Какие изменения ждут российскую школу в новом учебном году

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
В гостях у Марии Бачениной и Александра Милкуса и.о. директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Максим Костенко рассказывает о важных изменения, которые ждут российских школьников и родителей в новом учебном году

А. Милкус:

- В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. В гостях у нас сегодня исполняющий обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования» Максим Костенко.

Совсем скоро у нас новый учебный год. Новый учебный год, как говорится, будет характеризоваться разными изменениями. Мы и попросили Максима Александровича рассказать предварительно, заранее о том, что ждать детям, родителям и, соответственно, учителям. Будут ли изменения какие-то принципиальные, или это все-таки как-то в рамках эволюции?

М. Костенко:

- Самое важное, наверное, что нужно отметить, еще даже до рассмотрения изменений в учебной программе, это то, что и в этом году все больше и больше воспитательных практик, мероприятий воспитательного характера будут проводиться в российской школе. Это важное изменение, которое вошло в закон в 2020 году, когда все дискуссии были прекращены по поводу того, должна ли школа воспитывать или не должна.

А. Милкус:

- Наконец-то родители смогут сказать: все, школа снова возьмет все в свои руки!

М. Костенко:

- А здесь главная прелесть заключается в том, что, конечно, семья и школа – это два крыла, которые дают возможность нашим детям взлететь так высоко, насколько им будет можно, интересно, полезно и так дальше. Это первое важное направление – насыщение деятельности школы, интеграция и учебного, и воспитательного процесса. Ну и, конечно, второй августовский тезис, мимо которого не можем пройти, это, конечно, изменения в учебных предметах. И непосредственно в самом учебном плане всех образовательных организаций страны, у нас их почти 40 тысяч школ, где почти 17 миллионов ребят каждый день приходят за новыми знаниями, грызут гранит науки, как нам показывает государственная итоговая аттестация, вполне себе неплохо. Грызут с большими, хорошими успехами.

М. Баченина:

- А теперь предметно. Новые предметы, новое расписание, некие рабочие программы.

М. Костенко:

- Не могу сказать, что это прям что-то принципиально новое, нам неизвестное, нам - это и родителям, и учителям, и, конечно, нашим ребятам - гражданам великой страны. Это два основных учебных предмета, основных, с точки зрения изменений, которые произошли в рабочих программах по предмету. Прежде всего, это обновленный предмет, то, что раньше называлось основой безопасности жизнедеятельности, сокращенно - ОБЖ. Сегодня этот предмет с 1 сентября, с нового учебного года, будет называться основы безопасности и защиты Родины. В этом учебном предмете, который будет теперь с 8 по 11 класс реализовываться, понятно, те, кто после 9 класса перейдут в систему среднего профессионального образования, этот предмет у них также будет, так как программы среднего профессионального образования, то есть колледжей, полностью синхронизированы с программами школы старших классов, 10-11 класс. У нас значит было 10 модулей, теперь у нас 11 основных модулей, которые в эту программу погружены. Прежде всего, это предполагает усиление модуля, который был тоже представлен отчасти дидактическими единицами внутри программы ОБЖ, - основы военных знаний, и в основной школе, то есть 8-9 класс, и в 10-11 классе. Будет усиленно, расширенно, углублено изучение основ военных знаний и даже военной подготовки. В частности, в 8 классе появляются у нас практические сборы в течение 17 часов, 3 дня отводится, когда ребята могут на практике теоретические знания в классе на предметах ОБЗР испробовать на сборах.

А. Милкус:

- Скажите, пожалуйста, есть какие-то пересечения со знакомым мне предметом - начальная военная подготовка, которую мы заканчивали? Я помню, что мы после девятого класса у нас были военные сборы, у мальчиков, по крайней мере. И, насколько я помню, и в 2000-х, 2010-х годах все-таки ребята выезжали на какие-то военные сборы, по-разному разные классы. Это сейчас как-то систематизируется? Что за этим стоит?

М. Костенко:

- Даже в рамках программы ОБЖ, когда, может быть, военному делу не столько много времени уделялось, сколько нужно было бы и как это в новой программе ОБЗР будет, в десятом классе были 5 дней в году, когда ребята, предполагалось, именно юноши, в первую очередь, проходили военные сборы, например, где возникал самый главный вопрос. И здорово, если существовала военная часть в населенном пункте, были хорошие добрые отношения, Министерство обороны всегда стимулировало к этому военные части, чтобы ребята могли там проходить сборы. Но здорово, что в последние годы появляются почти в каждом городе сто тысяч и больше населения такие центры военно-патриотического воспитания, которые называются «Авангард». Именно они сегодня становятся базой для сборов ребят и восьмого, и десятого класса, и студентов средних профессиональных образовательных организаций.

Кроме этих центров «Авангард», которые Министерство обороны и Министерство просвещения совместно создают, существуют другие центры военно-патриотической направленности, это и центры «Воин», и Всероссийский центр «Воин», и у него большая филиальная сеть, центр «Патриот» и многие другие центры, которые своей задачей ставят военно-патриотическое воспитание, могут называться по-разному, но вполне могут являться базой для проведения практических сборов в восьмом и в десятом классе.

А. Милкус:

- Школам самим искать партнеров? Или им помогут местные, региональные министерства образования?

М. Костенко:

- Безусловно, региональные министерства образования помогут - раз, но и задача самих непосредственно центров «Авангард», например, или «Воин», «Патриот» - быть в контакте со школами. Потому что сейчас все эти центры переходят, где в регионах этого не было, в подведомство региональных министерств образования. Это принципиальная позиция министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова. Совсем недавно на совещании с региональными министрами по подготовке к новому учебному такая задача поставлена.

М. Баченина:

- У меня дед - участник Великой Отечественной войны, когда он пришел с войны и был еще в форме, он работал одно время военруком. И я даже помню фотографии такие черно-белые, когда старшеклассники в солдатских пилотках идут маршем, а он рядом, причем в военной форме. А что конкретно будет преподаваться на этих занятиях? Это работа с оружием? Тогда какого формата? Очень важно, чтобы молодой человек, если он после этого выберет военную карьеру, чтобы он не был совсем неоперившийся, даже в армии чтобы он уже чувствовал себя увереннее.

А. Милкус:

- А кто преподавать будет? В советской школе действительно были военруки. У нас был замечательный подполковник, мы его очень любили, иногда троллили, иногда он нас троллил. Но я уроки НВП помню до сих пор. Мальчишкам было интересно.

М. Костенко:

- Конечно, предполагается и строевая подготовка в программе. Надо сказать, что федеральная рабочая программа уже существует в настоящее время. Основными авторами, соавторами и разработчиками являются практики, это военнослужащие, офицеры, которые сегодня работают во Всероссийском центре «Воин». И они же являются авторами и разработчиками нового учебника - единого государственного по ОБЗР, которые будут продолжать развивать программу. Программа предполагает и строевую подготовку, и знакомство со стрелковым оружием, и с видами боевой техники, и основы безопасности использования как техники, так и стрелкового оружия, и основы физической подготовки, и ориентирование на местности, особенно это будет востребовано как раз в программах военных сборов в 8-м и 10-м классе. И многие-многие другие вопросы. Но самое главное, что сегодня эта программа, особенно сборов, синхронизируется с проектом, развиваемым Российским движением детей и молодежи, «Зарница-2.0», для того, чтобы это не было разными активностями. Есть учебный предмет ОБЗР, есть «Зарница», как они друг другом соединяются – непонятно. Поэтому мы сегодня как раз с коллегами из центра «Воин» работаем на то, чтобы это все синхронизировать. И чтобы ребята понимали, что непосредственно в неформальной обстановке, когда будет «Зарница» в конце года, школьная, межшкольная, межмуниципальная, они могут показать свои навыки на практике.

Кто будет обучать? Безусловно, это те учителя, которые проводили, реализовали программы ОБЖ, среди них немало военнослужащих или даже офицеров. По профессиональному стандарту это называлось «педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности». Одним из оснований для того, чтобы быть педагогом-организатором ОБЖ, являлось либо образование, либо опыт службы в органах МЧС - гражданской обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, эти же люди и продолжают заниматься. Но для них были предложены программы повышения квалификации. Система Министерства просвещения России, Государственный университет просвещения реализовал уже первый модуль теоретической подготовки, и с октября-ноября начинается второй модуль практической подготовки для учителей ОБЖ.

Кроме того, сегодня во всех педагогических вузах министерства развернута программа привлечения и приема на обучение, на направление подготовки педагогического образования, ребят, завершивших свою службу на специально военной операции. И сегодня есть у нас даже прецеденты, когда абитуриентами, по-моему, в Оренбургский педагогический университет подал документы даже Герой России, который завершил свою службу в СВО, и он поступает сегодня на педагогическое образование. И как раз эти ребята также придут педагогами ОБЗР в наши школы. Кроме того, создан центр «Вершина», который предполагает специализированную переподготовку. Это более короткие программы, чем, например, получение образования четырехлетнее в педагогическом вузе. Эти программы предполагают одногодичные курса, когда, уже имея образование необходимое, например, педагогическое, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, человек проходит переподготовку в центре «Вершина», в который также действует в Государственном университете просвещения, и приступает уже в течение одного года к профессиональной деятельности в школе.

М. Баченина:

- Владимир Путин поручил привлекать участников специальной военной операции к наставничеству. Те кто умеют, те и должны. С боевым опытом, мне кажется, люди на вес золота. Я вчера читала родительский форум. Там, конечно, полно мемов, что 1 сентября у всех стресс. А к чему готовиться школьникам, к чему готовятся их родителям? Возможно, есть какие-то еще новшества, тем более, когда школа стала плотнее. заниматься нашими детьми.

М. Костенко:

- У нас обновление предмета произошло, что еще совсем недавно называлось «технологией». А еще раньше эта технология выросла из предмета «труды», трудовое обучение. Вновь с 1 сентября 2024 года предмет получает свое название «труд (технология)». Это отражает тот самый подход в содержании учебного предмета, который предполагает объединение - и развитие навыков, связанных с инженерными компетенциями, например, робототехника, 3D-моделирование, что было в рамках предмета «технология». Но и также возвращение в программу учебного предмета «труд (технология)» простых повседневных бытовых навыков трудового воспитания и для мальчиков, и для девочек. Будет и работа с пищевыми продуктами, и многое другое. То, что мы в привычном понимании для себя воспринимали как труд в наше советское время, это сейчас возвращается в программу, становится инвариантным, как базовые навыки повседневной бытовой деятельности.

Но труд сам по себе тоже не может быть индульгенцией, что только учитель труда научит наших детей трудиться. Естественно, что это интегрируется в ту программу трудового воспитания, которая также в школе расширяется. С 2021 года теперь уже во всех школах страны постепенно вводилась эта обновленная новая программа воспитания, которая трудовое воспитание ,как одно из направлений, предполагала.

А. Милкус:

- Воспитание и воспитанием в школе. Это как-то отдельно прописывается или это интегрируется в школьные предметы?

М. Костенко:

- Безусловно, это единая система учебно-воспитательной работы. Сам по себе учебный предмет «труд (технология)» - это часть учебного плана, со своей программой, со своим учебником, с необходимыми методическими и дидактическими ресурсами и материалами для реализации этого предмета. Но есть еще другие активности, внеурочные, в рамках дополнительного образования, воспитательной деятельности, то, что раньше у нас называлось общественно-полезный труд, которые в рамках трудового воспитания также будут реализовываться.

М. Баченина:

- У нас же сейчас с законом предусмотрены альтернативные виды обучения, которые включают в себя заочное, элементы онлайна, семейное. А здесь обязывают ли тех, кто обучает детей альтернативным методом, обеспечивать им труды, социализацию? Растет число детей, которые так учатся.

М. Костенко:

- То, что мы условно назовем многообразие альтернативных школе форм обучения. В нашем обновленном стандарте, это тоже новелла, которая вернулась буквально в 2022-2023 году к нам. Мы прописали обязательные требования к результатам обучения и по уровням, и потом уже в образовательной программе по годам. обязанность тех родителей, которые выводят своих детей обучаться, например, домой за пределы школы, обязательно проходить промежуточную текущую контрольную и итоговую аттестацию. Эти все учебные предметы входят в учебный план, даже если они сдаются в государственной итоговой аттестации. Нет ОГЭ, ЕГЭ, например, по ОБЗР, по трудам, по физкультуре, изобразительному искусству, музыке и так дальше. Но это предметы общеразвивающего цикла, и поэтому их нужно изучать, нужно проходить, нужно знакомиться с учебниками, с рабочими программами. И если ребенок на семейном обучении, то он должен зачисляться в школу, в любую школу, которая его может принять, есть возможность такая, и проходить текущий контроль и промежуточную аттестацию по данному предмету, получать оценки, которые потом будут выставлены в итоге в аттестат в 9-м классе, какие-то в 11-м классе.

А. Милкус:

- Что ждет такие важные предметы - литература и история? Там же тоже новые учебники, новые подходы.

М. Костенко:

- Действительно, у нас учебный предмет литература тоже немножко меняется с точки зрения содержания. Не сокращается количество часов, не увеличивается какая-то нагрузка на ребят. Проведя мониторинг реализации всех новшеств, которые были за последние несколько лет в программе литературы, мы увидели, что каждое изменение приводило к тому, что появлялись дополнительные произведения для обязательного изучения или рекомендуемые для изучения. Конечно, это приводило к перегрузке, что греха таить. Мы это видим по встречам с учителями, с родителями, с детьми, что дети просто не читают те произведения, которые являются обязательными или рекомендуемыми. Поэтому, не потеряв ни одной тематической линии, ни одной дидактической единицы в части изучения литературного творчества писателей XXI века, мы сократили перечень обязательных и рекомендуемых произведений. Так у нас, например, на одного писателя порой приходилось по 4-6 произведений. Мы этот перечень сегодня пересмотрели, с учетом замечаний и предложений наших учителей русского языка и литературы, наших экспертов, методистов, экспертов-ученых в сфере литературы. Таким образом, ничего не потеряв и не увеличив нагрузку, мы пытаемся все-таки снизить эту нагрузку на наших ребят, особенно ребят-выпускников 10-11 классов, особенно кто углубленно изучает предмет литературы. И вместе с тем, чтобы все было по честности, если мы рекомендуем два произведения, мы их точно прочитаем. Понимаем, что шесть мы уже не сможем прочесть.

М. Баченина:

- У меня ребенок перешел в седьмой класс, и я прекрасно вижу, что это элементы программы первого курса филфака, когда я начинала учиться, и я ему не могу помочь. А зачем? Надо учить чувствовать родную литературу, поэзию, понимать, о чем это, чтобы это рождало полет души. Я сейчас не пытаюсь пафоса какого-то добавить.

М. Костенко:

- Это тот фокус, мы сейчас смотрим на все рабочие программы, не только по литературе, на все предметное содержание. Мы видим, слышим и чувствуем эту потребность и от учителей, и от родителей о необходимости разгрузки содержания по многим предметам. И по литературе - это один из первых шагов. И мы, конечно, на этом не остановимся. Но мы должны сейчас понять, как эта обновленная программа войдет в пространство школьной жизни, насколько это будет понятно и воспринято адекватно, насколько эффективно смогут учителя применять эту программу. И затем мы в это направление движемся.

То же самое по всем другим учебным предметам, по которым мы сегодня фиксируем перегрузку с точки зрения содержания тех ожидаемых результатов, которые мы для ребят формулируем.

А. Милкус:

- А про историю все-таки - что меняется? Появились новые единые учебники для старшей школы. А средняя школа?

М. Костенко:

- В прошлом году 10-11 класс «История России», «Всеобщая история» вошли во все школы Российской Федерации. Мы год уже отучились. Прелесть учебника в том, что фактически это учебник, который и для базового, и для углубленного изучения истории, потому что те дополнительные материалы, которые прилагаются, они вполне себе предполагают возможность работы школьников, не выходя из дому, например, с ресурсами Президентской библиотеки, либо еще с какими-то другими ресурсами, непосредственно с архивными историческими документами, просмотр документальных фильмов, научно-познавательных программ и так дальше. В этом же формате и в этом же содержании сейчас уже завершают свою подготовку, проходят апробацию учебники для 5-9 класса. К началу 2025/2026 учебного года у нас уже будут новые учебники, а может быть, уже начнут поступать в школы и в течение этого учебного года, для того, чтобы можно было начать уже с ними знакомиться, применять на уроках.

- Важно здесь не торопиться, потому что 5-9 класс - это большой период изучения истории, и важно посвятить определенное время апробации учебника на практике. Поэтому здесь будут задействованы учителя, академические институты, чтобы какие-то, возможно, особенности, которые вдруг вскроются при апробации, можно было учесть и потом уже массово эти учебники вводить в школу.

М. Баченина:

- У нас есть тенденция к единому учебнику по всем предметам?

М. Костенко:

- Так точно. Единые государственные учебники будут введены по всем учебным предметам, ориентировочно 2025/2026-й учебный год. Сейчас эта работа активно идет, и в том числе поэтому возникает такой бытовой вопрос по ходу снижения цены учебника. Например, сегодня учебник примерно стоил 800-900 рублей. Сегодня учебник по истории будет стоить где-то 200-210 рублей.

М. Баченина:

- Максим Александрович, мне нравится эта идея одного учебника по гуманитарным предметам. Но я никак в толк не возьму, допустим, математику - один из ключевых предметов, в котором я, кстати, не требую упрощения. По математике ведь действительно разные учебники есть, они рассчитаны на разный уровень, на разные способности. Это здорово. Я попользуюсь одним, попользуйтесь другим. Ага, здесь лучше объяснено. По математике тоже вы хотите единый учебник?

М. Костенко:

- Математика - царица наук. Я в свое время заканчивал физико-математическую школу и до сих пор с восхищением и с упоением. И даже своего младшего сына агитирую идти в математический класс. Он никак не соглашается, любит историю и литературу. Но по математике тоже будет один учебник. Базовый. Наш министр Сергей Сергеевич Кравцов, по-моему, в начале прошлого учебного года или, может быть, пару лет назад представлял на одной из своих пресс-конференций количество учебно-методических комплектов по математике, которые были в стране. Вы не поверите, уже после всех сокращений их оставалось одиннадцать разных учебников, которые бродили по стране и по школам. Конечно, это была такая сложность с точки зрения укрепления единого образовательного пространства. Ведь для нас важно, переехала родительская семья и ребенок вместе с ней на другое место службы, работы, жизни. И ребенок приходит в школу, а программы не совпадают, учебники не совпадают. У ребенка это вызывает дополнительный дискомфорт, дезадаптацию, может быть, даже трудности в освоении программы. Этого не должно быть. Поэтому учебник будет один.

На что мы пошли? Мы впервые после долгого перерыва в основную школу, 5-9 класс, фактически в стандарте институализировали, узаконили, внесли предпрофильное обучение по пяти предметам, в частности, по математике, плюс, естественнонаучные предметы и информатика. Кроме базового изучения, есть углубленное изучение предмета, уже начиная с основной школы, с 5-9 класса, с седьмого класса по факту начинается. И это же углубление продолжается и в 10-11 классе. Кроме этого, есть внеурочная деятельность, например, для физико-математических классов. Можно использовать любые учебники, которые также в федеральном перечне учебников или учебных пособий находятся. Например, у нас есть в Санкт-Петербурге прекрасный президентский физико-математический лицей. С пятого класса они используют уже пропедевтические так называемые пособия для ребят, чтобы сформировать интерес к физике, к химии, к биологии. Просто о сложном рассказывают уже в пятом классе. Тем самым реализуют такой принцип в обучении - дети легче усваивают и понимают то, что они уже знали в предыдущий период.

М. Баченина:

- А ГИА как изменится в связи со всем вышесказанным?

М. Костенко:

- Государственная итоговая аттестация и в 9 классе, и в 11 классе ежегодно обновляется. Сегодня мы полностью синхронизировали вместе с коллегами содержание контрольно-измерительных материалов с новыми федеральными рабочими программами. Это непосредственно задания, которые дети получают на ОГЭ и ЕГЭ.

А. Милкус:

- Раньше их называли тесты, но тестов-то нет теперь в ЕГЭ и ОГЭ. Поэтому говорят – контрольно-измерительные материалы. Или коротко - КИМы.

М. Костенко:

- Да, система заданий, которые ребята получают для того, чтобы пройти государственную итоговую аттестацию. Над чем мы сейчас работаем, это и в Послании президента прозвучало, поручение - синхронизация содержания программ с кодификатором. То, что на контроль выносится, на итоговую аттестацию, все программы будут соответствовать полностью тем системам контроля, которые будут на государственной итоговой аттестации.

Содержание ГИА каждый год обновляется в соответствии с теми программами, которые ребята проходят. Поэтому программа меняется. Кстати говоря, ОБЗР и «труд (технология)» не выносятся на государственную итоговую аттестацию. А по всем другим учебным предметам, исходя из программ, исходя из уровня достижений предыдущих лет, эти программы обновляются. Они не меняются, они обновляются, актуализируются ежегодно.

М. Баченина:

- Что делать с учебниками, которые уже закуплены школой в прошлом? Это же такая статья расходов.

М. Костенко:

- Сегодня те учебники, которыми может школа оперировать как едиными учебниками, где-то еще пока не единые учебники, входят в обязательный федеральный перечень учебников. Этот федеральный перечень учебников имеет срок годности учебника - до какого года можно этим учебником пользоваться, применять на практике. И многие из них имеют пятилетний срок. Поэтому даже то, что приобретено в прошлом году или в этом году, соответствует образовательному стандарту, входит в федеральный перечень учебников, им можно свободно пользоваться до тех пор, пока не закончится срок использования этого учебника, либо не изменится программа и не выйдет новый учебник.

А. Милкус:

- Не требуется, чтобы, как только появятся единые учебники, школа закупала для всех классов, для всех параллелей новые учебники?

М. Костенко:

- Нет. Это новшество ФПУ - по каждому учебнику сегодня есть срок использования этого учебника. Поэтому и родители могут, и учителя в свободном доступе, есть отдельный сайт по федеральному перечню учебников, посмотреть, какие учебники сегодня актуальны и до какого периода.

М. Баченина:

- Получается, мы все-таки пришли к тому, к чему готовиться родителям. Давайте и учителям тогда заодно. Накануне учебного к чему готовиться? Новые учебники только по истории пока что?

М. Костенко:

- Да, по истории. 10-11 класс, они пришли в этом году, и в этом году появится 5-9 класс, появятся постепенно учебники потом географии, труд и ОБЗР. И постепенно, к 2025/2026 учебному году появятся по всем учебным предметам обновленные единые государственные учебники. Появляется новый вид активности или занятости учебной для восьмиклассников - это сборы. Там, кстати говоря, могут и девочки принимать участие. Потому что программа, например, первой медицинской помощи у нас и как внеурочная есть. А теперь как обязательная.

М. Баченина:

- А стрелять девочка не сможет?

М. Костенко:

- Это тоже возможно. Здесь никакого гендерного разделения и дискриминации не предполагается. Но просто, если девочки не хотят стрелять, они могут заниматься другими историями, там 11 модулей.

М. Баченина:

- Мальчики же тоже могут не захотеть и пойти в медбратья, правильно?

М. Костенко:

- Возможно и такое, но они могут быть и военными журналистами, например, если есть медиастудия, вполне себе может такой проект реализовать. Это очень важная компетенция, жизненная компетенция, как жизненный навык уже, это не только профессиональная.

М. Баченина:

- У нас два новых предмета, сборы. А про форму? Или это уже не ваша епархия?

М. Костенко:

- Это не наша епархия, но сегодня есть такая возможность каждой образовательной организации устанавливать требования к единой форме.

М. Баченина:

- Виталий Валентинович Милонов недавно предложил вернуться к старой форме, как мы ходили в школу. Я его спрашиваю: вы предложили, я двумя руками за... Но вы же понимаете, мы про деньги с ним поговорили, он предложил, чтобы не было гигантской стати расходов. Я говорю: пройдет ваше предложение? Знаете, что он мне ответил? Он говорит: сначала не пройдет, но, как говорится, мы закинули, и потом додавим. Это я уже немножко интерпретировала. Мне интересно ваше мнение, вы бы хотели? Как вы считаете, это полезно будет?

М. Костенко:

- На мой личный взгляд, это совершенно не лишнее. Мне кажется, что это правильная история со школьной формой. Какая должна быть эта школьная форма. Образование – это пространство общественного договора. Общество должно договориться, что это должна быть за форма. Мне кажется, что такая вариативность, которая сегодня есть для образовательных организаций, которые устанавливают, это тоже неплохо. Каждая школа может самовыразиться. Каким образом? В виде визуализации своей школьной формы для разных уровней: начальная школа - в одном формате, старшеклассники - в другом формате. И это все отражает миссию школы, то, какие ценности они проповедуют. Мне кажется, это очень интересная история, во-первых, для сплочения самого коллектива, если это на практике происходит.

А. Милкус:

- Я хотел вернуться к трудам. Если мы говорим про возвращение в советское время, то у нас стояли токарные станки. Сейчас вряд ли в школе могут стоять токарные станки, просто потому, что это теперь сложнейшее устройство с ЧПУ. Школы должны закупать какое-то оборудование для трудов? Или им будут выделены какие-то деньги? Или они будут использовать те колледжи, которые в этом же регионе есть, для того, чтобы было трудовое обучение? Материальная база должна соответствовать предмету «труд (технология)», или все-таки каждая школа будет выбирать тот модуль, который соответствует ее материальным, техническим возможностям?

М. Костенко:

- Обязательно в полной мере должно соответствовать тому содержанию и той системе предметных результатов, которые предполагаются и которые зафиксированы в стандарте по учебному предмету «труд (технология)». В настоящее время мы находимся в переходном этапе, он будет до 2030 года, об этом тоже министр неоднократно говорил, до 2030 года школа сможет постепенно, поступательно заменить, обновить все то необходимое оборудование, материально-техническую базу для реализации учебного предмета «труд (технология)».

То, что показал мониторинг, перечень оборудования был пересмотрен, предложен регионам, регионы провели такой мониторинг, что есть. У нас больше, чем в половине школ, есть необходимый минимум оборудование для сегодняшнего уже ведения уроков, , больше 55%. Оставшиеся регионы до 2030 уже представили Министерству просвещения план по переоснащению материально-технической базы необходимым оборудованием. Есть два уровня - минимально достаточный перечень, первый уровень для трудов, и максимальный, для того, чтобы можно было реализовать все модули, и инвариантные, и вариативные, которые школа для себя выбирает. А там, например, модуль появился по ремонту, сбору беспилотников. Такой модуль сегодня тоже есть и в труде, и в ОБЗР. Они здесь могут коррелировать друг друга, межпредметную связь осуществлять.

Но важно отметить, что за период реализации национального проекта появились такие опции или институции в школах, межпредметные с точки зрения именно оборудования. В городских школах это «Кванториумы», в сельских школах это «Точки роста. Это перечень оборудования, там был также и базовый, и, расширенный перечень оборудования, который можно использовать, в том числе, и на учебных предметах физика, химии, биология, но и на трудах, но и в ОБЗР. Кроме того, если вернуться к теме трудов, вы совершенно справедливо сказали про интеграцию, про сопряжение программ среднего профессионального образования и общего образования, то есть школьного образования. Раньше это называлось дуальное обучение, раньше это называл учебно-производственные комплексы. Это может хоть как называться, но работа ребят, школьников на тех мощностях, которыми сегодня обладают колледжи, среднее профессиональное образование, также предполагается. Через создание сетевой образовательной формы, заключение сетевого договора такая работа во многих регионах сейчас осуществляется и будет в еще большей степени осуществляться. Потому что колледжи сегодня очень серьезное, масштабное перевооружение именно с точки зрения оборудования пережили.

М. Баченина:

- У нас были практики на заводах, если они были в наших городах.

А. Милкус:

- Я учился, у меня один день в неделю из пяти или шести учебных, был учебно-производственный комбинат.

М. Баченина:

- Это УПК. А я учился в спецшколе, у нас УПК не было, но нас водили на завод «Маяк», радиодетали мы собирали.

А. Милкус:

- Правильно, у меня есть квалификация автослесаря, и у нас была практика на военном заводе, мы «ЗиЛы» ремонтировали. Я до сих пор помню, как раскрутить двигатель, как скрутить его обратно - вряд ли, но как раскрутить - точно помню. В Москве сейчас тоже в медиаклассах, с которыми мы занимаемся, ребята занимаются параллельно один день на базе колледжей. На базе киноколледжа, получают начальную квалификацию оператора, видеомонтажера и так далее. Это абсолютно правильная, по-моему, история. М. Баченина:

-. Это так же, как интеграция в некую военную науку, с которой мы начали наш разговор, так же и в эту взрослую жизнь. Я ходила на курсы, где научилась печатать, когда еще у персональных компьютеров не было. И мне это пригодилось на всю свою жизнь. У меня даже корочка есть – секретарь-референт.

А. Милкус:

- А как мне пригодилось обучение на автослесаря, потому что у меня первая машина была отечественного производства.

М. Баченина:

- Родители не знают, что такое «Кванториум». А мы должны это знать? Нам это поможет с нашими подростками?

М. Костенко:

- Это поможет обязательно, даже если еще какие-то родители не знают о том, что может делать IT-куб, «Кванториум» или «Точка роста». Это все новые проекты, новые опции в системе образования, которые возникли очень масштабно, представлены сегодня в регионах страны в рамках национального проекта. Им фактически 3-4 года еще. Они активно развиваются и погружаются в образовательные программы школ и, прежде всего, наверное, даже я б сказал, в дополнительное образование школ.

М. Баченина:

- Это какие-то организации, которые приходят на помощь школьному образованию?

М. Костенко:

- Это могут быть и организации отдельные, организации допобразования – «Кванториум» и IT-куб. Эти организации могут не иметь юридического статуса, быть в структуре центра научно-технического творчества. Основная задача - привлечь ребят в научно-техническое творчество, естественнонаучное обучение, дополнительные инжиниринговые программы, IT-программы, программирование. Это разные программы, которые позволят ребятам и помогать осваивать основную учебную программу, и в то же время расширять компетенцию с точки зрения допобразования. И с каждым годом представленность «Точек роста», IT-кубов, «Кванториумов» в текущей учебном плане будет все больше и больше. Потому что, кроме уникальных программ, там есть и уникальное оборудование, которое поможет ребятам освоить разные предметы.

А. Милкус:

- Я бы добавил еще, что сейчас практически во всех регионов созданы центры по работе с талантливыми детьми по принципу и по методикам федерального «Сириуса». Они могут называться по-разному. Не обязательно это должен быть «Сириус», это может быть «Точка роста» или еще какого-то развития. Практически во всех регионах сейчас есть собственные программы по работе с талантливыми одаренными детьми. Причем не только математическое и естественнонаучное направление, но и направление искусства, направление спорта. В «Сириусе» же три направления: искусство, спорт и естественнонаучное направление. Насколько я знаю, серьезные деньги вложены сейчас в оборудование таких региональных центров, они не только занимаются развитием талантливых ребят, но и повышение квалификации педагогов, которые с такими ребятами работают. И, конечно, наш совет родителям - обратить внимание на систему, которая существует в регионе. Причем она может быть не обязательно в областном центре или в республиканском центре, она может быть и в крупных городах, и в городах небольших. Сейчас очень сильно развивается такая система онлайн-обучения, онлайн-подключения детей. Мне кажется, наверное, можно уже говорить о формировании системы работы с талантливыми детьми, как общегосударственной задачи.

М. Костенко:

- Безусловно, действительно, сейчас в каждом регионе есть мини-«Сириус», то, что мы называем. Но это тоже не индульгенция - только мини-«Сириусу» заниматься талантливыми детьми. Вся школа занимается талантливыми детьми, неталантливых детей, просто важно уловить в какой-то момент, кому больше что интереснее. А мини-«Сириусы» взяли на себя потрясающую ответственность. Под эгидой большого нашего «Сириуса, фонда «Талант и успех» они готовят тех ребят, которым интересно участвовать в олимпиадном движении по учебным предметам. И они готовят этих ребят совершать все новые и новые открытия и достижения, быть победителями, лауреатами, призерами Всероссийских олимпиад. У нас 24 учебных предмета в системе Всероссийской олимпиады. Более 7 миллионов участвуют в олимпиадном движении сегодня. Рост потрясающий, чуть ли не в два раза за последние пять лет. Самые популярные предметы – физика, химия сейчас по выбору олимпиадников. Мы видим, что и средний балл, и количество стобалльников, высокобалльников по естественнонаучным предметам сейчас растет. Мы еще немножко, чуть-чуть, пару-тройку лет, и увидим уже значительную позитивную динамику в этом направлении. Ребята вновь начинают интересоваться естественнонаучными предметами, соответственно, потом инженерными специальностями.

Поэтому школы в районах занимаются и талантливыми детьми на базе мини-«Сириусов» и в учреждениях допообразования, но и всеми-всеми ребятами, которые хотели бы развиваться в какой-то предметной области.

М. Баченина:

- В июле в Эр-Рияде была международная олимпиада по химии. Четыре золота взяли россияне?

А. Милкус:

- Так по математике, по-моему, тоже четыре золота. По биологии - три золота и одно серебро. Буквально на прошлой неделе победы - все четыре золотых медали на международной олимпиаде по искусственному интеллекту. Чем мне нравится система мини-«Сириусов»? Тем, что даже, может быть, школа проглядела талант, школа не увидела ребенка. Ребенок может сам, ученик, написать или в региональный «Сириус», или в большой «Сириус», рассказать о том, чем он занимается, написать мотивационное письмо, может быть, с помощью родителей. И этого достаточно для того, чтобы на тебя обратили внимание, тебе помогли с преподавателем, тебя вели вперед. Если ты мотивированный ребенок, может быть, тебе не хватает какого-то уровня образования для того, чтобы сразу принимать участие в олимпиаде, но если ты хочешь, если ты можешь, никакого сита, регионального, местного отбора. Пожалуйста, напиши, расскажи, продемонстрируй желание. Вместе с родителями. И тебя уже подхватят, помогут, поддержат. Мне очень нравится эта система.

М. Баченина:

- Друзья мои, мне кажется, у нас получилась сверхдинамичная беседа. Я очень боялась каких-то формализмов, какого-то чиновничества, а получилось так круто. Максим Александрович, большое вам спасибо.

М. Костенко:

- Вам большое спасибо за вдохновение.

А. Милкус:

- Я бы попросил Максима Александровича, как исполняющего обязанности директора Института стратегии развития образования, какое-то напутствие и нашим школьникам, и учителям к 1 сентября дать.

М. Костенко:

- Хочется многое сказать, но, прежде всего, мне кажется, что нам важно, вспоминая такой тезис, как счастливым человеком, а надо, чтобы на работу идти с удовольствием и с работы идти с удовольствием, домой возвращаться. Это ощущение удовольствия и радости от того, что у нас имеется, мне хотелось бы пожелать всем. Ну, а ребятам - хорошо учиться, слушаться старших, не бояться девятиклассникам - ОГЭ, одиннадцатиклассникам - ЕГЭ. Все будет отлично в этой жизни и все будет очень хорошо.

М. Баченина:

- Большое спасибо. Сегодня в «Родительском вопросе» был исполняющий обязанности директора федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования» Максим Александрович Костенко.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp