕГЭ, чтобы попасть в определенную когорту?

И. Сидельников:

- Хороший вопрос. Начни сначала называется. Давайте тогда начнем сначала. В феврале, ну, до того момента, пока у вас есть возможность выбрать ЕГЭ, вы смотрите потенциальные интересующие вас вузы и специальности в этих вузах. У каждого вуза на сайте уже вывешены правила приема и там написано – хочешь поступить на такую специальность, надо сдать вот такой набор предметов по ЕГЭ. Хочешь на такую – вот такой. И вы определяетесь на основании этого, чего сдавать-то надо. Записываетесь. И дальше спокойно сдаете и результаты ЕГЭ получаете. Дальше вы ждете момента начала приемной кампании – тут, кстати, я проведу рекламу университета: приходите к нам! Я, кстати, специально Telegram-канал завел, отдельный, там уже почти тысяча родителей подписались, где я пошагово объясняю, как конкурс вести и следить, как понимать – действительно, это сложный весь процесс.

Вы подаете документы с 20 июня в свои пять университетов и практически во всех университетах вы можете выбрать до пяти специальностей. Дальше ваша задача их как-то… ну, вузам же тоже надо понимать, куда вам хочется-то? В каждом вузе вам тоже нужно эти специальности расставить по порядку. Условно говоря, я очень хочу, мой самый большой и самый высший приоритет – вот такая-то специальность, и она будет первая. Дальше я очень хочу, если на нее не поступлю, на следующую специальность. И вот эти пять вот так ранжируете. Дальше наступает 25 июля, когда все ребята подали документы и вот таким образом отранжировали, куда бы они хотели поступить в каждом университете. И до 28 июля начинается прием оригиналов у тех, кто поступает в приоритетный этап.

Вы сейчас меня спросите – а что такое приоритетный этап? Если у вас есть какие-то основания для льготного поступления, например, ребенок инвалид или ребенок, который является сиротой, или, например, родитель – участник СВО или какой-нибудь другой военной кампании, или, например, целевая квота – то есть, человек будет обучаться в интересах какого-то предприятия, чтобы потом, после выпуска, обязательно на нем отработать до пяти лет, - вас зачисляют чуть-чуть раньше. Вы несете оригинал в один из вузов, оценивая конкурсную ситуацию.

Что такое оценивать конкурсную ситуацию? Вы видите, сколько бюджетных мест отведено под какую-то категорию, и дальше вы видите, как ребята подают оригиналы уже в один из пяти вузов. То есть, грубо говоря, подача документов – это декларирование намерений рассмотреть этот университет, как потенциальное место обучения. А подача оригинала – это уже как билет на самолет – что я сажусь на этот рейс и планирую вот шесть лет тут лететь. И вы подаете документы, оригиналы.

После приоритетного этапа, когда он заканчивается, начинается основной этап, куда уже идут ребята, которые просто поступают по результатам ЕГЭ, по общему конкурсу.

А. Милкус:

- Иван Дмитриевич, можно уточнить? Вот ребята, которые подали оригиналы в приоритетный период, они все, считаются уже зачисленными в вуз, у них все нормально, все гарантировано?

И. Сидельников:

- Если они прошли по конкурсу, то да. Уже 29 июля будет на них приказ, соответственно, они спокойно до 1 сентября отдыхают, ждут начало учебного года.

А. Милкус:

- То есть, если ты получил отмашку, что тебе пришло из вуза сообщение, или ты увидел, что ты в списке тех, кто рекомендован к зачислению в льготный и приоритетный период, все, ты уже…

И. Сидельников:

- А вот тут не совсем так. Давайте я коротко расскажу про следующий этап, общий конкурс, а потом расскажу про конкурс, как он происходит в принципе. Потому что как таковой отмашки нет. Просто принцип проведения конкурса справедлив и для приоритетного этапа, и для основного. Соответственно, на основном этапе ребята уже по общему конкурсу поступают – это просто по баллам ЕГЭ. У кого больше – те выше в списке, у кого меньше – тот ниже. Простой ранжир.

А дальше вопрос зачисления – как оно в принципе проводится. Вы смотрите, сколько мест. Вы видите, например, 10 или 20 мест в университете, неважно, и на них вот такой огромный список подавших документы. Практически все эти люди подали документы в пять университетов, на пять специальностей, а зачислится он только в одно место. И как раз, когда подали оригинал, он начинает играть роль для зачисления. Вы будете тогда у большинства вузов либо отдельным списком вынесены, либо подчеркнуты, и вы будете видеть вашу позицию на эти бюджетные места из людей, которые подали оригиналы. И рассматриваются к зачислению только подавшие оригиналы. То есть, если вы его в принципе не принесли, то вы и не поступите. То есть, если вы его не отдали.

М. Баченина:

- Но ведь оригиналы нужно приносить только после того, как ты подал заявку в основном потоке, да? И когда ты видишь, что по своим баллам ЕГЭ ты прошел, тогда и нужно нести оригинал, чтобы закрепить, что вот сюда я хочу.

И. Сидельников:

- Нет, вот я почему и начал рассказывать чуть более детально. Очень много людей, висят списки и как понять, кто прошел? Например, открывает список специальность «Машиностроение» - специальность не самая популярная сейчас, да… И видите, что даже на первые сто мест первые 200 человеком с баллом 300. А вы с баллом 220 далеко к 1000 ближе… Вы прошли или не прошли? Ну, наверное, человек скажет – мест 100, вот 100 человек с баллом 300, вот они прошли, а ты не прошел. Вот почему я говорю про оригинал – вот тут-то и начинает он играть роль. Вы оригинал можете оставить уже и на старте приемной кампании, можете донести позже. Но пока вы его не сдали, вы видите себя просто в этой кипе людей, не понимая, пройдете или нет. А как оценить это?

Вы видите, сколько мест и вы видите, сколько людей предоставили оригиналы. И если вы видите, что на 100 мест уже есть 100 оригиналов и ваш оригинал, например, первый наверху по баллам, даже если у вас 200 баллов, а мест всего 100 и есть стобалльники, то вы все равно проходите. И вероятность, что вас кто-то куда-то выдвинет из этого списка, она практически нулевая. И наоборот, если вы видите, что 100 мест и вы последний, сотый, то вы понимаете, что у вас есть риски. Сейчас еще один и вы уже на эту специальность не проходите, к примеру.

Но тут есть система приоритетов, которую внедрили в том году и которая очень сильно помогает на самом деле для ребят , для поступления. Вас рассматривают на первую специальность, из ваших приоритетов, вот о котором мы говорили, самая наивысшая. Если вам хватило баллов, вы будете зачислены на нее. А если нет, вы автоматом начинаете рассматриваться на вторую специальность, по той же самой логике. Если хватило баллов – зачислены. Не хватило – спускаетесь еще ниже. И так дальше и дальше, и вы, соответственно, падает до своего последнего приоритета, проходя все конкурсные этапы.

А. Милкус:

- А откуда в вузе знают мой рейтинг? То есть, какие специальности я распределил, как приоритетные?

И. Сидельников:

- Вы сами их выставляете при подаче документов – мы с этого начинали, что выбираете пять специальностей и ставите первой самую желанную.

А. Милкус:

- То есть, я уже заявляюсь с рейтингом таким?

И. Сидельников:

- Конечно, для вашей специальности и для университета.

М. Баченина:

- Хорошо. Получается, нужно сделать следующее. Податься, распределиться по приоритетам, затем посмотреть, какое ты место занимаешь и, главное, увидеть, кто уже подал оригиналы и посчитать, сколько их – ага, их, например, 7, а мест 10. Значит, ты влезаешь в эти три, потому что, если я сегодня прибегу и сдам вам оригинал, то даже у кого на два балла выше, он все равно будет…

И. Сидельников:

- …не зачислен, он его не принес, да.

М. Баченина:

- Да, я поняла, спасибо вам.

А. Милкус:

- Подожди. Это мы про один вуз говорим. А если мы подаем в пять вузов, то нужно бегать среди пяти вузов, что ли, таким образом?

И. Сидельников:

- Да. Если честно, ну, вот между нами говоря, конечно, вы выберете так же и вузы, как ранжируете для себя, внутри. Что вот мой первый университет желанный, вот второй, вот третий, вот четвертый, вот пятый. И тут логика та же самая – вы начинаете рассматривать просто по порядку, по вузам. Например, я хочу физтех – смотрю, а как там баллы с физтехом? Вот там не прохожу – хорошо, второй Бауманка была. А чего с баллами в Бауманке в этом году? Оп, прохожу. Ну, все, значит, отдаю оригинал сюда. Или, например, - нет, не прохожу. А кто был третьим? Ну, МИРЭА, предположим. Прохожу? Прохожу. Несу оригинал в МИРЭА.

М. Баченина:

- Ну, я считаю, что из Бауманки выходят люди зелеными и на всю жизнь так остаются, а из МИРЭА только в крапинку еще…

А. Милкус:

- Маша, подожди. Иван Дмитриевич, такой вопрос. Когда вводили ЕГЭ, один из аргументов был тот, что ребятам не нужно ездить по вузам и предоставлять оригиналы. Вы можете сидеть у себя дома, подать документы и ждать, пока тебя зачислят. А теперь. Получается, что ты должен быть в вузе физически в какой-то момент и занести оригинал. А если мы говорим, допустим, о ребятах из регионов? Например, они заявились среди своих вузов в московский вуз, питерский и, допустим, Екатеринбург. Что они должны делать-то?

И. Сидельников:

- Для них есть Госуслуги. Им можно предоставить тот же самый оригинал через Госуслуги.

А. Милкус:

- Подождите, а как же через Госуслуги оригинал? Через Госуслуги можно только копию заверенную отправить.

И. Сидельников:

- Можно и оригинал. На Госуслугах есть сведения о документах об образовании вашем. То есть, если вы сейчас зайдете, вам подгрузится и школьный аттестат, и диплом университетский, и когда вы выбрали университет, например, если вы подаете через Госуслуги, вы можете кликнуть кнопку и отправить сведения об оригинале в конкретный вуз, из пяти выбранный. И в наш университет прилетит, что вы выбрали нас и мы рассматриваем ваше зачисление и отмечаем, что у вас оригинал.

А. Милкус:

- Смухлевать, чтобы подать оригиналы сразу в несколько вузов, таким образом тоже не получится?

И. Сидельников:

- Уже нет. Один раз это было, в пандемию, когда можно было схитрить. Но там, если честно, другая причина была. Систему делали быстро, потому что никто ж не ожидал пандемию, до приема оставалось мало и разработать огромную систему, которая учитывала бы все возможные дыры и такие проблемы, просто нереально в такие сроки. И тогда эта дыра была. Сейчас ее нету и как только вы захотите смухлевать и принесете свой физический оригинал в другой университет, то университет, когда поставил отметку, что у него есть оригинал, он сотрет вам отметку в том университете, куда вы отправили через Госуслуги, например. И у нас будет написано, что человек предоставил физический оригинал в другой университет, и даже мы увидим, в какой.

М. Баченина:

- Скажите, пожалуйста, а что, нынче запрещено учиться в двух вузах сразу? Мне казалось, что на заре перестройки у нас была такая возможность.

А. Милкус:

- Да. В Бауманке и в физтехе одновременно.

М. Баченина:

- Нет, в МИРЭА, Саш…

И. Сидельников:

- Вылетать из двух университетов, так одновременно, да, сразу? Ну, в теории можно поступить на бюджет в два университета, но не в один год. То есть, вы можете поступить в этом году в один университет, на следующий год еще в один – и учиться параллельно. Но как только вы получите документ о высшем образовании в своем первом университете, во второй придут сведения и вас должны будут отчислить в связи с тем, что это образование станет для вас вторым, а второе образование платное и за госбюджет вы его получить не можете.

М. Баченина:

- А я могу принести им мешок денег и сказать – вот вам за все годы?!

А. Милкус:

- Маша, не уводи в сторону…

И. Сидельников:

- Можете.

М. Баченина:

- Нет, боже упаси! Саша, но вы тоже будьте справедливым – я задала очень актуальный вопрос: можно ли поступить в два вуза. И сейчас Иван Дмитриевич мне как раз рассказывает, что можно, но чем это закончится.

А. Милкус:

- Можно. Но нельзя.

М. Баченина:

- Я действую от лица всех матерей! Ладно, все, замолкаю.

А. Милкус:

- Давайте еще один очень важный вопрос – дополнительные баллы. Вот сколько у вас дополнительных баллов, за что вы их даете и какую роль они играют при зачислении?

И. Сидельников:

- У нас 10 дополнительных баллов можно получить, как в большинстве других университетов. Но перечислять за что, если честно, времени не хватит. Но самые распространенные – это золотая и серебряная медали за окончание школы, второе – значки различной степени ГТО, третье – олимпиады серьезные. За это можно получить дополнительные баллы – сумма их ограничена 10. Дает ли это что-то? Если честно, чаще всего это дает двум категориям поступающих. Если построить нормальное распределение баллов среднестатистического университета, оно будет именно нормальным распределением. Есть среднее и есть отклонения, хвосты – слишком большие баллы, но очень высокие, и очень маленькие, которых будет мало что с одной стороны, что с другой. И вот тем хвостам с двух концов эти дополнительные баллы очень сильно помогают. Например, у вас 195 баллов. Кажется, мало, в большой университет не поступлю. Но у вас есть еще 10 дополнительных. И вот у вас уже 205 и вы уже можете на ряд машиностроительных и приборостроительных специальностей поступить на бюджет и в Бауманку, и в любой другой большой университет. Или, например, у вас 287 баллов, а вы хотите на IT, а там проходной 295-298 каждый год, и эти 10 баллов опять вам играют роковую роль, они вам опять позволяют залететь на супермегапопулярные специальности.

А вот в середине, где баллов 240-250, там и специальности по популярности примерно одинаковые, и по баллам примерно одинаковые. Конечно, может быть, эти баллы вам помогут получить более желаемую специальность, но уже радикально на вашу судьбу они не сыграют. У вас большой перечень для выбора и вы в рамках него сможете выбирать – что с ними, что без них.

А. Милкус:

- А если у вас зачисление по итогам олимпиад без учета уже баллов… понятно, что баллы ЕГЭ должны быть больше 70…

И. Сидельников:

- Да, есть такое. Победители и призеры олимпиад, входящие в перечень российского совета олимпиад школьников, могут поступить в университет, набрав всего лишь 75 баллов по одному ЕГЭ, которое подтверждает данную олимпиаду. Ну, утрировано, олимпиаду по математике – математика, олимпиаду по физике – физика и т.д. Есть, конечно, более сложные олимпиады, которые комплексные, там сразу тогда может быть несколько – или математика, или физика, или информатика – на выбор. Любой ЕГЭ принесете и будет нормально. Да, таких ребят у нас много, мы активно занимаемся и популяризацией олимпиадного движения, и на самом деле МГТУ имени Н. Э. Баумана проводит, чтобы не слукавить, самое большое количество олимпиад среди университетов. Может быть, только МГУ с нами рядом. У нас есть и «Шаг в будущее» по физике, математике, информатике, инженерному делу, химии, биологии… У нас есть олимпиада «Газпром», которого мы являемся партнерами и проводим тоже по большому количеству различных профилей. И Технокубок. Олимпиад много. Чтобы понять, насколько их много, с начала февраля каждые выходные у нас идут олимпиады в университете. Вплоть до середины мая примерно.

М. Баченина:

- А мы уже закончили с приемной кампанией? Потому что я хочу начать про подготовку...

А. Милкус:

- Подожди. Я бы хотел еще уточнить. Иван Дмитриевич, Бауманка – это такой живой, развивающийся инженерный вуз очень популярный, и ректор у вас такой очень деятельный. Скажите, пожалуйста, какие в этом году у вас вводятся новые направления подготовки, учитывая спрос? На что сейчас надо обращать внимание? Мы уже говорим про абитуриентов 2025 года…

И. Сидельников:

- Если честно, это самый сложный вопрос. Мы охватываем весь инженерный мир. То есть, все инженерные специальности, которые есть в стране, у нас в стенах есть. Не касаемо строителей. У нас строительства нет в университете разве что. И вот какое бы направление вас ни заинтересовало, у нас есть. Поэтому, когда говорят – а что нового – я немножко подвисаю и мне сложно придумать. Это нам надо либо в экономику куда-то углубляться, либо управление персоналом открывать, ну, специальности…

А. Милкус:

- Нет, нет, я не про новые специальности. Я про направления подготовки уже существующих специальностей. Условно говоря, сейчас много в школах вводятся предметов, связанных с обучением работе с дронами, управление дронами…

И. Сидельников:

- Первое. У нас каждый год коллеги актуализируют учебные планы и программы в принципе. Какой вектор мы сейчас взяли? Они не просто пытаются понять, что происходит на рынке – мол, давайте перепишем чего-нибудь не пойми ради чего. А есть промышленный партнер, с которым мы ведем подготовку, например, Сибур, Ростех, Газпром. И вместе с промышленным партнерам эта программа перерабатывается. То есть, партнер говорит, что нам надо сейчас в режиме реального времени с точки зрения навыков и компетенций от выпускников. А мы говорим – мы дадим сейчас вот это и вот это оборудование и вот это, и вот это. Либо они нам помогают и предоставляют тоже свое оборудование, либо на нашем оборудовании, если это позволяет закрыть все сдачи. И таким образом постоянно идет актуализация и совершенствование всех учебных планов.

То есть, если взять два года поступления, то последующий уже будет довольно сильно отличаться от предыдущего по дисциплинам. И мы касаемся, конечно, только специальных дисциплин, мы не будем касаться гуманитарного блока, который обязателен в начальных планах, общеразвивающего. Он есть, он, скорее, одинаковый, а вот специальные дисциплины постоянно.

И второе. У нас модель, что каждый студент может развиваться в различных направлениях дополнительно помимо своей базовой подготовки через студенческие и научные центры. Их уже довольно много в университете, порядка 20. Есть, например, центр, который занимается космонавтикой – молодежный космический центр. Ребята собирают свои спутники сами… студенты собрали спутник, запустили его в космос… и у нпх есть ЦУП такой, как в Роскосмосе, но поменьше размерами, но принцип тот же абсолютно. И они отслеживают, как спутники вращаются вокруг Земли, могут сделать фотографии, показать их. В общем, студенты этим занимаются. Есть, например, команда гидронавтика – меня она тоже очень впечатляет… В середине нулевых, когда я только познакомился с Бауманкой, ребята, как говорят, из желудей и спичек делали подводных роботов. И эти подводные роботы плавали, задания какие-то выполняли… и они начали ездить на международные соревнования. И вот сначала они занимали последние места, предпоследние, ну, просто как участники по сути были. И без малого за 20 лет прошли путь, что до всех санкций они занимали всегда 1-2 места (второе уже считалось неуспехом) и в Сингапуре, и в Канаде. И это только студенты делают. Только студенты…

У нас есть формула «Студент», где ребята, опять же студенты, собирают болиды гоночные сами – от двигателя до полного болида. И готовый болид выступает на студенческих соревнованиях…

Есть команда, которая занимается роботами. У них там бои роботов, гонки роботов, роботы выполняют задания. Они приезжают тоже на соревнования…

И у нас идет освоение компетенций многих, еще дополнительных, именно через эти центры. В чем фишка самая главная? Мы дошли до такой степени, что один человек не может собрать продукт целиком. Условно говоря, если сто лет назад человек мог собрать автомобиль сам в гараже и это был бы продукт, то сейчас это команды. Есть маркетологи, которые продвигают. Есть дизайнеры, которые делают это эргономичным, красивым и удобным всем. Есть люди, которые разрабатывают одну часть, есть те, кто занимается электрикой и управлением и т.д. И вот все эти ребята собираются и появляется на свет нечто прекрасное. И это вот то, что постоянно тоже совершенствуется.

И самый важный показатель из тех, что появились, не было такого, чтобы кто-то умер. Они все продолжают функционировать, работать, развиваться, им выделяют площади, они ищут новых ребят, постоянно вливаются в коллектив. Самая большая проблема – это сменяемость поколений. Грубо говоря, ты попал на втором курсе, вот ты выпускаешься и уже следующие… и когда мы говорим о какой-то профессиональной области, довольно часто человек работает очень долго, а здесь, получается, яркий, но краткосрочный период. Тем не менее, это очень прекрасная вещь. Я считаю, что это действительно правильный путь, который позволяет студента погрузить и в науку, и в реальные продукты, где не наука на бумаге, ради науки, а реальные сборки, реальные экземпляры есть промышленные, и освоить новые компетенции за счет вот этой синергии вместе со специалистами, которые завершают какие-то задачи в процессе.

А. Милкус:

- Иван Дмитриевич, а как попадают в список на целевой прием? Как можно заявиться? Во-первых, это дополнительная гарантированная стипендия, это гарантированная работа по окончании университета, в общем, такое хорошее дело.

И. Сидельников:

- Да, это дело очень хорошее и правильное, которое нужно развивать и стараться всесторонне поддерживать. Целевой прием как раз претерпел наибольшие изменения в том году. Во-первых, в чем была проблема целевого приема довольно долгое время? Он был очень сильно в теневом секторе. То есть, где-то есть какие-то предприятия, какие-то места и как вот обычному ребенку, заканчивающему школу, понять, где у кого какие вакансии, куда можно пойти, куда вообще обратиться, как пройти собеседование, получить договор заветный, в какой университет поступить? Вообще ничего непонятно и очень сложно. Сейчас прошли изменения довольно большие и целевой прием вывели в открытый сектор. Есть портал «Работа России» - трудвсем.ру, где теперь предприятия публикуют заявки, что нам нужны вот такие специалисты, такие, и прописывают условия труда и поддержки. То есть, стипендия, например, далеко не у всех предприятий на самом деле была. А теперь, открыв «Работа России», вы можете посмотреть – ага, в этом университете обучение будет, работа потом будет вот в этом регионе, на конкретном предприятии, с такими-то условиями труда, во время обучения я буду получать такие-то меры социальной поддержки…

М. Баченина:

- Круто. То есть, каждый имеет право на это?

И. Сидельников:

- Конечно.

М. Баченина:

- А я думала, что это какие-то там знакомства, династии…

А. Милкус:

- Да, это было очень долго теневой такой сферой.

И. Сидельников:

- А теперь это все в публичном доступе вы вполне спокойно можете выбрать.

А. Милкус:

- Вот давайте так. Началась приемная кампания, я могу сейчас заявиться, договориться с предприятием, сказать, что через пять лет я готов выйти к вам на работу?

И. Сидельников:

- Да, можете. Есть два пути. Первый. Вы заходите на портал «Работа в России», выбираете интересующий университет или специальность, в зависимости от вашего поступления, смотрите, какие заявки есть и откликаетесь на эти заявки. Все. И подаете дальше документы через Госуслуги.

А. Милкус:

- Это дает какие-то льготы при зачислении в вуз?

И. Сидельников:

- Это дает не льготы. Это дает отдельный конкурс. Часть мест бюджетных выделена именно для целевого приема. Там более сложная логика, я в нее сейчас вдаваться не буду, потому что распределение реально сложное – где-то детализация по ведомствам, где-то по предприятиям, где-то сквозным списком. Это надо все смотреть уже на сайте вуза конкретно интересующую специальность. Но сама суть – есть определенное количество мест, которые вынесены отдельно, там свой конкурс и вы поступаете. Если ожидать, что, например, наступит мегапопулярные специальности, где проходной 300, а будет 140 в целевом наборе – не будет. Балл будет, конечно, пониже, но баллов на 15-20, а не на 100.

А. Милкус:

- То есть, если ты целевик, у тебя шансов поступить при прочих равных больше?

И. Сидельников:

- В целом да.

М. Баченина:

- А это касается только точных наук?

И. Сидельников:

- Нет, любых. В медицинских вообще целевые на 90% места. Практически во всех регионах. Там выбирается много целевым. Это нормальная история…

М. Баченина:

- Я думаю, творческих вузов не касается эта система.

И. Сидельников:

- Творческих – да…

А. Милкус:

- Вы сказали, что есть два пути.

И. Сидельников:

- Да. И второй путь. Не все предприятия есть на «Работа в России». Но эти предприятия и их интересы размещены на сайтах университета. И вы можете просто посмотреть, какие предприятия дают целевые места, обратиться в отдел кадров этого предприятия и тоже получить целевой договор.

А. Милкус:

- Давайте уточним. Я так понимаю, что те, кто с первого курса поступают на целевые места, они еще на этих предприятиях проходят практику. То есть, для них не является чем-то таким неожиданным, что они получили диплом и поехали на предприятие, которое они в глаза не видели?

И. Сидельников:

- Конечно. Более того, не только практика. Все курсовые, все лабораторные работы, практика, диплом – все идет по тематикам прямо предприятия. То есть, со стороны предприятия есть куратор, который им это обеспечивает, и все очень сильно зациклено на взаимодействии с предприятием. Ну, а какой смысл, если просто мы научим, чем учим всех, как отразить специфику на подготовке этого человека? Либо, как мы говорили вначале, это появляются, как грибы сейчас, программы вместе с промышленным партнером, где она составлена, зная его специфику, либо целевая подготовка. Где ты будешь именно практиковаться, стажироваться и постоянно взаимодействовать с предприятием и будешь знать, чем оно живет, какие проблемы решает и по окончании ты уже будешь очень сильно адаптирован к работе. У тебя не будет периода, когда ты притираешься, свыкаешься, привыкаешь к тому, что происходит. После 4-6 лет знакомства с предприятием уже будешь как домой приходить на работу.

М. Баченина:

- Мне бы хотелось пару слов услышать о том, чтобы такие люди, как я, перестали бояться МГТУ имени Н. Э. Баумана, МИРЭА и т.д. Для меня этот вуз – это какой-то космос, надо быть вундеркиндом, чтобы туда попасть… К чему я веду? Дни открытых дверей, конечно, есть. А вот чтобы подготовиться к олимпиадам, которые вы проводите, всякие кружки… Хочешь быть инженером – ну, приходи, посмотри, как это. В этом плане вы ведете работу для тех, кто подрастает?

И. Сидельников:

- Конечно. Работа ведется круглогодично, очень плотно, тоже в нескольких форматах и аспектах взаимодействия. Первый такой самый массовый – мы работаем со школами и ребята приходят на каникулах, целыми классами, на различные стажировки, по завершению которых получают сертификаты. Стажировки обычно длятся два дня – 16 академических часов – они посвящены какой-то отдельной тематике и там программа выстроена как раз с учетом того, что пришли дети. То есть, там не выйдет очень умный, но очень странный профессор, который будет рассказывать высокопарно о том, что ребенок не поймет. Там люди, которые четко понимают, какая это целевая аудитория, каким языком объяснять, что объяснять, как подать материал. И они это делают профессионально. И мы этих людей тоже очень ценим и ими дорожим, потому что нам проще работать со взрослыми людьми, чем с детьми, конечно, поэтому мы ими очень дорожим.

Второй момент. У нас есть индивидуальные программы – кружки и различные секции. Например, сейчас идут летние инженерные интенсивы для детей. Самый юный участник (наш рекорд) – 6,5 лет – собрал своего робота-манипулятора. Конечно, работать с ребятами, которые помладше, сложно. По одной простой причине – у них очень много энергии и эту энергию надо постоянно куда-то направлять в нужное русло, чтобы она не стала деструктивной… Но мы им очень рады на самом деле. Они привнесли такую свежую ноту… например, утро – у них зарядка во дворе. Включается музыка, у них проходит зарядка, а сотрудники идут и начинают улыбаться. Действительно, волна позитива, которую они дарят всему университету…

М. Баченина:

- Это летний лагерь такой, да, я заходила на ваш сайт, читала. Дороговато, конечно…

И. Сидельников:

- Ну, по рынку… мы постарались обеспечить ценник, чтобы он был самый доступный и он у нас реально самый доступный по Москве. В принципе действительно очень прикольная тема и дети, наши рекордсмены, вот мальчик 7 лет, ходит уже третью неделю. Мама уже звонит – когда пришлете документы для следующей, для четвертой…

М. Баченина:

- Иван Дмитриевич, спасибо вам большое…

И. Сидельников:

- Я хочу пожелать вам только одного. Не бояться больших университетов, особенно технических. На самом деле, есть один секрет успеха. Надо на все ходить в университете и все делать, что сказали. Задали домашнее задание – надо сделать вовремя. К контрольной надо подготовиться вовремя. Будете все вовремя делать, проблем не будет. Обычно проблемы возникают, когда ты чувствуешь взрослую жизнь, отсутствие вот этого контроля, как в школе – за тобой никто не бегает, за руку не ходит. Не пришел – это проблема студента, не преподавателя. В конце двойку получил – закономерный итог. Разные же ребята поступают. Есть и 300-балльники, которые потом вылетают через год, а есть ребята с баллом 180, которые отличниками становятся, потому что они ходят и все делают, и занимаются. И это единственный секрет успеха, и он прост на самом деле.

М. Баченина:

- Хорошо делать свое дело, да.

И. Сидельников:

- И самое главное – вы получите за это две важные награды. Первое – это качественное образование, с аналитическим мышлением, которое позволит вам реально и в бизнесе заниматься, и в госструктуре работать. А второе – это те воспоминания и память, которую вообще не повторить. Мы только сегодня утром разговаривали абитуриентами и я говорил – вот если бы меня спросили, какой бы интервал жизни я готов был бы прожить еще несколько раз, я всегда скажу – студенчество. Я был бы этому очень рад.

М. Баченина:

- Спасибо вам большое.

А. Милкус:

- Вот то, что сказал Иван Дмитриевич, очень важно. Мы воспринимаем Бауманку, как такой тяжелый, машиностроительный…

М. Баченина:

- …элитный закрытый клуб для вундеркиндов.

А. Милкус:

- А на самом деле, когда в Бауманке вам ставят мозги, то человек может работать в любой сфере. Я недавно был в очень крутой компании, которая занимается компьютерным дизайном и до сих пор делает фильмы для Голливуда, для других компаний. Большинство ребят, которые занимаются компьютерным дизайном, это выпускники Бауманки…

М. Баченина:

- Итак, друзья, сегодня в гостях был кандидат технических наук, кандидат экономических наук, ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ имени Н. Э. Баумана, начальник Управления «Приемная комиссия» Иван Дмитриевич Сидельников. Огромное вам спасибо.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp